“По фасаду побежали трещины”. Как Илон Маск уничтожает собственный имидж и капитализацию Tesla

27.11.2022 09:25 | Укррудпром

Массовое сокращение рабочих мест, добровольный уход сотрудников и бегство рекламодателей — таков итог первого месяца работы Twitter под управлением Илона Маска.

 Компания Tesla стоит дороже других производителей автомобилей потому, что инвесторы доверяют деловой хватке Илона Маска. Необдуманные покупки, непредсказуемое поведение и скандальные высказывания главы Tesla сильно подрывают это доверие.

Массовое сокращение рабочих мест, добровольный уход сотрудников и бегство рекламодателей — таков итог первого месяца работы Twitter под управлением Илона Маска. Пока неизвестно, станет ли реструктуризация спасением для Twitter или погубит соцсеть. Но ее непродуманное поглощение уже негативно влияет на самый знаменитый актив Маска и главный источник его богатства — Tesla. Акции компании падают, а наблюдатели ставят под сомнение овеянный легендами статус Маска как гениального предпринимателя.

“По фасаду явно побежали трещины. Все спрашивают: он вообще понимает, что делает? Фанаты отвечают: дайте ему еще несколько месяцев, и он перестроит Twitter, — говорит генеральный партнер инвестиционной компании RedBlue Capital Олаф Саккерс. — Многие начинают в этом сомневаться. Трещины могут стать еще больше”.

Сомнительные высказывания и поступки Маска превратили его в предмет насмешек на вечерних телешоу. Ведущие ставят Маска в один ряд со скандальными персонажами вроде Дональда Трампа, Марджори Тейлор Грин, Алекса Джонса и Канье Уэста. Маск, в свою очередь, через Twitter высмеивает политиков, в основном демократов — Джо Байдена, депутата нижней палаты Окасио-Кортез и сенатора Эда Марки. Причем делает это просто для развлечения.

Марки уже намекнул, что это не самый мудрый шаг. “Одна из ваших компаний под прицелом Федеральной торговой комиссии за нарушение конфиденциальности данных пользователей. Управление безопасности автотранспорта расследует гибель людей в автомобилях другой вашей фирмы. А вы тратите время на перепалки в Интернете, — написал Марки в Twitter. — Наведите порядок в своих компаниях. Или это сделает Конгресс”.

Прошлые победы — не оправдание

Нынешний имидж Маска резко контрастирует с тем, что писатель Эшли Вэнс писал в книге “Илон Маск: Tesla, SpaceX и поиски фантастического будущего”. Он рассказывает, как “готовность Маска взяться за невозможное превратила его в Кремниевой долине в божество”. Книга прославляет удивительные достижения Маска — спасение Tesla, которая произвела революцию в мировой автопромышленности, и невероятный успех в превращении SpaceX в главную частную ракетостроительную компанию мира.

Именно эти невероятные победы убедили многих инвесторов и поклонников Tesla в том, что Маск — неординарный предприниматель. И что его компании руководствуются уникальными миссиями — покончить с нефтяной зависимостью в мире и даже колонизировать Марс.

рост бизнеса Tesla и расширение модельного ряда электромобилей привели к тому, что оценка компании и отношение “цена акции/чистая прибыль на акцию” достигли стратосферных высот. Еще задолго до того, как Tesla стала стабильно приносить прибыль, они более чем в 1300 раз превышали аналогичные показатели традиционных автопроизводителей. Сейчас цена акции Tesla в 51 раз превышает чистую прибыль (у General Motors и Ford — примерно в шесть раз). Tesla остается самым дорогим автопроизводителем в мире с капитализацией $530 млрд. В октябре 2021-го она достигала $1 трлн.

Но биограф Маска не мог предвидеть его неудачи. Проблемная покупка компании по производству солнечных панелей SolarCity перед ее возможным банкротством. Неспособность Маска развить концепцию Hyperloop в нечто большее, чем просто однополосные автомобильные туннели для катания туристов под Лас-Вегасом на небольшой скорости. Его не поддающиеся объяснению твиты о приватизации Tesla в 2018-м и безрассудные разглагольствования с осуждением карантинов на пике пандемии COVID-19 в 2020-м. Его решение разместить первый европейский завод Tesla — Giga Berlin — в местности, где нехватка воды ограничит производственные мощности предприятия стоимостью миллиарды долларов. Его нереалистичные заявления о том, что человекоподобные роботы Optimus будут работать на заводах Tesla. А теперь и его проблемы с Twitter — все это не внушает доверия.

“Цирковое представление с Twitter потенциально нанесет урон персональному бренду Маска и Tesla. Для Маска и компании Twitter это приближение к точке невозврата”, — считает биржевой аналитик Дэн Айв из Wedbush Securities. Если Маск каким-то волшебным образом сохранит рекламодателей и повернет ситуацию вспять, то его репутация бизнес-гения укрепится еще сильнее. Пока же PR-проблемы вокруг Twitter и то, как Маск с ними справляется, — это пятно на его личном бренде и бренде Tesla. И оно негативно влияет на акции.

Акции ушли в пике

С 28 октября, когда гендиректор ведущей в мире компании по производству электромобилей и частного аэрокосмического гиганта SpaceX завершил покупку Twitter за $44 млрд, капитализация Tesla упала на 26%. В целом в этом году она снизилась на 58%. Для сравнения: капитализация GM с 28 октября выросла на 1%, а Ford — примерно на 6%. Именно акции Tesla принесли Маску статус богатейшего бизнесмена мира.

Покупка Twitter — не единственная причина проседания акций Tesla. Автопроизводитель в значительной степени зависит от Китая. Как недавно написал аналитик Джеффри Осборн, “ослабление макроэкономических показателей Китая вызывает опасения относительно Tesla, которая снижает цены, чтобы стимулировать спрос на китайском рынке”.

Инвесторы видят эти слабые места. Например, хедж-фонды “похоже, начинают негативно относиться к акциям (Tesla)”, — сказал Осборн, ссылаясь на разговоры с финансистами. По его словам, они “обеспокоены тем, что с приобретением Twitter гендиректор Илон Маск теряет фокус”.

Маск поставил перед Tesla амбициозную цель: к 2030-му продавать до 20 млн автомобилей в год. Для компании, которая сейчас продает 2 млн машин, эта цель выглядит трудновыполнимой: это вдвое больше ежегодного объем продаж мировых гигантов вроде Toyota и Volkswagen.

Несомненно, продажи Tesla будут расти, но их сдерживает неспособность предложить доступный электромобиль по цене в районе $30 000. Сейчас средняя цена автомобиля Tesla в США $67 800, подсчитала исследовательская компания Kelley Blue Book.

“Имидж пошел вразнос”

Любопытно, что интерес американских потребителей к покупке автомобилей Tesla в третьем квартале тоже пошел вниз. Это первое падение в истории компании. “За квартал интерес покупателей к Tesla резко снизился”, — указывает сайт розничной торговли автомобилями Kelley Blue Book. Tesla опустилась с пятого на шестое место в рейтинге самых покупаемых брендов класса “люкс”. Количество людей, которые рассматривают возможность купить Tesla, снизился на 3% за квартал. Это самое большое квартальное снижение из всех брендов класса “люкс”.

Падение интереса к бренду может оказаться аномалией, а может и отражать реальность: General Motors, Ford, Hyundai, Kia, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Rivian, Lucid и многие другие выводят на рынок новые электромобили. Они напрямую конкурируют с Tesla и в некоторых случаях имеют более привлекательные характеристики или цену.

Есть и другое подозрение: публичный имидж Маска, подпорченный его поведением в Twitter и предвзятыми политическими высказываниями, — реальный риск для бренда Tesla.

“Мы видим, как имидж пошел вразнос. Не компании, а человека, — говорит профессор маркетинга в Школе бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета Скотт Гэллоуэй. — Каждый глупый, подлый, бессмысленный, иррациональный ход, который он делает, почему-то воспринимается как ход шахматного гения. А он на самом деле играет в шашки”.

“Этот человек продемонстрировал полное отсутствие такта. У него нет никаких тормозов. Его состояние, возможно, уменьшится вдвое, — продолжает Гэллоуэй. — Нельзя отрицать его невероятные достижения. Но сейчас он управляет тремя разными компаниями. Я уже давно убедился в том, что сверхлюдей не бывает”.

Аллан ОНСМЕН

Додати коментар

Користувач:
email:





Зберігайте гроші в банківській якірності, а не в морських глибинах.

- Fin.Org.UA

Новини

16:30 - Енергоресурси на мільярди: які потреби в ЄС та можливості в США
15:50 - Танкер з російською нафтою, який йшов до Індії, змінив курс — Bloomberg
15:45 - Стало відомо, коли почнеться опалювальний сезон для львів'ян
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 30.10.2025
15:18 - Мінрозвитку розповіло про запуск інфраструктурного проєкту на Одещині
15:05 - Від Rolls-Royce до "Москвича": які авто найчастіше дарують українці
14:45 - Нові правила сплати за землю: податкова дала роз’яснення
14:20 - Японія відхилила пропозицію США припинити імпорт російських енергоресурсів – Reuters
13:50 - Киянина підозрюють у незаконному будівництві приміщення на березі озера Тельбін
13:49 - Механізм сплати платежів з використанням єдиного рахунку
13:48 - Роздрукування чи створення в електронному вигляді Z-звіту, в якому відсутні обов’язкові реквізити: відповідальність
13:46 - Отримати послуги без зайвого клопоту: у ЦОПах для зручності відвідувачів облаштовані дитячі куточки
13:45 - ФОП – платник єдиного податку третьої групи (блогер) від проведених прямих ефірів отримав кошти на підприємницький рахунок у вигляді «донатів» (добровільних внесків) глядачів: чи виникає дохід?
13:44 - ФОП – платник єдиного податку другої групи відповідно до договору надає стоматологічні послуги військовослужбовцю, вартість яких оплачує юридична особа: що з єдиним податком?
13:43 - Які передбачені пільги з податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки?
13:42 - Про коригування фінансового результату до оподаткування за певних умов
13:41 - Чи підлягає оподаткуванню ПДВ операція з відшкодування витрат за ремонт пошкодженого товару, який був попередньо експортований нерезиденту та відремонтований таким покупцем-нерезидентом?
13:39 - Податковий календар на 30 жовтня 2025 року
13:38 - Загальний фонд держбюджету за користування радіочастотним спектром (радіочастотним ресурсом) України отримав від платників рентної плати 936,0 тис. гривень
13:38 - З початку року місцеві бюджети Дніпропетровщини отримали від платників понад 34,0 млрд грн податків, зборів і платежів
13:38 - ОККО і WOG вперше за чотири місяці підвищили ціну дизпального на АЗС
13:37 - До місцевих бюджетів Дніпропетровщини юридичні особи – платники транспортного податку спрямували майже 6,9 млн гривень
13:35 - Порядок оподаткування контрольованих іноземних компаній
13:27 - Резиденти Дефенс Сіті звільняються від сплати земельного податку та на нерухомість
13:24 - Леся Карнаух: Здійснюється розсилка фейкових листів нібито від імені ДПС
13:15 - Суддя й прокурор придбали елітну нерухомість нижче ринкової вартості – розслідування hromadske
13:02 - NVIDIA і Uber планують запустити найбільшу у світі мережу роботаксі
13:00 - Інвестиції під час війни: як бізнес з Херсона знаходить нові можливості в Карпатах
12:35 - Імпорт автобусів в Україну зріс на третину: найбільші постачальники
12:30 - Пенсійний лабіринт


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.3236
Австралійський долар27.7108
Така0.34398
Канадський долар30.1547
Юань Женьміньбі5.9175
Чеська крона2.0077
Данська крона6.543
Гонконгівський долар5.4063
Форинт0.125847
Індійська рупія0.47632
Рупія0.0025282
Новий ізраїльський шекель12.9505
Єна0.27596
Теньге0.079433
Вона0.029513
Ліванський фунт0.000469
Малайзійський ринггіт10.03
Мексиканське песо2.2765
Молдовський лей2.4844
Новозеландський долар24.2763
Норвезька крона4.1987
Саудівський ріял11.2025
Сінгапурський долар32.4463
Донг0.0015954
Ренд2.4548
Шведська крона4.4829
Швейцарський франк52.6724
Бат1.30059
Дирхам ОАЕ11.4379
Туніський динар14.3257
Єгипетський фунт0.8883
Фунт стерлінгів55.4636
Долар США42.0115
Сербський динар0.41678
Азербайджанський манат24.7097
Румунський лей9.611
Турецька ліра1.0013
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.2563
Болгарський лев24.989
Євро48.8657
Ларі15.4864
Злотий11.5154
Золото169076.54
Срібло2031.57
Платина67777.99
Паладій59456.78

Курси валют, встановлені НБУ на 30.10.2025