На взлет. Как правительство, мечтая о лоукостерах, поможет Коломойскому

17.10 18:00 | Укррудпром

Деловая столица, 17 октября 2019. Опубликовано 17:44 17 октября 2019 года В связи с новой инициативой министра инфраструктуры на международных рейсах может улучшиться конкурентоспособность МАУ.

Меньше налогов на небо

Новый министр инфраструктуры Владислав Криклий инициирует отмену взимания НДС с внутренних авиаперевозок. Эту инициативу министерство предложит Кабмину, а далее, по логике событий, если она найдет поддержку в правительстве, ожидается подготовка и представление в Верховную Раду соответствующего законопроекта.

По словам Криклия, эта инициатива направлена на то, чтобы привлечь на рынок внутренних перевозок известного лоукостера, поскольку снижение налогообложения позволит снизить и цены на билеты. “Мы озвучили (предложение) представителям компании Ryanair и пригласили их присоединиться к рынку в том числе внутренних авиаперевозок”, — сказал министр.

Это не первая инициатива заманить Ryanair на украинский рынок. Предыдущий министр Владимир Омелян также ставил целью завлечь эту компанию в Украину, правда, пока только на международные рейсы. После долгих и сложных переговоров это удалось, однако для того, чтобы Ryanair начала работать, власти пошли на снижение сборов в аэропорту “Борисполь” почти на четверть. Теперь, похоже, Ryanair хотят присадить и на внутренние перевозки.

Скорее мертв, чем жив

Авиакомпании пока не могут похвастаться значительным объемом внутренних перевозок. По данным Госавиаслужбы, за январь—сентябрь этого года украинские авиакомпании (а на внутренних рейсах работает только отечественный бизнес) перевезли лишь 0,9 млн пассажиров, тогда как на международном сообщении — в 10,9 раза больше (9,8 млн). Но при этом следует помнить, что около двух третей из этих 0,9 млн — это трансферные пассажиры, которые летели, например, из Одессы в Киев только для того, чтобы тут же улететь дальше.

Криклий заявил, что амбициозная цель — повысить авиамобильность украинцев втрое: с 5% населения до 15%. Изрядная доля в этих планах приходится и на внутренние авиаперевозки. Однако удастся ли это сделать только за счет отмены НДС?

По мнению директора компании Friendly Avia Support Александра Ланецкого, данная мера позволит снизить цену билетов для пассажиров на 20% — и это много. Но недостаточно. “Думаю, что украинцы хотят, чтобы она упала в три-четыре раза”, — считает он. Его вывод: отмена НДС не приведет к существенному росту пассажиропотока на внутренних рейсах, поскольку нет такого спроса, а если и есть, то за такие мизерные цены, что никакой лоукостер их не сможет предложить.

На радость Коломойскому 

Однако эта инициатива может поспособствовать компаниям, которые осуществляют и международные рейсы. И в первую очередь “Международным авиалиниям Украины” (МАУ), крупным акционером которых является Игорь Коломойский. МАУ занимает самую большую долю рынка среди украинских компаний. Ланецкий привел такой пример. Допустим, пассажир летит из Одессы в Нью-Йорк и у него на выбор два варианта: лететь авиакомпанией LOT через Варшаву или МАУ через “Борисполь”. “У поляков/немцев/турок весь перелет будет без НДС, а у МАУ за билет до Киева насчитывается НДС. И у МАУ билет автоматически на 10—50 евро дороже”, — пояснил Ланецкий. При этом он уточнил, что около трети билетов покупаются через агрегаторы поиска самых дешевых билетов, поэтому пассажир до таких дорогих билетов даже не доходит, в итоге МАУ вынуждена сразу или терять таких пассажиров, или продавать билеты в убыток. Поэтому отмена НДС на внутренние рейсы частично уравняет шансы украинских авиакомпаний с иностранными на международном направлении.

Слишком много “но”

Однако НДС — не единственное препятствие развитию внутреннего авиасообщения. Как отметил в интервью изданию Mind глава набсовета МАУ Арон Майберг, в Украине также есть акциз на авиационное топливо в размере $32 за тонну, чего нет в других странах. Помимо этого, само авиатопливо в Украине традиционно на $60 дороже, чем для иностранных компаний. И как противоположность — низкая покупательная способность украинцев, которая не позволяет активно пользоваться авиатранспортом.

Кроме того, нужно помнить и о конкурентах авиатранспорта. Сегодня “Укрзалізниця” вполне успешно оперирует скоростными поездами “Интерсити”, которые за пять часов доставят пассажира из Киева во Львов или Харьков по вполне демократичной цене в 300 грн. Тогда как перелет по аналогичному маршруту обойдется в 10 раз дороже.

Среди украинских аэропортов лишь немногие могут похвастаться на сегодня стабильным и высоким пассажиропотоком. Например, если в 2018 г. через “Борисполь” прошло 12,6 млн пассажиров, через “Жуляны” — 2,8 млн, аэропорты Львова и Одессы — приблизительно по 1,5 млн и через Харьков — почти 1 млн, то остальные пасут задних. Например, аэропорт Запорожья обслужил за год только 400 тыс., Днепра — 300 тыс., а дальше — совсем крохи: аэропорт Херсона смог принять и отправить лишь 150 тыс., Ивано-Франковска — 112 тыс., Черновцов — 73 тыс., Винницы — 61 тыс.

Это значит, что расти еще есть куда. Однако рост невозможен, если его не простимулировать. По мнению Ланецкого, любой малый аэропорт Украины сразу может перевозить 200—300 тыс. пассажиров, но при условии, что позволяет его взлетно-посадочная полоса (ВПП) и есть хотя бы минимальная техника для обслуживания самолетов. Но при этом ситуация с ВПП в каждом аэропорту разная, а вот инвестирование в технику он оценил в $150—200 тыс. в один аэропорт.

Криклий на своей странице в Facebook отметил, что с Ryanair обсуждалась и возможность концессии региональных аэропортов. Однако сомнительно, что компании, которая построила бизнес на авиаперевозках, интересны вложения в местную инфраструктуру, особенно в Украине. Да и Ryanair не замечена в подобных проектах, поэтому даже если ей это потенциально может быть интересным, то с какой стати осуществлять подобный пилотный проект именно в Украине? Ryanair, по всей видимости, на предложение Криклия ответила дипломатично и уклончиво. “Дэвид О"Брайан отметил, что в этой жизни все возможно”, — сказал Криклий. Но на дипломатическом языке это означает “нет”.

Александр СУКОВ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

22:54 - Прем’єр-міністр: Новояворівськ та Новий Розділ будуть з теплом
22:18 - Фахівців Київської міської ради проконсультували з питань оприлюднення регуляторних відкритих даних
22:18 - На Вінниччині продовжують працювати над плануванням та впровадженням якісних регулювань господарської діяльності
22:18 - Підприємцям міста Києва розповіли про механізми захисту їх прав при проведенні перевірок
19:12 - Межбанк закрылся долларом по 24,32
19:12 - Будущее Украины под вопросом: что происходит по делу банкиров на миллиард
19:12 - “Укроборонпром” переведет на Prozorro закупки на 4 млрд гривен в год
19:12 - Кременчугский НПЗ Игоря Коломойского увеличит переработку нефти на 10%
19:12 - “Укртранснафта” получила 4,2 млн евро за некачественную российскую нефть
19:12 - Цена на рынке электроэнергии “на сутки вперед” рекордно упала
18:54 - 10 самых прибыльных и самых убыточных банков Украины за 9 месяцев 2019 года
18:54 - Страховая компания ARX запустила новый продукт «Автогражданка Всё включено». Сколько стоит, что включает?
18:49 - Західно-Донбаське управління про Всеукраїнський тиждень права
18:42 - Про співпрацю щодо впровадження реформи державного управління домовились представники НАДС та Міністерства оборони Королівства Норвегія
18:18 - После отмены валютных лицензий физлица вывели из Украины 76 млн евро
18:18 - Перевалка грузов в украинских портах растет рекордными темпами за 6 лет
18:18 - Лоббист “Интерпайпа”: реформа рынка металлолома выведет из тени бизнес объемом около 16 млрд гривен в год
18:18 - Мининфраструктуры в 2020 году отремонтирует 4 судоходных шлюза
18:18 - Апелляционный суд 19 декабря рассмотрит жалобу государства на решение суда об отмене национализации Приватбанка
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 13.11.2019
17:30 - Курси валют, встановлені НБУ на: 14.11.2019
17:24 - В Одессе взяли держателя всероссийского воровского “общака”
17:24 - Министр инфраструктуры пользуется старыми “отписками” в общении с журналистами
17:24 - США передадут Украине еще три катера
17:06 - Міністерство інфраструктури продовжуватиме очищення портової сфери не зважаючи на тиск осіб, які зацікавлені у дестабілізації роботи українських портів
16:54 - Тарифы на ОСАГО в Чехии за 2019 год выросли на 4%
16:54 - Украинские страховщики презентуют собственные системы мотивации для агентов, брокеров и рыночных команд продавцов
16:54 - Страховой рынок Косово в 3-м квартале 2019 вырос на 7,7% и достиг 73,3 млн. евро
16:54 - Страховой рынок Черногории в 3-м квартале 2019 года вырос на 11,5% до 72,3 млн. евро
16:54 - Премии страхового рынка Албании за 9 месяцев 2019 года превысили 105 млн. евро


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар16.594367
Канадський долар18.340006
Юань Женьмiньбi3.462913
Куна3.596282
Чеська крона1.045748
Данська крона3.581363
Гонконгівський долар3.104466
Форинт0.0799454
Індійська рупія0.3373938
Рупія0.00172403
Іранський ріал0.0005789
Новий ізраїльський шекель6.954352
Єна0.2234054
Теньге0.062453
Вона0.0207753
Мексіканський песо1.252169
Молдовський лей1.388201
Новозеландський долар15.533861
Норвезька крона2.639485
Російський рубль0.37874
Саудівський рiял6.484157
Сінгапурський долар17.841157
Ренд1.627437
Шведська крона2.492873
Швейцарський франк24.565574
Єгипетський фунт1.512897
Фунт стерлінгів31.205383
Бiлоруський рубль11.82895
Азербайджанський манат14.303287
Румунський лей5.618318
Турецька ліра4.226694
СПЗ(спеціальні права запозичення)33.377105
Болгарський лев13.683268
Євро26.761736
Злотий6.24195
Алжирський динар0.208231
Така0.293717
Вiрменський драм0.05212999
Іракський динар0.020874
Сом0.355528
Ліванський фунт0.0164856
Лівійський динар17.721592
Малайзійський ринггіт5.939711
Марокканський дирхам2.580215
Пакистанська рупія0.160227
Донг0.00106979
Бат0.822241
Дирхам ОАЕ6.757723
Туніський динар8.774027
Узбецький сум0.002623
Новий тайванський долар0.817062
Туркменський новий манат7.091168
Ганських седі4.583396
Сербський динар0.236013
Сомонi2.560887
Ларi8.385677
Золото35584.647
Срiбло406.921
Платина21130.246
Паладiй41287.868

Курси валют, встановлені НБУ на: 14.11.2019

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
KUBI60.9460.9460.9460.941828.20

Дані за 13.11.2019