Что такое EU Green Deal и почему Украина должна выполнять эту стратегию

01.12.2020 15:18 | Укррудпром

Бизнес Цензор, 1 декабря 2020. Опубликовано 15:06 01 декабря 2020 года Европейский Союз принял Green Deal 1 декабря 2019 года. БизнесЦензор рассказывает, что это за соглашение и как оно влияет на Украину.

Все началось с углекислого газа

Все больше стран в мире ставят планы достичь климатической нейтральности — сократить выбросы углерода и других парниковых газов в ближайшем будущем. В 2019 году на саммите ООН по климату 66 стран мира взяли на себя обязательство достичь к 2050 году климатической нейтральности.

Климатическая нейтральность означает, что выбросы в атмосферу углекислого газа (диоксид углерода) или его аналогов должны быть сокращены до минимума.

Почему выбросы углекислого газа хотят снизить? Увеличение выбросов CO2 привело к изменениям климата и ухудшению экологии.

Углекислый газ вреден для окружающей среды в случае его избытка. В естественных пропорциях он нужен для жизнедеятельности растений. Они поглощают и перерабатывают СО2, выделяя на выходе кислород. Но если такого газа в избытке, то он создает парниковый эффект — излучение Солнца проходит через атмосферу, но обратно уходит меньше тепловой энергии.

Чем больше парниковых газов, тем больше нагревается поверхность Земли. Из-за этого мы читаем новости об изменении климата, таяние льдов, изменении животного и растительного мира.

Именно поэтому правительство развитых стран говорит о необходимости снижения выбросов СО2. Есть и вторая причина — человечество больше эксплуатирует невозобновляемые источники энергии. Но эти ресурсы не вечны. Использование возобновляемых источников решит две проблемы сразу: сократит выбросы СО2 и даст “чистую” энергию для нужд планеты.

Что такое European Green Deal

Green Deal или “зеленый курс” — это набор политических инициатив Европейской комиссии. Их главная цель — сделать Европу углеродно нейтральной к 2050 году. Обеспечив при этом рост экономики — независимо от возобновляемых источников энергии.

Чтобы достичь этой цели, ЕС планирует принять меры во всех сферах экономики. В первую очередь, в энергетическом, промышленном и транспортном секторах.

Достичь цели планируется благодаря альтернативным источникам энергии и “зеленому” водороду, который называют топливом будущего. Уже сейчас в Европе есть проекты по отапливанию домов водородом, а транспорт переводят на электрокары и водородные авто. В предыдущем материале мы рассказывали о некоторых водородных транспортных проектах в ЕС.

Основной процент выбросов парниковых газов в ЕС приходится на производство и потребление энергии. Поэтому в Европе переходят на альтернативные источники энергии, закрывают угольные шахты и постепенно выводят угольные электростанции из эксплуатации.

Жилой сектор, который потребляет около 40% всей энергии в ЕС, также ожидают изменения. Власти планируют мотивировать частных потребителей и бизнес делать ремонт зданий таким образом, чтобы снизить энергозатраты.

Около четверти всех выбросов CO2 приходится на транспортный сектор. Выбросы планируется сократить за счет перехода на климатически нейтральные виды топлива, строительства заправок для электрокаров и авто с водородными топливными элементами. В будущем планируется запретить продажу новых авто с двигателями внутреннего сгорания.

Как и почему Украина должна присоединиться к выполнению Green Deal

Несмотря на то, что Green Deal — стратегия ЕС, ее действие ощутят не только государства Союза. Документ будет частично регулировать внешнюю политику. Поэтому Украине нужно внимательно следить за климатической повесткой Европы.

“Изменения климата носят глобальный характер и не ограничены национальными границами. ЕС может использовать свое влияние, опыт и финансовые ресурсы, чтобы мобилизовать своих соседей и партнеров, чтобы они встали на путь устойчивого развития”, — говорится в стратегии.

То есть, цель ЕС — подтолкнуть соседние страны и торговых партнеров к декарбонизации экономик. “Подталкивание” будет происходить путем введения “углеродного налога” и торговлей квотами на выбросы СО2.

Так, специальным налогом будет облагаться продукция, при производстве которой используется значительная доля углеродной энергии. Что касается квот, то страна, которая выделяет меньше СО2, сможет продавать квоту на выбросы более “загрязненной” стране. А вырученные деньги направлять на дальнейшее развитие безуглеродной экономики.

Поскольку для нас Европа является важным торговым партнером, то очевидно, что Украина также подпадет под “углеродный налог” в случае отказа придерживаться основных принципов Green Deal. По оценке аналитиков GMK Center, введение налога обойдется украинским экспортерам в €566 млн в год.

Именно поэтому уже сейчас государству и бизнесу необходимо планировать трансформирование многих отраслей: энергетической, металлургической, машиностроительной, химической, сельскохозяйственной.

Для сельского хозяйства должны поддерживаться проекты по строительству биогазовых установок, щадящему земледелию, органическому производству. В будущем необходимо развивать инновационные способы защиты урожая от вредителей и болезней. Сокращать использование пестицидов и химических удобрений для растений, и антибиотиков для животных.

Экологическим должен быть не только сам продукт, но и его упаковка. Сокращение употребления пластика и стимулирование вторичной переработки — еще один шаг на пути к декарбонизации.

Внимание стоит уделить развитию водных ресурсов, как источнику заменителя мяса. Развитие аквакультуры может снизить нагрузку на земледелие.

Что касается строительства биогазовых комплексов, то уже сейчас крупные компании инвестируют в источники возобновляемой энергии. Биогазовые установки перерабатывают органические отходы, производя из них биогаз. В итоге получается не только биотопливо, но и субпродукты, которые могут служить удобрениями.

Энергией, полученной на биогазовом комплексе, можно обеспечивать производственные потребности. Либо продавать государству по “зеленому тарифу”. Особенно такие комплексы выгодны сельскохозяйственному бизнесу.

Также должны вводиться более строгие стандарты защиты животных и охраны лесов. Местные власти должны обращать внимание на проекты по озеленению городов.

Второй шаг, который должно сделать государство — принять программу стимулирования владельцев ветровых и солнечных станций. Чтобы они включали в строительство станций электролизеры и топливные элементы для производства “зеленого” водорода. А также принять закон, определяющий правила накопления энергии.

Такой шаг позволит производить “зеленый” водород в периоды “пикового” производства электроэнергии возобновляемыми источниками энергии. А в часы пиков потребления электростанции на водороде смогут производить электроэнергию.

Благодаря переходу к такой модели можно обеспечить стабильное электрообеспечение потребителей, “разгрузить” энергосистему и не ограничивать “зеленую” генерацию.

Более, того произведенный водород можно транспортировать и использовать в газовых сетях вместо газа. Сейчас в Украине дефицит маневренных мощностей. Из-за чего поддерживать энергосистему в сбалансированном состоянии сложно. Газораспределительные сети могли бы выполнять роль аккумулирующих станций — сглаживать сезонные и суточные пики и провалы в генерации и потреблении за счет закачки в них “зеленого” водорода.

Но пока украинские газовые сети не готовы к транспортировке чистого водорода. Впервые в Украине испытания украинских сетей на возможность транспортировки водорода в этом году начала “Региональная газовая компания” (РГК). В ходе экспериментов на пяти полигонах в сеть был закачан водрод концентрацией 99%.

Результаты исследований показали, что система, которая является герметичной при транспортировке природного газа, пропускает чистый водород.

Но испытания на полигонах РГК не закончены. Они продлятся до 2022 года. Концентрацию водорода уже снизили до 50%. Далее будут снижать до 30%, 20%, 10% и 5%.

Цель таких экспериментов — изучить влияние определенного процентна водорода в смеси с природным газом на материалы и оборудование газовых сетей. Результаты испытаний позволят определить безопасные для водорода материалы и провести редизайн сетей. То есть, модернизировать сети под новые экологические чистые виды топлива и сократить выбросы СО2 и других парниковых газов.

В октябре-ноябре 2020 года, в ходе таких исследований, при сжигании смесей водорода с природным газом на оборудовании полигонов РГК (как котлы, так и газовые печи) было установлено, что в зависимости от доли водорода в смеси выбросы угарного газа сокращаются от 2 до 5 раз.

Углеродный след от изношенной инфраструктуры на 60% выше, чем у современного газопровода высокого давления. Поэтому редизайн сетей в будущем — однозначно необходим.

Задача государства в этом случае — создавать условия, в которых распределительным компаниям будет выгодно инвестировать в модернизацию. Например, ввести RAB-тариф, который эффективно регулирует инфраструктурные компании во всем мире. RAB-тариф позволит получить в тарифе процент, который компании смогут направлять на модернизацию сетей.

Модернизация сетей приведет к снижению выбросов СО2, предоставлению потребителям более качественных услуг и даст выгоду всей стране. Ведь чем меньше будет уровень выброса углекислого газа в Украине, тем выше шансы, что страна сможет торговать с ЕС без дополнительных налогов и продавать квоты на выбросы углерода другим странам. А далее направлять полученные деньги на дальнейшую декарбонизацию.

Что касается финансирования, то в ЕС планирует привлечь $1 трлн государственных и частных инвестиций до 2030 года. Около половины финансирования должно поступать из долгосрочного бюджета ЕС путём программ, которые вносят вклад в климатические проекты.

В Украине же разработана своя концепция Ukraine Green Deal. Ее авторы считают, что Украине на начальном этапе будет достаточно инвестиций на уровне 5% ВВП в год (€6,7 млрд). Государственное финансирование декарбонизации в перспективе должно достичь 3% ВВП в год (€4 млрд).

На данный момент неизвестно, в каких объемах и из каких источников государство будет финансировать переход к безуглеродной экономике. Но в ЕС уже называются предварительные сроки введение углеродного налога — 2023 год. Поэтому как бизнес, так и государство должны начинать работать над декарбонизацией разных сфер экономики уже сегодня.

Додати коментар

Користувач:
email:





Inter-American
Development Bank
Building prosperity
For the Americas

- Fin.Org.UA

Новини

09:31 - До уваги платників, які мають можливість своєчасно виконувати свої податкові обов’язки!
09:30 - Як заповнюється податкова декларація платника єдиного податку – ФОПа у разі виправлення самостійно виявлених помилок з податкового зобов’язання?
09:28 - Порядок внесення змін до деяких облікових даних юридичних осіб та їх відокремлених підрозділів, відомості щодо яких містяться в ЄДР
09:27 - Як змінилися терміни бюджетного відшкодування ПДВ у зв’язку з прийняттям Закону України № 3603?
09:26 - В які строки фізична особа має право на проведення звірки даних, використаних контролюючим органом для розрахунку загального МПЗ?
09:24 - Юридичні особи поповнили місцеві скарбниці Дніпропетровщини транспортним податком майже на 2 млн гривень
09:24 - Дніпропетровщина: від фізичних осіб місцеві бюджети отримали понад 2 млн грн туристичного збору
09:22 - Щодо сплати ПДВ при продажу товарів/послуг через закордонні маркетплейси
09:21 - Інформаційний лист № 4/2024: 30+ питань платників податків щодо звітності в режимі Дія Сіті. Частина ІІ
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 25.04.2024
07:22 - Коментар пресслужби МЗС щодо запитів, які стосуються обслуговування громадян в ДП «Документ»
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 24 квітня: справа Сольського, ТРЦ "Гулівер" хочуть передати в управління АРМА
20:49 - Усіх абонентів у Києві, Одесі та Хмельницькому заживили, у Харкові діють обмеження – Міненерго 
20:47 - Єврокомісія пропонує запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до московія – Reuters
20:35 - Ситуація в енергосистемі. Оперативна інформація на 19:00
20:15 - Apple вимагає від Telegram заблокувати низку каналів для користувачів з українськими SIM-картками
20:08 - Банки готові збільшити кредитування бізнесу та населення – НБУ
20:02 - Найдорожча технокомпанія Європи ASML офційно змінила гендиректора
20:00 - СИТУАЦІЯ В ЕНЕРГОСИСТЕМІ. Оперативна інформація на 19:00
19:29 - Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів в Україні – дослідження
19:17 - Патроне став віцепрезидентом ЄБРР. Хто очолив банк по Україні та Молдові
18:59 - Аналітична записка про стан роботи зі зверненнями громадян у І кварталі 2024 року
18:50 - Експерти Консультативної Ради при Міністерстві економіки України вітають прогрес щодо запуску програми Ukraine Facility
18:48 - Литва майже припинила імпорт зерна з московії та Білорусі
18:47 - Mercedes-Benz презентувала електричний G-Wagen
18:23 - Туреччина наростила закупівлі російської нафти до історичного рекорду
18:21 - Оновлено порядок здійснення безвиїзного нагляду та виїзних перевірок  фінансових установ з питань фінансового моніторингу, валютного та санкційного законодавства
18:10 - Байден підписав закон з 61 млрд доларів на підтримку України
18:07 - У Харкові запровадили нові проєкти для підтримки місцевого бізнесу


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.6704
Канадський долар28.8388
Юань Женьміньбі5.4473
Чеська крона1.6715
Данська крона5.6565
Гонконгівський долар5.0393
Форинт0.107269
Індійська рупія0.47372
Рупія0.0024433
Новий ізраїльський шекель10.4525
Єна0.25477
Теньге0.08896
Вона0.028811
Мексиканське песо2.3308
Молдовський лей2.2073
Новозеландський долар23.4185
Норвезька крона3.5966
московський рубль0.42673
Сінгапурський долар28.9955
Ренд2.057
Шведська крона3.6294
Швейцарський франк43.1667
Єгипетський фунт0.824
Фунт стерлінгів49.075
Долар США39.4716
Білоруський рубль14.347
Азербайджанський манат23.2159
Румунський лей8.4785
Турецька ліра1.2137
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9715
Болгарський лев21.5692
Євро42.1833
Злотий9.7656
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото91400.04
Срібло1070.47
Платина36045.86
Паладій40324.58

Курси валют, встановлені НБУ на 25.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861043.871043.871043.871043.872233881.80
2280431077.331077.331077.331077.33104501.01
2289101069.981069.981069.981069.9853499.00
229025983.59983.59983.59983.591827510.22
229470919.34919.34919.34919.34367736.00
2302621055.81055.81055.81055.8221718.00
CRSR061023.781023.781023.781023.785118.90
FSTF021014.051014.051014.051014.051014.05
USGK78454545454545454522725000.00
XS12141600016000160001600016000.00

Дані за 24.04.2024