Скворечники и дятлы

07.12.2019 13:00 | Укррудпром

Зеркало недели, 6 декабря 2019. Опубликовано 12:54 07 декабря 2019 года Созданная президентом картинка возврата трудовых мигрантов в Украину выглядит красиво, внушительно, однако малореализуема.

Президент обратился к украинцам, которые живут и работают за границей, с призывом вернуться, а в качестве стимула пообещал льготные кредиты, которые помогут мигрантам основать собственный бизнес в Украине: “Возвращайся и оставайся! Мы дадим тебе полтора миллиона на пять лет и под 5% годовых. Начнешь свое дело. Заживешь без суеты и мытарств, дома с семьей, родней...”. 

Красивая картинка, сериальная. Жаль, от реальности она оторвана.

Куда вернуть?

Проще всего попытаться вернуть “маятниковых” мигрантов, эти пока еще не отрезали пуповину окончательно. Они уезжают работать в ЕС на 90 дней разрешенного безвизового пребывания, а потом возвращаются, чтобы снова уехать. Это 90 дней рабства: изнурительного ежедневного труда, сна в общих бараках для заробитчан, плохого питания, унижений от местных и самоограничений ради экономии. Главный мотиватор этих людей — зарплаты, которые лишь по сравнению с украинскими можно считать высокими.

Что получит “маятниковый” мигрант, согласившись на щедрое предложение президента? Он пойдет регистрироваться как физическое лицо-предприниматель в стране, у которой отношения с мелким бизнесом хронически сложные. Где регулярно закручивают гайки честным и белым, чтобы детенизировать экономику, но в упор не замечают “схемщиков”, работающих с размахом торговых сетей. Где налоговые изменения — постоянный процесс, а улучшение бизнес-климата — вечный приоритет.

Уже на подходе к налоговой начинающий предприниматель обнаружит, что полупустая парковка возле здания только для сотрудников, но не для клиентов. А зайдя внутрь, поймет, что у забора закрытой парковки было уютнее, чем в “сервисной” службе. Кроме хамства и безразличия, он получит неудобный и через раз работающий электронный кабинет налогоплательщика, непростую отчетность, нервные проверки, неоправданные штрафы и безосновательные споры.

Потом он пойдет в банк, а там его спросят о бизнес-модели, о потенциальном обороте и прогнозных показателях выручки, о необходимых инвестициях, источниках погашения займа и о залогах, конечно. И наверняка умолчат о штрафах и пенях, о дополнительной комиссии в случае просрочки, о возможности реструктуризации займа и досудебного урегулирования.

Даже если наш начинающий бизнесмен пройдет все круги этого ада, чем он утешится? Собственным делом в стране, где только на администрирование налогов надо потратить более 320 часов в год, а на подключение к электросетям — 267 дней, где любой коммерческий спор в среднем длится 378 дней, а расходы на судебные издержки составляют половину от суммы претензии. 

Мнимые упрощение администрирования, дерегуляция и улучшение наших показателей в международных рейтингах не создали здесь бизнес-среду, в которой мелкому бизнесу комфортно, не говоря уже о росте.

Свыше 70% жалоб бизнес-омбудсмену направляют мелкие и средние фирмы с украинским капиталом. Они чаще других страдают от нарушений при налоговых проверках, необоснованных блокировок, проблем с электронным администрированием, отказов в таможенном оформлении, бездеятельности полиции и рейдерства. Свыше 85% этих жалоб признаются бизнес-омбудсменом состоятельными. Мелкое предпринимательство в Украине — это ад польского барака длиною в жизнь. И невозможно успокоиться мыслью, что скоро будешь дома, — ты уже дома.

В вакууме идея предоставить уезжающим на заработки льготные кредиты для создания собственного дела в Украине — хороша. Но в нынешней враждебной среде она не выживет. А чтобы выжила, нужны сложные и комплексные решения.

Например, уже реформируемыми силами налоговой решить проблему со “схемщиками”, использующими ФЛП ради налоговой оптимизации или снижения выручки. Работать с нынешним размахом без покровительства фискалов они не могут. Лишите их этой индульгенции вместо того, чтобы под флагом “борьбы с “тенью” усложнять жизнь реальному мелкому бизнесу.

Догадайтесь, наконец, что упрощенная система налогообложения — это благо, возможность для роста и рывка. И куда продуктивнее упрощать администрирование и регулирование общей системы, приближая ее к “упрощенке”, чтобы в итоге комфортно было работать и платить налоги независимо от размера. И решитесь на фискальное стимулирование экономики не для избранных, а для всех, если уж хотите экономического роста в 5—7% в год.

Оглянитесь и обнаружите, что дешевые кредиты в этой стране нужны не только мигрантам, — 75% предпринимателей в последнем опросе, проводимом НБУ, считают главными причинами, сдерживающими их рост, дефицит оборотных средств и нехватку денег для закупки сырья и материалов. 40% хотят взять кредиты для ведения бизнеса, но не могут из-за чудовищно высоких ставок и требований к залогам.

Уровень монетизации украинской экономики — 39%, а должен быть 70—80%. Денег в экономике нет. Крохи кредитных денег перепадают торговым компаниям с быстрыми оборотами, но и тут сроки кредитования мизерные — до года. Спрос на кредиты для бизнеса настолько высок, что даже снижение учетной ставки НБУ не уменьшает ставки по ним. Предлагаемый президентом пятилетний заем в 1,5 млн грн на рынке будет стоить не 5, а 20%. Но даже если ты готов их заплатить, ты вряд ли его получишь. Банкам это неинтересно, они лучше на эти деньги купят ОВГЗ.

Эти проблемы — первоочередные для предпринимательства. Но их решения не вместить в презентацию или видеоролик. Они требуют искрометных идей и сложных переговоров, дерегуляций, качественного управления, но главное — усилий. А тут поленились даже целевую аудиторию изучить. Увидеть в условиях льготных президентских кредитов предпринимателя-заробитчанина не получается.

Помимо бизнес-плана и прибыльной деятельности за последний год (для существующих компаний), для участия в программе нужен стартовый капитал в размере 20% от суммы займа, наемные сотрудники. Кредит целевой — на приобретение новых или модернизацию существующих средств производства. То есть взять по 5%, положить на депозит по 15% и жить на разницу, как размечтались некоторые, не получится, — речь о капитальных инвестициях. Воспользоваться программой могут не только ФЛП, но и ОООшки, причем работающие больше года. Потолок годовой выручки для новых компаний — 25 млн грн, а для существующих — 50 млн. И то, и другое — выручка не мелкого бизнеса, а уверенно растущего среднего. Правильно подумали, скорей всего, получат кредиты местные “свои”, а не решившие вернуться.

Допустим, это предложение рассчитано не на “маятниковых” мигрантов, а на ІТ-шников, пару лет назад целыми офисами выезжавших из Украины в страны Балтии, Чехию и Словакию. Зачем им возвращаться в неизменно агрессивный бизнес-климат, из которого они сбежали? Ради кредитной ставки, которая в странах ЕС без каких-либо льгот и условий будет ниже? Квалифицированных и обосновавшихся в Украину кредитом не заманить. А остальные просто не смогут воспользоваться щедрым предложением. Зато государству надо будет оплатить не только процентную разницу, но и резервирование выделенных по программе средств. А в случае невозвратов, которые несомненно будут, еще и компенсировать убытки.

Кого вернуть?

Достоверных данных нет ни у кого. Государство так озабочено проблемой трудовой миграции, что даже годного исследования не провело за пять лет. По данным опроса, проведенного Госстатом в 2017-м, мигрантов в Украине 1,3 млн. Но в эту цифру попали лишь те, кто имеет в Украине оставшихся родственников. Уехавшие парами мужья и жены или одиночки остались вне выборки. В итоге, по Госстату, количество трудовых мигрантов в 2017-м, если сравнивать с 2008-м, не выросло, а сократилось.

Более правдоподобной выглядит цифра в 4 млн, полученная Центром экономической стратегии в 2018-м. Это консолидированные данные Госстата, пограничников и экспертов, учитывающих и “маятниковый” эффект. По этим данным, из 4 млн мигрантов одномоментно на заработках за границей бывают 2,6—2,7 млн. Их можно вернуть на украинский рынок труда, но для этого надо понимать, кого конкретно мы возвращаем. Это люди в возрасте от 20 до 40, со средним образованием. Занятые, как правило, в строительстве, сельском хозяйстве и сфере обслуживания.

Они уезжают не потому, что не могут здесь открыть свое дело или взять кредит, они бегут от бедности. Для них конкурентная зарплата в Украине — больший стимул остаться, чем какой-то там процент по кредиту. Они готовы на 10—12-часовой рабочий день без выходных. Укладывать в Польше брусчатку за 24 тыс. грн в месяц, сортировать яйца — за 18 тыс., раздавать еду в больнице — за 17 тыс. и бесплатный обед. Три месяца работы в Польше — это порядка 60 тыс. грн. Не разжиреешь. И идут они на базовые потребности — коммуналку, дрова, еду и одежду, если копить — канализацию в доме и бойлер.

Вряд ли, забываясь тревожным сном в польских бараках, украинцы придумывают стартапы и составляют бизнес-планы на миллион. Могли бы, если бы их научили. Но Госслужба занятости пока готова обучить их шитью и крою, электросварке, укладке плитки и столярному мастерству. Это очень пригодится на заработках, но точно не поможет спланировать бизнес, искать поставщиков, вести отчетность.

Всемирный банк, ЕИБ и ЕБРР уже сейчас предлагают украинским мелким и средним предпринимателям долгосрочные льготные кредиты. Общий объем финансирования по трем программам — более 400 млн долл. Спрос есть, и выборка средств хорошая. Коммерческие банки тоже не отстают, один Приватбанк по своей программе КУБ выдал в этом году кредиты 25 тысячам мелких предпринимателей, пусть и на более жестких условиях.

То есть, если мы правда хотим вернуть украинцев домой, то начинать надо не с кредитов, а с бесплатных курсов компьютерной грамотности, бухучета и предпринимательства. С практической помощи в подготовке бизнес-планов, подборе разных моделей работы, определении ниш и рынков, поиске инвесторов, создании фондов софинансирования. Так подобные программы выглядят в странах, действительно заинтересованных в развитии своих граждан и их бизнеса. Более того, у наших международных партнеров есть такие программы и даже деньги на их реализацию. Но и это все слишком сложно. А ведь идея действительно важная, и людей этих нужно и можно вернуть, но никто таких целей не ставит. Главное — видосик запилить…

Трудовая миграция в Украине — это точно не тема для пиара и спекуляций. Это больно. Это страшный неологизм “евросироты” — дети, которые просят у Святого Николая не мишку с куклой, а маму, и чтоб она побыла дома хотя бы до Васыля. Это бабушки, на склоне лет вынужденные переживать второе материнство и молиться, чтобы здоровья хватило до совершеннолетия внуков. Это разорванные связи и распавшиеся семьи. Пустые скворечники. В них не вернутся, если просто пообещать кормушку в соседнем саду.

Юлия САМАЕВА

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

19:42 - Держенергоефективності: Понад 1360 будівель в країні отримали енергетичні сертифікати у 2019 році
19:42 - ДП "Медичні закупівлі України" розпочне закупівлі ліків та медичних виробів за державні кошти вже у 2020 році
19:42 - Мінінфраструктури оголошує відкритий відбір на посаду Голови державного підприємства «Адміністрація морських портів України»
19:12 - Перестраховщики выплатят по убыткам от Урагана Дориан на Багамских островах более $1 млрд.
18:36 - В Житомирі відбулось навчання для розробників регуляторних актів
18:30 - Китай изолирует 11-миллионный город в попытке остановить эпидемию
18:30 - С февраля налогоплательщики смогут обжаловать снятие с регистрации своих налоговых накладных
18:30 - Королева Великобритании подписала закон о Brexit
18:30 - Deutsche Bahn ограничится консультированием украинского руководства “Укрзалізниці”
18:30 - Скоро “Укрпошта” сможет зарабатывать на экспресс-отправлениях EMS
17:49 - Оприлюднено новий порядок зупинення реєстрації податкових накладних/розрахунків коригування
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 23.01.2020
17:36 - Мінветеранів працює над розширенням класифікатору професій для перекваліфікації ветеранів
17:36 - Впровадження «Е-ветеран» та надання он-лайн послуг вирішить значну частину проблем ветеранів
17:36 - Інформація про результати здійснення державного нагляду (контролю) у сфері використання та охорони земель
17:36 - МОН проведе регіональні наради щодо організації вступної кампанії
17:36 - Обговорено питання спільного контролю у пунктах пропуску через українсько-молдовський держкордон
17:12 - МТСБУ объявило тендер на медицинское страхование сотрудников Бюро
16:42 - Евгений Кравцов уже хвалится прибылью “Укрзалізниці” по итогам минувшего года
16:42 - Андрей Герус намерен побороться за заработки владельцев домашних солнечных электростанций
16:42 - Экс-владельцы банка Виктора Януковича повторно выиграли у НБУ в Хозсуде Киева
16:42 - Новые владельцы Vodafone Ukraine полностью поменяли набсовет
16:00 - Курси валют, встановлені НБУ на: 24.01.2020
15:48 - Нефтегазовый бизнес Рината Ахметова анонсирует выпуск евробондов
15:48 - Китайские биржевые индексы продемонстировали падение на 3%
15:48 - Александр Ярославский тоже захотел себе “инвестиционную няню” от Алексея Гончарука
15:48 - Вложения иностранцев в украинские ОГВЗ превысили 120 млрд. гривен
15:30 - На Дніпропетровщині проводять онлайн опитування регуляторних органів
15:30 - У Міноборони відбулося засідання спільної українсько-турецької комісії з питань оборонно-промислового співробітництва
15:24 - Інформація про результати концесійного конкурсу щодо передачі в концесію цілісного майнового комплексу, що забезпечує комплексне надання послуг в морському порту Херсон та включає майно державного підприємства «Херсонський морський торговельний порт»


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар16.8448
Канадський долар18.6296
Юань Женьмiньбi3.5367
Куна3.6537
Чеська крона1.0811
Данська крона3.6396
Гонконгівський долар3.1548
Форинт0.080638
Індійська рупія0.34389
Рупія0.0017979
Новий ізраїльський шекель7.0936
Єна0.22389
Теньге0.064893
Вона0.020984
Мексиканське песо1.3107
Молдовський лей1.3882
Новозеландський долар16.1913
Норвезька крона2.7283
Російський рубль0.39604
Саудівський рiял6.5364
Сінгапурський долар18.1706
Ренд1.7065
Шведська крона2.5791
Швейцарський франк25.3449
Єгипетський фунт1.5541
Фунт стерлінгів32.189
Долар США24.5212
Бiлоруський рубль11.6176
Азербайджанський манат14.4404
Румунський лей5.6916
Турецька ліра4.1368
СПЗ (спеціальні права запозичення)33.8312
Болгарський лев13.9041
Євро27.1989
Злотий6.4086
Алжирський динар0.19841
Така0.27899
Вірменський драм0.049398
Іранський ріал0.00056396
Іракський динар0.019904
Сом0.33985
Ліванський фунт0.015712
Лівійський динар16.8777
Малайзійський ринггіт5.7368
Марокканський дирхам2.4677
Філіппінське песо0.46721
Донг0.0010221
Бат0.78556
Дирхам ОАЕ6.4489
Туніський динар8.3827
Узбецький сум0.002489
Новий тайванський долар0.78645
Туркменський новий манат6.7675
Ганське седі4.1193
Сербський динар0.22477
Сомоні2.443
Ларі8.2747
Бразильський реал5.8477
Золото38178.04
Срiбло434.04
Платина24623.21
Паладiй60511.7

Курси валют, встановлені НБУ на: 24.01.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
CEEN9.459.499.459.4937836.00
MHPC23523523523516450.00
UNAF130.1130.1130.1130.113010.00

Дані за 23.01.2020