“Отстойник для нужных людей”. Куда может завести реформа системы территориальной обороны Украины

29.05.2020 11:30 | Укррудпром

Деловая столица, 29 мая 2020. Опубликовано 09:13 29 мая 2020 года Попытки усовершенствования системы теробороны совершенно правильные — вряд ли когда-то наша страна сможет содержать армию, по численности сопоставимую с армией России

На фоне агрессии Российской Федерации продолжается многолетняя эпопея с реформой системы территориальной обороны Украины. 20 мая на очередном заседании комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки был презентован проект закона о территориальной обороне Украины.

Это по сути вторая попытка ввести в правовое поле ту ситуацию, которая сложилась после слома советской системы территориальной обороны, действовавшей в Украине до весны 2014 г. (Первой попыткой был проект, поданный коллективом авторов во главе с тогдашним спикером парламента Андреем Парубием в июне 2015 г., долго пролежавший в комитете без движения и снятый с рассмотрения в феврале 2017-го.) Напомним, что по старой системе на случай войны в каждой области разворачивался батальон территориальной обороны. Причем это было задачей уровня областных военных комиссариатов. Однако, как и многое другое в сфере обороны, эта система фактически не функционировала.

Например, самой большой проблемой было отсутствие единого реестра военнообязанных. Поэтому, когда в апреле-июне 2014 г. началось реальное наполнение батальонов личным составом, оказалось, что мотивированные и подготовленные граждане не получали повестки даже после того, как лично обращались в военкомат, а тех, кто всячески уклонялся от призыва, мобилизовывали.

Большие проблемы были и с командными кадрами — по идее командовать такими формирования должны были кадровые офицеры, однако фактически все свелось к тому, что ставили местных. А это были, как правило, военные пенсионеры — офицеры без пехотного образования, находившиеся уже какое-то время вне армейской структуры.

Все это вместе взятое приводило к тому, что фактически большинство батальонов территориальной обороны на фронте оказывались небоеспособными. Кроме морального настроя, к такому результату приводило то, что командование ввиду отсутствия армейских подразделений бросало тербаты с легким стрелковым вооружением на школьных автобусах на самые горячие направления боевых действий. К примеру, 5-й батальон “Прикарпатье” самовольно оставил занимаемые позиции в районе государственной границы и направлении Кутейниково — Мокроеланчик и за менее чем двое суток преодолел около тысячи километров, вернувшись домой.

Но были и иные примеры. Так, легендой на Луганщине стал 13-й батальон “Чернигов”, бойцы которого отметились в боях, например, при освобождении Станицы Луганской.

После подписания “Минска-1” все эти батальоны в основной своей массе были переформатированы в отдельные мотопехотные батальоны и стали основой для вновь формируемых мотопехотных и моторизованных бригад с номерами 5х.

Однако о системе территориальной обороны не забыли: было принято решение о формировании более мелких подразделений — отрядов территориальной обороны при каждом районном комиссариате. Но со временем стало понятно, что структура оказалась раздутой и недееспособной.

Поэтому с 2018 г. продвигалась другая схема работы — с формированием оперативного резерва (ОР) трех очередей. ОР-1 — это прежде всего граждане, которые имеют опыт боевых действий (в основном из шести волн мобилизации 2014-2015 гг.). При каждом оперативном командовании под них создаются мотопехотные (а кое-где и танковые) бригады кадрированного состава (с номерами 6х).

Второй уровень (ОР-2) — это граждане от 20 до 35 лет, которые прошли срочную службу, но по разным причинам не попали в свое время под мобилизацию. Под них формируются отдельные батальоны территориальной обороны с номерами 16х.

Третий уровень (ОР-3) — это граждане от 35 до 55 лет, которые либо прошли срочную службу, либо изъявили желание служить в резерве. Под них создаются бригады территориальной обороны с номерами 11х. По сути это мотопехотная бригада с легким вооружением: самое мощное оружие бригады — минометы калибра 82 мм.

И вот только теперь это все решили отрегулировать законом. Текста проекта в базе законодательства Верховной Рады пока нет, а судя по той информации, которая попала в публичное поле, документ получился весьма спорный.

Можно приветствовать идею создания единого органа, на который будут замыкаться все вопросы территориальной обороны. Однако пока непонятно, будет ли это отдельная структура в составе Министерства обороны или Генерального штаба, и какой будет ее состав. Вполне может оказаться, что этот орган станет еще одним “отстойником для нужных людей” — как это было, например, с системой генеральных инспекторов в Генеральном штабе до его реформирования.

Крайне непонятным моментом является возможность прохождения срочной службы в составе формирований территориальной обороны. Что под этим подразумевается при фактическом отсутствии пунктов постоянной дислокации таких формирований — прохождение службы при каких-то кадровых частях или в том же областном военкомате? И какая будет эффективность такой службы, если в области захотят проходить службу таким способом всего пару десятков призывников, или, наоборот, несколько тысяч?

Но в целом можно говорить о том, что попытки усовершенствования системы территориальной обороны совершенно правильные — вряд ли когда-то наша страна сможет содержать армию, по численности сопоставимую с армией России. Именно поэтому наше спокойное будущее — за подготовленным резервом и созданием реально работающей системы территориальной обороны.

Михаил ЖИРОХОВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Держава і гроші,
Ринок кришталевий замок
Вільна історія

- Fin.Org.UA

Новини

16:30 - Ветеранська політика: з чого почати
16:25 - На пункті пропуску "Краківець – Корчова" можливе сповільнення руху вантажівок
16:20 - Нацбанк повідомив про деякі зміни на фінансового ринку України
16:00 - Опалювальний сезон почнеться плановано – Міненерго
15:44 - Уряд поекспериментує у комунікаціях з бізнесом: запускає проєкт "Пульс"
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 14.10.2025
15:30 - Держава компенсує витрати на розмінування фізособам у агросекторі
15:22 - У вересні загальна кількість небанківських фінансових установ та банків не змінилася
15:07 - У світі планують подвоїти "зелену" енергетику до 2030 року
15:05 - В Україні змінили формальний термін опалювального сезону: причина
14:55 - "Укрзалізниця" в середньому за 4 години відновлює інфраструктуру після атак – Кулеба
14:30 - Акції Xiaomi впали на 9% через смертельне ДТП
14:28 - Податкова знижка: чи подає фізична особа разом з податковою декларацію про майновий стан і доходи довідку про отримані у звітному році доходи?
14:27 - Контрольована іноземна компанія здійснює операції з резидентами України: чи заповнюється графа 32 Звіту про КІК?
14:26 - Особливості формування податкового кредиту та податкового зобов’язання на підставі податкової накладної, отриманої від постачальника обладнання за певних умов
14:25 - Понад 10 мільярдів "податку на Google" сплатили міжнародні компанії в Україні
14:21 - Внесок до додаткового капіталу товариства:чи оподатковується ПДФО та військовим збором сума (вартість) цього внеску при його поверненні учаснику?
14:18 - Які документи та в які строки подає до контролюючого органу фізична особа з метою отримання пільги щодо сплати земельного податку?
14:18 - В Україні посилили вимоги до публічних закупівель: що змінилося
14:16 - Чи передбачено коригування фінансового результату при списанні юридичною особою кредиторської заборгованості у зв’язку зі смертю ФОП?
14:14 - До уваги платників акцизного податку, які мають ліцензії на право роздрібної торгівлі алкогольними напоями!
14:12 - Продаж вживаних технічно складних побутових товарів, у яких закінчився гарантійний строк експлуатації: чи веде ФОП облік товарних запасів?
14:11 - До загального фонду державного бюджету з вироблених товарів від платників Дніпропетровщини надійшло понад 228,8 млн грн акцизного податку
14:09 - Від юридичних осіб місцеві бюджети Дніпропетровщини отримали понад 5,1 млрд грн плати за землю
14:08 - До місцевих бюджетів Дніпропетровщини від платників рентної плати надійшло понад 1,5 млрд гривень
14:07 - Надходження ПДФО до загального фонду державного бюджету від платників Дніпропетровщини зросли на 23 відсотки
14:04 - Місію здійснюємо: будуємо нові горизонти партнерства через Офіс податкових консультантів
14:00 - Надходження військового збору в 4 рази перевищили минулорічний показник
13:55 - На Рівненщині прокуратура повернула громаді озеро
13:35 - В Україні поменшало фопів-іноземців: громадяни яких країн найчастіше стають в нас підприємцями


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32014
Австралійський долар27.0758
Така0.34222
Канадський долар29.7046
Юань Женьміньбі5.8342
Чеська крона1.9766
Данська крона6.4455
Гонконгівський долар5.3501
Форинт0.122549
Індійська рупія0.46923
Рупія0.0025107
Новий ізраїльський шекель12.6633
Єна0.27355
Теньге0.077401
Вона0.029151
Ліванський фунт0.000465
Малайзійський ринггіт9.842
Мексиканське песо2.2485
Молдовський лей2.456
Новозеландський долар23.8052
Норвезька крона4.1216
Саудівський ріял11.0955
Сінгапурський долар32.0325
Донг0.0015796
Ренд2.3965
Шведська крона4.366
Швейцарський франк51.7347
Бат1.2789
Дирхам ОАЕ11.3287
Туніський динар14.1469
Єгипетський фунт0.8722
Фунт стерлінгів55.4664
Долар США41.6102
Сербський динар0.4108
Азербайджанський манат24.4809
Румунський лей9.4614
Турецька ліра0.9953
СПЗ (спеціальні права запозичення)56.6273
Болгарський лев24.6185
Євро48.1347
Ларі15.3572
Злотий11.2945
Золото169556.57
Срібло2143.84
Платина68802.05
Паладій60450.47

Курси валют, встановлені НБУ на 14.10.2025