Скворечники и дятлы

07.12.2019 13:00 | Укррудпром

Зеркало недели, 6 декабря 2019. Опубликовано 12:54 07 декабря 2019 года Созданная президентом картинка возврата трудовых мигрантов в Украину выглядит красиво, внушительно, однако малореализуема.

Президент обратился к украинцам, которые живут и работают за границей, с призывом вернуться, а в качестве стимула пообещал льготные кредиты, которые помогут мигрантам основать собственный бизнес в Украине: “Возвращайся и оставайся! Мы дадим тебе полтора миллиона на пять лет и под 5% годовых. Начнешь свое дело. Заживешь без суеты и мытарств, дома с семьей, родней...”. 

Красивая картинка, сериальная. Жаль, от реальности она оторвана.

Куда вернуть?

Проще всего попытаться вернуть “маятниковых” мигрантов, эти пока еще не отрезали пуповину окончательно. Они уезжают работать в ЕС на 90 дней разрешенного безвизового пребывания, а потом возвращаются, чтобы снова уехать. Это 90 дней рабства: изнурительного ежедневного труда, сна в общих бараках для заробитчан, плохого питания, унижений от местных и самоограничений ради экономии. Главный мотиватор этих людей — зарплаты, которые лишь по сравнению с украинскими можно считать высокими.

Что получит “маятниковый” мигрант, согласившись на щедрое предложение президента? Он пойдет регистрироваться как физическое лицо-предприниматель в стране, у которой отношения с мелким бизнесом хронически сложные. Где регулярно закручивают гайки честным и белым, чтобы детенизировать экономику, но в упор не замечают “схемщиков”, работающих с размахом торговых сетей. Где налоговые изменения — постоянный процесс, а улучшение бизнес-климата — вечный приоритет.

Уже на подходе к налоговой начинающий предприниматель обнаружит, что полупустая парковка возле здания только для сотрудников, но не для клиентов. А зайдя внутрь, поймет, что у забора закрытой парковки было уютнее, чем в “сервисной” службе. Кроме хамства и безразличия, он получит неудобный и через раз работающий электронный кабинет налогоплательщика, непростую отчетность, нервные проверки, неоправданные штрафы и безосновательные споры.

Потом он пойдет в банк, а там его спросят о бизнес-модели, о потенциальном обороте и прогнозных показателях выручки, о необходимых инвестициях, источниках погашения займа и о залогах, конечно. И наверняка умолчат о штрафах и пенях, о дополнительной комиссии в случае просрочки, о возможности реструктуризации займа и досудебного урегулирования.

Даже если наш начинающий бизнесмен пройдет все круги этого ада, чем он утешится? Собственным делом в стране, где только на администрирование налогов надо потратить более 320 часов в год, а на подключение к электросетям — 267 дней, где любой коммерческий спор в среднем длится 378 дней, а расходы на судебные издержки составляют половину от суммы претензии. 

Мнимые упрощение администрирования, дерегуляция и улучшение наших показателей в международных рейтингах не создали здесь бизнес-среду, в которой мелкому бизнесу комфортно, не говоря уже о росте.

Свыше 70% жалоб бизнес-омбудсмену направляют мелкие и средние фирмы с украинским капиталом. Они чаще других страдают от нарушений при налоговых проверках, необоснованных блокировок, проблем с электронным администрированием, отказов в таможенном оформлении, бездеятельности полиции и рейдерства. Свыше 85% этих жалоб признаются бизнес-омбудсменом состоятельными. Мелкое предпринимательство в Украине — это ад польского барака длиною в жизнь. И невозможно успокоиться мыслью, что скоро будешь дома, — ты уже дома.

В вакууме идея предоставить уезжающим на заработки льготные кредиты для создания собственного дела в Украине — хороша. Но в нынешней враждебной среде она не выживет. А чтобы выжила, нужны сложные и комплексные решения.

Например, уже реформируемыми силами налоговой решить проблему со “схемщиками”, использующими ФЛП ради налоговой оптимизации или снижения выручки. Работать с нынешним размахом без покровительства фискалов они не могут. Лишите их этой индульгенции вместо того, чтобы под флагом “борьбы с “тенью” усложнять жизнь реальному мелкому бизнесу.

Догадайтесь, наконец, что упрощенная система налогообложения — это благо, возможность для роста и рывка. И куда продуктивнее упрощать администрирование и регулирование общей системы, приближая ее к “упрощенке”, чтобы в итоге комфортно было работать и платить налоги независимо от размера. И решитесь на фискальное стимулирование экономики не для избранных, а для всех, если уж хотите экономического роста в 5—7% в год.

Оглянитесь и обнаружите, что дешевые кредиты в этой стране нужны не только мигрантам, — 75% предпринимателей в последнем опросе, проводимом НБУ, считают главными причинами, сдерживающими их рост, дефицит оборотных средств и нехватку денег для закупки сырья и материалов. 40% хотят взять кредиты для ведения бизнеса, но не могут из-за чудовищно высоких ставок и требований к залогам.

Уровень монетизации украинской экономики — 39%, а должен быть 70—80%. Денег в экономике нет. Крохи кредитных денег перепадают торговым компаниям с быстрыми оборотами, но и тут сроки кредитования мизерные — до года. Спрос на кредиты для бизнеса настолько высок, что даже снижение учетной ставки НБУ не уменьшает ставки по ним. Предлагаемый президентом пятилетний заем в 1,5 млн грн на рынке будет стоить не 5, а 20%. Но даже если ты готов их заплатить, ты вряд ли его получишь. Банкам это неинтересно, они лучше на эти деньги купят ОВГЗ.

Эти проблемы — первоочередные для предпринимательства. Но их решения не вместить в презентацию или видеоролик. Они требуют искрометных идей и сложных переговоров, дерегуляций, качественного управления, но главное — усилий. А тут поленились даже целевую аудиторию изучить. Увидеть в условиях льготных президентских кредитов предпринимателя-заробитчанина не получается.

Помимо бизнес-плана и прибыльной деятельности за последний год (для существующих компаний), для участия в программе нужен стартовый капитал в размере 20% от суммы займа, наемные сотрудники. Кредит целевой — на приобретение новых или модернизацию существующих средств производства. То есть взять по 5%, положить на депозит по 15% и жить на разницу, как размечтались некоторые, не получится, — речь о капитальных инвестициях. Воспользоваться программой могут не только ФЛП, но и ОООшки, причем работающие больше года. Потолок годовой выручки для новых компаний — 25 млн грн, а для существующих — 50 млн. И то, и другое — выручка не мелкого бизнеса, а уверенно растущего среднего. Правильно подумали, скорей всего, получат кредиты местные “свои”, а не решившие вернуться.

Допустим, это предложение рассчитано не на “маятниковых” мигрантов, а на ІТ-шников, пару лет назад целыми офисами выезжавших из Украины в страны Балтии, Чехию и Словакию. Зачем им возвращаться в неизменно агрессивный бизнес-климат, из которого они сбежали? Ради кредитной ставки, которая в странах ЕС без каких-либо льгот и условий будет ниже? Квалифицированных и обосновавшихся в Украину кредитом не заманить. А остальные просто не смогут воспользоваться щедрым предложением. Зато государству надо будет оплатить не только процентную разницу, но и резервирование выделенных по программе средств. А в случае невозвратов, которые несомненно будут, еще и компенсировать убытки.

Кого вернуть?

Достоверных данных нет ни у кого. Государство так озабочено проблемой трудовой миграции, что даже годного исследования не провело за пять лет. По данным опроса, проведенного Госстатом в 2017-м, мигрантов в Украине 1,3 млн. Но в эту цифру попали лишь те, кто имеет в Украине оставшихся родственников. Уехавшие парами мужья и жены или одиночки остались вне выборки. В итоге, по Госстату, количество трудовых мигрантов в 2017-м, если сравнивать с 2008-м, не выросло, а сократилось.

Более правдоподобной выглядит цифра в 4 млн, полученная Центром экономической стратегии в 2018-м. Это консолидированные данные Госстата, пограничников и экспертов, учитывающих и “маятниковый” эффект. По этим данным, из 4 млн мигрантов одномоментно на заработках за границей бывают 2,6—2,7 млн. Их можно вернуть на украинский рынок труда, но для этого надо понимать, кого конкретно мы возвращаем. Это люди в возрасте от 20 до 40, со средним образованием. Занятые, как правило, в строительстве, сельском хозяйстве и сфере обслуживания.

Они уезжают не потому, что не могут здесь открыть свое дело или взять кредит, они бегут от бедности. Для них конкурентная зарплата в Украине — больший стимул остаться, чем какой-то там процент по кредиту. Они готовы на 10—12-часовой рабочий день без выходных. Укладывать в Польше брусчатку за 24 тыс. грн в месяц, сортировать яйца — за 18 тыс., раздавать еду в больнице — за 17 тыс. и бесплатный обед. Три месяца работы в Польше — это порядка 60 тыс. грн. Не разжиреешь. И идут они на базовые потребности — коммуналку, дрова, еду и одежду, если копить — канализацию в доме и бойлер.

Вряд ли, забываясь тревожным сном в польских бараках, украинцы придумывают стартапы и составляют бизнес-планы на миллион. Могли бы, если бы их научили. Но Госслужба занятости пока готова обучить их шитью и крою, электросварке, укладке плитки и столярному мастерству. Это очень пригодится на заработках, но точно не поможет спланировать бизнес, искать поставщиков, вести отчетность.

Всемирный банк, ЕИБ и ЕБРР уже сейчас предлагают украинским мелким и средним предпринимателям долгосрочные льготные кредиты. Общий объем финансирования по трем программам — более 400 млн долл. Спрос есть, и выборка средств хорошая. Коммерческие банки тоже не отстают, один Приватбанк по своей программе КУБ выдал в этом году кредиты 25 тысячам мелких предпринимателей, пусть и на более жестких условиях.

То есть, если мы правда хотим вернуть украинцев домой, то начинать надо не с кредитов, а с бесплатных курсов компьютерной грамотности, бухучета и предпринимательства. С практической помощи в подготовке бизнес-планов, подборе разных моделей работы, определении ниш и рынков, поиске инвесторов, создании фондов софинансирования. Так подобные программы выглядят в странах, действительно заинтересованных в развитии своих граждан и их бизнеса. Более того, у наших международных партнеров есть такие программы и даже деньги на их реализацию. Но и это все слишком сложно. А ведь идея действительно важная, и людей этих нужно и можно вернуть, но никто таких целей не ставит. Главное — видосик запилить…

Трудовая миграция в Украине — это точно не тема для пиара и спекуляций. Это больно. Это страшный неологизм “евросироты” — дети, которые просят у Святого Николая не мишку с куклой, а маму, и чтоб она побыла дома хотя бы до Васыля. Это бабушки, на склоне лет вынужденные переживать второе материнство и молиться, чтобы здоровья хватило до совершеннолетия внуков. Это разорванные связи и распавшиеся семьи. Пустые скворечники. В них не вернутся, если просто пообещать кормушку в соседнем саду.

Юлия САМАЕВА

Додати коментар

Користувач:
email:





Investors beware
Financial markets can be cruel
Risk and reward dance

- Fin.Org.UA

Новини

17:08 - Масштабні "зелені" проєкти: на Вінниччині планують збудувати п’ять вітропарків
17:00 - В Україні платежі за землю зросли на 15%: які регіони сплатили найбільше
16:56 - За рік податкова оштрафувала обмінники на 58 мільйонів гривень
16:50 - Оновлено вимоги до платоспроможності страховика
16:34 - Апеляція частково змінила запобіжний захід Кудрицькому
16:30 - ПДВ для ФОПів – боротьба із схемами чи розширення корупційних можливостей?
16:25 - Україна значно збільшила імпорт свинини
16:15 - Україна у світовому рейтингу розвитку ШІ піднялась на 14 позицій
16:09 - Оновлено порядок оцінки банками та банківськими групами операційного ризику
15:57 - Енергокомпанії братимуть державне обладнання в оренду без аукціонів
15:51 - Компанія Ахметова виграла родовище глин на Закарпатті
15:35 - До страхової компанії застосовано захід впливу
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 24.12.2025
15:25 - Уряд закликає НКРЕКП не змінювати тарифи на воду для населення
15:14 - Уряд ухвалив пакет рішень для зміцнення українського ОПК
15:03 - Одеський експортер сої повернув до бюджету майже 15 мільйонів
15:00 - Спрощення для бізнесу: Уряд запроваджує електронне декларування права на промислове рибальство
14:56 - Сільськогосподарські товаровиробники – платники єдиного податку поповнили місцеві бюджети Дніпропетровщини на понад 703,1 млн гривень
14:50 - Банки декількох країн посилили контроль щодо клієнтів, пов’язаних із Росією
14:30 - Мінрозвитку розповіло, які пункти пропуску реконструюватиме у 2026 році
14:21 - Індустріальний парк на Тернопільщині збільшив площу у п'ять разів
14:15 - Передсвятковий попит призвів до подорожчання огірків в Україні: яка їхня ціна
14:15 - Jean Jack — новий смак знайомої класики
13:50 - На продаж виставили активи банків на 298 мільйонів гривень
13:39 - У московії не знайшлося грошей на будівництво майже 1500 цивільних суден
13:25 - Уряд спрямував 8,8 млрд грн на компенсацію громадянам за знищене агресором житло
13:25 - Двох організаторів азартних ігор оштрафували на понад півтора мільйона: причина
13:00 - Соціальне підприємництво як стратегія стійкості: чому МХП розвиває мережу соціальних магазинів
13:00 - "Інвестори повертаються, але дивляться на ризики" — Анна Лаєвська про підсумки 2025 року
12:57 - В Одеському порту в результаті російської атаки пошкоджено судно


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32535
Австралійський долар28.1819
Така0.34451
Канадський долар30.7279
Юань Женьміньбі5.99
Чеська крона2.0409
Данська крона6.6451
Гонконгівський долар5.4125
Форинт0.126927
Індійська рупія0.46948
Рупія0.0025087
Новий ізраїльський шекель13.174
Єна0.26987
Теньге0.08261
Вона0.028417
Ліванський фунт0.00047
Малайзійський ринггіт10.3586
Мексиканське песо2.3464
Молдовський лей2.4985
Новозеландський долар24.5824
Норвезька крона4.1875
Саудівський ріял11.2244
Сінгапурський долар32.7552
Донг0.0015989
Ренд2.5211
Шведська крона4.5867
Швейцарський франк53.4607
Бат1.35319
Дирхам ОАЕ11.4627
Туніський динар14.5495
Єгипетський фунт0.8858
Фунт стерлінгів56.8501
Долар США42.1003
Сербський динар0.42287
Азербайджанський манат24.7649
Румунський лей9.7545
Турецька ліра0.983
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.7055
Болгарський лев25.3861
Євро49.6363
Ларі15.6216
Злотий11.73
Золото188909.1
Срібло2929.35
Платина91748.34
Паладій75644.98

Курси валют, встановлені НБУ на 24.12.2025