На взлет. Как правительство, мечтая о лоукостерах, поможет Коломойскому

17.10.2019 18:00 | Укррудпром

Деловая столица, 17 октября 2019. Опубликовано 17:44 17 октября 2019 года В связи с новой инициативой министра инфраструктуры на международных рейсах может улучшиться конкурентоспособность МАУ.

Меньше налогов на небо

Новый министр инфраструктуры Владислав Криклий инициирует отмену взимания НДС с внутренних авиаперевозок. Эту инициативу министерство предложит Кабмину, а далее, по логике событий, если она найдет поддержку в правительстве, ожидается подготовка и представление в Верховную Раду соответствующего законопроекта.

По словам Криклия, эта инициатива направлена на то, чтобы привлечь на рынок внутренних перевозок известного лоукостера, поскольку снижение налогообложения позволит снизить и цены на билеты. “Мы озвучили (предложение) представителям компании Ryanair и пригласили их присоединиться к рынку в том числе внутренних авиаперевозок”, — сказал министр.

Это не первая инициатива заманить Ryanair на украинский рынок. Предыдущий министр Владимир Омелян также ставил целью завлечь эту компанию в Украину, правда, пока только на международные рейсы. После долгих и сложных переговоров это удалось, однако для того, чтобы Ryanair начала работать, власти пошли на снижение сборов в аэропорту “Борисполь” почти на четверть. Теперь, похоже, Ryanair хотят присадить и на внутренние перевозки.

Скорее мертв, чем жив

Авиакомпании пока не могут похвастаться значительным объемом внутренних перевозок. По данным Госавиаслужбы, за январь—сентябрь этого года украинские авиакомпании (а на внутренних рейсах работает только отечественный бизнес) перевезли лишь 0,9 млн пассажиров, тогда как на международном сообщении — в 10,9 раза больше (9,8 млн). Но при этом следует помнить, что около двух третей из этих 0,9 млн — это трансферные пассажиры, которые летели, например, из Одессы в Киев только для того, чтобы тут же улететь дальше.

Криклий заявил, что амбициозная цель — повысить авиамобильность украинцев втрое: с 5% населения до 15%. Изрядная доля в этих планах приходится и на внутренние авиаперевозки. Однако удастся ли это сделать только за счет отмены НДС?

По мнению директора компании Friendly Avia Support Александра Ланецкого, данная мера позволит снизить цену билетов для пассажиров на 20% — и это много. Но недостаточно. “Думаю, что украинцы хотят, чтобы она упала в три-четыре раза”, — считает он. Его вывод: отмена НДС не приведет к существенному росту пассажиропотока на внутренних рейсах, поскольку нет такого спроса, а если и есть, то за такие мизерные цены, что никакой лоукостер их не сможет предложить.

На радость Коломойскому 

Однако эта инициатива может поспособствовать компаниям, которые осуществляют и международные рейсы. И в первую очередь “Международным авиалиниям Украины” (МАУ), крупным акционером которых является Игорь Коломойский. МАУ занимает самую большую долю рынка среди украинских компаний. Ланецкий привел такой пример. Допустим, пассажир летит из Одессы в Нью-Йорк и у него на выбор два варианта: лететь авиакомпанией LOT через Варшаву или МАУ через “Борисполь”. “У поляков/немцев/турок весь перелет будет без НДС, а у МАУ за билет до Киева насчитывается НДС. И у МАУ билет автоматически на 10—50 евро дороже”, — пояснил Ланецкий. При этом он уточнил, что около трети билетов покупаются через агрегаторы поиска самых дешевых билетов, поэтому пассажир до таких дорогих билетов даже не доходит, в итоге МАУ вынуждена сразу или терять таких пассажиров, или продавать билеты в убыток. Поэтому отмена НДС на внутренние рейсы частично уравняет шансы украинских авиакомпаний с иностранными на международном направлении.

Слишком много “но”

Однако НДС — не единственное препятствие развитию внутреннего авиасообщения. Как отметил в интервью изданию Mind глава набсовета МАУ Арон Майберг, в Украине также есть акциз на авиационное топливо в размере $32 за тонну, чего нет в других странах. Помимо этого, само авиатопливо в Украине традиционно на $60 дороже, чем для иностранных компаний. И как противоположность — низкая покупательная способность украинцев, которая не позволяет активно пользоваться авиатранспортом.

Кроме того, нужно помнить и о конкурентах авиатранспорта. Сегодня “Укрзалізниця” вполне успешно оперирует скоростными поездами “Интерсити”, которые за пять часов доставят пассажира из Киева во Львов или Харьков по вполне демократичной цене в 300 грн. Тогда как перелет по аналогичному маршруту обойдется в 10 раз дороже.

Среди украинских аэропортов лишь немногие могут похвастаться на сегодня стабильным и высоким пассажиропотоком. Например, если в 2018 г. через “Борисполь” прошло 12,6 млн пассажиров, через “Жуляны” — 2,8 млн, аэропорты Львова и Одессы — приблизительно по 1,5 млн и через Харьков — почти 1 млн, то остальные пасут задних. Например, аэропорт Запорожья обслужил за год только 400 тыс., Днепра — 300 тыс., а дальше — совсем крохи: аэропорт Херсона смог принять и отправить лишь 150 тыс., Ивано-Франковска — 112 тыс., Черновцов — 73 тыс., Винницы — 61 тыс.

Это значит, что расти еще есть куда. Однако рост невозможен, если его не простимулировать. По мнению Ланецкого, любой малый аэропорт Украины сразу может перевозить 200—300 тыс. пассажиров, но при условии, что позволяет его взлетно-посадочная полоса (ВПП) и есть хотя бы минимальная техника для обслуживания самолетов. Но при этом ситуация с ВПП в каждом аэропорту разная, а вот инвестирование в технику он оценил в $150—200 тыс. в один аэропорт.

Криклий на своей странице в Facebook отметил, что с Ryanair обсуждалась и возможность концессии региональных аэропортов. Однако сомнительно, что компании, которая построила бизнес на авиаперевозках, интересны вложения в местную инфраструктуру, особенно в Украине. Да и Ryanair не замечена в подобных проектах, поэтому даже если ей это потенциально может быть интересным, то с какой стати осуществлять подобный пилотный проект именно в Украине? Ryanair, по всей видимости, на предложение Криклия ответила дипломатично и уклончиво. “Дэвид О"Брайан отметил, что в этой жизни все возможно”, — сказал Криклий. Но на дипломатическом языке это означает “нет”.

Александр СУКОВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Гроші, гроші всюди,
Вони роблять свою роботу,
Знищують все, що є,
Залишаючи лише користь.

- Fin.Org.UA

Новини

00:00 - Накази Міністерства енергетики України
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
00:00 - Регуляторні акти Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 1 липня: євро б'є рекорди, ЦПК б'є на сполох через "легалізацію корупції" депутатами
20:46 - Вибух міни міг пошкодити танкер із нафтою після візиту до московії — Reuters
20:01 - Сенат США ухвалив "один великий прекрасний закон" Трампа
19:53 - московія хоче продати частку в найбільшому атомному проєкті Туреччини
19:16 - П’ятьом небанківським фінансовим установам відкликано ліцензії та виключено з Державного реєстру фінансових установ
19:06 - "Укрзалізниця" затримує рейси зі Львова на схід
18:32 - Путін намагається повернути іноземну валюту в Росію
17:53 - Tesla може втратити підтримку уряду США: погрози Трампа обвалили акції
17:28 - Наказ Мінекономіки від 22.06.2025 № 2672 «Щодо затвердження Змін до плану діяльності з підготовки проєктів регуляторних актів у сфері господарської діяльності на 2025 рік»
17:23 - Кількість нових вакансій у Британії впала з моменту запуску ChatGPT
17:00 - За рік бензинові подешевшали, електро стали дорожчі: як змінились ціни на авто в Європі
16:52 - Ключові рішення НКЦПФР від 01.07.2025
16:52 - Акціонерів ліквідованого банку оголосили в розшук
16:37 - Businesses Say Their Business Activity Is Unchanged on Previous Month, while Significantly Improving Their Outlook Compared to Last Year – June Business Outlook Survey
16:37 - Бізнес оцінив ділову активність на рівні попереднього місяця, але значно поліпшив їх у річному вимірі – підсумки опитування підприємств у червні
16:36 - Monthly Business Outlook Survey, June 2025
16:36 - Щомісячні опитування підприємств України, червень 2025 року
16:30 - Як врегулювати додатковий капітал
16:29 - Євросоюз отримав сотні тисяч тонн російського дизелю як реекспорт
16:26 - Інформація за повідомленнями членів Світової організації торгівлі, отриманими в період з 01 по 30 червня 2025 року (СФЗ, ТБТ)
16:21 - Фінляндія відкрила справу проти підрядника ЗСУ: мільйони за неякісні бронежилети
15:51 - Італія відкриє майже пів мільйона робочих віз через демографічну кризу
15:40 - На півдні України попит на житло зростає, пропозиція падає: які ціни
15:33 - Україна домовилася з Польщею про збільшення газотранспортних потужностей
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 02.07.2025
15:10 - "Укрнафта" оновила спецтехніку
15:07 - Презентація “Зовнішня торгівля України за розрізом галузей. І квартал 2021-2025 років”


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32362
Австралійський долар27.5379
Така0.34055
Канадський долар30.7358
Юань Женьміньбі5.839
Чеська крона2.0019
Данська крона6.6228
Гонконгівський долар5.3273
Форинт0.123743
Індійська рупія0.48895
Рупія0.0025811
Новий ізраїльський шекель12.4103
Єна0.29291
Теньге0.080638
Вона0.030902
Ліванський фунт0.000467
Малайзійський ринггіт9.9652
Мексиканське песо2.2388
Молдовський лей2.4752
Новозеландський долар25.564
Норвезька крона4.1715
Саудівський ріял11.1509
Сінгапурський долар32.9051
Донг0.0016003
Ренд2.3777
Шведська крона4.4294
Швейцарський франк53.0363
Бат1.29075
Дирхам ОАЕ11.3855
Туніський динар14.4984
Єгипетський фунт0.8455
Фунт стерлінгів57.5389
Долар США41.8191
Сербський динар0.42174
Азербайджанський манат24.5951
Румунський лей9.7387
Турецька ліра1.0491
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.6578
Болгарський лев25.2622
Євро49.4093
Ларі15.3662
Злотий11.6436
Золото140081.86
Срібло1523.65
Платина56694.99
Паладій47075.76

Курси валют, встановлені НБУ на 02.07.2025