Империя должна умереть! Сценарии ближайшего политического будущего рф (часть вторая)

27.11.2022 11:15 | Укррудпром

Для Украины же оптимальным сценарием будет частичная или полная дезинтеграция россии (но при обеспечении международного контроля над российским ядерным оружием)

 Смерть путина

Мы не знаем, когда и как это произойдет. Но это неминуемо спровоцирует резкое обострение борьбы за власть в российской верхушке, либо в явной, либо в скрытой форме. Исход этой борьбы может быть в разной форме, он не предопределен. Появится новый руководитель россии. По конституции рф обязанности президента россии должен исполнять (до избрания нового главы государства) премьер-министр. Но кто будет главой правительства в такой момент, и все ли будет происходить в соответствие с конституцией рф? На эти вопросы сейчас невозможно дать четкий и однозначный ответ. Одно можно сказать совершенно точно — авторитет и влияние нового руководителя россии будут гораздо меньшими, чем были у путина. И не все влиятельные группировки в российском руководстве согласятся на единоличное руководство нового формального “начальника россии”.

Если новый российский руководитель и поддерживающая его группировка окажутся достаточно сильными, то в рф начнется постепенное формирование нового политического режима, либо существенное обновление путинского режима (но уже без путина). Но может так случиться, что на роль формального руководителя россии будет назначена компромиссная фигура, а реальное управление страной будет осуществлять группа представителей наиболее влиятельных властных группировок (ключевые должности в руководстве рф будут распределены между этими группами). Однако, как показывает исторический опыт, коллективное руководство государством (особенно в авторитарных режимах, и в такой стране как россия, склонной к самодержавию) — это всегда переходная форма. Таким образом, после смерти путина неизбежно начнется переходный период, который завершится формированием нового политического режима. Этот переходный период может затянуться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Наибольшее влияние смерть путина окажет на ход военных действий в Украине. А это в свою очередь будет влиять и на политическую ситуацию в россию. Очевидно, что смерть путина окажет деморализующее и дезорганизующее влияние на сторонников нынешнего президента рф, на значительную часть российского госаппарата, в том числе и на российскую армию, воюющую в Украине. А для Вооруженных сил Украины, и для всего украинского сопротивления российской агрессии это, напротив, станет мощнейшим стимулом для наступления. Откроется окно возможностей для достаточно быстрого освобождения всех оккупированных территорий, в том числе и Крыма.

Каким будет новый политический режим в россии после путина, какой будет его внутренняя, и, особенно, внешняя политика, решающим образом будет зависеть от того, кто победит в борьбе за власть в ходе переходного периода — Силовик (силовики) или Технократ (технократы). Важно не возможное имя, а политическая суть нового руководителя (руководителей) рф. В случае коллективного руководства может быть относительный баланс сил между силовиками и технократами на основе некоего неформального пакта о сотрудничестве. Коротко рассмотрим эти под-сценарии:

Под-сценарий “С” — к власти приходят “силовики”. Под силовиками подразумеваются представители силовых структур или выходцы из них. В настоящее время в этом лагере доминируют выходцы из спецслужб, но в перспективе может возрасти и влияние военных. Полное поражение российских войск в Украине уменьшит вероятность этого сценария. Однако этот сценарий будет возможен, если “силовики” придут к власти сразу после смерти путина и удержат власть в ходе переходного периода, либо они победят в ходе борьбы за власть благодаря своему силовому ресурсу. Если российской армии удастся сохранить под своим контролем хотя бы часть оккупированных территорий (в первую очередь Крым), это также будет способствовать реализации сценария “С”.

И во внутренней и во внешней политике “силовики”, естественно, будет приверженцами силовых методов. Но во внешней политике в результате существенного ослабления российской армии возможности силовых методов будут значительно ограничены. Поэтому с их стороны будет возможна и попытка компромисса с Западом при условии их признания западными странами и “сохранения лица” в процессе завершения войны в Украине, например, на условиях прекращения огня и замораживания нынешнего военного конфликта. Но в этом случае будет достаточно высокий риск возобновления военных действий через некоторое время.

Под-сценарий “Т” — к власти приходят “технократы”. Под “технократами” понимаются в широком смысле те политики и группировки в российском руководстве, которые будут делать ставку не на силовые методы, а на гибкую и прагматичную политику, на экономическую, социальную и внутриполитическую стабилизацию в рф, в первую очередь через завершение войны в Украине. В случае полного военного поражения российской армии в Украине, вина за это будет возложена на “силовиков”. Может быть подписано соглашение о прекращении огня с линией разграничения по украино-российской границе 1991 г. Де-факто, но не де-юре (во всяком случае на момент завершения военных действий) новым российским руководством будет признан отказ от незаконно аннексированных территорий. Во внутренней политике возможна (по мере стабилизации внутриполитической ситуации) постепенная и умеренная либерализация, не исключается даже некоторая “депутинизация”. Во внешней политике может быть предпринята попытка восстановления относительно конструктивных отношений с Западом. В отношениях с Украиной будет длительная и взаимная отчужденность, а также международные суды (по инициативе Украины и международного сообщества) за военные преступления россиян и финансовую компенсацию ущерба, нанесенного Украине военными действиями россии. Дестабилизирующим фактором для нового политического режима будет недовольство и политическая активность представителей бывшей “партии войны” и их сторонников.

Под-сценарий “К” или “С-Т” — у власти будет коллективное руководство, неформальная коалиция “силовиков” и “технократов”. Один из вариантов этого сценария — “технократический фасад” при сохранении силовой (авторитарной) сути политического режима. Иначе говоря, формальными руководителями и кураторами экономического и внешнеполитического блока будут “технократы”, а реальная власть останется у “силовиков”. Эта “коалиция” попытается вывести рф из того тупика, в который ее загнал путин, но делать это будет половинчато и противоречиво. Отношения с Западом останутся достаточно напряженными, но переговорный процесс может активизироваться. Из войны в Украине этот политический режим будет стремиться выйти на условиях “сохранения лица”, общего прекращения огня и замораживания нынешнего военного конфликта.

Переворот, политическое отстранение путина

Этот сценарий, с одной стороны, очень популярен, т.к. по мере возрастания рисков глобальной ядерной войны есть надежда, что прагматичная часть российского руководства отстранит путина от власти, чтобы избежать ядерной катастрофы. С другой стороны, большинство серьезных экспертов оценивают этот сценарий как маловероятный, т.к. у путина сильнейшая охрана, к тому же наибольшую и самую влиятельную часть его окружения составляют его ставленники. Переворот могут осуществить только “силовики”, опирающиеся на возможности спецслужб и, хотя бы частично (и при необходимости), — на силовой ресурс армии. российская армия слаба и не консолидирована в политическом смысле, а спецслужбы — под контролем людей путина. Поэтому вероятность такого сценария весьма неопределенная.

Если же некий переворот все-таки произойдет, то к власти придут “силовики”, или коалиция “силовиков” и “технократов”. И тогда политическая ситуация может развиваться, соответственно, в рамках вышеописанных под-сценариев “С” или “К”. Но не исключено такое развитие событий, при котором различные группы “силовиков” начнут воевать друг с другом и в россии начнется “Смута”.

“Смута”. Затяжной и глубокий политический кризис в россии

Этот сценарий возможен в случае резкого ослабления центральной власти в россии. Суть этого сценария — в начале войны всех против всех: различных властных и околовластных группировок между собой, частных армий с официальными Вооруженными силами, местных и национальных элит с центральной властью, стихийных бунтов по разным поводам. В данном случае термин “война” используется в прямом смысле, так как речь будет идти об использовании оружия и военизированных структур. Еще одна особенность этого процесса — в его стихийности. В рамках этого сценария велика вероятность частой смены формальной центральной власти в россии.

Триггером (спусковым крючком) для этого сценария может стать резкое обострение борьбы за власть в рф либо в случае смерти путина, либо в результате переворота, а возможно и вследствие катастрофических поражений российской армии в Украине. Логическая цепочка развития внутриполитического кризиса будет такой — а) обвальная делегитимизация центральной российской власти; б) резкое обострение насильственной борьбы за власть в рф и на центральном, и на местном уровнях; в) цепная реакция насилия в различных формах.

В случае возникновения такой ситуации российские войска достаточно быстро уйдут (и/или будут выведены) из Украины, хотя бы частично. Они понадобятся для внутриполитической борьбы в россии. Этот сценарий является еще одним окном возможностей для быстрого освобождения оккупированных территорий Украины. Однако внутриполитическая борьба в россии может частично захватывать и некоторые приграничные регионы Украины (прежде всего, Донбасс и Крым). Также будет велика вероятность бандитских набегов из приграничных регионов россии на приграничные регионы Украины. Поэтому Вооруженным силам Украины периодически придется проводить боевые действия на территории россии.

Но самая сложная и опасная проблема, которая может возникнуть в рамках данного сценария — это контроль над ядерным оружием рф. Поэтому Запад (США, НАТО и ЕС) и Украина должны быть готовы к совместным и скоординированным действиям (возможно, и с некоторыми российскими политическими силами) по обеспечению контроля над российским ядерным оружием, и нейтрализации его использования.

Смута по своей сути будет переходным политическим периодом и завершится некоей стабилизацией (возможно при участии внешних игроков). Эта стабилизация может произойти в форме восстановления централизованной структуры госуправления в россии. Если это будет происходить стихийно, то к власти могут прийти “силовики”, со всеми рисками, вытекающими из их политической сути. Если стабилизации будут способствовать внешние игроки, то возможен приход к власти “технократов”, или коалиции “технократов” с умеренными и прагматично настроенными “силовиками”. Но весьма вероятно, что в процессе “смуты” и последующей стабилизации произойдет либо полный, либо частичный распад рф.

Полный распад рф

Этот сценарий может стать следствием стихийного и масштабного политического кризиса в россии (”Смуты” в наиболее полном проявлении), полного распада централизованной системы управления. Распад в этом случае может происходить, скорее всего, по административным границам субъектов нынешней рф, но могут также возникать федерации или конфедерации ряда бывших субъектов рф и новые квази-государственные образования на основе силового ресурса своих основателей. Часть новых государственных образований на обломках рф может возникать при содействии и под покровительством соседних государств. В частности, с высокой вероятностью это может произойти в Сибири и на Дальнем Востоке, где Китай тогда может взять под свой протекторат регионы, богатые природными ресурсами. Призраки псевдо-государств (таких как “ДНР” и “ЛНР”) в этом случае воскреснут в самой россии и будут работать на ее распад. Путинская россия запускала вирус распада и раскола государственности против своих соседей, этот бумеранг может вернуться в рф и будет разрушать ее изнутри.

Данный сценарий может стать возможным только в результате системных и значительных военных поражений россии в Украине, что и спровоцирует глубокий политический кризис в рф с последующим ее распадом. Начало процесса распада рф, естественно, отвлечет внимание конкурирующих политических группировок в россии и российской армии от Украины. Они сосредоточатся на процессе борьбы за власть в россии. Для Украины возникнет благоприятная возможность полностью освободить все оккупированные территории, включая Донбасс и Крым. Более того, в рамках данного сценария Украина сможет существенно влиять на целый ряд новых государственных образований на обломах путинской империи.

При всей привлекательности данного сценария для многих украинцев, на данный момент он представляется не самым вероятным. Для его реализации необходимо совпадение целого ряда факторов — резкое ослабление центральной власти (прежде всего, существующих силовых структур) с потерей управляемости и контроля над субъектами федерации, совпадение острого политического кризиса с резким ухудшением социально-экономической ситуации в россии, способность и стремление местных элит взять власть в свои руки. Пока на территории рф не наблюдается сколь-либо заметной национально-освободительной борьбы. Местные элиты, которые сейчас выглядят относительно слабыми, могут проявить стремление к государственной самостоятельности только в условиях Большой Смуты, такого обострения борьбы за власть в россии, которое приведет к коллапсу централизованной системы управления. В этих условиях для местных элит провозглашение “самостийности” своих регионов будет единственным способом сохранить управляемость на своей территории и обеспечить свое выживание (в политическом, экономическом и даже физическом смыслах).

Полураспад рф

Данный сценарий предполагает не полный распад рф, а частичный, т.е отделение от россии отдельных национальных республик, а также некоторых других территориальных образований. При этом под контролем центральной российской власти может сохраниться преобладающая или значительная часть страны. Этот сценарий представляется более вероятным, чем полный распад рф в силу сильных традиций централизованного управления в россии, относительной слабости местных элит, и зависимости многих регионов рф от финансовой поддержки центра.

К этому сценарию, также, как и к предыдущему, могут привести значительные военные поражения россии в Украине. Соответственно, и при этом сценарии внимание конкурирующих политических группировок в россии и российской армии будет вынужденно отвлечено от Украины. В этом случае для Украины также возникнет благоприятная возможность полностью освободить все оккупированные территории, включая Донбасс и Крым.

Конфедерализация рф

Ослабление (но не критичное) центральной власти в рф (вследствие военных поражений в Украине и сильного внутриполитического кризиса) наряду с возрастанием роли региональных элит может привести к стихийной федерализации рф и даже к ее конфедерализации. Возможно и сочетание двух этих процессов, когда некоторые сильные и самодостаточные регионы будут сохранять связи с рф (или свое присутствие в рф) на основе принципов конфедеративности, т.е. на условиях своего почти полного суверенитета (как Чечня сейчас). В рамках данного сценария речь будет идти о сочетании общей государственной структуры рф с широкой самостоятельностью регионов. Это может быть выгодным и приемлемым сценарием и для региональных элит, и для части бывшей центральной власти. По сути, россией при этом будет править коалиция сильных региональных лидеров и представителей центрального госаппарата.

Поскольку данный сценарий также будет следствием сильного внутриполитического кризиса в россии, Украина и в этих условиях будет иметь хорошую возможность для освобождения всех оккупированных территорий, включая Донбасс и Крым.

У многих читателей наверняка возникнет вопрос: а почему среди сформулированных вариантов дальнейшего развития политической ситуации в россии нет сценария демократизации?

Дело в том, что я не вижу предпосылок для прямого и быстрого перехода россии к демократической модели развития. Обвал самодержавия в россии в 1917 г. стал возможен в том числе в результате последствий революции 1905 г. и наличия либерально-демократических сил в Госдуме. А какие либерально-демократические силы в нынешней путинской госдуме?

Постепенная демократизация россии возможна только в том случае, если этот процесс инициирует (и то, скорее всего, в ограниченном виде на начальном этапе) кто-то из политических наследников путинского режима (условные “технократы”), либо возможный победитель в ходе постпутинской борьбы за власть. Решающим фактором в данном случае станет возможность проведения в россии достаточно свободных и конкурентных выборов. Однако и здесь может возникнуть проблема. Условные “демократы” могут победить на выборах в крупных городах и, как минимум, получат представительство в новом условно демократическом российском парламенте. А вот в российской глубинке и на периферии могут победить популистские и постимперские силы, те же коммунисты, “пост-путинцы” или “нео-путинцы”.

Как это не парадоксально, но оптимальным сценарием для самой россии может быть относительно стабильный и относительно конкурентный режим во главе с относительно умеренной переходной фигурой, сконцентрированной на внутрироссийских проблемах. Если оценивать по функциональной роли, это политический режим во главе с “Технократом” без имперских и диктаторских амбиций, однако, способный удержать и обеспечить стабильность в постпутинской россии.

Для Украины же оптимальным сценарием будет частичная или полная дезинтеграция россии (но при обеспечении международного контроля над российским ядерным оружием), желательно без масштабных насильственных конфликтов в этом процессе. Империя должна умереть! — вот девиз и основополагающий императив послевоенного периода для Украины в отношении россии. И это главное условие обеспечения национальной безопасности нашей страны, нейтрализации рисков новой агрессии россии против Украины.

Володимир ФЕСЕНКО

Facebook

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

Додати коментар

Користувач:
email:





Новини

21:55 - 27 січня: Ситуація в енергетиці
21:55 - 27 січня: Ситуація в соціальній сфері
19:50 - Робимо наступний крок для відкриття офісу ОЕСР у Києві, — Денис Шмигаль
19:50 - В ДСНС відбулась робоча нарада із представниками Уряду щодо виконання завдань з гуманітарного розмінування
19:50 - Прем’єр-міністр: Уряд розширив джерела фінансування програми єРобота, щоб створити більше переробних підприємств
19:50 - Оперативна інформація Генерального Штабу Збройних Сил України станом на 18:00 27.01.2023 щодо російського вторгнення
19:50 - Уряд Німеччини виділив 4,8 млн євро на підтримку ветеранів, членів їхніх родин та сімей полеглих Захисників
19:50 - Уряд схвалив законопроект про ратифікацію Угоди між Урядом України та ОЕСР
19:45 - Утвержден новый порядок бронирования работников от мобилизации
18:50 - Украина рекордно увеличила импорт электроэнергии из Словакии
18:50 - Мустафу Найема сделали витриной Агентства восстановления и инфраструктурных проектов
18:50 - Мировые энергогиганты получили сверхприбыли в 2022 году из-за колебаний цен на фоне войны в Украине
18:10 - Австралийский PPI слабей ожиданий охладил Осси
17:55 - Компания друга Путина отсудила у холдинга Дмитри Фирташа в российском суде 30 млрд рублей долга
17:55 - “Тихая война” Apple. Как производитель айфонов пытается отобрать главные функции у Google. Рассказ FT
17:55 - США направили в Украину аудиторов для проверки использования помощи
17:55 - Дмитрий Шимкив купил 50% производителя дронов AeroDrone. Это первая публичная инвестиция в украинский MillitaryTech стартап
17:55 - Прокуратура Крыма сообщила о подозрении главе Балаклавского рудоуправления, которое Новинский подарил брату Ашоту
17:55 - Минцифры запускает платформу для поддержки технологических стартапов
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 27.01.2023
17:45 - В Україні намолочено 25,2 млн тонн кукурудзи
17:45 - Коментар МЗС України щодо загострення палестино-ізраїльського протистояння
17:45 - Українські освітяни ознайомилися з найкращими практиками восьми найпотужніших естонських освітніх та наукових установ
17:45 - Впровадження ініціативи прозорості видобувних галузей матиме суттєвий вплив на залучення інвестицій і повоєнний розвиток економіки України, – Юлія Підкоморна
17:45 - Цифровізуємо митну сферу і боремося з корупцією: діліться фідбеком про зміни у законодавстві і нову систему розмитнення авто
17:45 - У Бабиному Яру вшанували пам’ять жертв Голокосту
17:45 - Промова Прем’єр-міністра України Дениса Шмигаля на засіданні Уряду
17:00 - “Батальйон Дубай”. Хто ховається в Перській затоці
17:00 - Попри ракетні обстріли: як зробити передбачуваними відключення світла
17:00 - Оккупанты на Запорожской АЭС уже нарушают условия “контрактов”, которые коллаборационисты подписали с росатомом


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.9783
Канадський долар27.4477
Юань Женьміньбі5.3835
Чеська крона1.6684
Данська крона5.3441
Гонконгівський долар4.6713
Форинт0.102184
Індійська рупія0.44854
Рупія0.002442
Новий ізраїльський шекель10.6341
Єна0.28163
Теньге0.079435
Вона0.029691
Мексиканське песо1.9505
Молдовський лей1.946
Новозеландський долар23.6983
Норвезька крона3.6956
Російський рубль0.52662
Сінгапурський долар27.83
Ренд2.1268
Шведська крона3.5468
Швейцарський франк39.6558
Єгипетський фунт1.2235
Фунт стерлінгів45.2189
Долар США36.5686
Білоруський рубль13.2919
Азербайджанський манат21.554
Румунський лей8.1164
Турецька ліра1.9441
СПЗ (спеціальні права запозичення)49.3624
Болгарський лев20.3238
Євро39.7482
Злотий8.4435
Алжирський динар0.2662
Така0.35078
Вірменський драм0.092915
Домініканське песо0.65264
Іранський ріал0.00087068
Іракський динар0.025047
Сом0.4268
Ліванський фунт0.024258
Лівійський динар7.573
Малайзійський ринггіт8.3035
Марокканський дирхам3.4993
Пакистанська рупія0.16151
Саудівський ріял9.7311
Донг0.0015474
Бат1.05907
Дирхам ОАЕ9.9569
Туніський динар11.7456
Узбецький сум0.0032576
Новий тайванський долар1.18988
Туркменський новий манат10.4482
Сербський динар0.33288
Сомоні3.5843
Ларі13.5605
Бразильський реал6.9267
Золото70601.9
Срібло866.94
Платина37093.73
Паладій61277.64

Курси валют, встановлені НБУ на: 30.01.2023

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
204150923.45923.45923.45923.45152369250.00
213227973.17973.17973.17973.17313360.74
225668985.74985.74985.73985.73333180.11
2262601056.431056.431056.431056.4353877.93
VERES138.88138.88138.88138.88138.88

Дані за 27.01.2023