“Отстойник для нужных людей”. Куда может завести реформа системы территориальной обороны Украины

29.05 11:30 | Укррудпром

Деловая столица, 29 мая 2020. Опубликовано 09:13 29 мая 2020 года Попытки усовершенствования системы теробороны совершенно правильные — вряд ли когда-то наша страна сможет содержать армию, по численности сопоставимую с армией России

На фоне агрессии Российской Федерации продолжается многолетняя эпопея с реформой системы территориальной обороны Украины. 20 мая на очередном заседании комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки был презентован проект закона о территориальной обороне Украины.

Это по сути вторая попытка ввести в правовое поле ту ситуацию, которая сложилась после слома советской системы территориальной обороны, действовавшей в Украине до весны 2014 г. (Первой попыткой был проект, поданный коллективом авторов во главе с тогдашним спикером парламента Андреем Парубием в июне 2015 г., долго пролежавший в комитете без движения и снятый с рассмотрения в феврале 2017-го.) Напомним, что по старой системе на случай войны в каждой области разворачивался батальон территориальной обороны. Причем это было задачей уровня областных военных комиссариатов. Однако, как и многое другое в сфере обороны, эта система фактически не функционировала.

Например, самой большой проблемой было отсутствие единого реестра военнообязанных. Поэтому, когда в апреле-июне 2014 г. началось реальное наполнение батальонов личным составом, оказалось, что мотивированные и подготовленные граждане не получали повестки даже после того, как лично обращались в военкомат, а тех, кто всячески уклонялся от призыва, мобилизовывали.

Большие проблемы были и с командными кадрами — по идее командовать такими формирования должны были кадровые офицеры, однако фактически все свелось к тому, что ставили местных. А это были, как правило, военные пенсионеры — офицеры без пехотного образования, находившиеся уже какое-то время вне армейской структуры.

Все это вместе взятое приводило к тому, что фактически большинство батальонов территориальной обороны на фронте оказывались небоеспособными. Кроме морального настроя, к такому результату приводило то, что командование ввиду отсутствия армейских подразделений бросало тербаты с легким стрелковым вооружением на школьных автобусах на самые горячие направления боевых действий. К примеру, 5-й батальон “Прикарпатье” самовольно оставил занимаемые позиции в районе государственной границы и направлении Кутейниково — Мокроеланчик и за менее чем двое суток преодолел около тысячи километров, вернувшись домой.

Но были и иные примеры. Так, легендой на Луганщине стал 13-й батальон “Чернигов”, бойцы которого отметились в боях, например, при освобождении Станицы Луганской.

После подписания “Минска-1” все эти батальоны в основной своей массе были переформатированы в отдельные мотопехотные батальоны и стали основой для вновь формируемых мотопехотных и моторизованных бригад с номерами 5х.

Однако о системе территориальной обороны не забыли: было принято решение о формировании более мелких подразделений — отрядов территориальной обороны при каждом районном комиссариате. Но со временем стало понятно, что структура оказалась раздутой и недееспособной.

Поэтому с 2018 г. продвигалась другая схема работы — с формированием оперативного резерва (ОР) трех очередей. ОР-1 — это прежде всего граждане, которые имеют опыт боевых действий (в основном из шести волн мобилизации 2014-2015 гг.). При каждом оперативном командовании под них создаются мотопехотные (а кое-где и танковые) бригады кадрированного состава (с номерами 6х).

Второй уровень (ОР-2) — это граждане от 20 до 35 лет, которые прошли срочную службу, но по разным причинам не попали в свое время под мобилизацию. Под них формируются отдельные батальоны территориальной обороны с номерами 16х.

Третий уровень (ОР-3) — это граждане от 35 до 55 лет, которые либо прошли срочную службу, либо изъявили желание служить в резерве. Под них создаются бригады территориальной обороны с номерами 11х. По сути это мотопехотная бригада с легким вооружением: самое мощное оружие бригады — минометы калибра 82 мм.

И вот только теперь это все решили отрегулировать законом. Текста проекта в базе законодательства Верховной Рады пока нет, а судя по той информации, которая попала в публичное поле, документ получился весьма спорный.

Можно приветствовать идею создания единого органа, на который будут замыкаться все вопросы территориальной обороны. Однако пока непонятно, будет ли это отдельная структура в составе Министерства обороны или Генерального штаба, и какой будет ее состав. Вполне может оказаться, что этот орган станет еще одним “отстойником для нужных людей” — как это было, например, с системой генеральных инспекторов в Генеральном штабе до его реформирования.

Крайне непонятным моментом является возможность прохождения срочной службы в составе формирований территориальной обороны. Что под этим подразумевается при фактическом отсутствии пунктов постоянной дислокации таких формирований — прохождение службы при каких-то кадровых частях или в том же областном военкомате? И какая будет эффективность такой службы, если в области захотят проходить службу таким способом всего пару десятков призывников, или, наоборот, несколько тысяч?

Но в целом можно говорить о том, что попытки усовершенствования системы территориальной обороны совершенно правильные — вряд ли когда-то наша страна сможет содержать армию, по численности сопоставимую с армией России. Именно поэтому наше спокойное будущее — за подготовленным резервом и созданием реально работающей системы территориальной обороны.

Михаил ЖИРОХОВ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

03:18 - Определение потенциала тренда - Эксперты Freshforex: USDJPY, Продолжение флета.
01:30 - Двухколесный дефицит. Как велосипед для жителей “первого мира” стал важнее авто
21:50 - Мінфін розмістив ОВДП на 8.3 млрд грн. (UAH 3m - 7.0%, UAH 1y - 9.2%, UAH 3y - 10.0%, USD 1y - 3.5%)
21:42 - Євген Олейніков: Зупинка реєстрації податкової накладної СМКОР не означає заборону господарської діяльності
19:36 - Мінветеранів поглибить співпрацю з ПРО ООН в напрямку реінтеграції ветеранів у суспільство
19:36 - Євген Олейніков: СМКОР – це джерело потужної аналітичної інформації
19:12 - Межбанк закрылся долларом по 27,1
19:12 - Предприниматели стали чаще жаловаться омбудсмену на налоговиков и силовиков
19:12 - НКРЭКУ отменит ночной прайс-кеп на рынке электроэнергии для увеличения цен
19:12 - Двухколесный дефицит. Как велосипед для жителей “первого мира” стал важнее авто
19:12 - Рада поддержала упрощение аренды госимущества для физкультуры и спорта
19:12 - Падение импорта в июне замедлилось в 4 раза
19:12 - Госбанки спишут кредиты на 190 млрд гривен
18:30 - Почему вырос евро, несмотря на слабость деловых настроений в Германии
18:30 - Сильная инфляция в США как предупреждение для рынков
18:18 - Казино в отелях, реестры игроков и легализация кэша. Как будет работать игорный бизнес в Украине
18:18 - Дыра в газовой трубе. Как Рада заставит Фирташа с компанией платить по счетам
18:18 - Отель Александра Ярославского спешно открывает казино
18:18 - Глава НБУ требует избегать повторного ограничения активности из-за COVID-19
18:18 - Минфин вновь столкнулся с отсутствием спроса на гривневые облигации
17:54 - Повідомлення про проведення електронних консультацій щодо проєктів Законів України
17:54 - За останню добу працівниками Укртрансбезпеки перевірено ще 4336 вантажівок, - Владислав Криклій
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 14.07.2020
17:30 - Держенергоефективності: Зелені облігації можуть стати дієвим інструментом термомодернізації бюджетних установ
17:30 - Робоча група Мінрегіону з моніторингу реалізації проектів «Великого будівництва» перевірила Кіровоградську область
17:30 - Затверджено показник середньої заробітної плати за травень
17:30 - Олексій Чернишов: Програма Президента «Велике будівництво» є пріоритетом Мінрегіону
17:30 - Пенсійний фонд України сьогодні перетворився на потужний центр надання послуг - Міністр соціальної політики
17:30 - Мінсоцполітики розробляє способи підвищення пенсій сім’ям військових, загиблих в АТО/ООС
17:24 - “Укрзализныця” продала два из пяти лотов лома


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар18.877
Канадський долар19.9278
Юань Женьмiньбi3.8686
Куна4.0998
Чеська крона1.159
Данська крона4.147
Гонконгівський долар3.5019
Форинт0.086887
Індійська рупія0.35987
Рупія0.0018786
Новий ізраїльський шекель7.8963
Єна0.25276
Теньге0.065758
Вона0.022513
Мексиканське песо1.1986
Молдовський лей1.5848
Новозеландський долар17.7153
Норвезька крона2.8813
Російський рубль0.38158
Саудівський рiял7.2369
Сінгапурський долар19.4801
Ренд1.6177
Шведська крона2.9732
Швейцарський франк28.8854
Єгипетський фунт1.6995
Фунт стерлінгів34.0082
Долар США27.1436
Бiлоруський рубль11.2303
Азербайджанський манат15.9247
Румунський лей6.3746
Турецька ліра3.9528
СПЗ (спеціальні права запозичення)37.6178
Болгарський лев15.7848
Євро30.8745
Злотий6.8997
Алжирський динар0.20646
Така0.31429
Вірменський драм0.055286
Іранський ріал0.00063494
Іракський динар0.02241
Сом0.35094
Ліванський фунт0.01769
Лівійський динар18.9913
Малайзійський ринггіт6.2277
Марокканський дирхам2.7423
Донг0.0011492
Бат0.86255
Дирхам ОАЕ7.2602
Туніський динар9.3348
Узбецький сум0.0026213
Новий тайванський долар0.90243
Туркменський новий манат7.6193
Ганське седі4.6098
Сербський динар0.25401
Сомоні2.587
Ларі8.7255
Бразильський реал4.8948
Золото48845.18
Срiбло517.06
Платина22438.53
Паладiй53634.94

Курси валют, встановлені НБУ на: 15.07.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.330.330.330.3333000.00
MHPC184.9187184.9187170410.00
UNAF124.9124.9124.9124.91249.00

Дані за 14.07.2020