На взлет. Как правительство, мечтая о лоукостерах, поможет Коломойскому

17.10.2019 18:00 | Укррудпром

Деловая столица, 17 октября 2019. Опубликовано 17:44 17 октября 2019 года В связи с новой инициативой министра инфраструктуры на международных рейсах может улучшиться конкурентоспособность МАУ.

Меньше налогов на небо

Новый министр инфраструктуры Владислав Криклий инициирует отмену взимания НДС с внутренних авиаперевозок. Эту инициативу министерство предложит Кабмину, а далее, по логике событий, если она найдет поддержку в правительстве, ожидается подготовка и представление в Верховную Раду соответствующего законопроекта.

По словам Криклия, эта инициатива направлена на то, чтобы привлечь на рынок внутренних перевозок известного лоукостера, поскольку снижение налогообложения позволит снизить и цены на билеты. “Мы озвучили (предложение) представителям компании Ryanair и пригласили их присоединиться к рынку в том числе внутренних авиаперевозок”, — сказал министр.

Это не первая инициатива заманить Ryanair на украинский рынок. Предыдущий министр Владимир Омелян также ставил целью завлечь эту компанию в Украину, правда, пока только на международные рейсы. После долгих и сложных переговоров это удалось, однако для того, чтобы Ryanair начала работать, власти пошли на снижение сборов в аэропорту “Борисполь” почти на четверть. Теперь, похоже, Ryanair хотят присадить и на внутренние перевозки.

Скорее мертв, чем жив

Авиакомпании пока не могут похвастаться значительным объемом внутренних перевозок. По данным Госавиаслужбы, за январь—сентябрь этого года украинские авиакомпании (а на внутренних рейсах работает только отечественный бизнес) перевезли лишь 0,9 млн пассажиров, тогда как на международном сообщении — в 10,9 раза больше (9,8 млн). Но при этом следует помнить, что около двух третей из этих 0,9 млн — это трансферные пассажиры, которые летели, например, из Одессы в Киев только для того, чтобы тут же улететь дальше.

Криклий заявил, что амбициозная цель — повысить авиамобильность украинцев втрое: с 5% населения до 15%. Изрядная доля в этих планах приходится и на внутренние авиаперевозки. Однако удастся ли это сделать только за счет отмены НДС?

По мнению директора компании Friendly Avia Support Александра Ланецкого, данная мера позволит снизить цену билетов для пассажиров на 20% — и это много. Но недостаточно. “Думаю, что украинцы хотят, чтобы она упала в три-четыре раза”, — считает он. Его вывод: отмена НДС не приведет к существенному росту пассажиропотока на внутренних рейсах, поскольку нет такого спроса, а если и есть, то за такие мизерные цены, что никакой лоукостер их не сможет предложить.

На радость Коломойскому 

Однако эта инициатива может поспособствовать компаниям, которые осуществляют и международные рейсы. И в первую очередь “Международным авиалиниям Украины” (МАУ), крупным акционером которых является Игорь Коломойский. МАУ занимает самую большую долю рынка среди украинских компаний. Ланецкий привел такой пример. Допустим, пассажир летит из Одессы в Нью-Йорк и у него на выбор два варианта: лететь авиакомпанией LOT через Варшаву или МАУ через “Борисполь”. “У поляков/немцев/турок весь перелет будет без НДС, а у МАУ за билет до Киева насчитывается НДС. И у МАУ билет автоматически на 10—50 евро дороже”, — пояснил Ланецкий. При этом он уточнил, что около трети билетов покупаются через агрегаторы поиска самых дешевых билетов, поэтому пассажир до таких дорогих билетов даже не доходит, в итоге МАУ вынуждена сразу или терять таких пассажиров, или продавать билеты в убыток. Поэтому отмена НДС на внутренние рейсы частично уравняет шансы украинских авиакомпаний с иностранными на международном направлении.

Слишком много “но”

Однако НДС — не единственное препятствие развитию внутреннего авиасообщения. Как отметил в интервью изданию Mind глава набсовета МАУ Арон Майберг, в Украине также есть акциз на авиационное топливо в размере $32 за тонну, чего нет в других странах. Помимо этого, само авиатопливо в Украине традиционно на $60 дороже, чем для иностранных компаний. И как противоположность — низкая покупательная способность украинцев, которая не позволяет активно пользоваться авиатранспортом.

Кроме того, нужно помнить и о конкурентах авиатранспорта. Сегодня “Укрзалізниця” вполне успешно оперирует скоростными поездами “Интерсити”, которые за пять часов доставят пассажира из Киева во Львов или Харьков по вполне демократичной цене в 300 грн. Тогда как перелет по аналогичному маршруту обойдется в 10 раз дороже.

Среди украинских аэропортов лишь немногие могут похвастаться на сегодня стабильным и высоким пассажиропотоком. Например, если в 2018 г. через “Борисполь” прошло 12,6 млн пассажиров, через “Жуляны” — 2,8 млн, аэропорты Львова и Одессы — приблизительно по 1,5 млн и через Харьков — почти 1 млн, то остальные пасут задних. Например, аэропорт Запорожья обслужил за год только 400 тыс., Днепра — 300 тыс., а дальше — совсем крохи: аэропорт Херсона смог принять и отправить лишь 150 тыс., Ивано-Франковска — 112 тыс., Черновцов — 73 тыс., Винницы — 61 тыс.

Это значит, что расти еще есть куда. Однако рост невозможен, если его не простимулировать. По мнению Ланецкого, любой малый аэропорт Украины сразу может перевозить 200—300 тыс. пассажиров, но при условии, что позволяет его взлетно-посадочная полоса (ВПП) и есть хотя бы минимальная техника для обслуживания самолетов. Но при этом ситуация с ВПП в каждом аэропорту разная, а вот инвестирование в технику он оценил в $150—200 тыс. в один аэропорт.

Криклий на своей странице в Facebook отметил, что с Ryanair обсуждалась и возможность концессии региональных аэропортов. Однако сомнительно, что компании, которая построила бизнес на авиаперевозках, интересны вложения в местную инфраструктуру, особенно в Украине. Да и Ryanair не замечена в подобных проектах, поэтому даже если ей это потенциально может быть интересным, то с какой стати осуществлять подобный пилотный проект именно в Украине? Ryanair, по всей видимости, на предложение Криклия ответила дипломатично и уклончиво. “Дэвид О"Брайан отметил, что в этой жизни все возможно”, — сказал Криклий. Но на дипломатическом языке это означает “нет”.

Александр СУКОВ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

19:00 - НБУ до июня 2021 года не будет применять к банкам меры за нарушение требований
19:00 - Владимир Зеленский назначил нового главу Службы внешней разведки
19:00 - Укргазбанк не планирует выплачивать дивиденды по итогам 2019 года
19:00 - Госэкоинспекция отпустила без штрафа судно, задержанное за загрязнение моря
19:00 - Антикоррупционная прокуратура открыла дело против главы Госфинмониторинга
18:42 - Оператори ГТС України та Польщі створили єдину віртуальну точку «ВТЗ-Україна-Польща»
18:42 - Якість газу у травні 2020 року по областях України
18:06 - Укрэксимбанк продал имущество задолжавшей миллиард фармкомпании за 185 млн гривен
18:06 - Золотовалютные резервы НБУ начали падать из-за выплат по госдолгу
18:06 - Набсовет Укрэксимбанка просит больше не звонить Владимира Зеленского
18:06 - Межбанк закрылся долларом по 26,61
18:06 - “Нибулон” получит контракт на постройку 5 катеров для Пограничной службы
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 05.06.2020
17:42 - Безпека під час ЗНО, ЄВІ та ЄФВВ - всі пункти проведення будуть забезпечені термометрами, дезінфікуючими засобами та масками
17:42 - 9-й тиждень Всеукраїнської школи онлайн: підсумки роботи
17:42 - Результати земельних аукціонів за період з 29 травня по 5 червня 2020 року
17:42 - Поставки лікарських засобів на 2020 рік будуть здійснені вчасно, - МОЗ
17:42 - Україна посіла перше місце в Європі за обсягами імпортованої органічної продукції та друге - у світі
17:12 - НБУ отложил проведение оценки банков в рамках SREP
17:12 - Польский посол: инвестор не защищен в Украине
17:12 - Крюковский вагонзавод оспорит решение о покупке китайских поездов метро для Харькова
17:12 - Минфин подтвердил отмену регулирования цен на газ для населения
17:12 - НБУ видит рост количества вакансий на фоне ослабления карантина
17:12 - Кабмин определил министерства для контроля характеристик товаров
17:12 - Стартує другий етап обговорення Стратегії розвитку фінтеху в Україні до 2025 року
17:10 - Запроваджено нові антикризові заходи щодо банків для пом'якшення наслідків карантину
17:09 - Міжнародні резерви України становили 25,4 млрд дол. США за підсумками травня
16:48 - Бердянський та Маріупольський порти демонструють зростання обсягів перевалки вантажів, - Владислав Криклій
16:30 - Курси валют, встановлені НБУ на: 09.06.2020
16:18 - Рука Москвы в белорусских выборах. Газпромовский банкир бросает вызов Александру Лукашенко


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар18.5738
Канадський долар19.7891
Юань Женьмiньбi3.7516
Куна3.9816
Чеська крона1.1353
Данська крона4.0432
Гонконгівський долар3.4323
Форинт0.087582
Індійська рупія0.35193
Рупія0.0019159
Новий ізраїльський шекель7.6962
Єна0.24359
Теньге0.066609
Вона0.022022
Мексиканське песо1.2226
Молдовський лей1.5295
Новозеландський долар17.3316
Норвезька крона2.8591
Російський рубль0.38778
Саудівський рiял7.0846
Сінгапурський долар19.1068
Ренд1.5781
Шведська крона2.893
Швейцарський франк27.758
Єгипетський фунт1.6388
Фунт стерлінгів33.7175
Долар США26.6005
Бiлоруський рубль11.1743
Азербайджанський манат15.606
Румунський лей6.2318
Турецька ліра3.9285
СПЗ (спеціальні права запозичення)36.767277
Болгарський лев15.4125
Євро30.1477
Злотий6.795
Алжирський динар0.20934
Така0.31629
Вірменський драм0.055524
Іранський ріал0.00063973
Іракський динар0.022579
Сом0.36423
Ліванський фунт0.017823
Лівійський динар18.9749
Малайзійський ринггіт6.1843
Марокканський дирхам2.7482
Донг0.001154
Бат0.84444
Дирхам ОАЕ7.3151
Туніський динар9.3752
Узбецький сум0.0026499
Новий тайванський долар0.89508
Туркменський новий манат7.6767
Ганське седі4.6509
Сербський динар0.25456
Сомоні2.6166
Ларі8.4893
Бразильський реал5.0226
Золото45269.53
Срiбло467.93
Платина21970.95
Паладiй51440.31

Курси валют, встановлені НБУ на: 09.06.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2001741088.761088.761088.761088.764001193.00
MHPC170171.5170171.511930.00
UNAF1251251251255000.00

Дані за 05.06.2020