Советский обитаемый мир и новая унификация

25.01.2021 18:48 | Укррудпром

koine.community, 24 января 2021. Опубликовано 18:04 25 января 2021 года Эти города во многом похожи, имеют типовую застройку, одинаковые названия улиц, идентичные зоны расположения органов власти — областных, городских и районных советов, силовых структур и судов.

Определенную часть городов в бывших советских республиках до сих пор можно назвать советскими. Однако не памятник Ленину в центре города делает их такими — они были построены “советским человеком”, который стремился в социалистическое будущее. А следовательно, такие города имеют свое строго регламентированное публичное пространство и свою смысловую нагрузку.

Эти города во многом похожи, имеют типовую застройку, одинаковые названия улиц, идентичные зоны расположения органов власти — областных, городских и районных советов, силовых структур и судов. С большой долей вероятности, приехав из одного советского города в другой (сейчас находящиеся в разных странах), в котором ранее никогда не были, вы не потеряетесь. Помимо регламентации публичного пространства, советские республики и города имели развитую “политическую инфраструктуру” — райкомы, горкомы, обкомы, партячейки на производствах и т.д., а также определенный “коэффициент идеологической плотности” (термин использует Алексей Юрчак). Городское пространство регламентировалось так, чтобы человек мог как можно проще и эффективнее воспринимать — и в дальнейшем воспроизводить — советскую действительность.

Многие города были построены в советское время вокруг крупных производств: шахт, заводов и т.д., и подавляющее большинство населения этих городов, в начале были рабочими на этих производствах. Это одно из основополагающих изменений советского периода — переход от села к городу, от сельского хозяйства к промышленности. Но и до сих пор мы живем в советских домах, работаем на советских заводах и пользуемся советской инфраструктурой.

Как умело подметил Owen Hatherley из The Guardian:

“Для того, чтобы по-настоящему декоммунизировать такие города, как Запорожье, лишь свержения гранитных тиранов совершенно недостаточно. Эти города нужно полностью снести”.

Однако есть опасность построив их заново получить все тот же советский город (по внешним проявлениям), ведь архитекторы, а также рядовые строители не смогут выйти за пределы своего опыта.

Отсюда закономерный вопрос — как занимаясь политическим проектированием на постсоветском пространстве и, предлагая новые господствующие означающие, не построить “новый СССР” или режим, основанный на культе личности?

Вполне возможно, нужна развитая “политическая инфраструктура” — органы легитимные не потому, что имеют прямую связь с тем, кто утвердил и “доказал” свою связь с “означающими” (например, лидером от имени которого принимаются решения на местах), а потому что, сами имеют такую связь, в равной степени и независимо друг от друга. Следовательно, обеспечивают связи избранной власти и общности на всех уровнях через различные политические структуры и предотвращает концентрацию полноты власти в одной точке. Таким образом не происходит создания “совета” — объединения в одном органе законодательной и исполнительной власти, а также контролирующих функций. Что в целом не чуждо людям на постсоветском пространстве, и это тоже необходимо учитывать, например Анатолий Собчак так описывал сложности в становлении новых институтов на постсоветском пространстве: “Мы слишком привыкли к тому, что закон может быть в любой момент заменен “революционным правосознанием” или подправлен с помощью инструкций и циркуляров. В общем, жизнь приучила нас к тому, что закон как дышло (как повернешь, так и вышло), что судьи независимы и подчиняются только райкому и т. д.” (цит.).

Постсоветским политическим проектам очень часто не хватает элементарной структурированности. Одна история — быть ориентированными (и публично это декларировать) на определенные представления и установки, и совсем другая — создавать разветвлённую иерархическую политическую инфраструктуру в масштабах государства. Способную обеспечить как приобщение и интеграцию локальных общностей в проект, так и выполнять сугубо сервисно-обслуживающие функции, для обеспечения определенного уровня комфорта общностей. В равной степени обеспечивая доступ к правосудию, медицине, образованию, эффективному накоплению и вложению капитала и т.д., и одновременно к глобальной визии коллективного, достижимого будущего. Джордж Сорос, описывая возможное реформирование советской системы указывает на следующее:

“Когда реформаторы радикализируются, они должны пересмотреть и изменить свое отношение к центру власти. Когда они были только реформаторами, любой шаг, который вел к ослаблению центра и делегировал власть, был, наверное, шагом в правильном направлении. Но радикальная трансформация требует нормальной, работающей исполнительной власти. Недостаточно уничтожить старый центр власти закрытого общества — необходимо учредить новую власть, достаточно сильную, чтобы построить открытое общество.” (цит.).

Следовательно, необходимо поставить вопросы — насколько остатки старой политической инфраструктуры могут быть интегрированы в новый проект? И что делать с общностью, которая опирается на старую?

Целенаправленное конструирование общности предполагает появление определенной солидарности. Как мы выяснили в предыдущей заметке, человек каждый день совершает акты воли, усилия над собой, и принимает и воспроизводит критерии нормальности установленные в проекте. Посредством чего понимает свое единство с общностью, получает ощущение целостности и осознаёт себя. И сама общность является общностью, в той степени в которой воспринимает себя таковой.

Соответственно, сталкиваясь с другими общностями (например, общегосударственный проект взаимодействует с локальными) появляется определенное пространство взаимодействия (публичное пространство). Задача политической инфраструктуры — обеспечение стабильности и устойчивости этого пространства, а также поддержание его целостности. Так как пространство взаимодействий динамичное, взаимодействие общностей приобретает разные формы. Например, может начаться доминирование одной общности над другой, не в смысле подавления, а за счёт большей привлекательности и конкурентоспособности.

Однако, для создания устойчивого и целостного социального объединения необходима унификация основных установок, мотиваций и представлений “нормальных” для каждой из этих общностей. Обеспечение непрерывного взаимодействия, обмена представлениями и их постепенная унификация — задача политической инфраструктуры. Что позволяет появиться более востребованному, конкурентоспособному и целостному новому проекту и, на его основе, модернизированной общности.

Владимир ГУРЖИ

Додати коментар

Користувач:
email:





Money is flowing
The market is unpredictable
But profits await

- Fin.Org.UA

Новини

17:00 - Що отримує та що втрачає країна, яка залежить від зовнішніх кредиторів
16:50 - У порту Маріуполя розлилась нафта
16:44 - У Тернополі почали демонтаж будинку, зруйнованого російською ракетою
16:40 - Охочих отримати "зимову тисячу" на 1,8 мільйона більше, ніж торік – Мінсоцполітики
16:19 - Ключові рішення НКЦПФР від 09.12.2025
16:15 - Альтернативна енергетика: у Раді пояснили, чому потрібні зміни у законодавстві
15:59 - "Укрпошта" знизила тариф на доставку ще у 24 країни
15:55 - На маршрути вийшов ще один капітально модернізований "Укрзалізницею" електропоїзд
15:45 - Виробництво молока в Україні цього року збільшиться на 200 тисяч – асоціація
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 10.12.2025
15:15 - У більшості регіонів України – аварійні відключення світла
15:12 - У Мінрозвитку повідомили, коли в Миколаєві подаватимуть очищену питну воду
15:05 - До двох фінансових компаній застосовано заходи впливу
15:05 - Від початку року митниця виявила порушень на 11 мільярдів гривень
14:35 - Держава віддасть 9 мільярдів гривень на дороги до "Буковеля"– ЗМІ
14:30 - В Україні ліквідували масштабне підпільне виробництво тютюну на 25 мільйонів
14:24 - У Китаї за хабарництво стратили екскерівника фінансової компанії
14:20 - Paramount обіцяє Трампу "радикальні зміни" в роботі CNN, якщо той підтримає її в угоді по Warner Bros. – WSJ
14:17 - Інтерв’ю Андрія Пишного для інформагентства «Інтерфакс-Україна» про завершення першого етапу масштабної трансформації страхового ринку та перспективи його подальшого розвитку
14:05 - Google потрапив під розслідування ЄС через надмірне просування власного ШІ
13:50 - Україна та Чехія поглиблять інвестиційну співпрацю у енергетичному і промисловому відновленні
13:40 - "Ліси України" продало вже понад 17 тисяч різдвяних ялинок: яка середня ціна
13:39 - До виходу з московії почав готуватися один з останніх західних банків у московія UniCredit
13:35 - Міноборони розповіло, скільки вклало у відновлення пошкоджених підприємств
13:30 - Дотримання принципів ESG: переваги та конкретні кроки
13:25 - Продаж товару з доставкою кур’єром продавця: як проводити розрахункову операцію?
13:25 - Ford та Renault разом виготовлятимуть електромобілі в Європі
13:24 - Як підтвердити, що чоловік (дружина) не користується правом на підвищений граничний розмір доходу кратний кількості дітей, що дає право на ПСП?
13:23 - Визначення періоду, з якого ЮО застосовуються пільги по земельного податку, встановлені рішенням органу місцевого самоврядування
13:21 - Листування з ДПС через Електронний кабінет – сервіс зручної взаємодії з податковими органами


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32436
Австралійський долар28.0016
Така0.34508
Канадський долар30.4664
Юань Женьміньбі5.9707
Чеська крона2.0233
Данська крона6.5728
Гонконгівський долар5.4207
Форинт0.127946
Індійська рупія0.46922
Рупія0.0025295
Новий ізраїльський шекель13.1283
Єна0.26982
Теньге0.081794
Вона0.028725
Ліванський фунт0.000471
Малайзійський ринггіт10.2537
Мексиканське песо2.3086
Молдовський лей2.4831
Новозеландський долар24.4075
Норвезька крона4.1686
Саудівський ріял11.2415
Сінгапурський долар32.5291
Донг0.0015998
Ренд2.473
Шведська крона4.5056
Швейцарський франк52.3048
Бат1.32424
Дирхам ОАЕ11.4858
Туніський динар14.3776
Єгипетський фунт0.886
Фунт стерлінгів56.1888
Долар США42.1838
Сербський динар0.418
Азербайджанський манат24.8111
Румунський лей9.6453
Турецька ліра0.9906
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.4757
Болгарський лев25.1049
Євро49.0935
Ларі15.6491
Злотий11.6055
Золото177390.05
Срібло2475.54
Платина69661.91
Паладій62308.43

Курси валют, встановлені НБУ на 10.12.2025