Программа МВФ для Украины: миссия не выполнена

24.09.2020 08:12 | Укррудпром

Апостроф, 21 сентября 2020. Опубликовано 08:00 24 сентября 2020 года У фонда все больше вопросов к украинской власти.

Сотрудничество Украины с Международным валютным фондом в очередной раз поставлено на паузу. Причиной тому — угроза независимости антикоррупционных органов страны. “Апостроф” разбирался, почему власти провалили работу по взаимодействию с МВФ, нужны ли на самом деле Украине деньги фонда, и что будет, если новые транши в ближайшей перспективе к нам не поступят.

Международный валютный фонд (МВФ), по сути, приостанавливает сотрудничество с Украиной по программе финансирования stand-by, в рамках которой наша страна ранее получила 2,1 миллиарда долларов. Такой сигнал был послан фондом 10 сентября — официальный представитель МВФ Джерри Райс прямым текстом заявил, что продолжение программы будет зависеть о того, сохранят ли свою независимость антикоррупционные органы Украины — Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) и Высший антикоррупционный суд (ВАКС).

Министр финансов Сергей Марченко, в свою очередь, говорит о “нормальном процессе диалога” с МВФ, но при этом признает, что у фонда есть вопросы, в том числе, политического характера.

Он также рассказал, что приезд миссии МВФ (которая должна оценить перспективы выделения нового транша — “Апостроф”) планировался на июль, однако затем был отложен на неопределенное время.

Заявление о независимости указанных структур имеет вполне конкретную причину — в конце августа Конституционный суд Украины признал неконституционным президентский указ (указ тогдашнего главы государства Петра Порошенко от 16 апреля 2015 №218/2015) о назначении директором НАБУ Артема Сытника.

Кстати, 16 сентября КС Украины признал несоответствующими Конституции целый ряд положений закона о НАБУ, в том числе, наделение президента полномочиями по созданию самого антикоррупционного нацагентства. Вряд ли это решение будет способствовать возобновлению сотрудничества с МВФ. Как, впрочем, и отставка главы САП Назара Холодницкого, произошедшая в августе.

Кроме того, как ранее отмечали собеседники издания, в фонде прекрасно понимают, что никакой реальной борьбы с коррупцией в Украине не ведется, все схемы как действовали, так и действуют, а последние атаки на антикоррупционные органы лишь усугубляют общую ситуацию.

Непрозрачность и неэффективность

“Апостроф” ранее писал, что одной из причин, по которым МВФ может “заморозить” сотрудничество с Украиной в рамках текущей программы, является готовящаяся отставка правительства в разгар работы над проектом госбюджета на 2021 год — фонд перед тем, как выдавать стране новый транш, помимо прочего, внимательно изучает государственный бюджет на предмет его реалистичности.

Впрочем, отставки Кабмина пока не произошло, бюджет подан в Верховную Раду, а потому на этом направлении все вроде бы успокоилось.

Однако МВФ, по данным источников издания, был крайне недоволен тем, как правительство распоряжается средствами фонда — ведь деньги были предоставлены на преодоление последствий распространения коронавируса.

Как известно, Кабинет министров создал специальный фонд для борьбы с эпидемией коронавируса в размере 66 миллиардов гривен, однако на сегодня есть вопросы к тому, как тратятся эти средства.

Так, в мае премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что 20 миллиардов гривен из этого фонда были направлены на… пенсионную реформу.

В июле министр финансов Сергей Марченко рассказал, что фонд практически исчерпан, но в начале сентября он же заявил, что его потратили лишь на 29% (в объеме 19,1 миллиарда гривен).

“Основная проблема здесь — отсутствие прозрачности: непонятно, сколько и на что было потрачено, что находится в процессе и тому подобное, — сказал в комментарии “Апострофу” эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Егор Киян. — Нам предоставляют какие-то цифры, и проверить, на что эти 29% были направлены, мы не можем. Не говоря о том, потрачены ли эти деньги, или это только проектные расходы”.

При этом, по словам Кияна, само законодательство, касающееся использования средств фонда, является довольно расплывчатым, что чисто юридически позволяет направлять из него деньги на не связанные напрямую с коронавирусом цели. “Но с точки зрения логики, особенно учитывая заявления со стороны Кабмина, в частности, о том, что 35 миллиардов гривен были направлены на дороги, показывает лишь то, что этот фонд является, скорее, фондом дерибана, а не борьбы с коронавирусом”, — заявил эксперт.

То есть можно с уверенностью говорить о том, что средства фонда используются неэффективно.

Отдельный вопрос — как наполнялся этот фонд. “В него направляли средства, которые снимались с различных министерств, и при этом пострадали, например, образование, и, как ни парадоксально, само здравоохранение. Деньги на медицину брали у медицины!”, — возмущается Егор Киян.

При этом неэффективность Кабмина выходит далеко за рамки борьбы с COVID-19.

“Кабмин демонстрирует политику тушения пожаров и ручного управления, краткосрочные цели превалируют над долгосрочными. Это касается, в том числе, и коронавируса — проблему начнут решать, когда уже будет поздно”, — резюмировал эксперт.

С этим согласен директор экономических и социальных программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. “К сожалению, сегодня мы не видим конкретных планов государства по выходу из коронавирусного кризиса. И то, каким образом будут восстанавливаться отрасли (пострадавшие в результате коронакризиса, — “Апостроф”), неизвестно”, — сказал он изданию.

Опасный дефицит

Украинская власть продолжает делать вид, что все не так уж плохо, и высказывает надежды на то, что в нынешнем году новый транш МВФ все же будет.

Но так ли уж нужны нашей стране деньги фонда?

Прежде всего, нужно помнить, что средства МВФ — это не подарок, а кредит, отметил Василий Юрчишин.

“На сегодня Украина имеет резервные запасы, которых хватит на 3,5-4 импортных месяца (по состоянию на 1 сентября, золотовалютные резервы Украины составляли более 29 миллиардов долларов — “Апостроф”). Эти показатели являются достаточно удовлетворительными, поэтому беспокоиться из-за отсутствия транша МВФ не нужно”, — сказал эксперт.

Но нашей стране нужно выплачивать миллиардные долги, а в бюджете образовалась огромная дыра.

“В краткосрочном периоде проблем с погашением внешнего долга не будет, но доступ к рынкам заимствования усложнится, так как программа МВФ — это то, на что ориентируются инвесторы, когда оценивают риски страны, — заявила в разговоре с “Апострофом” заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко. — В связи с этим Украине будет дороже финансировать огромный бюджетный дефицит, заложенный на 2020 и 2021 годы (7,5% и 6% соответственно — “Апостроф”). Если не отказаться от части расходов, придется занимать средства под высокий процент, что плохо для макроустойчивости и фискальной стабильности”.

Президент инвестиционной группы “Универ” Тарас Козак также обращает внимание на огромный бюджетный дефицит (в “живых” деньгах в 2020 году он составит почти 300 миллиардов гривен, в 2021-м — 270 миллиардов гривен). На своей странице в Facebook он написал, что “в условиях высокой коррупции и при отсутствии реформ правоохранительной и судебной систем эти средства могут быть просто разворованы”.

Кроме того, по его словам, в бюджете есть и скрытый дефицит в виде государственных гарантий: “В частности, только на строительство дорог предусмотрено 71 миллиард гарантий. Традиционно государственные гарантии в Украине превращаются в будущие расходы бюджета”.

В связи с этим вывод эксперта однозначен: без помощи МВФ и других международных организаций бюджет-2021 выполнить будет нереально.

Виктор АВДЕЕНКО, Анастасия ШКАЛЕВА


Додати коментар

Користувач:
email:





Stock prices rising
Investors feeling hopeful
Bull market prevails

- Fin.Org.UA

Новини

20:35 - Ситуація в енергосистемі. Оперативна інформація на 19:00
20:15 - Apple вимагає від Telegram заблокувати низку каналів для користувачів з українськими SIM-картками
20:08 - Банки готові збільшити кредитування бізнесу та населення – НБУ
20:02 - Найдорожча технокомпанія Європи ASML офційно змінила гендиректора
19:29 - Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів в Україні – дослідження
19:17 - Патроне став віцепрезидентом ЄБРР. Хто очолив банк по Україні та Молдові
18:59 - Аналітична записка про стан роботи зі зверненнями громадян у І кварталі 2024 року
18:50 - Експерти Консультативної Ради при Міністерстві економіки України вітають прогрес щодо запуску програми Ukraine Facility
18:48 - Литва майже припинила імпорт зерна з московії та Білорусі
18:47 - Mercedes-Benz презентувала електричний G-Wagen
18:23 - Туреччина наростила закупівлі російської нафти до історичного рекорду
18:21 - Оновлено порядок здійснення безвиїзного нагляду та виїзних перевірок  фінансових установ з питань фінансового моніторингу, валютного та санкційного законодавства
18:10 - Байден підписав закон з 61 млрд доларів на підтримку України
18:07 - У Харкові запровадили нові проєкти для підтримки місцевого бізнесу
17:52 - Інформація щодо проведення Міжнародної весільної виставки “SHANGHAI WEDDING EXPO 2024” (07 – 09 серпня 2024 р., м. Шанхай, Китай)
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 24.04.2024
17:18 - Україна підписала Меморандуми про взаємне визнання Дипломів / Свідоцтв фахівця моряків з Португалією та Грузією
17:04 - Мазепа про свою справу: проблема в "сірих зонах" законів, а не в вертикалі Зеленського
17:00 - Офіс генпрокурора після аудиту закрив п'яту частину справ проти бізнесу
16:47 - Boeing звітує про падіння доходів через скорочення поставок
16:35 - Центр розмінування ДССТ отримав 10 позашляховиків, закуплених німецькими партнерами за ініціативи Мінекономіки
16:31 - Автобуси тепер можуть обирати в "єЧерзі" час перетину кордону з Молдовою
16:26 - Центр розмінування ДССТ отримав 10 позашляховиків, закуплених німецькими партнерами за ініціативи Мінекономіки
16:24 - Держаудитслужба розпочала аудит Науково-дослідного інституту вогнетривів
16:14 - Мінветеранів обговорило з представниками ОВА та територіальних громад законопроєкт щодо засад ветеранської політики
16:06 - ДТЕК відновив електропостачання споживачів Святошинського району Києва
15:48 - Банкіри очікують зниження Нацбанком облікової ставки до 14%
15:48 - Справа про оборудки із землею: крім Сольського, підозру отримав його заступник
15:43 - Мін’юст: Урядовий законопроект про звернення ухвалений в першому читанні
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 25.04.2024


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.6704
Канадський долар28.8388
Юань Женьміньбі5.4473
Чеська крона1.6715
Данська крона5.6565
Гонконгівський долар5.0393
Форинт0.107269
Індійська рупія0.47372
Рупія0.0024433
Новий ізраїльський шекель10.4525
Єна0.25477
Теньге0.08896
Вона0.028811
Мексиканське песо2.3308
Молдовський лей2.2073
Новозеландський долар23.4185
Норвезька крона3.5966
московський рубль0.42673
Сінгапурський долар28.9955
Ренд2.057
Шведська крона3.6294
Швейцарський франк43.1667
Єгипетський фунт0.824
Фунт стерлінгів49.075
Долар США39.4716
Білоруський рубль14.347
Азербайджанський манат23.2159
Румунський лей8.4785
Турецька ліра1.2137
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9715
Болгарський лев21.5692
Євро42.1833
Злотий9.7656
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото91400.04
Срібло1070.47
Платина36045.86
Паладій40324.58

Курси валют, встановлені НБУ на 25.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861043.871043.871043.871043.872233881.80
2280431077.331077.331077.331077.33104501.01
2289101069.981069.981069.981069.9853499.00
229025983.59983.59983.59983.591827510.22
229470919.34919.34919.34919.34367736.00
2302621055.81055.81055.81055.8221718.00
CRSR061023.781023.781023.781023.785118.90
FSTF021014.051014.051014.051014.051014.05
USGK78454545454545454522725000.00
XS12141600016000160001600016000.00

Дані за 24.04.2024