О влиянии монетаризма и кейнсианства на риски монетарной политики политику НБУ

05.12.2016 15:13 |

Не так давно медиа-пространство захлестнула волна публичной дискуссии о том, в каком направлении должна развиваться монетарная политика НБУ. Спор устроили поклонники кейнсианства, точнее неокейнсианства, и адепты монетарной теории. По моим субъективным ощущениям, часть членов Совета НБУ исповедуют неокейнсианство, часть - поддерживают монетарные принципы, Правление исповедует монетаризм. Попробуем разобраться, что несет эта, пока еще научная, дискуссия экономике, гражданам и бизнесу.

 

            Кто они такие?

            Кейнсианство и монетаризм - это два взгляда на роль денег в экономике. Кейнсианцы считают, что количество денег в экономике не имеет значения до определенных границ, а адепты монетаризма говорят о том, что количество денег в экономике имеет значение. Разница в их взглядах представлена в таблице:

 

Кейнсианство

Монетаризм

Необходимо государственное вмешательство в рыночное хозяйство

Рынок в состоянии сам себя регулировать

Занятость зависит от совокупного эффективного спроса

Экономика сама устанавливает уровень производства и занятости

Денежная масса нейтральна по отношению к производству

Денежная масса - причина роста или изменения конъюнктуры

Главная проблема - занятость ресурсов

Главная проблема - инфляция

Необходима гибкая денежная политика

Необходима стабильная денежная политика

Бюджетный дефицит - способ стимулирования спроса

Бюджетный дефицит - причина инфляции

Кейнсианство - теория экономического роста

Монетаризм - теория экономического равновесия

 

            Как мы видим, разница в ценностях существенная. Если для одних важны занятость и экономический рост, и все равно, какая будет инфляция (конечно, до определенных пределов), то для других важен уровень инфляции и они готовы приносить в жертву занятость и рост (также до определенных пределов), считая, что после стабилизации рынков они отрегулируются сами и будут подвержены росту.

            Отсюда вытекает и любовь к политике "инфляционного таргетирования" (удержания инфляции) на определенном уровне у одних и ненависть к инфляционному таргетированию у других. Со стороны спорящие стороны похожи на хирургов, спорящих о том, каким образом лучше вырезать аппендикс. Результат дают обе теории, но не всегда в чистом виде, и не всегда положительный. Успех Кейнсианства в первой половине ХХ в. был дискредитирован провалами в 70-ых гг., однако ныне в действиях главы ФРС Джанет Йеллен часто прослеживается ситуация, когда окончательное решение ФРС принимает только после получения данных о занятости населения. Монетаризм, мягко говоря, с не очень хорошей стороны показал себя в Аргентине и некоторых странах Азии, хотя почти во всех случаях в кредитуемых МВФ странах был высокий уровень коррупции.

 

            Что не так в предложенных принципах монетарной политики?

            Те принципы денежно-кредитной политики, которыми руководствуется НБУ в 2016 году, являются творчеством Правления и наверняка они же будут поданы Совету НБУ как проект на 2017 год. В целом документ составлен в лучших традициях монетаризма и, думаю, может быть поддержан Радой НБУ, однако и к нему есть два серьезных уточнения.

 

            Во-первых, мне не нравится то, как в документе изложен взгляд на валютный курс. Как бы вы не проанализировали лексику документа, но получается так, что валютный курс - может быть в принципе ЛЮБЫМ. На самом деле, это не так. В феврале 2015 года мы видели, что у гривны на практике есть курсовые пределы, за которыми банковская система теряет капитал и фактически подходит к ситуации остановки платежей. Поэтому любым курс гривны быть не может в принципе.

            С другой стороны, заставлять НБУ лгать и, как предлагают некоторые господа, устанавливать курсовой коридор - это очень плохая идея, которая где-то граничит с уголовным преступлением. Ни НБУ, ни аналитики точно не знают, каким будет курс гривны в 2017 году - при маленьких чистых ЗВР и при частой смене трендов на зерно, металлы, масленичные культуры и ЖРС.

            По моему мнению, НБУ в принципах денежно-кредитной политики рациональней было бы задекларировать свое стремление (но не обязанность) поддерживать среднегодовой курс, который взял для расчетов бюджета Минфин. Это был и курсовой ориентир, но с пониманием того, что колебания курса могут диктоваться изменениями на экспортных рынках и динамикой ЗВР.

            Второй момент, а плавающий ли у нас курс? Как показала практика 2016 года, НБУ наращивал чистые ЗВР со слабого экспорта, т.е. монетарный регулятор шел на небольшую девальвацию ради пополнения ЗВР. Выходит, что курс у нас плыл в одну сторону. Вероятно в редакции принципов денежно-кредитной политики стоит отразить приоритетность наполнения ЗВР.

 

            Во-вторых, НБУ декларирует в качестве основного инструмента денежно-кредитной политики свою процентную ставку. Это классика монетаризма. Горячие головы пытаются сейчас доказать, что лучше было бы взять как основной инструмент норму резервирования, но думаю в условиях 2016 года - это инструмент второго порядка. Однако вызывает вопрос качество такого инструмента. НБУ добился хорошей связки своей ставки с рынком депозитных сертификатов и по мере того он опускает ставку, ДС НБУ становятся непривлекательными, что по чуть-чуть выдавливает ликвидность в рынок.

            Но это лишь одна сторона медали. Так, из принципов ДКП не ясно, что конкретно делает НБУ для того чтобы его ставка стала репрезентативной для кредитного рынка. К примеру, в конце ноября государственный Укргазбанк выдает кредит государственной компании "Аграрный фонд Украины" под 21,5%, т.е. как бы надежный банк кредитует надежного заемщика. Казалось бы, в этой индикативной сделке должна быть prime rate, а мы видим ставку существенно выше учетной ставки НБУ. Правда, "Аграрный фонд Украины" тут не в обиде, поскольку 21,5% - это значительно меньше рыночных кредитных ставок.

            Тем не менее, теряется эффективность политики таргетирования. Если вы выдавливаете ликвидность из ДС НБУ, опуская ставки, - это хорошо, но если эта ликвидность уходит в кредитный рынок со ставками от 21,5%, а чаще около 35% годовых, то эффект для экономического роста от такого "давления ставками" будет гораздо скромнее чем если бы деньги уходили в рынок, скажем, под 18,5%. Т.е. таргетирование не повлияло на экономический рост не из-за того что оно тут не работает, а поскольку рынок кредитов на прямого заемщика очень слабо реагирует на снижение ставки.

            В 2016 году НБУ 7 раз снижал ставку (с 22% до 14%), что в итоге очень хорошо влияло на депозитный рынок, где средние ставки по гривне упали с 21% до 17%, по доллару  -с 7,5% до 5,2%. Де-факто, для улучшения "приёмистости" таргетирования - НБУ нужно углублять связь своих инструментов с кредитным рынком, и для этого совсем не нужно "печатать деньги" или увеличивать объем операций на открытом рынке в 10 раз. Вероятнее всего, вносить эти тонкие материи "приёмистости" таргетирования в принципы монетарной политики не имеет смысла, однако хотелось бы, чтобы НБУ взял более четкий курс на то, чтобы добиваться большей увязки динамики своих ставок с кредитным рынком, раз уж у нас в приоритетах таргетирование. Также отмечу, что "приемистости" таргетирования и большой степени влияния своими ставками на кредитные ставки на прямого заемщика на развивающихся рынках добилось не так много банков.

            В целом, в монетарном лагере не все так плохо, как рассказывают кейнсианцы:

            1. В 2016 году произошла безусловная макростабилизация - инфляция около 12%, прирост курса доллара к гривне 10-12%, уже меньше банковских дефолтов и т.д.

            2. За 10 месяцев рост промпроизводства составил +1,9%, с/х - +2,8%, строительства - 13,7%.

            3. Имеет место яркое падение процентных ставок на ключевых сегментах рынка, включая кредитные.

            4. Стабилизация объемов кредитования за 9 месяцев 2016 года по брутто-кредитам (с учетом резервов) на уровне около 995 млрд. грн. по платежеспособным банкам. Это означает что был фактический рост, т.к. за 9 месяцев число платежеспособных покинули ряд банков, в т.ч. и такой крупный игрок рынка как банк Хрещатик.

 

            В сухом остатке монетаристам остается:

  • подправить редакцию документа там, где они описывают валютный курс. Сейчас есть путаница и с "плавающим" курсом, и с приоритетом в наполнении ЗВР, и с отсутствием рыночного ориентира. Но как бы документ не правили, от этого в 2017 чистые ЗВР не добавятся, т.е. суть политики останется той же.
  • решить вопрос с улучшением приёмистости политики таргетирования через навязывание рынку правил, при которых рыночные ставки по кредитам на прямого заемщика находились бы в большей зависимости от движения ставок НБУ.

 

            Букет  рисков от (нео)-кейнсианцев

            В лагере кейнсианцев не так все радужно. Риторика их сторонников иногда вводит в шок спекулянтов на рынке еврооблигаций и совсем не радует тех, кто оценивает перспективы сотрудничества с МВФ. Тут я опишу взгляд на концепцию кейнсианцев с позиции рисков, а несут они нашей экономике целый их букет.

 

            1. Звучат жалобы на слабую монетизацию ВВП, поэтому идея напечатать денег и раздать их счастливым заемщикам (читай - крепким хозяйственникам) ясна. Но тут мы провоцируем ВАЛЮТНЫЙ риск. Если увеличивать денежную базу, насыщая рынок ликвидностью, то в современной ситуации просто нельзя избежать алгоритма, в котором заметная часть этих денег попадет на валютный рынок. Не забывайте, что тут надо применять анализ денежного оборота и мультипликатора. Если Вася получил рефинансирование на свой банк под 14% годовых, следом выдал целевой кредит металлургическому комбинату под 18%, и это все в гривне, то это вовсе не означает, что деньги миновали валютный рынок. Владелец металлургического комбината на эти деньги купил руду, владелец ГОКа на выручку от руды заказал ремонт основных фондов, подрядчик полученные деньги направил на выплату з/п, на часть з/п работники ремонтной организации купили доллары, часть потратили на рынке, где местные предприниматели тоже на заработанное купили доллары.

            На каждом этапе на выпущенной в оборот сумме есть дельта, которая может быть направлена на валютный рынок. Если учесть, что у нас 40-50% экономики находится в тени, то инструментария для увязывания этой "заработанной дельты" просто нет. По моим наблюдениям, даже 20-25 млрд. грн. избыточной ликвидности могут запросто расшатать  валютный рынок. Так что, если НБУ не является эмитентом мировой резервной валюты или у него нет 20-25 млрд. долл. чистых ЗВР, то о повышении уровня монетизации через: инъекции ликвидности в рынок, рост бюджетных расходов, программы количественного стимулирования, - можно просто на время забыть.

 

            2. Очень большой вопрос вызывает и то, а зачем нам повышать монетизацию в состоянии избыточной ликвидности? Логично было бы вначале выдавить уже существующую ликвидность на кредитный рынок, а потом строить планы на количественное стимулирование. Данные НБУ показывают, что в нашей банковской системе на 1 октября:

  • средняя мгновенная ликвидность (Н4) по системе превышала минимально требуемое значение в ТРИ РАЗА;
  • средняя текущая ликвидность (Н5) по системе превышала минимальное значение в ДВА РАЗА;
  • средняя краткосрочная ликвидность (Н6) по системе превышала минимальное значение в ПОЛТОРА РАЗА.

 

            Данные в разрезе конкретных банков куда более интересные. В банковской системе запросто можно найти с десяток банков, у которых Н4, Н5 и Н6 превышали 100%. По моим оценкам, в режиме избыточной ликвидности по нормативам Н4 и Н5 по состоянию на 01.10.2016 находились примерно 70 из 100 платежеспособных банков. Основная масса ликвидности была сконцентрирована в банках с иностранным капиталом и украинских госбанках. При этом, ликвидность была распределена неравномерно, и это одна из проблем, из-за которых монетарные рецепты от МВФ тут имели плохую "приёмистость".

            Однако именно в этом месте логической цепочки возникает любопытное наблюдение: при том, что система перенасыщена ликвидностью, по рынку бродят заемщики, которых не берут ни французы с очень строгими правилами кредитного контроля, ни наши "жесткие" банкиры типа Сергея Тигипко, ни даже наши госбанки. И эти заемщики включили отраслевое лобби и пытаются дотянуться до рефинансирования от НБУ, пробивая смягчение монетарной политики.

            Вырисовывается очень неприглядная картина, граничащая с коррупцией, и в перспективе не сулящая нам ничего хорошего кроме больших КРЕДИТНЫХ РИСКОВ по выданным в период смягчения монетарной политики кредитам. Ни в коем случае нельзя подбирать тех заемщиков, которых уже отверг рынок, находящийся в состоянии избытка ликвидности, и то, что они не могут брать кредиты по высоким ставкам, - это совсем не аргумент. Вначале нужно "выработать" существующий избыток ликвидности, выдавливая его из ДС НБУ и ОВГЗ, а только потом заводить речь о программе количественного стимулирования, если есть чем контролировать валютный риск.

 

            3. ПРОЦЕНТНЫЙ РИСК. Любители низких процентных ставок забывают, что снижение ставок по кредитам административными или рыночными, но искусственными, методами как правило приводит к падению чистого процентного дохода банков, а это их основная статья доходов. Чем банки будут подкреплять больше чем 50% проблемных кредитов, и закрывать в 2017 году растущее падение качества активов - вопрос, который остался без ответа. Среди лагеря кейнсианцев нет понимания, что вопрос растущей проблемной задолженности не закрыть никакими списаниями проблемки, потому как списание безнадежных кредитов совсем не уменьшает пассивы. Другими словами, после списания активов - депозиты все равно нужно возвращать и формировать резервы под "новые плохие активы". Просто взять и обрезать банкам ЧПД в 2017 году раза в два - это взять и снова втолкнуть их в 2015 год, когда почти все, кому не помогли акционеры, ушли с рынка. И тут мы подходим к практической модели реализации процентного риска: снижая ставки мы забираем доходы у банков (еще не оклемавшихся от кризиса), отдаем их в реальный сектор, а банки снова идут с протянутой рукой к акционерам.

 

            Боюсь, что кейнсианские тезисы на данном этапе обсуждения выглядят сыроватыми и не учитывают весь периметр классических банковских рисков: валютный, кредитный и процентный. Однако это не означает, что все их идеи можно отвергнуть. Если они смогут доказать на действительно публичных слушаньях, что их модели дееспособны именно в 2017 году, а риски, которые просматриваются за инициативами, могут быть подавлены какими-то инструментами, то вполне возможно частичное их применение для ускорения экономического роста. Пока же я вижу только один возможный компромисс между монетаристами и кейнсианцами, который должен устроить обе стороны. В цели монетарной политики можно заложить не только инфляцию, но и экономический рост в том формате, в котором это делает, например, Банк Англии - когда целью центрального банка остается "инфляция и экономический рост, если достижение последнего не противоречит достижению целям по инфляции".

 

Виталий Шапран

член исполкома УОФА

Додати коментар

Користувач:
email:





Futures rise and fall
Traders look to crystal balls
Predicting the trends

- Fin.Org.UA

Новини

22:55 - Херсонський завод по розведенню молоді риб під загрозою повного затоплення
22:55 - Рятуємо усіх на правому березі та розробляємо план, як допомогти людям на лівому, - Ігор Клименко
20:50 - Система управління державними фінансами продемонструвала свою стійкість навіть в умовах війни, - Денис Улютін
20:50 - Відбулась зустріч Оксена Лісового з Надзвичайним і Повноважним Послом ФРН в Україні Анкою Фельдгузен
20:50 - Оперативна інформація щодо наслідків знищення окупантами Каховської ГЕС на 17:00
20:50 - Мінветеранів провело навчання для 1000 адміністраторів ЦНАПів щодо якості надання адмінпослуг ветеранам та членам їхніх сімей
20:35 - Серебро формирует больше сигналов бычьего разворота
19:45 - Украина договорилась с ОЭСР о четырехлетней программе сотрудничества
19:45 - Беженцев хотят обеспечить почти бесплатным жильем
19:45 - Зеленский и Путин проигнорировали инициативу Эрдогана по расследованию подрыва Каховской ГЭС
18:50 - Міста на Дніпропетровщині можуть залишитися без води. Що про це відомо?
18:50 - Киевские ГЭС и ГАЭС начинают оснащать системами раннего оповещения об угрозах
18:50 - Підміна. Як голова профільного комітету Шуляк і Мінвідновлення ховають регіональну політику
18:50 - Навіщо Путіну “вибори” на окупованих територіях України
18:50 -  Всемирный банк существенно ухудшил прогноз по ВВП Украины в 2023 году
18:50 - Единственный государственный осетровый завод полностью затоплен
18:50 - Одесская прокуратура передала АРМА изъятые 2,5 тыс тонн руды “Металлоинвеста” Алишера Усманова
18:50 - рф в июне увеличит на 16% поставки нефти в ЕС по южной ветке “Дружбы”
18:45 - МОН: Рекордна кількість університетів України увійшла до рейтингу «Times Higher Education Impact Rankings 2023»
18:45 - Олександр Кубраков провів у Херсоні оперативну нараду щодо ситуації на півдні
18:45 - Міндовкілля: Через підрив дамби Каховської ГЕС затоплено Нацпарк “Нижньодніпровський”
18:45 - Сергій Марченко: Терористичні дії рф призводять до щоденного зростання фінансових потреб на відновлення
18:45 - Оперативна інформація Генерального Штабу Збройних Сил України станом на 18:00 07.06.2023 щодо російського вторгнення
17:55 - Украина требует исключить россию из международных экологических ассоциаций
17:55 - россия может попытаться взорвать и другие украинские ГЭС
17:55 - Эвакуированным из-за подрыва Каховской ГЭС выплатят финансовую помощь,
17:55 - Львовские Вовки накормят украинских кошек и собак
17:55 - НБУ аннулировал лицензии 6 небанковским учреждениям
17:55 - Администрация Гостомеля раздала миллионы гривен на восстановление подставным предпринимателям и компаниям
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 07.06.2023


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар24.4882
Канадський долар27.3053
Юань Женьміньбі5.1414
Чеська крона1.6588
Данська крона5.2601
Гонконгівський долар4.6636
Форинт0.106286
Індійська рупія0.44298
Рупія0.0024579
Новий ізраїльський шекель10.0004
Єна0.26238
Теньге0.082134
Вона0.028049
Мексиканське песо2.1048
Молдовський лей2.0553
Новозеландський долар22.2209
Норвезька крона3.3214
московський рубль0.44763
Сінгапурський долар27.1583
Ренд1.9225
Шведська крона3.3701
Швейцарський франк40.3828
Єгипетський фунт1.1835
Фунт стерлінгів45.5937
Долар США36.5686
Білоруський рубль13.2919
Азербайджанський манат21.5363
Румунський лей7.9025
Турецька ліра1.5792
СПЗ (спеціальні права запозичення)48.657
Болгарський лев20.0343
Євро39.1851
Злотий8.7667
Алжирський динар0.26744
Така0.33704
Вірменський драм0.094585
Домініканське песо0.67208
Іранський ріал0.00087068
Іракський динар0.027915
Сом0.4175
Ліванський фунт0.002438
Лівійський динар7.568
Малайзійський ринггіт7.9273
Марокканський дирхам3.5919
Пакистанська рупія0.12814
Саудівський ріял9.7501
Донг0.0015568
Бат1.05188
Дирхам ОАЕ9.9566
Туніський динар11.761
Узбецький сум0.0032077
Новий тайванський долар1.18822
Туркменський новий манат10.4482
Сербський динар0.33308
Сомоні3.3507
Ларі14.0773
Бразильський реал7.2563
Золото71728.21
Срібло862.92
Платина38028.78
Паладій51570.14

Курси валют, встановлені НБУ на 08.06.2023

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2258091050.971050.971050.971050.971050970.00
2262601033.991033.991033.991033.9946529.55
2262861023.481023.481023.481023.4848103.56
MHPC150150150150946500.00
VERES155.17155.17155.17155.17155.17

Дані за 07.06.2023