Двухколесный дефицит. Как велосипед для жителей “первого мира” стал важнее авто

14.07.2020 19:12 | Укррудпром

Деловая столица, 14 июля 2020. Опубликовано 18:37 14 июля 2020 года Одно из последствий пандемии Covid-19 — резкий рост спроса на велосипеды при одновременных проблемах с их поставками от крупнейших производителей. В результате в некоторых регионах планеты возник дефицит велосипедов.

Суперспрос на два колеса

Пандемия коронавируса привела к значительному росту спроса на велосипеды во всем мире. Причин тут одновременно несколько. Во-первых, возросла роль личного транспорта в противовес общественному, где люди теперь боятся заразиться Covid-19. Денег у них, между тем, больше не стало, так что те, кто прежде не мог позволить себе машину, не могут позволить ее и сейчас — велосипед же в этом плане куда более доступный товар.

Во-вторых, из-за перехода на удаленную работу (из дома), люди стали меньше ездить по своему городу. Или, скажем, на работу из пригорода в центр города. А ведь это для очень многих было основное использование личного автомобиля. Человек работает дома — и для него актуальны поездки в пару-тройку магазинов по соседству, к друзьям, на прогулку и т.п. Тут уже более востребован как раз становится велосипед — и дешевле, и для здоровья полезнее.

ЗОЖ, кстати, стал третьей причиной роста спроса. Ведь поездка на велосипеде — это еще и способ заняться спортом без похода в тренажерный зал. А сократившийся автомобильный трафик сделал поездки на своем велосипеде более безопасными.

В общем спрос на велосипеды в странах “первого мира” вырос настолько, что местные производители вместе с азиатскими просто не могут его сейчас удовлетворить. Многие магазины по всему миру продают велосипеды практически сразу, как поступает новая партия, пишет британская газета Financial Times в статье “Мировая нехватка велосипедов тормозит велосипедную революцию”.

“Это тот случай, когда продажи велосипедов на основных рынках превышают их предложение”, — цитирует издание слова ветерана велосипедной индустрии и консультанта Human Powered Solutions Джея Таунли.

Также FT приводит данные исследовательской компании Foxintelligence, согласно которым продажи велосипедов во Франции выросли в апреле на 350% из-за распространения коронавируса.

Французская сеть магазинов спорттоваров Decathlon сообщила, что у них все дешевые велосипеды были распроданы, и тысячи людей ждут новых поставок. Чтобы удовлетворить спрос, компания даже начала скупать использованные велосипеды, ремонтировать их и перепродавать.

“Мы увидели огромный скачок”, — сказал руководитель отдела внешних связей Decathlon International Ксавье Ривуар, описав ситуацию как “велосипедный бум”.

Лондонский производитель складных велосипедов Brompton также столкнулся с резким увеличением спроса. “У нас никогда не было таких активных продаж, — цитирует издание исполнительного директора компании Уилла Батлер-Адамса. — Спрос превышает наши возможности”.

Brompton не будет принимать новые заказы до октября, однако они начали продавать велосипеды напрямую через интернет-магазин.

Пока, судя по всему, наибольший всплеск спроса на велосипеды наблюдается в Европе и США. В американской компании Turin Bicycle с магазинами в Чикаго и Денвере заявляют, что все велосипеды стоимостью меньше тысячи долларов были проданы за последнее время. “Я в этом бизнесе уже 55 лет и пережил много взлетов и падений, однако раньше ничего подобного не случалось”, — сказал журналистам совладелец компании Ли Кац.

Еще одна грань резко возросшего спроса на велосипеды и их дефицита в продаже — увеличение спроса на услуги по их ремонту. “Ремонтные работы забронированы на две-три недели вперед”, — утверждает работник парижского магазина Cycable Марк Матеус, по словам которого такая ситуация возникла после снятия ограничений.

Как пишет Financial Times, сейчас многие потенциальные покупатели задаются вопросом, почему производители не увеличивают объемы выпуска. По мнению экспертов, производители в Европе и США скованы необходимостью соблюдать социальную дистанцию на их заводах, а также страдают от нехватки персонала из-за болезни и самоизоляции.

Другая же причина дефицита заключается в том, что два крупнейших производителя велосипедов в Азии — Китай и Тайвань, — одними из первых попали под удар пандемии. Это привело к массовым сбоям в цепочках поставок, а также к закрытию заводов и портов. Теперь чтобы восстановить всю инфраструктуру производства и поставок, потребуется еще несколько месяцев.

Велосипедный ажиотаж в цифрах

Если посмотреть на статистику в масштабах всего мира, то становятся видны две тенденции. Первая — основной рост спроса сосредоточен в Европе и США, меньше — в Латинской Америке и на постсоветском пространстве. А вот в Азии рост совсем не такой сильный: там в большинстве регионов велосипед — не мода, не средство для ЗОЖ и не альтернатива личному авто или общественному транспорту. Там это — основной повседневный транспорт, и для его обладателей пандемия мало что поменяла.

Вторая тенденция — спрос на велосипеды в масштабах всего мира начал расти еще несколько лет назад. И как раз тогда он наиболее интенсивно рос в Азии.

В США, по данным исследовательской компании NPD Group, беспрецедентный рост продаж велосипедов начался в марте, затем ускорился в апреле: тогда продажи велосипедов, запчастей, шлемов и других аксессуаров выросли на 75% по сравнению с прошлым годом, до $1 млрд. В прошлые годы апрельские продажи колебались между $550 и $575 млн.

Самый большой рост продаж в Штатах показали велосипеды, подходящие для семейного использования, поездок по окрестностям, а также велосипеды в бюджетной ценовой категории. Продажи велосипедов для отдыха и развлечений (самые распространенные взрослые велосипеды, по цене менее $200) выросли на 203%; продажи горных велосипедов — более чем на 150%; детских велосипедов — на 107% за месяц. Также стали значительно больше продавать аксессуаров, включая шлемы (+49%), крепления для бутылок с водой (+60%) и корзины для велосипедов (+85%).

На сегодняшний день в США популярные модели велосипедов в крупных магазинах, таких как Walmart, полностью распроданы. А небольшие точки не могут удовлетворить спрос на велосипеды “семейного типа”: недорогие и простые в управлении модели. По словам отраслевых экспертов (их цитирует Associated Press), сегодня велосипедная индустрия демонстрирует самый большой рост продаж после нефтяного кризиса 1970-х.

Впрочем, тенденция роста спроса на велосипеды как на современный и экологически чистый городской транспорт началась еще несколько лет назад. В самых разных городах мира от Азии до Европы, городские власти создают велосипедные дорожки и обеспечивают преимущества велосипедов перед другими видами транспорта. В Лондоне, например, планируют запретить автомобили на некоторых центральных улицах. А в Риме и Праге это уже сделали. В Италии правительственный план экономической поддержки вообще предусматривает выплату гражданам 500 евро в качестве компенсации стоимости велосипеда.

США получают 90% продаваемых в стране велосипедов из Китая, и, в частности, поэтому сейчас испытывают дефицит: немногие сохранившиеся американские производства невозможно быстро масштабировать. (В Европе ситуация похожая.) При этом в США до пандемии продажи велосипедов были отраслью с оборотом в $6 млрд, которая ожидала снижения продаж в 2020-м — в том числе из-за планов Дональда Трампа установить высокие тарифы на многие импортируемые из Китая товары.

Надо сказать, что еще в январе аналитическая компания ResearchAndMarkets оценивала рост глобального рынка велосипедов в 2019-2024 гг. в 7,78%. В основном из-за того, что имелся повышающийся спрос на них в качестве альтернативного вида транспорта. Этот спрос стимулировала растущая среди потребителей популярность здорового образа жизни в сочетании с благоприятными правительственными инициативами.

При этом Азиатско-Тихоокеанский регион признавался самым быстрорастущим на мировом рынке велосипедов. Китай, Япония, Австралия, Индия и Южная Корея лидировали темпам спроса. Но это было до коронакризиса. Теперь же на фоне всплеска спроса на велосипеды в Европе и США медленный азиатский рост просто теряется, становится статистически незначительным.

Исследовательская группа Grand View Research, Inc. еще в 2018-м прогнозировала, что к 2025 г. объем мирового рынка мотоциклов и велосипедов достигнет $75,47 млрд, увеличившись на 6,1%. Там ожидали, что дорожные велосипеды станут самым быстрорастущим сегментом: люди предпочитают их из-за простоты использования. Также они не требуют сложного оборудования, необходимого для горных и гибридных велосипедов.

Понятно, что пандемия внесла свои коррективы. С одной стороны — нынешний всплеск спроса в США и Европе. Хотя вряд ли он станет долгосрочной тенденцией после того, как рынок вновь будет насыщен. С другой стороны — провал производства велосипедов в Азии. Второй фактор аналитическая компания ResearchAndMarkets сейчас учитывает особо. Там ожидают, что мировой рынок мотоциклов и велосипедов сократится с $78,4 млрд в 2019 г. до $77,3 млрд в 2020-м при совокупном годовом росте (CAGR) на уровне -1,5%. Снижение в основном связано с замедлением экономического роста в разных странах из-за вспышки COVID-19 и мер по ее сдерживанию. Далее ожидается, что рынок восстановится и будет расти в среднем на 9% в год с 2021-го, достигнув $97,4 млрд в 2023 г.

Получается интересная разбалансировка рынка. С одной стороны (Европа, США) — быстрый рост продаж, в основном за счет имевшихся у дилеров запасов. С другой стороны (Азия) — проседание из-за остановки производств и логистики. Можно предположить, что ситуация сбалансируется к концу года. Продажи сохранятся выше уровня 2019 г., но уже не будут ажиотажными, а производители восстановятся и наполнят рынок. В дальнейшем мировой рынок велосипедов будет расти достаточно ровно, но уже на более высоком уровне — таково одно из немногих положительных последствий пандемии.

А что в Украине? По признанию торговцев велосипедами, с которыми поговорил обозреватель “Деловой столицы”, спрос на “двухколесных друзей” в нашей стране во время карантина вырос — но не настолько, чтобы его можно было назвать ажиотажным. Некоторые самые популярные модели действительно стало трудно найти в продаже — но не невозможно. Так что про дефицит велосипедов в Украине пока говорить не приходится. Однако торговцы признают, что уже заказали увеличенные партии как у зарубежных поставщиков, так и у отечественных производителей.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Додати коментар

Користувач:
email:





Bull markets and bears,
Ebb and flow of fortunes made,
A dance of the wealth.

- Fin.Org.UA

Новини

21:00 - Новини 16 жовтня: Взимку на Україну чекають тривалі відключення, московія атакувала газову інфраструктуру вшосте за місяць
20:40 - У НБУ вважають "небезпечним" третє підвищення податків для банків
20:20 - Після заяв Трампа: НПЗ Індії сигналізують про відмову від нафти московія
19:50 - Депутати хочуть понад вдвічі роздути бюджету на 2026 рік, але не знають, де брати кошти
19:20 - НБУ пропонує ускладнити закриття ФОП, щоб зупинити "дроп-схеми"
19:05 - Прокуратура виявила надміру сплачений підряднику мільйон гривень
18:50 - По всій Україні запровадили екстрені відключення світла
18:35 - Харківська прокуратура виявила приховану оренду державних земель
18:30 - Взимку на Україну очікують тривалі відключення: який можливий графік
18:25 - Україна готується до COP30 – найбільшої кліматичної конференції у світі
18:13 - Перемир’я для ремонту ЗАЕС можуть оголосити 17 жовтня – Sky News
17:55 - ЄБРР хоче розширити обсяги операцій в Україні до 3 мільярдів євро на рік
17:50 - Нацбанк показав, яким буде курс долара і євро на п'ятницю 17 жовтня
17:30 - Український бізнес за рік вдвічі збільшив використання штучного інтелекту
17:25 - Уряд спрямує Одесі 100 мільйонів гривень: на які потреби
17:24 - Про сплату авансового внеску з податку на прибуток підприємств за місце роздрібної торгівлі пальним, на якому здійснюється реалізація виключно скрапленого газу за певних умов
17:22 - Закон України № 4536: основні новації з ПДВ – продовжується дія касового методу в енергетиці та вводиться нова пільга
17:20 - Якими документами суб’єкт господарювання може підтвердити право власності, володіння, користування ПРРО?
17:19 - Податковий календар на 17 жовтня 2025 року
17:17 - Податок на нерухоме майно: внесок юридичних осіб до місцевих бюджетів Дніпропетровщини – понад 535,3 млн гривень
17:17 - Французькі компанії зацікавлені у відновленні України: в Мінекономіки зустрілися із бізнес-делегацією Франції
17:16 - Надходження рентної плати за спеціальне використання води до місцевих бюджетів Дніпропетровщини склали понад 78,2 млн гривень
17:15 - Акцизний податок з ввезених товарів: до загального фонду держбюджету від платників Дніпропетровщини надійшло майже 210,9 млн грн
17:13 - Розширюємо горизонти студентів про діяльність податкової служби
17:12 - За 9 місяців надходження від акцизу склали 129,5 млрд грн – на третину більше, ніж торік
17:11 - ДПС провела 24 тисячі фактичних перевірок у сфері обігу тютюну та алкоголю, штрафи сягнули 795 млн грн
17:00 - "Соєві правки": коли стимулювання переробки перетворюється на бар’єр для аграріїв
16:55 - Союзники Кремля не інвестуватимуть у інфраструктуру Далекого Сходу – розвідка
16:20 - Податкова розповіла, що найчастіше декларують українці
16:19 - Інтерв'ю Сергія Савчука Finance.ua стосовно практичної реалізації нового закону про "автоцивілку"


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32124
Австралійський долар27.0883
Така0.34253
Канадський долар29.6372
Юань Женьміньбі5.8428
Чеська крона1.9975
Данська крона6.4966
Гонконгівський долар5.3567
Форинт0.124505
Індійська рупія0.47413
Рупія0.0025115
Новий ізраїльський шекель12.6207
Єна0.27528
Теньге0.077608
Вона0.029369
Ліванський фунт0.000465
Малайзійський ринггіт9.8467
Мексиканське песо2.2598
Молдовський лей2.4692
Новозеландський долар23.8948
Норвезька крона4.1365
Саудівський ріял11.1011
Сінгапурський долар32.1338
Донг0.0015808
Ренд2.4054
Шведська крона4.4068
Швейцарський франк52.1588
Бат1.28012
Дирхам ОАЕ11.3356
Туніський динар14.232
Єгипетський фунт0.875
Фунт стерлінгів55.9606
Долар США41.6358
Сербський динар0.41408
Азербайджанський манат24.4945
Румунський лей9.5379
Турецька ліра0.9948
СПЗ (спеціальні права запозичення)56.8596
Болгарський лев24.8098
Євро48.5224
Ларі15.37
Злотий11.4124
Золото176635.72
Срібло2206.15
Платина69826.57
Паладій64982.66

Курси валют, встановлені НБУ на 17.10.2025