Менталитет. Чем российский отличается от западного?

10.08.2022 22:15 | Укррудпром

Менталитет. Чем российский отличается от западного? Meduza, 10 августа 2022. Опубликовано 21:40 10 августа 2022 года Война заставила многих в очередной раз задаться вопросом: “Почему мы такие?” В частности, откуда берется поддержка войны, как люди могут поверить в то, что россия была права, начав ее.

Привычный ответ: “Менталитет такой”. Кто-то говорит, что российскому менталитету присуща “агрессивная высокомерность”, кто-то — “генетическое холопство и интеллектуальная растленность”. 

Тем временем министр иностранных дел россии Сергей Лавров в последние примерно полгода неустанно бичует “менталитет западного сообщества” (имея в виду элиту), которое “непоправимо уверено в собственной исключительности”, “уверовало в свое право выстраивать мир по собственным лекалам” и “постоянно выстраивает [в Украине] анти-россию”.

Слово “менталитет” употребляют очень многие — и чуть ли не каждый вкладывает в него какое-то свое значение. И все бы ничего, если бы такое трудноопределимое понятие не было ответом на такие тяжелые и важные вопросы.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ МЕНТАЛИТЕТ?

Как утверждает политолог Екатерина Шульман, нет. Даже ее фан-клуб называется “Менталитета не существует”. Она говорит, что это ненаучный термин. При всем уважении, поспорим: термин как термин. Другое дело, что им злоупотребляют как мало каким другим — и поэтому им практически невозможно оперировать всерьез. 

В научный оборот “менталитет” ввел французский антрополог Люсьен Леви-Брюль: в начале ХХ века он опубликовал несколько работ, посвященных mentalité primitive, то есть “первобытному мышлению”. Такое мышление он приписывал коренным народам Австралии, Океании и Южной Америки. Леви-Брюль полагал, что они отличаются от европейцев не только технической оснащенностью и образом жизни, но и самим способом думать. 

Ученый приводил такой пример: для амазонского народа бороро одно и то же существо может быть одновременно человеком и попугаем. И если для нас такое представление нарушает один из базовых законов логики (утверждения “А — это человек” и “А — это попугай” противоречат друг другу и не могут оба быть истинными), то для бороро здесь нет никакой проблемы. У них своя логика, которая для нас так же труднопостижима, как для них — закон непротиворечия.

Леви-Брюль понимал менталитет (он же ментальность, в переводе — мышление) как совокупность коллективных представлений и “привычек сознания”, которые передаются внутри социальной группы из поколения в поколение. Хорошая аналогия — язык: он тоже существует не сам по себе, а лишь в общении людей и передается из поколения в поколение — не то чтобы навязывается, но всякий член группы неизбежно его осваивает.

При этом, как подчеркивал Леви-Брюль, за примерами “первобытного” или просто какого-то “другого” мышления не обязательно ездить в амазонские джунгли. Например, современному человеку не всегда понятно, почему определенная еда считается кошерной или некошерной, — даже если это верующий иудей, который сам соблюдает кашрут. Для индусов омовение в Ганге — это очищение, хотя европейцам эта процедура может показаться предельно негигиеничной. Американцу бывает удивительно, как тщательно россияне различают уличную и домашнюю обувь. Идея ритуальной чистоты, на которой основаны все эти обычаи, не всегда умещается в наш обыденный здравый смысл. 

Леви-Брюль, кстати, был кабинетным антропологом: сам он не ездил в экспедиции, а изучал чужие полевые отчеты и сообщения путешественников прошлых веков. Иногда это приводило к курьезам. Например, уже после его смерти религиовед Джонатан Смит доказал, что про “людей-попугаев” — это просто недоразумение: бороро говорили, что люди превращаются в попугаев после смерти, а европейцы, на чьи заметки опирался Леви-Брюль, просто не так их поняли. Впрочем, и в его работах, и в других антропологических и этнографических исследованиях достаточно примеров того, что в некоторых культурах какое-то существо может быть, скажем, одновременно человеком и рыбой. 

Идея, что у представителей разных культур, особенно разделенных веками и/или океанами, могут быть принципиально разные представления о таких фундаментальных вещах, как пространство, время и логика, была и остается предметом ожесточенных научных и философских споров. 

В любом случае это явно не то же самое, что вкладывают в слово “менталитет” применительно к современности. Но этот термин давно приобрел расширительное значение. 

ПОЧЕМУ В РОССИИ СОВРЕМЕННЫЕ СОБЫТИЯ ТАК ЧАСТО ОБЪЯСНЯЮТ ЧЬИМ-ТО “МЕНТАЛИТЕТОМ”?

Все началось с того, что понятием mentalité (в русских переводах — обычно “ментальность”) стала активно пользоваться школа “Анналов” — несколько поколений французских ученых, которые занимались преимущественно историей Средних веков, но оказали большое влияние на все гуманитарные и общественные науки (мы кое-что писали о школе “Анналов” в выпуске “Историческая (не)справедливость”). Идеи и терминология этой школы стали проникать в СССР в шестидесятые и особенно в семидесятые. Историк Арон Гуревич, например, брался реконструировать ментальность средневековых европейцев. 

Так термин вошел в моду, еще не обретя четкого толкования. Руководитель Новгородской археологической экспедиции Валентин Янин рассказывал, как однажды в середине семидесятых на одной исторической конференции объявил конкурс на лучшее объяснение “модного” и “загадочного” термина “менталитет”. И сам же выиграл, предложив толкование “Алитет, который пошел работать в милицию”.

В восьмидесятые филолог Дмитрий Лихачев и философ Мераб Мамардашвили употребляли слово “ментальность” в значении “[индивидуальное] мышление” или даже “глубокомыслие”. Тем временем в эмиграции священник Александр Шмеман писал о “православной ментальности в Америке” и о политической “правой ментальности”, а Сергей Довлатов (точнее, конечно, его литературное альтер эго) в “Иностранке” — об американских темнокожих, которые “рабами были двести лет, что отразилось соответственно на их ментальности”. 

Эмигранты, ко всему прочему, регулярно читали западную прессу, а там много писали о siege mentality (“психологии осажденной крепости”) и bunker mentality (“бункерном мышлении”). Да-да, оборот “бункерное мышление” стали применять к администрациям Никсона и Рейгана лет за сорок до “бункерного Путина”. Под влиянием английского mentality у русских “менталитета” и “ментальности” появилось еще одно значение.

Взрыв популярности слова “менталитет” в российском контексте случился в начале девяностых. Как ни странно, важнейшую роль тут сыграл ученый, который сам этим словом не пользовался, — социолог Юрий Левада. В 1993 году у него вышла книга “Советский простой человек”. Она была о том, что советская цивилизация взрастила “особый социокультурный антропологический тип” — того самого “советского человека”: безынициативного, неамбициозного, неискреннего, недоверчивого, боящегося личной ответственности. В бурной дискуссии по поводу концепции Левады этот набор характеристик стали называть “советским / постсоветским / российским / русским менталитетом”. Модному слову с не вполне определенным значением нашли новое применение.

Споры о концепции Левады не утихают по сей день. Его многолетний соратник Лев Гудков настаивает: в современной россии тип “советского человека” продолжает воспроизводиться за неимением других жизнеспособных образцов. Однако у концепции “советского человека” очень много критиков: она опирается на устаревшие теории коллективной культурно-политической психологии, сильно политизирована и вообще отдает интеллигентским снобизмом.

Как бы там ни было, благодаря этому спору “менталитет” стал в постсоветской россии синонимом “системы ценностей”. Причем, в отличие от изменчивых ценностей, менталитет стал представляться чем-то устойчивым настолько, что может не меняться столетиями. И вплотную приблизился по смыслу к “национальному характеру”.

ЗНАЧИТ, НИКАКОГО “РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА” ВООБЩЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ?

В российском обществе — со слабыми социальными связями и сильным неравенством возможностей — “менталитет” — удобное слово. Оно пригождается, когда человек не может объяснить что-то в социальной жизни — и только разводит руками: “Менталитет такой”. Это не ответ ни на какой вопрос — это отказ от ответа, расписка в собственном бессилии. Например, однажды Путин поправил журналиста, критиковавшего российскую бюрократию: сказал, что “не существует такой национальности — чиновник и бизнесмен”, а вот “ментальность народа”, которой можно все объяснить, по словам президента, “конечно”, есть.

И еще это способ экзотизации — отделения себя от своих же соотечественников, представления их “другими”, “экзотичными”. “Менталитет” — это почти всегда то, что бывает с другими. Редко кто всерьез называет себя носителем какого бы то ни было менталитета: он бывает у каких-нибудь “них”, в крайнем случае у “нас”, к которым говорящий причисляет себя лично поневоле. 

Только один пример. В выпуске про “ручное управление” мы вспоминали, как в 2009 году Путин (в ту пору премьер) лично разруливал ситуацию в Пикалеве Ленинградской области, где из-за кризиса тысячи людей остались без работы. Так вот, тогда местный профсоюзный начальник рассказывал главе правительства: “Предлагалась даже работа за пределами Пикалево, но людей это не устраивало, поскольку они уже здесь материально. Вообще, российский менталитет в данном случае не динамичный”. Этот начальник, вероятно, и сам не заметил, что прибегнул к экзотизации: мол, я-то нормальный, а вот “эти” — с менталитетом, странные какие-то. Будто он конкистадор, а они — бороро. 

На самом деле Путин не то чтобы злоупотребляет словом “менталитет” — и тем примечательнее, какое разное значение вкладывает в него в разных контекстах. Вот, например, встреча с судьями Конституционного суда в 2013 году. Путин посетовал, что “российское общество еще, скажем так, не в полной мере искоренило так называемый правовой нигилизм”, — и тут же подчеркнул, что “изменился менталитет российской власти”. Подразумевалось, очевидно, что в россии власть больше, чем граждане, уважает закон (напомним, в другой раз он говорил, что никакого особого менталитета чиновников не существует).

В интервью агентству Bloomberg в 2016 году Путин назвал главными чертами “менталитета россиянина” “стремление к справедливости” и “стремление к какому-то высокому моральному идеалу”. 

Выходит, есть какой-то “наш” менталитет, который жаждет справедливости и высоких моральных идеалов, но не уважает право, и который “общий” или “похожий” с другими постсоциалистическими странами. И еще отдельно есть какая-то власть, у которой менталитет другой. И Путин, кажется, охотно “присоединяется” и к тому, и к другому. А вы говорите, не может кто-то быть одновременно человеком и попугаем.

А вот интервью Первому каналу и встреча с руководством Russia Today, 2013 год. Путин подчеркивал, что “у нас” “очень похожий” или даже “общий” менталитет с постсоветскими странами, и прежде всего с Украиной. После 24 февраля это звучит довольно зловеще. Кстати, еще раньше, в 2006 году, в интервью Süddeutsche Zeitung Путин говорил, что “в восточной части Европы менталитет был очень похож у всех людей” — это было про то, что ему легко найти общий язык с Ангелой Меркель, которая жила в ГДР.

У Леви-Брюля и школы “Анналов” “другая ментальность” означала фундаментально другую структуру мышления, другие логические законы и другое представление о мире. В речах Путина, его соратников, профсоюзных начальников и даже критиков самого концепта “менталитет” он может означать национальный характер, систему ценностей воображаемого большинства или идеологическую химеру. Короче говоря, “российский менталитет” — это очередная версия “русской души” и “особого пути”: в лучшем случае метафора для описания разом всего, чем россия отличается от остального мира, в худшем — просто попытка “за умного сойти”, сказать что-то многозначительное про то, про что сказать нечего. 

НЕОЖИДАННОЕ ОТКРЫТИЕ, КОТОРОЕ МЫ СДЕЛАЛИ, ПОКА ПИСАЛИ ЭТО ПИСЬМО

Может быть, это не будет неожиданным для некоторых из наших читателей, но нас впечатлило, что не меньше половины случаев употребления слова “менталитет” в новостях приходится на спортивную тематику. У команды может быть “менталитет победителя”, у бойца смешанных единоборств — “менталитет гангстера”, у футболиста — “менталитет чемпиона” и так далее. Будем считать это лишним доказательством того, что это слово употребляют кто во что горазд.

Додати коментар

Користувач:
email:





Акції впали,
Спад хоче зіпсувати всіх
Але не зупинить.

- Fin.Org.UA

Новини

08:30 - Чи мають промислові регіони майбутнє
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 17.10.2025
21:00 - Новини 16 жовтня: Взимку на Україну чекають тривалі відключення, московія атакувала газову інфраструктуру вшосте за місяць
20:40 - У НБУ вважають "небезпечним" третє підвищення податків для банків
20:20 - Після заяв Трампа: НПЗ Індії сигналізують про відмову від нафти московія
19:50 - Депутати хочуть понад вдвічі роздути бюджету на 2026 рік, але не знають, де брати кошти
19:20 - НБУ пропонує ускладнити закриття ФОП, щоб зупинити "дроп-схеми"
19:05 - Прокуратура виявила надміру сплачений підряднику мільйон гривень
18:50 - По всій Україні запровадили екстрені відключення світла
18:35 - Харківська прокуратура виявила приховану оренду державних земель
18:30 - Взимку на Україну очікують тривалі відключення: який можливий графік
18:25 - Україна готується до COP30 – найбільшої кліматичної конференції у світі
18:13 - Перемир’я для ремонту ЗАЕС можуть оголосити 17 жовтня – Sky News
17:55 - ЄБРР хоче розширити обсяги операцій в Україні до 3 мільярдів євро на рік
17:50 - Нацбанк показав, яким буде курс долара і євро на п'ятницю 17 жовтня
17:30 - Український бізнес за рік вдвічі збільшив використання штучного інтелекту
17:25 - Уряд спрямує Одесі 100 мільйонів гривень: на які потреби
17:24 - Про сплату авансового внеску з податку на прибуток підприємств за місце роздрібної торгівлі пальним, на якому здійснюється реалізація виключно скрапленого газу за певних умов
17:22 - Закон України № 4536: основні новації з ПДВ – продовжується дія касового методу в енергетиці та вводиться нова пільга
17:20 - Якими документами суб’єкт господарювання може підтвердити право власності, володіння, користування ПРРО?
17:19 - Податковий календар на 17 жовтня 2025 року
17:17 - Податок на нерухоме майно: внесок юридичних осіб до місцевих бюджетів Дніпропетровщини – понад 535,3 млн гривень
17:17 - Французькі компанії зацікавлені у відновленні України: в Мінекономіки зустрілися із бізнес-делегацією Франції
17:16 - Надходження рентної плати за спеціальне використання води до місцевих бюджетів Дніпропетровщини склали понад 78,2 млн гривень
17:15 - Акцизний податок з ввезених товарів: до загального фонду держбюджету від платників Дніпропетровщини надійшло майже 210,9 млн грн
17:13 - Розширюємо горизонти студентів про діяльність податкової служби
17:12 - За 9 місяців надходження від акцизу склали 129,5 млрд грн – на третину більше, ніж торік
17:11 - ДПС провела 24 тисячі фактичних перевірок у сфері обігу тютюну та алкоголю, штрафи сягнули 795 млн грн
17:00 - "Соєві правки": коли стимулювання переробки перетворюється на бар’єр для аграріїв
16:55 - Союзники Кремля не інвестуватимуть у інфраструктуру Далекого Сходу – розвідка


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32124
Австралійський долар27.0883
Така0.34253
Канадський долар29.6372
Юань Женьміньбі5.8428
Чеська крона1.9975
Данська крона6.4966
Гонконгівський долар5.3567
Форинт0.124505
Індійська рупія0.47413
Рупія0.0025115
Новий ізраїльський шекель12.6207
Єна0.27528
Теньге0.077608
Вона0.029369
Ліванський фунт0.000465
Малайзійський ринггіт9.8467
Мексиканське песо2.2598
Молдовський лей2.4692
Новозеландський долар23.8948
Норвезька крона4.1365
Саудівський ріял11.1011
Сінгапурський долар32.1338
Донг0.0015808
Ренд2.4054
Шведська крона4.4068
Швейцарський франк52.1588
Бат1.28012
Дирхам ОАЕ11.3356
Туніський динар14.232
Єгипетський фунт0.875
Фунт стерлінгів55.9606
Долар США41.6358
Сербський динар0.41408
Азербайджанський манат24.4945
Румунський лей9.5379
Турецька ліра0.9948
СПЗ (спеціальні права запозичення)56.8596
Болгарський лев24.8098
Євро48.5224
Ларі15.37
Злотий11.4124
Золото176635.72
Срібло2206.15
Платина69826.57
Паладій64982.66

Курси валют, встановлені НБУ на 17.10.2025