Роскошь общения. Станет мобильная связь в Украине немного лучше, но намного дороже

29.02 09:06 | Укррудпром

Деловая столица, 28 февраля 2020. Опубликовано 08:45 29 февраля 2020 года Утвержден план Кабмина по повышению качества мобильной связи в Украине. Его следствием может стать как рост тарифов, так и большая степень свободы для операторов.

18 февраля Национальная комиссия по регулированию связи и информатизации (НКРСИ) одобрила проект распоряжения Кабмина “Об утверждении плана мероприятий по повышению качества услуг подвижной (мобильной) связи на 2020-2022 гг.”. Этот документ еще не вступил в силу, но уже активно обсуждается игроками телеком-рынка. Главная его фабула: давно назревшее решение использовать европейские подходы при оценке качества сотовых услуг — передачи голоса, текстовых сообщений и мобильного интернета. Именно поэтому в основу плана легли рекомендации Международного союза электросвязи, изложенные в документе ITU-T Y.2617 Quality of service guaranteed mechanisms and performance model for public packet telecommunication data networks.

Если говорить более конкретно, то вскоре на сайте НКРСИ должна появиться онлайн-карта, отображающая покрытие всеми 4G-операторами. Ну а потребители сами уже смогут проверить, где есть покрытие четвертого поколения и с какой скоростью там работает мобильный интернет.

Впрочем, тут оценки могут быть разными: чисто субъективно, после жизни в других  европейских странах, сотовую связь даже в Киеве сложно воспринимать без скрежета зубовного. С другой — в 2019-м НКРСИ проверила качество услуг “Киевстара”, “Vodafone Украина” и lifecell и резюмировала, что “большая тройка” придерживается достаточного качества предоставления своих услуг.

Впрочем, теперь требования конкретизируют: авторы плана собираются расширить список параметров такими измеримыми пунктами, как время задержки между пакетами отправки и приема, средняя скорость передачи/приема данных, вариация задержки пакетов, потеря пакетов, время ответа специалиста службы информационно-справочного обслуживания оператора.

“Если честно, я довольно скептически отношусь к многолетним попыткам НКРСИ внедрить эти пресловутые европейские подходы, потому что все разговоры про т. н. измерение времени задержки пакетов, про потери пакетов уже стали среди специалистов мемом. Они вызывают гомерический хохот, — сказал в комментарии  эксперт телекоммуникационного рынка Роман Химич. — Потому что в конкретных исторических условиях Украины попытки органов власти контролировать и регулировать эти показатели упираются в технически достаточно сложные проблемы. Эти задачи украинскому государству в его нынешнем виде, наверное, не по зубам. Поэтому лучше, чтобы оно ими не занималось. Потому что получается или смешно, или нелепо, или больно — в том числе для потребителей и операторов сетей связи”.

Другие участники рынка также обращают внимание на то, что Украина — страна с самым низким в Европе ARPU (среднемесячным доходом на одного абонента) — смогла перейти в сетях GSM от стандарта 2G к 4G всего за пять лет. Для сравнения: телеком-операторам ЕС на это понадобилось 20 лет.

При этом Украина — крупнейшая страна Европы, но с очень низкой плотностью населения. В ней сложнее покрыть сетью с широкой пропускной способностью 100% территории, как это сделано во Франции или Германии.

Но у этого есть и обратная сторона: операторы “большой тройки” предпочитают строить и развивать свои сети в городах, зачастую игнорируя не только сельскую местность, но и достаточно крупные автодороги. Журналист “Деловой стролицы” недавно ездил по Полтавской области (от Пирятина к Лохвице), а потом к Миргороду, и сам убедился в полном отсутствии какой-либо связи на большинстве участков дорог.

Справедливости ради скажем: депопуляция села продолжается, и огромные инвестиции в инфраструктуру сети 4G в малонаселенных регионах, скорее всего, никогда не окупятся. А ведь на подходе уже стандарт 5G, на оборудование для которого потребуются и вовсе астрономические по украинским меркам инвестиции. Есть ли смысл в такой ситуации форсировать покрытие провинции 4G-сетями?

Тем более что решить проблему отсутствия мобильной связи как таковой в провинции можно другими методами.

“План мероприятий Кабмина — очень интересный документ, потому что в нем затрагивается ряд вопросов, которые касаются потребителей. Например, там есть пункт, касающийся конвергенции, то есть взаимодействия мобильной и фиксированной связи. Насколько я могу предположить, власти пытаются легализовать так называемую местную мобильную связь, то есть то, чем в Украине до сих пор занимаются только операторы сетей CDMA, — говорит Роман Химич. — Если это действительно так, то это интересная штука, потому что, наверное, последний шанс для “Укртелекома” выжить — это добиться того, чтобы была легализована возможность использовать фиксированные номера в сетях мобильной связи”.

Иначе говоря, обеспечить быстрое покрытие отсталых регионов мобильной связью можно, сняв преграды для небольших региональных операторов. Прежде всего преграды организационные, чтобы операторы “большой тройки” и “Укртелеком” не имели права отказать какому-нибудь условному “Гайворон-телеком” в подключении к своим сетям на вменяемых условиях. Тогда может появиться связь, например, вдоль всех ключевых автомобильных и железных дорог.

Еще одна грань темы — план фактически готовит почву для нового скачка тарифов. Чтобы повысить качество связи до европейских норм, придется устанавливать больше вышек и покупать новое оборудование — что автоматически увеличит стоимость связи и интернета.

Однако эксперт “Деловой столицы” с такой версией не согласен.

“Можно ли рассматривать принятие этого документа как подготовку к повышению тарифов на мобильную связь? Нет, скорее всего. Скажем так: в худшем варианте НКРСИ получит “дубинку”, чтобы долбить по голове операторов. На цене это напрямую не скажется, но точно усложнит им жизнь, — считает Роман Химич. — Скорее всего, если операторов будут принуждать ставить новые вышки, покупать новое оборудование, то они заявят: технологии мобильной связи по самой своей природе не могут чего-либо гарантировать. И даже в рассматриваемом нами документе об этом прямо сказано. А уж тем более в украинских условиях, когда не утихает настоящая эпидемия вандализма, когда расхищается оборудование и кабели связи — десятки тысяч инцидентов каждый год”.

Получается, что на сотовых операторов отчасти возложат “социальную” функцию: обеспечивать связь в тех регионах, где ее нет, и где недостаточно платежеспособного населения, чтобы оплачивать широкополосную связь последних поколений. С другой стороны, государство решило не принуждать компании “большой тройки” направлять свои доходы на строительство заведомо нерентабельных базовых станций “во имя покрытия всей страны”. Возможно, вместо этого будет дана свобода развиваться мелким региональным операторам, более гибким во всех смыслах (от тарифной политики до технологий).

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

11:00 - Держприкордонслужба: В Україну учора прослідувало 37,3 тисячі наших співвітчизників
10:54 - Помимо международных финансовых организаций Зеленский рассчитывает на деньги Азербайджана и Канады
10:54 - Рейдеры пытались захватить помещение по соседству с Офисом Зеленского
10:54 - Энергохолдинг Рината Ахметова второй раз за последние 5 лет объявляет дефолт
10:00 - Неделя в регионах. Первые видеодепутаты, “коронованный облсовет и медицинский “козырь” закарпатского губернатора
10:00 - Энергохолдинг Рината Ахметова остановил шахты “ДТЭК Добропольеуголь”, “Белозерская” и ЦОФ “Октябрьская”
09:06 - Французы продали китайцам долю в контейнерном терминале в Одессе
09:06 - После выполнения условий МВФ Украина получит в течение 15 дней первый быстрый транш в 2 млрд долларов
09:06 - 30 марта Рада попытается принять “антиколомойский” закон
08:12 - НБУ 27 марта увеличил интервенции в поддержку гривны на межбанке до 16 млн долларов
00:34 - Ні Дефолту
00:33 - Підсумки дня на валютному ринку!
00:33 - Звернення бізнесу до Верховної Ради України
23:48 - Оперативна інформація про поширення коронавірусної інфекції COVID-19
23:48 - Розпочато громадське обговорення пропозицій до проєкту закону "Про фінансові послуги та діяльність з надання фінансових послуг"
23:47 - НБУ рекомендує банкам реструктуризувати кредити позичальникам, які постраждали через пов’язані із пандемією обмеження
23:47 - Національний банк перерахує 42,7 млрд грн прибутку до Державного бюджету у 2020 році
23:24 - На Тернопільщині дистанційно консультували представників регуляторних органів
23:24 - На Черкащині виявлено рішення органів місцевого самоврядування, прийнятих з порушенням законодавства
23:24 - На Донеччині розробників Регламенту Центру надання адміністративних послуг виконкому Сіверської міської ради консультували онлайн
23:24 - На Запоріжжі дистанційно працювали над проектами регуляторних актів
22:24 - Атестація педагогічних працівників в умовах карантину – роз'яснення МОН
22:16 - Доза COVID-19 - вирусная экономика: может ли COVID-19 и США своими действиями поламать USD
22:14 - COVID-bond
21:39 - Як працює зараз оформлення медвиробів та медобладнання для боротьби з коронавірусом?
21:32 - Рекомендации акционерным обществам – как провести годовое собрание акционеров, не нарушив карантин и требования закона об АО
21:30 - Неробаноміка: основне за 27 березня
20:18 - Дмитро Кулеба прийняв Посла Литовської Республіки в Україні з нагоди завершення його дипломатичної місії
20:18 - Уряд прийняв рішення надати одноразову допомогу родинам загиблих та ветеранам, які отримали інвалідність під час участі в АТО/ООС
20:18 - Уряд спрощує порядок надання субсидій для громадян, які втратили роботу у зв’язку з карантином


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар17.0254
Канадський долар19.9759
Юань Женьмiньбi3.9718
Куна4.0589
Чеська крона1.1309
Данська крона4.1418
Гонконгівський долар3.6356
Форинт0.086901
Індійська рупія0.37673
Рупія0.0017429
Новий ізраїльський шекель7.8478
Єна0.25912
Теньге0.063243
Вона0.023275
Мексиканське песо1.2014
Молдовський лей1.5619
Новозеландський долар16.7224
Норвезька крона2.6339
Російський рубль0.35783
Саудівський рiял7.4935
Сінгапурський долар19.6329
Ренд1.6004
Шведська крона2.8017
Швейцарський франк29.2158
Єгипетський фунт1.7889
Фунт стерлінгів34.4974
Долар США28.183
Бiлоруський рубль10.9181
Азербайджанський манат16.6409
Румунський лей6.3901
Турецька ліра4.3657
СПЗ (спеціальні права запозичення)38.4569
Болгарський лев15.826
Євро30.9027
Злотий6.8301
Алжирський динар0.20442
Така0.28946
Вірменський драм0.051379
Іранський ріал0.00058548
Іракський динар0.020664
Сом0.35204
Ліванський фунт0.016312
Лівійський динар17.415
Малайзійський ринггіт5.8341
Марокканський дирхам2.5537
Філіппінське песо0.48228
Донг0.0010581
Бат0.77962
Дирхам ОАЕ6.6948
Туніський динар8.6081
Узбецький сум0.0025813
Новий тайванський долар0.8119
Туркменський новий манат7.0257
Ганське седі4.4547
Сербський динар0.22954
Сомоні2.5403
Ларі8.8533
Бразильський реал5.4721
Золото45844.44
Срiбло407.03
Платина20875.43
Паладiй66082.65

Курси валют, встановлені НБУ на: 30.03.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
CEEN777711900.00
DOEN24.524.524.524.56125.00
KVBZ222222222200.00

Дані за 27.03.2020