Пять идей для эффективных B2B-продаж

19.09.2021 09:06 | Укррудпром

hbr-russia.ru, 1 сентября 2021. Опубликовано 08:30 19 сентября 2021 года Несмотря на то, что компании в попытках систематизировать работу ежегодно тратят на технологии миллиарды долларов, продажи в сфере B2B все так же не укладываются в понятную и упорядоченную схему.

Руководители отделов продаж не перестают удивляться, когда их ключевые клиенты не продлевают контракты, запуск нового продукта не достигает плановых показателей или торговый представитель упускает возможности для перекрестных продаж. Большинство отделов продаж не могут спрогнозировать, что им предстоит в следующем квартале, и не понимают, над чем работает армия их специалистов.

Продавцы систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) создали вокруг этих проблем глобальную индустрию, оцениваемую в $60 млрд. Каждая крупная организация в сфере B2B ежегодно вкладывает миллионы в технологии продаж, однако 62% из 167 компаний, недавно опрошенных Bain & Company, заявили, что рентабельность этих инвестиций не оправдывает ожиданий. То, что по расчетам компаний должно стать умной CRM-системой, в конце концов используется как простая система ведения бухгалтерии и управления потоками работ. Можно образно сказать, что они покупают мощный автомобиль, для которого у них нет опытного водителя.

В подобной ситуации оказалась глобальная технологическая компания после крупного слияния в 2015 году. У нее были большие планы по увеличению выручки — и два отдела продаж, у каждого свои сильные стороны, но разная культура и разные подходы к работе с продуктом на рынке. На завершение слияния могло уйти несколько кварталов, если не лет, но отделы продаж обязали двигаться быстрее и создать новую воронку продаж в течение нескольких недель.

За дело взялась небольшая операционная команда. Собрав все разрозненные наборы данных о клиентах в один, команда смогла увидеть неиспользуемые возможности. Чтобы изменить порядок работы системы продаж, было предложено задействовать сценарии продаж на основе данных — каждый из них представлял собой скоординированный ряд действий, позволяющих создать возможность для продажи конкретным существующим или потенциальным клиентам и успешно воспользоваться ею. Эти данные включали оценку возможной суммы расходов каждого клиента и крупного потенциального клиента, которая значительно превосходила их действительные траты.

Сценарии продаж уже какое-то время применялись в компании, в основном для ситуаций первостепенной важности: перед потенциально сложным кварталом, или когда нужно было помочь торговым представителям протолкнуть конкретную линию продуктов, или для запуска важного продукта. Операционная команда отслеживала применение сценариев, определяла, какие из них работают, и расширяла их, а неэффективные сценарии выводила из употребления.

Примечательно, что команда видела, как различные отделы были вынуждены сотрудничать при разработке и осуществлении сценариев. Необходимость координации означала, что команды, осуществляющие сценарий, встречались еженедельно, а различные отделы объединялись вокруг общей цели.

Команда предлагала идеи, на основе которых удавалось точнее решить, где, что и как должна продавать компания. Сценарии продаж заменили догадки надежными плановыми показателями и подробными инструкциями о следующих лучших действиях. Руководители отдела с уверенностью могли вносить точные изменения заранее, а не после подведения итогов. Вскоре компания начала добиваться постоянного роста продаж и увеличивать долю рынка, превосходя конкурентов и собственные ожидания после слияния.

Стратегия эффективного использования ограниченных финансовых ресурсов для продаж

Система сценариев продаж начала приживаться среди прогрессивных команд по всему миру аналогично тому, как во многих спортивных организациях стали применять данные и аналитику — в бейсбольном клубе “Окленд Атлетикс” первыми начали использовать саберметрику (использование статистики для полного и точного анализа игроков), о чем рассказывается в книге “Moneyball”. Используя данные, чтобы найти недооцененных спортсменов, определить наиболее влиятельных игроков и заменить интуитивно наработанные методы тренировки новыми подходами на основе статистики, спортивные команды улучшили свои показатели.

По опыту работы с сотнями торговых организаций мы выделяем пять основных идей, связанных со сценариями продаж, которые применяют компании, постоянно добивающиеся роста доходов и доли рынка. Анализ опрошенных нами компаний, работающих в сфере B2B, показал, что торговые организации с высокими показателями (определяемыми как рост доходов и доли рынка за последние два года) в 2,7 раза чаще опережали конкурентов по всем пяти направлениям, описанным ниже.

Подробные данные для каждой ситуации. Совокупная оценка затрат на продукт не имеет практического значения. Важно знать текущие и потенциальные расходы на уровне конкретного клиента. Например, на рынке систем телекоммуникаций поставщик, который намерен вытеснить конкурентов, должен знать слабые места конкурента А (трудности с кастомизацией потоков звонков) по сравнению с конкурентом В (проблемы с безопасностью), это позволит скорректировать маркетинговые послания и сценарии продаж для потенциальных клиентов.

Один из фондов прямых инвестиций, работающий в технологическом секторе, ввел стандартную практику составлять подобную базу данных для компаний в своем портфеле. В фонде понимают, какова для компаний, продающих образовательное программное обеспечение школьным округам США, ценность базы данных, где содержится каждый школьный округ страны и оценка суммы, которую он тратит на образовательное ПО, в зависимости от таких переменных, как количество детей школьного возраста, число школ и прогрессивность округа в отношении других технологий. Подобные подробные, конкретные данные позволяют торговому представителю перейти от слишком общего указания “продать продукт школьным округам Колорадо по списку” к более полезному “вот рейтинг лучших возможностей для продаж в Колорадо, и вот что наиболее важно для каждого школьного округа”.

Фабрика сценариев продаж. Важно собирать персонал, отвечающий за продукт, продажи и маркетинг, на регулярных совещаниях и планировать ряд конкретных торговых и маркетинговых действий. Однако многим компаниям не хватает скоординированных действий. Так, начальник отдела продаж одной компании-производителя программного обеспечения как-то сказал: “Я не разговаривал с командой, занимающейся разработкой продукта, несколько лет”.

Обычно команда составляет перечень материалов, которые будут использоваться в сценарии, уточняет, каким должен быть сильный законченный сценарий, и какие механизмы должны применяться, чтобы получить обратную связь и скорректировать его после тестирования в реальных условиях. Каждый сценарий имеет набор вариантов и вспомогательных материалов, позволяющих приспособить его к различным регионам или отраслям и отработать типичные модели поведения потенциальных клиентов. Кроме того, в нем предусмотрены рекомендуемые действия. Команда создает несколько десятков сценариев, которые можно использовать для привлечения новых клиентов, перекрестных продаж существующим клиентам, обновления истекающих контрактов и возвращения ушедших клиентов.

Применяя принцип фабричного производства к сценариям продаж, вы повышаете стабильность их применения.

Командный центр по отслеживанию сценариев продаж и управлению ими. Когда компании подбирают сценарии под известные возможности для продаж, операционная команда также выполняет функции лаборатории для тестирования и анализа его результатов. Эффективные сценарии можно развивать, повторять и предлагать другим командам продаж, в то время как неэффективные — совершенствовать или изымать.

Согласно нашему опыту, ведущие операционные команды продаж приписывают 60% или более объема продаж за квартал активно разрабатываемым и применяемым сценариям. Сценарии убедительно демонстрируют, идет ли процесс продаж по плану, и если нет, то рекомендуют альтернативные, более подходящие сценарии.

Последовательный активный коучинг. В последнем опросе торговых представителей мы обнаружили, что более половины из них не заплатили бы и доллара за час времени их менеджера, но 10% заплатили бы за тот же час $150—500. В чем разница? В эффективном коучинге.

Четкие сценарии продаж напоминают правила дорожного движения в оживленном городе и помогают менеджерам консультировать более эффективно. Вместо общих указаний продавать больше менеджеры могут обсудить, как использовать определенные сценарии с доказанной эффективностью при перекрестных продажах конкретному клиенту и разыграть по ролям возможные возражения.

Интегрированные технологии с широкими возможностями. Подходящие технологии — необходимое, но далеко не достаточное условие для развития успешных сценариев.

Лучшие из проанализированных нами компаний в 1,4 раза чаще в полной мере применяли технологические инструменты продаж и в 1,9 раза чаще полностью интегрировали их. Например, маркетинговый инструмент для подбора актуального контента должен быть подсоединен к системе поддержки продаж, чтобы торговые представители видели, какой контент получает высокий рейтинг для конкретного сценария.

Компания-поставщик программного обеспечения как услуги (SaaS) инвестировала в технологии по управлению отношениями с клиентами, автоматизации маркетинга, поддержки продаж и записи разговоров. Но все эти решения почти не использовались. Потратив время на то, чтобы надлежащим образом включить эти технологии в процессы продаж, компания смогла увеличить рост доходов на 200 базисных пунктов в течение нескольких недель.

Уважайте время клиентов

Согласованность и использование статистических методов анализа данных в системе продаж будет представлять ценность практически для любого сотрудника в этой сфере, а равно и для служб маркетинга. Руководители отделов продаж рассказывали нам, что довольны тем, как эти системы выбирают клиентов исходя из известных механизмов и затем направляют торговых представителей по нужным адресам с нужными материалами. Представители, работающие с клиентами, могут быстро посмотреть сценарий и предложить подходящее решение.

Но сценарии продаж выгодны и клиентам, так как в каждом из них определяется индивидуализированный маркетинговый контент, схема разговора, цены и свойства продуктов для удовлетворения уникальных потребностей клиентов. Наш недавний опрос покупателей в сфере B2B показал, что более 80% из них приходят на первую встречу с торговым представителем, имея критерии отбора и итоговый список продавцов.

Сценарии продаж позволяют торговым представителям встретить клиентов с нужной информацией в нужное время.

Об авторах

Джейми Клегхорн (Jamie Cleghorn) — партнер подразделения клиентской стратегии и маркетинга Bain & Company.

Джордан Ли (Jordan Lee) — партнер подразделения клиентской стратегии и маркетинга Bain & Company.

Элиза Кеннеди (Eliza Kennedy) — партнер подразделения клиентской стратегии и маркетинга Bain & Company.

Рэнди Хьюи (Randy Huey) — партнер подразделения клиентской стратегии и маркетинга Bain & Company.

Додати коментар

Користувач:
email:





Біржа додає
Статусу компанії, але
І ризиків багато.

- Fin.Org.UA

Новини

07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 21.12.2025
20:20 - ДТЕК опублікував завтрашній графік погодинних відключень у Києві
19:15 - 21 грудня графіки відключень діятимуть у більшості регіонів України
18:00 - Затримки зарплат у росії перетворюються на масове явище – СЗРУ
18:00 - Відбувся анонс видання "Гривня. Більше ніж гроші" від Українського Дому та Національного банку України
16:50 - Експорт залізної руди з України у 2026 році може знизитися на 5% – GMK Center
15:58 - Сполучення через Дністер буде покращено у найближчі 48 годин – Кіпер
15:10 - Чиновники спрогнозували, коли транспортне сполучення на Одещині відновиться в повному обсязі
13:55 - У Херсоні на будівництві шкільного укриття виявили привласнення коштів
13:00 - Податковий борг негативно вплинув на виконання держбюджету – Рахункова палата
12:00 - московія зранку атакувала порт Південний — є влучання в резервуари
11:40 - Вночі росіяни атакували енергетичні об’єкти України у чотирьох областях
11:16 - У Харкові ухвалили бюджет міста на 2026 рік
10:15 - "Укрзалізниця" призначила додаткові вагони до Кишинева з Одеси та Києва
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 19 грудня: 90 мільярдів євро для України, удар по мосту
20:50 - У Європарламенті вважають, що ЄС зрештою ухвалить рішення про "репараційну позику"
20:20 - Україна отримала 125 мільйонів доларів від Світового банку
19:50 - У США погодили інвестицію, ймовірно, мільярдів доларів Nvidia у Intel
19:25 - Україна та Молдова готують альтернативні маршрути після удару московія по стратегічному мосту
18:55 - За поширення неправди про "Антидот гель", "Лізобам" та "Фосфалімін" 3 компанії оштрафували на 40 мільйонів
18:46 - Голова Центробанку московії попередила про сплеск інфляції у московія
18:30 - Цифрова трансформація дистрибуції: як Фелікс Черток модернізує український бізнес
18:20 - Розпочато підготовку змін до Стратегії державної екологічної політики України до 2030 року
18:15 - Депутатів з Луцька підозрюють у вимаганні $30 тисяч хабаря за дозвіл на будівництво
17:57 - В Україні планують збільшити зарплати працівників ЖКГ на 40%
17:45 - 20 грудня світло вимикатимуть у більшості регіонів України
17:15 - Доставки "Укрпошти" на південь Одещини можуть затримуватись через ускладнену логістику
17:07 - Ключові рішення НКЦПФР від 19.12.2025
17:07 - Нацбанк показав курс долара та євро на понеділок 22 грудня


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32624
Австралійський долар27.9049
Така0.34562
Канадський долар30.6345
Юань Женьміньбі6.0003
Чеська крона2.0339
Данська крона6.622
Гонконгівський долар5.4298
Форинт0.127908
Індійська рупія0.47275
Рупія0.0025226
Новий ізраїльський шекель13.154
Єна0.2687
Теньге0.081631
Вона0.028574
Ліванський фунт0.000472
Малайзійський ринггіт10.3651
Мексиканське песо2.3444
Молдовський лей2.4938
Новозеландський долар24.2589
Норвезька крона4.1536
Саудівський ріял11.2638
Сінгапурський долар32.6795
Донг0.0016053
Ренд2.5171
Шведська крона4.5377
Швейцарський франк53.0955
Бат1.34232
Дирхам ОАЕ11.5027
Туніський динар14.4854
Єгипетський фунт0.8878
Фунт стерлінгів56.4984
Долар США42.2481
Сербський динар0.42155
Азербайджанський манат24.8518
Румунський лей9.7207
Турецька ліра0.9869
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.697
Болгарський лев25.2967
Євро49.4725
Ларі15.6678
Злотий11.747
Золото182752.18
Срібло2778.61
Платина81322.95
Паладій70905.41

Курси валют, встановлені НБУ на 22.12.2025