Советский обитаемый мир и новая унификация

25.01.2021 18:48 | Укррудпром

koine.community, 24 января 2021. Опубликовано 18:04 25 января 2021 года Эти города во многом похожи, имеют типовую застройку, одинаковые названия улиц, идентичные зоны расположения органов власти — областных, городских и районных советов, силовых структур и судов.

Определенную часть городов в бывших советских республиках до сих пор можно назвать советскими. Однако не памятник Ленину в центре города делает их такими — они были построены “советским человеком”, который стремился в социалистическое будущее. А следовательно, такие города имеют свое строго регламентированное публичное пространство и свою смысловую нагрузку.

Эти города во многом похожи, имеют типовую застройку, одинаковые названия улиц, идентичные зоны расположения органов власти — областных, городских и районных советов, силовых структур и судов. С большой долей вероятности, приехав из одного советского города в другой (сейчас находящиеся в разных странах), в котором ранее никогда не были, вы не потеряетесь. Помимо регламентации публичного пространства, советские республики и города имели развитую “политическую инфраструктуру” — райкомы, горкомы, обкомы, партячейки на производствах и т.д., а также определенный “коэффициент идеологической плотности” (термин использует Алексей Юрчак). Городское пространство регламентировалось так, чтобы человек мог как можно проще и эффективнее воспринимать — и в дальнейшем воспроизводить — советскую действительность.

Многие города были построены в советское время вокруг крупных производств: шахт, заводов и т.д., и подавляющее большинство населения этих городов, в начале были рабочими на этих производствах. Это одно из основополагающих изменений советского периода — переход от села к городу, от сельского хозяйства к промышленности. Но и до сих пор мы живем в советских домах, работаем на советских заводах и пользуемся советской инфраструктурой.

Как умело подметил Owen Hatherley из The Guardian:

“Для того, чтобы по-настоящему декоммунизировать такие города, как Запорожье, лишь свержения гранитных тиранов совершенно недостаточно. Эти города нужно полностью снести”.

Однако есть опасность построив их заново получить все тот же советский город (по внешним проявлениям), ведь архитекторы, а также рядовые строители не смогут выйти за пределы своего опыта.

Отсюда закономерный вопрос — как занимаясь политическим проектированием на постсоветском пространстве и, предлагая новые господствующие означающие, не построить “новый СССР” или режим, основанный на культе личности?

Вполне возможно, нужна развитая “политическая инфраструктура” — органы легитимные не потому, что имеют прямую связь с тем, кто утвердил и “доказал” свою связь с “означающими” (например, лидером от имени которого принимаются решения на местах), а потому что, сами имеют такую связь, в равной степени и независимо друг от друга. Следовательно, обеспечивают связи избранной власти и общности на всех уровнях через различные политические структуры и предотвращает концентрацию полноты власти в одной точке. Таким образом не происходит создания “совета” — объединения в одном органе законодательной и исполнительной власти, а также контролирующих функций. Что в целом не чуждо людям на постсоветском пространстве, и это тоже необходимо учитывать, например Анатолий Собчак так описывал сложности в становлении новых институтов на постсоветском пространстве: “Мы слишком привыкли к тому, что закон может быть в любой момент заменен “революционным правосознанием” или подправлен с помощью инструкций и циркуляров. В общем, жизнь приучила нас к тому, что закон как дышло (как повернешь, так и вышло), что судьи независимы и подчиняются только райкому и т. д.” (цит.).

Постсоветским политическим проектам очень часто не хватает элементарной структурированности. Одна история — быть ориентированными (и публично это декларировать) на определенные представления и установки, и совсем другая — создавать разветвлённую иерархическую политическую инфраструктуру в масштабах государства. Способную обеспечить как приобщение и интеграцию локальных общностей в проект, так и выполнять сугубо сервисно-обслуживающие функции, для обеспечения определенного уровня комфорта общностей. В равной степени обеспечивая доступ к правосудию, медицине, образованию, эффективному накоплению и вложению капитала и т.д., и одновременно к глобальной визии коллективного, достижимого будущего. Джордж Сорос, описывая возможное реформирование советской системы указывает на следующее:

“Когда реформаторы радикализируются, они должны пересмотреть и изменить свое отношение к центру власти. Когда они были только реформаторами, любой шаг, который вел к ослаблению центра и делегировал власть, был, наверное, шагом в правильном направлении. Но радикальная трансформация требует нормальной, работающей исполнительной власти. Недостаточно уничтожить старый центр власти закрытого общества — необходимо учредить новую власть, достаточно сильную, чтобы построить открытое общество.” (цит.).

Следовательно, необходимо поставить вопросы — насколько остатки старой политической инфраструктуры могут быть интегрированы в новый проект? И что делать с общностью, которая опирается на старую?

Целенаправленное конструирование общности предполагает появление определенной солидарности. Как мы выяснили в предыдущей заметке, человек каждый день совершает акты воли, усилия над собой, и принимает и воспроизводит критерии нормальности установленные в проекте. Посредством чего понимает свое единство с общностью, получает ощущение целостности и осознаёт себя. И сама общность является общностью, в той степени в которой воспринимает себя таковой.

Соответственно, сталкиваясь с другими общностями (например, общегосударственный проект взаимодействует с локальными) появляется определенное пространство взаимодействия (публичное пространство). Задача политической инфраструктуры — обеспечение стабильности и устойчивости этого пространства, а также поддержание его целостности. Так как пространство взаимодействий динамичное, взаимодействие общностей приобретает разные формы. Например, может начаться доминирование одной общности над другой, не в смысле подавления, а за счёт большей привлекательности и конкурентоспособности.

Однако, для создания устойчивого и целостного социального объединения необходима унификация основных установок, мотиваций и представлений “нормальных” для каждой из этих общностей. Обеспечение непрерывного взаимодействия, обмена представлениями и их постепенная унификация — задача политической инфраструктуры. Что позволяет появиться более востребованному, конкурентоспособному и целостному новому проекту и, на его основе, модернизированной общности.

Владимир ГУРЖИ

Додати коментар

Користувач:
email:





Markets in turmoil
Investors full of panic
Can we ride it out?

- Fin.Org.UA

Новини

22:09 - По 11,5-18 годин. Скільки не буде світла в Києві 20 листопада
21:00 - Новини 19 листопада: звільнення Галущенка і Гринчук з посад міністрів, Чернишов вийде з СІЗО під заставу
20:40 - "Ощадбанк" розкритикував ексвласника Gulliver після його інтерв’ю для ЕП
20:15 - Два тижні Хмельницька та Рівненська АЕС працюють на зниженій потужності – МАГАТЕ
19:54 - Чернишов вийде з СІЗО під заставу – джерела
19:20 - На "Полтававодоканал" виділили додаткові 10 мільйонів через його критичний стан
19:13 - НАБУ провело обшуки у Держлікслужбі
18:40 - АМПУ за 5,5 мільйонів євро замовила румунам буксир
18:40 - Наказ Мінекономіки від 18.11.2025 № 1448 «Про відмову у видачі письмової згоди (повідомлення) на транскордонне перевезення відходів АТ «Подільський цемент»»
18:31 - Наказ Мінекономіки від 03 листопада 2025 року № 1018 “Про затвердження змін до плану діяльності з підготовки проєктів регуляторних актів у сфері господарської діяльності на 2025 рік”
18:15 - Кабмін перезапускає ринок лотерей: нові ліцензії, конкурси та повноваження PlayCity
18:10 - 20 листопада графіки відключень електрики діятимуть по всій Україні
18:07 - Уряд призначив в.о. міністра юстиції
17:58 - Повідомлення про оприлюднення проєкту постанови Кабінету Міністрів України “ Про внесення змін до постанови Кабінету Міністрів України від 10 грудня 2024 р. № 1409 та визнання такими, що втратили чинність, деяких постанов Кабінету Міністрів України”
17:51 - Проєкт постанови Кабінету Міністрів України “ Про внесення змін до постанови Кабінету Міністрів України від 10 грудня 2024 р. № 1409 та визнання такими, що втратили чинність, деяких постанов Кабінету Міністрів України ”
17:50 - Відновлення України: аудитори виявили порушень на 106 мільйонів гривень
17:45 - Одну з мереж дитячих магазинів оштрафували на 6 мільйонів за суттєві податкові порушення
17:36 - Уряд призначив в.о. міністра енергетики
17:35 - Акції оборонних компаній ЄС падають на тлі тиску США щодо війни в Україні
17:15 - Нацбанк показав курс долара і євро на четвер 20 листопада
16:50 - Радянську авіатехніку сертифікуватимуть за міжнародними стандартами – Державіаслужба
16:40 - Алгоритм працевлаштування людей, що закінчили навчання за модифікованою або адаптованою програмою (захід 104.12)
16:39 - Як забезпечуються українці ліками?
16:38 - Інформація про реалізацію пілотного процесу працевлаштування спеціаліста з інвалідністю (захід 104.8)
16:37 - Вимоги та підходи до кожного етапу, зони відповідальності та послуги, які надаватиме відповідальний орган (захід 104.3)
16:35 - Визначення ключових етапів працевлаштування осіб з інвалідністю (захід 104.1)
16:35 - Пункти пропуску на кордоні з Польщею й Угорщиною впровадили нову систему в’їзду в ЄС
16:33 - Перелік послуг, які можуть надаватися на кожному етапі працевлаштування спеціаліста з інвалідністю (захід 104.5)
16:32 - Вимоги для автоматизації процесів працевлаштування спеціаліста з інвалідністю (захід 104.4)
16:29 - Перелік наявних тренінгових матеріалів для фахівців, що надають послуги (захід 58.2)


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.3229
Австралійський долар27.3195
Така0.344
Канадський долар30.0527
Юань Женьміньбі5.9201
Чеська крона2.018
Данська крона6.5254
Гонконгівський долар5.4058
Форинт0.127502
Індійська рупія0.47517
Рупія0.0025187
Новий ізраїльський шекель12.8999
Єна0.26942
Теньге0.081173
Вона0.028725
Ліванський фунт0.00047
Малайзійський ринггіт10.1445
Мексиканське песо2.2969
Молдовський лей2.4758
Новозеландський долар23.691
Норвезька крона4.1503
Саудівський ріял11.2244
Сінгапурський долар32.2788
Донг0.0015958
Ренд2.454
Шведська крона4.432
Швейцарський франк52.4873
Бат1.29862
Дирхам ОАЕ11.4609
Туніський динар14.2946
Єгипетський фунт0.8882
Фунт стерлінгів55.2157
Долар США42.0948
Сербський динар0.41557
Азербайджанський манат24.7616
Румунський лей9.5781
Турецька ліра0.9938
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.1513
Болгарський лев24.9214
Євро48.7374
Ларі15.5665
Злотий11.53
Золото173228.94
Срібло2197.92
Платина66278.26
Паладій60062.54

Курси валют, встановлені НБУ на 20.11.2025