На взлет. Как правительство, мечтая о лоукостерах, поможет Коломойскому

17.10.2019 18:00 | Укррудпром

Деловая столица, 17 октября 2019. Опубликовано 17:44 17 октября 2019 года В связи с новой инициативой министра инфраструктуры на международных рейсах может улучшиться конкурентоспособность МАУ.

Меньше налогов на небо

Новый министр инфраструктуры Владислав Криклий инициирует отмену взимания НДС с внутренних авиаперевозок. Эту инициативу министерство предложит Кабмину, а далее, по логике событий, если она найдет поддержку в правительстве, ожидается подготовка и представление в Верховную Раду соответствующего законопроекта.

По словам Криклия, эта инициатива направлена на то, чтобы привлечь на рынок внутренних перевозок известного лоукостера, поскольку снижение налогообложения позволит снизить и цены на билеты. “Мы озвучили (предложение) представителям компании Ryanair и пригласили их присоединиться к рынку в том числе внутренних авиаперевозок”, — сказал министр.

Это не первая инициатива заманить Ryanair на украинский рынок. Предыдущий министр Владимир Омелян также ставил целью завлечь эту компанию в Украину, правда, пока только на международные рейсы. После долгих и сложных переговоров это удалось, однако для того, чтобы Ryanair начала работать, власти пошли на снижение сборов в аэропорту “Борисполь” почти на четверть. Теперь, похоже, Ryanair хотят присадить и на внутренние перевозки.

Скорее мертв, чем жив

Авиакомпании пока не могут похвастаться значительным объемом внутренних перевозок. По данным Госавиаслужбы, за январь—сентябрь этого года украинские авиакомпании (а на внутренних рейсах работает только отечественный бизнес) перевезли лишь 0,9 млн пассажиров, тогда как на международном сообщении — в 10,9 раза больше (9,8 млн). Но при этом следует помнить, что около двух третей из этих 0,9 млн — это трансферные пассажиры, которые летели, например, из Одессы в Киев только для того, чтобы тут же улететь дальше.

Криклий заявил, что амбициозная цель — повысить авиамобильность украинцев втрое: с 5% населения до 15%. Изрядная доля в этих планах приходится и на внутренние авиаперевозки. Однако удастся ли это сделать только за счет отмены НДС?

По мнению директора компании Friendly Avia Support Александра Ланецкого, данная мера позволит снизить цену билетов для пассажиров на 20% — и это много. Но недостаточно. “Думаю, что украинцы хотят, чтобы она упала в три-четыре раза”, — считает он. Его вывод: отмена НДС не приведет к существенному росту пассажиропотока на внутренних рейсах, поскольку нет такого спроса, а если и есть, то за такие мизерные цены, что никакой лоукостер их не сможет предложить.

На радость Коломойскому 

Однако эта инициатива может поспособствовать компаниям, которые осуществляют и международные рейсы. И в первую очередь “Международным авиалиниям Украины” (МАУ), крупным акционером которых является Игорь Коломойский. МАУ занимает самую большую долю рынка среди украинских компаний. Ланецкий привел такой пример. Допустим, пассажир летит из Одессы в Нью-Йорк и у него на выбор два варианта: лететь авиакомпанией LOT через Варшаву или МАУ через “Борисполь”. “У поляков/немцев/турок весь перелет будет без НДС, а у МАУ за билет до Киева насчитывается НДС. И у МАУ билет автоматически на 10—50 евро дороже”, — пояснил Ланецкий. При этом он уточнил, что около трети билетов покупаются через агрегаторы поиска самых дешевых билетов, поэтому пассажир до таких дорогих билетов даже не доходит, в итоге МАУ вынуждена сразу или терять таких пассажиров, или продавать билеты в убыток. Поэтому отмена НДС на внутренние рейсы частично уравняет шансы украинских авиакомпаний с иностранными на международном направлении.

Слишком много “но”

Однако НДС — не единственное препятствие развитию внутреннего авиасообщения. Как отметил в интервью изданию Mind глава набсовета МАУ Арон Майберг, в Украине также есть акциз на авиационное топливо в размере $32 за тонну, чего нет в других странах. Помимо этого, само авиатопливо в Украине традиционно на $60 дороже, чем для иностранных компаний. И как противоположность — низкая покупательная способность украинцев, которая не позволяет активно пользоваться авиатранспортом.

Кроме того, нужно помнить и о конкурентах авиатранспорта. Сегодня “Укрзалізниця” вполне успешно оперирует скоростными поездами “Интерсити”, которые за пять часов доставят пассажира из Киева во Львов или Харьков по вполне демократичной цене в 300 грн. Тогда как перелет по аналогичному маршруту обойдется в 10 раз дороже.

Среди украинских аэропортов лишь немногие могут похвастаться на сегодня стабильным и высоким пассажиропотоком. Например, если в 2018 г. через “Борисполь” прошло 12,6 млн пассажиров, через “Жуляны” — 2,8 млн, аэропорты Львова и Одессы — приблизительно по 1,5 млн и через Харьков — почти 1 млн, то остальные пасут задних. Например, аэропорт Запорожья обслужил за год только 400 тыс., Днепра — 300 тыс., а дальше — совсем крохи: аэропорт Херсона смог принять и отправить лишь 150 тыс., Ивано-Франковска — 112 тыс., Черновцов — 73 тыс., Винницы — 61 тыс.

Это значит, что расти еще есть куда. Однако рост невозможен, если его не простимулировать. По мнению Ланецкого, любой малый аэропорт Украины сразу может перевозить 200—300 тыс. пассажиров, но при условии, что позволяет его взлетно-посадочная полоса (ВПП) и есть хотя бы минимальная техника для обслуживания самолетов. Но при этом ситуация с ВПП в каждом аэропорту разная, а вот инвестирование в технику он оценил в $150—200 тыс. в один аэропорт.

Криклий на своей странице в Facebook отметил, что с Ryanair обсуждалась и возможность концессии региональных аэропортов. Однако сомнительно, что компании, которая построила бизнес на авиаперевозках, интересны вложения в местную инфраструктуру, особенно в Украине. Да и Ryanair не замечена в подобных проектах, поэтому даже если ей это потенциально может быть интересным, то с какой стати осуществлять подобный пилотный проект именно в Украине? Ryanair, по всей видимости, на предложение Криклия ответила дипломатично и уклончиво. “Дэвид О"Брайан отметил, что в этой жизни все возможно”, — сказал Криклий. Но на дипломатическом языке это означает “нет”.

Александр СУКОВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Ризик, терпіння
Велика мудрість трейдера
Порядок збутку

- Fin.Org.UA

Новини

14:05 - Борги перед "Укренерго" рекордно зросли, борги "Укренерго" – також
13:55 - Вплив блекаутів: Україна в листопаді імпортувала рекордний обсяг пального
13:40 - В Україні запрацює новий механізм страхування воєнних ризиків: як діятиме
13:15 - Мінрозвитку запускає цифрову платформу у сфері транспорту
13:00 - У фокусі – люди. Ключові проєкти "Фундації Кредобанку" та їхній внесок у відновлення країни
12:55 - "Нафтогаз" у грудні збільшив добовий імпорт газу: які очікування групи
12:45 - ДП "Ліси України" озвучило ціни на різдвяні ялинки
12:42 - Термін зберігання у платника архіву файлів звітності по єдиному внеску, поданої до контролюючих органів в електронному вигляді
12:41 - Чи має право представник (уповноважена особа) ФОП підписати та подати заяву та документи щодо неможливості виконання податкових обов’язків?
12:40 - Закон України № 4536: новації для нотаріусів і суб’єктів господарювання, які надають послуги з укладення біржових угод або беруть участь в їх укладенні
12:38 - Визначення платників рентної плати за користування надрами в цілях, не пов’язаних з видобуванням корисних копалин
12:37 - Особливості застосування валютних курсів при нарахуванні митних та податкових платежів
12:35 - Які строки оскарження в суді ППР або іншого рішення контролюючого органу (без/з процедурою адміністративного оскарження)?
12:30 - Щодо подання податкової декларації з рентної плати (в частині рентної плати за спеціальне використання лісових ресурсів) фізичною особою – тимчасовим лісокористувачем, яка не є суб’єктом господарювання
12:28 - Оптова торгівля алкогольними напоями за цінами, нижчими від встановлених мінімальних оптово-відпускних цін: яка передбачена відповідальність?
12:27 - Помилка, яка допущена при складанні ПН у коді товару згідно з УКТ ЗЕД, може бути виправлена шляхом складання та реєстрації в ЄРПН РК
12:25 - Об’єкт житлової іпотеки не з початку звітного року визначено як основне місце проживання платника: чи є право на податкову знижку в частині суми процентів за користування іпотечним житловим кредитом?
12:25 - ЄС хоче використати заморожені активи московія для кредиту Україні, але Бельгія проти
12:24 - Фізичною особою – орендодавцем отримано дохід від орендаря (фізичної особи, яка не є самозайнятою особою): порядок сплати ПДФО
12:23 - До бюджетів усіх рівнів та державних цільових фондів від платників Дніпропетровщини надійшло понад 146,8 млрд грн податків, зборів, платежів та єдиного внеску
12:21 - Розвиток безбар’єрної культури: у ДПС навчають працівників особливостям спілкування з ветеранами та їхніми родинами
12:18 - З 1 січня 2026 року змінюються строки подання нотаріусами інформації про посвідчені договори та видані свідоцтва про спадщину
12:15 - ДПС та МВФ: новий етап співпраці у впровадженні реформ
12:10 - "3000 км Україною": УЗ назвала популярні рейси та скільки українців активували програму
11:55 - Банки України показали актуальний курс валют на середу 3 грудня
11:48 - Рада спробує ухвалити бюджет на 2026 рік 3 грудня. Яких змін зазнав документ?
11:35 - Bitcoin повільно зростає після рекордного падіння
11:30 - Українські заводи вже виробили понад мільйон тонн цукру: лідер виробництва
10:55 - Рубіо назвав умови, за яких Україна за 10 років пережене економіку московії
10:40 - Через ворожі атаки є знеструмлення в кількох областях України


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32523
Австралійський долар27.7458
Така0.34644
Канадський долар30.2301
Юань Женьміньбі5.9868
Чеська крона2.0359
Данська крона6.5853
Гонконгівський долар5.4371
Форинт0.129142
Індійська рупія0.47101
Рупія0.0025467
Новий ізраїльський шекель12.9931
Єна0.27136
Теньге0.08347
Вона0.028837
Ліванський фунт0.000473
Малайзійський ринггіт10.2482
Мексиканське песо2.3121
Молдовський лей2.491
Новозеландський долар24.2279
Норвезька крона4.1706
Саудівський ріял11.278
Сінгапурський долар32.625
Донг0.001605
Ренд2.475
Шведська крона4.4754
Швейцарський франк52.6283
Бат1.32311
Дирхам ОАЕ11.5261
Туніський динар14.4033
Єгипетський фунт0.8909
Фунт стерлінгів55.915
Долар США42.3342
Сербський динар0.41895
Азербайджанський манат24.8995
Румунський лей9.6642
Турецька ліра0.9981
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.6126
Болгарський лев25.1391
Євро49.1839
Ларі15.6729
Злотий11.6067
Золото178175.33
Срібло2431.63
Платина69060.2
Паладій61301.19

Курси валют, встановлені НБУ на 03.12.2025