Коммунальные услуги и не только. На что еще подпишется Украина ради денег МВФ

29.05 17:48 | Укррудпром

Деловая столица, 29 мая 2020. Опубликовано 17:34 29 мая 2020 года Украина уже на финише переговоров об активизации новой программы сотрудничества с МВФ. Осталось устало оборвать финишную ленточку и получить “приз”.

29 мая стали известны новые подробности из меморандума между Украиной и МВФ перед предоставлением кредита Stand by. В частности, по данным “Украинских новостей”, Киев обязался полностью отменить сецобязательства по продаже газа для населения (режим ПСО) и убрать предусматриваемый правительственными постановлениями “потолок” цены для бытовых потребителей. То есть стоимость газа для населения будет определять только рынок, а это значит, что в перспективе возможен неограниченный рост тарифов.  Технически это требование власти выполнят так: просто не будут продлевать режим ПСО для населения с 1 июля 2020 г. и предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) с 1 мая 2021 г. При этом для обеспечения безопасности поставок газа бытовым потребителям будет создан механизм временного гарантирующего поставщика (SOLR), которого выберут на конкурсной основе к концу июня. 

Кроме того, в договоренностях с МВФ идет речь о том, что “начиная с отопительного сезона 2020-21 гг., тарифы на отопление будут пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в год до начала отопительного сезона, чтобы обеспечить адекватное отражение изменений в расходах на газ и негазовых расходах (включая капвложения) в тарифах на отопление”.

По информации агентства, украинская сторона в Меморандуме также пообещала разработать “адекватные инструменты для компаний централизованного теплоснабжения, чтобы обеспечить сбор платежей от бытовых потребителей (в том числе посредством более высоких штрафов и упрощенного правового принуждения)”. 

Таким образом, Украина продолжает выполнять требования международных кредиторов. Но ради чего? В ответ на этот вопрос мы вновь публикуем аналитическую статью эксперта Института GROWFORD и постоянного автора “Деловой столицы” Алексея Куща, который приводит аргументы, что Киев мог бы привлечь кредитование на лучших условиях, если бы сумел правильно выстроить переговорный процесс. 

Гибрид кредитной зелени

Начнем с традиционного — оценки упущенных возможностей и неверных решений. Нынешняя программа сотрудничества Украина — МВФ представляет собой гибрид, на фасаде которого написано stand-by, но он не вполне классический. Фактически перед нами скрещивание финансовых “ежа и ужа”. С одной стороны — составная часть программы представляет собой классический антикоронавирусный заем, который сейчас может получить любая страна в размере до 50% своей квоты в фонде. Эти ресурсы выделяются под минимальную процентную ставку, на более длительные сроки, чем обычные кредиты, и практически без каких-либо предварительных условий. Займы анти-COVID-19 — это быстрые деньги на стабилизацию социальной сферы, экстренную помощь экономике и укрепление медицинской системы в условиях пандемии. Учитывая близость Украины к европейским границам и заинтересованность стран ЕС в наших трудовых мигрантах, международные финансовые круги заинтересованы, чтобы динамика заболевания у нас была под контролем, а не развивалась стихийно, как сейчас в некоторых латиноамериканских странах.

Размер нашей квоты в МВФ составляет немногим более 2 млрд специальных прав заимствования (СПЗ), то есть эквивалент $2,8 млрд. Таким образом, Украина еще в марте-апреле могла получить примерно $1,5 млрд в виде специального антикоронавирусного займа. И эти деньги в отличие от иных траншей можно было сразу перечислить в госбюджет на покрытие дефицита. То есть уже в апреле десятки миллиардов гривень использовались бы в качестве амортизатора кризиса и финансовой подушки для реализации медицинских программ, в том числе в части известных надбавок медикам. И для получения этих денег вовсе не обязательно было проталкивать рынок земли и “антиколомойский закон” — дали бы без предварительных условий.
Могли, но не получили... Ситуация абсолютно не характерная для нашей власти, у которой с хватательными рефлексами все в порядке, как у птенца кукушки в гнезде сойки.

Среди версий такой нерасторопности наиболее правдоподобной выглядит следующая. Выделение $1,5 млрд со стороны МВФ сняло бы существенную часть финансового напряжения. Вопрос полноценного сотрудничества с фондом не встал бы во всей красе “политической озабоченности”. Нагнетание экзистенциального ужаса в данном случае не получило бы необходимой силы для устрашения электората. На этом фоне “вальпургиева ночь” в масках по принятию закона об открытии рынка земли и антибанковские бдения в виде известного закона выглядели бы смехотворно, а не пафосно. Имея $1,5 млрд антикоронавирусного займа можно было спокойно вносить изменения в бюджет по созданию резервного фонда в 60 млрд грн и параллельно вести переговоры с кредиторами о реструктуризации государственных долгов, оставляя программу сотрудничества с МВФ как десерт на осень, то есть на тот момент, когда она, возможно, будет нужна, а пока решая максимально важную задачу отсрочки выплаты долгов. Как заявил отправленный в отставку министр финансов Игорь Уманский в эфире передачи “Черный лебедь”, кредиторы нашей страны (а это до десятка компаний) сами недоумевали, почему Украина до начала переговоров с МВФ не провела с ними раут по реструктуризации долга.

Стратегия власти по двухстороннему сотрудничеству с МВФ оказалась в итоге провальной. Получение $1,5 млрд могло сбить финансовую оскомину, а выделение остальных ресурсов вполне можно было отложить. Это позволило бы не принимать “в коронавирусной гарячке” закон о рынке земли и дало бы время для переговоров с кредиторами. В таком случае тему реструктуризации МВФ на момент возобновления переговоров осенью принял бы уже как свершившуюся данность. А вот любая артикуляция темы отсрочки долга уже после заключения меморандума с фондом — это фактический отказ от утвержденной программы.

Прицепной вагон

Специальный антикоронавирусный заем, по сути, прицепили к общей программе сотрудничества как дополнительный общий вагон. Превращение займов МВФ в инструмент внутренней политики, особенно в свете “пяти тысяч правок” в “антиколомойский закон”, в МВФ явно не оценили. Если раньше планировалась программа расширенного финансирования EFF на три года и емкостью до $10 млрд (именно этими параметрами президент и соблазнял депутатов, агитируя их голосовать за рынок земли), то в итоге мы получили простенький stand-by arrangement (SBA) на полтора года и емкостью в $5 млрд.

Устраивая ненужные игры с траншем, мы упустили время, и у фонда явно прибавилось потенциальных клиентов: страны Латинской Америки, Африки и Азии. Свободных денег у него в размере нескольких сот миллиардов долларов может на всех и не хватить.

На данный момент общий кредитный потенциал МВФ оценивается в сумму свыше $1 трлн, но его наполняемость зависит не только от размера квот стран-участниц, но и от активизации соглашений о заимствованиях (New Arrangement to Borrow, NAB), а также от двухсторонних соглашений о займах между фондом и его членами (Bilateral Borrowing Agreements, BBAs). Это три своеобразных уровня финансовой защиты фонда: квоты стран-участниц в размере 477 млрд SDR (около $660 млрд); средства программ NAB — 182 млрд SDR (около $250 млрд); средства программ BBAs — 318 млрд SDR (примерно $433 млрд).

Как показывает практика, обеспечение МВФ по линии квот со стороны стран-участниц можно оценить как базовый ресурс. А вот для задействования соглашений о дополнительном финансировании члены фонда в некоторых случаях обязаны получить согласие парламента, например в США. На данный момент министры финансов и главы центральных банков G20 согласовали удвоение программ NAB для наращивания ресурсов МВФ, но в контексте разворачивающегося глобального кризиса эта щедрость может со временем и поубавиться.

Система сообщающихся сосудов

Если из предварительно утвержденной для Украины программы в $5 млрд вычесть первый транш в размере $1,9 млрд, получается, что весь stand-by составит около $3 млрд. Это практически идентично той сумме, которую Украина должна выплатить МВФ по старым долгам в виде процентов и тела в ближайшее время (2020-2021 гг.). То есть речь идет не о кредитовании финансовой стабильности в нашей стране, а о рефинансировании старых долгов, долговом замещении.

Что касается так называемых структурных маяков, то здесь стороны проявили творческий подход. Закладывать в пункты меморандума одни и те же требования в виде борьбы с коррупцией или тарифов уже не комильфо. Череда соглашений Украины и МВФ должна показать несокрушимую поступь реформ в стране-сателлите. То есть с каждым меморандумом должно быть “лучше”. На этот раз маяки оказались на редкость “несистемными”. Пока нет требований о предельном размере дефицита бюджета, монетарных параметрах денежной эмиссии, либерализации тарифов в виде цен на электроэнергию для населения, увеличении пенсионного возраста.

Зато есть требование касательно изменения устава НАК “Нафтогаз Украины”, модернизации банковского законодательства, рынка коммунальных услуг, судебной и налоговой реформ.

В частности, устав НАК должен быть скорректирован в части усиления функций наблюдательного совета, то есть на практике это приведет к еще большей утрате суверенитета страны над этим ключевым активом. По сути это ответка фонда на недавние попытки правительства усилить контроль над компанией, в частности, в контексте уплаты ей дивидендов и авансовых налогов. На данный момент “оборотка” НАК на счетах превышает 60 млрд грн в эквиваленте, в том числе осталось $1,74 млрд, хотя в конце 2019-го “Газпром” перечислил $2,9 млрд, а ведь были и другие долларовые остатки. Именно за этот ресурс и поборются в ближайшее время нынешнее правительство страны и набсовет компании.

Что касается банковской системы, то планируется усилить работу с проблемными активами госбанков (хорошее решение спустя 6 лет с начала банкопада), в частности, акцент смещается в сторону погашения задолженности связанных лиц (на момент возникновения). Тут прямая отсылка к бывшим собственникам Приватбанка, что еще раз доказывает, что для МВФ недостаточно просто оставить банк в собственности государства, нужно еще и активизировать работу по взысканию долгов по кредитам, выданных банком на связанные структуры до момента национализации. С учетом активизации судебных дел в США в отношении бывших собственников Приватбанка, в частности в контексте “кливлендского слушания” и “фактора Джулиани”, лето и осень будут жаркими.

Судебная реформа предполагает “тюнинг” процедуры конкурсного отбора членов Высшего совета правосудия.

В части коммунальной реформы ожидается упрощение смены поставщика природного газа, то есть население окончательно “освободят” от “Нафтогаза” и режима ПСО, переведя на рыночные условия закупок энергоносителя. Упрощенная смена поставщика — это страховка от злоупотребления искусственно созданным монопольным положением на региональном рынке. С другой стороны, как только цены на природный газ пойдут вверх и/или курс гривни существенно девальвирует, такая свобода будет стоить для населения очередной “шкуры”.

Средства МВФ, выделенные “прямым трансфертом” в бюджет в размере $1,9 млрд подлежат постаудированию на предмет целевого использования на борьбу с коронавирусом.

Опасное веселье

В контексте почти утвержденной программы сотрудничества Украины и МВФ, в Facebook была даже размещена радостная “открытка” заместителя главы НБУ по поводу предварительного решения о начале новой кредитной программы для Украины. На открытке изображены шарики и салюты, почти как на новогоднем поздравлении. В этой связи вспоминается корейский фильм “Дефолт”, который вышел в прошлом году и был посвящен азиатскому кризису 1997 г. и программе сотрудничества Южной Кореи с МВФ. Для корейцев день подписания меморандума с фондом стал датой национального позора, для наших чиновников он превратился в еще один официальный праздник, вечный источник каргокульта по аналогии с преклонением полинезийских аборигенов перед грузовыми самолетами США, сбрасывающими во время Второй мировой на острова в Тихом океане гуманитарные грузы.

Важно понимать: не сам кредит МВФ зло или добро, ведь в случае с Южной Кореей все получилось — страна вошла в мировой топ-10 и создала инновационную экономику творческого типа. Все дело в отношении к кредиту МВФ. Если власть воспринимает его как позор для страны, то у нее формируется и максимальная мотивация вырваться из этой кабалы, доказать свою состоятельность и отстоять международную и финансовую субъектность государства.

Если же политические “элиты” относятся к очередному траншу как к фиесте, тогда у них будет лишь одно желание — чтобы праздник был всегда и веселье не заканчивалось. За время сотрудничества с фондом Украина заплатила ему только в виде процентов $3,4 млрд — больше, чем объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за прошлый год. А в первом квартале 2020-го сумма выплат в пользу МВФ со стороны Украины и вовсе превысила приток ПИИ. Все закономерно: с каждый годом соотношение выплат по кредитам фонда к объему привлеченных инвестиций ухудшается. Так инвестиционная привлекательность замещается кредитной зависимостью.

Если попытаться сделать прогноз, то Украина почти наверняка получит первый транш в $1,9 млрд с антикоронавирусной привязкой и еще до $1 млрд осенью под пиковые выплаты внешнего долга. Дальнейшее сотрудничество будет поставлено на паузу в свете того кризиса, который, скорее всего, охватит нашу экономику зимой 2020-2021 гг. А там будут уже явно другие переговорщики...

В рамках программ расширенного финансирования EFF фонд менял свои кредиты на реформы в Украине в том контексте, как он их понимал.

В рамках упрощенной программы сотрудничества stand-by МВФ меняет транши на закрытие дефицитов платежного баланса и частично — госбюджета.

По сути, это морковка, которая висит перед “мордой” нашей власти для того, чтобы условный осел в виде правительства шел за ней, попутно неся на своей спине “мешки с золотом” для выплаты долгов внешним кредиторам и обеспечения бесперебойного оттока капитала из страны по “правильному” обменному курсу.

Формат сотрудничества Украины и МВФ уже давно превратился в клубок внутренних противоречий. Кредиты фонда, привлекаемые нашей страной для сохранения интереса инвесторов к украинской экономике, на деле становятся настоящим жупелом для этих самых инвесторов, которые прекрасно понимают, что любой формат сотрудничества с МВФ — это признак того, что страна больна кризисом и к ней лучше не приближаться — можно инфицироваться. Что и подтверждает динамика ПИИ — минимальная как раз в период взаимодействия Украины и МВФ и максимальная — в периоды договорных пауз. За последние годы кредитная зависимость Украины от фонда стала составной частью жизнеспособности политико-экономической системы нашей страны, и простых решений выхода из нее уже нет...

Алексей КУЩ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

03:18 - Определение потенциала тренда - Эксперты Freshforex: USDJPY, Продолжение флета.
01:30 - Двухколесный дефицит. Как велосипед для жителей “первого мира” стал важнее авто
21:50 - Мінфін розмістив ОВДП на 8.3 млрд грн. (UAH 3m - 7.0%, UAH 1y - 9.2%, UAH 3y - 10.0%, USD 1y - 3.5%)
21:42 - Євген Олейніков: Зупинка реєстрації податкової накладної СМКОР не означає заборону господарської діяльності
19:36 - Мінветеранів поглибить співпрацю з ПРО ООН в напрямку реінтеграції ветеранів у суспільство
19:36 - Євген Олейніков: СМКОР – це джерело потужної аналітичної інформації
19:12 - Межбанк закрылся долларом по 27,1
19:12 - Предприниматели стали чаще жаловаться омбудсмену на налоговиков и силовиков
19:12 - НКРЭКУ отменит ночной прайс-кеп на рынке электроэнергии для увеличения цен
19:12 - Двухколесный дефицит. Как велосипед для жителей “первого мира” стал важнее авто
19:12 - Рада поддержала упрощение аренды госимущества для физкультуры и спорта
19:12 - Падение импорта в июне замедлилось в 4 раза
19:12 - Госбанки спишут кредиты на 190 млрд гривен
18:30 - Почему вырос евро, несмотря на слабость деловых настроений в Германии
18:30 - Сильная инфляция в США как предупреждение для рынков
18:18 - Казино в отелях, реестры игроков и легализация кэша. Как будет работать игорный бизнес в Украине
18:18 - Дыра в газовой трубе. Как Рада заставит Фирташа с компанией платить по счетам
18:18 - Отель Александра Ярославского спешно открывает казино
18:18 - Глава НБУ требует избегать повторного ограничения активности из-за COVID-19
18:18 - Минфин вновь столкнулся с отсутствием спроса на гривневые облигации
17:54 - Повідомлення про проведення електронних консультацій щодо проєктів Законів України
17:54 - За останню добу працівниками Укртрансбезпеки перевірено ще 4336 вантажівок, - Владислав Криклій
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 14.07.2020
17:30 - Держенергоефективності: Зелені облігації можуть стати дієвим інструментом термомодернізації бюджетних установ
17:30 - Робоча група Мінрегіону з моніторингу реалізації проектів «Великого будівництва» перевірила Кіровоградську область
17:30 - Затверджено показник середньої заробітної плати за травень
17:30 - Олексій Чернишов: Програма Президента «Велике будівництво» є пріоритетом Мінрегіону
17:30 - Пенсійний фонд України сьогодні перетворився на потужний центр надання послуг - Міністр соціальної політики
17:30 - Мінсоцполітики розробляє способи підвищення пенсій сім’ям військових, загиблих в АТО/ООС
17:24 - “Укрзализныця” продала два из пяти лотов лома


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар18.877
Канадський долар19.9278
Юань Женьмiньбi3.8686
Куна4.0998
Чеська крона1.159
Данська крона4.147
Гонконгівський долар3.5019
Форинт0.086887
Індійська рупія0.35987
Рупія0.0018786
Новий ізраїльський шекель7.8963
Єна0.25276
Теньге0.065758
Вона0.022513
Мексиканське песо1.1986
Молдовський лей1.5848
Новозеландський долар17.7153
Норвезька крона2.8813
Російський рубль0.38158
Саудівський рiял7.2369
Сінгапурський долар19.4801
Ренд1.6177
Шведська крона2.9732
Швейцарський франк28.8854
Єгипетський фунт1.6995
Фунт стерлінгів34.0082
Долар США27.1436
Бiлоруський рубль11.2303
Азербайджанський манат15.9247
Румунський лей6.3746
Турецька ліра3.9528
СПЗ (спеціальні права запозичення)37.6178
Болгарський лев15.7848
Євро30.8745
Злотий6.8997
Алжирський динар0.20646
Така0.31429
Вірменський драм0.055286
Іранський ріал0.00063494
Іракський динар0.02241
Сом0.35094
Ліванський фунт0.01769
Лівійський динар18.9913
Малайзійський ринггіт6.2277
Марокканський дирхам2.7423
Донг0.0011492
Бат0.86255
Дирхам ОАЕ7.2602
Туніський динар9.3348
Узбецький сум0.0026213
Новий тайванський долар0.90243
Туркменський новий манат7.6193
Ганське седі4.6098
Сербський динар0.25401
Сомоні2.587
Ларі8.7255
Бразильський реал4.8948
Золото48845.18
Срiбло517.06
Платина22438.53
Паладiй53634.94

Курси валют, встановлені НБУ на: 15.07.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.330.330.330.3333000.00
MHPC184.9187184.9187170410.00
UNAF124.9124.9124.9124.91249.00

Дані за 14.07.2020