Владимир Фесенко: Тотальную люстрацию, как и амнистию, на Донбассе проводить нельзя

16.01 08:00 | Укррудпром

dsnews.ua, 15 января 2021. Опубликовано 07:10 16 января 2021 года О том, что и как будет делать Украина на деоккупированном Донбассе в свете недавно опубликованного законопроекта Министерства реинтеграции, dsnews.ua поговорила с политологом Владимиром Фесенко

- Министерство по делам оккупированных территорий опубликовало на своем сайте для обсуждения законопроект о “переходном периоде” для Донбасса и Крыма, который рассчитан на 25 лет. Как Вы считаете, почему именно такой период?

— На мой взгляд, цифра реалистичная, ведь речь идет о завершении переходного периода, который касается промежуточных этапов действия различных правовых норм. Конечно, можно было предусмотреть и меньший период, но это с учетом международного опыта и рекомендаций экспертов.

— Говоря о рекомендациях экспертов: правильно ли мы понимаем, что проект не предполагает проведения местных выборов после деоккупации, как этого добивается Россия, а напротив — оставляет значительный временный лаг для их подготовки?

— Да, и я считаю, что это правильный подход. Ведь то, на что согласились украинские переговорщики в 2014 и 2015 годах в Минских соглашениях, было неправомерной уступкой. Говорить о возможности проведения демократических выборов сразу после формального прекращения военных действий — фактически дать согласие на то, чтобы регион остался под непрямым контролем России. А через 5 лет можно восстановить безопасность, нормальную работу местного самоуправления, разных госинститутов, включая правоохранительные органы. Можно провести правовые действия, которые касаются той же амнистии (не полной, против чего выступают эксперты и общество, а также ООН, признавшая, что это не способствует разрешению конфликтов). После всего этого можно проводить и выборы, поэтому подход очень обоснованный и логичный.

— Отложенные выборы — далеко не единственное новшество документа. До их проведения управлять реинтегрированными территориями будут переходные государственные администрации. Кто будет в них работать?

— Я считаю, что единственный способ выйти из конфликта, в том числе и подготовить предпосылки для выборов, обеспечить безопасность и так далее — это создание международной переходной администрации. Она должна в себя включать представителей 3 сторон: Украины, сепаратистов, не связанных с военными преступлениями и готовых признать украинский суверенитет (без гражданских специалистов невозможно в переходный период обеспечить функционирование управленческих структур), и международных организаций. Именно так происходило на Балканах — в Боснии, например, вышли из конфликта по такому сценарию.

— Участие России и стран ОДКБ в переходных администрациях и в миротворческой операции по понятным причинам в проекте не предусмотрено, но российский военный контингент участвует чуть ли не в большинстве операций миротворцев ООН. Кто может согласиться на эту роль вместо “любителей мира” из Кремля?

— В проекте говорится о невозможности “миротворчества” государства-агрессора и его союзников, равно как и их работы в переходной администрации. Кстати, несколько лет назад у меня была дискуссия на конференции в Минске. Я тогда сказал о недопустимости участия Беларуси в таких структурах, и представители белорусского госаппарата очень возмутились, дескать, они же готовы помочь. Но Беларусь входит в Союзное государство с Россией и является членом ОДКБ, то есть доверия к ним не будет, нейтральной силой выступать они не могут. С другой стороны, Россия может потребовать, чтобы в таких структурах не участвовали представители стран НАТО.

— Возможен ли вариант участия нейтральных стран?

— Да, например, Азербайджан. Может быть Молдова, ведь формально они нейтральная страна. Может участвовать та же Финляндия, у финнов очень богатый опыт участия в миротворческих операциях. Конечно, желающих будет немного, но найти можно. Скажу непопулярную вещь, но проблема даже не в том, чтобы найти желающих для миротворчества и участия в переходной администрации, есть еще и финансовая проблема — все это потребует очень больших затрат со стороны ООН. Поэтому такой проект пока чисто теоретический, но другого выхода просто нет. Без посредников Киев и сепаратисты взаимодействовать и общаться не могут.

— Очень важная часть проекта касается люстрации, которая в первую очередь коснется тех, кто воевал в составе оккупационных сил России, говорится и об амнистии для сепаратистов. Как прописаны ее критерии? Учтены ли ошибки, допущенные Украиной относительно люстрации с 2014 года?

— Есть такой Национальный проект “Диалог за мир и безопасную реинтеграцию”, рекомендации экспертов этого проекта учтены в законопроекте. Существует принцип справедливости, и если его игнорируют, в частности, в вопросе амнистии, то никакого урегулирования конфликта не может быть.

Понятно, что у нас есть сторонники полной люстрации, то есть никого из работавших с оккупантами не допускать к должностям вообще, но так ничего не получится. Надо учитывать тот же международный опыт: там, где мы говорим об амнистии, параллельно должна быть и люстрация. Ее критерии нужно четко прописать, не так, как в 2014 году, что оспаривает та же Венецианская комиссия. Не может быть тотальной люстрации по политическому принципу: если человек не нарушал закон, к нему нет правовых претензий, то какая люстрация?

Я считаю, что должен быть механизм проверки, или так называемой правовой очистки. Если есть подозрения в совершении преступления, то должна быть как минимум временная люстрация, на период проверки. Например, если человек воевал, но не совершил преступлений — я считаю, что к нему не нужно применять люстрацию. Амнистия и люстрация являются двумя сторонами одной медали. Не может быть полной амнистии (ее, кстати, нет даже в Минских договоренностях), как не может быть и полной люстрации: она должна быть ограниченной, четко прописанной.

— Если говорить о люстрации, то кто же будет работать в органах власти на Донбассе и в Крыму после деоккупации?

— Если набирать из тех, кто живет в ОРДЛО, тогда это не переходные администрации, а фактически легализация сепаратистов в составе Украины, российский подход. За него у нас не проголосуют, нужно искать компромиссный вариант — это и участие представителей Украины, и местных управленцев, к которым нет правовых претензий. Откуда брать представителей Украины? Два источника: те, кто жил на Донбассе до оккупации и уехал, среди них немало управленцев. Другой источник — это госчиновники, представители правоохранительных органов, они же и так ротируются из региона в регион постоянно. То есть, будут набирать в разных регионах, это общепринятая практика.

— При создании переходных администраций и вообще планировании действий государства на деоккупированных территориях нельзя забывать о гуманитарной политике, которую авторы проекта прописали довольно упрощенно. Сможем ли мы препятствовать пропаганде, чтобы обеспечить информационный суверенитет при возвращении Крыма и Донбасса?

— Простой и не самый популярный ответ: мы и сейчас не справляемся с задачами в этой сфере. Проблема еще и в том, что конфликт продолжается, люди попадают в плен и гибнут, и сбалансированной гуманитарной политики нет. Например, как освещать этот конфликт в школах? В Украине мы однозначно говорим о государстве-агрессоре и т.д. Но на неподконтрольных территориях нужно более аккуратно и деликатно освещать эту тему, ведь люди были непосредственно вовлечены в конфликт, должны быть особые подходы, рекомендации МОН. Особая культурная и языковая политика должна быть, статус русского языка на тех территориях нужен, в какой форме — это уже другой вопрос.

Пока что опыт гуманитарной политики на территориях Донбасса во всех смыслах провальный, нет эффективного продвижения украинских интересов, не только сейчас — этого не было и при Порошенко. Именно поэтому там тотально побеждают представители ОПЗЖ, люди Ахметова, “Наш край” и так далее. Местные элиты в 2014 году конъюнктурно поддержали сепаратистов, а сейчас просто не хотят ссориться с властью. Но никакой гуманитарной деоккупации там не произошло, и нужно решать эту задачу.

— А как быть с теми же учителями, которые поддержали сепаратистов, проводили российскую гуманитарную политику?

— На этот вопрос нет простого ответа. Но сохранять людей, которые проводили гуманитарную политику с антиукраинских позиций, не в интересах государства. Здесь много нюансов. К примеру, нужна переподготовка учителей. Ведь если человек работает на государство, получает зарплату, то должен признать лояльность к этому государству и проводить гуманитарную политику в его интересах.

— На Донбассе уже довольно много украинцев, получивших российские паспорта. Как тут действовать?

— Да, российские паспорта раздаются на Донбассе массово. У нас не предусмотрена процедура лишения гражданства, тем более, в таком масштабе. Единичные случаи касаются разве что госчиновников, и тут, я думаю, нужна четкая переходная процедура. Первое, что нужно сделать, — запретить обладателям роспаспортов работу в госучреждениях и местном самоуправлении. В бизнесе, наемным работником — может быть, но не в госструктурах. Дальше должен быть отказ от этих паспортов и контроль за процессом со стороны правоохранителей. Кстати, когда дойдет до реальной деоккупации, у нас может и двойное гражданство появиться, за исключением такового с Россией.

— Как Вы считаете, насколько реалистично принятие этого закона?

— Пока это эскиз к проекту законопроекта, драфт. Его рано вносить в Раду, он для внимательного поблокового экспертного изучения и дискуссий. Конечно, он вызовет резкую критику и неприятие со стороны России и сепаратистов, которые будут вещать о несоответствии Минску этого документа. Но у нас есть позиция президента Зеленского и государства в целом о модернизации Минских соглашений, ведь в том виде, в котором они подписаны, их выполнить невозможно, на законодательном уровне их нереально имплементировать. В первую очередь это касается политической части: тот же “особый статус” ОРДЛО в Конституции закрепить невозможно. То есть, сама идея переходного периода, переходных администраций и такого же правосудия — все это международный опыт, от которого нужно отталкиваться, искать компромиссы.

Денис САРБЕЙ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

11:30 - Робота з мережею профтехів на місцевому рівні відбуватиметься за визначеними критеріями – над цим працює робоча група МОН
11:30 - Корвет «Вінниця» стане кораблем-музеєм, – Андрій Таран
11:30 - МОН: Лишився тиждень, щоб зареєструватись на ЗНО 2021 року
11:18 - Игорю Коломойскому угрожают, что он не сможет сделать госкарьеру в Украине
11:18 - Январский объём промышленной продукции по сравнению с предыдущем месяцем сократился на 13,5%, а против января 2020 года вырос на 5,7%
11:18 - Виталий Кличко хочет в одиночку “пилить” на строительстве Подольско-Воскресенского перехода
10:24 - Рада предусмотрит льготы для “инвестнянь”
10:24 - Инвестирование экономики Донецкой области за 2020 год сократилось на треть
10:24 - “Энергоатом” подключил еще один блок АЭС после ремонта
10:24 - “Финансовая стратегия зависит от того, как люди относятся к кризису”
09:30 - “Да сколько можно!”: четыре совета работающим родителям, измотанным пандемией
09:30 - 1 марта Фонд госимущества объявит конкурс на должность гендиректора “Центрэнерго”
09:24 - МОН прагне залучити якомога більше дітей з тимчасово окупованих територій до навчання в Україні, – Сергій Шкарлет
09:24 - Оперативна інформація про поширення коронавірусної інфекції 2019-nCoV
08:36 - Германия рассматривает 4 варианта действий по “Северному потоку-2”
08:36 - Социально-экономическое положение Донецкой области в январе 2021 года
08:36 - Кабмин утвердил порядок привлечения советников по большой приватизации
07:42 - “Сила моего задора смела с пути все признаки дискриминации”
05:00 - Курси валют, встановлені НБУ на: 01.03.2021
23:12 - ЄБРР та IFC профінансують підготовку ТЕО та конкурсної документації щодо проєкту концесії в порту Чорноморська
23:12 - У Мінінфраструктури за участі Владислава Криклія відбулась нарада щодо концесії пасажирського комплексу в порту Одеси
21:54 - В Чернігівській області зупинили незаконний обіг підакцизних товарів
21:54 - Голова ДФС провів зустріч з представниками бізнесу та виробниками лікеро-горілчаної продукції
20:48 - Дмитро Кулеба та Жан-Ів Ле Дріан домовилися про участь Франції в установчому саміті Кримської платформи
20:48 - У Мінфіні підписано перші 7 угод з провідними банками про участь в держпрограмі «Доступна іпотека 7%»
20:18 - Онлайн-консультации с Likar Online: как не заболеть в новую волну коронавируса?
19:36 - ДРС запрошує представників ОМС Запорізької області на онлайн-навчання
19:06 - Крупнейшая ежедневная газета Германии пишет о разочаровании во Владимире Зеленском
19:06 - Штат Минстратегпрома укомплектован менее чем на треть
19:06 - Завод “Укроборонпрома” начнет собирать американские вертолеты “Ирокез”


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар21.6732
Канадський долар22.0827
Юань Женьміньбі4.322
Куна4.4642
Чеська крона1.2914
Данська крона4.5515
Гонконгівський долар3.6032
Форинт0.09362
Індійська рупія0.38037
Рупія0.0019619
Новий ізраїльський шекель8.4502
Єна0.26281
Теньге0.066942
Вона0.024873
Мексиканське песо1.3357
Молдовський лей1.601
Новозеландський долар20.35
Норвезька крона3.2487
Російський рубль0.37335
Саудівський ріял7.4512
Сінгапурський долар21.0196
Ренд1.8649
Шведська крона3.3345
Швейцарський франк30.8229
Єгипетський фунт1.78
Фунт стерлінгів38.8849
Долар США27.9456
Білоруський рубль10.726
Азербайджанський манат16.4502
Румунський лей6.9425
Турецька ліра3.7359
СПЗ (спеціальні права запозичення)40.2336
Болгарський лев17.2995
Євро33.8449
Злотий7.4841
Алжирський динар0.21027
Така0.32955
Вірменський драм0.052931
Іранський ріал0.00066537
Іракський динар0.019141
Сом0.32974
Ліванський фунт0.018538
Лівійський динар6.2803
Малайзійський ринггіт6.9003
Марокканський дирхам3.1262
Донг0.0012141
Бат0.92008
Дирхам ОАЕ7.6084
Туніський динар10.2938
Узбецький сум0.002655
Новий тайванський долар1.00242
Туркменський новий манат7.9845
Ганське седі4.862
Сербський динар0.28787
Сомоні2.4721
Ларі8.4173
Бразильський реал5.0745
Золото49221.98
Срібло747.7
Платина33350.28
Паладій65744.54

Курси валют, встановлені НБУ на: 01.03.2021

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.4710.50.4710.5172300.00
CEEN8.258.258.258.2541250.00
MHPC1761761761761760.00

Дані за 26.02.2021