Коалиция прошлого против коалиции будущего

25.11.2020 09:00 | Укррудпром

vtimes.io, 20 ноября 2020. Опубликовано 08:15 25 ноября 2020 года Как изменится политика США при президенте Байдене и как это затронет интересы России?

 

Избранный президент США Джо Байден утверждает, что его страна “снова готова быть лидером, не только демонстрируя свою мощь, но и силой примера”. Попытки достижения этой цели на постсоветском пространстве неизбежно столкнут Америку с Россией, считающей регион зоной своего исключительного влияния, а основная битва развернется вокруг идей и ценностей.

США: поддержка гражданского общества

За последние четыре года Америка как глобальный игрок фактически ушла из многих регионов мира, в том числе и с постсоветского пространства. События в Белоруссии и Киргизии, как и президентские выборы в Молдавии, практически не были зафиксированы на радарах администрации Дональда Трампа. Вашингтон отсутствовал на переговорах о прекращении войны между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе.

Главной задачей внешней политики администрации Байдена будет возвращение глобального лидерства США. Приоритетами станут укрепление военно-политических союзов и тех международных институтов, которые позволяют это лидерство поддерживать. Америка постарается вдохнуть новую жизнь в трансатлантическое сотрудничество и НАТО, вернется в Парижское соглашение по климату и в иранскую ядерную сделку. Задачи глобального сдерживания “стратегических конкурентов”, Китая в первую очередь и России во вторую, будут в центре внимания.

Постсоветское пространство останется в основном уделом дипломатов, военных и разведчиков второго-третьего уровня и будет включаться в повестку дня высшего руководства только при выработке общей стратегии и в случае острых кризисов. Однако пересмотр общих принципов внешней политики США при администрации Байдена скажется на регионе самым непосредственным образом.

Главным изменением подходов к постсоветскому пространству при Байдене будет гораздо большая координация с Европой. Основными инструментами влияния США и Европы в регионе станут продвижение демократии и защита прав человека. Опираясь на модель, опробованную администрацией Обамы на Саммите по ядерной безопасности, Байден обещает в течение первого года своего президентства созвать Саммит демократий, то есть встречу лидеров всех демократических государств, чтобы, как говорилось в программной статье Байдена по внешней политике в Foreign Affairs, “ответить на вызовы нашим ценностям”. В частности, предполагается выработка декларации об общих усилиях по обеспечению прозрачности мировой финансовой системы, чтобы лишить коррупционеров, в том числе глав государств и правительств, возможностей прятаться за анонимными подставными компаниями. Также планируется наметить пути сотрудничества правительств с частным бизнесом, прежде всего с технологическими компаниями и социальными сетями, в деле защиты свободы слова и гарантировать, что их инструменты и платформы не расширяют возможности контроля государства над гражданами. Немедленных результатов от таких деклараций ожидать не стоит. Их значение в другом: меняется глобальный дискурс, общие лозунги о демократии и либеральных ценностях наполняются понятным содержанием для миллионов людей во всех странах. Постсоветское пространство — часть глобального мира и не может быть изолировано от этих процессов.

Конечно, политика США на постсоветском пространстве и при Байдене будет чаще определяться не ценностями, а геополитическими интересами и стремлением сдерживать Россию. Однако провозглашаемые Вашингтоном принципы ограничивают свободу его собственного маневра, обозначают те “красные линии”, которые нельзя переходить без серьезных последствий, скажем, режиму Александра Лукашенко. Кроме того, демократические ценности не позволяют закрывать глаза на нарушения прав человека, коррупцию и отсутствие прозрачных процедур в государственном управлении в странах с прозападными режимами, например на Украине.

Россия: поддержка авторитарных лидеров

Россия, и прежде всего Москва, по-прежнему остается экономическим и культурным центром притяжения для миллионов людей на постсоветском пространстве. Однако Кремль сталкивается со все большими трудностями, пытаясь использовать эту привлекательность как эффективную мягкую силу и инструмент влияния. В последние три месяца разрыв между официальным российским дискурсом и преобладающими настроениями в обществах соседних государств стал особенно очевиден. События в Белоруссии, Киргизии и Молдавии продемонстрировали ограниченное влияние Москвы на внутриполитические события даже в тех странах, которые полностью зависят от России в сфере безопасности и экономики. Главная проблема в том, что граждане этих стран с их надеждами и устремлениями, как и собственные граждане, не воспринимаются Кремлем в качестве экономических, социальных и политических субъектов. Протест против пророссийских лидеров на постсоветском пространстве воспринимается в Москве исключительно как результат деятельности западных спецслужб. Российские власти продемонстрировали некомпетентность в работе с политической оппозицией, с институтами гражданского общества, с диаспорами. Кремль привык работать с авторитарными лидерами, с которыми можно “порешать вопросы” и договориться.

Нет никаких свидетельств того, что Москва адаптирует свое видение и региональную стратегию к быстро меняющейся ситуации. Слишком долго российские подходы к постсоветскому пространству определялись идеологией и экономическими интересами олигархических групп. Такое впечатление, что российские официальные лица формируют свою политику, используя старые парадигмы и мифы о цивилизационном пространстве и общей истории, в то время как простых граждан постсоветских стран волнуют совершенно другие проблемы: экономические перспективы, борьба с коррупцией, честные выборы.

По разные стороны баррикад

В современном мире выстраиваются транснациональные коалиции государственных и общественных сил на основе разделяемых ими ценностей. На постсоветском пространстве возникают две такие коалиции. Их столкновение особенно ярко продемонстрировали недавно прошедшие выборы в Белоруссии и Молдавии. Первую коалицию образуют постсоветские лидеры при поддержке госаппарата, менее образованных слоев населения и жителей села старшего поколения. В эту коалицию входит и российская власть, действующая на постсоветском пространстве как важнейший актор. Главные ценности в этом союзе — политическая стабильность, всезнающее патерналистское государство, консерватизм. Вторую коалицию на основе либеральных ценностей и идей образуют городской средний класс, молодые свободные предприниматели, особенно из высокотехнологичных секторов, неправительственные организации при участии западных государств и общественных структур. Их объединяет стремление к переменам, потребность в эффективном государстве, уважение достоинства и свободы человеческой личности. Россия и США при Байдене оказываются по разные стороны баррикад на постсоветском пространстве: в коалиции прошлого и в коалиции будущего. 

 

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

21:12 - Після завершення посиленого карантину школярі можуть повернутися до очної та змішаної форм навчання, – Сергій Шкарлет
19:06 - Юлія Лапутіна: Мінветеранів має стати міністерством "небайдужих сердець"
17:00 - Кошти для здійснення виплати деяких видів допомог, пільг і житлових субсидій за січень 2021 року вже перераховано на рахунки одержувачів
17:00 - Міноборони вперше в Україні розробило бронежилет за стандартами НАТО, - Андрій Таран
17:00 - ІМЗО запрошує до обговорення електронних версій фрагментів підручників
17:00 - Мінсоцполітики вживає додаткових заходів для забезпечення соціальної підтримки домогосподарств, які використовують електроенергію для індивідуального опалення
16:30 - Курси валют, встановлені НБУ на: 18.01.2021
15:30 - В Полтавській області викрили цех з виготовлення та продажу сурогатного алкоголю
15:30 - Співробітники ДФС забезпечили 8,5 млн гривень відшкодування до державного бюджету
14:54 - Україна вже експортувала 27,2 млн тонн зернових та зернобобових культур
14:54 - Учні 9-х класів складатимуть ДПА у закладі освіти в письмовій формі – роз’яснення МОН
14:54 - Олександр Ткаченко обговорив співпрацю з Міністром спадщини Канади
14:54 - В Україні запрацювали пункти обігріву для населення
14:48 - Фінансовий план Державного підприємства обслуговування повітряного руху України на 2021 рік
14:48 - Залізничники продовжують очищати від снігу інфраструктуру
14:18 - Под оккупированным Луганском произошел взрыв на магистральном газопроводе
13:24 - НБУ выдал банкам долгосрочные кредиты рефинансирования на 8,5 млрд гривен
13:06 - На Тернопільщині проведено онлайн нараду для працівників Тернопільської міської ради з питань здійснення державної регуляторної політики
13:06 - На Черкащині підприємцям міста Золотоноша пропонують долучитися до роботи на проектом рішення у сфері оренди комунального майна
12:48 - Мінсоцполітики ініціює громадське обговорення стану реалізації Національної стратегії реформування системи інституційного догляду та виховання дітей на 2017-2026 роки
12:30 - Шведский производитель автомобилей Scania заявил о сокращении инвестиций в Украине из-за судов
11:36 - Население сократило потребление газа за последние 5 лет на треть
11:36 - Заява Магери раздраконила міністра экології
10:42 - Оперативна інформація про поширення коронавірусної інфекції 2019-nCoV
10:42 - Майже 6 млн грн надійшло у 2020 році до держбюджету за адмінпослуги, надані працівниками Держгеокадастру у Львівській області
10:42 - ПФУ: Затверджено показник середньої заробітної плати за листопад 2020 року
10:42 - Сегодня сфера обслуживания полностью переходит на украинский язык
10:42 - Шахтеры ВостГОКа 25 января готовы возобновить акцию протеста
10:33 - У разі переходу в середині року зі спрощеної системи оподаткування на загальну, юрособі необхідно подати фінансову звітність
10:32 - У 2020 році до місцевих бюджетів фізичними особами сплачено 93,3 млн грн транспортного податку


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар21.6887
Канадський долар22.0685
Юань Женьміньбі4.3321
Куна4.5052
Чеська крона1.2999
Данська крона4.5722
Гонконгівський долар3.6177
Форинт0.094484
Індійська рупія0.3839
Рупія0.0020006
Новий ізраїльський шекель8.6011
Єна0.2705
Теньге0.066933
Вона0.025512
Мексиканське песо1.4146
Молдовський лей1.6233
Новозеландський долар20.1248
Норвезька крона3.2978
Російський рубль0.38161
Саудівський ріял7.4782
Сінгапурський долар21.1158
Ренд1.8415
Шведська крона3.3547
Швейцарський франк31.5852
Єгипетський фунт1.7908
Фунт стерлінгів38.2242
Долар США28.0524
Білоруський рубль10.991
Азербайджанський манат16.5014
Румунський лей6.9794
Турецька ліра3.7654
СПЗ (спеціальні права запозичення)40.4056
Болгарський лев17.3947
Євро34.0121
Злотий7.4948
Алжирський динар0.21416
Така0.33343
Вірменський драм0.054105
Іранський ріал0.0006732
Іракський динар0.019366
Сом0.3421
Ліванський фунт0.018756
Лівійський динар21.1383
Малайзійський ринггіт7.0047
Марокканський дирхам3.1763
Донг0.0012244
Бат0.9445
Дирхам ОАЕ7.698
Туніський динар10.5192
Узбецький сум0.0026988
Новий тайванський долар1.006
Туркменський новий манат8.0785
Ганське седі4.8198
Сербський динар0.29536
Сомоні2.5022
Ларі8.6366
Бразильський реал5.4505
Золото51849.53
Срібло709.39
Платина30890.18
Паладій67544.85

Курси валют, встановлені НБУ на: 18.01.2021

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
CEEN8.28.28.28.249200.00
KVBZ1919191917100.00
MHPC1951951951951950.00

Дані за 15.01.2021