Советский обитаемый мир и новая унификация

25.01.2021 18:48 | Укррудпром

koine.community, 24 января 2021. Опубликовано 18:04 25 января 2021 года Эти города во многом похожи, имеют типовую застройку, одинаковые названия улиц, идентичные зоны расположения органов власти — областных, городских и районных советов, силовых структур и судов.

Определенную часть городов в бывших советских республиках до сих пор можно назвать советскими. Однако не памятник Ленину в центре города делает их такими — они были построены “советским человеком”, который стремился в социалистическое будущее. А следовательно, такие города имеют свое строго регламентированное публичное пространство и свою смысловую нагрузку.

Эти города во многом похожи, имеют типовую застройку, одинаковые названия улиц, идентичные зоны расположения органов власти — областных, городских и районных советов, силовых структур и судов. С большой долей вероятности, приехав из одного советского города в другой (сейчас находящиеся в разных странах), в котором ранее никогда не были, вы не потеряетесь. Помимо регламентации публичного пространства, советские республики и города имели развитую “политическую инфраструктуру” — райкомы, горкомы, обкомы, партячейки на производствах и т.д., а также определенный “коэффициент идеологической плотности” (термин использует Алексей Юрчак). Городское пространство регламентировалось так, чтобы человек мог как можно проще и эффективнее воспринимать — и в дальнейшем воспроизводить — советскую действительность.

Многие города были построены в советское время вокруг крупных производств: шахт, заводов и т.д., и подавляющее большинство населения этих городов, в начале были рабочими на этих производствах. Это одно из основополагающих изменений советского периода — переход от села к городу, от сельского хозяйства к промышленности. Но и до сих пор мы живем в советских домах, работаем на советских заводах и пользуемся советской инфраструктурой.

Как умело подметил Owen Hatherley из The Guardian:

“Для того, чтобы по-настоящему декоммунизировать такие города, как Запорожье, лишь свержения гранитных тиранов совершенно недостаточно. Эти города нужно полностью снести”.

Однако есть опасность построив их заново получить все тот же советский город (по внешним проявлениям), ведь архитекторы, а также рядовые строители не смогут выйти за пределы своего опыта.

Отсюда закономерный вопрос — как занимаясь политическим проектированием на постсоветском пространстве и, предлагая новые господствующие означающие, не построить “новый СССР” или режим, основанный на культе личности?

Вполне возможно, нужна развитая “политическая инфраструктура” — органы легитимные не потому, что имеют прямую связь с тем, кто утвердил и “доказал” свою связь с “означающими” (например, лидером от имени которого принимаются решения на местах), а потому что, сами имеют такую связь, в равной степени и независимо друг от друга. Следовательно, обеспечивают связи избранной власти и общности на всех уровнях через различные политические структуры и предотвращает концентрацию полноты власти в одной точке. Таким образом не происходит создания “совета” — объединения в одном органе законодательной и исполнительной власти, а также контролирующих функций. Что в целом не чуждо людям на постсоветском пространстве, и это тоже необходимо учитывать, например Анатолий Собчак так описывал сложности в становлении новых институтов на постсоветском пространстве: “Мы слишком привыкли к тому, что закон может быть в любой момент заменен “революционным правосознанием” или подправлен с помощью инструкций и циркуляров. В общем, жизнь приучила нас к тому, что закон как дышло (как повернешь, так и вышло), что судьи независимы и подчиняются только райкому и т. д.” (цит.).

Постсоветским политическим проектам очень часто не хватает элементарной структурированности. Одна история — быть ориентированными (и публично это декларировать) на определенные представления и установки, и совсем другая — создавать разветвлённую иерархическую политическую инфраструктуру в масштабах государства. Способную обеспечить как приобщение и интеграцию локальных общностей в проект, так и выполнять сугубо сервисно-обслуживающие функции, для обеспечения определенного уровня комфорта общностей. В равной степени обеспечивая доступ к правосудию, медицине, образованию, эффективному накоплению и вложению капитала и т.д., и одновременно к глобальной визии коллективного, достижимого будущего. Джордж Сорос, описывая возможное реформирование советской системы указывает на следующее:

“Когда реформаторы радикализируются, они должны пересмотреть и изменить свое отношение к центру власти. Когда они были только реформаторами, любой шаг, который вел к ослаблению центра и делегировал власть, был, наверное, шагом в правильном направлении. Но радикальная трансформация требует нормальной, работающей исполнительной власти. Недостаточно уничтожить старый центр власти закрытого общества — необходимо учредить новую власть, достаточно сильную, чтобы построить открытое общество.” (цит.).

Следовательно, необходимо поставить вопросы — насколько остатки старой политической инфраструктуры могут быть интегрированы в новый проект? И что делать с общностью, которая опирается на старую?

Целенаправленное конструирование общности предполагает появление определенной солидарности. Как мы выяснили в предыдущей заметке, человек каждый день совершает акты воли, усилия над собой, и принимает и воспроизводит критерии нормальности установленные в проекте. Посредством чего понимает свое единство с общностью, получает ощущение целостности и осознаёт себя. И сама общность является общностью, в той степени в которой воспринимает себя таковой.

Соответственно, сталкиваясь с другими общностями (например, общегосударственный проект взаимодействует с локальными) появляется определенное пространство взаимодействия (публичное пространство). Задача политической инфраструктуры — обеспечение стабильности и устойчивости этого пространства, а также поддержание его целостности. Так как пространство взаимодействий динамичное, взаимодействие общностей приобретает разные формы. Например, может начаться доминирование одной общности над другой, не в смысле подавления, а за счёт большей привлекательности и конкурентоспособности.

Однако, для создания устойчивого и целостного социального объединения необходима унификация основных установок, мотиваций и представлений “нормальных” для каждой из этих общностей. Обеспечение непрерывного взаимодействия, обмена представлениями и их постепенная унификация — задача политической инфраструктуры. Что позволяет появиться более востребованному, конкурентоспособному и целостному новому проекту и, на его основе, модернизированной общности.

Владимир ГУРЖИ

Додати коментар

Користувач:
email:





Stocks and bonds are sold
In primary market
New securities

- Fin.Org.UA

Новини

21:00 - Новини 15 вересня: делегацію США знайомлять з надрами України, проєкт держбюджету-2026
20:40 - Франк вошёл в зону турбулентности, мяч на стороне НБШ
20:25 - Один з найбільших російських НПЗ зупинив ключовий блок після атаки дронів
19:45 - "Нафтогаз" провів зміни в правлінні
19:15 - Президент України Володимир Зеленський привітав працівників нафтової, газової та нафтопереробної промисловості України з професійним святом
19:10 - Глава УЗ про російські атаки: намагаються зруйнувати ключові вузлові станції
18:48 - Уряд ухвалив проєкт держбюджету на 2026 рік
18:35 - На російському ринку електроніки – найсильніша криза за останні десятиліття
18:32 - Пропонується актуалізувати процеси планування, випуску та реалізації нумізматичної продукції
18:32 - Наказ від 12.09.25 № 474 «Про надання грантів на створення, розвиток або оновлення виробництв переробної промисловості»
18:25 - "Карпатські мінеральні води" отримають від ЄБРР 11 мільйонів євро на новий завод
18:05 - "Укрзалізниця" закупила вугілля за найдорожчими пропозиціями
17:55 - Нацбанк показав курс долара і євро на вівторок 16 вересня
17:40 - Українські металурги за 8 місяців скоротили експорт металопрокату
17:40 - Євросоюзівські сховища газу заповнені рекордно низько за останні 3,5 роки
17:25 - Tesla підскочила на 8% після масштабної купівлі акцій Маском
17:20 - Мінекономіки та DFC відвідали Кіровоградську область для оцінки інвестиційних можливостей і формування портфеля проєктів Фонду відбудови
17:15 - Фонд держмайна звітував про нові укладені договори оренди
17:00 - Як ОСББ замінити ліфт за підтримки міста
16:55 - Податкова розповіла, хто з платників податків має подати звіти до Держстату
16:55 - Україна планує обмежити імпорт дизпального з Індії: його ретельно вивчатимуть – enkorr
16:45 - Китай звинуватив Nvidia у порушенні антимонопольного закону
16:38 - Пропонується оновити порядок застосування автентифікації на платіжному ринку
16:25 - В Україні збудують завод кріплень для євроколії: на які ще проєкти виділить гроші Швейцарія
16:20 - Світлана Гринчук: Російська окупація ЗАЕС – це акт ядерного піратства, що загрожує усьому світу
16:15 - США погрожують заборонити TikTok, якщо Китай не відступить у митах
16:00 - єОселя: Майже 5 тис. пільгових іпотек на суму 9,1 млрд грн українці отримали з початку року
15:58 - Підозріле російське судно змусило кораблі НАТО провести спецоперацію
15:50 - "Пакунок школяра": куди батьки найчастіше витрачають кошти
15:40 - Небанківській фінансовій установі змінено обсяг ліцензії на діяльність фінансової компанії


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.31944
Австралійський долар27.4603
Така0.3393
Канадський долар29.8251
Юань Женьміньбі5.7894
Чеська крона1.993
Данська крона6.4968
Гонконгівський долар5.3007
Форинт0.124424
Індійська рупія0.46736
Рупія0.002512
Новий ізраїльський шекель12.3374
Єна0.27971
Теньге0.07628
Вона0.029693
Ліванський фунт0.00046
Малайзійський ринггіт9.8096
Мексиканське песо2.2379
Молдовський лей2.4801
Новозеландський долар24.5803
Норвезька крона4.1973
Саудівський ріял10.9922
Сінгапурський долар32.1846
Донг0.0015629
Ренд2.378
Шведська крона4.4449
Швейцарський франк51.8768
Бат1.29362
Дирхам ОАЕ11.2256
Туніський динар14.2115
Єгипетський фунт0.856
Фунт стерлінгів56.1328
Долар США41.2317
Сербський динар0.41383
Азербайджанський манат24.2497
Румунський лей9.5807
Турецька ліра0.9987
СПЗ (спеціальні права запозичення)56.6313
Болгарський лев24.7578
Євро48.4967
Ларі15.2478
Злотий11.4089
Золото150266.04
Срібло1740.38
Платина57597.8
Паладій49548.55

Курси валют, встановлені НБУ на 16.09.2025