Что такое EU Green Deal и почему Украина должна выполнять эту стратегию

01.12.2020 16:12 | Укррудпром

Бизнес Цензор, 1 декабря 2020. Опубликовано 15:06 01 декабря 2020 года Европейский Союз принял Green Deal 1 декабря 2019 года. БизнесЦензор рассказывает, что это за соглашение и как оно влияет на Украину.

Все началось с углекислого газа

Все больше стран в мире ставят планы достичь климатической нейтральности — сократить выбросы углерода и других парниковых газов в ближайшем будущем. В 2019 году на саммите ООН по климату 66 стран мира взяли на себя обязательство достичь к 2050 году климатической нейтральности.

Климатическая нейтральность означает, что выбросы в атмосферу углекислого газа (диоксид углерода) или его аналогов должны быть сокращены до минимума.

Почему выбросы углекислого газа хотят снизить? Увеличение выбросов CO2 привело к изменениям климата и ухудшению экологии.

Углекислый газ вреден для окружающей среды в случае его избытка. В естественных пропорциях он нужен для жизнедеятельности растений. Они поглощают и перерабатывают СО2, выделяя на выходе кислород. Но если такого газа в избытке, то он создает парниковый эффект — излучение Солнца проходит через атмосферу, но обратно уходит меньше тепловой энергии.

Чем больше парниковых газов, тем больше нагревается поверхность Земли. Из-за этого мы читаем новости об изменении климата, таяние льдов, изменении животного и растительного мира.

Именно поэтому правительство развитых стран говорит о необходимости снижения выбросов СО2. Есть и вторая причина — человечество больше эксплуатирует невозобновляемые источники энергии. Но эти ресурсы не вечны. Использование возобновляемых источников решит две проблемы сразу: сократит выбросы СО2 и даст “чистую” энергию для нужд планеты.

Что такое European Green Deal

Green Deal или “зеленый курс” — это набор политических инициатив Европейской комиссии. Их главная цель — сделать Европу углеродно нейтральной к 2050 году. Обеспечив при этом рост экономики — независимо от возобновляемых источников энергии.

Чтобы достичь этой цели, ЕС планирует принять меры во всех сферах экономики. В первую очередь, в энергетическом, промышленном и транспортном секторах.

Достичь цели планируется благодаря альтернативным источникам энергии и “зеленому” водороду, который называют топливом будущего. Уже сейчас в Европе есть проекты по отапливанию домов водородом, а транспорт переводят на электрокары и водородные авто. В предыдущем материале мы рассказывали о некоторых водородных транспортных проектах в ЕС.

Основной процент выбросов парниковых газов в ЕС приходится на производство и потребление энергии. Поэтому в Европе переходят на альтернативные источники энергии, закрывают угольные шахты и постепенно выводят угольные электростанции из эксплуатации.

Жилой сектор, который потребляет около 40% всей энергии в ЕС, также ожидают изменения. Власти планируют мотивировать частных потребителей и бизнес делать ремонт зданий таким образом, чтобы снизить энергозатраты.

Около четверти всех выбросов CO2 приходится на транспортный сектор. Выбросы планируется сократить за счет перехода на климатически нейтральные виды топлива, строительства заправок для электрокаров и авто с водородными топливными элементами. В будущем планируется запретить продажу новых авто с двигателями внутреннего сгорания.

Как и почему Украина должна присоединиться к выполнению Green Deal

Несмотря на то, что Green Deal — стратегия ЕС, ее действие ощутят не только государства Союза. Документ будет частично регулировать внешнюю политику. Поэтому Украине нужно внимательно следить за климатической повесткой Европы.

“Изменения климата носят глобальный характер и не ограничены национальными границами. ЕС может использовать свое влияние, опыт и финансовые ресурсы, чтобы мобилизовать своих соседей и партнеров, чтобы они встали на путь устойчивого развития”, — говорится в стратегии.

То есть, цель ЕС — подтолкнуть соседние страны и торговых партнеров к декарбонизации экономик. “Подталкивание” будет происходить путем введения “углеродного налога” и торговлей квотами на выбросы СО2.

Так, специальным налогом будет облагаться продукция, при производстве которой используется значительная доля углеродной энергии. Что касается квот, то страна, которая выделяет меньше СО2, сможет продавать квоту на выбросы более “загрязненной” стране. А вырученные деньги направлять на дальнейшее развитие безуглеродной экономики.

Поскольку для нас Европа является важным торговым партнером, то очевидно, что Украина также подпадет под “углеродный налог” в случае отказа придерживаться основных принципов Green Deal. По оценке аналитиков GMK Center, введение налога обойдется украинским экспортерам в €566 млн в год.

Именно поэтому уже сейчас государству и бизнесу необходимо планировать трансформирование многих отраслей: энергетической, металлургической, машиностроительной, химической, сельскохозяйственной.

Для сельского хозяйства должны поддерживаться проекты по строительству биогазовых установок, щадящему земледелию, органическому производству. В будущем необходимо развивать инновационные способы защиты урожая от вредителей и болезней. Сокращать использование пестицидов и химических удобрений для растений, и антибиотиков для животных.

Экологическим должен быть не только сам продукт, но и его упаковка. Сокращение употребления пластика и стимулирование вторичной переработки — еще один шаг на пути к декарбонизации.

Внимание стоит уделить развитию водных ресурсов, как источнику заменителя мяса. Развитие аквакультуры может снизить нагрузку на земледелие.

Что касается строительства биогазовых комплексов, то уже сейчас крупные компании инвестируют в источники возобновляемой энергии. Биогазовые установки перерабатывают органические отходы, производя из них биогаз. В итоге получается не только биотопливо, но и субпродукты, которые могут служить удобрениями.

Энергией, полученной на биогазовом комплексе, можно обеспечивать производственные потребности. Либо продавать государству по “зеленому тарифу”. Особенно такие комплексы выгодны сельскохозяйственному бизнесу.

Также должны вводиться более строгие стандарты защиты животных и охраны лесов. Местные власти должны обращать внимание на проекты по озеленению городов.

Второй шаг, который должно сделать государство — принять программу стимулирования владельцев ветровых и солнечных станций. Чтобы они включали в строительство станций электролизеры и топливные элементы для производства “зеленого” водорода. А также принять закон, определяющий правила накопления энергии.

Такой шаг позволит производить “зеленый” водород в периоды “пикового” производства электроэнергии возобновляемыми источниками энергии. А в часы пиков потребления электростанции на водороде смогут производить электроэнергию.

Благодаря переходу к такой модели можно обеспечить стабильное электрообеспечение потребителей, “разгрузить” энергосистему и не ограничивать “зеленую” генерацию.

Более, того произведенный водород можно транспортировать и использовать в газовых сетях вместо газа. Сейчас в Украине дефицит маневренных мощностей. Из-за чего поддерживать энергосистему в сбалансированном состоянии сложно. Газораспределительные сети могли бы выполнять роль аккумулирующих станций — сглаживать сезонные и суточные пики и провалы в генерации и потреблении за счет закачки в них “зеленого” водорода.

Но пока украинские газовые сети не готовы к транспортировке чистого водорода. Впервые в Украине испытания украинских сетей на возможность транспортировки водорода в этом году начала “Региональная газовая компания” (РГК). В ходе экспериментов на пяти полигонах в сеть был закачан водрод концентрацией 99%.

Результаты исследований показали, что система, которая является герметичной при транспортировке природного газа, пропускает чистый водород.

Но испытания на полигонах РГК не закончены. Они продлятся до 2022 года. Концентрацию водорода уже снизили до 50%. Далее будут снижать до 30%, 20%, 10% и 5%.

Цель таких экспериментов — изучить влияние определенного процентна водорода в смеси с природным газом на материалы и оборудование газовых сетей. Результаты испытаний позволят определить безопасные для водорода материалы и провести редизайн сетей. То есть, модернизировать сети под новые экологические чистые виды топлива и сократить выбросы СО2 и других парниковых газов.

В октябре-ноябре 2020 года, в ходе таких исследований, при сжигании смесей водорода с природным газом на оборудовании полигонов РГК (как котлы, так и газовые печи) было установлено, что в зависимости от доли водорода в смеси выбросы угарного газа сокращаются от 2 до 5 раз.

Углеродный след от изношенной инфраструктуры на 60% выше, чем у современного газопровода высокого давления. Поэтому редизайн сетей в будущем — однозначно необходим.

Задача государства в этом случае — создавать условия, в которых распределительным компаниям будет выгодно инвестировать в модернизацию. Например, ввести RAB-тариф, который эффективно регулирует инфраструктурные компании во всем мире. RAB-тариф позволит получить в тарифе процент, который компании смогут направлять на модернизацию сетей.

Модернизация сетей приведет к снижению выбросов СО2, предоставлению потребителям более качественных услуг и даст выгоду всей стране. Ведь чем меньше будет уровень выброса углекислого газа в Украине, тем выше шансы, что страна сможет торговать с ЕС без дополнительных налогов и продавать квоты на выбросы углерода другим странам. А далее направлять полученные деньги на дальнейшую декарбонизацию.

Что касается финансирования, то в ЕС планирует привлечь $1 трлн государственных и частных инвестиций до 2030 года. Около половины финансирования должно поступать из долгосрочного бюджета ЕС путём программ, которые вносят вклад в климатические проекты.

В Украине же разработана своя концепция Ukraine Green Deal. Ее авторы считают, что Украине на начальном этапе будет достаточно инвестиций на уровне 5% ВВП в год (€6,7 млрд). Государственное финансирование декарбонизации в перспективе должно достичь 3% ВВП в год (€4 млрд).

На данный момент неизвестно, в каких объемах и из каких источников государство будет финансировать переход к безуглеродной экономике. Но в ЕС уже называются предварительные сроки введение углеродного налога — 2023 год. Поэтому как бизнес, так и государство должны начинать работать над декарбонизацией разных сфер экономики уже сегодня.

Додати коментар

Користувач:
email:





Ринок – це ризик,
Та з його допомогою можна,
Заробити багато.

- Fin.Org.UA

Новини

23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 17 грудня: євро по 50 гривень, надзвичайна ситуація державного рівня на Одещині
20:59 - Оголошення про проведення відбору кандидатів на посаду члена наглядової ради суб’єкта господарювання
20:50 - Російська розвідка залякує посадовців Бельгії через "репараційну позику" Україні – ЗМІ
20:30 - В Україні людям з інвалідністю компенсуватимуть за переобладнання автомобіля
20:10 - Дунайська комісія створить реєстр збитків від московія
19:40 - У Миколаєві на промисловому підприємстві пролунали вибухи
19:20 - Російський "тіньовий флот" охороняють кораблі та озброєні люди– ВМС Швеції
19:00 - Херсонська МВА розповіла про ситуацію з теплопостачанням у місті
18:48 - Netflix продовжить експансію на ринок відеоігр через футбол
18:40 - В більшій частині Одещини вже відновили електропостачання
18:35 - Митниця оновила перелік товарів, які підпадають під антидемпінгові заходи
18:32 - 18 грудня графіки відключення світла діятимуть усю добу: обсяги невідомі
18:16 - Як працюватимуть СЕП та банки в період завершення 2025 року та на початку 2026 року
18:15 - Два крісла колісних і дорожчі протези для дітей: Кабмін оновив умови компенсації засобів реабілітації
18:12 - Мінсоцполітики: майже кожен четвертий лікарняний – необґрунтований
18:04 - московія очікує цього року витратить 138 мільярдів доларів на війну проти України
17:50 - Уряд переглянув чисельність працівників БЕБ: збільшили в центрі, зменшили на місцях
17:45 - Тендер на розробку проєкту будівництва дороги на Буковель скасували
17:40 - Запас на 2026 рік: уряд дозволив Мінфіну позичити додаткові 55 мільярдів
17:31 - Витратити в останній момент: уряд дозволив виплачувати 100-відсоткові аванси за зброю
17:25 - Держава надасть фінансову підтримку ще одному індустріальному парку
17:19 - "Українська бронетехніка" розвиває лінійку важких наземних роботизованих комплексів
17:05 - 13 індустріальних парків отримали державне стимулювання у 2025 році
16:59 - Як знищили стратегічне оборонне підприємство і до чого тут Єрмак?
16:55 - Аналітики озвучили середній вік вживаних авто, які купують українці в різних регіонах
16:51 - Нацбанк показав, яким буде курс долара і євро на четвер 18 грудня
16:45 - Унікальна ситуація: не прийняті в Індії танкери з російською нафтою стоять біля берегів Китаю
16:42 - Суд продовжив термін "запобіжки" Чернишову
16:26 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - МІСТО ДНІПРО) ІНФОРМУЄ!


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32675
Австралійський долар28.0407
Така0.34638
Канадський долар30.7112
Юань Женьміньбі6.0106
Чеська крона2.0386
Данська крона6.6424
Гонконгівський долар5.4415
Форинт0.128228
Індійська рупія0.46846
Рупія0.002536
Новий ізраїльський шекель13.1351
Єна0.27229
Теньге0.082321
Вона0.028618
Ліванський фунт0.000473
Малайзійський ринггіт10.3555
Мексиканське песо2.3547
Молдовський лей2.5125
Новозеландський долар24.4674
Норвезька крона4.1425
Саудівський ріял11.2878
Сінгапурський долар32.7798
Донг0.0016077
Ренд2.5293
Шведська крона4.5389
Швейцарський франк53.1956
Бат1.34318
Дирхам ОАЕ11.5272
Туніський динар14.5328
Єгипетський фунт0.8895
Фунт стерлінгів56.4964
Долар США42.3384
Сербський динар0.42294
Азербайджанський манат24.9005
Румунський лей9.7466
Турецька ліра0.991
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.8671
Болгарський лев25.366
Євро49.6291
Ларі15.7129
Злотий11.7885
Золото182781.65
Срібло2788.83
Платина81258.82
Паладій69357.07

Курси валют, встановлені НБУ на 18.12.2025