Зачем Коломойскому пошлины на российские нефтепродукты

19.02.2020 15:48 | Укррудпром

Бизнес Цензор, 18 февраля 2020. Опубликовано 15:26 19 февраля 2020 года Группа “Приват” Игоря Коломойского и НАК “Нафтогаз” инициировали специальное расследование в отношении импорта нефтепродуктов из России. Если правительство применит пошлины, это приведет к росту цен на нефтепродукты и максимизации прибыли перерабатывающих заводов.

Группа “Приват” Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова с другими участниками рынка требует 25-процентных пошлин на импорт российского топлива.

“Приват” контролирует более 70% добычи нефти, более 80% ее переработки и 90% перевалочных мощностей для импорта нефтепродуктов в морских портах.

Публичная компания группы показывает убытки для невыплаты дивидендов государству. Инвестиций в перерабатывающие мощности “Привата” практически нет.

В таких условиях пошлины приведут к увеличению цен на топливо внутри страны и максимизации прибыли группы “Приват” Игоря Коломойского.

Что произошло

Украинские производители нефтепродуктов 21 января инициировали введение пошлин на импорт дизельного топлива и сжиженного газа из России.

Соответствующую жалобу в Межведомственную комиссию по международной торговле подали три компании: ПАО “Укртатнафта”, ПАО “Укрнафта” и АО “Укргаздобыча”.

Ограничение поставок нефтепродуктов из России они аргументируют тем, что российским производителям из бюджета компенсируют расходы, связанные с производством и экспортом нефтепродуктов по схеме возврата из бюджета акцизного налога.

Такая схема, считают производители, нарушает нормы Всемирной торговой организации (ВТО).

Инициаторы требуют от государства провести антисубсидиарное расследование и ввести пошлины на российские дизельное топливо и сжиженный газ в размере 8,46% с ежегодным повышением на 4,24 процентных пункта до 25,4% в 2024 году.

Межведомственная комиссия по международной торговле должна принять решение, проводить расследование или нет, в течение месяца. То есть — до 21 февраля.

Что связывает инициаторов

ПАО “Укртатнафта” (УТН) управляет Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ). Это единственный крупный работающий в Украине завод. Его номинальная годовая мощность переработки сырья — 5 млн тонн при производстве топлива стандарта Евро-5.

Контрольный пакет принадлежит олигархам Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову из группы “Приват “, а также бизнесмену Александру Ярославскому. Еще 43% принадлежат государству в лице НАК “Нафтогаз Украины”.

ПАО “Укрнафта” (УН) добывает более 70% нефти в стране. Контрольный пакет через “Нафтогаз” принадлежит государству. Но операционный контроль над компанией с 2003 года сохраняет группа “Приват”, которой принадлежит 42% акций.

Вся добытая нефть “Укрнафты” продается структурам “Привата”, которые перерабатывают ее на Кременчугском НПЗ. В управлении УН находится примерно 600 АЗС.

ПАО “Укргаздобыча” (УГД) добывает около 70% природного газа в Украине. Входит в Группу “Нафтогаз”. Компания управляет Шебелинским газоперерабатывающим заводом (ГПЗ). Он производит бензин, дизтопливо и сжиженный газ (LPG).

Его годовая мощность переработки — около 0,8 млн тонн сырья или в 6 раз меньше мощности Кременчугского НПЗ.

Какой баланс рынка нефтепродуктов

Действительно, из-за дефицита перерабатывающих мощностей, Украина зависима от импортного дизельного топлива (ДТ). На него в балансе моторных топлив приходится 70%.

В 2019 году объем потребления дизтоплива в Украине составил 7 млн тонн. Из них 90% ­­­— импорт. Доля РФ — 36%.

Она сократилась с 42% в 2018 году после введения спецпошлин на поставки ДТ по нефтепродуктопроводу “Прикарпатзахидтранс” в размере 4% и на LPG из РФ — в размере 3%.

“Прикарпатзахидтранс” связывают с Виктором Медведчуком, нардепом от фракции ОПЗЖ, соратником президента РФ Владимира Путина.

Второе место по импорту, с долей в 35,4%, занимает Беларусь. Украинские НПЗ произвели лишь 11,6% ДТ.

Сжиженного газа в 2019 году в Украине было потреблено 2,03 млн тонн, а доля украинских производителей составила 21,5% рынка. Крупнейший производитель — “Укргаздобыча”.

Российские производители заняли 34% рынка, Беларусь — 23%, Казахстан — 14,6%. Поставки LPG по морю заняли 3% в общем балансе.

Для чего применяются пошлины

Суть заградительных пошлин на импорт нефтепродуктов — обеспечить инвестиции в производство нефтепродуктов, не дав импорту “задушить” украинские заводы. Однако и Кременчугский НПЗ, и Шебелинский ГПЗ с рентабельностью продают все произведенные ДТ и LPG.

Проблемы возникают с бензином, потому что его потребление постоянно падает, а рынок перенасыщен из-за необходимости производить бензин при производстве дизтоплива. Однако бензин из РФ Украина не импортирует.

Тогда основным результатом пошлин должны быть инвестиции в локальное производство.

Согласно презентации “Укргаздобычи” от ноября 2018 года, компания планирует инвестировать в 2019 — 2021 годах $244 млн или 6,8 млрд грн в свои перерабатывающие заводы — Шебелинский ГПЗ и Хрестищинский завод LPG.

При этом IRR проектов (Internal Rate of Return, внутренняя ставка доходности) составляет от 20% до 40% в год. Другими словами, и при существующих ценах небольшие заводы УГД могут развиваться с хорошей рентабельностью.

Совсем другая ситуация с “Укртатанафтой” Коломойского. Согласно последнему отчету компании, в 2019 году УТН планировала инвестировать в оборудование Кременчугского НПЗ всего 300 млн грн.

Последние четыре года “Укртатнафта” показывает убытки. Они возникают из-за дебиторской задолженности — предприятию не платят его контрагенты.

Согласно финансовой отчетности УТН, в 2018 году дебиторская задолженность составила 4,4 млрд грн, в 2017 году — 3,6 млрд грн.

При этом, “Укртатнафта” поставляет готовые нефтепродукты на АЗС группы “Приват”, которые работают под брендами “Авиас”, ANP, Sentoza и другими.

То есть, трейдеры Коломойского не платят публичной компании Коломойского, которая официально показывает убытки. Это, в частности, отражается на отсутствии дивидендов, более 43% которых ушли бы госкомпании “Нафтогаз”.

При постоянных убытках за последнюю пятилетку “Укртатнафта” не сворачивает производство, не поднимает вопрос о недобросовестных контрагентах, а требует пошлин для максимизации прибыли.

История попыток применения пошлин

В январе 2020 года состоялась третья попытка завода Игоря Коломойского ограничить импорт нефтепродуктов в Украину. Первый раз “Укртатнафта” попыталась зачистить украинский рынок от импортного топлива еще семь лед назад.

Весной 2011 года четыре украинских нефтеперерабатывающих завода инициировали расследование против всего импорта нефтепродуктов.

Тогда, помимо Кременчугского НПЗ, документ подписали Лисичанский НПЗ, а также не работающие к тому времени Одесский, Надвирнянский и Дрогобычский НПЗ. Два последних также принадлежат Коломойскому.

Лисичанский НПЗ на тот момент принадлежал российской ТНК-BP. Одесский НПЗ — российскому “Лукойлу”.

Заводам было отказано в проведении расследования из-за возможного роста цен для потребителей.

Вторая попытка была предпринята весной 2018 года. Тогда “Укртатнафта” потребовала от МЭРТ начать спецрасследование в отношении импорта российских и белорусских нефтепродуктов в Украину.

Компания просила ввести единую квоту на белорусское и российское топливо, расценивая их, как один источник поставки. И отдельно квотировать импорт из третьих стран.

Но, из-за возможного роста цен на топливо и угрозы монополизации рынка, компании было отказано в проведении спецрасследования.

Как повысится цена для потребителя

В случае введения заградительной пошлины в размере 8,46%, цена российского топлива вырастит на 1570 грн/т, газа — на 1240 грн/т, посчитали в профильном издании Enkorr.

В пересчете на литры рост составит около 1,1 грн/л на ДТ и 0,55 грн/л на LPG. Таким образом, общая переплата всех потребителей нефтепродуктов в течение года составит 11,5 млрд грн.

Повышение цены импорта будет означать, что локальные производители поднимут цены до импортного паритета. Так всегда происходит на дефицитном рынке.

ДТ и LPG — основные виды нефтепродуктов, которые бизнес использует в своей деятельности: для грузовых автомобилей, комбайнов, тракторов и другой техники.

Если решение Комиссии по международной торговле будет в пользу украинских НПЗ, бизнес будет вынужден переложить подорожание топлива в цену товаров и услуг.

В итоге, инициатива Коломойского отразится на населении страны дважды. Первый раз — на колонке АЗС для водителей авто, второй — на кассе в магазине для всех.

Кто контролирует импорт нефтепродуктов

Если исключить российские поставки, которые могут быть остановлены сразу после введения пошлин, топливо в страну будет поступать с двух направлений — по железной дороге и по морю.

В первом случае, речь идет преимущественно о поставках из Беларуси, имеющей доступ к дешевой российской нефти. По прогнозам “Консалтинговой группы А-95”, в случае введения пошлин доля поставок нефтепродуктов из Беларуси может вырасти с нынешних 35% до 60%.

Через северную границу по железной дороге также приходит топливо Литвы. Но возможности этого поставщика исчерпаны. Также рост цен может открыть путь для ДТ из Скандинавии, которое может переваливаться в портах Литвы и Латвии.

Если по железной дороге завозить топливо может кто угодно, то в портах около 90% мощностей по перевалке жидких нефтепродуктов и 100% мощностей по перевалке LPG контролирует группа “Приват”.

Ей принадлежит Одесский нефтеперевалочный комплекс и перевалка в порту “Черноморск”. Также есть перевалки в портах Николаева, Херсона и порта “Пивденный”. Но они менее производительны.

Кроме того, возможности поставок по морю ограничены возможностями “Укрзализныци”, у которой не хватает локомотивов и цистерн.

Додати коментар

Користувач:
email:





Money in motion
Fluctuations everywhere
Tread cautiously now

- Fin.Org.UA

Новини

00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 18 квітня: покриття дефіциту бюджету, Raiffeisen Bank просять пришвидшити вихід з московія
20:45 - Meta представила ранні версії своєї нової моделі ШІ LLaMA 3
20:33 - Мексика під тиском США припиняє стимулювання китайських виробників електромобілів
20:04 - Україна отримала від німецьких партнерів енергетичне обладнання на майже мільйон євро
19:47 - У І кварталі до бюджету від приватизації надійшло понад 650 мільйонів
19:47 - Катерина Павліченко: За допомогою 38 машин, отриманих ДСНС від міжнародних партнерів, було розміновано понад 700 га територій
19:22 - У І кварталі Мінфін залучив понад $3 мільярди внутрішніх запозичень для покриття дефіциту бюджету
19:13 - московіянам почнуть відключати вхід в акаунти через Apple чи Google ID
19:06 - У Мінфіні відбулося третє засідання Міжвідомчої робочої групи з питань застосування програмних реєстраторів розрахункових операцій
18:56 - "Схеми": Портнов з Іспанії переписав віллу під Києвом на дітей
18:44 - Виробники "Шахедів", металургія та автопромисловість: США та Британія ввели санкції проти Ірану
18:41 - Делегація МОЗ взяла участь у пояснювальній сесії Єврокомісії з питань захисту прав споживачів та охорони здоров’я
18:35 - "Укрнафта" змешить споживання електроенергії на АЗС
18:25 - Мінфін та Держфінмоніторинг працюють з міжнародними партнерами, щоб внести росію до «чорних» списків FATF та ЄС, – Денис Улютін
18:18 - Замість декларативних пільг — дієві інструменти для самореалізації ветеранів у цивільному житті, — Максим Кушнір
18:12 - "Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов’язаних осіб
18:07 - УЗ цьогоріч планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій
17:56 - Підписано Угоду про співробітництво в рамках проекту «Спільна архівна спадщина» з керівниками архівних служб країн Балтії, України та Польщі
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 18.04.2024
17:32 - "Укренерго" попереджає про можливі обмеження електроенергії для промислових споживачів
17:30 - Держаудитори перевірять ефективність роботи ДП «Укрдіпроважмаш»
17:28 - Посібник "Створення індустріальних парків та включення їх до Реєстру індустріальних парків"
17:21 - Німецький бізнес зацікавлений збільшувати інвестиції в ключові галузі української економіки, - Юлія Свириденко
17:20 - ФДМУ не зміг із першої спроби продати конфісковані квартири Сальдо і Шелкова
17:17 - Зустріч фінансового блоку G7: Сергій Марченко закликав пришвидшити розробку механізмів для спрямування активів рф на потреби України
17:00 - З 22 квітня в Києві відновиться платне паркування
16:48 - Німецький бізнес зацікавлений збільшувати інвестиції в ключові галузі української економіки, - Юлія Свириденко
16:38 - План США з випуску боргових зобов'язань під активи московія має юридичні ризики – ЄЦБ
16:35 - З початку року аграрії отримали кредитів на розвиток на 36 мільярдів


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5305
Канадський долар28.7995
Юань Женьміньбі5.4716
Чеська крона1.6729
Данська крона5.6663
Гонконгівський долар5.0568
Форинт0.107167
Індійська рупія0.47405
Рупія0.0024469
Новий ізраїльський шекель10.4752
Єна0.25658
Теньге0.088619
Вона0.028832
Мексиканське песо2.3361
Молдовський лей2.2125
Новозеландський долар23.4771
Норвезька крона3.6023
московський рубль0.42078
Сінгапурський долар29.1268
Ренд2.0799
Шведська крона3.6351
Швейцарський франк43.5804
Єгипетський фунт0.8193
Фунт стерлінгів49.3858
Долар США39.6037
Білоруський рубль14.3951
Азербайджанський манат23.2936
Румунський лей8.497
Турецька ліра1.2187
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.1599
Болгарський лев21.6154
Євро42.2789
Злотий9.769
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94309.87
Срібло1126.34
Платина37223.12
Паладій40714.98

Курси валют, встановлені НБУ на 19.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.451041.451041.451041.45312435.00
227763995.04995.04995.04995.04221893.92
229025981.29981.29981.29981.29490645.00
229470917.22917.22917.22917.2291722.00
2302621049.581049.581049.581049.58209916.00
BAVL0.2250.2250.2250.22567500.00
CRSR061018.491019.181018.491019.1820373.25
USGK78454845484548454822740000.00

Дані за 18.04.2024