Экономический рейх. Какую роль может сыграть Украина в глобальной игре Германии

28.09.2021 18:06 | Укррудпром

dsnews.ua, 28 сентября 2021. Опубликовано 17:21 28 сентября 2021 года В нынешней системе координат двойная поддержка Украины со стороны Берлина и Пекина невозможна. С другой стороны, именно Германия и Китай могли бы сбалансировать давление на Украину со стороны Москвы.

“Черная зрада”?

Тема немецко-украинских отношений зашла в такой глухой угол, что впору новому Пантелеймону Кулишу писать современный роман “Черная зрада”. Тут и отказ немцев предоставлять Украине военную помощь в виде поставок вооружений, и прохладный визит Ангелы Меркель в Киев, который не привел к конкретике в части перспектив Украины по вступлению в НАТО и интеграции в ЕС. И периодические заявления немецких политиков о необходимости выполнить украинской стороной “минский процесс” как он есть, и знаменитая “формула Штайнмайера”. И вишенка на торте — запуск “Северного потока — 2”, который множит если не на ноль, то на 0,5 потенциал украинской ГТС. И все это без любимых нашими политиками компенсаторов и амортизаторов.

Эти события стали как бы финальной чертой пребывания у власти Ангелы Меркель, которая в течение 16 лет была “Бисмарком в юбке” для трансформированной под стандарты XXI века Германии. Сейчас уже всем вполне очевидно, что Германия с Меркель как государство перешла в совершенно иное качество: уже не “младший брат США”, а “старшая сестра ЕС”. В контексте Украины Меркель сыграла ключевую роль в продавливании Соглашения о зоне свободной торговли и Ассоциации между Украиной и ЕС в период президентства Виктора Януковича, она же записала это событие себе в актив во время правления Петра Порошенко. Меркель останавливала российские танки под Мариуполем звонком президенту РФ Владимиру Путину. Формировала пакет европейской помощи для Украины и выступала драйвером введения санкций против РФ, которые особенно жестко ударили по немецкому бизнесу. Но, как часто бывает в неравноправных отношениях, одной стороне кажется, что сделано слишком мало (речь об украинских политических элитах), а другой — что слишком много (речь о политическом Берлине).

“Гвоздем” в перечень обид официального Киева на официальный Берлин наверняка станет и недавнее заявление Меркель по итогам ее визита в столицу Сербии 13 сентября 2021 года: “Абсолютный геостратегический интерес для Европы заключается в том, чтобы эти страны вступили в ЕС”. Речь о Сербии, Черногории, Северной Македонии, Боснии и Герцеговине, Косово, Албании. Напомним, в отношении Украины подобных обнадеживающих заявлений не было никогда, если, конечно, не учитывать прогнозы президента Эстонии, которая говорила вначале о 20 годах до вступления нашей страны в ЕС, а затем о нескольких световых…

Украинский политикум, разумеется, может обижаться на Германию, но мы должны понимать, что, вероятно, в ближайшие полстолетия двери в ЕС будут открываться в Берлине, равно как именно там же будут решаться все вопросы, связанные с инвестициями, кредитами, логистическими и транзитными потоками. Можно, конечно, дружить с Литвой и Польшей, но их голос в решении общеевропейской проблематики, хоть и равный среди равных, но менее слышимый…

Говоря об вхождении балканских стран в ЕС (с учетом уже интегрированной Хорватии), следует учесть, что суммарная численность включаемого в общий европейский организм анклава (пост-Югославия) составляет примерно 22 млн человек. Да, это не 37 млн украинцев, живущих на родине, но и не несколько миллионов балтов. То есть аргумент касательно того, что Украину не берут в ЕС по причине ее огромности не вполне объективен. Балканы — географически и социально сложный, многонациональный субстрат, где еще недавно полыхали кровавые межнациональные войны. По уровню политической коррупции и развитию демократических институтов, балканские страны выглядят ненамного лучше Украины. Но почему берут их, а не нас?

Две воронки

По прогнозам аналитического блока Евростата, в ближайшие десятилетия в Европе будут формироваться две демографически-инвестиционные воронки: немецкая, включающая в себя Германию, Австрию, Нидерланды и страны Центральной Европы, прежде всего Польшу; а также Балтийская — включающая Данию, Швецию и Финляндию. Именно там будет достигнут наивысший в ЕС уровень жизни, туда устремятся потоки трудовых мигрантов и там будет генерироваться наибольший инвестиционный поток.

В связи с этим действия Германии на Балканах и в Центральной Европе — это попытка освоить Берлином “австрийское наследие”, то есть то геополитическое пространство, что уже адаптировано к интеграции, благодаря опыту совместного пребывания в Австро-Венгерской империи.

Ратцель и Челлен

Кстати, о геополитике. Ее отцом-основателем является Фридрих Ратцель, известный немецкий географ. Он впервые объединил географию и политику в отдельную область знаний. Он говорил о “пространственном смысле” и “пространственной энергии”, которые формируют политику каждого отдельно взятого государства. В понимании Ратцеля и его “Катехизиса империалистов” “растущее государство” больше, чем его государственные границы за счет косвенных методов влияния. Именно Ратцель рассматривал нацию-государство как живой, пространственный организм, который “длится”. Сам термин “геополитика” принадлежит современнику Ратцеля — шведскому историку Рудольфу Челлену. По его определению геополитика — это наука о государстве как о пространственном феномене, географическом организме, пространственном существовании нации. “Государство — не случайный конгломерат, удерживаемый лишь формулами законников — оно живое существо… Сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, вправе расширять сферу своего влияния за пределы своих границ путем колонизации, слияния или завоевания”.

Полезно изучить идеи Челлена в части определения здоровья любого государства:

Геополитическое положение — пространство, которое страна занимает;

Экополитика — хозяйственный механизм;

Демополитика — уровень единства между национально-этническими группами, составляющими один народ;

Социополитика — социально-классовое взаимодействие;

Кратополитика — модель госуправления.

Эти пять элементов, как пять пальцев на руке, вместе трудятся в мирное время и сражаются в военное. И по ним Германия представляет собой наиболее здоровое государство в Европе:

Осевая позиция на континенте.

Рейнский капитализм.

Модель национальной инклюзии и ненасильственной интеграции нацменьшинств в единое общество.

Модель общества всеобщего благосостояния, которая появилась после Второй мировой войны вследствие экономических реформ выдающегося экономиста и канцлера ФРГ Людвига Эрхарда.

Государство в виде институций и аппарата управления как равноправный “акционер” страны наравне с обществом и бизнесом.

По Эрхарду, государство как административная машина должно обеспечить базовые условия для экономического роста. Сегодня экономическую модель Германии можно охарактеризивать термином “социальный либерализм”, который предусматривает, с одной стороны,— обеспечение максимальных экономических свобод и раскрепощение духа предпринимательства, а с другой — наличие мощного блока соцобеспечения населения, гарантированного государством. Концепция социально-рыночной экономики, впервые была сформулирована, как это ни парадоксально, в тяжелые послевоенные годы немецким экономистом Альфредом Мюллер-Армаком, который все время находился как бы в тени более известного Эрхарда. Как оказалось, даже в трудные времена, можно успешно формулировать миксовые идеи, представляющие собой смесь рыночных и государственных механизмов влияния на свободный рынок. Согласно концепции Мюллер-Армака, ни государство, ни частный бизнес не должны обладать монополией на принятие глобальных решений и в своей конечной цели все они должны служить простым людям и их интересам. Эта теория стала антиподом доктрине laissez-faire (”позвольте делать”), в которой роль государства сводится к минимуму. Можно выделить базовые принципы немецкой социально-рыночной модели экономики: стремление к полной занятости, социальная справедливость, защита свободной конкуренции путем ограничения монополий, всемерная поддержка постоянного экономического роста, стимулирование торговли и стабильная нацвалюта. Но на практике главный системообразующий элемент этой модели — наличие консенсуса между государством, бизнесом и наемными работниками относительно перераспределения национального продукта. Именно наличием или отсутствием этого консенсуса и объясняется богатство или бедность различных стран и уровень теневой экономики в них.

Путь на Восток

Расширение геополитических интересов Германии на Восток происходит в соответствии с идеей построения трансконтинентальной зоны экономического, торгового и логистического взаимодействия. Естественными “союзниками” (при всей условности этого термина) для Германии становятся Китай и РФ, а естественными “конкурентами” — Великобритания и США, как две морские сверхдержавы с глубинными имперскими амбициями (сюда же можно включить с большими оговорками и Японию). Это по сути союз двух сверхдержав — Германии (осевое государство Европы) и Китая (осевое государство Азии). Россия же выступает в роли Хартленда (если вспомнить концепцию британского историка Маккиндера — “географическая ось истории”, которая потом легла в основу всех ключевых геополитических концепций мира, включая и “большую шахматную доску” Бжезинского). Сейчас Китай и Германия соединены глобальным логистическим маршрутом — “Новый шелковый путь”. В 2016-м, согласно данным Destatis, Китай впервые стал для Германии торговым партнером №1, сместив в первой позиции США и опередив ближайших ее соседей — Францию и Нидерланды. То есть ось между европейским ядром в виде Германии и азиатским в виде Китая успешно работает, причем на взаимовыгодной основе (экспорт и импорт между двумя странами сбалансирован и гармонизирован), так как в том же году торговый профицит Германии вырос до рекордных 53 млрд евро. При этом крупнейшие транзитные проекты РФ так или иначе связаны со странами оси — будь то азиатской или европейской: “Северные потоки” (1 и 2) — в Германию, “Сила Сибири” — в Китай. Даже “Турецкий поток” имеет продолжение через Балканы в страны Центральной Европы (Венгрия) — вспомним тезисы о немецком интересе в данном регионе и балканский вояж Меркель.

Усиление роли Германии в ЕС происходит на фоне выхода Великобритании из состава европейского содружества. И причина тут даже не в интересах лондонского Сити, а в молчаливом “восторге” Берлина от этого процесса. Ведь противником упомянутых Ратцеля и Челлена был британский адмирал Альфред Мэхэн, который сформулировал идею доминирования “морских сверхдержав”, для чего необходимо рассекать связи между осевыми странами Азии и Европы, не допуская сближения Германии с Китаем и Россией. Его книгу “Влияние морской силы” называли катехизисом британо-американского доминирования, а кайзер Германии Вильгельм знал ее почти наизусть, например эту цитату: “Контроль над морями составляет центральное звено, с помощью которого страны аккумулируют богатства”. А сам контроль обеспечивается по формуле “военный флот + торговый флот + морские базы”. В этой концепции Германию нужно ослаблять, а развитие России и Китая блокировать с помощью силового периметра в виде недружественных стран.

В мировой истории это можно охарактеризовать как геополитическое противостояние теллуритов (сухопутных осевых стран) с “талласатами (морских империй). Сегодня оно ведется не с помощью мировых войн, а в виде торговых и технологических. Но смена инструментария не привела к изменению стратегических целей. Германия строит сухопутную ось от Лиссабона до Владивостока, США и Британия сжимают эту ось по периметру морских границ и разрывают с помощью союзных дуг (ключевой здесь становится балто-черноморская дуга, разрезающая ось Германия — Китай).

Роль для Украины

Германия — это не только четвертая экономика мира, уступающая пальму первенства мировой триаде в виде США, Китая и Японии, но и первая экономика ЕС, что само по себе должно на 100% определять нашу внешнюю экономическую и политическую доктрину. Голос Германии является ключевым не только в брюссельской бюрократической надстройке, но и на глобальном уровне.

Идея осевого экономического господства предполагает достижение с помощью экономического инструментария все тех же целей, которые Германия безуспешно пыталась достичь за последние сто лет с использованием военных механизмов. Оказывается, построить германоцентричную Европу можно лишь с помощью инвестиций и свободного рынка.

Новая модель создания “экономического рейха” предполагает максимальное укрепление конкурентных позиций Германии на Западе, прежде всего в секторе “экономического трения” с Великобританией и США, а также торгового давления на Францию. Что касается Востока, то здесь экономические настройки становятся более тонкими.

Германии нужны рынки сбыта, источники квалифицированной рабочей силы, ликвидные активы для инвестирования и сырьевые платформы. В чистом виде каждый из указанных выше факторов экономической экспансии, естественно, не реализуется. Речь идет о комбинации и различных вариантах их сочетания, с акцентом на один или несколько приоритетов. Так, например, в отношении центрально-европейских стран ставка уже сделана: они рассматриваются как объекты инвестирования и частично как рынки сбыта и источники пополнения рабочей силы, но первый фактор является ключевым. При движении на восток эта матрица факторов существенно меняется: Россия уже не рассматривается как источник рабочей силы и системных инвестиций, но привлекательна в качестве рынка сбыта и сырьевой платформы.

А вот что касается Украины, концепт еще не определен, и чаша весов может склониться либо к “центрально-европейскому формату”, либо к “паназиатскому”. Мы пока не в фокусе немецкой инвестиционной политики и не являемся априори сырьевой платформой, способной играть сколь-нибудь значимую роль для рынка ЕС. Учитывая уровень развития системы обеспечения прав инвесторов в Украине и степень защищенности их титулов собственности, мы не можем претендовать и на роль инвестиционного реципиента. Постепенно утрачивается и транзитный потенциал, о чем свидетельствует белорусский маршрут “Нового шелкового пути”, а также строительство обходных газотранспортных коридоров, прежде всего — “Северных потоков”.

На данный момент превалирующим фактором является лишь экспорт с нашей стороны рабочей силы, но здесь необходимо понимать, что в Германии прекрасно осознают экономическое значение Украины и ее потенциал, но не могут четко определить, что им со всем этим делать.

А это значит, что формат украинско-немецких торговых отношений — та мягкая, еще не застывшая глина, из которой можно как вылепить практичную вазу, так и оставить ее в виде застывшей бесформенной массы.

Какой в этом контексте можно сделать вывод для Украины? Как ни парадоксально, вполне оптимистический. Единственные страны, от которых Россия системно зависит или будет зависеть в части экспорта сырья — это Германия и Китай. Именно эти два государства становятся осевыми фланговыми “ограничителями” РФ как неоимперского проекта: Германия сдерживает движение РФ на запад, Китай — на восток и частично на юг. Россия может выдержать санкционную политику одной из осей, в данном случае Германии, но никогда не смогла бы амортизировать давление с двух направлений (если к Берлину присоединился бы и Пекин). При этом инструментарий давления США и Великобритании на Москву крайне ограничен: про неоднозначность угрозы блокирования платежной системы SWIFT мы писали ранее; кроме того, Вашингтон сейчас подчиняет всю свою политику одной внешней доминанте — ограничению роста Китая и, следовательно, будет играть с РФ в игру, не предусматривающую жесткого сценария.

Понятно, что в нынешней системе координат двойная поддержка Украины со стороны Берлина и Пекина пока невозможна. С другой стороны, именно Германия и Китай могли бы сбалансировать давление на Украину со стороны Москвы.

Киеву нужно интегрироваться в логистические нитки между Европой и Азией, чему максимально благоприятствует географическое положение нашей страны. Например, в части украинской ГТС это может быть модель восточно-европейского газового хаба под управлением немецких операторов. Кризис в Беларуси создает уникальные временные возможности для переключения части товарных потоков на территорию Украины и формирование у нас альтернативной белорусскому маршруту ветки “Нового шелкового пути”. Выход Китая через Афганистан, Пакистан и Иран к Индийскому океану и Персидскому заливу открывает возможность создания нового транснационального логистического проекта через Азербайджан и Турцию по движению китайских товаров в Европу (но это тема отдельной статьи). В этом контексте Украина должна сделать максимальный акцент на привлечение в свои проекты немецкого и китайского капитала. Только это превратит нашу страну в ценное звено европейско-азиатской оси. Настолько ценное, что им нельзя будет пожертвовать даже ради дружбы с Россией.

Алексей КУЩ

Додати коментар

Користувач:
email:





Золото, валюта,
Акції, облігації,
Інвестиції.

- Fin.Org.UA

Новини

08:00 - Новий Донбас: як Закарпаття перетворюється на індустріальний регіон
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 31.10.2025
23:44 - Нідерланди після виборів 2025: що очікує українців під тимчасовим захистом
23:01 - Inflation to Continue to Decline, Economic Recovery to Remain Subdued due to War’s Consequences – Inflation Report
23:01 - Інфляція надалі знижуватиметься, а відновлення економіки залишатиметься стриманим через наслідки війни – Інфляційний звіт
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
22:58 - Inflation Report, October 2025
22:58 - Інфляційний звіт, жовтень 2025 року
21:00 - Новини 30 жовтня: застава Кудрицького, обстріл Слов’янської ТЕС
20:41 - Mastercard перевершив прогнози щодо прибутку
20:35 - На Донеччині внаслідок російського авіаудару по Слов'янській ТЕС загинули двоє енергетиків
19:55 - Ворог вдарив по Слов’янській ТЕС – Зеленський
19:46 - Нова Зеландія запровадила санкції проти тіньового флоту московія
19:30 - Країни G7 готові посилювати підтримку України у відновленні енергетичної інфраструктури, – Світлана Гринчук
19:25 - США відкладають нові обмеження на китайські компанії після зустрічі Трампа і Сі
18:38 - Відключення світла 31 жовтня діятимуть цілодобово
18:30 - Аграрії експортували перший мільйон тонн сої та ріпаку після встановлення мита
18:15 - Триває прийом заявок на гранти з відновлення України від уряду Нідерландів
18:15 - Розвідка доповіла Зеленському про вплив нових санкцій на московія
17:56 - Потяг Варшава-Київ матиме технічні труднощі: як доїхати у столицю
17:32 - Експорт палива з московія обвалився до найнижчих показників з 2022 року
17:31 - Інформація стосовно фізично зношеного та морально застарілого державного майна, яке обліковується на балансі суб’єктів господарювання, підпорядкованих Мінекономіки, вартість якого становить більш як 50 тисяч гривень станом на 10.10.2025
17:25 - Рада звертає увагу на значне зростання безмитних квот ЄС на перероблену продукцію
17:08 - Ритуальний бізнес в Україні: сукупна виручка зростає щороку, але лише чверть звітує про свій дохід – YouControl
16:55 - Надходження турзбору продовжують зростати: в які регіони подорожують найчастіше
16:34 - 13–14 листопада у Варшаві відбудеться ключова міжнародна енергетична конференція “Енергія відновлення: шлях до сильного енергетичного сектору України” в рамках виставки ReBuild Ukraine
16:30 - PlayCity на 4,8 мільйона гривень оштрафувало спортивний сайт Tribuna: яка причина
16:30 - Що відбувається з пенсіями
16:20 - Наступного року держава сплатить 43 мільярди гривень субсидій
16:19 - Засідання Комісії


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32281
Австралійський долар27.4526
Така0.34375
Канадський долар29.9808
Юань Женьміньбі5.8996
Чеська крона1.9908
Данська крона6.4961
Гонконгівський долар5.4027
Форинт0.124718
Індійська рупія0.47314
Рупія0.0025228
Новий ізраїльський шекель12.8877
Єна0.27213
Теньге0.079131
Вона0.029281
Ліванський фунт0.000468
Малайзійський ринггіт10.001
Мексиканське песо2.2602
Молдовський лей2.4714
Новозеландський долар24.0615
Норвезька крона4.1658
Саудівський ріял11.1914
Сінгапурський долар32.2326
Донг0.001594
Ренд2.4198
Шведська крона4.4349
Швейцарський франк52.2927
Бат1.29202
Дирхам ОАЕ11.4267
Туніський динар14.2731
Єгипетський фунт0.8886
Фунт стерлінгів55.1487
Долар США41.9701
Сербський динар0.41374
Азербайджанський манат24.6854
Румунський лей9.5395
Турецька ліра0.9996
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.0038
Болгарський лев24.8153
Євро48.5132
Ларі15.4706
Злотий11.4282
Золото166513.01
Срібло2014.62
Платина66515.89
Паладій59170.71

Курси валют, встановлені НБУ на 31.10.2025