Майберг против Коломойского: приведет ли конфликт акционеров МАУ к банкротству авиакомпании

21.01.2022 19:42 | Укррудпром

Апостроф, 21 января 202. Опубликовано 18:45 21 января 2022 года По долгам снова заплатят простые украинцы.

Авиационная отрасль Украины оправилась после кризиса, вызванного пандемией коронавируса, однако о полном “выздоровлении” говорить пока рано — по словам источников, сфера пассажирских авиаперевозок все еще находится в зоне турбулентности”. В немалой степени этому способствует кризис в крупнейшей авиакомпании страны — МАУ, который возник не только из-за ее финансовых проблем, но и в связи с корпоративным конфликтом между главными акционерами перевозчика. “Апостроф” разбирался, что сейчас происходит в МАУ, грозит ли ей банкротство, и кто заплатит по ее долгам.

“Майберг, хватит обрезать крылья МАУ”, — бигборды такого содержания можно сегодня увидеть в Киеве, а также на трассе, ведущей к международному аэропорту “Борисполь”.

Есть и другие борды, например, такой: “Майберг, где зарплаты работников МАУ?”

Фото со страницы в Facebook Юрия Романенко

 

Очевидно, что речь идет о крупнейшей национальной авиакомпании “Международные авиалинии Украины” (МАУ), которая в последнее время испытывает серьезные финансовые сложности.

Часть проблем возникла из-за пандемии коронавируса — в 2020 году компания получили убыток на 4,5 миллиарда гривен. В 2021 году дела у МАУ немного улучшились — по итогам первых трех кварталов была получена прибыль в размере более 1 миллиарда гривен (данных по всему году пока нет, но они обещают быть неплохими), однако общая ситуация по-прежнему сложная, о чем, в частности, свидетельствуют приведенные выше борды.

Но возникает вопрос: кто такой Майберг, к которому обращены воззвания?

Гражданин Израиля Арон Майберг является одним из акционеров МАУ. Их полный список не разглашается, однако известно, как минимум, о двух из них. Это — уже упомянутый Арон Майберг, а также олигарх Игорь Коломойский. В общественном мнении МАУ ассоциируется, прежде всего, с Коломойским — из-за его значительного влияния на различные политико-экономические процессы в Украине, однако непосредственно деятельностью авиакомпании занимается как раз Майберг (он является главой наблюдательного совета МАУ) — этим, видимо, и объясняется содержание бордов на дорогах Киева и окрестностей.

В долгах, но без шелков

Дела у МАУ действительно идут не очень. В последнее время значительно уменьшился пассажиропоток. По сравнению с 2019 годом почти вдвое сократился флот авиакомпании — с 42 до 25 самолетов. Также МАУ пришлось увольнять сотрудников, количество которых сократилось также почти вдвое — с примерно 2600 до чуть более 1400 человек.

Пассажиры, которые и раньше были не особо в восторге от качества обслуживания на рейсах МАУ, в последнее время говорят о колоссальном падении стандартов. В связи с этим, все большее количество людей стараются по возможности минимизировать свои контакты с перевозчиком, а то и вовсе отказаться от его услуг.

Видимо, ко всем этим проблемам прибавилась еще и невыплата зарплат персоналу.

Корень “зла” состоит в огромной задолженности, которая, по признанию главы МАУ Евгения Дыхне, составляет на сегодня порядка 100 миллионов долларов. Компания имеет долги перед госпредприятием по обслуживанию воздушного движения “Украэрорух”, аэропортом “Борисполь” и Госавиаслужбой. Они накапливались годами, но компания не спешит платить по счетам, оспаривая эти долги в судах.

Ситуация осложняется еще и тем, что между Игорем Коломойским и Ароном Майбергом уже не первый год продолжается конфликт, который во время коронакризиса лишь усугубился.

“Конфликт есть, но он достаточно скрытый”, — сказал “Апострофу” источник, близкий к авиационной отрасли Украины.

Косвенно его подтверждает в своих интервью и Евгений Дыхне. При этом у самого Дыхне есть конфликт с Майбергом, который пытался его уволить с должности руководителя МАУ в 2021 году.

“Хотя Дыхне удалось закончить 2021 год с прибылью, Майберг все равно попытался его уволить, чтоб назначить своего полностью управляемого человека для “войнушки”, — написал в Facebook соучредитель Украинского института будущего Юрий Романенко.

Под “войнушкой” имеется в виду все тот же конфликт между Коломойским и Майбергом, и он, похоже, выходит на новый этап.

Игорь Коломойский и Арон Майберг

Фото: УНИАН

Ничего личного — только бизнес

Так в чем же, собственно, состоит суть конфликта между двумя главными акционерами МАУ?

Исходя из того, что говорят источники, можно сделать вывод, что Майберг пытается решить финансовые проблемы компании за счет вливаний со стороны Коломойского, который, несмотря на свою известную “щедрость”, их, все-таки время от времени делал. Но, вроде как, в последнее время передумал, чем вызвал крайнее неудовольствие бизнес-партнера.

При этом не стоит идеализировать и Коломойского — его явно не назовешь благородным рыцарем.

Существует якобы еще, как минимум, одна сфера, в которой акционеры не нашли взаимопонимания. В частности, речь идет о поставках авиационного топлива компаниями, связанными с Коломойским, которые на этом неплохо зарабатывают (например, в сфере влияния олигарха находится компания “Укртатнафта”, владеющая единственным в Украине нефтеперерабатывающим заводом — Кременчугским НПЗ). Также олигарх, якобы, получает приличные доходы от лизинговых услуг для МАУ.

В любом случае, затянувшийся конфликт акционеров не лучшим образом сказывается на работе компании.

Так, помимо того, что МАУ провело существенное сокращение штатов, оказывается, есть проблемы и с выплатой зарплат.

В конце 2021 года в сети появилось письмо сотрудников МАУ, которые обвиняют Арона Майберга не только в невыплате зарплаты, но и, ни много ни мало, в намерении довести авиакомпанию до банкротства, вспоминая при этом о банкротстве “Аэросвита” в 2012 году, в котором Майберг также был акционером.

Авиакомпания на три буквы

О возможном банкротстве МАУ говорят уже давно. “Апостроф” писал об этой проблеме еще в 2020 году, но пока, к счастью, такой сценарий не реализовался.

Тема банкротства снова всплыла в августе 2021 года — тогда секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов заявил, что из-за долгов МАУ она может прекратить свою работу и прозрачно намекнул на печальную судьбу “Аэросвита”. По словам Данилова, СНБО дал Кабинету министров протокольное поручение в течение месяца урегулировать проблему задолженности МАУ. Исходя из того, что вопрос с долгами авиакомпании не решился, риск потенциального банкротства сохраняется по сей день.

Фото: УНИАН

В этой ситуации возникает вопрос: что дальше?

Различные источники утверждают, что, якобы, Арон Майберг хочет “кинуть” Игоря Коломойского, оставив ему одни лишь долги и убытки, а “здоровые” активы вывести на другую компанию. Для этого ему, якобы, и нужен “сговорчивый” руководитель МАУ вместо Евгения Дыхне, который, по крайней мере, публично, держит нейтралитет.

При этом в “кидок” по отношению к Коломойскому как-то верится с трудом.

Другое дело, если оба акционера намерены избавиться от “токсичных” активов МАУ, привычно перекинув их на государство.

Ранее инсайдеры авиационной отрасли не исключали, что самолеты и рейсы МАУ могут перевести на другие авиакомпании, например, на “Розу Ветров”, которая контролируется Игорем Коломойским.

Однако сегодня появилась еще один возможный вариант. Речь идет о создаваемой по инициативе президента Владимира Зеленского государственной авиакомпании “ЮНА”. О ней на сегодня известно крайне мало, однако, по словам главы государства, она начнет полеты уже в этом году.

Было бы большой смелостью утверждать, что новая госкомпания создается исключительно для того, чтобы на нее перевести “здоровые” активы МАУ, а последнюю после этого благополучно обанкротить. Однако такой вывод напрашивается сам собой.

Государство в роли статиста

Арон Майберг и Игорь Коломойский уже один раз провернули операцию с банкротством авиаперевозчика, а потому вполне могут ту же историю повторить с МАУ. Учитывая “особые” отношения между президентом Зеленским и олигархом Коломойским, можно не сомневаться, что последний выйдет из этой ситуации без потерь, тогда как за все, как всегда, заплатят украинские налогоплательщики. И это касается не только авиационной сферы — достаточно вспомнить национализацию “ПриватБанка”, который “спасли”, влив в него более 155 миллиардов гривен из бюджета (хотя, справедливости ради, отметим, что произошло это при президенте Петре Порошенко).

При этом на примере МАУ хорошо видна слабость Украины как государства, не способного поддержать национального авиаперевозчика, который является не просто частной компанией, а, в определенном смысле, лицом государства. Трудно представить себе подобное отношение правительства Турции по отношении к Tukrish Airlines или немецкого правительства к Lufthansa.

Украинское государство в этой ситуации больше напоминает стороннего наблюдателя, чем реального игрока. При этом, вместо того, чтобы поддерживать отечественные компании, оно подписывает с ЕС соглашение об “открытом небе”, которое, при всех его позитивных моментах, поможет, скорее, крупным европейским авиаперевозчикам, имеющим поддержку своих правительствами, а МАУ, наоборот, еще больше утопит.

При явной слабости государственных институтов в Украине достаточно сильно гражданское общество, которое, при поддержке наших зарубежных партнеров, должно не допустить уничтожения национального перевозчика и добиться того, чтобы виновные понесли заслуженное наказание.

Виктор АВДЕЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





Market cycle spins,
Bull and bear runs come and go,
Long-term gains endure.

- Fin.Org.UA

Новини

11:12 - Внесено зміни до форми податкової декларації про майновий стан і доходи
10:03 - Команда від України вдруге бере участь у змаганнях European Money Quiz 2024
09:56 - Ситуація в енергосистемі на 19 березня
09:45 - Ситуація в енергосистемі на 19 березня: дефіциту електроенергії немає; у резерві достатньо генерації для покриття потреб споживачів
09:37 - Майже три чверті учасників платформи UBC вже інвестують в українську економіку або розглядають таку можливість, - Володимир Кузьо
09:23 - Продаж квитків у кіосках та салонах транспортних засобів для пасажирів: чи можливо проводити розрахункові операції без застосування РРО/ПРРО?
09:20 - Оподаткування доходу, отриманого фізичними особами від надання нерухомого майна в оренду
09:16 - Оперативна інформація ДСНС щодо наслідків ведення бойових дій російською федерацією та щодо роботи піротехнічних підрозділів
09:12 - До уваги платників податку на прибуток підприємств!
09:11 - Щодо оподаткування/звільнення від оподаткування ПДВ операцій з постачання лікарських засобів та медичних виробів
09:06 - Чи складається РК до ПН, складеної за операцією з вивезення товарів у митному режимі експорту, у разі зміни суми компенсації їх вартості?
09:04 - Податковий календар на 20 березня 2024 року
09:03 - Рентна плата за видобування залізних руд: понад 918,5 млн грн отримав загальний фонд держбюджету від платників Дніпропетровщини
09:02 - Понад 97,1 млн грн єдиного податку – внесок аграріїв до місцевих бюджетів Дніпропетровщини
09:01 - Про внесення до Довірчого списку нових сертифікатів КНЕДП ДПС
08:58 - ДПС – амбасадор системи «Трембіта»
08:35 - Сильный уровень поддержки 1.0867 препятствует дальнейшему снижению валютной пары EUR/USD...
08:13 - Україна та НАТО працюватимуть над поглибленням співпраці у сфері стратегічних комунікацій
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 19.03.2024
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
23:00 - Регуляторні акти Міністерства енергетики України
21:50 - Новини 18 березня: Кабмін виділив додаткові 5 мільярдів на дрони, ЄС дасть кошти на військову підтримку України
21:41 - Родичів екс-глави метро Брагінського знайшли в тендерах на сотні мільйонів: Кличко відреагував
21:08 - Офіцерське звання за 40 днів: Міноборони запроваджує нову систему навчання для мобілізованих медиків
20:47 - З початку року банки видали іпотек "єОселя" на 3 мільярди
20:29 - Українське транзитне зерно заповнює лише 10% потужностей польських портів — аналітик
20:13 - Звіт про повторне відстеження результативності наказу Міністерства економіки України від 28.07.2022 № 2362 "Про внесення змін до визначень та позначень основних одиниць SI", зареєстрованого в Міністерстві юстиції України 15.08.2022 за № 915/38251
20:08 - Наказ Мінекономіки від 14.03.2024 № 6757 «Про затвердження плану розроблення технічних регламентів на 2024 рік»
20:07 - Через доступ ігроманів до азартних ігор КРАІЛ оштрафувала 4 онлайн-казино на 14 мільйонів
19:57 - ОГТСУ та оператор ГТС Молдови розроблятимуть спільні послуги для замовників з ЄС


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5984
Канадський долар28.7921
Юань Женьміньбі5.4145
Чеська крона1.6852
Данська крона5.6921
Гонконгівський долар4.9844
Форинт0.107456
Індійська рупія0.47006
Рупія0.0024831
Новий ізраїльський шекель10.6735
Єна0.26126
Теньге0.086648
Вона0.029222
Мексиканське песо2.3308
Молдовський лей2.203
Новозеландський долар23.7354
Норвезька крона3.6727
московський рубль0.42352
Сінгапурський долар29.1267
Ренд2.0618
Шведська крона3.7515
Швейцарський франк44.0987
Єгипетський фунт0.8261
Фунт стерлінгів49.63
Долар США38.9744
Білоруський рубль14.1663
Азербайджанський манат22.9356
Румунський лей8.5382
Турецька ліра1.2065
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.8788
Болгарський лев21.7043
Євро42.447
Злотий9.8443
Алжирський динар0.28321
Така0.3459
Вірменський драм0.094144
Домініканське песо0.65004
Іранський ріал0.00090593
Іракський динар0.029045
Сом0.42551
Ліванський фунт0.000425
Лівійський динар7.8762
Малайзійський ринггіт8.022
Марокканський дирхам3.7715
Пакистанська рупія0.13675
Саудівський ріял10.1456
Донг0.0015437
Бат1.05901
Дирхам ОАЕ10.3594
Туніський динар12.1956
Узбецький сум0.0030447
Новий тайванський долар1.20401
Туркменський новий манат10.8712
Сербський динар0.3516
Сомоні3.4733
Ларі14.3241
Бразильський реал7.6217
Золото84151.19
Срібло983.4
Платина36071.2
Паладій41305.07

Курси валют, встановлені НБУ на 19.03.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
227763982.82982.82982.82982.82529739.98
CRSR061041.421041.421041.421041.4244781.06

Дані за 18.03.2024