Арабы в порту “Южный”. Какая Украине польза от гиганта DP World

16.02.2020 07:42 | Укррудпром

Деловая столица, 14 февраля 2020. Опубликовано 07:37 16 февраля 2020 года DP World хочет стать бизнесом, который предлагает клиентам комплексные решения по доставке грузов.

Входящая в тройку крупнейших мировых портовых операторов компания DP World приобрела 51% акций украинского контейнерного терминала TIS, который базируется в порту “Южный” в Одесской области (сумма сделки не раскрывается). “Сегодня DP World заходит в Украину! Один из лидеров мировой портовой индустрии объявил о приобретении контроля в TIS Container Terminal Ukraine. Таким образом, Украина станет 51-й страной, где оперирует DP World”, — сообщил на своей странице в Facebook совладелец TIS Андрей Ставницер.

Основным владельцем компании DP World является Dubai World — государственная инвестиционная группа Объединенных Арабских Эмиратов.

Построил, вывел в лидеры и продал

Контейнерный терминал в “Южном” был построен в 2008 г., как раз к началу финансового кризиса. Однако, несмотря на это, его создатели смогли обеспечить прирост загрузки и вывели терминал в лидеры. Например, в 2019 г. терминал TIS обработал 220 тыс. TEU (TEU — эквивалент 20-футового контейнера), что на 75% больше, чем в 2018 г., при этом проектная мощность терминала — в четыре раза больше.

Ставницер с партнерами при этом интегрировали контейнерный терминала с железной дорогой — сегодня TIS отправляет из терминала 15 регулярных контейнерных поездов в Днепр, Харьков, Киев, Тернополь и Чернигов. По мнению Владислава Талаха, эксперта по инфраструктурным и логистическим проектам Украинского института будущего, именно это обеспечило TIS наибольший прирост обработки контейнеров: маршрутные поезда следуют по расписанию, вагоны с контейнерами не простаивают в дороге, и это позволяет не только повысить скорость доставки контейнеров в порт и из него, но также осуществлять это по определенному плану. “Если ты хочешь, чтобы твой контейнер вовремя был в порту, чтобы он не опоздал на судно, на котором ты забронировал место, то это имеет очень большое значение”, — сказал Владислав Талах.

Также TIS сумел привлечь к себе крупных клиентов — в начале 2018 г. крупнейший мировой контейнерный перевозчик Maersk перешел на обслуживание из Одесского порта на терминал TIS, а в 2019 г. TIS первым в Украине стал принимать трансшимпент, который соединяет Украину и Грузию, т.е. стал контейнерным хабом для грузов из Армении, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Ирана.

Аналитик инвестиционной компании Concorde Capital Андрей Передерий оценивает сделку в $25-30 млн.

Кто же это пришел?

Чтобы понять, что такое DP World, достаточно привести несколько цифр. Компания работает с 78 терминалами по всему миру, их совокупный контейнерооборот за 2019 г. составил 71,2 млн TEU. Это много, если учесть, что перевалка контейнеров ТОП-10 крупнейших портов мира составляет 250 млн TEU в год. Выручка DP World за 2018 г. выросла на 20% по сравнению с 2017 г., до $5,7 млрд, чистая прибыль составила $1,3 млрд. При этом за 2018 г. компания приобрела активов по всему миру на $2,5 млрд.

Только за прошлый год DP World оформила несколько знаковых сделок. Например, заключила договор концессии контейнерного терминала в крупнейшем порту Саудовской Аравии Джидда, в развитие и расширение которого она планирует инвестировать $0,5 млрд. Также DP World стала акционером швейцарского оператора Swissterminal Holding, оперирующего пятью железнодорожными контейнерными терминалами в Швейцарии, которые связаны с портами Роттердам, Антверпен, Специя, Генуя, Равенна и Триест.

В минувшем году DP World также завершила сделку на $1,1 млрд по приобретению судоходной компании Topaz Energy & Marine — ведущего международного поставщика логистических услуг и решений в сфере морской логистики для энергетической отрасли. Topaz располагает флотом из 117 судов, занятых преимущественно в Каспийском море, где сосредоточено около 6% мировых запасов нефти, а также на Ближнем Востоке и в Западной Африке. Topaz имеет портфель контрактов в $1,6 млрд и сотрудничает с такими нефтяными гигантами, как BP, Chevron, Dragon Oil, Dubai Petroleum, ExxonMobil, Saudi Aramco и Tengizchevroil.

В марте прошлого года DP World продлила на 30 лет договор о концессии терминала в Констанце, который имеет пропускную способность 1 млн TEU в год с возможностью увеличения до 4,5 млн TEU. Этот терминал обслуживает внутренний рынок Румынии и Центральной Европы, и через него идет поток грузов в/из России, Украины, Болгарии, Грузии и Молдовы.

В феврале прошлого года DP World приобрела компанию P&O Ferries и P&O Ferrymasters за $421 млн. P&O Ferries является оператором паромных перевозок с флотом в 21 судно, занятое на перевозках между 11 портами Северного и Ирландского морей, а P&O Ferrymasters — логистический провайдер. По итогам 2017 г. выручка P&O Ferries составила $1,4 млрд.

В декабре 2018 г. DP World завершила сделку по приобретению компании Unifeeder — крупнейшего в Северной Европе фидерного контейнерного оператора, связывающего около 100 портов. Фидерный оператор — это компания, которая обеспечивает доставку и вывоз небольшими судами контейнеров между крупными и мелкими портами. Сделка оценивалась в 660 млн евро.

Таким образом, расширяя бизнес, DP World будет зарабатывать не только на перевалке контейнеров в портах, ее цель — предоставление комплексного логистического продукта, который позволит работать напрямую с конечными потребителями услуг по контейнерным перевозкам. DP World называет себя не не портовым оператором, а “инструментом содействия международной торговле”.

Кроме того, DP World внедряет новаторские разработки — вместе с немецкой инжиниринговой компанией SMS Group она планирует построить в контейнерном терминале в Дубае первую в мире интеллектуальную систему хранения контейнеров. Сегодня контейнеры в порту обычно хранятся “стопками”, и чтобы извлечь нужный, иногда сначала нужно поднять верхние контейнеры. Новая же система предусматривает строительство многоэтажного стеллажа с ячейками для контейнеров, откуда легко достать нужный. Такая система позволит на треть сократить длительность погрузки/выгрузки контейнеровозов и увеличить на две трети мощности по хранению на единицу площади.

Что это нам даст

По данным TIS, среди первоочередных планов DP World на TIS — внедрение новых IT-решений и глобальной экспертизы группы, при этом компания сфокусируется на интермодальном сегменте грузоперевозок, т. е. когда груз перевозится несколькими видами транспорта, но всю перевозку организовывает один перевозчик.

Как отмечает Владислав Талах, сегодня на TIS всего лишь одна контейнерная линия — Maersk, поэтому от DP World можно ожидать, что она привлечет новые контейнерные линии. “Если вместе с DP World в порт “Южный” придет другая контейнерная линия, это будет большим плюсом как для TIS, так и для порта, который будет получать больше портовых сборов от захода судов”, — сказал он.

По мнению Владислава Талаха, у DP World есть IT-решения, которые позволяют ускорять разгрузку и погрузку контейнеров. “Мировой опыт пойдет на пользу отечественному контейнерному терминалу — одно дело что-то придумывать с нуля, другое — брать готовые наработки профессионалов, которые уже давно в этом бизнесе”, — сказал эксперт. При этом конкурентам TIS придется задуматься, как удержать у себя контейнерные линии, которые с ними работают.

К слову, формально DP World зашла в Украину еще в январе 2018 г. Тогда при содействии другой компании Андрея Ставницера — SD Capital — ее дочерняя компания P&O Maritime приобрела контроль над украинской буксирной компанией LB Shipping и начала оказывать услуги по буксировке судов в порту “Южный”.

По мнению Владислава Талаха, в будущем у TIS могут быть и другие проекты с DP World. “Все терминалы TIS (у компании, кроме контейнерного, еще четыре терминала: ТИС-Уголь, ТИС-Руда, ТИС-Зерно, ТИС-Минудобрения. — “ДС”) — это совместное партнерство с компаниями, которые могут обеспечить их грузами”, — сказал он. Эксперт уверен, что компания Ставницера SD Capital продолжит искать новых партнеров для своих проектов или разрабатывать их с уже действующими.

Александр СУКОВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Risk and reward dance,
A delicate balance,
Traders walk the tightrope.

- Fin.Org.UA

Новини

21:00 - Новини 16 жовтня: Взимку на Україну чекають тривалі відключення, московія атакувала газову інфраструктуру вшосте за місяць
20:40 - У НБУ вважають "небезпечним" третє підвищення податків для банків
20:20 - Після заяв Трампа: НПЗ Індії сигналізують про відмову від нафти московія
19:50 - Депутати хочуть понад вдвічі роздути бюджету на 2026 рік, але не знають, де брати кошти
19:20 - НБУ пропонує ускладнити закриття ФОП, щоб зупинити "дроп-схеми"
19:05 - Прокуратура виявила надміру сплачений підряднику мільйон гривень
18:50 - По всій Україні запровадили екстрені відключення світла
18:35 - Харківська прокуратура виявила приховану оренду державних земель
18:30 - Взимку на Україну очікують тривалі відключення: який можливий графік
18:25 - Україна готується до COP30 – найбільшої кліматичної конференції у світі
18:13 - Перемир’я для ремонту ЗАЕС можуть оголосити 17 жовтня – Sky News
17:55 - ЄБРР хоче розширити обсяги операцій в Україні до 3 мільярдів євро на рік
17:50 - Нацбанк показав, яким буде курс долара і євро на п'ятницю 17 жовтня
17:30 - Український бізнес за рік вдвічі збільшив використання штучного інтелекту
17:25 - Уряд спрямує Одесі 100 мільйонів гривень: на які потреби
17:24 - Про сплату авансового внеску з податку на прибуток підприємств за місце роздрібної торгівлі пальним, на якому здійснюється реалізація виключно скрапленого газу за певних умов
17:22 - Закон України № 4536: основні новації з ПДВ – продовжується дія касового методу в енергетиці та вводиться нова пільга
17:20 - Якими документами суб’єкт господарювання може підтвердити право власності, володіння, користування ПРРО?
17:19 - Податковий календар на 17 жовтня 2025 року
17:17 - Податок на нерухоме майно: внесок юридичних осіб до місцевих бюджетів Дніпропетровщини – понад 535,3 млн гривень
17:17 - Французькі компанії зацікавлені у відновленні України: в Мінекономіки зустрілися із бізнес-делегацією Франції
17:16 - Надходження рентної плати за спеціальне використання води до місцевих бюджетів Дніпропетровщини склали понад 78,2 млн гривень
17:15 - Акцизний податок з ввезених товарів: до загального фонду держбюджету від платників Дніпропетровщини надійшло майже 210,9 млн грн
17:13 - Розширюємо горизонти студентів про діяльність податкової служби
17:12 - За 9 місяців надходження від акцизу склали 129,5 млрд грн – на третину більше, ніж торік
17:11 - ДПС провела 24 тисячі фактичних перевірок у сфері обігу тютюну та алкоголю, штрафи сягнули 795 млн грн
17:00 - "Соєві правки": коли стимулювання переробки перетворюється на бар’єр для аграріїв
16:55 - Союзники Кремля не інвестуватимуть у інфраструктуру Далекого Сходу – розвідка
16:20 - Податкова розповіла, що найчастіше декларують українці
16:19 - Інтерв'ю Сергія Савчука Finance.ua стосовно практичної реалізації нового закону про "автоцивілку"


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32124
Австралійський долар27.0883
Така0.34253
Канадський долар29.6372
Юань Женьміньбі5.8428
Чеська крона1.9975
Данська крона6.4966
Гонконгівський долар5.3567
Форинт0.124505
Індійська рупія0.47413
Рупія0.0025115
Новий ізраїльський шекель12.6207
Єна0.27528
Теньге0.077608
Вона0.029369
Ліванський фунт0.000465
Малайзійський ринггіт9.8467
Мексиканське песо2.2598
Молдовський лей2.4692
Новозеландський долар23.8948
Норвезька крона4.1365
Саудівський ріял11.1011
Сінгапурський долар32.1338
Донг0.0015808
Ренд2.4054
Шведська крона4.4068
Швейцарський франк52.1588
Бат1.28012
Дирхам ОАЕ11.3356
Туніський динар14.232
Єгипетський фунт0.875
Фунт стерлінгів55.9606
Долар США41.6358
Сербський динар0.41408
Азербайджанський манат24.4945
Румунський лей9.5379
Турецька ліра0.9948
СПЗ (спеціальні права запозичення)56.8596
Болгарський лев24.8098
Євро48.5224
Ларі15.37
Злотий11.4124
Золото176635.72
Срібло2206.15
Платина69826.57
Паладій64982.66

Курси валют, встановлені НБУ на 17.10.2025