Коалиция прошлого против коалиции будущего

25.11.2020 09:00 | Укррудпром

vtimes.io, 20 ноября 2020. Опубликовано 08:15 25 ноября 2020 года Как изменится политика США при президенте Байдене и как это затронет интересы России?

 

Избранный президент США Джо Байден утверждает, что его страна “снова готова быть лидером, не только демонстрируя свою мощь, но и силой примера”. Попытки достижения этой цели на постсоветском пространстве неизбежно столкнут Америку с Россией, считающей регион зоной своего исключительного влияния, а основная битва развернется вокруг идей и ценностей.

США: поддержка гражданского общества

За последние четыре года Америка как глобальный игрок фактически ушла из многих регионов мира, в том числе и с постсоветского пространства. События в Белоруссии и Киргизии, как и президентские выборы в Молдавии, практически не были зафиксированы на радарах администрации Дональда Трампа. Вашингтон отсутствовал на переговорах о прекращении войны между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе.

Главной задачей внешней политики администрации Байдена будет возвращение глобального лидерства США. Приоритетами станут укрепление военно-политических союзов и тех международных институтов, которые позволяют это лидерство поддерживать. Америка постарается вдохнуть новую жизнь в трансатлантическое сотрудничество и НАТО, вернется в Парижское соглашение по климату и в иранскую ядерную сделку. Задачи глобального сдерживания “стратегических конкурентов”, Китая в первую очередь и России во вторую, будут в центре внимания.

Постсоветское пространство останется в основном уделом дипломатов, военных и разведчиков второго-третьего уровня и будет включаться в повестку дня высшего руководства только при выработке общей стратегии и в случае острых кризисов. Однако пересмотр общих принципов внешней политики США при администрации Байдена скажется на регионе самым непосредственным образом.

Главным изменением подходов к постсоветскому пространству при Байдене будет гораздо большая координация с Европой. Основными инструментами влияния США и Европы в регионе станут продвижение демократии и защита прав человека. Опираясь на модель, опробованную администрацией Обамы на Саммите по ядерной безопасности, Байден обещает в течение первого года своего президентства созвать Саммит демократий, то есть встречу лидеров всех демократических государств, чтобы, как говорилось в программной статье Байдена по внешней политике в Foreign Affairs, “ответить на вызовы нашим ценностям”. В частности, предполагается выработка декларации об общих усилиях по обеспечению прозрачности мировой финансовой системы, чтобы лишить коррупционеров, в том числе глав государств и правительств, возможностей прятаться за анонимными подставными компаниями. Также планируется наметить пути сотрудничества правительств с частным бизнесом, прежде всего с технологическими компаниями и социальными сетями, в деле защиты свободы слова и гарантировать, что их инструменты и платформы не расширяют возможности контроля государства над гражданами. Немедленных результатов от таких деклараций ожидать не стоит. Их значение в другом: меняется глобальный дискурс, общие лозунги о демократии и либеральных ценностях наполняются понятным содержанием для миллионов людей во всех странах. Постсоветское пространство — часть глобального мира и не может быть изолировано от этих процессов.

Конечно, политика США на постсоветском пространстве и при Байдене будет чаще определяться не ценностями, а геополитическими интересами и стремлением сдерживать Россию. Однако провозглашаемые Вашингтоном принципы ограничивают свободу его собственного маневра, обозначают те “красные линии”, которые нельзя переходить без серьезных последствий, скажем, режиму Александра Лукашенко. Кроме того, демократические ценности не позволяют закрывать глаза на нарушения прав человека, коррупцию и отсутствие прозрачных процедур в государственном управлении в странах с прозападными режимами, например на Украине.

Россия: поддержка авторитарных лидеров

Россия, и прежде всего Москва, по-прежнему остается экономическим и культурным центром притяжения для миллионов людей на постсоветском пространстве. Однако Кремль сталкивается со все большими трудностями, пытаясь использовать эту привлекательность как эффективную мягкую силу и инструмент влияния. В последние три месяца разрыв между официальным российским дискурсом и преобладающими настроениями в обществах соседних государств стал особенно очевиден. События в Белоруссии, Киргизии и Молдавии продемонстрировали ограниченное влияние Москвы на внутриполитические события даже в тех странах, которые полностью зависят от России в сфере безопасности и экономики. Главная проблема в том, что граждане этих стран с их надеждами и устремлениями, как и собственные граждане, не воспринимаются Кремлем в качестве экономических, социальных и политических субъектов. Протест против пророссийских лидеров на постсоветском пространстве воспринимается в Москве исключительно как результат деятельности западных спецслужб. Российские власти продемонстрировали некомпетентность в работе с политической оппозицией, с институтами гражданского общества, с диаспорами. Кремль привык работать с авторитарными лидерами, с которыми можно “порешать вопросы” и договориться.

Нет никаких свидетельств того, что Москва адаптирует свое видение и региональную стратегию к быстро меняющейся ситуации. Слишком долго российские подходы к постсоветскому пространству определялись идеологией и экономическими интересами олигархических групп. Такое впечатление, что российские официальные лица формируют свою политику, используя старые парадигмы и мифы о цивилизационном пространстве и общей истории, в то время как простых граждан постсоветских стран волнуют совершенно другие проблемы: экономические перспективы, борьба с коррупцией, честные выборы.

По разные стороны баррикад

В современном мире выстраиваются транснациональные коалиции государственных и общественных сил на основе разделяемых ими ценностей. На постсоветском пространстве возникают две такие коалиции. Их столкновение особенно ярко продемонстрировали недавно прошедшие выборы в Белоруссии и Молдавии. Первую коалицию образуют постсоветские лидеры при поддержке госаппарата, менее образованных слоев населения и жителей села старшего поколения. В эту коалицию входит и российская власть, действующая на постсоветском пространстве как важнейший актор. Главные ценности в этом союзе — политическая стабильность, всезнающее патерналистское государство, консерватизм. Вторую коалицию на основе либеральных ценностей и идей образуют городской средний класс, молодые свободные предприниматели, особенно из высокотехнологичных секторов, неправительственные организации при участии западных государств и общественных структур. Их объединяет стремление к переменам, потребность в эффективном государстве, уважение достоинства и свободы человеческой личности. Россия и США при Байдене оказываются по разные стороны баррикад на постсоветском пространстве: в коалиции прошлого и в коалиции будущего. 

 

Додати коментар

Користувач:
email:





Money comes and money goes,
But it's always good to have some in your clothes.
Whether it's a penny or a pound,
It's always good to have some around.

- Fin.Org.UA

Новини

23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 2 грудня: Путін погрожує збільшити удари по портах і суднах України, атака московія на газові об'єкти
20:45 - Apple не виконуватиме вимогу Індії попередньо встановлювати держдодаток на смартфони
20:30 - Провідні науковці презентували в Мінекономіки низку досліджень щодо розвитку виробництва, залучення інвестицій та ринку праці
20:30 - На Хмельниччині ліквідували виробництво одягу-підробок світових брендів
20:20 - З'явились детальні графіки відключень для Києва та області на 3 грудня
20:05 - Аудиторська рада Ukraine Facility презентувала перший звіт щодо використання коштів ЄС
20:00 - В Одесі викрили мережу нелегальних казино: судитимуть 8 організаторів
19:55 - Власник пошкодженого вибухом танкера заявив про припинення всіх операцій із Росією
19:20 - Україна заявила про непричетність до атаки на танкер московія біля берегів Туреччини
19:00 - Ukraine’s Government Borrows Equivalent of Over UAH 529 Billion through Auctions to Sell Domestic Government Debt Securities since Early 2025, and almost UAH 1,987 Billion Total since Martial Law Was Imposed
19:00 - Із початку 2025 року уряд залучив від продажу / обміну ОВДП на аукціонах понад 529 млрд грн, а загалом упродовж воєнного стану – майже 1 987 млрд грн
18:50 - Стартує "3000 км Україною": на які поїзди можна взяти квитки та як їх оформити
18:45 - Узбецький завод родича Лакшмі Міттала постачає московія компоненти для балістичних ракет
18:40 - У супервулкані США знайшли найбільше літієве родовище на $1,5 трильйона
18:17 - Over UAH 12.2 Billion Transferred for Needs of Defense from Special NBU Account in November 2025
18:17 - Зі спецрахунку, відкритого НБУ на потреби оборони, за листопад 2025 року перераховано понад 12,2 млрд грн
18:10 - Нацбанк показав курс долара і євро на середу 3 грудня
18:00 - Мінекономіки та ПРООН обговорили визначення правового режиму використання земель під торфовищами
17:59 - Середня зарплата в Україні за місяць зросла на 1% – Держстат
17:55 - 3 грудня графіки відключень світла діятимуть по всій Україні
17:32 - Путін: московія розширить удари по портах і суднах України
17:30 - Публічні консультації: проєкт Концепції центрів експертизи на центральному, регіональному та місцевому рівнях
17:17 - НКЦПФР взяла участь у десятому засіданні Комітету з асоціації Україна – ЄС у торговельному складі
17:15 - Житлові ваучери переселенцям: Мінрозвитку надало додаткові роз'яснення
17:10 - Через пункт пропуску "Сігету Мармацієй – Солотвино" продовжили обмеження руху
17:05 - У московії кількість інцидентів з цивільними літаками за рік зросла в 4 рази на тлі санкцій
17:05 - Через пункт пропуску "Сігету Мармацієй – Солотвино" продовжили обмеження руху
16:40 - Критична інфраструктура: Мінекономіки розповіло, що купуватимуть поза електронною системою
16:30 - Як почати власну справу: 10 бізнес-міфів, які крадуть ваш час і гроші


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32523
Австралійський долар27.7458
Така0.34644
Канадський долар30.2301
Юань Женьміньбі5.9868
Чеська крона2.0359
Данська крона6.5853
Гонконгівський долар5.4371
Форинт0.129142
Індійська рупія0.47101
Рупія0.0025467
Новий ізраїльський шекель12.9931
Єна0.27136
Теньге0.08347
Вона0.028837
Ліванський фунт0.000473
Малайзійський ринггіт10.2482
Мексиканське песо2.3121
Молдовський лей2.491
Новозеландський долар24.2279
Норвезька крона4.1706
Саудівський ріял11.278
Сінгапурський долар32.625
Донг0.001605
Ренд2.475
Шведська крона4.4754
Швейцарський франк52.6283
Бат1.32311
Дирхам ОАЕ11.5261
Туніський динар14.4033
Єгипетський фунт0.8909
Фунт стерлінгів55.915
Долар США42.3342
Сербський динар0.41895
Азербайджанський манат24.8995
Румунський лей9.6642
Турецька ліра0.9981
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.6126
Болгарський лев25.1391
Євро49.1839
Ларі15.6729
Злотий11.6067
Золото178175.33
Срібло2431.63
Платина69060.2
Паладій61301.19

Курси валют, встановлені НБУ на 03.12.2025