Роскошь общения. Станет мобильная связь в Украине немного лучше, но намного дороже

29.02.2020 09:06 | Укррудпром

Деловая столица, 28 февраля 2020. Опубликовано 08:45 29 февраля 2020 года Утвержден план Кабмина по повышению качества мобильной связи в Украине. Его следствием может стать как рост тарифов, так и большая степень свободы для операторов.

18 февраля Национальная комиссия по регулированию связи и информатизации (НКРСИ) одобрила проект распоряжения Кабмина “Об утверждении плана мероприятий по повышению качества услуг подвижной (мобильной) связи на 2020-2022 гг.”. Этот документ еще не вступил в силу, но уже активно обсуждается игроками телеком-рынка. Главная его фабула: давно назревшее решение использовать европейские подходы при оценке качества сотовых услуг — передачи голоса, текстовых сообщений и мобильного интернета. Именно поэтому в основу плана легли рекомендации Международного союза электросвязи, изложенные в документе ITU-T Y.2617 Quality of service guaranteed mechanisms and performance model for public packet telecommunication data networks.

Если говорить более конкретно, то вскоре на сайте НКРСИ должна появиться онлайн-карта, отображающая покрытие всеми 4G-операторами. Ну а потребители сами уже смогут проверить, где есть покрытие четвертого поколения и с какой скоростью там работает мобильный интернет.

Впрочем, тут оценки могут быть разными: чисто субъективно, после жизни в других  европейских странах, сотовую связь даже в Киеве сложно воспринимать без скрежета зубовного. С другой — в 2019-м НКРСИ проверила качество услуг “Киевстара”, “Vodafone Украина” и lifecell и резюмировала, что “большая тройка” придерживается достаточного качества предоставления своих услуг.

Впрочем, теперь требования конкретизируют: авторы плана собираются расширить список параметров такими измеримыми пунктами, как время задержки между пакетами отправки и приема, средняя скорость передачи/приема данных, вариация задержки пакетов, потеря пакетов, время ответа специалиста службы информационно-справочного обслуживания оператора.

“Если честно, я довольно скептически отношусь к многолетним попыткам НКРСИ внедрить эти пресловутые европейские подходы, потому что все разговоры про т. н. измерение времени задержки пакетов, про потери пакетов уже стали среди специалистов мемом. Они вызывают гомерический хохот, — сказал в комментарии  эксперт телекоммуникационного рынка Роман Химич. — Потому что в конкретных исторических условиях Украины попытки органов власти контролировать и регулировать эти показатели упираются в технически достаточно сложные проблемы. Эти задачи украинскому государству в его нынешнем виде, наверное, не по зубам. Поэтому лучше, чтобы оно ими не занималось. Потому что получается или смешно, или нелепо, или больно — в том числе для потребителей и операторов сетей связи”.

Другие участники рынка также обращают внимание на то, что Украина — страна с самым низким в Европе ARPU (среднемесячным доходом на одного абонента) — смогла перейти в сетях GSM от стандарта 2G к 4G всего за пять лет. Для сравнения: телеком-операторам ЕС на это понадобилось 20 лет.

При этом Украина — крупнейшая страна Европы, но с очень низкой плотностью населения. В ней сложнее покрыть сетью с широкой пропускной способностью 100% территории, как это сделано во Франции или Германии.

Но у этого есть и обратная сторона: операторы “большой тройки” предпочитают строить и развивать свои сети в городах, зачастую игнорируя не только сельскую местность, но и достаточно крупные автодороги. Журналист “Деловой стролицы” недавно ездил по Полтавской области (от Пирятина к Лохвице), а потом к Миргороду, и сам убедился в полном отсутствии какой-либо связи на большинстве участков дорог.

Справедливости ради скажем: депопуляция села продолжается, и огромные инвестиции в инфраструктуру сети 4G в малонаселенных регионах, скорее всего, никогда не окупятся. А ведь на подходе уже стандарт 5G, на оборудование для которого потребуются и вовсе астрономические по украинским меркам инвестиции. Есть ли смысл в такой ситуации форсировать покрытие провинции 4G-сетями?

Тем более что решить проблему отсутствия мобильной связи как таковой в провинции можно другими методами.

“План мероприятий Кабмина — очень интересный документ, потому что в нем затрагивается ряд вопросов, которые касаются потребителей. Например, там есть пункт, касающийся конвергенции, то есть взаимодействия мобильной и фиксированной связи. Насколько я могу предположить, власти пытаются легализовать так называемую местную мобильную связь, то есть то, чем в Украине до сих пор занимаются только операторы сетей CDMA, — говорит Роман Химич. — Если это действительно так, то это интересная штука, потому что, наверное, последний шанс для “Укртелекома” выжить — это добиться того, чтобы была легализована возможность использовать фиксированные номера в сетях мобильной связи”.

Иначе говоря, обеспечить быстрое покрытие отсталых регионов мобильной связью можно, сняв преграды для небольших региональных операторов. Прежде всего преграды организационные, чтобы операторы “большой тройки” и “Укртелеком” не имели права отказать какому-нибудь условному “Гайворон-телеком” в подключении к своим сетям на вменяемых условиях. Тогда может появиться связь, например, вдоль всех ключевых автомобильных и железных дорог.

Еще одна грань темы — план фактически готовит почву для нового скачка тарифов. Чтобы повысить качество связи до европейских норм, придется устанавливать больше вышек и покупать новое оборудование — что автоматически увеличит стоимость связи и интернета.

Однако эксперт “Деловой столицы” с такой версией не согласен.

“Можно ли рассматривать принятие этого документа как подготовку к повышению тарифов на мобильную связь? Нет, скорее всего. Скажем так: в худшем варианте НКРСИ получит “дубинку”, чтобы долбить по голове операторов. На цене это напрямую не скажется, но точно усложнит им жизнь, — считает Роман Химич. — Скорее всего, если операторов будут принуждать ставить новые вышки, покупать новое оборудование, то они заявят: технологии мобильной связи по самой своей природе не могут чего-либо гарантировать. И даже в рассматриваемом нами документе об этом прямо сказано. А уж тем более в украинских условиях, когда не утихает настоящая эпидемия вандализма, когда расхищается оборудование и кабели связи — десятки тысяч инцидентов каждый год”.

Получается, что на сотовых операторов отчасти возложат “социальную” функцию: обеспечивать связь в тех регионах, где ее нет, и где недостаточно платежеспособного населения, чтобы оплачивать широкополосную связь последних поколений. С другой стороны, государство решило не принуждать компании “большой тройки” направлять свои доходы на строительство заведомо нерентабельных базовых станций “во имя покрытия всей страны”. Возможно, вместо этого будет дана свобода развиваться мелким региональным операторам, более гибким во всех смыслах (от тарифной политики до технологий).

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Додати коментар

Користувач:
email:





Regulatory rules,
Compliance and transparency,
Markets kept in line.

- Fin.Org.UA

Новини

21:00 - Новини 22 грудня: в уряді обіцяють скоротити відключення, Литва передала Україні електростанцію
20:40 - московіяни почали менше їсти, щоб платити кредити – росЗМІ
20:10 - Японія готується перезапустити найбільшу у світі АЕС – через 15 років після Фукусіми
19:40 - Китай б'є по молочці ЄС збільшенням мит у два рази
19:12 - Вже 13,7 мільйона українців отримали "зимову тисячу"
18:55 - Revolut закриває рахунки українців через вимоги законодавства
18:45 - Науковці презентували в Мінекономіки дослідження щодо експорту та впливу євроінтеграції на макроекономічні показники
18:35 - В Україні зріс попит на довгострокову оренду квартир – дослідження
18:25 - Російська нафта обвалилася до $34: санкції США вибивають знижки до дна
18:04 - Ринок нерухомості 2026: аналітики зробили прогноз
17:54 - Нацбанк показав курс долара та євро на вівторок 23 грудня
17:53 - До кредитної спілки застосовано захід впливу
17:24 - Environmental, Social, and Governance Reporting Requirements for the Ukrainian Subsoil Sector
17:24 - Енергетики розповіли про відключення світла у вівторок 23 грудня
17:20 - «Доступні кредити 5-7-9%»: щотижнева статистика
17:20 - Журналісти знайшли закордонний бізнес фігурантів справи "Мідас"
17:16 - Військовослужбовці Розділ “0” (зі Зміною 16)
17:08 - Оновлено порядок реєстрації учасників платіжного ринку
17:00 - Колишню в. о. директора держпідприємства НААН засудили до 9 років позбавлення волі
16:45 - Сума вкладів фізосіб сягає понад 1,5 мільярда гривень – ФГВФО
16:30 - Навіщо оподатковувати дрібні міжнародні посилки?
16:22 - Щодо нарахування фізичній особі мінімального податкового зобов’язання
16:21 - Чи мають можливість платники сплатити податки та збори через Електронний кабінет?
16:20 - Трудові відносини: алгоритм оформлення неповнолітнього працівника
16:19 - Спрощення процедур для роботи бізнесу: кількість ризикових платників скоротилася майже вдвічі, заблокованих накладних – майже вчетверо
16:18 - Сплата податкових платежів та єдиного внеску: де знайти інформацію про реквізити рахунків
16:16 - Послуги усіх Центрів обслуговування платників тепер доступні для людей з порушеннями слуху
16:15 - Понад 1,1 млрд грн податку на нерухоме майно спрямували платники до місцевих бюджетів Дніпропетровщини
16:15 - Сталий розвиток Карпат: стартує новий проєкт міжнародної допомоги
16:15 - Доходи онлайн-казино перевищують минулорічні – дослідження


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32522
Австралійський долар28.0117
Така0.34485
Канадський долар30.6132
Юань Женьміньбі5.9895
Чеська крона2.035
Данська крона6.6266
Гонконгівський долар5.4181
Форинт0.127648
Індійська рупія0.47015
Рупія0.0025126
Новий ізраїльський шекель13.1573
Єна0.26779
Теньге0.081786
Вона0.028464
Ліванський фунт0.000471
Малайзійський ринггіт10.335
Мексиканське песо2.3423
Молдовський лей2.4896
Новозеландський долар24.3996
Норвезька крона4.1643
Саудівський ріял11.2383
Сінгапурський долар32.673
Донг0.0016005
Ренд2.5239
Шведська крона4.561
Швейцарський франк53.1302
Бат1.35233
Дирхам ОАЕ11.4755
Туніський динар14.5044
Єгипетський фунт0.8879
Фунт стерлінгів56.6177
Долар США42.1482
Сербський динар0.42133
Азербайджанський манат24.7901
Румунський лей9.7275
Турецька ліра0.9846
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.6315
Болгарський лев25.3006
Євро49.4904
Ларі15.6139
Злотий11.7499
Золото186091.89
Срібло2910.31
Платина87726
Паладій74770.06

Курси валют, встановлені НБУ на 23.12.2025