Убийство маршруток. Когда украинцев оставят без любимого транспорта

19.01.2021 17:00 | Укррудпром

dsnews.ua, 19 января 2021. Опубликовано 16:27 19 января 2021 года Мининфраструктуры подготовило и внесло в Верховную Раду законопроект, который в случае его принятия существенно ограничит нынешнюю вольницу маршрутных перевозчиков. Очень вероятно — в ущерб пассажирам.

Как обновить городской транспорт?

На днях в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №4583 “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно общественно важных услуг по перевозке пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом”. Его автор — Министерство инфраструктуры, глава которого Владислав Криклий на своей странице в Facebook назвал целью документа — покончить со старыми маршрутками в городском транспорте. “Принятие этого законопроекта позволит наконец требовать от перевозчиков качества и оставить в прошлом старые разваленные автобусы. Для этого мы вообще меняем подход и предлагаем взамен не всегда прозрачных конкурсов на маршруты начать закупать транспортную услугу через ProZorro… Что важно — города сами смогут определять цену и справедливо платить за километры, которые обслужены. Этим мы заканчиваем дискриминации льготников, так как перевозчик уже получает деньги за километры. Ключевое слово — километры, а не “собранные деньги с пассажиров”.

Министр в этом посте перечислил главные моменты законопроекта: транспорт должен быть приспособленным для перевозки пассажиров с инвалидностью и других маломобильных групп, иметь внешнее звуковое информирование о номере и конечной останоавке маршрута, а также звуковое и визуальное информирование внутри салона.

Также меняется сам принцип взаимоотношений между местными властями и транспортными компаниями. Города больше не будут отдавать маршруты на “кормление” перевозчикам. Подрядчики же — владельцы автобусов — станут получать деньги за свои услуги по фиксированным ставкам, исходя из откатанных километров, а не сколько удалось собрать с пассажиров. Причем все конкурсы по распределению маршрутов должны стать прозрачными.

Законопроект также вводит в законодательство два новых термина: “организатор перевозок” и “общественно важная услуга по перевозке пассажиров”. Первый — это орган исполнительной власти и орган местного самоуправления, который обеспечивает организацию пассажирских перевозок на соответствующем автобусном маршруте общего пользования. Второе — это услуга по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования, которая составляет общий экономический интерес.

С одной стороны, все перечисленное — красиво и вроде как соответствует современным требованиям. А также позволит в значительной степени вывести из тени рынок пассажирских перевозок. Еще в июле 2018 г. тогдашний министр инфраструктуры Владимир Омелян оценивал теневой рынок перевозок пассажиров в 50-70%. Вряд ли с тех пор цифры принципиально изменились.

С другой стороны, более-менее быстрая реализация требований законопроекта просто выбросит с рынка огромное количество нынешних его игроков. Произойдет масштабный передел в сегменте городских автобусных перевозок. А стоимость проезда либо резко вырастет, либо будет дотироваться из местных бюджетов.

Как будут делить маршруты?

Сегодня стандартная схема взаимодействия городских властей с коммерческими перевозчиками проста: маршруты распределяются на конкурсах, иногда непрозрачных, как пишет Криклий. Далее маршрутчики сами собирают деньги с пассажиров, в бюджет платят некую сумму официальных налогов. Но понятно, что в этой схеме крутится огромное количество неучтенных денег. Одновременно оказываются не защищены интересы льготных категорий пассажиров.

Законопроект предлагает в корне поменять эту схему. Перевозчики (коммерческие автобусные парки) будут заключать договоры с городскими властями (“организатор перевозок” по новой терминологии) на обслуживание установленных маршрутов, причем делаться это должно прозрачно — через систему “ProZorro.Продажі”.

Оплачиваться услуги перевозчиков будут исходя из числа откатанных километров. При таком раскладе маршрутные автобусы будут ходить, даже если на остановках почти нет людей (социальная составляющая перевозок); также у маршрутчиков не будет мотива отказываться возить льготников. Потому что средства им все равно заплатит местная власть — раз положенные километры по городским улицам откатаны.

Возникает, конечно, вопрос взаиморасчетов. Пассажиры будут платить наличкой, так что у перевозчиков возникает соблазн утаить часть выручки. Судя по всему, решать эту проблему придется местным властям как организаторам перевозок. Сам Криклий в своем посте упомянул только то, что от перевозчиков будут требовать установку валидаторов для электронной оплаты. Но понятно, что заказчику доступны и другие методы контроля — например, он может запускать “тайных пассажиров” для проверки, выдают ли им билеты после оплаты проезда. Ясно, что законодательство в этой части будет еще дорабатываться.

Базовая схема такова: перевозчик подписывает контракт с организатором перевозок на определенную сумму. И забирает себе выручку, пока эта самая сумма не набралась. Если по итогам года набралось больше, чем указано в контракте, — перевозчик и организатор перевозок делят эту сумму. Если набралось меньше, а положенный километраж по городским улицам накатан, — стороны делят убытки поровну (такая возможность прописана в законопроекте) либо заказчик компенсирует перевозчику недополученные деньги.

При этом местные власти будут самостоятельно определять тариф на проезд с учетом экономически обоснованных затрат и обоснованной части прибыли в соответствии с методикой, утвержденной центральным органом исполнительной власти. Пересматриваться эти тарифы будут в случае “изменения условий производственной деятельности и реализации услуг … в том числе в случае изменения стоимости горючего более чем на 10%”, — говорится в документе.

В итоге перевозчик будет получать гарантированный доход (поездки с пустым салоном компенсирует заказчик перевозок), но лишится потенциально возможных сверхдоходов наличкой за обслуживание особо популярных маршрутов типа “Базар — Вокзал”. Устроит ли это владельцев маршруток? Вероятно, кого-то устроит, кого-то — нет.

“Сегодня практически все маршрутки, по крайней мере в Киеве, находятся вне правового поля. Вы видели хоть в одной маршрутке, чтобы там платились деньги через кассовый аппарат? То есть вся эта наличка нигде не учитывается, не платятся налоги, — сказал в комментарии для dsnews.ua эксперт общественной организации “Інфраструктурна Рада” Ярослав Пилипчук. — Ну а переход закупок услуг перевозчиков на ProZorro — это, конечно, скорее положительный фактор. Вопрос только в том, насколько перевозчики смогут обеспечивать достойный уровень оказания услуг”.

Инклюзивная среда или способ передела рынка?

Согласно законопроекту, общественный транспорт должен быть приспособлен к перевозке пассажиров с инвалидностью и маломобильных групп населения. Кроме того, автобусы должны быть оборудованы звуковыми и визуальными устройствами информирования пассажиров о номере автобуса, текущей и конечной остановке. Причем как внешними оповещателями, так и внутри салона.

Вопрос оповещения пассажиров решается быстро и недорого — достаточно повесить в салоне электронное табло и подключить к динамикам цифровой магнитофон, установить GPS-трекер. Хотя не очень понятно, действительно ли должен автобус, подъезжая к остановке, громко рассказывать о том, какой у него номер и куда он едет. Ночью жители соседних с остановкой домов могут и не оценить нововведение.

А вот требование оборудованности для инвалидов, скорее всего, станет убийственным для маршруток в их сегодняшнем виде. Конкретно это требование должно вступить в силу с 1 января 2025 г. То есть на подготовку транспорта к новым реалиям дается четыре года. Однако это все равно выглядит как лицемерие. Дело в том, что малоразмерные “Богданы”, “Таты”, Isuzu и Hyundai , которые сегодня доминируют среди маршруток, практически невозможно переделать так, чтобы их могли использовать инвалиды-колясочники, о которых особо упоминается в законопроекте. (Хотя надо признать, что некоторые вариации новых моделей таких автобусов все же соответствуют таким требованиям и ездят по городам Украины.) Да и в целом выпускать небольшие автобусы с учетом потребностей инвалидов — очень непростая в инженерном плане задача, такие машины при всем желании не будут массовыми и дешевыми.

А значит законопроект №4583 будет стимулировать переход перевозчиков на преимущественно низкопольные автобусы большого класса. Но такая техника — дорогая, она точно не по карману мелким компаниям-перевозчикам. К тому же 12-, 15- и тем более 18-метровый автобус в случае поломки не загонишь по-быстрому на ремонт в СТО “гараж дяди Васи” с расчетом наличными. Здесь потребуется инфраструктура, которую обычно также обеспечивает поставщик автобусов.

По словам Ярослава Пилипчука, чтобы заменить все маршрутки на современные автобусы в одном только Киеве, требуется 600 млн евро — они позволят купить 1800 единиц муниципального транспорта. То есть если законопроект будет принят в его нынешнем виде, это приведет к тому, что перевозки пассажиров в городах станут уделом не малого и среднего (как сейчас), а крупного бизнеса. Что делать владельцам небольших “Богданчиков”, десятилетиями спасавших Украину от транспортного коллапса, — непонятно.

Есть и побочный эффект для пассажиров. Маленькие автобусы “маршрутчиков” вмещают мало людей, но как раз по этой причине ходят чаще. Пускать большие автобусы с той же частотой никто не станет. Значит, ждать на остановке придется дольше.

Проблема импортозамещения

Как уже было сказано, законопроект №4583 будет стимулировать переход городов на низкопольные автобусы большого класса. От этого могут выиграть как украинские производители, так и их главный конкурент — МАЗ. В нашей стране работают несколько крупных производителей автобусов, но чаще всего мы слышим, что тот или иной город закупил именно МАЗы для своих нужд.

Что касается поставок украинских автобусов, проблема в том, что ни один отечественный производитель не готов отгружать автобусы большого класса “прямо сейчас”. От момента заказа и подписания договора до реальной поставки машин может пройти от полугода и более. Ни одно предприятие в Украине не производит автобусы “на склад”, всегда — под заказ.

А местные бюджеты редко утверждаются в срок. Получается, пока утвердят бюджет, пока проведут конкурс, потом украинский завод пока соберет работников с должной квалификацией (кто в Польшу не уехал), пока раскочегарит сборочный цех, закажет и получит комплектующие… Вот год и прошел, а заказанных автобусов все нет.

В этом плане с белорусским МАЗом работать куда проще — у них эти автобусы уже есть, произведены за счет госсубсидий и стоят, ждут покупателя. Доработать под нужды заказчика и пригнать в Украину МАЗ свои автобусы может за считанные недели или даже дни — был бы заказ. К тому же дилеры МАЗа проявляют крайнюю гибкость как в плане сроков поставки, так и в плане цены, успешно реализуя стратегию выдавливания с украинского рынка отечественных производителей. Примеров того, как белорусы демпингуют, — предостаточно. К тому же белорусский производитель опережает украинских в сегменте автобусов, работающих на сжиженном газе.

Выходом из ситуации могло бы стать соглашение между мэрами украинских городов о совместных действиях по закупке коммунального транспорта на ближайшие, скажем, пять лет. Такое соглашение могло бы гарантировать заказы украинским производителям автобусов — и они смогли бы выпускать продукцию крупными партиями. А значит и дешевле, и с более приемлемыми сроками поставки.

А вот законопроект, направленный на борьбу со старыми маршрутками, выглядит очень сомнительно. Кабмину и Верховной Раде стоит быть очень осмотрительными с ним. Ведь если владельцы маршруток дружно решат бастовать, это “остановит” украинские города почище любого локдауна.

Дмитрий ПРОКОПЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





Investors beware
Financial markets can be cruel
Risk and reward dance

- Fin.Org.UA

Новини

07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 15.11.2025
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:20 - Через московитський обстріл ЗАЕС знову під загрозою
21:00 - Понад 6 000 декларацій оформлено через єДозвіл
21:00 - Новини 14 листопада: чергова атака московія по енергетиці, реакція Коломойського на підозру Міндічу
20:30 - США досягли торгової угоди зі Швейцарією
20:25 - Українці почали активніше купувати вантажівки: найпопулярніші нові та вживані моделі
19:55 - "Лукойл" шукає нових покупців для активів після зриву угоди з Gunvor
19:45 - Кожен п'ятий українець працює в агросекторі: як галузь тримає економіку під час війни
19:30 - Запорізька АЕС втратила живлення основної лінії електропередачі
19:20 - Українські дрони зупинили роботу Саратовського НПЗ "Роснафти"
19:00 - Перший день ReBuild Ukraine 2025: Мінекономіки презентувало інструменти залучення інвестицій у відновлення України
18:45 - Прикордонники назвали найменш завантажені пункти пропуску
18:35 - Вихід грального бізнесу з тіні "забуксував": сплата податків зросла лише на 0,2% цьогоріч
18:25 - Після удару по порту Новоросійська московія зупинила експорт 2% світових поставок нафти
17:56 - У суботу 15 листопада графіки відключень світла діятимуть цілодобово
17:50 - Нацбанк показав курс долара і євро на понеділок 17 листопада
17:45 - Україна наростила експорт м'яса птиці: найголовніші покупці
17:30 - Фонд відбудови: Україна та США призначили інвестиційного радника
17:05 - Зеленський підписав закон про виплату 50 тисяч гривень при народженні дитини
17:04 - ReBuild 2025: 17 країн на зустрічі Спеціальних представників із відновлення України
17:00 - Держбюджет отримав понад 13,2 мільярдів "податку на Google": найбільші платники
16:46 - Офіційний бюлетень «Охорона прав на сорти рослин» Випуск 10, 2025
16:44 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - МІСТО ДНІПРО) ІНФОРМУЄ!
16:40 - Китай міг таємно купити в 10 разів більше золота, ніж офіційно повідомляв
16:36 - Порядок реєстрації контролюючими органами неприбуткових організацій та установ
16:35 - За яким кодом бюджетної класифікації сплачується податок на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки?
16:33 - Визначення загального мінімального податкового зобов’язання ФОПом – платником єдиного податку четвертої групи
16:32 - Про формування загального оподатковуваного доходу та витрат особою, яка провадить незалежну професійну діяльність
16:30 - Мінлива архітектура доларової системи: від домінування до диверсифікації


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32316
Австралійський долар27.4326
Така0.34392
Канадський долар29.9874
Юань Женьміньбі5.9242
Чеська крона2.0245
Данська крона6.5591
Гонконгівський долар5.4091
Форинт0.127308
Індійська рупія0.47376
Рупія0.0025166
Новий ізраїльський шекель12.9844
Єна0.27309
Теньге0.08021
Вона0.028996
Ліванський фунт0.000469
Малайзійський ринггіт10.1726
Мексиканське песо2.2898
Молдовський лей2.4855
Новозеландський долар23.9031
Норвезька крона4.1768
Саудівський ріял11.2113
Сінгапурський долар32.3676
Донг0.0015955
Ренд2.4566
Шведська крона4.4589
Швейцарський франк53.3126
Бат1.29784
Дирхам ОАЕ11.4463
Туніський динар14.3259
Єгипетський фунт0.8909
Фунт стерлінгів55.4033
Долар США42.0423
Сербський динар0.41787
Азербайджанський манат24.7279
Румунський лей9.6323
Турецька ліра0.9932
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.282
Болгарський лев25.0341
Євро48.9835
Ларі15.5401
Злотий11.5704
Золото172932.59
Срібло2177.5
Платина65248.39
Паладій59181.68

Курси валют, встановлені НБУ на 17.11.2025