Что делать вузам в эпоху коронавируса

24.10.2020 11:54 | Укррудпром

hbr-russia.ru, 19 октября 2020. Опубликовано 11:30 24 октября 2020 года Не имея возможности организовать обучение студентов в родных стенах, университеты изо всех сил пытаются обеспечить непрерывность образовательного процесса за счет “экстренного перехода на дистанционное обучение”.

Разрушительные последствия COVID-19 для образовательных систем во всем мире невозможно сравнить ни с чем из того, что наблюдалось за всю послевоенную эпоху. Пандемия сказалась более чем на 1,6 млрд студентов — это более 91% всех студентов в мире. Неудивительно, что спрос на онлайн-образование взлетел до небес. Только за апрель 2020 года на курсы на платформе Coursera зарегистрировались 10,3 млн человек, что на 644% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Не имея возможности организовать обучение студентов в родных стенах, университеты изо всех сил пытаются обеспечить непрерывность образовательного процесса за счет “экстренного перехода на дистанционное обучение”. В текущей ситуации вузы фокусируются именно на поддержании непрерывности учебного процесса (что разумно), и во многих случаях им приходится встраивать в свою программу готовые цифровые разработки и материалы для онлайн-обучения от других авторитетных образовательных учреждений. Колледжи могут рекомендовать своим студентам обширный набор ресурсов для дистанционного обучения, предлагаемых ведущими университетами, например по лицензии Creative Commons. А Университет Дьюка в Куньшане (партнерство между Университетом Дьюка и Уханьским университетом) в самом начале коронавирусного кризиса перешел на дистанционное обучение с использованием Coursera for Campus. Но такие меры, хотя и эффективны, обеспечивают лишь временное решение проблемы.

По мере того как ситуация понемногу улучшается, но до возврата к норме еще очень далеко, вузы должны принимать более серьезные меры. Высока вероятность того, что уже в обозримом будущем виртуальное обучение в каком-то качестве станет полноценной частью образовательного процесса. Университетам нужна гибкая система реагирования, выходящая за рамки сиюминутных экстренных мер. Они должны подготовиться к переходному периоду и начать внутреннюю проверку готовности к долгосрочным реалиям будущего.

Создание надежных цифровых образовательных экосистем

Эволюция в экосистеме высшего образования происходит через “прерывистое равновесие”: длительные периоды относительно медленных изменений чередуются с эпизодическими моментами быстрых модификаций. Нынешняя пандемия и есть такой момент прорыва. В условиях беспрецедентной срочности специалисты из сферы образования делают все возможное, чтобы восстановить учебный процесс, прибегая к технологиям, инновациям и сотрудничеству.

Университеты хотят — и вынуждены — предлагать студентам собственный онлайн-контент. Но многие преподаватели никогда не разрабатывали и не читали онлайн-курсы. Университеты должны работать с преподавательским составом, чтобы принимать быстрые решения: например, какие курсы необходимо полностью переосмыслить при переводе в онлайн-формат, а какой материал можно перенести в него напрямую без потери качества обучения. Преподавателям необходимо будет иначе подходить к проведению семинаров и улучшать свои навыки преподавания через интернет. Например, двухчасовое занятие может включать несколько видов деятельности, а не одну непрерывную видеолекцию. Наконец, когда университеты начнут переходить на более надежную цифровую инфраструктуру, виртуализация, геймификация и управляемые проекты позволят вывести онлайн-обучение за пределы видеоконференций. По мере того как вузы развивают цифровые компетенции, то, что начиналось как краткосрочная реакция на кризис, вполне может обернуться устойчивой цифровой трансформацией высшего образования.

Сегодня вузы находятся на разных этапах цифровой трансформации. Что отличает новичков в этой сфере от продвинутых учебных заведений? Какие шаги должны предпринять лидеры образования для успешного движения вперед? Чтобы помочь университетам понять, где цифровое обучение вписывается в их образовательную экосистему и как на основе этих знаний трансформировать преподавание с учетом пандемии, мы разработали приведенную ниже систему. Она основана на нашем опыте управления цифровой стратегией в Мичиганском университете, Имперском колледже Лондона, Университете Дьюка и в Coursera.

Новички в цифровой сфере

Высшие учебные заведения, в которых отсутствуют необходимые предпосылки для организации онлайн-обучения и дистанционного преподавания, сталкиваются с серьезной проблемой. Обычно в таких вузах доступно онлайн менее 3% курсов, у преподавателей нет опыта проведения занятий через интернет, а в администрации нет специальной команды и бюджета для тестирования или масштабирования онлайн-контента. Но дело даже не в преподавателях или администрации. В этих учебных заведениях студентам и преподавателям недоступны или ограниченно доступны программное обеспечение (инструменты для совместной работы и видеоконференций) и устройства (ноутбуки, веб-камеры). У них отсутствует подключение к интернету — или это подключение низкого качества. Они могут использовать мобильный интернет или Wi-Fi, но это требует больших затрат.

Нынешний уровень технологий и широкий выбор платформ облегчают университетам из этой категории задачу быстрого реагирования. Если бы коронавирусный кризис наступил десять лет назад, он нанес бы таким вузам непоправимый ущерб. Сегодня повсеместно существуют широкополосный интернет, надежные средства связи, удобные платформы для видеоконференций и смартфоны. Учебные заведения могут легко и с минимальными затратами получить лицензии для студентов, а преподаватели — немедленно начать работу в интернете. Первый шаг — обеспечить преподавателям и студентам комфортную работу с техническими средствами. Можно обратиться за помощью к коллегам, консультантам и компаниям, чтобы обучить коллектив эффективному преподаванию в онлайн-среде.

Вставшие на путь перемен

Это университеты, которые уже имеют опыт успешных экспериментов с онлайн-обучением по отдельным направлениям. У них есть базовые инструменты для общения и совместной работы, а некоторые факультеты уже предлагают образовательные программы в режиме онлайн. Сотрудники и преподаватели таких вузов уже ощутили преимущества нового подхода и настроены работать в цифровой среде. Теперь этим учебным заведениям необходимо ускорить цифровую трансформацию, сформулировав намерения и создав целевую рабочую группу для разработки онлайн-стратегии.

В качестве наставников и ключевых архитекторов новой стратегии можно привлечь лидеров перемен из числа преподавателей и сотрудников. Необходимо предоставить им полномочия и ресурсы, а также дать свободу разрабатывать решения “под ключ”. Вузам также нужно будет ускорить разработку онлайн-курсов там, где это необходимо, в дополнение к общедоступным материалам от других образовательных учреждений. С помощью технологий машинного обучения, таких как CourseMatch, можно свести к минимуму участие человека и добавить в учебную программу наиболее актуальные курсы. Учитывая неопределенность, связанную с доступом к лабораториям в ближайшие месяцы, в случае с курсами, которые требуют практических занятий, университеты могут начать тестировать виртуальные и домашние лаборатории. Наконец, необходимо будет быстро обновить компьютерную технику и инфраструктуру программного обеспечения для обучения в самом вузе и за его стенами, в том числе создать альтернативы для студентов, у которых нет надежного подключения к интернету.

Продвинутые заведения

Продвинутые учебные заведения располагают надежной технической инфраструктурой и большим каталогом цифровых материалов, а преподавательский состав в них хорошо подкован в онлайн-обучении. Обычно в них есть специализированный центр научно-образовательных инноваций (как, например, в Мичиганском университете), отвечающий за цифровую стратегию. Для таких учреждений наступил подходящий момент, чтобы масштабировать инфраструктуру по всем направлениям и использовать обучающие онлайн-программы в качестве цифровых учебников. Учебные курсы могут полностью разрабатываться самими преподавателями или включать в себя материалы других образовательных учреждений.

Передовые университеты должны подстегнуть педагогические инновации, чтобы обслуживать многоликие интернет-сообщества с разным социально-экономическим бэкграундом и способствовать созданию инклюзивной образовательной среды, поддерживая групповые обсуждения, интерактивные дискуссионные клубы и студенческие доклады. За пределами виртуального класса вовлеченность участников сообщества можно повышать посредством коллективных конспектов, учебных групп, неформальных виртуальных встреч за чашкой кофе и мероприятий в прямом эфире. Продвинутые вузы обладают лучшими возможностями для использования в обучении иммерсивных технологий, например технологий дополненной и виртуальной реальности, в таких областях, как медицина и инженерия (пример — Имперский колледж Лондона). Такие университеты имеют все шансы стать лидерами глобальной экосистемы высшего образования благодаря лучшим специалистам и оригинальным учебным материалам.

Цифровая трансформация сегодня — сокращение рисков завтра

Раньше, задумываясь о цифровой трансформации, вузы рассчитывали, что она обеспечит бóльшую доступность образования, глобальный охват, индивидуальный подход и быстрое совершенствование педагогических методов. Теперь, когда университеты учитывают вероятность того, что студентам на продолжительные периоды может быть запрещено посещать кампус, снижение рисков становится не менее важной предпосылкой к цифровой трансформации: это позволит учебным заведениям продолжать набирать и обучать студентов. Вузы, наращивающие цифровую инфраструктуру, смогут беспрепятственно преодолевать любые кризисы, будь то продолжительная вспышка COVID-19 или другая катастрофа.

Об авторах

Джеймс Девейни (James DeVaney) — заместитель проректора по научно-образовательным инновациям в Мичиганском университете, основатель и исполнительный директор Центра научно-образовательных инноваций.

Гидеон Шимшон (Gideon Shimshon) — директор по цифровому обучению и инновациям в Имперском колледже Лондона.

Мэтью Раскофф (Matthew Rascoff) — заместитель проректора по цифровому образованию и инновациям в Университете Дьюка.

Джефф Маджионкалда (Jeff Maggioncalda) — генеральный директор Coursera.

Додати коментар

Користувач:
email:





У бізнесі йдеться
Не про гроші, а про людей
Так що тримайтеся!

- Fin.Org.UA

Новини

23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
19:30 - Нові індустріальні парки «МІСТО ДІЙ» та «ФУРСИ» включено до Реєстру
19:00 - Українські банки уклали кредитну угоду на 21,5 мільярда гривень для ОПК
18:44 - Міндіч заперечує свій зв’язок з виробником дронів "Файєр поінт"
18:35 - Заява Міністерства енергетики України щодо незаконного «ліцензування» енергоблока Запорізької атомної електростанції російською федерацією
18:16 - Українські банки об’єдналися для фінансування підприємства ОПК на понад 20 млрд грн
17:50 - Гендиректором "Укргазвидобування" став Юрій Ткачук
17:30 - Національний кешбек: виплата за жовтень-листопад відбудеться цими вихідними
17:20 - Затверджено порогове значення кредитної заборгованості, інформація про яку надається з Кредитного реєстру Національного банку
17:10 - Мінфін розповів про ситуацію із затвердженням місцевих бюджетів
16:46 - Повідомлення про оприлюднення проєкту розпорядження Кабінету Міністрів України «Про затвердження рішення наглядової ради Ради бізнес-омбудсмена щодо обрання Анки Фельдгузен на посаду бізнес-омбудсмена»
16:41 - Проєкт розпорядження Кабінету Міністрів України «Про затвердження рішення наглядової ради Ради бізнес-омбудсмена щодо обрання Анки Фельдгузен на посаду бізнес-омбудсмена»
16:38 - Російський бізнес пожалівся Путіну на масову націоналізацію
16:30 - Що впливатиме на економіку на початку 2026 року
16:07 - АРМА вже отримало майже 2,5 мільйона гривень за продане судно USKO MFU
16:00 - Курси валют, встановлені НБУ на 29.12.2025
15:37 - АМКУ оштрафував дві компанії за змову під час торгів Міноборони
15:12 - Міненерго до кінця грудня має надати річний план нарощення когенерації
15:09 - Швеція внесла до Фонду підтримки енергетики України додаткові 63,8 мільйони євро
15:04 - Участь Мінекономіки у засіданні Уряду 23 грудня 2025 року
15:02 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - МІСТО ДНІПРО) ІНФОРМУЄ!
14:58 - Участь Мінекономіки у роботі Верховної Ради України 22 грудня 2025 року
14:54 - Повідомлення про оприлюднення проєкту постанови Кабінету Міністрів України «Про внесення змін до деяких постанов Кабінету Міністрів України щодо окремих питань у сфері оцінки відповідності»
14:50 - Проєкт постанови Кабінету Міністрів України «Про внесення змін до деяких постанов Кабінету Міністрів України щодо окремих питань у сфері оцінки відповідності»
14:46 - У 2025 році українці зібрали 57,6 мільйона тонн зерна
14:42 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - МІСТО ДНІПРО) ІНФОРМУЄ!
14:25 - московія готується до чергового масованого удару по енергосистемі – голова "Укренерго"
14:23 - ФОП на загальній системі отримав дохід від видів діяльності, які не зазначені в реєстраційних даних платника податку: оподаткування доходу
14:21 - Щодо сплати ФОПом – платником єдиного податку четвертої групи позитивного значення різниці між сумою загального МПЗ та загальною сумою сплачених податків, зборів, платежів і витрат на оренду земельних ділянок
14:18 - До уваги осіб, які одночасно є платниками земельного податку та орендної плати!


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32549
Австралійський долар28.2121
Така0.34417
Канадський долар30.7427
Юань Женьміньбі6.0031
Чеська крона2.0458
Данська крона6.634
Гонконгівський долар5.4125
Форинт0.127686
Індійська рупія0.46817
Рупія0.0025107
Новий ізраїльський шекель13.1651
Єна0.26891
Теньге0.083207
Вона0.0291
Ліванський фунт0.00047
Малайзійський ринггіт10.3905
Мексиканське песо2.3468
Молдовський лей2.5055
Новозеландський долар24.4853
Норвезька крона4.1952
Саудівський ріял11.2149
Сінгапурський долар32.7548
Донг0.0015993
Ренд2.5223
Шведська крона4.5814
Швейцарський франк53.2857
Бат1.35519
Дирхам ОАЕ11.4528
Туніський динар14.5635
Єгипетський фунт0.8844
Фунт стерлінгів56.7692
Долар США42.0637
Сербський динар0.42217
Азербайджанський манат24.7434
Румунський лей9.7358
Турецька ліра0.9799
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.649
Болгарський лев25.3228
Євро49.5552
Ларі15.6023
Злотий11.7401
Золото189740.52
Срібло3129.08
Платина100323.61
Паладій77128.42

Курси валют, встановлені НБУ на 29.12.2025