Коалиция прошлого против коалиции будущего

25.11.2020 09:00 | Укррудпром

vtimes.io, 20 ноября 2020. Опубликовано 08:15 25 ноября 2020 года Как изменится политика США при президенте Байдене и как это затронет интересы России?

 

Избранный президент США Джо Байден утверждает, что его страна “снова готова быть лидером, не только демонстрируя свою мощь, но и силой примера”. Попытки достижения этой цели на постсоветском пространстве неизбежно столкнут Америку с Россией, считающей регион зоной своего исключительного влияния, а основная битва развернется вокруг идей и ценностей.

США: поддержка гражданского общества

За последние четыре года Америка как глобальный игрок фактически ушла из многих регионов мира, в том числе и с постсоветского пространства. События в Белоруссии и Киргизии, как и президентские выборы в Молдавии, практически не были зафиксированы на радарах администрации Дональда Трампа. Вашингтон отсутствовал на переговорах о прекращении войны между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе.

Главной задачей внешней политики администрации Байдена будет возвращение глобального лидерства США. Приоритетами станут укрепление военно-политических союзов и тех международных институтов, которые позволяют это лидерство поддерживать. Америка постарается вдохнуть новую жизнь в трансатлантическое сотрудничество и НАТО, вернется в Парижское соглашение по климату и в иранскую ядерную сделку. Задачи глобального сдерживания “стратегических конкурентов”, Китая в первую очередь и России во вторую, будут в центре внимания.

Постсоветское пространство останется в основном уделом дипломатов, военных и разведчиков второго-третьего уровня и будет включаться в повестку дня высшего руководства только при выработке общей стратегии и в случае острых кризисов. Однако пересмотр общих принципов внешней политики США при администрации Байдена скажется на регионе самым непосредственным образом.

Главным изменением подходов к постсоветскому пространству при Байдене будет гораздо большая координация с Европой. Основными инструментами влияния США и Европы в регионе станут продвижение демократии и защита прав человека. Опираясь на модель, опробованную администрацией Обамы на Саммите по ядерной безопасности, Байден обещает в течение первого года своего президентства созвать Саммит демократий, то есть встречу лидеров всех демократических государств, чтобы, как говорилось в программной статье Байдена по внешней политике в Foreign Affairs, “ответить на вызовы нашим ценностям”. В частности, предполагается выработка декларации об общих усилиях по обеспечению прозрачности мировой финансовой системы, чтобы лишить коррупционеров, в том числе глав государств и правительств, возможностей прятаться за анонимными подставными компаниями. Также планируется наметить пути сотрудничества правительств с частным бизнесом, прежде всего с технологическими компаниями и социальными сетями, в деле защиты свободы слова и гарантировать, что их инструменты и платформы не расширяют возможности контроля государства над гражданами. Немедленных результатов от таких деклараций ожидать не стоит. Их значение в другом: меняется глобальный дискурс, общие лозунги о демократии и либеральных ценностях наполняются понятным содержанием для миллионов людей во всех странах. Постсоветское пространство — часть глобального мира и не может быть изолировано от этих процессов.

Конечно, политика США на постсоветском пространстве и при Байдене будет чаще определяться не ценностями, а геополитическими интересами и стремлением сдерживать Россию. Однако провозглашаемые Вашингтоном принципы ограничивают свободу его собственного маневра, обозначают те “красные линии”, которые нельзя переходить без серьезных последствий, скажем, режиму Александра Лукашенко. Кроме того, демократические ценности не позволяют закрывать глаза на нарушения прав человека, коррупцию и отсутствие прозрачных процедур в государственном управлении в странах с прозападными режимами, например на Украине.

Россия: поддержка авторитарных лидеров

Россия, и прежде всего Москва, по-прежнему остается экономическим и культурным центром притяжения для миллионов людей на постсоветском пространстве. Однако Кремль сталкивается со все большими трудностями, пытаясь использовать эту привлекательность как эффективную мягкую силу и инструмент влияния. В последние три месяца разрыв между официальным российским дискурсом и преобладающими настроениями в обществах соседних государств стал особенно очевиден. События в Белоруссии, Киргизии и Молдавии продемонстрировали ограниченное влияние Москвы на внутриполитические события даже в тех странах, которые полностью зависят от России в сфере безопасности и экономики. Главная проблема в том, что граждане этих стран с их надеждами и устремлениями, как и собственные граждане, не воспринимаются Кремлем в качестве экономических, социальных и политических субъектов. Протест против пророссийских лидеров на постсоветском пространстве воспринимается в Москве исключительно как результат деятельности западных спецслужб. Российские власти продемонстрировали некомпетентность в работе с политической оппозицией, с институтами гражданского общества, с диаспорами. Кремль привык работать с авторитарными лидерами, с которыми можно “порешать вопросы” и договориться.

Нет никаких свидетельств того, что Москва адаптирует свое видение и региональную стратегию к быстро меняющейся ситуации. Слишком долго российские подходы к постсоветскому пространству определялись идеологией и экономическими интересами олигархических групп. Такое впечатление, что российские официальные лица формируют свою политику, используя старые парадигмы и мифы о цивилизационном пространстве и общей истории, в то время как простых граждан постсоветских стран волнуют совершенно другие проблемы: экономические перспективы, борьба с коррупцией, честные выборы.

По разные стороны баррикад

В современном мире выстраиваются транснациональные коалиции государственных и общественных сил на основе разделяемых ими ценностей. На постсоветском пространстве возникают две такие коалиции. Их столкновение особенно ярко продемонстрировали недавно прошедшие выборы в Белоруссии и Молдавии. Первую коалицию образуют постсоветские лидеры при поддержке госаппарата, менее образованных слоев населения и жителей села старшего поколения. В эту коалицию входит и российская власть, действующая на постсоветском пространстве как важнейший актор. Главные ценности в этом союзе — политическая стабильность, всезнающее патерналистское государство, консерватизм. Вторую коалицию на основе либеральных ценностей и идей образуют городской средний класс, молодые свободные предприниматели, особенно из высокотехнологичных секторов, неправительственные организации при участии западных государств и общественных структур. Их объединяет стремление к переменам, потребность в эффективном государстве, уважение достоинства и свободы человеческой личности. Россия и США при Байдене оказываются по разные стороны баррикад на постсоветском пространстве: в коалиции прошлого и в коалиции будущего. 

 

Додати коментар

Користувач:
email:





London financial
Services remain competitive
Global powerhouse

- Fin.Org.UA

Новини

11:35 - У столиці та на Київщині без світла наразі 600 тисяч споживачів
10:55 - Уряд оновив умови надання субвенції на облаштування укриттів
10:25 - "Укренерго" повідомило про наслідки російської атаки для енергетики
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 27.12.2025
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
19:30 - Нові індустріальні парки «МІСТО ДІЙ» та «ФУРСИ» включено до Реєстру
19:00 - Українські банки уклали кредитну угоду на 21,5 мільярда гривень для ОПК
18:44 - Міндіч заперечує свій зв’язок з виробником дронів "Файєр поінт"
18:35 - Заява Міністерства енергетики України щодо незаконного «ліцензування» енергоблока Запорізької атомної електростанції російською федерацією
18:16 - Українські банки об’єдналися для фінансування підприємства ОПК на понад 20 млрд грн
17:50 - Гендиректором "Укргазвидобування" став Юрій Ткачук
17:30 - Національний кешбек: виплата за жовтень-листопад відбудеться цими вихідними
17:20 - Затверджено порогове значення кредитної заборгованості, інформація про яку надається з Кредитного реєстру Національного банку
17:10 - Мінфін розповів про ситуацію із затвердженням місцевих бюджетів
16:46 - Повідомлення про оприлюднення проєкту розпорядження Кабінету Міністрів України «Про затвердження рішення наглядової ради Ради бізнес-омбудсмена щодо обрання Анки Фельдгузен на посаду бізнес-омбудсмена»
16:41 - Проєкт розпорядження Кабінету Міністрів України «Про затвердження рішення наглядової ради Ради бізнес-омбудсмена щодо обрання Анки Фельдгузен на посаду бізнес-омбудсмена»
16:38 - Російський бізнес пожалівся Путіну на масову націоналізацію
16:30 - Що впливатиме на економіку на початку 2026 року
16:07 - АРМА вже отримало майже 2,5 мільйона гривень за продане судно USKO MFU
16:00 - Курси валют, встановлені НБУ на 29.12.2025
15:37 - АМКУ оштрафував дві компанії за змову під час торгів Міноборони
15:12 - Міненерго до кінця грудня має надати річний план нарощення когенерації
15:09 - Швеція внесла до Фонду підтримки енергетики України додаткові 63,8 мільйони євро
15:04 - Участь Мінекономіки у засіданні Уряду 23 грудня 2025 року
15:02 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - МІСТО ДНІПРО) ІНФОРМУЄ!
14:58 - Участь Мінекономіки у роботі Верховної Ради України 22 грудня 2025 року
14:54 - Повідомлення про оприлюднення проєкту постанови Кабінету Міністрів України «Про внесення змін до деяких постанов Кабінету Міністрів України щодо окремих питань у сфері оцінки відповідності»
14:50 - Проєкт постанови Кабінету Міністрів України «Про внесення змін до деяких постанов Кабінету Міністрів України щодо окремих питань у сфері оцінки відповідності»
14:46 - У 2025 році українці зібрали 57,6 мільйона тонн зерна
14:42 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - МІСТО ДНІПРО) ІНФОРМУЄ!


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32549
Австралійський долар28.2121
Така0.34417
Канадський долар30.7427
Юань Женьміньбі6.0031
Чеська крона2.0458
Данська крона6.634
Гонконгівський долар5.4125
Форинт0.127686
Індійська рупія0.46817
Рупія0.0025107
Новий ізраїльський шекель13.1651
Єна0.26891
Теньге0.083207
Вона0.0291
Ліванський фунт0.00047
Малайзійський ринггіт10.3905
Мексиканське песо2.3468
Молдовський лей2.5055
Новозеландський долар24.4853
Норвезька крона4.1952
Саудівський ріял11.2149
Сінгапурський долар32.7548
Донг0.0015993
Ренд2.5223
Шведська крона4.5814
Швейцарський франк53.2857
Бат1.35519
Дирхам ОАЕ11.4528
Туніський динар14.5635
Єгипетський фунт0.8844
Фунт стерлінгів56.7692
Долар США42.0637
Сербський динар0.42217
Азербайджанський манат24.7434
Румунський лей9.7358
Турецька ліра0.9799
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.649
Болгарський лев25.3228
Євро49.5552
Ларі15.6023
Злотий11.7401
Золото189740.52
Срібло3129.08
Платина100323.61
Паладій77128.42

Курси валют, встановлені НБУ на 29.12.2025