Скворечники и дятлы

07.12.2019 13:00 | Укррудпром

Зеркало недели, 6 декабря 2019. Опубликовано 12:54 07 декабря 2019 года Созданная президентом картинка возврата трудовых мигрантов в Украину выглядит красиво, внушительно, однако малореализуема.

Президент обратился к украинцам, которые живут и работают за границей, с призывом вернуться, а в качестве стимула пообещал льготные кредиты, которые помогут мигрантам основать собственный бизнес в Украине: “Возвращайся и оставайся! Мы дадим тебе полтора миллиона на пять лет и под 5% годовых. Начнешь свое дело. Заживешь без суеты и мытарств, дома с семьей, родней...”. 

Красивая картинка, сериальная. Жаль, от реальности она оторвана.

Куда вернуть?

Проще всего попытаться вернуть “маятниковых” мигрантов, эти пока еще не отрезали пуповину окончательно. Они уезжают работать в ЕС на 90 дней разрешенного безвизового пребывания, а потом возвращаются, чтобы снова уехать. Это 90 дней рабства: изнурительного ежедневного труда, сна в общих бараках для заробитчан, плохого питания, унижений от местных и самоограничений ради экономии. Главный мотиватор этих людей — зарплаты, которые лишь по сравнению с украинскими можно считать высокими.

Что получит “маятниковый” мигрант, согласившись на щедрое предложение президента? Он пойдет регистрироваться как физическое лицо-предприниматель в стране, у которой отношения с мелким бизнесом хронически сложные. Где регулярно закручивают гайки честным и белым, чтобы детенизировать экономику, но в упор не замечают “схемщиков”, работающих с размахом торговых сетей. Где налоговые изменения — постоянный процесс, а улучшение бизнес-климата — вечный приоритет.

Уже на подходе к налоговой начинающий предприниматель обнаружит, что полупустая парковка возле здания только для сотрудников, но не для клиентов. А зайдя внутрь, поймет, что у забора закрытой парковки было уютнее, чем в “сервисной” службе. Кроме хамства и безразличия, он получит неудобный и через раз работающий электронный кабинет налогоплательщика, непростую отчетность, нервные проверки, неоправданные штрафы и безосновательные споры.

Потом он пойдет в банк, а там его спросят о бизнес-модели, о потенциальном обороте и прогнозных показателях выручки, о необходимых инвестициях, источниках погашения займа и о залогах, конечно. И наверняка умолчат о штрафах и пенях, о дополнительной комиссии в случае просрочки, о возможности реструктуризации займа и досудебного урегулирования.

Даже если наш начинающий бизнесмен пройдет все круги этого ада, чем он утешится? Собственным делом в стране, где только на администрирование налогов надо потратить более 320 часов в год, а на подключение к электросетям — 267 дней, где любой коммерческий спор в среднем длится 378 дней, а расходы на судебные издержки составляют половину от суммы претензии. 

Мнимые упрощение администрирования, дерегуляция и улучшение наших показателей в международных рейтингах не создали здесь бизнес-среду, в которой мелкому бизнесу комфортно, не говоря уже о росте.

Свыше 70% жалоб бизнес-омбудсмену направляют мелкие и средние фирмы с украинским капиталом. Они чаще других страдают от нарушений при налоговых проверках, необоснованных блокировок, проблем с электронным администрированием, отказов в таможенном оформлении, бездеятельности полиции и рейдерства. Свыше 85% этих жалоб признаются бизнес-омбудсменом состоятельными. Мелкое предпринимательство в Украине — это ад польского барака длиною в жизнь. И невозможно успокоиться мыслью, что скоро будешь дома, — ты уже дома.

В вакууме идея предоставить уезжающим на заработки льготные кредиты для создания собственного дела в Украине — хороша. Но в нынешней враждебной среде она не выживет. А чтобы выжила, нужны сложные и комплексные решения.

Например, уже реформируемыми силами налоговой решить проблему со “схемщиками”, использующими ФЛП ради налоговой оптимизации или снижения выручки. Работать с нынешним размахом без покровительства фискалов они не могут. Лишите их этой индульгенции вместо того, чтобы под флагом “борьбы с “тенью” усложнять жизнь реальному мелкому бизнесу.

Догадайтесь, наконец, что упрощенная система налогообложения — это благо, возможность для роста и рывка. И куда продуктивнее упрощать администрирование и регулирование общей системы, приближая ее к “упрощенке”, чтобы в итоге комфортно было работать и платить налоги независимо от размера. И решитесь на фискальное стимулирование экономики не для избранных, а для всех, если уж хотите экономического роста в 5—7% в год.

Оглянитесь и обнаружите, что дешевые кредиты в этой стране нужны не только мигрантам, — 75% предпринимателей в последнем опросе, проводимом НБУ, считают главными причинами, сдерживающими их рост, дефицит оборотных средств и нехватку денег для закупки сырья и материалов. 40% хотят взять кредиты для ведения бизнеса, но не могут из-за чудовищно высоких ставок и требований к залогам.

Уровень монетизации украинской экономики — 39%, а должен быть 70—80%. Денег в экономике нет. Крохи кредитных денег перепадают торговым компаниям с быстрыми оборотами, но и тут сроки кредитования мизерные — до года. Спрос на кредиты для бизнеса настолько высок, что даже снижение учетной ставки НБУ не уменьшает ставки по ним. Предлагаемый президентом пятилетний заем в 1,5 млн грн на рынке будет стоить не 5, а 20%. Но даже если ты готов их заплатить, ты вряд ли его получишь. Банкам это неинтересно, они лучше на эти деньги купят ОВГЗ.

Эти проблемы — первоочередные для предпринимательства. Но их решения не вместить в презентацию или видеоролик. Они требуют искрометных идей и сложных переговоров, дерегуляций, качественного управления, но главное — усилий. А тут поленились даже целевую аудиторию изучить. Увидеть в условиях льготных президентских кредитов предпринимателя-заробитчанина не получается.

Помимо бизнес-плана и прибыльной деятельности за последний год (для существующих компаний), для участия в программе нужен стартовый капитал в размере 20% от суммы займа, наемные сотрудники. Кредит целевой — на приобретение новых или модернизацию существующих средств производства. То есть взять по 5%, положить на депозит по 15% и жить на разницу, как размечтались некоторые, не получится, — речь о капитальных инвестициях. Воспользоваться программой могут не только ФЛП, но и ОООшки, причем работающие больше года. Потолок годовой выручки для новых компаний — 25 млн грн, а для существующих — 50 млн. И то, и другое — выручка не мелкого бизнеса, а уверенно растущего среднего. Правильно подумали, скорей всего, получат кредиты местные “свои”, а не решившие вернуться.

Допустим, это предложение рассчитано не на “маятниковых” мигрантов, а на ІТ-шников, пару лет назад целыми офисами выезжавших из Украины в страны Балтии, Чехию и Словакию. Зачем им возвращаться в неизменно агрессивный бизнес-климат, из которого они сбежали? Ради кредитной ставки, которая в странах ЕС без каких-либо льгот и условий будет ниже? Квалифицированных и обосновавшихся в Украину кредитом не заманить. А остальные просто не смогут воспользоваться щедрым предложением. Зато государству надо будет оплатить не только процентную разницу, но и резервирование выделенных по программе средств. А в случае невозвратов, которые несомненно будут, еще и компенсировать убытки.

Кого вернуть?

Достоверных данных нет ни у кого. Государство так озабочено проблемой трудовой миграции, что даже годного исследования не провело за пять лет. По данным опроса, проведенного Госстатом в 2017-м, мигрантов в Украине 1,3 млн. Но в эту цифру попали лишь те, кто имеет в Украине оставшихся родственников. Уехавшие парами мужья и жены или одиночки остались вне выборки. В итоге, по Госстату, количество трудовых мигрантов в 2017-м, если сравнивать с 2008-м, не выросло, а сократилось.

Более правдоподобной выглядит цифра в 4 млн, полученная Центром экономической стратегии в 2018-м. Это консолидированные данные Госстата, пограничников и экспертов, учитывающих и “маятниковый” эффект. По этим данным, из 4 млн мигрантов одномоментно на заработках за границей бывают 2,6—2,7 млн. Их можно вернуть на украинский рынок труда, но для этого надо понимать, кого конкретно мы возвращаем. Это люди в возрасте от 20 до 40, со средним образованием. Занятые, как правило, в строительстве, сельском хозяйстве и сфере обслуживания.

Они уезжают не потому, что не могут здесь открыть свое дело или взять кредит, они бегут от бедности. Для них конкурентная зарплата в Украине — больший стимул остаться, чем какой-то там процент по кредиту. Они готовы на 10—12-часовой рабочий день без выходных. Укладывать в Польше брусчатку за 24 тыс. грн в месяц, сортировать яйца — за 18 тыс., раздавать еду в больнице — за 17 тыс. и бесплатный обед. Три месяца работы в Польше — это порядка 60 тыс. грн. Не разжиреешь. И идут они на базовые потребности — коммуналку, дрова, еду и одежду, если копить — канализацию в доме и бойлер.

Вряд ли, забываясь тревожным сном в польских бараках, украинцы придумывают стартапы и составляют бизнес-планы на миллион. Могли бы, если бы их научили. Но Госслужба занятости пока готова обучить их шитью и крою, электросварке, укладке плитки и столярному мастерству. Это очень пригодится на заработках, но точно не поможет спланировать бизнес, искать поставщиков, вести отчетность.

Всемирный банк, ЕИБ и ЕБРР уже сейчас предлагают украинским мелким и средним предпринимателям долгосрочные льготные кредиты. Общий объем финансирования по трем программам — более 400 млн долл. Спрос есть, и выборка средств хорошая. Коммерческие банки тоже не отстают, один Приватбанк по своей программе КУБ выдал в этом году кредиты 25 тысячам мелких предпринимателей, пусть и на более жестких условиях.

То есть, если мы правда хотим вернуть украинцев домой, то начинать надо не с кредитов, а с бесплатных курсов компьютерной грамотности, бухучета и предпринимательства. С практической помощи в подготовке бизнес-планов, подборе разных моделей работы, определении ниш и рынков, поиске инвесторов, создании фондов софинансирования. Так подобные программы выглядят в странах, действительно заинтересованных в развитии своих граждан и их бизнеса. Более того, у наших международных партнеров есть такие программы и даже деньги на их реализацию. Но и это все слишком сложно. А ведь идея действительно важная, и людей этих нужно и можно вернуть, но никто таких целей не ставит. Главное — видосик запилить…

Трудовая миграция в Украине — это точно не тема для пиара и спекуляций. Это больно. Это страшный неологизм “евросироты” — дети, которые просят у Святого Николая не мишку с куклой, а маму, и чтоб она побыла дома хотя бы до Васыля. Это бабушки, на склоне лет вынужденные переживать второе материнство и молиться, чтобы здоровья хватило до совершеннолетия внуков. Это разорванные связи и распавшиеся семьи. Пустые скворечники. В них не вернутся, если просто пообещать кормушку в соседнем саду.

Юлия САМАЕВА

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

11:24 - Запорожская АЭС вывела из резерва энергоблок №1
11:24 - Ставки по депозитам в гривне резко упали
11:17 - КИЇВСТАР ПЕРЕДАВ МАЙЖЕ 7 ТИСЯЧ ЗАХИСНИХ КОСТЮМІВ ДО ЛІКАРЕНЬ ПО ВСІЙ УКРАЇНІ
10:42 - Оперативна інформація про поширення коронавірусної інфекції 2019-nCoV
10:42 - Показники для послаблення протиепідемічних заходів станом на 10.08.2020
10:42 - Спекотні результати служби прикордонників
10:30 - Анализ маржинальных уровней - Эксперты Freshforex: EURUSD: среднесрочные продажи в приоритете.
10:30 - Анализ маржинальных уровней - Эксперты Freshforex: GBPUSD: среднесрочные покупки в приоритете.
10:30 - Анализ маржинальных уровней - Эксперты Freshforex: USDJPY: среднесрочные покупки в приоритете.
10:30 - Фундаментальный анализ рынка Forex - Эксперты Freshforex: Открываем позиции Buy по двум причинам
10:30 - Фундаментальный анализ рынка Forex - Эксперты Freshforex: На сегодня формируется смешанный фон
10:30 - Фундаментальный анализ рынка Forex - Эксперты Freshforex: Ход торгов будет определяться динамикой фондовых рынков
10:30 - Недельная аналитика- Фундаментальный анализ рынка Forex - Ралли на американском рынке акций
10:30 - НБУ может заблокировать дело об отмене ликвидации “Златобанка”
10:30 - На 40% украинских предприятий не заметили карантина
10:30 - Украина сократила импорт кокса на 80%
10:00 - Британский фунт (GBP) начал 'восстанавливаться' после глубокой коррекции...
09:45 - Удосконалено функціонування електронного кабінету та спрощено роботу ФОПів, – підписано Закон № 786-ІХ
09:45 - Удосконалено деякі процедури обліку платників податків у контролюючих органах
09:44 - Про процедуру опису майна після виникнення податкового боргу
09:44 - Про обчислення та сплату транспортного податку фізичною особою
09:43 - Останній день строку сплати єдиного внеску припадає на вихідний або святковий день: коли платити єдиний внесок
09:43 - Затверджено новий Державний реєстр реєстраторів розрахункових операцій
09:42 - Закон України № 674: коди товарів згідно з УКТ ЗЕД (версії 2017 року) застосовуються, починаючи з 03.07.2020
09:41 - Закон України № 674: особливості складання податкової накладної з 03.07.2020
09:40 - Договір купівлі-продажу нерухомого майна між юрсобою та фізособою: хто сплачує до бюджету ПДФО
09:36 - Избитая в поезде телеведущая телеканала Фирташа подаст иск к “Укрзализныце”
09:36 - Рост количества официальных безработных в Украине остановился
08:42 - В Украине стали на 16% чаще использовать платежные карточки
08:42 - Для восстановления Донбасса необходимо около 10 млрд долларов


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар19.9236
Канадський долар20.716
Юань Женьміньбі3.9727
Куна4.381
Чеська крона1.2439
Данська крона4.3884
Гонконгівський долар3.5674
Форинт0.094483
Індійська рупія0.36899
Рупія0.0018899
Новий ізраїльський шекель8.1167
Єна0.26163
Теньге0.065883
Вона0.023335
Мексиканське песо1.2309
Молдовський лей1.664
Новозеландський долар18.3753
Норвезька крона3.0708
Російський рубль0.37553
Саудівський ріял7.3724
Сінгапурський долар20.1653
Ренд1.5775
Шведська крона3.1699
Швейцарський франк30.2518
Єгипетський фунт1.7314
Фунт стерлінгів36.1658
Долар США27.6486
Білоруський рубль11.2953
Азербайджанський манат16.2209
Румунський лей6.7548
Турецька ліра3.8407
СПЗ (спеціальні права запозичення)39.0089
Болгарський лев16.7172
Євро32.6848
Злотий7.4187
Алжирський динар0.21575
Така0.32641
Вірменський драм0.057033
Іранський ріал0.00065904
Іракський динар0.02326
Сом0.36062
Ліванський фунт0.018361
Лівійський динар20.1425
Малайзійський ринггіт6.5293
Марокканський дирхам2.9747
Донг0.0011948
Бат0.88726
Дирхам ОАЕ7.536
Туніський динар10.1321
Узбецький сум0.0027117
Новий тайванський долар0.94229
Туркменський новий манат7.9085
Ганське седі4.804
Сербський динар0.27874
Сомоні2.6845
Ларі8.9986
Бразильський реал5.3502
Золото56693.18
Срібло774.03
Платина26732.6
Паладій59488.45

Курси валют, встановлені НБУ на: 10.08.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
AAPL1340713407123951239579430.00
CEEN5.25.2557600.00

Дані за 06.08.2020