На взлет. Как правительство, мечтая о лоукостерах, поможет Коломойскому

17.10.2019 18:00 | Укррудпром

Деловая столица, 17 октября 2019. Опубликовано 17:44 17 октября 2019 года В связи с новой инициативой министра инфраструктуры на международных рейсах может улучшиться конкурентоспособность МАУ.

Меньше налогов на небо

Новый министр инфраструктуры Владислав Криклий инициирует отмену взимания НДС с внутренних авиаперевозок. Эту инициативу министерство предложит Кабмину, а далее, по логике событий, если она найдет поддержку в правительстве, ожидается подготовка и представление в Верховную Раду соответствующего законопроекта.

По словам Криклия, эта инициатива направлена на то, чтобы привлечь на рынок внутренних перевозок известного лоукостера, поскольку снижение налогообложения позволит снизить и цены на билеты. “Мы озвучили (предложение) представителям компании Ryanair и пригласили их присоединиться к рынку в том числе внутренних авиаперевозок”, — сказал министр.

Это не первая инициатива заманить Ryanair на украинский рынок. Предыдущий министр Владимир Омелян также ставил целью завлечь эту компанию в Украину, правда, пока только на международные рейсы. После долгих и сложных переговоров это удалось, однако для того, чтобы Ryanair начала работать, власти пошли на снижение сборов в аэропорту “Борисполь” почти на четверть. Теперь, похоже, Ryanair хотят присадить и на внутренние перевозки.

Скорее мертв, чем жив

Авиакомпании пока не могут похвастаться значительным объемом внутренних перевозок. По данным Госавиаслужбы, за январь—сентябрь этого года украинские авиакомпании (а на внутренних рейсах работает только отечественный бизнес) перевезли лишь 0,9 млн пассажиров, тогда как на международном сообщении — в 10,9 раза больше (9,8 млн). Но при этом следует помнить, что около двух третей из этих 0,9 млн — это трансферные пассажиры, которые летели, например, из Одессы в Киев только для того, чтобы тут же улететь дальше.

Криклий заявил, что амбициозная цель — повысить авиамобильность украинцев втрое: с 5% населения до 15%. Изрядная доля в этих планах приходится и на внутренние авиаперевозки. Однако удастся ли это сделать только за счет отмены НДС?

По мнению директора компании Friendly Avia Support Александра Ланецкого, данная мера позволит снизить цену билетов для пассажиров на 20% — и это много. Но недостаточно. “Думаю, что украинцы хотят, чтобы она упала в три-четыре раза”, — считает он. Его вывод: отмена НДС не приведет к существенному росту пассажиропотока на внутренних рейсах, поскольку нет такого спроса, а если и есть, то за такие мизерные цены, что никакой лоукостер их не сможет предложить.

На радость Коломойскому 

Однако эта инициатива может поспособствовать компаниям, которые осуществляют и международные рейсы. И в первую очередь “Международным авиалиниям Украины” (МАУ), крупным акционером которых является Игорь Коломойский. МАУ занимает самую большую долю рынка среди украинских компаний. Ланецкий привел такой пример. Допустим, пассажир летит из Одессы в Нью-Йорк и у него на выбор два варианта: лететь авиакомпанией LOT через Варшаву или МАУ через “Борисполь”. “У поляков/немцев/турок весь перелет будет без НДС, а у МАУ за билет до Киева насчитывается НДС. И у МАУ билет автоматически на 10—50 евро дороже”, — пояснил Ланецкий. При этом он уточнил, что около трети билетов покупаются через агрегаторы поиска самых дешевых билетов, поэтому пассажир до таких дорогих билетов даже не доходит, в итоге МАУ вынуждена сразу или терять таких пассажиров, или продавать билеты в убыток. Поэтому отмена НДС на внутренние рейсы частично уравняет шансы украинских авиакомпаний с иностранными на международном направлении.

Слишком много “но”

Однако НДС — не единственное препятствие развитию внутреннего авиасообщения. Как отметил в интервью изданию Mind глава набсовета МАУ Арон Майберг, в Украине также есть акциз на авиационное топливо в размере $32 за тонну, чего нет в других странах. Помимо этого, само авиатопливо в Украине традиционно на $60 дороже, чем для иностранных компаний. И как противоположность — низкая покупательная способность украинцев, которая не позволяет активно пользоваться авиатранспортом.

Кроме того, нужно помнить и о конкурентах авиатранспорта. Сегодня “Укрзалізниця” вполне успешно оперирует скоростными поездами “Интерсити”, которые за пять часов доставят пассажира из Киева во Львов или Харьков по вполне демократичной цене в 300 грн. Тогда как перелет по аналогичному маршруту обойдется в 10 раз дороже.

Среди украинских аэропортов лишь немногие могут похвастаться на сегодня стабильным и высоким пассажиропотоком. Например, если в 2018 г. через “Борисполь” прошло 12,6 млн пассажиров, через “Жуляны” — 2,8 млн, аэропорты Львова и Одессы — приблизительно по 1,5 млн и через Харьков — почти 1 млн, то остальные пасут задних. Например, аэропорт Запорожья обслужил за год только 400 тыс., Днепра — 300 тыс., а дальше — совсем крохи: аэропорт Херсона смог принять и отправить лишь 150 тыс., Ивано-Франковска — 112 тыс., Черновцов — 73 тыс., Винницы — 61 тыс.

Это значит, что расти еще есть куда. Однако рост невозможен, если его не простимулировать. По мнению Ланецкого, любой малый аэропорт Украины сразу может перевозить 200—300 тыс. пассажиров, но при условии, что позволяет его взлетно-посадочная полоса (ВПП) и есть хотя бы минимальная техника для обслуживания самолетов. Но при этом ситуация с ВПП в каждом аэропорту разная, а вот инвестирование в технику он оценил в $150—200 тыс. в один аэропорт.

Криклий на своей странице в Facebook отметил, что с Ryanair обсуждалась и возможность концессии региональных аэропортов. Однако сомнительно, что компании, которая построила бизнес на авиаперевозках, интересны вложения в местную инфраструктуру, особенно в Украине. Да и Ryanair не замечена в подобных проектах, поэтому даже если ей это потенциально может быть интересным, то с какой стати осуществлять подобный пилотный проект именно в Украине? Ryanair, по всей видимости, на предложение Криклия ответила дипломатично и уклончиво. “Дэвид О"Брайан отметил, что в этой жизни все возможно”, — сказал Криклий. Но на дипломатическом языке это означает “нет”.

Александр СУКОВ

Додати коментар

Користувач:
email:





From Wall Street to Tokyo,
London to Hong Kong and back,
The financial world spins.

- Fin.Org.UA

Новини

09:15 - PrivatBank's USD 3 Billion Enforcement Action: From Judgment to Global Asset Recovery
08:35 - Уніфікований формат бізнес-планів: коли держава вчиться керувати бізнес-грантами розумно
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
23:00 - Регуляторні акти Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 27 листопада: оновлений графік поїздів до Львова, найгірший сценарій на зиму
20:50 - Українська авіакомпанія виконала 450 протипожежних місій у Туреччині та Чорногорії
20:40 - Космічному агентству ЄС збільшили бюджет і доручили займатись обороною
20:20 - Аудитори розповіли, які кошти ризикує недоотримати держбюджет
20:02 - ВПК став причиною стрімкого зростання промислового виробництва в московії
19:40 - ФГВФО продовжив конкурс з пошуку інвесторів для "РВС Банку"
19:25 - Центробанк московія прогнозує поглиблення проблем у зв'язку із уповільненням зростання
19:05 - НБУ пояснив зростання інтересу українців до депозитів
18:55 - Країни-партнери виділили для України 22 мільйони євро на будівництво укриттів
18:45 - Вимкнення 3G від Київстар в деяких містах забезпечило зростання швидкості 4G до +68%
18:37 - UPG дозволили викупити ще 16 заправок Коломойського
18:20 - По всій Україні 28 листопада діятимуть графіки відключення електрики
18:15 - Уряд знайшов спосіб покращити зв’язок під час блекаутів
18:02 - Нацбанк показав курс долара і євро на п'ятницю 28 листопада
18:00 - У Києві відбувся IP LET Forum 2025 — головна подія року у сфері інтелектуальної власності 
17:55 - З посадовця Мін'юсту у дохід держави стягнули 3,3 мільйона гривень
17:45 - Бізнес закликає зробити безперервне перебронювання працівників критичних підприємств
17:45 - Ukraine's Regional Economies 2024-2025: An Analytical Overview of War-Induced Restructuring and Recovery
17:38 - Що дасть фактична заборона експорту брухту в ЄС
17:34 - Засідання Комісії
17:25 - Економіка Харківської області у 2024-2025 роках: аналіз стану, виклики та перспективи розвитку
17:24 - ОПЕК+ планує зберегти високий рівень видобутку нафти у 2026 році
17:06 - Наказ Міністерства економіки України від 24 листопада 2025 року № 1672 «Про внесення змін до переліку техніки і обладнання вітчизняного виробництва, вартість яких частково компенсується за рахунок бюджетних коштів»
17:00 - Henkel в Україні увійшла до трійки найкращих роботодавців 2025 року за версією журналу «Фокус»
17:00 - Російська нафта Urals подешевшала до 23% відносно марки Brent
16:46 - Найбільший московитський автовиробник різко скоротить виробництво та уріже зарплати


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32459
Австралійський долар27.5371
Така0.34468
Канадський долар30.0454
Юань Женьміньбі5.9565
Чеська крона2.0226
Данська крона6.5437
Гонконгівський долар5.4244
Форинт0.128047
Індійська рупія0.47245
Рупія0.0025362
Новий ізраїльський шекель12.8841
Єна0.26982
Теньге0.081736
Вона0.028857
Ліванський фунт0.000471
Малайзійський ринггіт10.2125
Мексиканське песо2.2999
Молдовський лей2.4827
Новозеландський долар24.1132
Норвезька крона4.1427
Саудівський ріял11.2466
Сінгапурський долар32.5035
Донг0.0015998
Ренд2.4576
Шведська крона4.446
Швейцарський франк52.3549
Бат1.30895
Дирхам ОАЕ11.4879
Туніський динар14.3284
Єгипетський фунт0.8856
Фунт стерлінгів55.8337
Долар США42.1928
Сербський динар0.41642
Азербайджанський манат24.8164
Румунський лей9.6004
Турецька ліра0.9942
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.3536
Болгарський лев24.9869
Євро48.8719
Ларі15.627
Злотий11.5458
Золото175385.34
Срібло2253.03
Платина67849.4
Паладій60068.2

Курси валют, встановлені НБУ на 28.11.2025