Новая комиссия против Ахметова. Как у Зеленского хотят регулировать тарифы на ЖД перевозки

21.01.2022 18:48 | Укррудпром

dsnews.ua, 21 января 2022. Опубликовано 18:00 21 января 2022 года В Верховной Раде появилась инициатива по созданию государственного регулятора в сфере транспорта.

В середине января в Верховную Раду поступил правительственный законопроект №6514. Им хотят создать правовые и организационные основания для создания и функционирования Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере транспорта (НКРТ).

Предполагается, что этот коллегиальный орган будет состоять из главы и шести членов, которые избираются на шесть лет. Комиссию хотят подчинить президенту, чтобы он назначал и увольнял представителей этого органа, а подотчетной она будет Верховной Раде.

Комиссия будет осуществлять госрегулирование деятельности субъектов природных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере транспорта. Следовательно, ее деятельность будет распространяться на пользование железнодорожной колеей, диспетчерскими службами, вокзалами и другими объектами инфраструктуры, на аэронавигационное обслуживания аэродромов и услуги в портах. Согласно проекту, комиссия будет устанавливать тарифы, сборы или плату, а также штрафовать за определенные нарушения.

Создание и работа нацкомиссий по госрегулированию регламентируется законом Украины “О естественных монополиях”, который был принят еще в 2000 г. Им в части транспорта регулируется деятельность субъектов естественных монополий в таких сферах: транспортировка нефти, нефтепродуктов, природного и нефтяного газа и других веществ трубопроводами, железнодорожный транспорт, воздушное движение, транспортировка тепловой энергии, специализированные услуги на внутреннем водном транспорте, в морских портах и аэропортах.

НКРТ отражена в законах Украины “О морских портах”, “О внутреннем водном транспорте” в Воздушном кодексе Украины. Нет ее в действующей редакции законов “О железнодорожном транспорте” и “О трубопроводном транспорте”.  

Национальные комиссии по госрегулированию действуют в сфере энергетики, связи и информатизации, но в сфере транспорта она так и не была создана. Причем законопроект от правительства Дениса Шмыгаля — третья подобная инициатива при президентстве Владимира Зеленского. Ранее такие законопроекты подавало правительство Алексея Гончарука (№2699 от 28.12.2019 г.) и группа народных депутатов (№3927, от 22.07.2022 г.).

“Бизнес будет недоволен”

Как рассказывает эксперт по вопросам транспорта Александр Кава, прошлые инициативы по созданию НКРТ были сфокусированы на вопросе тарифов на перевозки по железной дороге, особенно в грузовом сегменте. Возможно, эту проблему попытаются решить и с новым законопроектом, учитывая проблемы “Укрзализныци”. Следует отметить, что госрегулирование в отрасли присутствует и без специальной комиссии. “УЗ самостоятельно тарифы не устанавливает. Тарифы на перевозку пассажиров устанавливаются правительством, а тарифы на перевозку грузов — Мининфраструктуры. Ожидать какой-то революции в результате создания НКРТ не приходится. Тарифы у нас и так ниже, чем себестоимость, если мы говорим о перевозке по железной дороге. Просто будут разделены органы, которые управляют отраслью и которые устанавливают тарифы”, — говорит Александр Кава.

А бывший первый заместитель министра инфраструктуры и эксперт Украинского института будущего Владимир Шульмейстер отмечает, что создание НКРТ призвано устранить перекосы в отрасли, которые грозят уничтожением других видов транспорта.

“Регулирование тарифов на транспорт призвано сделать так, чтобы перекос в тарифах не уничтожал отрасли, — говорит эксперт. — То, что у нас тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки перекошены в дешевую сторону, приводит как к уничтожению самой железной дороги, которая в пассажирском сегменте является убыточной, так и к уничтожению автобусных перевозок, когда перевозчики вынуждены бороться с субсидируемым пассажирским сегментом железной дороги. Эта комиссия должна следить за такими моментами и их регулировать”.

Но важно и решить проблемы самой УЗ. По итогам 2021 г. компания получила 475,5 млн грн чистой прибыли, но в 2020 г. зафиксировала почти 12 млрд грн убытка. Кроме того, был прогноз Минфина, что УЗ останется убыточной до 2024 г., и сумма потерь за этот период составит 5 млрд грн. Также компания очень закредитована. На конец 2021 г. ее кредитный портфель составил 32,4 млрд грн. Все это тянет железную дорогу на дно и не дает развиваться.

“Железная дорога не справляется со своими задачами, поэтому происходит небольшое повышение тарифов. Оно “железку” не спасет, — говорит Владимир Шульмейстер. — Ей необходим $1 млрд в год инвестиций в инфраструктуру и локомотивы. Вместо этого железная дорога инвестирует в вагоны, которые нужно было отдать частникам давно, не проходит закон о железнодорожном транспорте, который должен был допустить частную тягу на “железку” и снять часть инвестиций с хрупких плеч государства. Инфраструктура продолжает хиреть. На сегодня у 45% инфраструктуры просрочены сроки обслуживания. Три года назад Институт будущего сделал исследование, в котором показал, что в случае, если все будет идти, как сейчас, железная дорога в 2027 г. просто встанет. Будет настолько изношена инфраструктура, что станет небезопасно пускать поезда”.

Решить проблему могло бы повышение тарифов. От подорожания железнодорожных билетов будут не в восторге пассажиры, тем более должна сохраняться определенная социальная функция и доступность поездок для граждан. Тогда надо искать другие источники и инвестиции.

Например, в августе прошлого года были повышены тарифы для грузов внеклассной группы на 25,9%, тариф на перевозку грузов 1-го и 2-го тарифных классов был повышен на 8%, с 1 января 2022 г. он должен был вырасти еще на 20,4%. На 51,8% подняли тариф на пустой пробег вагонов из-под грузов 1-го тарифного класса. Это вызвало недовольство в Федерации металлургов и Профсоюзе металлургов и горняков. В ноябре был повышен тариф на грузовые перевозки 1-го тарифного класса (в том числе железная руда и уголь) на 9% со 2 января 2022 г. По оценкам компании, дополнительные доходы от повышений должны составить 2 млрд грн в 2021 г. и 12,3 млрд грн в 2022 г.

“У нас действует адвалорная система тарифов, когда тариф на перевозку груза по железной дороге устанавливается не только в зависимости от расстояния и типа вагонов, но также и от того, какой груз перевозится, — объясняет Александр Кава. — Эта система еще конца ХIХ — начала ХХ века, она у нас до сих пор используется. Многие европейские страны давно от этой системы отказались и у них все тарифы базируются на себестоимости, а не на стоимости груза”.

Но если будет создана НКРТ и она начнет повышать тарифы для бизнеса, это явно не понравится последнему. “Бизнес хочет платить меньше, — говорит Александр Кава. — Украинский бизнес, особенно крупный, привык перевозить свою продукцию и сырье по тарифу значительно ниже, чем себестоимость перевозок для железной дороги. Конечно, бизнес будет не готов, будет недоволен, но нужно понимать, что железная дорога — это не благотворительная организация и не всеобщее благо, железная дорога — это тоже бизнес и она должна перевозить грузы по тарифам, которые покрывают себестоимость и обеспечивают маржу заработка”.

Состав имеет значение

Решить вопрос убыточности УЗ можно не только повышениями тарифов. Есть еще вариант грамотного управления и эффективных инвестиций. Поэтому не факт, что НКРТ будет повышать тарифы на грузовые перевозки. Важной задачей для комиссии будет определить рыночный тариф. Каким он будет в сравнении с нынешним, сказать довольно сложно. Возможно, и ниже, что для бизнеса будет выгодно.

“Тарифы прежде всего будут обусловлены экономическими расчетами и не будут расти, потому что кому-то в компании хочется показать прибыль или убыточность за счет бизнеса, — говорит народный депутат, член транспортного комитета Верховной Рады Константин Бондарев. — Сегодня компания считает, что есть такие расходы. Зачем сокращать расходы, давайте повысим тарифы. Плевать на экономические интересы бизнеса. Взяли и подняли за последний год тарифы в два раза на перевозки. Кто пострадал? Бизнес. Кто принимал решение? “Укрзализныця”. Предлагается отделить принятие таких решений от “Укрзализныци”, чтобы бизнес не страдал. А когда независимый орган, где представлен будет и бизнес, станет принимать решения, то не будет так, что просто на бумаге посчитали что-то и подняли цены”.

В идеале НКРТ должна способствовать конкуренции и прозрачности тарифов, но это трудно реализовать на практике. Опыт с аналогичной комиссией в энергетике и коммунальных услугах получился довольно скандальным, на том рынке царит хаос. Как бы так не вышло и с транспортом.

“Создание такой комиссии назрело еще 7-8 лет назад. Другой вопрос, что было очень мощное лобби, которое не давало создать эту комиссию. Они формировали для себя выгодные тарифы. Они готовы договариваться между собой, но им не нужен прозрачный орган, который даст дополнительную прозрачность в формировании тарифов”, — говорит эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов.

Таким образом, мы видим, что наши комментаторы разошлись во мнениях, как по поводу адекватности тарифов, устанавливаемых УЗ, так и в оценке интересов бизнеса относительно того, кто будет их устанавливать. При этом огромное значение будет иметь то, кто войдет в состав комиссии и кто ею будет руководить.

“Смотря, кто будет во главе. Все зависит от персоналий, — говорит Владимир Шульмейстер. — Достаточно посмотреть резюме людей, который заходят на железную дорогу. Там треть новых людей — это представители одной бизнес-структуры. Если будет такое же с этой комиссией, то грош ей цена. К сожалению, у нас очень часто бывает, что на те позиции, от которых зависит благосостояние страны, берутся представители олигархических структур, как это произошло с “Укрзализныцей”, и не только с ней. Соответственно ожидать, что компании, в которые приходят представители олигархов, будут работать на государство, — это глупая затея. В случае если в столь необходимый орган для Украины, как НКРТ, придет человек ангажированный, который будет работать не на государство, а на какие-то определенные структуры, то это не поправит ситуацию, а ее усугубит”.

Здесь уместно вспомнить о конфликте между Владимиром Зеленским и Ринатом Ахметовым, металлургический бизнес которого — один из главных интересантов в тарифах на железнодорожные перевозки. Трудно представить, как новый госорган в сложившихся обстоятельствах будет принимать решения в пользу самого богатого украинца. С другой стороны, можно прогнозировать очень трудное прохождение через Раду проекта закона, который могут окрестить “новым антиахметовским”. Не заинтересованными в ее создании могут быть и те органы, которые сейчас устанавливают соответствующие тарифы.

С другой стороны, отдельный госрегулятор может быть нужен при дальнейшем разделении УЗ на грузовую, пассажирскую и инфраструктурную составляющую, а также если будет реализована идея оставить в госсобственности только 50% плюс одну акцию компании. Соответствующий законопроект был принят в первом чтении в марте 2021 г.

Алексей ГАВРИЛЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





Money moves the world,
The global financial system,
A force to reckon.

- Fin.Org.UA

Новини

21:50 - Новини 18 березня: Кабмін виділив додаткові 5 мільярдів на дрони, ЄС дасть кошти на військову підтримку України
21:41 - Родичів екс-глави метро Брагінського знайшли в тендерах на сотні мільйонів: Кличко відреагував
21:08 - Офіцерське звання за 40 днів: Міноборони запроваджує нову систему навчання для мобілізованих медиків
20:47 - З початку року банки видали іпотек "єОселя" на 3 мільярди
20:29 - Українське транзитне зерно заповнює лише 10% потужностей польських портів — аналітик
20:13 - Звіт про повторне відстеження результативності наказу Міністерства економіки України від 28.07.2022 № 2362 "Про внесення змін до визначень та позначень основних одиниць SI", зареєстрованого в Міністерстві юстиції України 15.08.2022 за № 915/38251
20:08 - Наказ Мінекономіки від 14.03.2024 № 6757 «Про затвердження плану розроблення технічних регламентів на 2024 рік»
20:07 - Через доступ ігроманів до азартних ігор КРАІЛ оштрафувала 4 онлайн-казино на 14 мільйонів
19:57 - ОГТСУ та оператор ГТС Молдови розроблятимуть спільні послуги для замовників з ЄС
19:46 - STICKER_CMYK
19:44 - Коментар МЗС України щодо доповіді Незалежної міжнародної комісії ООН з розслідування порушень в Україні
19:41 - STICKER_RGB
19:35 - Міноборони пояснило, що таке реєстр «Оберіг» і для чого він потрібен
19:33 - Sony призупиняє виробництво PlayStation VR2 через слабкий попит
19:01 - Світові ціни на какао досягли рекорду, також дорожчають кава та цукор
19:00 - За тиждень мережі АЗС збільшили ціни на бензин та дизпальне на понад гривню
18:41 - Одній небанківській фінансовій установі анульовано ліцензію, двом – змінено обсяг ліцензій
18:40 - Міністри країн ЄС погодили 5 мільярдів євро для допомоги Україні зброєю на 2024 рік
18:20 - Клієнти ПриватБанку зможуть отримувати SWIFT-перекази в польських злотих та євро без комісії
17:57 - SkyUp отримала реєстрацію у світовій системи оцінки безпеки IOSA
17:57 - Укрзалізниця запускає новий міжнародний маршрут Прага – Чоп
17:55 - Делегація ОГТСУ обговорила створення спільного продукту з представниками Vestmoldtransgaz та Міненерго Молдови
17:50 - "Укрзалізниця" запускає новий маршрут до Праги
17:48 - Мінінфраструктури: 170 фахівців пройшли навчання, як виявляти та запобігати ризикам корупції
17:48 - До 11 небанківських фінансових установ застосовано заходи впливу
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 18.03.2024
17:20 - Власник брендів Reserved і Sinsay відкидає обвинувачення у фіктивному виході з московія
16:59 - Національний банк оскаржить судові рішення стосовно застосування заходу впливу до ТОВ "ФК ЛЕО"
16:55 - Аукціони на Prozorro цьогоріч поповнили бюджети на майже 700 мільйонів
16:50 - Затримки швидкопсувних товарів на кордоні сягнули 7 діб - ЕВА


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5984
Канадський долар28.7921
Юань Женьміньбі5.4145
Чеська крона1.6852
Данська крона5.6921
Гонконгівський долар4.9844
Форинт0.107456
Індійська рупія0.47006
Рупія0.0024831
Новий ізраїльський шекель10.6735
Єна0.26126
Теньге0.086648
Вона0.029222
Мексиканське песо2.3308
Молдовський лей2.203
Новозеландський долар23.7354
Норвезька крона3.6727
московський рубль0.42352
Сінгапурський долар29.1267
Ренд2.0618
Шведська крона3.7515
Швейцарський франк44.0987
Єгипетський фунт0.8261
Фунт стерлінгів49.63
Долар США38.9744
Білоруський рубль14.1663
Азербайджанський манат22.9356
Румунський лей8.5382
Турецька ліра1.2065
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.8788
Болгарський лев21.7043
Євро42.447
Злотий9.8443
Алжирський динар0.28321
Така0.3459
Вірменський драм0.094144
Домініканське песо0.65004
Іранський ріал0.00090593
Іракський динар0.029045
Сом0.42551
Ліванський фунт0.000425
Лівійський динар7.8762
Малайзійський ринггіт8.022
Марокканський дирхам3.7715
Пакистанська рупія0.13675
Саудівський ріял10.1456
Донг0.0015437
Бат1.05901
Дирхам ОАЕ10.3594
Туніський динар12.1956
Узбецький сум0.0030447
Новий тайванський долар1.20401
Туркменський новий манат10.8712
Сербський динар0.3516
Сомоні3.4733
Ларі14.3241
Бразильський реал7.6217
Золото84151.19
Срібло983.4
Платина36071.2
Паладій41305.07

Курси валют, встановлені НБУ на 19.03.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
227763982.82982.82982.82982.82529739.98
CRSR061041.421041.421041.421041.4244781.06

Дані за 18.03.2024