Советский обитаемый мир и новая унификация

25.01 18:48 | Укррудпром

koine.community, 24 января 2021. Опубликовано 18:04 25 января 2021 года Эти города во многом похожи, имеют типовую застройку, одинаковые названия улиц, идентичные зоны расположения органов власти — областных, городских и районных советов, силовых структур и судов.

Определенную часть городов в бывших советских республиках до сих пор можно назвать советскими. Однако не памятник Ленину в центре города делает их такими — они были построены “советским человеком”, который стремился в социалистическое будущее. А следовательно, такие города имеют свое строго регламентированное публичное пространство и свою смысловую нагрузку.

Эти города во многом похожи, имеют типовую застройку, одинаковые названия улиц, идентичные зоны расположения органов власти — областных, городских и районных советов, силовых структур и судов. С большой долей вероятности, приехав из одного советского города в другой (сейчас находящиеся в разных странах), в котором ранее никогда не были, вы не потеряетесь. Помимо регламентации публичного пространства, советские республики и города имели развитую “политическую инфраструктуру” — райкомы, горкомы, обкомы, партячейки на производствах и т.д., а также определенный “коэффициент идеологической плотности” (термин использует Алексей Юрчак). Городское пространство регламентировалось так, чтобы человек мог как можно проще и эффективнее воспринимать — и в дальнейшем воспроизводить — советскую действительность.

Многие города были построены в советское время вокруг крупных производств: шахт, заводов и т.д., и подавляющее большинство населения этих городов, в начале были рабочими на этих производствах. Это одно из основополагающих изменений советского периода — переход от села к городу, от сельского хозяйства к промышленности. Но и до сих пор мы живем в советских домах, работаем на советских заводах и пользуемся советской инфраструктурой.

Как умело подметил Owen Hatherley из The Guardian:

“Для того, чтобы по-настоящему декоммунизировать такие города, как Запорожье, лишь свержения гранитных тиранов совершенно недостаточно. Эти города нужно полностью снести”.

Однако есть опасность построив их заново получить все тот же советский город (по внешним проявлениям), ведь архитекторы, а также рядовые строители не смогут выйти за пределы своего опыта.

Отсюда закономерный вопрос — как занимаясь политическим проектированием на постсоветском пространстве и, предлагая новые господствующие означающие, не построить “новый СССР” или режим, основанный на культе личности?

Вполне возможно, нужна развитая “политическая инфраструктура” — органы легитимные не потому, что имеют прямую связь с тем, кто утвердил и “доказал” свою связь с “означающими” (например, лидером от имени которого принимаются решения на местах), а потому что, сами имеют такую связь, в равной степени и независимо друг от друга. Следовательно, обеспечивают связи избранной власти и общности на всех уровнях через различные политические структуры и предотвращает концентрацию полноты власти в одной точке. Таким образом не происходит создания “совета” — объединения в одном органе законодательной и исполнительной власти, а также контролирующих функций. Что в целом не чуждо людям на постсоветском пространстве, и это тоже необходимо учитывать, например Анатолий Собчак так описывал сложности в становлении новых институтов на постсоветском пространстве: “Мы слишком привыкли к тому, что закон может быть в любой момент заменен “революционным правосознанием” или подправлен с помощью инструкций и циркуляров. В общем, жизнь приучила нас к тому, что закон как дышло (как повернешь, так и вышло), что судьи независимы и подчиняются только райкому и т. д.” (цит.).

Постсоветским политическим проектам очень часто не хватает элементарной структурированности. Одна история — быть ориентированными (и публично это декларировать) на определенные представления и установки, и совсем другая — создавать разветвлённую иерархическую политическую инфраструктуру в масштабах государства. Способную обеспечить как приобщение и интеграцию локальных общностей в проект, так и выполнять сугубо сервисно-обслуживающие функции, для обеспечения определенного уровня комфорта общностей. В равной степени обеспечивая доступ к правосудию, медицине, образованию, эффективному накоплению и вложению капитала и т.д., и одновременно к глобальной визии коллективного, достижимого будущего. Джордж Сорос, описывая возможное реформирование советской системы указывает на следующее:

“Когда реформаторы радикализируются, они должны пересмотреть и изменить свое отношение к центру власти. Когда они были только реформаторами, любой шаг, который вел к ослаблению центра и делегировал власть, был, наверное, шагом в правильном направлении. Но радикальная трансформация требует нормальной, работающей исполнительной власти. Недостаточно уничтожить старый центр власти закрытого общества — необходимо учредить новую власть, достаточно сильную, чтобы построить открытое общество.” (цит.).

Следовательно, необходимо поставить вопросы — насколько остатки старой политической инфраструктуры могут быть интегрированы в новый проект? И что делать с общностью, которая опирается на старую?

Целенаправленное конструирование общности предполагает появление определенной солидарности. Как мы выяснили в предыдущей заметке, человек каждый день совершает акты воли, усилия над собой, и принимает и воспроизводит критерии нормальности установленные в проекте. Посредством чего понимает свое единство с общностью, получает ощущение целостности и осознаёт себя. И сама общность является общностью, в той степени в которой воспринимает себя таковой.

Соответственно, сталкиваясь с другими общностями (например, общегосударственный проект взаимодействует с локальными) появляется определенное пространство взаимодействия (публичное пространство). Задача политической инфраструктуры — обеспечение стабильности и устойчивости этого пространства, а также поддержание его целостности. Так как пространство взаимодействий динамичное, взаимодействие общностей приобретает разные формы. Например, может начаться доминирование одной общности над другой, не в смысле подавления, а за счёт большей привлекательности и конкурентоспособности.

Однако, для создания устойчивого и целостного социального объединения необходима унификация основных установок, мотиваций и представлений “нормальных” для каждой из этих общностей. Обеспечение непрерывного взаимодействия, обмена представлениями и их постепенная унификация — задача политической инфраструктуры. Что позволяет появиться более востребованному, конкурентоспособному и целостному новому проекту и, на его основе, модернизированной общности.

Владимир ГУРЖИ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

20:48 - Дмитро Кулеба та Жан-Ів Ле Дріан домовилися про участь Франції в установчому саміті Кримської платформи
20:48 - У Мінфіні підписано перші 7 угод з провідними банками про участь в держпрограмі «Доступна іпотека 7%»
20:18 - Онлайн-консультации с Likar Online: как не заболеть в новую волну коронавируса?
19:36 - ДРС запрошує представників ОМС Запорізької області на онлайн-навчання
19:06 - Крупнейшая ежедневная газета Германии пишет о разочаровании во Владимире Зеленском
19:06 - Штат Минстратегпрома укомплектован менее чем на треть
19:06 - Завод “Укроборонпрома” начнет собирать американские вертолеты “Ирокез”
19:06 - Дочерний банк французского Credit Agricole в Украине выплатит почти 1 млрд гривен дивидендов
19:06 - Владимир Зеленский предлагает налоговую амнистию под 2,5-9%
18:42 - ЄБРР та IFC профінансують підготовку ТЕО та конкурсної документації щодо проекту концесії в порту Чорноморська
18:42 - У Мінінфраструктури за участі Владислава Криклія відбулась нарада щодо концесії пасажирського комплексу в порту Одеси
18:42 - Михайло Федоров: З наступного тижня українці зможуть записатися до листа очікування на вакцинацію від COVID-19 через Дію
18:42 - У Мінекономіки відбулась зустріч з Міжнародною організацією праці
18:42 - Представлено Публічний звіт ДПС за 2020 рік
18:42 - Наталія Калєніченко: ДПС оцифровано майже 99 % сервісів та послуг
18:42 - Олексій Любченко та представники проекту METS визначили напрями співпраці у 2021 році
18:18 - Убытки от природных катастроф и COVID-19 в 2020 году перекрыли рост тарифов на перестрахование
18:14 - Mind виграв судову справу про захист честі, гідності та ділової репутації
18:12 - Госгенонедр остановила разрешение компании Виталия Кропачева на добычу угля
18:12 - СНБО рассмотрит введение новых санкций по Крыму
18:12 - По итогам 2020 года “Укрзализныця” получила 11,5 млрд гривен убытка
18:12 - “Укртрансгаз” пытается взыскать с должников более 45 млрд гривен через суд
18:12 - Крупнейшая ежедневная газета Германии пишет о разочаровании во Владимире Зеленском
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 26.02.2021
17:18 - Коломойский стал токсичным. Данилюк о деле ПриватБанка, роли Венедиктовой и национализации
17:18 - “Центрэнерго” в 2020 году получило прибыль в 50 млн гривен
17:18 - Телеком-монополия Рината Ахметова снизила чистый доход на 2%
17:18 - Долг предпринимателей по уплате единого соцвзноса превысил 12 млрд гривен
17:18 - Годовой тариф на газ для населения заработает с 1 апреля
17:18 - Фонд госимущества полностью сменил руководство “Центрэнерго”


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар22.2812
Канадський долар22.3709
Юань Женьміньбі4.3268
Куна4.5033
Чеська крона1.3079
Данська крона4.5921
Гонконгівський долар3.6021
Форинт0.094775
Індійська рупія0.3856
Рупія0.001983
Новий ізраїльський шекель8.5205
Єна0.26311
Теньге0.067285
Вона0.025208
Мексиканське песо1.3488
Молдовський лей1.5973
Новозеландський долар20.7912
Норвезька крона3.3361
Російський рубль0.37782
Саудівський ріял7.4472
Сінгапурський долар21.1768
Ренд1.8892
Шведська крона3.3906
Швейцарський франк30.8177
Єгипетський фунт1.7806
Фунт стерлінгів39.4946
Долар США27.9301
Білоруський рубль10.7374
Азербайджанський манат16.4411
Румунський лей7.0049
Турецька ліра3.8695
СПЗ (спеціальні права запозичення)40.4018
Болгарський лев17.4607
Євро34.1459
Злотий7.5708
Алжирський динар0.2118
Така0.33175
Вірменський драм0.054281
Іранський ріал0.00066982
Іракський динар0.019269
Сом0.33175
Ліванський фунт0.018662
Лівійський динар6.295
Малайзійський ринггіт6.9633
Марокканський дирхам3.1428
Донг0.0012202
Бат0.94079
Дирхам ОАЕ7.6592
Туніський динар10.4129
Узбецький сум0.0026744
Новий тайванський долар1.00408
Туркменський новий манат8.0378
Ганське седі4.8293
Сербський динар0.29047
Сомоні2.4896
Ларі8.525
Бразильський реал5.1242
Золото49798.53
Срібло777.89
Платина35166.51
Паладій68582.92

Курси валют, встановлені НБУ на: 26.02.2021

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.4710.50.4710.5172300.00
CEEN8.258.258.258.2541250.00
MHPC1761761761761760.00

Дані за 26.02.2021