Новая комиссия против Ахметова. Как у Зеленского хотят регулировать тарифы на ЖД перевозки

21.01.2022 18:48 | Укррудпром

dsnews.ua, 21 января 2022. Опубликовано 18:00 21 января 2022 года В Верховной Раде появилась инициатива по созданию государственного регулятора в сфере транспорта.

В середине января в Верховную Раду поступил правительственный законопроект №6514. Им хотят создать правовые и организационные основания для создания и функционирования Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере транспорта (НКРТ).

Предполагается, что этот коллегиальный орган будет состоять из главы и шести членов, которые избираются на шесть лет. Комиссию хотят подчинить президенту, чтобы он назначал и увольнял представителей этого органа, а подотчетной она будет Верховной Раде.

Комиссия будет осуществлять госрегулирование деятельности субъектов природных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере транспорта. Следовательно, ее деятельность будет распространяться на пользование железнодорожной колеей, диспетчерскими службами, вокзалами и другими объектами инфраструктуры, на аэронавигационное обслуживания аэродромов и услуги в портах. Согласно проекту, комиссия будет устанавливать тарифы, сборы или плату, а также штрафовать за определенные нарушения.

Создание и работа нацкомиссий по госрегулированию регламентируется законом Украины “О естественных монополиях”, который был принят еще в 2000 г. Им в части транспорта регулируется деятельность субъектов естественных монополий в таких сферах: транспортировка нефти, нефтепродуктов, природного и нефтяного газа и других веществ трубопроводами, железнодорожный транспорт, воздушное движение, транспортировка тепловой энергии, специализированные услуги на внутреннем водном транспорте, в морских портах и аэропортах.

НКРТ отражена в законах Украины “О морских портах”, “О внутреннем водном транспорте” в Воздушном кодексе Украины. Нет ее в действующей редакции законов “О железнодорожном транспорте” и “О трубопроводном транспорте”.  

Национальные комиссии по госрегулированию действуют в сфере энергетики, связи и информатизации, но в сфере транспорта она так и не была создана. Причем законопроект от правительства Дениса Шмыгаля — третья подобная инициатива при президентстве Владимира Зеленского. Ранее такие законопроекты подавало правительство Алексея Гончарука (№2699 от 28.12.2019 г.) и группа народных депутатов (№3927, от 22.07.2022 г.).

“Бизнес будет недоволен”

Как рассказывает эксперт по вопросам транспорта Александр Кава, прошлые инициативы по созданию НКРТ были сфокусированы на вопросе тарифов на перевозки по железной дороге, особенно в грузовом сегменте. Возможно, эту проблему попытаются решить и с новым законопроектом, учитывая проблемы “Укрзализныци”. Следует отметить, что госрегулирование в отрасли присутствует и без специальной комиссии. “УЗ самостоятельно тарифы не устанавливает. Тарифы на перевозку пассажиров устанавливаются правительством, а тарифы на перевозку грузов — Мининфраструктуры. Ожидать какой-то революции в результате создания НКРТ не приходится. Тарифы у нас и так ниже, чем себестоимость, если мы говорим о перевозке по железной дороге. Просто будут разделены органы, которые управляют отраслью и которые устанавливают тарифы”, — говорит Александр Кава.

А бывший первый заместитель министра инфраструктуры и эксперт Украинского института будущего Владимир Шульмейстер отмечает, что создание НКРТ призвано устранить перекосы в отрасли, которые грозят уничтожением других видов транспорта.

“Регулирование тарифов на транспорт призвано сделать так, чтобы перекос в тарифах не уничтожал отрасли, — говорит эксперт. — То, что у нас тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки перекошены в дешевую сторону, приводит как к уничтожению самой железной дороги, которая в пассажирском сегменте является убыточной, так и к уничтожению автобусных перевозок, когда перевозчики вынуждены бороться с субсидируемым пассажирским сегментом железной дороги. Эта комиссия должна следить за такими моментами и их регулировать”.

Но важно и решить проблемы самой УЗ. По итогам 2021 г. компания получила 475,5 млн грн чистой прибыли, но в 2020 г. зафиксировала почти 12 млрд грн убытка. Кроме того, был прогноз Минфина, что УЗ останется убыточной до 2024 г., и сумма потерь за этот период составит 5 млрд грн. Также компания очень закредитована. На конец 2021 г. ее кредитный портфель составил 32,4 млрд грн. Все это тянет железную дорогу на дно и не дает развиваться.

“Железная дорога не справляется со своими задачами, поэтому происходит небольшое повышение тарифов. Оно “железку” не спасет, — говорит Владимир Шульмейстер. — Ей необходим $1 млрд в год инвестиций в инфраструктуру и локомотивы. Вместо этого железная дорога инвестирует в вагоны, которые нужно было отдать частникам давно, не проходит закон о железнодорожном транспорте, который должен был допустить частную тягу на “железку” и снять часть инвестиций с хрупких плеч государства. Инфраструктура продолжает хиреть. На сегодня у 45% инфраструктуры просрочены сроки обслуживания. Три года назад Институт будущего сделал исследование, в котором показал, что в случае, если все будет идти, как сейчас, железная дорога в 2027 г. просто встанет. Будет настолько изношена инфраструктура, что станет небезопасно пускать поезда”.

Решить проблему могло бы повышение тарифов. От подорожания железнодорожных билетов будут не в восторге пассажиры, тем более должна сохраняться определенная социальная функция и доступность поездок для граждан. Тогда надо искать другие источники и инвестиции.

Например, в августе прошлого года были повышены тарифы для грузов внеклассной группы на 25,9%, тариф на перевозку грузов 1-го и 2-го тарифных классов был повышен на 8%, с 1 января 2022 г. он должен был вырасти еще на 20,4%. На 51,8% подняли тариф на пустой пробег вагонов из-под грузов 1-го тарифного класса. Это вызвало недовольство в Федерации металлургов и Профсоюзе металлургов и горняков. В ноябре был повышен тариф на грузовые перевозки 1-го тарифного класса (в том числе железная руда и уголь) на 9% со 2 января 2022 г. По оценкам компании, дополнительные доходы от повышений должны составить 2 млрд грн в 2021 г. и 12,3 млрд грн в 2022 г.

“У нас действует адвалорная система тарифов, когда тариф на перевозку груза по железной дороге устанавливается не только в зависимости от расстояния и типа вагонов, но также и от того, какой груз перевозится, — объясняет Александр Кава. — Эта система еще конца ХIХ — начала ХХ века, она у нас до сих пор используется. Многие европейские страны давно от этой системы отказались и у них все тарифы базируются на себестоимости, а не на стоимости груза”.

Но если будет создана НКРТ и она начнет повышать тарифы для бизнеса, это явно не понравится последнему. “Бизнес хочет платить меньше, — говорит Александр Кава. — Украинский бизнес, особенно крупный, привык перевозить свою продукцию и сырье по тарифу значительно ниже, чем себестоимость перевозок для железной дороги. Конечно, бизнес будет не готов, будет недоволен, но нужно понимать, что железная дорога — это не благотворительная организация и не всеобщее благо, железная дорога — это тоже бизнес и она должна перевозить грузы по тарифам, которые покрывают себестоимость и обеспечивают маржу заработка”.

Состав имеет значение

Решить вопрос убыточности УЗ можно не только повышениями тарифов. Есть еще вариант грамотного управления и эффективных инвестиций. Поэтому не факт, что НКРТ будет повышать тарифы на грузовые перевозки. Важной задачей для комиссии будет определить рыночный тариф. Каким он будет в сравнении с нынешним, сказать довольно сложно. Возможно, и ниже, что для бизнеса будет выгодно.

“Тарифы прежде всего будут обусловлены экономическими расчетами и не будут расти, потому что кому-то в компании хочется показать прибыль или убыточность за счет бизнеса, — говорит народный депутат, член транспортного комитета Верховной Рады Константин Бондарев. — Сегодня компания считает, что есть такие расходы. Зачем сокращать расходы, давайте повысим тарифы. Плевать на экономические интересы бизнеса. Взяли и подняли за последний год тарифы в два раза на перевозки. Кто пострадал? Бизнес. Кто принимал решение? “Укрзализныця”. Предлагается отделить принятие таких решений от “Укрзализныци”, чтобы бизнес не страдал. А когда независимый орган, где представлен будет и бизнес, станет принимать решения, то не будет так, что просто на бумаге посчитали что-то и подняли цены”.

В идеале НКРТ должна способствовать конкуренции и прозрачности тарифов, но это трудно реализовать на практике. Опыт с аналогичной комиссией в энергетике и коммунальных услугах получился довольно скандальным, на том рынке царит хаос. Как бы так не вышло и с транспортом.

“Создание такой комиссии назрело еще 7-8 лет назад. Другой вопрос, что было очень мощное лобби, которое не давало создать эту комиссию. Они формировали для себя выгодные тарифы. Они готовы договариваться между собой, но им не нужен прозрачный орган, который даст дополнительную прозрачность в формировании тарифов”, — говорит эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов.

Таким образом, мы видим, что наши комментаторы разошлись во мнениях, как по поводу адекватности тарифов, устанавливаемых УЗ, так и в оценке интересов бизнеса относительно того, кто будет их устанавливать. При этом огромное значение будет иметь то, кто войдет в состав комиссии и кто ею будет руководить.

“Смотря, кто будет во главе. Все зависит от персоналий, — говорит Владимир Шульмейстер. — Достаточно посмотреть резюме людей, который заходят на железную дорогу. Там треть новых людей — это представители одной бизнес-структуры. Если будет такое же с этой комиссией, то грош ей цена. К сожалению, у нас очень часто бывает, что на те позиции, от которых зависит благосостояние страны, берутся представители олигархических структур, как это произошло с “Укрзализныцей”, и не только с ней. Соответственно ожидать, что компании, в которые приходят представители олигархов, будут работать на государство, — это глупая затея. В случае если в столь необходимый орган для Украины, как НКРТ, придет человек ангажированный, который будет работать не на государство, а на какие-то определенные структуры, то это не поправит ситуацию, а ее усугубит”.

Здесь уместно вспомнить о конфликте между Владимиром Зеленским и Ринатом Ахметовым, металлургический бизнес которого — один из главных интересантов в тарифах на железнодорожные перевозки. Трудно представить, как новый госорган в сложившихся обстоятельствах будет принимать решения в пользу самого богатого украинца. С другой стороны, можно прогнозировать очень трудное прохождение через Раду проекта закона, который могут окрестить “новым антиахметовским”. Не заинтересованными в ее создании могут быть и те органы, которые сейчас устанавливают соответствующие тарифы.

С другой стороны, отдельный госрегулятор может быть нужен при дальнейшем разделении УЗ на грузовую, пассажирскую и инфраструктурную составляющую, а также если будет реализована идея оставить в госсобственности только 50% плюс одну акцию компании. Соответствующий законопроект был принят в первом чтении в марте 2021 г.

Алексей ГАВРИЛЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





Курси падають – то
Не досить грошей в країні,
Інвестори бояться

- Fin.Org.UA

Новини

14:15 - В ДТЕК дали поради, як користуватись електроприладами після появи світла
14:05 - Заступник прокурора САП звільнився на тлі підозр у зливі інформації у справі Міндіча
14:00 - Перша бездротова система захисту та камери з ШІ: Ajax Systems представила 93 нові продукти
13:35 - Російський АвтоВАЗ визнав обвал продажів автівок у 2025 році: ринок захоплюють китайці
13:25 - Уряд розпочав відбір голови АРМА
13:13 - Розпочинається обговорення змін до порядку здійснення оверсайта платіжної інфраструктури в Україні
13:09 - Підстави для проведення фактичної перевірки
13:08 - За яким ідентифікатором форми надсилається Повідомлення про виявлення факту, що свідчить про володіння фізичною (юридичною) особою – резидентом України часткою в іноземній юридичній особі?
13:07 - Чи підлягають маркуванню МАП одноразові електронні сигарети?
13:06 - Про розміри ставок, які встановлені для юридичних осіб – платників єдиного податку четвертої групи
13:05 - Виявлені розбіжності між даними, зазначеними у ППР та даними, підтвердженими платником податку: термін проведення контролюючим органом перерахунку суми транспортного податку
13:04 - Неведення/неналежне ведення обліку доходів і витрат фізичною особою, яка провадить незалежну професійну діяльність: відповідальність
13:03 - Відшкодування ПДВ: у які строки проводяться документальні перевірки юридичних осіб
13:02 - Що є базою оподаткування податком на прибуток резидента Дія Сіті – платника податку на особливих умовах?
13:00 - Плата за землю: юридичні особи поповнили місцеві бюджети Дніпропетровщини на понад 5,7 млрд гривень
13:00 - Принципи справедливого кредитування: у чому відповідальність бізнесу, а в чому – споживачів
12:58 - З початку року загальний фонду держбюджету за видобування нафти від платників Дніпропетровщини отримав понад 52,2 млн грн рентної плати
12:57 - Більш як на 50 % зросли надходження до місцевих бюджетів Дніпропетровщини від платників частини чистого прибутку
12:56 - Сучасні сервіси податкової – безбар’єрна підтримка кожного платника
12:55 - Підрозділ "Енергоатому" купив мінівен Hyundai у найвищій комплектації за 2,6 мільйона
12:54 - Леся Карнаух: Завдяки автоматизації ефективність стягнення податкового боргу зросла удвічі
12:53 - Кампанія «Податки захищають»: історія тепличного господарства Петра й Софії
12:52 - Українці сплатили 131,7 млрд грн військового збору з початку 2025 року
12:50 - Європейський газ відреагував на новини про мирний план між московія та Україною
12:20 - Банки в Україні збільшують прибутковість: головний драйвер - кредитування
12:10 - В Україні почався прийом заявок на виплату 6500 гривень "Зимової підтримки"
11:40 - московіяни готуються до "шоку" інфляції через підвищення податків
11:25 - Армія московія атакувала сільгосппідприємтво на Сумщині
11:24 - Sunvita Group отримала статус авторизованого економічного оператора
10:55 - Ворог завдав ударів по енергетиці в кількох областях: в двох регіонах є знеструмлення


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.323
Австралійський долар27.2953
Така0.34446
Канадський долар29.9672
Юань Женьміньбі5.9253
Чеська крона2.0066
Данська крона6.4957
Гонконгівський долар5.4145
Форинт0.126797
Індійська рупія0.47521
Рупія0.0025188
Новий ізраїльський шекель12.9365
Єна0.26729
Теньге0.081278
Вона0.02869
Ліванський фунт0.00047
Малайзійський ринггіт10.139
Мексиканське песо2.2942
Молдовський лей2.4732
Новозеландський долар23.651
Норвезька крона4.1341
Саудівський ріял11.2401
Сінгапурський долар32.2334
Донг0.001598
Ренд2.4447
Шведська крона4.4099
Швейцарський франк52.2042
Бат1.29951
Дирхам ОАЕ11.4773
Туніський динар14.2439
Єгипетський фунт0.8885
Фунт стерлінгів55.0417
Долар США42.1549
Сербський динар0.41372
Азербайджанський манат24.7926
Румунський лей9.5336
Турецька ліра0.9949
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.0663
Болгарський лев24.8101
Євро48.5161
Ларі15.5916
Злотий11.4642
Золото171961.64
Срібло2155.68
Платина65415.55
Паладій59589.32

Курси валют, встановлені НБУ на 21.11.2025