“По фасаду побежали трещины”. Как Илон Маск уничтожает собственный имидж и капитализацию Tesla

27.11.2022 09:25 | Укррудпром

Массовое сокращение рабочих мест, добровольный уход сотрудников и бегство рекламодателей — таков итог первого месяца работы Twitter под управлением Илона Маска.

 Компания Tesla стоит дороже других производителей автомобилей потому, что инвесторы доверяют деловой хватке Илона Маска. Необдуманные покупки, непредсказуемое поведение и скандальные высказывания главы Tesla сильно подрывают это доверие.

Массовое сокращение рабочих мест, добровольный уход сотрудников и бегство рекламодателей — таков итог первого месяца работы Twitter под управлением Илона Маска. Пока неизвестно, станет ли реструктуризация спасением для Twitter или погубит соцсеть. Но ее непродуманное поглощение уже негативно влияет на самый знаменитый актив Маска и главный источник его богатства — Tesla. Акции компании падают, а наблюдатели ставят под сомнение овеянный легендами статус Маска как гениального предпринимателя.

“По фасаду явно побежали трещины. Все спрашивают: он вообще понимает, что делает? Фанаты отвечают: дайте ему еще несколько месяцев, и он перестроит Twitter, — говорит генеральный партнер инвестиционной компании RedBlue Capital Олаф Саккерс. — Многие начинают в этом сомневаться. Трещины могут стать еще больше”.

Сомнительные высказывания и поступки Маска превратили его в предмет насмешек на вечерних телешоу. Ведущие ставят Маска в один ряд со скандальными персонажами вроде Дональда Трампа, Марджори Тейлор Грин, Алекса Джонса и Канье Уэста. Маск, в свою очередь, через Twitter высмеивает политиков, в основном демократов — Джо Байдена, депутата нижней палаты Окасио-Кортез и сенатора Эда Марки. Причем делает это просто для развлечения.

Марки уже намекнул, что это не самый мудрый шаг. “Одна из ваших компаний под прицелом Федеральной торговой комиссии за нарушение конфиденциальности данных пользователей. Управление безопасности автотранспорта расследует гибель людей в автомобилях другой вашей фирмы. А вы тратите время на перепалки в Интернете, — написал Марки в Twitter. — Наведите порядок в своих компаниях. Или это сделает Конгресс”.

Прошлые победы — не оправдание

Нынешний имидж Маска резко контрастирует с тем, что писатель Эшли Вэнс писал в книге “Илон Маск: Tesla, SpaceX и поиски фантастического будущего”. Он рассказывает, как “готовность Маска взяться за невозможное превратила его в Кремниевой долине в божество”. Книга прославляет удивительные достижения Маска — спасение Tesla, которая произвела революцию в мировой автопромышленности, и невероятный успех в превращении SpaceX в главную частную ракетостроительную компанию мира.

Именно эти невероятные победы убедили многих инвесторов и поклонников Tesla в том, что Маск — неординарный предприниматель. И что его компании руководствуются уникальными миссиями — покончить с нефтяной зависимостью в мире и даже колонизировать Марс.

рост бизнеса Tesla и расширение модельного ряда электромобилей привели к тому, что оценка компании и отношение “цена акции/чистая прибыль на акцию” достигли стратосферных высот. Еще задолго до того, как Tesla стала стабильно приносить прибыль, они более чем в 1300 раз превышали аналогичные показатели традиционных автопроизводителей. Сейчас цена акции Tesla в 51 раз превышает чистую прибыль (у General Motors и Ford — примерно в шесть раз). Tesla остается самым дорогим автопроизводителем в мире с капитализацией $530 млрд. В октябре 2021-го она достигала $1 трлн.

Но биограф Маска не мог предвидеть его неудачи. Проблемная покупка компании по производству солнечных панелей SolarCity перед ее возможным банкротством. Неспособность Маска развить концепцию Hyperloop в нечто большее, чем просто однополосные автомобильные туннели для катания туристов под Лас-Вегасом на небольшой скорости. Его не поддающиеся объяснению твиты о приватизации Tesla в 2018-м и безрассудные разглагольствования с осуждением карантинов на пике пандемии COVID-19 в 2020-м. Его решение разместить первый европейский завод Tesla — Giga Berlin — в местности, где нехватка воды ограничит производственные мощности предприятия стоимостью миллиарды долларов. Его нереалистичные заявления о том, что человекоподобные роботы Optimus будут работать на заводах Tesla. А теперь и его проблемы с Twitter — все это не внушает доверия.

“Цирковое представление с Twitter потенциально нанесет урон персональному бренду Маска и Tesla. Для Маска и компании Twitter это приближение к точке невозврата”, — считает биржевой аналитик Дэн Айв из Wedbush Securities. Если Маск каким-то волшебным образом сохранит рекламодателей и повернет ситуацию вспять, то его репутация бизнес-гения укрепится еще сильнее. Пока же PR-проблемы вокруг Twitter и то, как Маск с ними справляется, — это пятно на его личном бренде и бренде Tesla. И оно негативно влияет на акции.

Акции ушли в пике

С 28 октября, когда гендиректор ведущей в мире компании по производству электромобилей и частного аэрокосмического гиганта SpaceX завершил покупку Twitter за $44 млрд, капитализация Tesla упала на 26%. В целом в этом году она снизилась на 58%. Для сравнения: капитализация GM с 28 октября выросла на 1%, а Ford — примерно на 6%. Именно акции Tesla принесли Маску статус богатейшего бизнесмена мира.

Покупка Twitter — не единственная причина проседания акций Tesla. Автопроизводитель в значительной степени зависит от Китая. Как недавно написал аналитик Джеффри Осборн, “ослабление макроэкономических показателей Китая вызывает опасения относительно Tesla, которая снижает цены, чтобы стимулировать спрос на китайском рынке”.

Инвесторы видят эти слабые места. Например, хедж-фонды “похоже, начинают негативно относиться к акциям (Tesla)”, — сказал Осборн, ссылаясь на разговоры с финансистами. По его словам, они “обеспокоены тем, что с приобретением Twitter гендиректор Илон Маск теряет фокус”.

Маск поставил перед Tesla амбициозную цель: к 2030-му продавать до 20 млн автомобилей в год. Для компании, которая сейчас продает 2 млн машин, эта цель выглядит трудновыполнимой: это вдвое больше ежегодного объем продаж мировых гигантов вроде Toyota и Volkswagen.

Несомненно, продажи Tesla будут расти, но их сдерживает неспособность предложить доступный электромобиль по цене в районе $30 000. Сейчас средняя цена автомобиля Tesla в США $67 800, подсчитала исследовательская компания Kelley Blue Book.

“Имидж пошел вразнос”

Любопытно, что интерес американских потребителей к покупке автомобилей Tesla в третьем квартале тоже пошел вниз. Это первое падение в истории компании. “За квартал интерес покупателей к Tesla резко снизился”, — указывает сайт розничной торговли автомобилями Kelley Blue Book. Tesla опустилась с пятого на шестое место в рейтинге самых покупаемых брендов класса “люкс”. Количество людей, которые рассматривают возможность купить Tesla, снизился на 3% за квартал. Это самое большое квартальное снижение из всех брендов класса “люкс”.

Падение интереса к бренду может оказаться аномалией, а может и отражать реальность: General Motors, Ford, Hyundai, Kia, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Rivian, Lucid и многие другие выводят на рынок новые электромобили. Они напрямую конкурируют с Tesla и в некоторых случаях имеют более привлекательные характеристики или цену.

Есть и другое подозрение: публичный имидж Маска, подпорченный его поведением в Twitter и предвзятыми политическими высказываниями, — реальный риск для бренда Tesla.

“Мы видим, как имидж пошел вразнос. Не компании, а человека, — говорит профессор маркетинга в Школе бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета Скотт Гэллоуэй. — Каждый глупый, подлый, бессмысленный, иррациональный ход, который он делает, почему-то воспринимается как ход шахматного гения. А он на самом деле играет в шашки”.

“Этот человек продемонстрировал полное отсутствие такта. У него нет никаких тормозов. Его состояние, возможно, уменьшится вдвое, — продолжает Гэллоуэй. — Нельзя отрицать его невероятные достижения. Но сейчас он управляет тремя разными компаниями. Я уже давно убедился в том, что сверхлюдей не бывает”.

Аллан ОНСМЕН

Додати коментар

Користувач:
email:





Новини

21:55 - 27 січня: Ситуація в енергетиці
21:55 - 27 січня: Ситуація в соціальній сфері
19:50 - Робимо наступний крок для відкриття офісу ОЕСР у Києві, — Денис Шмигаль
19:50 - В ДСНС відбулась робоча нарада із представниками Уряду щодо виконання завдань з гуманітарного розмінування
19:50 - Прем’єр-міністр: Уряд розширив джерела фінансування програми єРобота, щоб створити більше переробних підприємств
19:50 - Оперативна інформація Генерального Штабу Збройних Сил України станом на 18:00 27.01.2023 щодо російського вторгнення
19:50 - Уряд Німеччини виділив 4,8 млн євро на підтримку ветеранів, членів їхніх родин та сімей полеглих Захисників
19:50 - Уряд схвалив законопроект про ратифікацію Угоди між Урядом України та ОЕСР
19:45 - Утвержден новый порядок бронирования работников от мобилизации
18:50 - Украина рекордно увеличила импорт электроэнергии из Словакии
18:50 - Мустафу Найема сделали витриной Агентства восстановления и инфраструктурных проектов
18:50 - Мировые энергогиганты получили сверхприбыли в 2022 году из-за колебаний цен на фоне войны в Украине
18:10 - Австралийский PPI слабей ожиданий охладил Осси
17:55 - Компания друга Путина отсудила у холдинга Дмитри Фирташа в российском суде 30 млрд рублей долга
17:55 - “Тихая война” Apple. Как производитель айфонов пытается отобрать главные функции у Google. Рассказ FT
17:55 - США направили в Украину аудиторов для проверки использования помощи
17:55 - Дмитрий Шимкив купил 50% производителя дронов AeroDrone. Это первая публичная инвестиция в украинский MillitaryTech стартап
17:55 - Прокуратура Крыма сообщила о подозрении главе Балаклавского рудоуправления, которое Новинский подарил брату Ашоту
17:55 - Минцифры запускает платформу для поддержки технологических стартапов
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 27.01.2023
17:45 - В Україні намолочено 25,2 млн тонн кукурудзи
17:45 - Коментар МЗС України щодо загострення палестино-ізраїльського протистояння
17:45 - Українські освітяни ознайомилися з найкращими практиками восьми найпотужніших естонських освітніх та наукових установ
17:45 - Впровадження ініціативи прозорості видобувних галузей матиме суттєвий вплив на залучення інвестицій і повоєнний розвиток економіки України, – Юлія Підкоморна
17:45 - Цифровізуємо митну сферу і боремося з корупцією: діліться фідбеком про зміни у законодавстві і нову систему розмитнення авто
17:45 - У Бабиному Яру вшанували пам’ять жертв Голокосту
17:45 - Промова Прем’єр-міністра України Дениса Шмигаля на засіданні Уряду
17:00 - “Батальйон Дубай”. Хто ховається в Перській затоці
17:00 - Попри ракетні обстріли: як зробити передбачуваними відключення світла
17:00 - Оккупанты на Запорожской АЭС уже нарушают условия “контрактов”, которые коллаборационисты подписали с росатомом


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.9783
Канадський долар27.4477
Юань Женьміньбі5.3835
Чеська крона1.6684
Данська крона5.3441
Гонконгівський долар4.6713
Форинт0.102184
Індійська рупія0.44854
Рупія0.002442
Новий ізраїльський шекель10.6341
Єна0.28163
Теньге0.079435
Вона0.029691
Мексиканське песо1.9505
Молдовський лей1.946
Новозеландський долар23.6983
Норвезька крона3.6956
Російський рубль0.52662
Сінгапурський долар27.83
Ренд2.1268
Шведська крона3.5468
Швейцарський франк39.6558
Єгипетський фунт1.2235
Фунт стерлінгів45.2189
Долар США36.5686
Білоруський рубль13.2919
Азербайджанський манат21.554
Румунський лей8.1164
Турецька ліра1.9441
СПЗ (спеціальні права запозичення)49.3624
Болгарський лев20.3238
Євро39.7482
Злотий8.4435
Алжирський динар0.2662
Така0.35078
Вірменський драм0.092915
Домініканське песо0.65264
Іранський ріал0.00087068
Іракський динар0.025047
Сом0.4268
Ліванський фунт0.024258
Лівійський динар7.573
Малайзійський ринггіт8.3035
Марокканський дирхам3.4993
Пакистанська рупія0.16151
Саудівський ріял9.7311
Донг0.0015474
Бат1.05907
Дирхам ОАЕ9.9569
Туніський динар11.7456
Узбецький сум0.0032576
Новий тайванський долар1.18988
Туркменський новий манат10.4482
Сербський динар0.33288
Сомоні3.5843
Ларі13.5605
Бразильський реал6.9267
Золото70601.9
Срібло866.94
Платина37093.73
Паладій61277.64

Курси валют, встановлені НБУ на: 30.01.2023

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
204150923.45923.45923.45923.45152369250.00
213227973.17973.17973.17973.17313360.74
225668985.74985.74985.73985.73333180.11
2262601056.431056.431056.431056.4353877.93
VERES138.88138.88138.88138.88138.88

Дані за 27.01.2023