Как президент ударил Указом по реформам

12.11.2019 17:06 | Укррудпром

Бизнес Цензор, 11 ноября 2019. Опубликовано 16:33 12 ноября 2019 года Чем указ президента Зеленского о неотложных мерах по проведению реформ сможет помочь реформам?

Президент Владимир Зеленский выдал общемодернизационный Указ №837 с нетривиальным названием “О неотложных мерах по проведению реформ и укреплению государства”.

Документ получился в духе времен правления Януковича (такой себе аналог Указа №187 от 12 марта 2012 года) — назначены сроки и исполнители с иногда размытыми и неконкретными задачами и наполнением.

Но ближе к тексту. Если группировать меры по смыслам:

(1) Отказ от внедрения законов 128-IX и 129-IX (о кассовых аппаратах и тотальной фискализации с 1 января 2021 года), которые бизнес требует пересмотреть, не будет, но будет:

двухлетний мораторий на фактические проверки физлиц-предпринимателей (кроме рисковых видов деятельности) по вопросам применения регистраторов расчетных операций (РРО). С учетом того, что самые жесткие нормы по фискализации начинают работать с 01.01.2021, замораживание проверок фактически произойдет только на год;

смягчение штрафов за нарушение порядка представления отчетности, по РРО (хорошо, но мало — некоторые штрафы выросли в 60 раз!);

разработка программного решения (для программных РРО) и его тестирование (хотя нас уверяли что решение уже есть и оное уже тестируется, а тут незадача) с последующим использованием на бесплатной основе (тем самым абонплаты в 1000 грн/месяц скорее всего не будет);

разъяснение о порядке регистрации расчетных операций при реализации товаров/услуг через сеть Интернет (вот тут нас ждут сюрпризы если позицию доверят выписывать, как это принято последнее время, не Министерству финансов, а самим налоговикам).

А еще бизнес ожидает:

(2) эксперимент по внедрению электронной товаротранспортной накладной (потенциально инициатива сравнима с эпопеей по внедрению системы СЕА ПДВ и механизма блокировок налоговых накладных, нужно особое внимание).

(3) очередной план мероприятий (бюрократы не спят) по повышению позиции Украины в рейтинге Мирового банка Doing Business. И это с учетом понижения Украины за текущий год сразу на 11 позиций в разделе “Налогообложение”;

(4) законопроект по урегулированию добычи янтаря. Уже реализовано правительством — их законопроект 2241 (о ренте на янтарь) больше месяца “валяется” в профильном комитете парламента;

(5) вопрос ликвидации налоговой милиции, а также создания и запуска Бюро финансовых расследований перенесен аж на 31 марта 2020 года, хотя соответствующий законопроект 1208-2 практически готов ко второму чтению;

(6) аналогичные предыдущему пункту срока реализации получили две важные таможенные инициативы: запуск института уполномоченного экономического оператора (Закон №141-IX от 02.10.2019) и внедрение электронной транзитной системы (Закон №78-IX от 12.09.2019);

(7) еще из таможенного направления, запуск к 30 апреля 2020 года открытых баз таможенной стоимости товаров;

(8) по мнению Президента, новые налоговая и таможенная службы начнут функционировать как единые юридические лица лишь к 30 августу следующего года (хотя фактически уже зарегистрированы и работают, а опция об этом присутствует еще в старом Меморандуме с МВФ);

(9) единый счет для уплаты налогов и сборов будет готов лишь к концу 2020 года, соответствующий Закон принят парламентом еще 04.10.2019, но до сих пор не подписан Президентом. В те же сроки можно будет ожидать и единую отчетность по ЕСВ и НДФЛ (так предусмотрено Законами №115-IX и №116-IX от 19.09.2019 года);

(10) до конца текущего года бизнес ожидает новый механизм исполнения судебных решений о конфискации подакцизных товаров;

(11) к концу 2020 года появится интернет-ресурс по информационному сопровождению деятельности украинских экспортеров за рубежом.

Вообще, в Указе много электронного — начиная от электронного фермерского реестра, электронной платформы “Е-ветеран” и электронного кабинета моряка или водителя до электронных разрешений на международные перевозки грузов и единой государственной электронной системы в сфере строительства.

Не обошлось без казусов. Например, правительству поручено до 31.12.2019 внести законопроект “о либерализации деятельности в сфере производства спирта этилового”, но по этому вопросу уже есть президенсткий законопроект №2300 от 23.10.2019. В сущности не ясно, Президент отзовет свой проект, или КМУ подавать альтернативный?

Или не менее курьезное поручение обеспечить “осуществление Государственной налоговой службой и Государственной таможенной службой предусмотренных законодательством функций и полномочий в полном объеме”.

Кто эти таинственные силы и люди, что сегодня мешает нашим налоговикам и таможенникам действовать в полную силу? Загадка!

Но главное, в Указе Президента ни слова о важнейших фискальных вопросах таких как деофшоризация экономики, введение налога на выведенный капитал, международных обязательствах Украины (FATCA, BEPS и прочее), снижении налогов на труд или хотя бы о более эффективном проведении откровенно затормозившей комплексной реформы контролирующих органов.

Нет совсем ничего о содержании Малой и Большой налоговых реформах, анонсируемых еще с сентября. По сути, Указ скомпелировал все уже стартовавшие инициативы (и хорошие и плохие) и не содержит новых прорывных опций. Совсем. А жаль.

Таким образом:

В Украине сохраняется недружественная экономическому росту и развитию бизнеса налоговая система с нереформированными контролирующими органами;

В сфере налоговой и таможенной политики революции, тем более радикальной или либеральной/либертарианской, пока ожидать нет никаких оснований (тем более, что новый руководитель партии “Слуга народа” уже анонсировал отказ политической силы от идеологии свободы);

Скорее всего, у действующего Президента нет особого видения или комплексного решения в указанной сфере, а политика государства напоминает лоскутное одеяло из этатистских решений и попыток смягчить уже содеянное.

Отсюда и такой Указ. Чем удобряли, то и выросло, как говорит Михаил Жванецкий.

В"ячеслав ЧЕРКАШИН, старший аналитик ISET (Інститут соціально-економічної трансформації)

Додати коментар

Користувач:
email:





Bond markets ebb and flow
Investors seek safe havens
In uncertain times

- Fin.Org.UA

Новини

13:25 - ФОПом на загальній системі оподаткування безоплатно отримані товари (роботи, послуги): що з доходом?
13:24 - Чи підлягають амортизації у податковому обліку витрати на поліпшення (ремонт) орендованих основних засобів і що з фінансовим результатом до оподаткування?
13:23 - Перевірка достовірності РНОКПП: надання відповіді органами ДПС на запит державних установ
13:23 - Перевірка достовірності РНОКПП: надання відповіді органами ДПС на запит державних установ
13:22 - Попередня реєстрація в електронній черзі для отримання послуг у ЦОП: алгоритм дій
13:21 - Яка сума (вартість) благодійної допомоги не включається до загального оподатковуваного доходу певних категорій платників ПДФО
13:20 - Які витрати мають право враховувати приватні виконавці при визначенні сукупного доходу?
13:19 - Земельна ділянка перебуває у спільній сумісній власності кількох фізичних осіб: нарахування контролюючим органом земельного податку
13:17 - Які документи, в який термін та до якого контролюючого органу повинен подати відокремлений підрозділ нерезидента, у тому числі постійне представництво для взяття на облік?
13:16 - Дії суб’єкта господарювання перед початком використання КОРО/РК та її закінченням
13:15 - Умови, за яких ФОП можуть бути платниками єдиного податку четвертої групи
13:14 - Передача в оренду нерухомого майна разом із стаціонарним джерелом забруднення в середині звітного періоду (року): період, з якого припиняється подання податкової декларації екологічного податку
13:13 - Особливості оподаткування страхової діяльності юридичних осіб – резидентів
13:10 - ПДВ: порядок формування податкового зобов’язання та податкового кредиту у комітента і комісіонера при придбанні товарів у нерезидента
13:09 - ДПС та Європейська Бізнес Асоціація опрацьовують практичні питання формування та подання SAF-T UA
13:03 - ДПС та VERO визначили пріоритети співпраці на 2026 рік: фокус на інституційній сталій трансформації
11:48 - Управління ризиками: контроль без тиску
11:44 - Протягом звітного року доходи у вигляді заробітної плати оподатковувалися за різними ставками ПДФО: що з податковою знижкою?
11:42 - Принципи Національної стратегії доходів до 2030 року
11:40 - Офіційно оформлений трудовий договір з нефіксованим робочим часом гарантує працівникам соціальний захист і збереження податкових прав
11:38 - Новації законодавства: звільнення від сплати єдиного внеску самозайнятих осіб, якщо його сплатив роботодавець
11:37 - Безбар’єрність: вебсайт Кваліфікованого надавача електронних довірчих послуг ДПС адаптовано для користування особами з порушенням зору
11:35 - До уваги платників ПДВ!
11:35 - Рада продовжили пільги на ввезення енергообладнання: сприятиме інвестиціям в енергетику
11:05 - Херсонська ТЕЦ призупинила роботу: скільки мешканців без тепла
10:43 - Лоукости планують повернутись в Україні одразу після відкриття польотів – FT
10:34 - За версією TOP LEAD, Агросем увійшов до числа ТОП-компаній, дружніх до ветеранів
10:15 - Ціни на нафту закріпилися після ударів по нафтопромисловості московія
10:03 - Через обстріли у трьох областях знеструмлення
09:51 - Координація подальших кроків для вступу в ЄС: відбулося засідання Кластеру з питань енергетики Комітету асоціації Україна-ЄС


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32527
Австралійський долар27.812
Така0.34524
Канадський долар30.2642
Юань Женьміньбі5.9747
Чеська крона2.0395
Данська крона6.5908
Гонконгівський долар5.4218
Форинт0.12926
Індійська рупія0.46795
Рупія0.0025381
Новий ізраїльський шекель13.0705
Єна0.27158
Теньге0.083927
Вона0.028815
Ліванський фунт0.000471
Малайзійський ринггіт10.2393
Мексиканське песо2.3116
Молдовський лей2.4829
Новозеландський долар24.2543
Норвезька крона4.1865
Саудівський ріял11.2458
Сінгапурський долар32.6071
Донг0.0016003
Ренд2.47
Шведська крона4.4929
Швейцарський франк52.7279
Бат1.32278
Дирхам ОАЕ11.4908
Туніський динар14.3941
Єгипетський фунт0.887
Фунт стерлінгів56.1347
Долар США42.2034
Сербський динар0.41895
Азербайджанський манат24.8226
Румунський лей9.667
Турецька ліра0.9942
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.5602
Болгарський лев25.169
Євро49.226
Ларі15.6338
Злотий11.6391
Золото177781.4
Срібло2469.78
Платина69461.31
Паладій61532.98

Курси валют, встановлені НБУ на 04.12.2025