Новая комиссия против Ахметова. Как у Зеленского хотят регулировать тарифы на ЖД перевозки

21.01.2022 18:48 | Укррудпром

dsnews.ua, 21 января 2022. Опубликовано 18:00 21 января 2022 года В Верховной Раде появилась инициатива по созданию государственного регулятора в сфере транспорта.

В середине января в Верховную Раду поступил правительственный законопроект №6514. Им хотят создать правовые и организационные основания для создания и функционирования Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере транспорта (НКРТ).

Предполагается, что этот коллегиальный орган будет состоять из главы и шести членов, которые избираются на шесть лет. Комиссию хотят подчинить президенту, чтобы он назначал и увольнял представителей этого органа, а подотчетной она будет Верховной Раде.

Комиссия будет осуществлять госрегулирование деятельности субъектов природных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере транспорта. Следовательно, ее деятельность будет распространяться на пользование железнодорожной колеей, диспетчерскими службами, вокзалами и другими объектами инфраструктуры, на аэронавигационное обслуживания аэродромов и услуги в портах. Согласно проекту, комиссия будет устанавливать тарифы, сборы или плату, а также штрафовать за определенные нарушения.

Создание и работа нацкомиссий по госрегулированию регламентируется законом Украины “О естественных монополиях”, который был принят еще в 2000 г. Им в части транспорта регулируется деятельность субъектов естественных монополий в таких сферах: транспортировка нефти, нефтепродуктов, природного и нефтяного газа и других веществ трубопроводами, железнодорожный транспорт, воздушное движение, транспортировка тепловой энергии, специализированные услуги на внутреннем водном транспорте, в морских портах и аэропортах.

НКРТ отражена в законах Украины “О морских портах”, “О внутреннем водном транспорте” в Воздушном кодексе Украины. Нет ее в действующей редакции законов “О железнодорожном транспорте” и “О трубопроводном транспорте”.  

Национальные комиссии по госрегулированию действуют в сфере энергетики, связи и информатизации, но в сфере транспорта она так и не была создана. Причем законопроект от правительства Дениса Шмыгаля — третья подобная инициатива при президентстве Владимира Зеленского. Ранее такие законопроекты подавало правительство Алексея Гончарука (№2699 от 28.12.2019 г.) и группа народных депутатов (№3927, от 22.07.2022 г.).

“Бизнес будет недоволен”

Как рассказывает эксперт по вопросам транспорта Александр Кава, прошлые инициативы по созданию НКРТ были сфокусированы на вопросе тарифов на перевозки по железной дороге, особенно в грузовом сегменте. Возможно, эту проблему попытаются решить и с новым законопроектом, учитывая проблемы “Укрзализныци”. Следует отметить, что госрегулирование в отрасли присутствует и без специальной комиссии. “УЗ самостоятельно тарифы не устанавливает. Тарифы на перевозку пассажиров устанавливаются правительством, а тарифы на перевозку грузов — Мининфраструктуры. Ожидать какой-то революции в результате создания НКРТ не приходится. Тарифы у нас и так ниже, чем себестоимость, если мы говорим о перевозке по железной дороге. Просто будут разделены органы, которые управляют отраслью и которые устанавливают тарифы”, — говорит Александр Кава.

А бывший первый заместитель министра инфраструктуры и эксперт Украинского института будущего Владимир Шульмейстер отмечает, что создание НКРТ призвано устранить перекосы в отрасли, которые грозят уничтожением других видов транспорта.

“Регулирование тарифов на транспорт призвано сделать так, чтобы перекос в тарифах не уничтожал отрасли, — говорит эксперт. — То, что у нас тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки перекошены в дешевую сторону, приводит как к уничтожению самой железной дороги, которая в пассажирском сегменте является убыточной, так и к уничтожению автобусных перевозок, когда перевозчики вынуждены бороться с субсидируемым пассажирским сегментом железной дороги. Эта комиссия должна следить за такими моментами и их регулировать”.

Но важно и решить проблемы самой УЗ. По итогам 2021 г. компания получила 475,5 млн грн чистой прибыли, но в 2020 г. зафиксировала почти 12 млрд грн убытка. Кроме того, был прогноз Минфина, что УЗ останется убыточной до 2024 г., и сумма потерь за этот период составит 5 млрд грн. Также компания очень закредитована. На конец 2021 г. ее кредитный портфель составил 32,4 млрд грн. Все это тянет железную дорогу на дно и не дает развиваться.

“Железная дорога не справляется со своими задачами, поэтому происходит небольшое повышение тарифов. Оно “железку” не спасет, — говорит Владимир Шульмейстер. — Ей необходим $1 млрд в год инвестиций в инфраструктуру и локомотивы. Вместо этого железная дорога инвестирует в вагоны, которые нужно было отдать частникам давно, не проходит закон о железнодорожном транспорте, который должен был допустить частную тягу на “железку” и снять часть инвестиций с хрупких плеч государства. Инфраструктура продолжает хиреть. На сегодня у 45% инфраструктуры просрочены сроки обслуживания. Три года назад Институт будущего сделал исследование, в котором показал, что в случае, если все будет идти, как сейчас, железная дорога в 2027 г. просто встанет. Будет настолько изношена инфраструктура, что станет небезопасно пускать поезда”.

Решить проблему могло бы повышение тарифов. От подорожания железнодорожных билетов будут не в восторге пассажиры, тем более должна сохраняться определенная социальная функция и доступность поездок для граждан. Тогда надо искать другие источники и инвестиции.

Например, в августе прошлого года были повышены тарифы для грузов внеклассной группы на 25,9%, тариф на перевозку грузов 1-го и 2-го тарифных классов был повышен на 8%, с 1 января 2022 г. он должен был вырасти еще на 20,4%. На 51,8% подняли тариф на пустой пробег вагонов из-под грузов 1-го тарифного класса. Это вызвало недовольство в Федерации металлургов и Профсоюзе металлургов и горняков. В ноябре был повышен тариф на грузовые перевозки 1-го тарифного класса (в том числе железная руда и уголь) на 9% со 2 января 2022 г. По оценкам компании, дополнительные доходы от повышений должны составить 2 млрд грн в 2021 г. и 12,3 млрд грн в 2022 г.

“У нас действует адвалорная система тарифов, когда тариф на перевозку груза по железной дороге устанавливается не только в зависимости от расстояния и типа вагонов, но также и от того, какой груз перевозится, — объясняет Александр Кава. — Эта система еще конца ХIХ — начала ХХ века, она у нас до сих пор используется. Многие европейские страны давно от этой системы отказались и у них все тарифы базируются на себестоимости, а не на стоимости груза”.

Но если будет создана НКРТ и она начнет повышать тарифы для бизнеса, это явно не понравится последнему. “Бизнес хочет платить меньше, — говорит Александр Кава. — Украинский бизнес, особенно крупный, привык перевозить свою продукцию и сырье по тарифу значительно ниже, чем себестоимость перевозок для железной дороги. Конечно, бизнес будет не готов, будет недоволен, но нужно понимать, что железная дорога — это не благотворительная организация и не всеобщее благо, железная дорога — это тоже бизнес и она должна перевозить грузы по тарифам, которые покрывают себестоимость и обеспечивают маржу заработка”.

Состав имеет значение

Решить вопрос убыточности УЗ можно не только повышениями тарифов. Есть еще вариант грамотного управления и эффективных инвестиций. Поэтому не факт, что НКРТ будет повышать тарифы на грузовые перевозки. Важной задачей для комиссии будет определить рыночный тариф. Каким он будет в сравнении с нынешним, сказать довольно сложно. Возможно, и ниже, что для бизнеса будет выгодно.

“Тарифы прежде всего будут обусловлены экономическими расчетами и не будут расти, потому что кому-то в компании хочется показать прибыль или убыточность за счет бизнеса, — говорит народный депутат, член транспортного комитета Верховной Рады Константин Бондарев. — Сегодня компания считает, что есть такие расходы. Зачем сокращать расходы, давайте повысим тарифы. Плевать на экономические интересы бизнеса. Взяли и подняли за последний год тарифы в два раза на перевозки. Кто пострадал? Бизнес. Кто принимал решение? “Укрзализныця”. Предлагается отделить принятие таких решений от “Укрзализныци”, чтобы бизнес не страдал. А когда независимый орган, где представлен будет и бизнес, станет принимать решения, то не будет так, что просто на бумаге посчитали что-то и подняли цены”.

В идеале НКРТ должна способствовать конкуренции и прозрачности тарифов, но это трудно реализовать на практике. Опыт с аналогичной комиссией в энергетике и коммунальных услугах получился довольно скандальным, на том рынке царит хаос. Как бы так не вышло и с транспортом.

“Создание такой комиссии назрело еще 7-8 лет назад. Другой вопрос, что было очень мощное лобби, которое не давало создать эту комиссию. Они формировали для себя выгодные тарифы. Они готовы договариваться между собой, но им не нужен прозрачный орган, который даст дополнительную прозрачность в формировании тарифов”, — говорит эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов.

Таким образом, мы видим, что наши комментаторы разошлись во мнениях, как по поводу адекватности тарифов, устанавливаемых УЗ, так и в оценке интересов бизнеса относительно того, кто будет их устанавливать. При этом огромное значение будет иметь то, кто войдет в состав комиссии и кто ею будет руководить.

“Смотря, кто будет во главе. Все зависит от персоналий, — говорит Владимир Шульмейстер. — Достаточно посмотреть резюме людей, который заходят на железную дорогу. Там треть новых людей — это представители одной бизнес-структуры. Если будет такое же с этой комиссией, то грош ей цена. К сожалению, у нас очень часто бывает, что на те позиции, от которых зависит благосостояние страны, берутся представители олигархических структур, как это произошло с “Укрзализныцей”, и не только с ней. Соответственно ожидать, что компании, в которые приходят представители олигархов, будут работать на государство, — это глупая затея. В случае если в столь необходимый орган для Украины, как НКРТ, придет человек ангажированный, который будет работать не на государство, а на какие-то определенные структуры, то это не поправит ситуацию, а ее усугубит”.

Здесь уместно вспомнить о конфликте между Владимиром Зеленским и Ринатом Ахметовым, металлургический бизнес которого — один из главных интересантов в тарифах на железнодорожные перевозки. Трудно представить, как новый госорган в сложившихся обстоятельствах будет принимать решения в пользу самого богатого украинца. С другой стороны, можно прогнозировать очень трудное прохождение через Раду проекта закона, который могут окрестить “новым антиахметовским”. Не заинтересованными в ее создании могут быть и те органы, которые сейчас устанавливают соответствующие тарифы.

С другой стороны, отдельный госрегулятор может быть нужен при дальнейшем разделении УЗ на грузовую, пассажирскую и инфраструктурную составляющую, а также если будет реализована идея оставить в госсобственности только 50% плюс одну акцию компании. Соответствующий законопроект был принят в первом чтении в марте 2021 г.

Алексей ГАВРИЛЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





Український ринок - молодий і новий,
Але він швидко розвивається.
Тут можна знайти шлях до багатства,
Але і ризиків тут багато є.

- Fin.Org.UA

Новини

21:00 - Новини 18 вересня: ексрегіонал Іванющенко у розшуку, у московія зупиняються АЗС через "форс-мажори"
20:40 - Кремль розглядає податок на розкіш і дивіденди, щоб врятувати бюджет
20:30 - Компанія з данськими інвестиціями купує агрофірму на заході України
20:20 - московія готує "силовий" бюджет проти санкцій і падіння нафтових цін
19:50 - Поліція знову прийшла з обшуками в "Київтеплоенерго": компанія заявила про тиск та зрив роботи
19:15 - Запобігти можливому браку персоналу: "Київхліб" перезапускає магазини без продавців
18:55 - Нацбанк показав курс долара і євро на п'ятницю 19 вересня
18:45 - За рік великої приватизації держава продала чотири об’єкти
18:30 - Рада спростила ввезення транспорту як гуманітарної допомоги
18:30 - "Укрзалізниця" відновила живлення на пошкодженій ділянці
18:25 - Чи справді магазини "Ельдорадо" згортають роботу: відповідь компанії
18:15 - У вересні експорт зернових залізницею скоротився
17:55 - московія розглядає новий стрибок податків попри обіцянки Путіна
17:50 - 1,2 тисячі українських сімей скористалися програмами "єОселя": які регіони в лідерах
17:40 - "Головне - інтереси споживачів". Аптеки заперечують причетність до зупинки "Дарниці"
17:20 - Окупанти не платять зарплату робітникам заповідника "Аскания-Нова"
17:14 - Держава отримала понад 8,9 млрд грн від великої приватизації
17:12 - Закриття кордону Польщі з Білоруссю зупинило 90% залізничних поставок з Китаю до ЄС
17:10 - Доллар вновь избежал падения в пропасть. По крайней мере пока
17:00 - Аграрна євроінтеграція: відбувся вебінар щодо прогресу в гармонізації українського законодавства з ЄС
17:00 - Огірки в Україні дорожчають: за яку ціну їх можна купити
16:38 - Борг великих компаній московії сягнув трильйонів – українська розвідка
16:25 - Український бізнес закликає скасувати експортне мито на сою та ріпак
16:25 - Витік даних: Нотаріальна палата вимагає зупинити тестування е-Нотаріату
16:17 - АМКУ оштрафував агрокомпанію, яка купила право оренди ділянок на Волині
16:03 - Присутність росії на енергетичних ринках - системний ризик для світової безпеки - Світлана Гринчук
15:55 - В Києві ліквідували мережу нелегальних гральних залів
15:54 - Засідання Комісії
15:45 - Один з найбільших покупців нафти з московія: Китай наростив експорт нафтопродуктів
15:40 - Українці сплатили військового збору у 4 рази більше, ніж минулого року


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32026
Австралійський долар27.4387
Така0.33922
Канадський долар29.9403
Юань Женьміньбі5.8052
Чеська крона2.0077
Данська крона6.5356
Гонконгівський долар5.3038
Форинт0.125571
Індійська рупія0.46801
Рупія0.0024969
Новий ізраїльський шекель12.3492
Єна0.2799
Теньге0.076237
Вона0.029752
Ліванський фунт0.000461
Малайзійський ринггіт9.8296
Мексиканське песо2.2618
Молдовський лей2.4968
Новозеландський долар24.3615
Норвезька крона4.2141
Саудівський ріял10.9979
Сінгапурський долар32.2407
Донг0.0015637
Ренд2.3778
Шведська крона4.4374
Швейцарський франк52.2865
Бат1.29632
Дирхам ОАЕ11.2303
Туніський динар14.2784
Єгипетський фунт0.8558
Фунт стерлінгів56.1891
Долар США41.2488
Сербський динар0.41632
Азербайджанський манат24.264
Румунський лей9.6239
Турецька ліра0.9987
СПЗ (спеціальні права запозичення)56.7734
Болгарський лев24.9464
Євро48.785
Ларі15.1
Злотий11.4618
Золото151278.32
Срібло1725.9
Платина57448.03
Паладій47262.46

Курси валют, встановлені НБУ на 19.09.2025