Краткий обзор проекта госбюджета Украины на 2021 год, который можно назвать “Инфляционным бюджетом”
21.09.2020 11:37 | Erik Nayman
Десять важных фактов нового госбюджета

Дефлятор ВВП (показаель инфляции для целей расчета изменения реального ВВП) можно оценить на уровне 8,1%.
Напомним - по итогам августа за последние 12 месяцев инфляция составила 2,5% , а в промышленности цены даже упали на 7,1%.
Базовая инфляция (инфляция без учета изменчивых цен на продукты питания и энергоносители) составила 3,1%.
То есть в госбюджете заложено существенное ускорение инфляции.
Причем намного выше цели инфляционного таргетирования НБУ на уровне 5%.
Инфляция является еще одним видом скрытого налогообложения. К инфляции страны прибегают, когда не могут собрать необходимую сумму традиционных налогов. А главным инструментом для раскручивании инфляции является бюджетный дефицит и повышение регулируемых государством тарифов (например, коммунальных и цен на газ и электроэнергию) с последующим изъятием полученных сверхдоходов в виде традиционного налога или дивидендов о госпредприятий в пользу государства.
Какие последствия прогноза по высокой инфляции?
1. Если инфляция окажется по факту намного ниже бюджетного прогноза, то это приведет к существенному недовыполнению доходов госбюджета. Так, по нашим оценкам, каждый 1% инфляции ниже уровня прогноза снизит доходы госбюджета на 16 млрд.грн.
Кстати, и наоборот. Каждый 1% свыше прогноза по инфляции дает бюджету дополнительные 1 млрд.грн. доходов. Именно по этой причине в давние времена Минфин предпочитал занижать прогнозы по инфляции, которая затем по факу традиционно оказывалась выше, Минфин спокойно перевыполнял доходы госбюджета и власти получали внебюджетный финансовый ресурс.
2. Если прогнозы по высокой инфляции оправдаются или даже по факту инфляция окажется выше, это поддержит экономический рост в Украине, одновременно выдавливая украинцев из гривневых сбережений в покупку товаров и на формирование валютных сбережений.
То есть курс гривны при высокой инфляции и значительном бюджетном дефиците практически обречен на небольшое снижение.

Это примерно на 8% выше ожидаемого среднегодового курса 2020 года.
То есть закладывается вполне умеренная девальвация. Вот только правительство недвусмысленно намекает, что ему выгодна более слабая гривна и если фактическая инфляция и курс окажутся выше, это поможет исполнить госбюджет. Ситуация 2019 года ярко показала, что крепкий курс гривны и дефляция вредят и украинской экономике и госбюджету.
По заявлению Минфина, новый курсовой прогноз согласован с НБУ. Правда непонятно, согласовал ли НБУ этот прогноз с МВФ. Ведь в монетарных прогнозах Нацбанка от августа текущего года заложено резко торможение печатного станка:
- монетарная база, как предполагает НБУ, в следующем году вырастет лишь на 3,5% против прогноза +20,7% в текущем году;
- широкая денежная масса М3 вырастет на 10,7% против +19,5% в текущем году.
Впрочем, НБУ может увеличить скорость обращения уже выпущенной в 2020 году гривны через удержание низкой учетной ставки. Рост инфляции в таких условиях будет делать гривневые активы менее привлекательными, подталкивая вверх и скорость обращения гривны (все стремятся быстрее избавиться о слабой валюты) и инфляцию с девальвацией.
Раскручивание инфляционных ожиданий с подачи Кабинета министров также помогает ему решать проблему наполнения бюджета.
В этом поведении украинские власти, скорее всего неосознанно, копируют поведение американского центробанка. ФРС США в августе объявила о переходе к модели управления инфляционными ожиданиями, не в силах раскрутить саму инфляцию.
Небольшой рост инфляции выше ранее известных таргетов - в Украине 5%, а в США 2% - сейчас признан благом.

Это меньше, чем заложено в бюджет 2020 года - 7% ВВП и 300 млрд.грн.
Но все равно бюджетный дефицит остается стимулирующим.
В этом Украина также по сути копирует модель поведения США. Причем приоритеты в расходах госбюджета также схожие - медицина, образование и инфраструктура.
А растущий госдолг даже при стабильных процентных ставках будет увеличивать долговую нагрузку на госбюджет - и в США и в Украине. Рост процентных ставок при этом будет ухудшать показатели госбюджета.
Поэтому власти постараются подстегнуть инфляцию при сохранении низких учетных ставок и сдерживая рост доходности гособлигаций.
Причем и в США и в Украине стоит одинаковая проблема - кто купит растущий объем гособлигаций.

Наверняка будут проведены еще один-два выпуска еврооблигаций суммарно на $2-3 млрд.
От МВФ даже Кабмин денег для покрытия дефицита не ждет.
Поэтому еще 180-200 млрд.грн. придется привлекать за сче выпуска ОВГЗ. Иностранные инвесторы может быть и вернуться с покупками гривневых ОВГЗ (валютные им не интересны, так как Украина размещает гораздо более доходные евробонды), но для этого они потребуют премию или в виде низкого курса гривны или в виде высоких процентных ставок.
На существенный рост процентных в гривне мы бы пока ставку не делали. Тем более, что они все равно выше даже ожидаемой более высокой инфляции. А значит, главным козырем для иностранных инвесторов может стать девальвация гривны. Например, если в начале 2021 года выгнать курс гривны к 32 грн/долл и потом "гарантировать” стабильность или даже плавное укрепление гривны, на это могут поддаться некоторые иностранные инвесторы. Хотя и этот сценарий выглядит пока маловероятным.
А значит, главными покупателями гривневых ОВГЗ выступят украинские банки. И в первую очередь госбанки. И кредиты рефинансирования от НБУ им будут в помощь.

Тотальная приватизация по госссектору плачет.
Как вы думаете, сколько стоит в Украине бизнес, который приносит $1 млрд. в год дивидендов?
Даже в США, когда речь идет не о технологических компаниях, а о компаниях традиционного бизнеса (например, Cocal-Cola) рыночная капитализация обычно превышает дивиденды в 30 раз (дивидендная доходность 3% годовых). То есть, даже в США это “предприятие” стоило бы $30 млрд. А в Украине, с учетом страновых рисков, эта суммы была бы в раз меньше - например, $10 млрд.
Но действительно ли стоят ВСЕ украинские госпредприятия $10–30 млрд? Конечно же нет. Просто воруют много. Очень много. И по дороге до госбюджета теряются миллиарды долларов недополученных государством дивидендов.
Навести порядок с госсобственностью не получилось еще ни у одной власти. А значит, или смириться с воровством, или пригласить иностранных силовиков для наведения порядка, или тотальная приватизация.
Судя по госбюджету, украинские власти пока предпочитают первое. Как и все предыдущие власти.

Ситуация с этими расходами выглядит как еще один мировой тренд - власти раздают деньги нуждающимся (в Украине это как прямая поддержка малоимущих, так и повышение зарплат бюджетникам) за счет расширения бюджетного дефицита.
Мир и Украина становятся еще на один шаг ближе к модели безусловного дохода.




Схема финансового лизинга выглядит для потребителя намного привлекательнее, поэтому ждем инноваций от украинских госбанков именно в части финансового лизинга на покупку жилья. Готовьтесь встать в очередь за уникально дешевыми деньгами.

Новый госбюджет Украины в последующих подачах обычно еще мягче, чем в первой. То есть существует риск еще большего наращивания показателей расходов и доходов госбюджета.
Источник роста уже определен - инфляция и девальвация.
Правительству только останется организовать эффективное финансирование дефицита бюджета при помощи НБУ. И главное чтобы МВФ был не против.
Госбюджет-21 ведет к повышению прогнозов по показателям номинального ВВП (в грн), по инфляции и курсу грн/долл., которые мы будем обновлять в ноябре в рамках подготовки к ежегодному мастер-классу Эрика Наймана.