Майберг против Коломойского: приведет ли конфликт акционеров МАУ к банкротству авиакомпании

21.01 19:42 | Укррудпром

Апостроф, 21 января 202. Опубликовано 18:45 21 января 2022 года По долгам снова заплатят простые украинцы.

Авиационная отрасль Украины оправилась после кризиса, вызванного пандемией коронавируса, однако о полном “выздоровлении” говорить пока рано — по словам источников, сфера пассажирских авиаперевозок все еще находится в зоне турбулентности”. В немалой степени этому способствует кризис в крупнейшей авиакомпании страны — МАУ, который возник не только из-за ее финансовых проблем, но и в связи с корпоративным конфликтом между главными акционерами перевозчика. “Апостроф” разбирался, что сейчас происходит в МАУ, грозит ли ей банкротство, и кто заплатит по ее долгам.

“Майберг, хватит обрезать крылья МАУ”, — бигборды такого содержания можно сегодня увидеть в Киеве, а также на трассе, ведущей к международному аэропорту “Борисполь”.

Есть и другие борды, например, такой: “Майберг, где зарплаты работников МАУ?”

Фото со страницы в Facebook Юрия Романенко

 

Очевидно, что речь идет о крупнейшей национальной авиакомпании “Международные авиалинии Украины” (МАУ), которая в последнее время испытывает серьезные финансовые сложности.

Часть проблем возникла из-за пандемии коронавируса — в 2020 году компания получили убыток на 4,5 миллиарда гривен. В 2021 году дела у МАУ немного улучшились — по итогам первых трех кварталов была получена прибыль в размере более 1 миллиарда гривен (данных по всему году пока нет, но они обещают быть неплохими), однако общая ситуация по-прежнему сложная, о чем, в частности, свидетельствуют приведенные выше борды.

Но возникает вопрос: кто такой Майберг, к которому обращены воззвания?

Гражданин Израиля Арон Майберг является одним из акционеров МАУ. Их полный список не разглашается, однако известно, как минимум, о двух из них. Это — уже упомянутый Арон Майберг, а также олигарх Игорь Коломойский. В общественном мнении МАУ ассоциируется, прежде всего, с Коломойским — из-за его значительного влияния на различные политико-экономические процессы в Украине, однако непосредственно деятельностью авиакомпании занимается как раз Майберг (он является главой наблюдательного совета МАУ) — этим, видимо, и объясняется содержание бордов на дорогах Киева и окрестностей.

В долгах, но без шелков

Дела у МАУ действительно идут не очень. В последнее время значительно уменьшился пассажиропоток. По сравнению с 2019 годом почти вдвое сократился флот авиакомпании — с 42 до 25 самолетов. Также МАУ пришлось увольнять сотрудников, количество которых сократилось также почти вдвое — с примерно 2600 до чуть более 1400 человек.

Пассажиры, которые и раньше были не особо в восторге от качества обслуживания на рейсах МАУ, в последнее время говорят о колоссальном падении стандартов. В связи с этим, все большее количество людей стараются по возможности минимизировать свои контакты с перевозчиком, а то и вовсе отказаться от его услуг.

Видимо, ко всем этим проблемам прибавилась еще и невыплата зарплат персоналу.

Корень “зла” состоит в огромной задолженности, которая, по признанию главы МАУ Евгения Дыхне, составляет на сегодня порядка 100 миллионов долларов. Компания имеет долги перед госпредприятием по обслуживанию воздушного движения “Украэрорух”, аэропортом “Борисполь” и Госавиаслужбой. Они накапливались годами, но компания не спешит платить по счетам, оспаривая эти долги в судах.

Ситуация осложняется еще и тем, что между Игорем Коломойским и Ароном Майбергом уже не первый год продолжается конфликт, который во время коронакризиса лишь усугубился.

“Конфликт есть, но он достаточно скрытый”, — сказал “Апострофу” источник, близкий к авиационной отрасли Украины.

Косвенно его подтверждает в своих интервью и Евгений Дыхне. При этом у самого Дыхне есть конфликт с Майбергом, который пытался его уволить с должности руководителя МАУ в 2021 году.

“Хотя Дыхне удалось закончить 2021 год с прибылью, Майберг все равно попытался его уволить, чтоб назначить своего полностью управляемого человека для “войнушки”, — написал в Facebook соучредитель Украинского института будущего Юрий Романенко.

Под “войнушкой” имеется в виду все тот же конфликт между Коломойским и Майбергом, и он, похоже, выходит на новый этап.

Игорь Коломойский и Арон Майберг

Фото: УНИАН

Ничего личного — только бизнес

Так в чем же, собственно, состоит суть конфликта между двумя главными акционерами МАУ?

Исходя из того, что говорят источники, можно сделать вывод, что Майберг пытается решить финансовые проблемы компании за счет вливаний со стороны Коломойского, который, несмотря на свою известную “щедрость”, их, все-таки время от времени делал. Но, вроде как, в последнее время передумал, чем вызвал крайнее неудовольствие бизнес-партнера.

При этом не стоит идеализировать и Коломойского — его явно не назовешь благородным рыцарем.

Существует якобы еще, как минимум, одна сфера, в которой акционеры не нашли взаимопонимания. В частности, речь идет о поставках авиационного топлива компаниями, связанными с Коломойским, которые на этом неплохо зарабатывают (например, в сфере влияния олигарха находится компания “Укртатнафта”, владеющая единственным в Украине нефтеперерабатывающим заводом — Кременчугским НПЗ). Также олигарх, якобы, получает приличные доходы от лизинговых услуг для МАУ.

В любом случае, затянувшийся конфликт акционеров не лучшим образом сказывается на работе компании.

Так, помимо того, что МАУ провело существенное сокращение штатов, оказывается, есть проблемы и с выплатой зарплат.

В конце 2021 года в сети появилось письмо сотрудников МАУ, которые обвиняют Арона Майберга не только в невыплате зарплаты, но и, ни много ни мало, в намерении довести авиакомпанию до банкротства, вспоминая при этом о банкротстве “Аэросвита” в 2012 году, в котором Майберг также был акционером.

Авиакомпания на три буквы

О возможном банкротстве МАУ говорят уже давно. “Апостроф” писал об этой проблеме еще в 2020 году, но пока, к счастью, такой сценарий не реализовался.

Тема банкротства снова всплыла в августе 2021 года — тогда секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов заявил, что из-за долгов МАУ она может прекратить свою работу и прозрачно намекнул на печальную судьбу “Аэросвита”. По словам Данилова, СНБО дал Кабинету министров протокольное поручение в течение месяца урегулировать проблему задолженности МАУ. Исходя из того, что вопрос с долгами авиакомпании не решился, риск потенциального банкротства сохраняется по сей день.

Фото: УНИАН

В этой ситуации возникает вопрос: что дальше?

Различные источники утверждают, что, якобы, Арон Майберг хочет “кинуть” Игоря Коломойского, оставив ему одни лишь долги и убытки, а “здоровые” активы вывести на другую компанию. Для этого ему, якобы, и нужен “сговорчивый” руководитель МАУ вместо Евгения Дыхне, который, по крайней мере, публично, держит нейтралитет.

При этом в “кидок” по отношению к Коломойскому как-то верится с трудом.

Другое дело, если оба акционера намерены избавиться от “токсичных” активов МАУ, привычно перекинув их на государство.

Ранее инсайдеры авиационной отрасли не исключали, что самолеты и рейсы МАУ могут перевести на другие авиакомпании, например, на “Розу Ветров”, которая контролируется Игорем Коломойским.

Однако сегодня появилась еще один возможный вариант. Речь идет о создаваемой по инициативе президента Владимира Зеленского государственной авиакомпании “ЮНА”. О ней на сегодня известно крайне мало, однако, по словам главы государства, она начнет полеты уже в этом году.

Было бы большой смелостью утверждать, что новая госкомпания создается исключительно для того, чтобы на нее перевести “здоровые” активы МАУ, а последнюю после этого благополучно обанкротить. Однако такой вывод напрашивается сам собой.

Государство в роли статиста

Арон Майберг и Игорь Коломойский уже один раз провернули операцию с банкротством авиаперевозчика, а потому вполне могут ту же историю повторить с МАУ. Учитывая “особые” отношения между президентом Зеленским и олигархом Коломойским, можно не сомневаться, что последний выйдет из этой ситуации без потерь, тогда как за все, как всегда, заплатят украинские налогоплательщики. И это касается не только авиационной сферы — достаточно вспомнить национализацию “ПриватБанка”, который “спасли”, влив в него более 155 миллиардов гривен из бюджета (хотя, справедливости ради, отметим, что произошло это при президенте Петре Порошенко).

При этом на примере МАУ хорошо видна слабость Украины как государства, не способного поддержать национального авиаперевозчика, который является не просто частной компанией, а, в определенном смысле, лицом государства. Трудно представить себе подобное отношение правительства Турции по отношении к Tukrish Airlines или немецкого правительства к Lufthansa.

Украинское государство в этой ситуации больше напоминает стороннего наблюдателя, чем реального игрока. При этом, вместо того, чтобы поддерживать отечественные компании, оно подписывает с ЕС соглашение об “открытом небе”, которое, при всех его позитивных моментах, поможет, скорее, крупным европейским авиаперевозчикам, имеющим поддержку своих правительствами, а МАУ, наоборот, еще больше утопит.

При явной слабости государственных институтов в Украине достаточно сильно гражданское общество, которое, при поддержке наших зарубежных партнеров, должно не допустить уничтожения национального перевозчика и добиться того, чтобы виновные понесли заслуженное наказание.

Виктор АВДЕЕНКО

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

12:35 - Огляд економічної активності (підсумки 2021 року)
12:12 - Відділ комунікацій з громадськістю управління інформаційної взаємодії Головного управління ДПС у Дніпропетровській області (територія обслуговування:(Новокодацький, Чечелівський та Центральний район міста Дніпра)
12:05 - Великобритания разрабатывает план депутинизации мировой экономики
12:05 - “Запорожсталь” Рината Ахметова расконсервировала 48 тепловозов
12:05 - МБРР профинансирует госслужбу Украины почти на полмиллиарда долларов
12:05 - Украина в январе-апреле снизила экспорт железной руды на 9%
12:05 - США и Европа разрабатывают маршруты для вывоза украинского зерна
12:05 - “Газпром” увеличил транзит газа через Украину
11:20 - Закон України № 1914: зміни в обліку витрат на сплату роялті при визначенні об'єкту оподаткування
11:19 - Закон України № 1946: деякі особливості збільшення фінансового результату до оподаткування у разі взаємовідносин з резидентами Дія Сіті
11:18 - Підстави для відмови у реєстрації платником єдиного податку 3-ї групи за ставкою 2 %, якщо заборонено проведення камеральних перевірок
11:16 - Сплата рентних платежів у січні – квітні 2022 року до місцевих бюджетів Дніпропетровської області зросла майже на 677 млн гривень
11:15 - Щодо нового механізму розподілу акцизного податку з роздрібного продажу тютюнових виробів між бюджетами місцевого самоврядування
11:14 - Юридичні особи Дніпропетровської області з початку 2022 року до місцевих бюджетів сплатили понад 211,2 млн грн податку на нерухомість
11:13 - Яким чином для суб’єкта господарювання підтверджуватиметься факт передачі даних від ПРРО до фіскального сервера?
11:10 - Оккупанты украли 20 тыс тонн зерна в Бердянске
11:10 - Вместо Мариуполя Ринат Ахметов построит металлургический завод в Италии
11:10 - Руководитель PR-департамента “Эпицентра” вспомнила, что она — самостоятельный и свободный человек
11:10 - Минобразования объяснило, кто имеет право на льготные кредиты на учебу и социальные стипендии
11:10 - Евросоюз придумал, на каких условиях выделит Украине деньги для восстановления после войны
10:50 - Мінцифри закликає повідомляти про окупантів в чатбот єВорог
10:50 - Наталія Алюшина: МБРР профінансує держслужбу України на $492 млн
10:50 - Оперативна інформація щодо роботи піротехнічних підрозділів ДСНС
10:50 - Загальні бойові втрати противника з 24.02 по 18.05
10:50 - В Україні відновлено програму оренди державного майна з пільгами та знижками на час воєнного стану
10:50 - Держприкордонслужба інформує про ситуацію у пунктах пропуску на західному кордоні
10:50 - Понад 5 800 звернень замовників опрацьовано ДІАМ за період воєнного часу
10:50 - У Львові поліцейські організували майстер-клас з вишивки для дітей-переселенців
10:50 - Перші кроки до інтеграції України до архівної спільноти ЄС
10:32 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ СОБОРНОГО ТА ШЕВЧЕНКІВСЬКОГО РАЙОНІВ М. ДНІПРА) ІНФОРМУЄ!


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар20.5764
Канадський долар22.8171
Юань Женьміньбі4.3504
Куна4.0996
Чеська крона1.2485
Данська крона4.1447
Гонконгівський долар3.7269
Форинт0.079849
Індійська рупія0.37768
Рупія0.0019973
Новий ізраїльський шекель8.7128
Єна0.22625
Теньге0.067383
Вона0.022955
Мексиканське песо1.4651
Молдовський лей1.5383
Новозеландський долар18.6354
Норвезька крона3.0318
Російський рубль0.44918
Сінгапурський долар21.1425
Ренд1.8285
Шведська крона2.959
Швейцарський франк29.4834
Єгипетський фунт1.602
Фунт стерлінгів36.5262
Долар США29.2549
Білоруський рубль10.6335
Азербайджанський манат17.2341
Румунський лей6.2336
Турецька ліра1.8619
СПЗ (спеціальні права запозичення)39.2262
Болгарський лев15.7717
Євро30.842
Злотий6.6396
Алжирський динар0.20137
Така0.3384
Вірменський драм0.064543
Домініканське песо0.53264
Іранський ріал0.00069655
Іракський динар0.020038
Сом0.35633
Ліванський фунт0.019406
Лівійський динар6.1069
Малайзійський ринггіт6.7195
Марокканський дирхам2.9285
Пакистанська рупія0.15755
Саудівський ріял7.799
Донг0.001274
Бат0.85561
Дирхам ОАЕ7.9649
Туніський динар9.4836
Узбецький сум0.0026168
Новий тайванський долар0.99385
Туркменський новий манат8.3585
Сербський динар0.26221
Сомоні2.3413
Ларі9.5918
Бразильський реал5.9196
Золото53692.98
Срібло638.93
Платина28021.22
Паладій59460.88

Курси валют, встановлені НБУ на: 18.05.2022

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
225668920.73920.73920.73920.73139950.96
225791955.79955.79955.79955.7930585.28
2258091043.881043.881043.881043.8882466.52
225866981.88981.89981.88981.8974623.14
2259081006.951006.951006.951006.957048.65

Дані за 17.05.2022