Что такое EU Green Deal и почему Украина должна выполнять эту стратегию

01.12.2020 15:18 | Укррудпром

Бизнес Цензор, 1 декабря 2020. Опубликовано 15:06 01 декабря 2020 года Европейский Союз принял Green Deal 1 декабря 2019 года. БизнесЦензор рассказывает, что это за соглашение и как оно влияет на Украину.

Все началось с углекислого газа

Все больше стран в мире ставят планы достичь климатической нейтральности — сократить выбросы углерода и других парниковых газов в ближайшем будущем. В 2019 году на саммите ООН по климату 66 стран мира взяли на себя обязательство достичь к 2050 году климатической нейтральности.

Климатическая нейтральность означает, что выбросы в атмосферу углекислого газа (диоксид углерода) или его аналогов должны быть сокращены до минимума.

Почему выбросы углекислого газа хотят снизить? Увеличение выбросов CO2 привело к изменениям климата и ухудшению экологии.

Углекислый газ вреден для окружающей среды в случае его избытка. В естественных пропорциях он нужен для жизнедеятельности растений. Они поглощают и перерабатывают СО2, выделяя на выходе кислород. Но если такого газа в избытке, то он создает парниковый эффект — излучение Солнца проходит через атмосферу, но обратно уходит меньше тепловой энергии.

Чем больше парниковых газов, тем больше нагревается поверхность Земли. Из-за этого мы читаем новости об изменении климата, таяние льдов, изменении животного и растительного мира.

Именно поэтому правительство развитых стран говорит о необходимости снижения выбросов СО2. Есть и вторая причина — человечество больше эксплуатирует невозобновляемые источники энергии. Но эти ресурсы не вечны. Использование возобновляемых источников решит две проблемы сразу: сократит выбросы СО2 и даст “чистую” энергию для нужд планеты.

Что такое European Green Deal

Green Deal или “зеленый курс” — это набор политических инициатив Европейской комиссии. Их главная цель — сделать Европу углеродно нейтральной к 2050 году. Обеспечив при этом рост экономики — независимо от возобновляемых источников энергии.

Чтобы достичь этой цели, ЕС планирует принять меры во всех сферах экономики. В первую очередь, в энергетическом, промышленном и транспортном секторах.

Достичь цели планируется благодаря альтернативным источникам энергии и “зеленому” водороду, который называют топливом будущего. Уже сейчас в Европе есть проекты по отапливанию домов водородом, а транспорт переводят на электрокары и водородные авто. В предыдущем материале мы рассказывали о некоторых водородных транспортных проектах в ЕС.

Основной процент выбросов парниковых газов в ЕС приходится на производство и потребление энергии. Поэтому в Европе переходят на альтернативные источники энергии, закрывают угольные шахты и постепенно выводят угольные электростанции из эксплуатации.

Жилой сектор, который потребляет около 40% всей энергии в ЕС, также ожидают изменения. Власти планируют мотивировать частных потребителей и бизнес делать ремонт зданий таким образом, чтобы снизить энергозатраты.

Около четверти всех выбросов CO2 приходится на транспортный сектор. Выбросы планируется сократить за счет перехода на климатически нейтральные виды топлива, строительства заправок для электрокаров и авто с водородными топливными элементами. В будущем планируется запретить продажу новых авто с двигателями внутреннего сгорания.

Как и почему Украина должна присоединиться к выполнению Green Deal

Несмотря на то, что Green Deal — стратегия ЕС, ее действие ощутят не только государства Союза. Документ будет частично регулировать внешнюю политику. Поэтому Украине нужно внимательно следить за климатической повесткой Европы.

“Изменения климата носят глобальный характер и не ограничены национальными границами. ЕС может использовать свое влияние, опыт и финансовые ресурсы, чтобы мобилизовать своих соседей и партнеров, чтобы они встали на путь устойчивого развития”, — говорится в стратегии.

То есть, цель ЕС — подтолкнуть соседние страны и торговых партнеров к декарбонизации экономик. “Подталкивание” будет происходить путем введения “углеродного налога” и торговлей квотами на выбросы СО2.

Так, специальным налогом будет облагаться продукция, при производстве которой используется значительная доля углеродной энергии. Что касается квот, то страна, которая выделяет меньше СО2, сможет продавать квоту на выбросы более “загрязненной” стране. А вырученные деньги направлять на дальнейшее развитие безуглеродной экономики.

Поскольку для нас Европа является важным торговым партнером, то очевидно, что Украина также подпадет под “углеродный налог” в случае отказа придерживаться основных принципов Green Deal. По оценке аналитиков GMK Center, введение налога обойдется украинским экспортерам в €566 млн в год.

Именно поэтому уже сейчас государству и бизнесу необходимо планировать трансформирование многих отраслей: энергетической, металлургической, машиностроительной, химической, сельскохозяйственной.

Для сельского хозяйства должны поддерживаться проекты по строительству биогазовых установок, щадящему земледелию, органическому производству. В будущем необходимо развивать инновационные способы защиты урожая от вредителей и болезней. Сокращать использование пестицидов и химических удобрений для растений, и антибиотиков для животных.

Экологическим должен быть не только сам продукт, но и его упаковка. Сокращение употребления пластика и стимулирование вторичной переработки — еще один шаг на пути к декарбонизации.

Внимание стоит уделить развитию водных ресурсов, как источнику заменителя мяса. Развитие аквакультуры может снизить нагрузку на земледелие.

Что касается строительства биогазовых комплексов, то уже сейчас крупные компании инвестируют в источники возобновляемой энергии. Биогазовые установки перерабатывают органические отходы, производя из них биогаз. В итоге получается не только биотопливо, но и субпродукты, которые могут служить удобрениями.

Энергией, полученной на биогазовом комплексе, можно обеспечивать производственные потребности. Либо продавать государству по “зеленому тарифу”. Особенно такие комплексы выгодны сельскохозяйственному бизнесу.

Также должны вводиться более строгие стандарты защиты животных и охраны лесов. Местные власти должны обращать внимание на проекты по озеленению городов.

Второй шаг, который должно сделать государство — принять программу стимулирования владельцев ветровых и солнечных станций. Чтобы они включали в строительство станций электролизеры и топливные элементы для производства “зеленого” водорода. А также принять закон, определяющий правила накопления энергии.

Такой шаг позволит производить “зеленый” водород в периоды “пикового” производства электроэнергии возобновляемыми источниками энергии. А в часы пиков потребления электростанции на водороде смогут производить электроэнергию.

Благодаря переходу к такой модели можно обеспечить стабильное электрообеспечение потребителей, “разгрузить” энергосистему и не ограничивать “зеленую” генерацию.

Более, того произведенный водород можно транспортировать и использовать в газовых сетях вместо газа. Сейчас в Украине дефицит маневренных мощностей. Из-за чего поддерживать энергосистему в сбалансированном состоянии сложно. Газораспределительные сети могли бы выполнять роль аккумулирующих станций — сглаживать сезонные и суточные пики и провалы в генерации и потреблении за счет закачки в них “зеленого” водорода.

Но пока украинские газовые сети не готовы к транспортировке чистого водорода. Впервые в Украине испытания украинских сетей на возможность транспортировки водорода в этом году начала “Региональная газовая компания” (РГК). В ходе экспериментов на пяти полигонах в сеть был закачан водрод концентрацией 99%.

Результаты исследований показали, что система, которая является герметичной при транспортировке природного газа, пропускает чистый водород.

Но испытания на полигонах РГК не закончены. Они продлятся до 2022 года. Концентрацию водорода уже снизили до 50%. Далее будут снижать до 30%, 20%, 10% и 5%.

Цель таких экспериментов — изучить влияние определенного процентна водорода в смеси с природным газом на материалы и оборудование газовых сетей. Результаты испытаний позволят определить безопасные для водорода материалы и провести редизайн сетей. То есть, модернизировать сети под новые экологические чистые виды топлива и сократить выбросы СО2 и других парниковых газов.

В октябре-ноябре 2020 года, в ходе таких исследований, при сжигании смесей водорода с природным газом на оборудовании полигонов РГК (как котлы, так и газовые печи) было установлено, что в зависимости от доли водорода в смеси выбросы угарного газа сокращаются от 2 до 5 раз.

Углеродный след от изношенной инфраструктуры на 60% выше, чем у современного газопровода высокого давления. Поэтому редизайн сетей в будущем — однозначно необходим.

Задача государства в этом случае — создавать условия, в которых распределительным компаниям будет выгодно инвестировать в модернизацию. Например, ввести RAB-тариф, который эффективно регулирует инфраструктурные компании во всем мире. RAB-тариф позволит получить в тарифе процент, который компании смогут направлять на модернизацию сетей.

Модернизация сетей приведет к снижению выбросов СО2, предоставлению потребителям более качественных услуг и даст выгоду всей стране. Ведь чем меньше будет уровень выброса углекислого газа в Украине, тем выше шансы, что страна сможет торговать с ЕС без дополнительных налогов и продавать квоты на выбросы углерода другим странам. А далее направлять полученные деньги на дальнейшую декарбонизацию.

Что касается финансирования, то в ЕС планирует привлечь $1 трлн государственных и частных инвестиций до 2030 года. Около половины финансирования должно поступать из долгосрочного бюджета ЕС путём программ, которые вносят вклад в климатические проекты.

В Украине же разработана своя концепция Ukraine Green Deal. Ее авторы считают, что Украине на начальном этапе будет достаточно инвестиций на уровне 5% ВВП в год (€6,7 млрд). Государственное финансирование декарбонизации в перспективе должно достичь 3% ВВП в год (€4 млрд).

На данный момент неизвестно, в каких объемах и из каких источников государство будет финансировать переход к безуглеродной экономике. Но в ЕС уже называются предварительные сроки введение углеродного налога — 2023 год. Поэтому как бизнес, так и государство должны начинать работать над декарбонизацией разных сфер экономики уже сегодня.

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

21:30 - Мінсоцполітики вважає, що зволікати із запровадженням пенсійних накопичень не можна
19:24 - Заклади вищої освіти, як і раніше, можуть видавати дипломи з відзнакою
19:24 - Більше півмільйона гривень збитків нарахувала Держекоінспекція за незаконну вирубку на Вінниччині
19:24 - Проекти розвитку на Чернігівщині: економічне зростання та залучення туристів
19:24 - Потребительские настроения украинцев за год упали на 26 пунктов
19:24 - Кабмин уволил главу Гослесагентства
19:24 - Украина увеличила импорт нефти в 1,6 раза
19:24 - Налоговая списала долги для 3,7 млн налогоплательщиков
18:30 - Энергохолдинг Рината Ахметова начнет импорт угля из Казахстана
18:30 - Межбанк закрылся долларом по 28,26
18:30 - Две области остаются без утвержденных бюджетов на 2021 год
17:48 - На Донеччині фахівцями Сектору Державної регуляторної служби України проведено моніторинг здійснення планування діяльності з підготовки проектів регуляторних актів на 2021 рік та їх оприлюднення
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 18.01.2021
17:36 - В 2020 году импорт коксующихся углей в Украину сократился на 6%
17:36 - НКРЭКУ запланировала снижение тарифов на распределение газа для 14 компаний
17:36 - Накопительную пенсионную систему в Украине введут в 2021 году
17:36 - Прокуратура открыла дело из-за махинаций с карточкой Григория Суркиса
17:36 - С начала года цены на лом выросли на 1,7 тыс гривен
17:18 - Стартувала реєстрація на сертифікацію вчителів 2021, перший етап відбудеться вже 27 лютого
17:18 - Проведення державної експертизи землевпорядної документації: показники тижня
17:18 - Заборгованість по заробітній платі в Україні за місяць скоротилась майже на 700 млн грн завдяки її скороченню на підприємствах держсектору
17:18 - Евроинс Украина по итогам 2020 года увеличила объёмы бизнеса более, чем на 33%
17:00 - 8 270 778 гривень відшкодовано до бюджету завдяки злагодженій роботі співробітників ДФС
16:42 - Денис Шмыгаль назвал сроки начала коммерческой вакцинации от COVID-19
16:42 - “Укрзализныця” запустит поезда со скоростью до 350 км/ч
16:42 - Минстратегпром хочет получить в управление Институт титана
16:42 - Правительство уверено в успехе консультаций с МВФ по газу
16:42 - Суточное потребление газа в Украине из-за морозов выросло до 200 млн кубометров
16:42 - Названы самые прибыльные и убыточные банки Украины
16:42 - Правительство начинает широкое обсуждение Национальной экономической стратегии-2030


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар21.642
Канадський долар22.0651
Юань Женьміньбі4.3414
Куна4.5014
Чеська крона1.2994
Данська крона4.5725
Гонконгівський долар3.6361
Форинт0.094359
Індійська рупія0.3847
Рупія0.0020027
Новий ізраїльський шекель8.7141
Єна0.27174
Теньге0.067077
Вона0.025534
Мексиканське песо1.4183
Молдовський лей1.631
Новозеландський долар20.0421
Норвезька крона3.275
Російський рубль0.37964
Саудівський ріял7.5154
Сінгапурський долар21.1624
Ренд1.8409
Шведська крона3.3502
Швейцарський франк31.6362
Єгипетський фунт1.7947
Фунт стерлінгів38.1869
Долар США28.1926
Білоруський рубль11.046
Азербайджанський манат16.5839
Румунський лей6.978
Турецька ліра3.7569
СПЗ (спеціальні права запозичення)40.5096
Болгарський лев17.391
Євро34.0158
Злотий7.4923
Алжирський динар0.21416
Така0.33343
Вірменський драм0.054105
Іранський ріал0.0006732
Іракський динар0.019366
Сом0.3421
Ліванський фунт0.018756
Лівійський динар21.1383
Малайзійський ринггіт7.0047
Марокканський дирхам3.1763
Донг0.0012244
Бат0.9445
Дирхам ОАЕ7.698
Туніський динар10.5192
Узбецький сум0.0026988
Новий тайванський долар1.006
Туркменський новий манат8.0785
Ганське седі4.8198
Сербський динар0.29536
Сомоні2.5022
Ларі8.6366
Бразильський реал5.4505
Золото51711.71
Срібло702.45
Платина30401.77
Паладій67439.24

Курси валют, встановлені НБУ на: 19.01.2021

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.460.460.460.4613800.00
CEEN8.38.38.38.34150.00
MOEN4.44.44.44.417600.00

Дані за 18.01.2021