МВФ в конце тоннеля: под кого “ложится” бюджет-2021

28.11.2020 11:42 | Укррудпром

Апостроф, 27 ноября 2020. Опубликовано 11:36 28 ноября 2020 года Главный компромисс касается величины бюджетного дефицита.

Кабинет министров доработал проект госбюджета на 2021 год и направил его в Верховную Раду. В правительстве утверждают, что бюджет согласован с Международным валютным фондом (МВФ), который может предоставить стране новый транш, ориентировочно, в начале следующего года. Основным компромиссом по бюджету в переговорах с фондом стало сокращение дефицита до 5,47% ВВП, однако в новой редакции документа есть ряд изменений, которые станут неприятным сюрпризом для украинцев. “Апостроф” выяснял, что предлагает Кабмин, и поможет ли принятие бюджета избежать коллапса отечественной экономики.

Доработанный проект госбюджета на 2021 год передан Кабинетом министров в Верховную Раду 27 ноября, о чем сообщается на сайте украинского парламента.

Напомним, в первом чтении проект бюджета на следующий год был принят Радой 5 ноября и отправлен в правительство на доработку.

Кабмин оказался в непростой ситуации — с одной стороны, ему нужно было удовлетворить “пожелания” основных групп влияния, с другой, — получить одобрение Международного валютного фонда (МВФ), который требовал, чтобы бюджет был сбалансированным.

То, что стране нужен даже не столько новый транш МВФ, размер которого составит максимум 700 миллионов долларов, а, хотя бы, сигнал, что этот транш, в принципе, будет выделен, хорошо известно. Но и не учесть “хотелки” финансово-промышленных групп (ФПГ) тоже, вроде как, нельзя — без них бюджет просто не будет поддержан народными избранниками, которые в значительной своей части ориентируются на эти ФПГ, а, значит, транш (и даже сигнал) фонда будет нескоро.

В конечном итоге, правительству, похоже, удалось прийти к компромиссу с МВФ по бюджету, проект которого и был утвержден на заседании Кабмина 26 ноября.

Дорогой компромиссов

Главный компромисс, которого удалось достичь в переговорах с фондом, — сокращение дефицита бюджета следующего года с 6%, которые фигурировали в первой редакции документа, до 5,47% (в абсолютных цифрах бюджетный дефицит должен составить 23,7 миллиарда гривен).

“Если они сейчас вышли на дефицит 5,47%, то, действительно, можно говорить о некоем компромиссе, если опять плакаться в “жилетку” МВФ и говорить, что больше сократить не можем, — сказал в комментарии “Апострофу” инвестиционный банкир, финансовый аналитик Сергей Фурса. — И в этом случае, возможно, это было принято фондом”.

В свою очередь, эксперт экономических программ Украинского института будущего Даниил Монин считает, что бюджет в новой редакции практически не изменился по сравнению с первым чтением. “То есть Минфин просто провел некую корректировку и учел некоторые пожелания депутатов, и, собственно, все. И, натянув доходы вверх, уменьшил дефицит бюджета”, — написал он на своей странице в Facebook.

Что мы имеем по факту: в новой редакции документа, которая подготовлена правительством ко второму чтению, доходы бюджета установлены в размере 1,092 триллиона гривен — это на 21 миллиард гривен больше, чем закладывалось изначально (1,071 триллиона гривен).

При этом расходы бюджета-2021 в новой редакции сокращены на 2,8 миллиарда гривен — с 1 триллиона 331 миллиарда гривен до 1 триллиона 328,2 миллиарда гривен.

Теперь слово за парламентом. И здесь есть загвоздка. Традиционно основная “бюджетная” борьба разворачивается перед голосованием во втором чтении. Главные участники этой борьбы — украинские олигархи и региональные элиты, которые стремятся отхватить по максимуму от бюджета, который, как известно, не “резиновый”.

Очевидно, что как можно быстрее проголосовать бюджет нардепов будет “уговаривать” Офис президента (некоторые телеграмм-каналы, отслеживающие политические процессы в Украине, пишут, что ожидается даже использование “тяжелой артиллерии” в лице президента Владимира Зеленского), но, учитывая, что провластного монобольшинства в Раде по факту на сегодня нет, добиться желаемого президентской канцелярии будет крайне сложно.

По словам эксперта Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Егора Кияна, бюджетный процесс в Украине всегда строится на больших манипуляциях. “Сначала в бюджет вносятся правки, потом — правки в правки, а затем уже в правки от правок — очередные поправки. Поэтому посмотрим, как будет идти процесс торгов”, — сказал он в комментарии изданию.

Вместе с тем, эксперт заявил, что “ни о какой сбалансированности (бюджета) говорить не приходится, так как все основные проблемы (которые были в проекте бюджета, принятом в первом чтении — “Апостроф”) останутся”.

При этом, по его словам, как и раньше будет действовать система выжимания соков из всего, что можно — за счет увеличения налогов, перечисления прибыли Национального банка, прибыли государственных предприятий (в отдельных случаях изъятие средств госкомпаний может достигать 90% их прибыли).

Однако, добавил он, нельзя исключать и варианта, что в следующем году в утвержденный бюджет будут внесены изменения, как это произошло, например, в апреле 2020 года в отношении бюджета на текущий год.

Режут по живому

Уже на этапе рассмотрения к первом чтению проект бюджета-2021 был изрядно порезан. И страдает, в первую очередь, социальная сфера.

“Наше правительство уменьшает расходы не за счет отказа от своих “хотелок”, оно всегда при всех траншах фонда отыгрывалось на социальной сфере — медицине, образовании, науке, то есть на тех секторах, где и так уже урезать нечего”, — говорит Егор Киян.

Таким образом, эксперт прогнозирует дальнейшее сокращение расходов на “социалку” в бюджете на следующий год.

И это, на самом деле, в полной мере соответствует действительности. Согласно данным источника “Апострофа” в Министерстве финансов, в новой редакции сокращены расходы на Министерство образования и науки, в том числе, на зарплаты учителям, на 4,1 миллиарда гривен.

Несмотря на ухудшение ситуации с коронавирусом, пик эпидемии которого в Украине, как ожидается, придется на грядущую зиму, Минздраву срезали расходы на закупку лекарств на 56 миллионов гривен (с 9,529 миллиарда гривен до 9,473 миллиарда гривен).

От себя добавим, что согласно информации, поступающей из разных источников, в бюджете не предусмотрено повышение зарплат медикам, борющимся с распространением COVID-19, несмотря на неоднократные обещания властей.

Еще отметим, что запланированное ранее повышение минимальной зарплаты до 6500 гривен с 1 июля 2021 года, согласно новой редакции бюджета, переносится на 1 декабря 2021 года (повышение “минималки” с нынешних 5000 гривен до 6000 гривен состоится, как и планировалось, с 1 января 2021 года).

Кроме того, как сообщил собеседник издания, расходы Пенсионного фонда в новой редакции сокращены на 9 миллиардов гривен — с 204 миллиардов гривен до 195 миллиардов гривен. Также урезан Фонд регионального развития — на 5 миллиардов гривен, а дотации местным бюджетам сокращены на 2 миллиарда гривен.

Но далеко не все расходы будут сокращены. Некоторые из них даже увеличат. Так, Офис генерального прокурора ожидает “прибавка” в размере 2 миллиардов гривен (с 9,5 миллиарда гривен до 11,5 миллиарда гривен), МИД — на 600 миллионов гривен (с 4,8 миллиарда гривен до 5,4 миллиарда гривен), Верховную Раду — на 247 миллионов гривен (с 2,282 до 2,529 миллиарда гривен), Кабинет министров — на 80 миллионов гривен (с 2,42 миллиарда гривен до 2,5 миллиарда гривен), Офис президента — “всего” на 15 миллионов гривен (с 2,8 миллиарда гривен до 2,815 миллиарда гривен).

Учитывая, что на этапе подготовки ко второму чтению возможны поправки со стороны народных депутатов, мы наверняка увидим еще много интересного.

МВФ в конце тоннеля

Как было сказано выше, принятие сбалансированного госбюджета является одним из требований МВФ по выделению стране очередного транша. Если парламент примет бюджет в декабре, появится робкая надежда на то, что фонд разморозит программу финансирования и предоставит нам транш.

“Вроде теперь есть свет в конце тоннеля, и не исключено, что в ближайшее время у нас уже будет миссия”, — говорит Сергей Фурса.

Поясним, как правило, приезд миссии МВФ предшествует решению фонда о выделении кредита или транша в рамках кредита.

Однако это совсем не означает, что Украина получит деньги в ближайшее время.

“Деньги нам никто не даст. Но нам сейчас нужна миссия, потому что, как только станет известно, что она приезжает, Минфин быстренько сделает выпуск евробондов где-то на 2 миллиарда долларов, перекрывая дыру (в бюджете) на пару недель”, — сказал Фурса.

Кроме того, по его словам, после принятия бюджета на 2021 год Украина получит кредит от Европейского Союза на 600 миллионов евро, плюс еще 300 миллионов долларов выделит Всемирный банк.

“Таким образом, они (правительство) получат порядка 3 миллиардов долларов — этого достаточно для того, чтобы не было коллапса”, - резюмировал специалист.

Виктор АВДЕЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





Risk and reward dance,
A delicate balance,
Traders walk the tightrope.

- Fin.Org.UA

Новини

15:00 - Ідея красива, але не робоча: що не так із програмою нацкешбеку
14:58 - Суд відкрив справу про банкрутство фармацевтичного заводу Жеваго
14:45 - В Україну йде менше контрабандних сигарет – митниця
14:21 - Рада розширила податкові та митні пільги для виробників дронів
14:15 - Обсяг міжнародних резервів знову сягнув рекордних показників
14:00 - ФГВФО продовжив тимчасову адміністрацію у "РВС банку"
13:56 - Макроекономічний та монетарний огляд, грудень 2025 року
13:50 - Міжнародні резерви зросли до 54,7 млрд дол. США за підсумками листопада
13:41 - Графік відключення, НАБУ, Міндіч: які найпопулярніші запити українців у Google у 2025 році
13:40 - Борги українців за мікрокредитами зросли на понад чверть
13:30 - Відновлення української енергетики: Німеччина дає сто мільйонів євро
13:25 - ФОПом на загальній системі оподаткування безоплатно отримані товари (роботи, послуги): що з доходом?
13:24 - Чи підлягають амортизації у податковому обліку витрати на поліпшення (ремонт) орендованих основних засобів і що з фінансовим результатом до оподаткування?
13:23 - Перевірка достовірності РНОКПП: надання відповіді органами ДПС на запит державних установ
13:23 - Перевірка достовірності РНОКПП: надання відповіді органами ДПС на запит державних установ
13:22 - Попередня реєстрація в електронній черзі для отримання послуг у ЦОП: алгоритм дій
13:21 - Яка сума (вартість) благодійної допомоги не включається до загального оподатковуваного доходу певних категорій платників ПДФО
13:20 - Які витрати мають право враховувати приватні виконавці при визначенні сукупного доходу?
13:19 - Земельна ділянка перебуває у спільній сумісній власності кількох фізичних осіб: нарахування контролюючим органом земельного податку
13:17 - Які документи, в який термін та до якого контролюючого органу повинен подати відокремлений підрозділ нерезидента, у тому числі постійне представництво для взяття на облік?
13:16 - Дії суб’єкта господарювання перед початком використання КОРО/РК та її закінченням
13:15 - Умови, за яких ФОП можуть бути платниками єдиного податку четвертої групи
13:14 - Передача в оренду нерухомого майна разом із стаціонарним джерелом забруднення в середині звітного періоду (року): період, з якого припиняється подання податкової декларації екологічного податку
13:13 - Особливості оподаткування страхової діяльності юридичних осіб – резидентів
13:10 - ПДВ: порядок формування податкового зобов’язання та податкового кредиту у комітента і комісіонера при придбанні товарів у нерезидента
13:09 - ДПС та Європейська Бізнес Асоціація опрацьовують практичні питання формування та подання SAF-T UA
13:05 - Виробникам комплектуючих для інноваційної зброї запропонували нові гранти
13:03 - ДПС та VERO визначили пріоритети співпраці на 2026 рік: фокус на інституційній сталій трансформації
13:00 - "Перетворили дахи 70 бізнесів на СЕС та заощадили їм десятки мільйонів в енергокризу"
12:59 - Управління держохорони замовило позашляховиків Toyota по 2,9 мільйона


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32527
Австралійський долар27.812
Така0.34524
Канадський долар30.2642
Юань Женьміньбі5.9747
Чеська крона2.0395
Данська крона6.5908
Гонконгівський долар5.4218
Форинт0.12926
Індійська рупія0.46795
Рупія0.0025381
Новий ізраїльський шекель13.0705
Єна0.27158
Теньге0.083927
Вона0.028815
Ліванський фунт0.000471
Малайзійський ринггіт10.2393
Мексиканське песо2.3116
Молдовський лей2.4829
Новозеландський долар24.2543
Норвезька крона4.1865
Саудівський ріял11.2458
Сінгапурський долар32.6071
Донг0.0016003
Ренд2.47
Шведська крона4.4929
Швейцарський франк52.7279
Бат1.32278
Дирхам ОАЕ11.4908
Туніський динар14.3941
Єгипетський фунт0.887
Фунт стерлінгів56.1347
Долар США42.2034
Сербський динар0.41895
Азербайджанський манат24.8226
Румунський лей9.667
Турецька ліра0.9942
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.5602
Болгарський лев25.169
Євро49.226
Ларі15.6338
Злотий11.6391
Золото177781.4
Срібло2469.78
Платина69461.31
Паладій61532.98

Курси валют, встановлені НБУ на 04.12.2025