Марс — адская дыра. Почему Маску пора спуститься с небес на землю

09.03 08:36 | Укррудпром

dsnews.ua, 8 марта 2021. Опубликовано 08:00 09 марта 2021 года Красная планета непригодна для жизни. Ее можно исследовать, но заботиться в первую очередь нужно о своем доме

Журналистка и писательница Шэннон Стирон в колонке для The Atlantic раскритиковала Илона Маска за мечты о колонизации Марса, призвав его вместо этого сосредоточиться на спасении Земли.

Нет места лучше, чем дом. Если ты, конечно, не Илон Маск. По словам Маска, уже скоро, возможно, в ближайшие дни, будет запущен прототип космического корабля SpaceX Starship, который однажды сможет доставить людей на Марс. Но что движет Маском? Почему его так волнует Марс? Суть видения Маска, а также того, что с ним не так, можно найти в отрывке из интервью, которое он дал в 2019 г.

В этом фрагменте интервью Маск читает отрывок из книги Карла Сагана “Голубое пятнышко”. Книга, вышедшая в 1994 г., была ответом Сагана на знаменитое изображение Земли как крошечной светящейся точки. Он уговорил NASA сделать этот снимок после запуска “Вояджера—1” в 1990 г., когда тот отправился на миллиарды миль от Земли далекий космос. Саган считал, что если сделать фотографию нашей планеты с такого расстояния, то она навсегда изменит наше мнение о нашем же месте в космосе.

Маск цитирует Сагана: “Наша планета — лишь одинокая пылинка в окружающей космической тьме. В этой грандиозной пустоте нет ни намека на то, что кто-то придет нам на помощь, дабы спасти нас от нашего же невежества. Земля — пока единственный известный мир, способный поддерживать жизнь. Нам больше некуда уйти — по крайней мере, в ближайшем будущем”.

И тут Маск прерывается и начинает смеяться. С недоверием произносит: “Это неправда. Это неправда. Есть Марс”.

Как можно так заблуждаться? Марс? Марс — это адская дыра. И главное тут то, что Марс и близко не Земля. На самом деле, единственное, что действительно объединяет нашу планету и Марс, — это то, что обе являются каменистыми планетами с небольшим количеством водяного льда, и на обеих есть роботы (да и на Марсе их не так уж много).

На Марсе очень разреженная атмосфера. У него нет магнитного поля, которое могло бы защитить его от солнечного излучения или галактических космических лучей; там нет воздуха, которым можно дышать, а средняя температура на поверхности составляет 80 градусов ниже нуля. Маск считает, что Марс похож на Землю? Чтобы люди вообще смогли жить там, им придется строить туннели и жить под землей. Что привлекательного в жизни в туннеле под лампами дневного света и попытках выращивать салат под ультрафиолетом? Ни глубоких вдохов, ни прогулок без громоздкого скафандра, ведь если вы выйдете в открытый космос и с вами что—то случится, то вас ждет ужасно мучительная смерть за 60 секунд. Безусловно, прогулка по Марсу станет удивительным, невероятным событием, которое изменит вашу жизнь. Но визит как подтверждение обладания нужными технологиями или расширения границ человеческого потенциала — это не жизнь на Марсе. Планета к нам негостеприимна. Марс вас прикончит.

Маск не с Марса, однако он и Саган, похоже, пришли из другого мира. Как и Саган, Маск по—религиозному предан космосу, у него есть огромное желание туда попасть, но цели их полностью расходятся. Саган вдохновлял поколения писателей, ученых и инженеров, которые просто чувствовали себя обязанными испытывать такое же благоговение, которое тот черпал в глубине своей души. Каждый, кто называет Сагана причиной, по которой он занят в своей сфере, имеет непосредственную связь с тем, что он человек и благодарен удаче за то, что вырос на такой красивой и редкой планете.

Влияние Маска на нынешнее поколение в корне иное. Маск использовал мечту и исследования, чтобы создать нечто, состоящее из веры в привилегированность, жадности и эго. Его не заботят научные открытия, у него нет желания понять, в чем отличие Земли от Марса; как мы все устроены и связаны между собой. Маск не исследователь; он просто ставит флаги. И похоже, он упустил одну из строчек в “Голубом пятнышке”: “Наверное, нет лучшей демонстрации глупого человеческого зазнайства, чем эта отстраненная картина нашего крошечного мира”.

Саган действительно верил в то, что людей можно отправить на Марс, чтобы сперва его исследовать, а затем, в конечном итоге, поселиться там, чтобы обеспечить выживание человечества в очень долгосрочной перспективе, но он также сказал следующее: “Что нам делать с Марсом? У нас было столько примеров того, как не стоит обращаться с Землей, что меня пугает даже сама постановка вопроса. Если на Марсе есть жизнь, я считаю, что на Марсе нам делать нечего. Марс тогда должен принадлежать марсианам, даже если [они] всего лишь микробы”.

Маск, напротив, поощряет веру в наличие права на космос: что мы можем и должны колонизировать космос, независимо от того, кто или что там может быть, и все это ради долгосрочного шанса на безопасность.

Есть обоснованные причины беспокоиться о выживании человечества, и, да, было бы неплохо уметь более эффективно путешествовать по Солнечной системе. Но я сомневаюсь в любом богаче, который продает историю о заботе о выживании человечества так рьяно, что вынужден запускать ракеты в космос. Кто—нибудь, будучи на его месте, мог бы сделать столько всего полезного, собственно, для нашего крошечного голубого пятнышка и помочь нуждающимся.

Смеяться над словами Сагана — значит полностью упускать из виду саму суть: на самом деле у нас есть только один настоящий дом — мы уже живем в нем.