Как меняется подход к ведению бизнеса у ритейла во время карантина и чья модель лучше

01.04.2020 20:43 | Ivan Lyakh

Пример 1

До эпидемии регулярно покупал определённый товар в одной из украинских торговых сетей (дальше буду звать ее «Магазин №1»). Какой товар, не суть важно. Главное, что он непродовольственный и торгующие им магазины, формально, должны были закрыться на карантин. После первой покупки в Магазине №1 на значительную сумму, получил 10% бонусную карту, что, совместно с удобным для меня расположением магазина, обеспечило ему стабильную еженедельную выручку от лояльного клиента.

Введён карантин. Очередные выходные. Еду в город за покупками. Купить продукты проблемы нет. Купил. Приезжаю в Магазин №1 за непродовольственными товарами. На дверях объявление на листе А4 со стандартным «бла-бла» про карантин, сохранение здоровья сотрудников, клиентов и т.д. Объявление написано сотрудником, которому явно наплевать на бизнес, падение выручки, необходимость сохранить частично продажи на период карантина. Почему? Нечитабельно. Никакого рекламного стенда с описанием преимуществ онлайн-магазина этой торговой сети или описания, как быстро купить все, что нужно возле входа в магазине не установлено. Продавцы просто закрыли дверь, наклеили лист А4 на двери и уехали карантинить.

Пример 2

Веря в рыночную экономику и в незыблемое правило, что спрос рождает предложение, еду к основному конкуренту Магазина №1 - сети аналогичных непродовольственных товаров (далее - Магазин №2). По пути про себя делаю ставки, что победит у менеджмента Магазина №2, страх заболеть или здоровый украинский бизнес-подход. При подъезде к магазину появляется надежда, что сотрудники этой торговой сети куда прозорливее, чем их конкуренты. На парковке куча машин. Паркуюсь. Подхожу к дверям магазина.

Двери закрыты. Возле них охранник. Спрашиваю, у него, а работают ли они сегодня. Про себя понимаю, что Магазин №2 работает, но нужно выдержать некий новый церемониал. Охранник отвечает: «Не работаем. Магазин сейчас является точкой выдачи интернет-заказов». Подыгрываю и отвечаю: «Так, я как раз за интернет-заказом». Охранник хитро улыбается и говорит, что пропустит внутрь, но нужно: (1) одеть маску, (2) продезинфицировать руки, (3) дождаться, пока из «точки выдачи интернет заказов» выйдут клиенты, чтобы в помещении было не более 5-ти человек одномоментно.

После попадания внутрь Магазина №2 процесс покупки был полностью идентичным до карантинному периоду. В процессе покупки рассказал продавцам, как у них оказался, что являюсь клиентом их основного конкурента. Сходу получил скидочную карточку. Правда, меньшего номинала, чем в Магазине №1.

Пример 3

В прошлую пятницу, в 19:45 вечера, вспомнил, что не был в Магазине №2, а он работает до 18:00. Время позднее. Учитывая планы на субботу, хотел закрыть вопрос с покупками до выходных. Звоню в третью по счету торговую сеть. Она самая маленькая. Продаёт все тоже самое, что и Магазины №1 и 2, только чуть дешевле и с нюансами (далее - Магазин №3). Прошу продавца подождать меня до 20:00 (время закрытия магазина). Без проблем соглашается. Бегу на паркинг и мчу на всех парах в магазин.

Залетаю в помещение. Просто магазин. Просто работает. Продавцы со спущенными масками. Карантин? Какой карантин? При мне предыдущий покупатель упаковывает товар в рюкзак и переводит «На Монобанк» продавцу более 10 тыс. грн. Выбираю, что нужно. Покупаю. В лучших традициях некоторых торговых сетей слышу традиционное: «У нас терминала нет. Скоро появится. Можете перевести на карту Приват или Монобанк». Не люблю это дело. Если бы не продавец, который остался ждать после работы, ушёл бы. Скрипя сердцем «перевел на Монобанк».

Если отбросить юридическую сторону вопроса, в Магазине №3 цены дешевле конкурентов на 10-15%. Продавцы очень душевные. Разговорились. Поинтересовался, как им удаётся такие цены держать. Говорят, мы маленькие, нужно с Магазином №1 и №2 конкурировать.

Мысли о каждой из торговых сетей:

 Магазин №2 - крутые! Выгодной для бизнеса трактовкой законодательства и с обеспечением максимальной безопасности для клиентов, обошли запреты и смогли продолжить работу в новых реалиях. Явно заберут у Магазина №1 значительную часть клиентов.

⚠️ Магазин №3 - типичный украинский малый бизнес. Не сдаётся. Выживает как может. Юридически работают с нарушениями. Однако, не закрылись и продавцов в неоплачиваемый отпуск не отправили. Судить не буду.

⛔️ Магазин №1 - стиль менеджмента торговой сети «тупой пень». Говорить не о чем. Даже SMS мне не прислали как постоянному клиенту, чтобы я пришел к ним в онлайн или по адресу новой «точки выдачи интернет заказов».

Интересно ваше мнение, у какой из торговых сетей более правильная стратегия выживания на период карантина и последующего кризиса.

NB. Названия торговых сетей и специфику товара не раскрываю. Людям ещё работать, мне покупать, а в карантине до средины мая сидеть нам всем.

Додати коментар

Користувач:
email:





Stocks rise and fall,
Investors hold their breath,
The market decides.

- Fin.Org.UA

Новини

09:00 - Дрони втретє за півроку атакували московитський завод, що працює на збройні сили
08:30 - Карпати Олекси Довбуша
08:00 - Коли правила дорожнього руху не працюють. Як помаранчеві стовпчики заполонили Київ
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 26.11.2025
21:00 - Новини 25 листопада: наслідки масованої атаки по енергетиці, курс долара оновив рекорд
20:45 - Макрон: "коаліція рішучих" сконцентрується на заморожених активах московія і гарантіях безпеки
20:30 - У голови селищної ради на Рівненщині конфіскували майно на 5,8 мільйонів: причина
20:05 - Власник Google за крок до оцінки у 4 трильйони доларів
19:45 - НБУ випустив пам'ятну монету, присвячену видатному митцю: який вигляд вона має
19:35 - Україна та Велика Британія узгодили подальшу підтримку реформ і економічного відновлення
19:15 - TikTok призначив екскерівника Boeing директором з державної політики в США
19:05 - В Києві під час атаки московія постраждала одна з найбільших типографій в Україні
18:48 - Оголошення про проведення відбору на посаду незалежного члена наглядової ради Акціонерного Товариства «НАЕК «ЕНЕРГОАТОМ»
18:42 - Київводоканал спростував фейкові повідомлення про графіки відключення води
18:22 - 26 листопада графіки не зміняться
18:20 - Незабаром розпочнеться прийом заявок на компенсацію за втрачене від окупації житло
18:05 - Bolt спільно з Pony.ai запускають роботаксі в ЄС
18:00 - Вимоги до платоспроможності страховика буде оновлено
17:56 - Стабілізували поставки: у Франції перемістять термінал, який компенсовував московитський газ
17:50 - Київ збирається віддати компанії Шкіля новий мільярд на ремонт шляхопроводу
17:25 - В Києві суттєво скоротили кількість маршруток – атака московія пошкодила 70 одиниць транспорту
17:20 - ЗАЕС буде потрібен особливий статус за результатами миру – МАГАТЕ
17:15 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ПЕТРОЛ КОНТРАКТ» (АЗК Херсонська обл., Херсонський р-н, Чорнобаївська сільська територіальна громада, с. Чорнобаївка, автодорога Одеса-Мелітополь-Новоазовськ 207км+500м)
17:14 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди КОМАРГОРОДСЬКЕ ВПУ (Вінницька обл., Гайсинський р-н, село Ольгопіль, вулиця Шляхова, 125)
17:14 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ПП «ІСТВІН» (Вінницька обл., Вінницький р-н, місто Вінниця, вул. Пирогова, будинок № 21)
17:14 - Стартує обговорення регламенту роботи СЕП та банків у період завершення 2025 року
17:13 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ВЕРОС» (Київська обл., Бориспільський р-н, с. Проців, вул. Барвінкова, 1)
17:11 - Ключові рішення НКЦПФР від 25.11.2025
17:11 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди АТ «УКРГАЗВИДОБУВАННЯ» ФІЛІЯ ГПУ «ПОЛТАВАГАЗВИДОБУВАННЯ» (Полтавська область, Миргородський район, Лохвицька міська ТГ, поблизу с. Долинка)
17:10 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди АТ «УКРГАЗВИДОБУВАННЯ» ФІЛІЯ ГПУ «ПОЛТАВАГАЗВИДОБУВАННЯ» (Полтавська область, Миргородський район, в межах адміністративного підпорядкування Краснолуцької сільської територіальної)


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32484
Австралійський долар27.3702
Така0.34651
Канадський долар30.0347
Юань Женьміньбі5.9841
Чеська крона2.0289
Данська крона6.5536
Гонконгівський долар5.4527
Форинт0.128295
Індійська рупія0.47522
Рупія0.0025456
Новий ізраїльський шекель12.9522
Єна0.27123
Теньге0.081757
Вона0.028942
Ліванський фунт0.000473
Малайзійський ринггіт10.2555
Мексиканське песо2.2977
Молдовський лей2.4656
Новозеландський долар23.7427
Норвезька крона4.1326
Саудівський ріял11.305
Сінгапурський долар32.5714
Донг0.0016079
Ренд2.4611
Шведська крона4.4283
Швейцарський франк52.3993
Бат1.31258
Дирхам ОАЕ11.5447
Туніський динар14.3559
Єгипетський фунт0.8868
Фунт стерлінгів55.6901
Долар США42.4015
Сербський динар0.41705
Азербайджанський манат24.9391
Румунський лей9.6197
Турецька ліра0.9992
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.5405
Болгарський лев25.023
Євро48.9483
Ларі15.6764
Злотий11.5895
Золото174999.89
Срібло2171.94
Платина65865.22
Паладій58976.25

Курси валют, встановлені НБУ на 26.11.2025