Три стратегии для работы с убыточными клиентами

19.09.2021 10:00 | Укррудпром

hbr-russia.ru, 14 сентября 2021. Опубликовано 09:45 19 сентября 2021 года Менеджеры упускают огромную возможность в работе с крупными убыточными клиентами.

 С ними можно строить устойчивые взаимовыгодные отношения и быстро увеличивать прибыль. Рынки становятся все более фрагментированными, и менеджеры должны отказаться от единой стратегии и сконцентрироваться на целевых сегментах аудитории — и даже на отдельных клиентах.

В наших прошлых статьях в HBR мы описывали метрики прибыли на уровне транзакций — новый набор метрик для цифровой трансформации. Если применить эти метрики и посчитать итоговый финансовый результат для каждой отдельной позиции, компании быстро увидят, что их клиентов можно разделить по прибыльности на три основных категории:

Источники прибыли — покупатели с высокой выручкой и высокой прибылью (обычно около 20% клиентов, которые приносят 150% прибыли);

Источники убытков — клиенты с высокой выручкой и низкой/отрицательной прибылью (обычно около 30% клиентов, которые съедают около 50% прибыли);

Незначительные клиенты — клиенты с низкой выручкой и низкой прибылью, которые приносят минимальную прибыль.

Если превратить убыточных клиентов в прибыльных, возникнет огромный потенциал роста прибыли. Например, одному дистрибутору среднего размера 18% клиентов приносили 140% прибыли, а еще 28% клиентов съедали 47% этой прибыли. (Остальные 54% клиентов восстанавливали баланс.) Превратив 20% убыточных клиентов в прибыльных, они добились роста прибыли на 40%. Иными словами, менеджеры поработали лишь с 7% клиентов и быстро добились повышения прибыли на 40%. Вот как менеджерам превратить убыточных клиентов в прибыльных.

Снижайте издержки для обеих сторон

Убыточные клиенты — важный источник потенциальной прибыли. Но чтобы вовлекать этих крупных низкоприбыльных клиентов и управлять ими, нужен не такой подход, как к клиентам из двух других категорий.

Чтобы превратить убыточных клиентов в прибыльных, сначала нужно их определить. Казалось бы, это очевидно, но большинство компаний, работая с крупными покупателями, стремятся всегда лишь увеличить объем продаж, что в случае с убыточными клиентами приведет лишь к увеличению объема убытков. Чтобы определить таких клиентов, нужны метрики на уровне отдельных транзакций: валовая маржа, как ни странно, далеко не всегда отражает главные факторы, ведущие к убыткам.

По нашему опыту, клиенты редко оказываются убыточными из-за слишком низких, нерыночных цен. Чаще бывает так, что их обслуживание обходится слишком дорого — обычно из-за относительно мелких факторов, которые никто не видит и не меняет. Зато эту проблему относительно легко решить, и такое решение будет взаимовыгодным для обеих компаний: вы превратите убыточных клиентов в прибыльных и в то же время поможете им сэкономить. Мы называем этот процесс совместного снижения расходов — то есть повышения прибыльности за счет снижения издержек, а не за счет повышения цен — “условным ценообразованием”.

Например, один дистрибутор, которого мы назовем вымышленным названием Harbor Supplies, недавно решил установить у своих крупных клиентов автоматы для продажи своих продуктов. По финансовым оценкам, это должно было привести к росту выручки и валовой маржи.

Однако внедрив цифровые метрики на уровне отдельных транзакций, менеджеры увидели, что автоматы лишь ухудшают их прибыльность. Подробный отчет о прибыли и убытках ясно показал: проблема заключается в том, что автоматы приходится пополнять по несколько раз в неделю. Стоимость сбора и отправки заказов оказалась выше прибыли с этих заказов. Это распространенная проблема, которую сложно увидеть с помощью традиционных метрик, зато ее немедленно показывают новые метрики на уровне отдельных транзакций. Клиенту все это тоже обходилось дорого.

Менеджеры выяснили, что продажники зарабатывали бонусы за установку автоматов. При этом они рассказывали клиентам, что в автоматах можно установить минимальный объем запасов и заказывать пополнения хоть каждый день. (Менеджеры клиента, в свою очередь, оплачивали только стоимость товаров, а доставка и пополнение были для них бесплатными, так что им эта сделка показалась вполне выгодной.) Таким образом, большой клиент превратился в источник убытков.

Эту проблему, к счастью, оказалось несложно решить. Продажники включили в договоры пункт о частоте пополнения автомата и встретились с клиентами, объяснив им, как этот пункт поможет им снизить издержки на заказы и размещение на месте хранения, и, таким образом, возникла взаимовыгодная ситуация. Почти все убыточные клиенты превратились в прибыльных. 

Подбирайте для клиентов нужные команды

Когда вы определите убыточных клиентов, следующий шаг будет заключаться в том, чтобы укрепить с ними отношения. Создайте специальные смешанные команды, единственная задача которых будет заключаться в вовлечении и снижении издержек обслуживания, что часто будет приводить и к снижению издержек для клиентов. Поскольку причины убыточности, как правило, кроются в операционных проблемах низкого уровня (например, циклах заказов), эта команда должна состоять из специально обученных операционных менеджеров.

Цифровые метрики на уровне отдельных транзакций помогут вам найти возможности для взаимовыгодной экономии, ведь оптимизация операционных расходов, как правило, бывает совершенно бесплатна. Большинство компаний вовлекают крупных клиентов именно для того, чтобы затем поднять цены, то есть создают отношения с нулевой суммой. Напротив, команды по работе с убыточными клиентами ставят перед собой конкретную задачу снизить расходы и для вендора, и для покупателя, то есть создать взаимовыгодные отношения.

Например, федеральный дистрибутор промышленных товаров Natco Distributors (название изменено) всегда выполнял все заказы на следующий день. Зачастую это требовало дорогого экспедирования и доставки с центрального склада, если в местном центре дистрибуции достаточного количества товара не было в наличии. Это обходилось компании очень дорого и превратило ряд крупных клиентов в источники убытков.

Но пообщавшись с этими убыточными клиентами, специалисты Natco выяснили, что им далеко не всегда нужна такая быстрая доставка. Команда поработала с соответствующими менеджерами из этих компаний и поняла, в каких случаях действительно нужна доставка на следующий день. Это позволило Natco снизить расходы на экспедирование и комбинированные поставки и превратило клиентов в источники прибыли. В свою очередь Natco гарантировали выполнение 100% заказов в назначенные даты (устранив неэффективные отложенные заказы), что оказалось полезно и важно для покупателей.

Эти команды видят лучшие практики по всем клиентам. Поэтому они могут сравнивать похожие компании, определять, какие статьи расходов особенно важны и как их улучшить, а также подсчитывать потенциал повышения прибыли.

Подумайте о трех статьях расходов

По нашему опыту, всего три статьи расходов содержат максимальный потенциал для экономии:

Циклы заказов. Как показывает пример с автоматами, компании редко занимаются ими специально. Как правило, их относительно легко изменить (хотя некоторые заказы все же нужно отправлять в фиксированные сроки), что будет важно и полезно как для поставщика, так и для клиента.

Например, недавно мы оптимизировали циклы заказов в крупной сети больниц, оценив издержки как для поставщика, так и для самой больницы. Нам удалось понизить расходы на цепь поставок этой известной и эффективной сети более чем на 40%, в то же время повысив объем закупок.

Ассортимент товаров. В компаниях, где нет цифровых метрик на уровне отдельных транзакций, менеджеры по продажам и продукту не всегда могут определить реальную чистую прибыль каждого продукта. Иногда клиенты заказывают конкретное наименование продукта, но чаще им нужен просто товар определенного типа — например, защитные очки. У разных товаров может быть очень разная прибыльность, даже при одинаковой цене для покупателя. Метрики на уровне транзакций показывают чистую маржу для каждого продукта, что позволяет продакт-менеджерам и продажникам оптимизировать прибыльность ассортимента без дополнительных расходов для потребителя.

Здесь возникает новая возможность: создать внутренний “каталог прибыльности” для продажников. Такой каталог представляет собой традиционный список продуктов, но с указанием прибыльности каждого пункта. Например, в одной компании продажники получают ежемесячные отчеты о прибыльности ассортимента каждого клиента и предложения по тому, что можно добавить или убрать, чтобы увеличить прибыльность.

Каналы заказов. Большинство компаний сейчас быстро движутся в сторону систем электронного документооборота, или электронного заказа (EDI), поскольку они позволяют существенно сэкономить. Однако компании с EDI теряют возможность предлагать клиентам дополнительные или более дорогие товары, а также общаться с клиентом, чтобы получить важную информацию.

Поэтому EDI стоит использовать для небольших клиентов, чтобы снизить стоимость их обслуживания. Но при работе с важными клиентами — источниками прибыли и убытков — стоит выборочно перезванивать им после получения заказа через EDI, чтобы предложить дополнительные или более дорогие товары и вообще поддерживать контакт.

Поработав с убыточными клиентами, ваши многофункциональные команды хорошо поймут их профиль и траектории развития, а также увидят, какие проблемы с операционными издержками можно исправить. Это позволит им также определять, какие из новых клиентов могут стать безнадежными источниками убытков.

Эти знания бесценны. Команды по работе с убыточными клиентами должны сотрудничать с менеджерами по продажам и применять полученные данные при выборе клиентов и в менеджменте. Так вы сможете сконцентрироваться на прибыльных или потенциально прибыльных клиентах и избегать тех, кто может стать необратимым источником убытков. Соберите все свои знания и опыт, и пусть ваши продажники систематически избегают клиентов, которые лишат вас честно заработанной прибыли, — это и есть главный скрытый рычаг для повышения прибыли.

Об авторах

Джонатан Бернс (Jonathan Byrnes) — старший лектор MIT, основатель и председатель SaaS-компании Profit Isle, занимающейся аналитикой прибыли. 

Джон Уосс (John Wass) — CEO компании Profit Isle и бывший старший вице-президент Staples.

 

Додати коментар

Користувач:
email:





Ціна акцій росте,
Інвестиції приносять,
Багатство розквітає.

- Fin.Org.UA

Новини

13:01 - Доступ до публічної інформації
13:00 - Результати опрацювання інформації, отриманої від ДПС України, сервісу «Пульс», державної установи «Урядовий контактний центр» та «Гарячої лінії голови Дніпропетровської ОДА»
13:00 - Солодкий мед з гіркою долею: історія переселенців з Донеччини, які з нуля відродили пасіку
12:52 - Звернення громадян – у фокусі уваги податківців Дніпропетровщини
12:50 - Імпорт або експорт алкогольних напоїв, тютюнових виробів, рідин, що використовуються в електронних сигаретах, та пального: чи потрібна ліцензія?
12:50 - В Україні черговий банк визнали неплатоспроможним
12:49 - Платнику ПДФО виплачуються аліменти згідно з рішенням суду або за добровільним рішенням сторін: чи оподатковується такий дохід військовим збором?
12:48 - Погашення заборгованості по єдиному внеску та нарахованої пені: який код виду сплати у реквізиті «Призначення платежу» платіжної інструкції?
12:45 - За який податковий (звітний) період розраховується гарантоване податкове зобов’язання (ГПЗ) з акцизного податку?
12:43 - Чи оподатковується благодійна допомога, яка виплачується (надається) благодійниками, на користь учасників бойових дій, військовослужбовців (резервістів, військовозобов’язаних)?
12:41 - З 1 січня 2026 року запроваджується нова податкова декларація з орендної плати за сільськогосподарські землі державної власності
12:40 - Нарахуванні допомоги по тимчасовій втраті працездатності (лікарняні) працівникам та гіг-спеціалістам резидента Дія Сіті: в якому розмірі встановлюється єдиний внесок?
12:40 - У НАЗК роз’яснили, які декларації підлягають повній перевірці
12:38 - Реєстрацію РК до ПН на зменшення суми компенсації вартості товарів/послуг зупинено: яким чином покупець повинен зменшити податковий кредит?
12:37 - Яку ставку єдиного внеску застосовує резидент Дія Сіті (не має статусу резидента Дефенс Сіті) при обчисленні мінімального страхового внеску для працівника – особи з інвалідністю?
12:35 - Чи має право ФОП – платник єдиного податку здійснювати види діяльності, які не зазначені в його облікових даних?
12:34 - Від обов’язку нарахування, сплати та подання податкової звітності з яких податків і зборів звільняються ФОП – платники єдиного податку?
12:30 - Податкова вимога: строки, в які надсилається та які відомості вона містить
12:29 - Звіт Єврокомісії: Україна демонструє прогрес у сфері оподаткування та наближає законодавство до стандартів ЄС
12:23 - Леся Карнаух: За 10 місяців місцеві бюджети отримали понад 403,2 млрд гривень
12:20 - АРМА шукає управителя для експортера інертних газів
12:14 - Леся Карнаух: За 10 місяців місцеві бюджети отримали понад 403,2 млрд гривень
12:10 - Китай призупиняє частину мит проти США
11:50 - На спецрахунок НБУ для підтримки оборони за жовтень надійшло понад 34,3 мільярда
11:40 - Топпосадовицю "Енергоатому" затримали за систематичні хабарі
11:35 - Понад 900 тисяч українців відкрили ФОП автоматично – Мін’юст
11:20 - Курс валют на 5 листопада у банках України: скільки коштує долар і євро
11:11 - Unex Bank залучив 327 млн грн інвестицій у капітал
11:00 - Зі спецрахунку, відкритого НБУ на потреби оборони, за жовтень 2025 року перераховано майже 4,6 млрд грн
10:46 - В "Укрзалізниці" планують підняти ціни на квитки "Інтерсіті" та у вагони класу СВ


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32208
Австралійський долар27.3219
Така0.34501
Канадський долар29.881
Юань Женьміньбі5.9047
Чеська крона1.9837
Данська крона6.4742
Гонконгівський долар5.4121
Форинт0.124431
Індійська рупія0.47453
Рупія0.002518
Новий ізраїльський шекель12.8764
Єна0.27402
Теньге0.080297
Вона0.029238
Ліванський фунт0.00047
Малайзійський ринггіт10.0249
Мексиканське песо2.2581
Молдовський лей2.4788
Новозеландський долар23.8151
Норвезька крона4.123
Саудівський ріял11.2184
Сінгапурський долар32.2
Донг0.0015987
Ренд2.4067
Шведська крона4.3997
Швейцарський франк51.9863
Бат1.29247
Дирхам ОАЕ11.4552
Туніський динар14.2156
Єгипетський фунт0.8882
Фунт стерлінгів54.9719
Долар США42.0725
Сербський динар0.41232
Азербайджанський манат24.7442
Румунський лей9.503
Турецька ліра0.9997
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.0124
Болгарський лев24.7151
Євро48.3329
Ларі15.5278
Злотий11.3531
Золото167678.27
Срібло2006.34
Платина65434.1
Паладій59329.38

Курси валют, встановлені НБУ на 05.11.2025