Роскошь общения. Станет мобильная связь в Украине немного лучше, но намного дороже

29.02.2020 09:06 | Укррудпром

Деловая столица, 28 февраля 2020. Опубликовано 08:45 29 февраля 2020 года Утвержден план Кабмина по повышению качества мобильной связи в Украине. Его следствием может стать как рост тарифов, так и большая степень свободы для операторов.

18 февраля Национальная комиссия по регулированию связи и информатизации (НКРСИ) одобрила проект распоряжения Кабмина “Об утверждении плана мероприятий по повышению качества услуг подвижной (мобильной) связи на 2020-2022 гг.”. Этот документ еще не вступил в силу, но уже активно обсуждается игроками телеком-рынка. Главная его фабула: давно назревшее решение использовать европейские подходы при оценке качества сотовых услуг — передачи голоса, текстовых сообщений и мобильного интернета. Именно поэтому в основу плана легли рекомендации Международного союза электросвязи, изложенные в документе ITU-T Y.2617 Quality of service guaranteed mechanisms and performance model for public packet telecommunication data networks.

Если говорить более конкретно, то вскоре на сайте НКРСИ должна появиться онлайн-карта, отображающая покрытие всеми 4G-операторами. Ну а потребители сами уже смогут проверить, где есть покрытие четвертого поколения и с какой скоростью там работает мобильный интернет.

Впрочем, тут оценки могут быть разными: чисто субъективно, после жизни в других  европейских странах, сотовую связь даже в Киеве сложно воспринимать без скрежета зубовного. С другой — в 2019-м НКРСИ проверила качество услуг “Киевстара”, “Vodafone Украина” и lifecell и резюмировала, что “большая тройка” придерживается достаточного качества предоставления своих услуг.

Впрочем, теперь требования конкретизируют: авторы плана собираются расширить список параметров такими измеримыми пунктами, как время задержки между пакетами отправки и приема, средняя скорость передачи/приема данных, вариация задержки пакетов, потеря пакетов, время ответа специалиста службы информационно-справочного обслуживания оператора.

“Если честно, я довольно скептически отношусь к многолетним попыткам НКРСИ внедрить эти пресловутые европейские подходы, потому что все разговоры про т. н. измерение времени задержки пакетов, про потери пакетов уже стали среди специалистов мемом. Они вызывают гомерический хохот, — сказал в комментарии  эксперт телекоммуникационного рынка Роман Химич. — Потому что в конкретных исторических условиях Украины попытки органов власти контролировать и регулировать эти показатели упираются в технически достаточно сложные проблемы. Эти задачи украинскому государству в его нынешнем виде, наверное, не по зубам. Поэтому лучше, чтобы оно ими не занималось. Потому что получается или смешно, или нелепо, или больно — в том числе для потребителей и операторов сетей связи”.

Другие участники рынка также обращают внимание на то, что Украина — страна с самым низким в Европе ARPU (среднемесячным доходом на одного абонента) — смогла перейти в сетях GSM от стандарта 2G к 4G всего за пять лет. Для сравнения: телеком-операторам ЕС на это понадобилось 20 лет.

При этом Украина — крупнейшая страна Европы, но с очень низкой плотностью населения. В ней сложнее покрыть сетью с широкой пропускной способностью 100% территории, как это сделано во Франции или Германии.

Но у этого есть и обратная сторона: операторы “большой тройки” предпочитают строить и развивать свои сети в городах, зачастую игнорируя не только сельскую местность, но и достаточно крупные автодороги. Журналист “Деловой стролицы” недавно ездил по Полтавской области (от Пирятина к Лохвице), а потом к Миргороду, и сам убедился в полном отсутствии какой-либо связи на большинстве участков дорог.

Справедливости ради скажем: депопуляция села продолжается, и огромные инвестиции в инфраструктуру сети 4G в малонаселенных регионах, скорее всего, никогда не окупятся. А ведь на подходе уже стандарт 5G, на оборудование для которого потребуются и вовсе астрономические по украинским меркам инвестиции. Есть ли смысл в такой ситуации форсировать покрытие провинции 4G-сетями?

Тем более что решить проблему отсутствия мобильной связи как таковой в провинции можно другими методами.

“План мероприятий Кабмина — очень интересный документ, потому что в нем затрагивается ряд вопросов, которые касаются потребителей. Например, там есть пункт, касающийся конвергенции, то есть взаимодействия мобильной и фиксированной связи. Насколько я могу предположить, власти пытаются легализовать так называемую местную мобильную связь, то есть то, чем в Украине до сих пор занимаются только операторы сетей CDMA, — говорит Роман Химич. — Если это действительно так, то это интересная штука, потому что, наверное, последний шанс для “Укртелекома” выжить — это добиться того, чтобы была легализована возможность использовать фиксированные номера в сетях мобильной связи”.

Иначе говоря, обеспечить быстрое покрытие отсталых регионов мобильной связью можно, сняв преграды для небольших региональных операторов. Прежде всего преграды организационные, чтобы операторы “большой тройки” и “Укртелеком” не имели права отказать какому-нибудь условному “Гайворон-телеком” в подключении к своим сетям на вменяемых условиях. Тогда может появиться связь, например, вдоль всех ключевых автомобильных и железных дорог.

Еще одна грань темы — план фактически готовит почву для нового скачка тарифов. Чтобы повысить качество связи до европейских норм, придется устанавливать больше вышек и покупать новое оборудование — что автоматически увеличит стоимость связи и интернета.

Однако эксперт “Деловой столицы” с такой версией не согласен.

“Можно ли рассматривать принятие этого документа как подготовку к повышению тарифов на мобильную связь? Нет, скорее всего. Скажем так: в худшем варианте НКРСИ получит “дубинку”, чтобы долбить по голове операторов. На цене это напрямую не скажется, но точно усложнит им жизнь, — считает Роман Химич. — Скорее всего, если операторов будут принуждать ставить новые вышки, покупать новое оборудование, то они заявят: технологии мобильной связи по самой своей природе не могут чего-либо гарантировать. И даже в рассматриваемом нами документе об этом прямо сказано. А уж тем более в украинских условиях, когда не утихает настоящая эпидемия вандализма, когда расхищается оборудование и кабели связи — десятки тысяч инцидентов каждый год”.

Получается, что на сотовых операторов отчасти возложат “социальную” функцию: обеспечивать связь в тех регионах, где ее нет, и где недостаточно платежеспособного населения, чтобы оплачивать широкополосную связь последних поколений. С другой стороны, государство решило не принуждать компании “большой тройки” направлять свои доходы на строительство заведомо нерентабельных базовых станций “во имя покрытия всей страны”. Возможно, вместо этого будет дана свобода развиваться мелким региональным операторам, более гибким во всех смыслах (от тарифной политики до технологий).

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Додати коментар

Користувач:
email:





Debt can be a heavy weight,
But with patience and persistence, it can abate.
Cut your spending, and pay it down,
And soon your credit score will wear a crown.

- Fin.Org.UA

Новини

15:20 - Страховий ринок Словенії в 2023 році зріс на 9% до 3 млрд євро
15:20 - Навіщо страховикам потрібні структуровані дані та інтеграція AI-технологій?
15:20 - ПФТС та "Українська біржа" можуть втратити ліцензії через порушення ліцензійних умов
15:20 - Страховий ринок Польщі в 2023 році зріс на 17,6% до 18 млрд євро
15:20 - Європарламент схвалив нові зміни до Директиви Solvency II в страхуванні
15:20 - Індія "акредитувала" російських страховиків на страхування експорту нафти
15:20 - Рівень зарплати у 2024 році планують підвищити 72% компаній, 74% відчувають дефіцит кадрів
15:20 - Нацбанк повернув альтернативний сценарій та відмовився від прогнозів тривалої війни
15:05 - Україна та ЄС провели щорічний Діалог з прав людини: підсумки
14:28 - Який порядок оподаткування ПДФО іноземних доходів?
14:27 - МОЗ підтримує громади у цифровізації сфери охорони здоров’я
14:27 - Як формується загальний оподатковуваний дохід та сума витрат особи, яка провадить незалежну професійну діяльність?
14:23 - Чи може неповнолітня особа отримати ЕДП у КНЕДП ДПС та який порядок отримання?
14:22 - Сергій Орлов: Головне завдання в прогнозуванні повторних правопорушень – уніфікація оцінки ризиків
14:21 - Куди подавати реєстраційну заяву за ф. № 1-ПРРО суб’єкту господарювання для реєстрації ПРРО на відокремлений підрозділ (філію)?
14:20 - За яким ідентифікатором форми фізичні особи – резиденти подають в електронному вигляді Звіт про контрольовані іноземні компанії (КІК)?
14:19 - За використання рибних ресурсів до місцевих бюджетів Дніпропетровщини від платників надійшло понад 1,5 млн грн рентної плати
14:17 - Державний бюджет протягом трьох місяців п. р. отримав від платників Дніпропетровщини майже 12 млрд гривень
14:12 - Олександр Банчук: Пробація – це гарна альтернатива позбавленню волі в межах виконання цілей Стратегії реформування пенітенціарної системи
13:35 - У Києві презентовано можливості Національного хабу інтелектуальної власності та інновацій для інноваційного розвитку України
13:20 - Marsh McLennan купує агенцію Fisher Brown Bottrell Insurance за $316 млн
13:20 - НБУ змінить порядок щодо діяльності та плану фінансування страховика
13:20 - Іншуртех Estaly залучив $3,8 млн початкового фінансування від OneRagtim
13:20 - AON завершив придбання страхового брокера NFP
13:20 - PeppercornAI залучив £3,25 млн для інтеграції штучного інтелекту в страхування
13:08 - Олена Висоцька: Наша задача – пояснити кожному українцю, що пробація є справедливим покаранням
12:50 - Денис Шмигаль: Створюємо нову систему соціальної політики, в основі якої принцип «формування спроможності замість залежності»
12:34 - Весняна посівна: українські аграрії засіли 2,4 млн гектарів ярих культур
12:30 - Місцева статистика: формування політики відновлення та розвитку громад, що базується на даних
12:22 - Курс валют на 26 квітня: гривня слабне до долара та євро


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.9066
Канадський долар29.0135
Юань Женьміньбі5.4745
Чеська крона1.6915
Данська крона5.7007
Гонконгівський долар5.0675
Форинт0.108258
Індійська рупія0.4761
Рупія0.0024507
Новий ізраїльський шекель10.4698
Єна0.25503
Теньге0.089231
Вона0.028856
Мексиканське песо2.3263
Молдовський лей2.2218
Новозеландський долар23.6434
Норвезька крона3.6249
московський рубль0.43016
Сінгапурський долар29.1693
Ренд2.0917
Шведська крона3.6517
Швейцарський франк43.4266
Єгипетський фунт0.8282
Фунт стерлінгів49.6274
Долар США39.6702
Білоруський рубль14.4192
Азербайджанський манат23.3327
Румунський лей8.5448
Турецька ліра1.2201
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.2905
Болгарський лев21.7407
Євро42.5205
Злотий9.8591
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92395.86
Срібло1087.83
Платина35955.09
Паладій39903.06

Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861044.281044.281044.281044.282331877.24
2276561078.061078.061078.061078.06324496.06
227763997.7997.7997.7997.7997.70
2289101070.431070.431070.431070.4364225.80
229025983.97983.97983.97983.97983970.00
229470919.69919.69919.69919.69962915.43
2302621056.261056.261056.261056.26637981.04
AZRF011041.421049.861041.421049.8612547.68
CRSR061024.551024.551024.551024.5517417.35
FSTF021014.051021.481014.051021.4861968.50
IFZEMA110011001100110022000.00
TATM4.54.54.54.5450.00
XS47781550015500155001550062000.00

Дані за 25.04.2024