Благодарите Дональда. Почему США должны не вести, а следовать за Японией

09.03.2021 08:36 | Укррудпром

dsnews.ua, 8 марта 2021. Опубликовано 08:15 09 марта 2021 года Четыре года президентства Дональда Трампа очень дорого обошлись для лидерства США в Азии.

Китайский журналист Чанг Че в статье для Foreign Affairs пишет о том, как Япония тихо-мирно превратилась в либерального азиатского лидера, который с легкостью может конкурировать с Китаем, и к которому США следует отнестись с большим уважением.

Япония за последние десять лет, в первую очередь за последние четыре года, незаметно превратилась в лидера в Индо-Тихоокеанском регионе. Пока Соединенные Штаты рвали отношения с союзниками, попав под влияние нелиберального популизма при президенте Дональде Трампа, Япония оставалась твердо приверженной либерального мирового порядка, основанного на четких правилах. Она укрепляла отношения с соседями, расширяла многосторонние инициативы и определяла региональную повестку дня, в частности, в вопросах торговли и цифрового контроля. Благодаря удачно выбранному моменту, четкому руководству и новаторской внутренней реформе островное государство стало не только надежным партнером Соединенных Штатов и их союзников в Индо-Тихоокеанском регионе, но и архитектором зарождающегося либерального порядка в регионе.

Во времена воинственного Китая, провокаций Северной Кореи и пандемии то, как Япония шла к региональному лидерству, по большей части оставалось многими незамеченным. Однако на фоне усилий администрации Джо Байдена по возрождению потрепанных союзов Япония стала ключом к восстановлению доверия к Америке в Азии. Соединенные Штаты смогут восстановить подпорченную репутацию в Индо-Тихоокеанском регионе и снова стать точкой опоры для будущего региона, лишь укрепив отношения со своим давним азиатским союзником.

Делайте больше

Большую часть второй половины XX века роль Японии в международных делах ограничивалась ее послевоенными договорными обязательствами. В 1951 г. Япония и Соединенные Штаты подписали Договор безопасности, в котором за первой был закреплен статус мирного государства, зависящего от военной поддержки вторых. В результате Токио проводил в основном рефлексивную внешнюю политику, которую японские дипломаты неоднократно называли “безрезультатной”, “наивной” и страдающей “явным отсутствием стратегического мышления”. Некоторые японские ученые иронично окрестили послевоенную стратегию Японии “караоке-дипломатией” — Токио просто напевал вашингтонскую мелодию.

В 1960-х и 1970-х гг. в Японии начался поразительный подъем. Она стала второй по величине экономикой в мире. Как результат, США и другие западные государства принялись подталкивать Японию к тому, чтобы она играла все более существенную роль в обеспечении региональной безопасности. Распад Советского Союза и возросшее влияние Соединенных Штатов на Ближнем Востоке во время и после первой войны в Персидском заливе вынудили Вашингтон еще активнее требовать от Японии взять на себя большую часть бремени обеспечения безопасности в Азии. “Десятилетиями Вашингтон обращался к Токио с простой просьбой относительно обеспечения безопасности, — пишет журналист Ричард МакГрегор в статье для Asia’s Reckoning. — Делайте больше”.

И на призыв в начале нового тысячелетия откликнулась команда многообещающих политиков—националистов во главе с премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми, а затем и премьер-министром Синдзо Абэ. Во время того, что политолог Ричард Сэмюэлс окрестил “самыми значительными политическими изменениями в Японии с 1945 г.”, националисты консолидировали власть, укрепили оборонный потенциал Японии и усилили исполнительную ветвь власти благодаря некогда мощной бюрократии.

И со временем Япония под управлением националистов стала играть более активную роль на международной арене. Силы самообороны страны принимали участие в крупных операциях по оказанию помощи при стихийных бедствиях, в том числе организованных после урагана “Катрина” в 2005 г. и цунами в Юго-Восточной Азии в том же году, а также в миротворческих операциях ООН в Камбодже, Мозамбике и на Голанских высотах. В 2015 г. парламент Японии принял закон с новым толкованием конституции, который дал вооруженным силам возможность участвовать в коллективной самообороне в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Реформа, как заметил Абэ, сделала американо-японские отношения “намного крепче”, добавив, что “с этого момента мы можем защищать друг друга”.

Новый либеральный лидер

И если внутренние реформы, проведенные в первые десятилетия XXI века, сделали японское лидерство в Азии возможным, то избрание Трампа сделало это просто необходимым. Вскоре после вступления в должность Трамп вышел из Транстихоокеанского партнерства, торгового соглашения, заключенного 12-ю странами, которое поддерживал президент Барак Обама. Но Япония спасла соглашение, убедив другие страны принять новый формат с переименованием во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве. В рамках CPTPP были установлены новые правила торговли, нормы авторского права и контроля над данными, которые резко контрастируют с нелиберальными взглядами Китая в отношении региона, и которые, как ожидается, принесут государствам—членами дополнительный годовой доход в размере $147 млрд. Байден уже сказал, что его администрация заинтересована в присоединении к CPTPP. Если он это сделает, он вернет Соединенные Штаты в либеральную международную торговую систему, якорем которой стала Япония.

Авторитет Японии еще больше вырос благодаря тому, что она оказывала странам региона солидную экономическую помощь на том же уровне, что и Китай. В период с 2001 по 2011 г. японские ведомства направили странам Юго-Восточной Азии и южной части Тихого океана помощи на общую сумму в $12,7 млрд, что более чем в два раза превышает сумму ($5,9 млрд), выделенную Китаем на помощь для них в тот же период. И хотя помощь и инвестиции Китая росли, Япония не отставала: в 2015 г. Токио учредил Партнерство ради качественной инфраструктуры на $110 млрд, которые получили Филиппины ($8,8 млрд), Индия ($15 млрд) и Индонезия ($1,2 млрд). У них всех имеются территориальные и морские споры с Китаем и их тревожит китайский экспансионизм. Японская инфраструктурная программа, отдавая приоритет прозрачности, экологической устойчивости и подотчетности, резко контрастирует с печально известной непрозрачной китайской инициативой “Один пояс, один путь”. И в то время как мегафинансирование Китая порой вызывало враждебное отношение, Япония, похоже, действительно пользуется доверием: согласно опросу 2019 г., проведенному по заказу Министерства иностранных дел Японии, больше 90% респондентов в десяти странах, входящих в Ассоциацию Страны Юго-Восточной Азии описали Японию как “дружественную” и “надежную”.

В дополнение к своему экономическому лидерству Япония взяла на себя еще и роль, которая некогда была гордостью и прерогативой Соединенных Штатов: формирование международных норм в противовес нормам нелиберального конкурента. Абэ был активным поборником либеральных ценностей не только в сфере торговли, но и в сфере права и безопасности. Его администрация помогла разработать концепцию “Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона”, которая базируется на верховенстве права, свободе судоходства и свободном предпринимательстве. После того, как Япония и Соединенные Штаты в 2017 г. официально приняли эту концепцию в качестве стратегии, японский чиновник анонимно написал в The American Interest, что “японская сторона вносит равный, если не больший, вклад в ее реализацию… Некоторые американцы могут не придать значения важности этой стратегии”. Но для Японии, писал чиновник, “это был критический прорыв”.

В 2019 г. на саммите G-20 в Осаке Абэ внес еще один весомый вклад в формирование новых международных норм — на этот раз в сфере цифрового управления. В отличие от китайского “киберсуверенитета” — интернета, где действуют реальные границы между странами, Абэ изложил свое видение будущего, в котором данные будут свободно и безопасно преодолевать государственные границы. Своей концепцией “Свободные потоки данных в условиях доверия” Абэ добился того, чего администрация Трампа никогда и не пыталась сделать: перенести либеральные ценности в новые границы. К концу президентства Трампа флагманом либерализма в Азии были не Соединенные Штаты, а Япония.

Вперед за лидером

Байден обещал вернуться в международные организации и к соглашениям, подтвердить свою верность союзникам и многосторонности и возродить американское лидерство, в том числе в Азии. Но после четырех лет правления Трампа и катастрофической реакции на пандемию коронавируса многие в Азии больше более не считают Соединенные Штаты защитником либерального порядка или даже надежным партнером. Любая попытка в одночасье восстановить американское лидерство приведет к дальнейшему отчуждению стран региона. Администрация Байдена должна придерживаться более тактичного подхода к восстановлению авторитета и лидерства США, укрепляя отношения с Японией и тесно координируя с ней региональные многосторонние инициативы. За последние четыре года Япония создала прочный запас доверия и доброй воли для стран Азии. Соединенные Штаты смогут им воспользоваться, но только если научатся прислушиваться к своему старому союзнику и следовать за ним, вместо того, чтобы пытаться заново изобрести колесо.

Вашингтону необходимо сначала поработать над улучшением отношений с Токио. Скорое и мирное возобновление соглашения о размещении в Японии американских войск станет мощным сигналом для других азиатских стран и Пекина о том, что Вашингтон и Токио единодушны. Байдену также следует присоединиться к CPTPP, тем самым расширяя возможности Японии и США в формировании экономических норм и стандартов в Азии. В конце концов, японская программа “Партнерство ради качественной инфраструктуры” уже является конкурентоспособной альтернативой китайской инициативе “Один пояс, один путь” как с экономической, так и с идеологической точки зрения. Вашингтону следует усилить ее посредством согласования совместной деятельности между Токио и новым американским институтом — Корпорации по финансированию международного развития. Поддержка дипломатии Японии и ее партнеров позволит Соединенным Штатам восстановить доверие к себе в регионе.

Последние четыре года Япония умело управляла кораблем либерального интернационализма. Премьер-министр Есихидэ Суга, протеже Абэ, вступивший в должность в сентябре, уже дал понять, что продолжит следовать традициям руководства своего предшественника. Он поддержал активную дипломатию Абэ, подтвердил приверженность Японии многосторонней торговой системе и продолжил продвигать концепцию международных норм цифрового управления. Соединенные Штаты принимать сигналы от другой страны не привыкли, однако четыре года нестабильного лидерства США в Азии должны подтолкнуть Вашингтон к смирению. Индо-тихоокеанский “караоке-зал” по-прежнему открыт для американцев, но пора бы Японии выбирать песни.

Додати коментар

Користувач:
email:





G8 and G20
Governing global finance
Powerful elite

- Fin.Org.UA

Новини

16:40 - Молдова просить Румунію про термінову допомогу з електроенергією після атаки московія
14:54 - "Укрзалізниця" відновила рух поїздів через Фастів, який обстріляли росіяни
13:59 - ДП "Рихальське" заявило про спробу захоплення держпідприємства
12:55 - ЗАЕС на пів години була у повному блекауті – МАГАТЕ
12:39 - московіяни поцілили у склад з ліками компанії "БаДМ"
12:04 - Захист ЧАЕС не може виконувати свою функцію після атаки дроном – ООН
10:59 - московія серйозно пошкодила ТЕС у різних областях
10:04 - "Укренерго" збільшує обсяг відключень світла після атаки московія
10:00 - 6 грудня — День Збройних Сил України.
10:00 - Бюджет України на 2026 рік: агросектор отримає 13,1 млрд грн державної підтримки
09:30 - У Держбюджеті на 2026 рік передбачено 50,7 млрд грн на підтримку економіки та бізнесу, в тому числі у агросекторі, а також на потреби захисту довкілля та екологізації економіки
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 06.12.2025
23:00 - Накази Міністерства енергетики України
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
23:00 - Регуляторні акти Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 5 грудня: конкурс до наглядової ради "Енергоатому", ЄС хоче заборонити перевезення нафти московія
20:40 - Конго посилює контроль за кобальтом, необхідним для акумуляторів
20:33 - Уряд вніс зміни до регламентів хімічної продукції: бізнес отримає більше часу для переходу на нові стандарти
20:05 - ФАО розподілила модульні зерносховища серед фермерів у прифронтових регіонах
19:51 - Демократи і республіканці критикують купівлю Warner Bros компанією Netflix
19:20 - Можливі зміни в оподаткуванні "спрощенців": Мінфін дав роз’яснення
19:00 - В Києві оновили правила розміщення МАФів і пунктів прокату вело- та електротранспорту
18:55 - Уряд ухвалив рішення, яке має стримати зростання тарифу електроенергію
18:50 - ЄС і G7 розглядають заборону перевезень російської нафти замість обмеження цін
18:42 - Уряд змінив порядок проведення аукціонів з продажу електроенергії – «Укренерго» зможе брати участь у спецторгах для покриття технологічних витрат
18:30 - У Білій Церкві стартує будівництво кварталу для маріупольців
18:15 - В "Укрпошті" пояснили, які товари можна в них купити за кошти "зимової підтримки"
18:10 - Цього року українські оборонні стартапи залучили вже понад 105 мільйонів доларів
18:00 - Національний банк у листопаді 2025 року застосував до двох банків і двох небанківських фінансових установ заходи впливу за порушення вимог законодавства у сфері фінансового моніторингу та валютного законодавства
17:54 - У США засудили штраф ЄС щодо X Ілона Маска


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32364
Австралійський долар27.9109
Така0.34407
Канадський долар30.1828
Юань Женьміньбі5.9487
Чеська крона2.0238
Данська крона6.5601
Гонконгівський долар5.4024
Форинт0.128316
Індійська рупія0.46728
Рупія0.0025267
Новий ізраїльський шекель13.0162
Єна0.271
Теньге0.083136
Вона0.02856
Ліванський фунт0.00047
Малайзійський ринггіт10.231
Мексиканське песо2.3107
Молдовський лей2.4743
Новозеландський долар24.3004
Норвезька крона4.1658
Саудівський ріял11.2056
Сінгапурський долар32.4687
Донг0.0015949
Ренд2.4856
Шведська крона4.4702
Швейцарський франк52.3158
Бат1.32096
Дирхам ОАЕ11.4512
Туніський динар14.3475
Єгипетський фунт0.8841
Фунт стерлінгів56.1289
Долар США42.0567
Сербський динар0.41714
Азербайджанський манат24.7363
Румунський лей9.6209
Турецька ліра0.9893
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.3525
Болгарський лев25.0502
Євро48.9961
Ларі15.5754
Злотий11.5763
Золото177813.2
Срібло2445.24
Платина69312.81
Паладій61335.07

Курси валют, встановлені НБУ на 08.12.2025