Три этапа кризиса: как бизнесу пережить пандемию COVID-19 и что делать дальше

23.11.2020 18:18 | Укррудпром

hbr-russia.ru, 18 ноября 2020. Опубликовано 17:37 23 ноября 2020 года Стало ясно, что кризис продлится дольше, чем несколько недель, и компании ищут долгосрочные подходы.

Во время кризиса, вызванного пандемией COVID-19, я беседовал со многими CEO, которые говорили, что их основным приоритетом является, естественно, безопасность и благополучие их сотрудников. Мы можем видеть множество примеров вдохновляющих действий, предпринятых CEO и компаниями в поддержку команды. Но стало ясно, что кризис продлится дольше, чем несколько недель, и компании ищут долгосрочные подходы.

По моим наблюдениям, руководителей занимают две основные идеи.

Во-первых, учитывая масштабы шока и проблем, вызванных кризисом, компании должны принимать во внимание весь спектр личных потребностей сотрудников. Конечно, безопасность крайне важна, но также необходимо помнить о потребностях более высокого уровня, таких как потребность в правде, стабильности, искренних отношениях, самоуважении, росте и значимости в контексте кризиса.

Во-вторых, многие CEO, анализируя кризис, выделяют три основных этапа. Они могут по-разному называть их и приписывать им разную длительность, но всегда подразумеваются три временных горизонта: этап изоляции, этап возобновления деятельности и этап после окончания пандемии COVID-19.

Руководители смогут добиться более высоких результатов, если будут учитывать особенности каждого из этапов и гибко оказывать поддержку сотрудникам в соответствии с ситуацией. Как компании могут удовлетворить потребности работников на каждом этапе?

Потребности на этапе изоляции

Во время первого этапа компании стремятся обеспечить физическую безопасность своих работников. Они переводят их на удаленную работу, проводят санитарную обработку помещений там, где присутствие специалистов необходимо, и меняют операционные модели — например, вводя бесконтактную доставку.

Кроме физической безопасности они также стараются обеспечить и финансовую. Многие старались сохранять штат как можно дольше, даже если это потребовало отправить сотрудников в отпуск без сохранения содержания, повышали ставки для работающих непосредственно с клиентами. Некоторые создали фонды помощи сотрудникам для удовлетворения их неотложных потребностей. Где-то руководители высшего звена и члены совета директоров сократили собственные зарплаты, многие обеспечили помощь с уходом за детьми и предоставили свободное время, чтобы позаботиться о близких.

Поднимаясь еще выше в иерархии потребностей, компании стараются поддерживать контакт и заботиться о психическом здоровье своих работников. Они общаются с сотрудниками постоянно, прозрачно и честно, стараются находить менее формальные подходы и быть ближе: используют видеосвязь вместо письменных коммуникаций, устанавливают рабочие часы, регулярные перерывы на кофе, время для общения и предлагают возможность прямого контакта с руководителями и коллегами. Некоторые компании оказывают психологическую поддержку, включая занятия йогой и медитацией, чтобы помочь сотрудникам справиться с беспрецедентными обстоятельствами и сохранить психическое здоровье.

Как на этом этапе руководители могут помочь сотрудникам обеспечить потребности более высокого уровня? Во время кризиса мы часто думаем, что лидер-супергерой способен провести нас через трудные времена: будь сильным, будь в ответе за все, демонстрируй непогрешимость, веди вперед единолично. Должен отметить, что в текущих условиях это не лучшая модель лидерства. Конечно, мы нуждаемся в руководителях, обладающих аналитическим складом ума и умеющих справляться с проблемами и принимать решения, основываясь на фактах. Но нам также нужны лидеры, способные демонстрировать уязвимость и эмпатию. Интересно, что страны, которым удавалось с самого начала наиболее эффективно преодолевать кризис (Германия, Тайвань, Новая Зеландия, Исландия, Финляндия, Норвегия и Дания), возглавляют женщины, и их лидеры умеют сочетать научно-обоснованный подход с более человечным.

И, наконец, даже на этапе изоляции я вижу, как многие компании обязательно соизмеряют свои действия с общей целью. Например, цель компании Best Buy, где я занимал должность CEO в течение семи лет, — делать жизнь людей лучше с помощью технологий, и сейчас компания стремится помогать своим клиентам работать и учиться из дома. Многие мобилизуют ресурсы и пытаются предложить свою поддержку в чем-то еще, что согласуется с общей целью бизнеса, даже если это неочевидно на первый взгляд. К примеру, цель Ralph Lauren — вдохновлять людей мечтать о лучшей жизни. Может показаться, что вряд ли это сыграет какую-то роль в новой ситуации, но компания задействовала свои связи с поставщиками, чтобы начать выпуск масок и халатов для медиков.

Потребности на этапе возобновления деятельности

Процесс восстановления бизнеса после пандемии будет долгим и затяжным. Еще при подготовке к этому этапу, компаниям следует учитывать не только создание физически безопасных рабочих мест, но и более широкий спектр потребностей своих сотрудников. Например, на разных их уровнях — от базового до более высокого — компании рассматривают следующие возможные меры:

Определение условий, которые обеспечат безопасное возобновление работы, от удаленного формата до открытия офисов и магазинов.

Возвращение максимального числа сотрудников. Компаниям приходится решать, сколько сотрудников они могут вернуть на работу и как общаться с теми, кто находится в неоплачиваемых отпусках.

Непрерывные и честные коммуникации с работающими и отправленными в отпуск сотрудниками в правдивой, человечной и заботливой манере. Дайте людям понять, что мир меняется, поощряйте организацию “перезагрузиться”, а не “перезапуститься”, и подчеркивайте, что некоторые вещи — например, основная задача и ценности организации, не меняются.

Особое внимание — постоянным коммуникациям с сотрудниками, находящимися в отпусках без сохранения содержания.

Помощь работающим сотрудникам в преодолении “комплекса выжившего” — чувства вины из-за того, что, в отличие от них, многие друзья и коллеги остались без работы (и зарплаты). Важно подчеркнуть роль, которую они могут сыграть для максимального восстановления штата.

Празднование вдохновляющих новостей. Сейчас, когда очень многое грозит нарушить душевное равновесие, очень полезно для психологического комфорта сотрудников обращать внимание на что-то хорошее. Например, Best Buy раньше размещала новости компании в лифтах своей штаб-квартиры в информационном листке под названием The Lift (“Лифт”), а теперь публикует их в цифровом формате на странице The Uplift (“Эмоциональный подъем”).

Рассказы о том, как деятельность компании способствует всеобщему благу и меняет жизни людей. Поиск способов поддержки местного населения.

Основное требование к компаниям на этом этапе заключается в том, чтобы избегать обобщенной политики, не принимающей во внимание различия в жизненных обстоятельствах сотрудников. Например, важно учитывать, кто из сотрудников старше 60 лет и, следовательно, наиболее уязвим при возобновлении работы. Как о них заботятся? У кого из сотрудников нет дома необходимого пространства и оснащения, чтобы продуктивно работать, и кто, соответственно, в первую очередь является кандидатами на выход в офис? Сколько сотрудников страдают психическими расстройствами, которые могли усугубиться в результате социальной изоляции? Насколько для кого-то из сотрудников может быть сильна потребность в социальном взаимодействии и возможность быстрее выйти на работу? Глубокое понимание индивидуальных потребностей работников — помимо безопасности — поможет лучше пройти этап возобновления деятельности.

Потребности на этапе после завершения пандемии COVID-19

До наступления этого этапа должно пройти еще какое-то время, но компании уже начинают к нему готовиться. Для некоторых компаний, например работающих в области туризма, этот этап может оказаться проблематичным, поскольку спад потребительского спроса может значительно повлиять на их бизнес, что будет означать резкое сокращение выручки, затрат и персонала.

Многие компании рискуют разувериться в возможностях роста и будут довольствоваться сокращением масштабов деятельности.

И здесь они могут рассчитывать на компетенции и целеустремленность своей команды — и достичь большего. В работе над созданием будущего, которого еще не существует, будет разумно в процессе планирования полагаться на сотрудников и их понимание бизнеса и целей работы.

У меня есть гипотеза, что ориентация на цели, а не на существующую бизнес-модель, помогает найти и высвободить значительные ресурсы роста. У Best Buy был такой опыт: пытаясь выправить бизнес и одновременно преодолевая собственный экзистенциальный кризис, компания обратилась к своей цели — сделать жизнь людей лучше с помощью технологий. Удалось обнаружить новый скрытый спрос и предложить программу домашнего консультирования и новые услуги техподдержки. Компания также вышла на рынок медицинских товаров, применив технологии для помощи пожилым людям, чтобы они могли дольше жить дома самостоятельно. Можно было оценить ситуацию и немедленно начать сокращение расходов и персонала. Вместо этого компания нашла новые возможности для роста и не просто сохранила, но и увеличила персонал. Аналогично в нынешний кризис многие могут прийти к выводу, что пора найти новые области спроса для осуществления своей цели.

И последняя мысль относительно этого этапа: оставаясь на связи с сотрудниками, находящимися в отпуске, компании смогут вернуть их на работу при появлении новых мест, когда возобновится рост или при изменении модели бизнеса.

То, как компания и руководство подойдут к трем этапам кризиса и как будут проявлять себя во всех важных отношениях, в первую очередь с персоналом и в обеспечении его потребностей на всех уровнях, станет для сотрудников “моментом истины”, который определит уровень их привязанности (или ее отсутствие) и возможности процветания бизнеса в дальнейшем.

Об авторе

Хьюберт Джоли (Hubert Joly) — председатель совета директоров и бывший CEO компании Best Buy.

Додати коментар

Користувач:
email:





Збереження грошей
Це мистецтво, як і володінням
Фінансовими ринками.

- Fin.Org.UA

Новини

21:00 - Новини 15 вересня: делегацію США знайомлять з надрами України, проєкт держбюджету-2026
20:40 - Франк вошёл в зону турбулентности, мяч на стороне НБШ
20:25 - Один з найбільших російських НПЗ зупинив ключовий блок після атаки дронів
19:45 - "Нафтогаз" провів зміни в правлінні
19:15 - Президент України Володимир Зеленський привітав працівників нафтової, газової та нафтопереробної промисловості України з професійним святом
19:10 - Глава УЗ про російські атаки: намагаються зруйнувати ключові вузлові станції
18:48 - Уряд ухвалив проєкт держбюджету на 2026 рік
18:35 - На російському ринку електроніки – найсильніша криза за останні десятиліття
18:32 - Пропонується актуалізувати процеси планування, випуску та реалізації нумізматичної продукції
18:32 - Наказ від 12.09.25 № 474 «Про надання грантів на створення, розвиток або оновлення виробництв переробної промисловості»
18:25 - "Карпатські мінеральні води" отримають від ЄБРР 11 мільйонів євро на новий завод
18:05 - "Укрзалізниця" закупила вугілля за найдорожчими пропозиціями
17:55 - Нацбанк показав курс долара і євро на вівторок 16 вересня
17:40 - Українські металурги за 8 місяців скоротили експорт металопрокату
17:40 - Євросоюзівські сховища газу заповнені рекордно низько за останні 3,5 роки
17:25 - Tesla підскочила на 8% після масштабної купівлі акцій Маском
17:20 - Мінекономіки та DFC відвідали Кіровоградську область для оцінки інвестиційних можливостей і формування портфеля проєктів Фонду відбудови
17:15 - Фонд держмайна звітував про нові укладені договори оренди
17:00 - Як ОСББ замінити ліфт за підтримки міста
16:55 - Податкова розповіла, хто з платників податків має подати звіти до Держстату
16:55 - Україна планує обмежити імпорт дизпального з Індії: його ретельно вивчатимуть – enkorr
16:45 - Китай звинуватив Nvidia у порушенні антимонопольного закону
16:38 - Пропонується оновити порядок застосування автентифікації на платіжному ринку
16:25 - В Україні збудують завод кріплень для євроколії: на які ще проєкти виділить гроші Швейцарія
16:20 - Світлана Гринчук: Російська окупація ЗАЕС – це акт ядерного піратства, що загрожує усьому світу
16:15 - США погрожують заборонити TikTok, якщо Китай не відступить у митах
16:00 - єОселя: Майже 5 тис. пільгових іпотек на суму 9,1 млрд грн українці отримали з початку року
15:58 - Підозріле російське судно змусило кораблі НАТО провести спецоперацію
15:50 - "Пакунок школяра": куди батьки найчастіше витрачають кошти
15:40 - Небанківській фінансовій установі змінено обсяг ліцензії на діяльність фінансової компанії


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.31944
Австралійський долар27.4603
Така0.3393
Канадський долар29.8251
Юань Женьміньбі5.7894
Чеська крона1.993
Данська крона6.4968
Гонконгівський долар5.3007
Форинт0.124424
Індійська рупія0.46736
Рупія0.002512
Новий ізраїльський шекель12.3374
Єна0.27971
Теньге0.07628
Вона0.029693
Ліванський фунт0.00046
Малайзійський ринггіт9.8096
Мексиканське песо2.2379
Молдовський лей2.4801
Новозеландський долар24.5803
Норвезька крона4.1973
Саудівський ріял10.9922
Сінгапурський долар32.1846
Донг0.0015629
Ренд2.378
Шведська крона4.4449
Швейцарський франк51.8768
Бат1.29362
Дирхам ОАЕ11.2256
Туніський динар14.2115
Єгипетський фунт0.856
Фунт стерлінгів56.1328
Долар США41.2317
Сербський динар0.41383
Азербайджанський манат24.2497
Румунський лей9.5807
Турецька ліра0.9987
СПЗ (спеціальні права запозичення)56.6313
Болгарський лев24.7578
Євро48.4967
Ларі15.2478
Злотий11.4089
Золото150266.04
Срібло1740.38
Платина57597.8
Паладій49548.55

Курси валют, встановлені НБУ на 16.09.2025