Нестабильная стабильность постсоциалистических систем

27.09.2020 08:12 | Укррудпром

koine.community, 25 сентября 2020. Опубликовано 07:20 27 сентября 2020 года На месте “демократически трансформируемых” обществ возникли неожиданные политико-экономические системы, для которых сложно подобрать термин — тут говорят и о мафиозном государстве, и о системной коррупции, и о нелиберальной демократии, и о патрональных моно- или поли-пирамидальных системах.

Между формами собственности и политико-правовой системой есть прямая корреляция. Эту связь выражали по-разному. Например, аксиомой либерализма является утверждение, что политическая и экономическая свобода обосновывают друг друга, устанавливая ряд неприкосновенных индивидуальных прав на собственность и на гражданские свободы. А многообразные левые политэкономические теории сходятся в понимании того, что социальное равенство возможно при экономическом равенстве, обусловленным общественно управляемой собственностью.

Однако практика применения этих теорий в разных обществах дает разные результаты. “Реальный социализм” ХХ века можно описать как государственно-корпоративный капитализм, с минимальными гражданскими и собственническими правами (см., например, тут или тут). После распада “социалистического блока” в Европе и Евразии, постсоциалистические общества вошли в период экономической и политико-правовой многоукладности, совпавшие по времени с политико-правовой неуправляемостью.

Эту неуправляемость долгое время считали “глубочайшей трансформацией”, транзитом к либеральной демократии. Однако, и в центрально-восточной Европе, и в постсоветских обществах, период неуправляемости завершился к первому десятилетию ХХI века. Ценность прав и свобод здесь упала, а на месте “демократически трансформируемых” обществ возникли неожиданные политико-экономические системы, для которых сложно подобрать термин — тут говорят и о мафиозном государстве, и о системной коррупции, и о нелиберальной демократии, и о патрональных моно- или поли-пирамидальных системах. Но всякая попытка дать всеобъемлющее определение наталкивается на все еще избыточную многоукладность форм экономической жизни, имущества, собственности, политики и само(дез)организации людей и малых и больших групп, живущих в восточной Европе и северной Евразии.

По моему мнению, эта сложность и неопределимость связана с параллельными процессами модернизации и демодернизации, которые подрывают любые наметки на кристаллизацию социальных, политических и экономических структур. Коллективные рывки к свободе заканчиваются все большим числом институтов, контролирующих мысль, речь, чтение и общение, а также подрывом основ конституционной демократии. Национализация и приватизация в равной мере ведут к единому результату — экономическому выигрышу нескольких семей и проигрышу всего остального населения и госбюджета. Попытки борьбы с коррупцией и установлением верховенства права почему-то ведут к снижению национального суверенитета, и увеличению влияния мир-системного ядра и ряда субнациональных сословий.

В аспекте прав собственности, эта противоречивая проявляется в виде растущей пропасти между имуществом и собственностью. В современной теории собственности различие между имуществом и собственностью является ключевым для понимания социально-экономического развития. Гуннар Хайнзон и Отто Штайгер суммируют это деление так: современные экономики основаны на частной собственности, а традиционные экономики — на имуществе (пользовании благами). Имущество нуждается в неформальных институтах насилия, а собственность — в функциональной правовой системе и развитой финансовой системе.

Неуправляемость 1990-х породила условия для того, чтобы институции собственности и имущества конкурировали между собой. Модернизация работала на первую, а демодернизация — на вторую. Реальная политическая система к 2020 году установилась в виде своего рода двойственной системы, где формальная часть дает шанс на существование собственности, а другая — на эффективность управления имуществом. В этой связи, у каждого государственного и общественного института есть формальная и неформальная сторона. У полиции — соблюдение прав граждан и политического порядка, и в то же время — обслуживание интересов национальных и местных кланов. У суда — доступность справедливости для граждан и защита владельцев имущества. У правительства — исполнение государственных конституционных властных полномочий и управление теневой властью-имуществом. У гражданства — реально полноправные граждане, формально полноправное большинство и формально неполноправные не(до)граждане.

Эта раздвоенность, кажется, делает социальную, политическую и экономическую системы нестабильными и хрупкими. Но при этом, они уже третий десяток лет существуют, и воспроизводятся, несмотря на попытки изменения — либо под давлением протестных движений граждан, либо под давлением национальных структур (например, ЕС).

Восточноевропейские и североевразийские социально-экономические и политико-правовые системы эволюционировали и создали особый ареал Мир-Системы, где двойственности и противоречия собственности и имущества — основа, меж- и внутринациональные конфликты — движитель коловращения, не дающего этим системам распасться, а консервативное идеологическое творчество обеспечивают их смыслом существования при полной социальной недоговороспособности.

Михаил МИНАКОВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Futures and options
Speculating on the price
Risky but rewards

- Fin.Org.UA

Новини

19:00 - Відбулося засідання Штабу з ліквідації наслідків надзвичайних ситуацій у столиці та на Київщині.
18:30 - Окупанти знімають з себе відповідальність за зруйновані будинки – ЦНС
18:05 - Утримання доріг Харківщини профінансовано на 15% – Служба відновлення
17:45 - Внаслідок обстрілу московія Бурштинська ТЕС "на нулі"
17:30 - Денис Шмигаль провів зустріч із Міністром енергетики Румунії Богданом-Груєю Іваном
17:10 - Логістичний центр "Рошен" в Яготині зруйнований майже повністю
16:53 - На Одещині без світла одночасно перебувають до 60% побутових клієнтів та бізнесу – Кіпер
16:36 - МАГАТЕ закликає Росію до стриманості на тлі втрати потужності українським АЕС
16:30 - Денис Шмигаль відвідав енергооб'єкти на заході країни
15:25 - Ушкодження об’єктів енергетики значні – Зеленський
14:48 - США витісняють "Газпром" з європейського ринку – СЗРУ
14:15 - Міненерго та ПРООН обговорили посилення співпраці для зміцнення енергетичної системи України
13:40 - Україна отримала 300 генераторів від партнерів з SECI
13:25 - СБУ уразила московитський завод, задіяний у виробництві пального для ракет
13:00 - Концесійний конкурс на термінали порту Чорноморськ затягується: яка причина
11:36 - московіяни суттєво пошкодили обладнання теплоелектростанцій ДТЕК
11:03 - На українсько-молдовському кордоні відновили пропуск вантажівок
10:43 - московія атакувала енергооб’єкти у восьми областях – "Укренерго"
10:20 - АЕС знизили потужність генерації після масованого російського удару
10:07 - На Київщині після атаки московія горять склади "Рошен"
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 07.02.2026
23:59 - Гойдалки Рекордів: Тиждень Тріумфу та Напруги на Світових Ринках
23:45 - Weekly Exchange Market Summary (Feb 2-6, 2026)
23:24 - Різкі коливання ціни срібла: критичний історичний аналіз та перспективи відновлення
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:38 - 173 тонни енергетичного обладнання від партнерів скерували сьогодні на потреби енергокомпаній, – Денис Шмигаль
21:33 - Різкі коливання ціни біткойна: історичний аналіз та перспективи на 2026 рік
21:00 - Новини 6 лютого: максимум міжнародних резервів, прогноз про повернення біженців в Україну
20:40 - Свириденко розповіла про компанії, які першими подалися на страхування від воєнних ризиків
20:13 - В "Енергоатомі" пояснили, чому неможливо використовувати Запорізьку АЕС спільно з московія


Більше новин