Неокупаемое шоу, или как КБ “Южное” прожигает деньги налогоплательщиков

18.09 16:18 | Укррудпром

Игорь ГЛОДОВ 15:55 18 сентября 2019 года 23 и 30 августа в КБ “Южное” провели огневые испытания третьей ступени ракеты-носителя “Циклон-4”, финансирование разработок которой было прекращено в 2015 году.

Под финал лета, а заодно и в преддверие 28-й годовщины Независимости, в КБ “Южное” решили порадовать украинцев праздничным шоу. Вспомнили, что у них есть недостроенная с 2015 года ракета-носитель “Циклон-4” и решили ее, что называется, обкатать. А точнее, как сообщается на официальном сайте “КБ “Южное” — провести стендовые испытания третьей ступени. Причем, в два этапа. 23 августа и 30 августа. События показаны на видео с нескольких ракурсов, в том числе, с использованием аэросъемки. Видно, как из сопла вырывается огонь, из пусковой шахты валят клубы дыма и стелятся по близлежащему лесочку. В общем, смотрится эффектно. Но, если с эффектностью у КБ “Южное” порядок, с эффективностью — все наоборот.

Предприятие является государственным, а это значит, что его деятельность финансируется за счет налогоплательщиков, то есть, нас с вами. Другими словами, за шоу, которое было показано КБ “Южное” 23 и 30 августа, мы щедро заплатили из своего кармана, желая того или нет. На счет шоу некоторые наверняка возразят. Ведь были проведены испытания ракеты-носителя, которая в будущем сможет использоваться на рынке пусковых услуг и выводить на орбиты сотни спутников, скажут они. А это не только имидж страны, но и немалая статья доходов. Теоретически, все так и есть. Но, как учит жизнь, теория часто расходится с практикой, особенно, если дело касается КБ “Южное”.

Итак, попробуем разобраться, что за чудо-ракету испытали на днепровском предприятии,  а главное, зачем.

“Циклон-4” vs. “Циклон-4М”

“Циклон-4” — модификация ракет-носителей семейства “Циклон”, разрабатываемая КБ “Южное” с 2004 года по 2015 год в рамках одноименного украино-бразильского проекта. Это трехступенчатая ракета легкого класса для высокоточного выведения космических аппаратов максимальной массой 5 тонн на круговые, геостационарные и солнечно-синхронные орбиты.

Запуски “Циклон-4” должны были осуществляться с космодрома Алкантара в Бразилии, но в 2015 году проект был заморожен. Бразильцы фактически разорвали контракт с Государственным Космическим Агентством Украины (ГКАУ) из-за КБ “Южное”. Украинский флагман откровенно затягивал с разработкой и предоставлением чертежной документации, в результате чего запуск “Циклон-4” откладывался 4 раза, а фактические расходы по проекту многократно превысили плановые. Бразилия покинула проект ввиду его призрачных перспектив, а Украина, подсчитав убытки в сумме 800 млн. долларов, прослезилась.

На руководство КБ “Южное” открыли дело о нецелевом расходовании бюджетных средств, генерального директора предприятия Александра Дегтярева отстранили от занимаемой должности, но доказательств на него найти так и не смогли. То ли, должной мотивации у прокуроров не было, то ли влиятельные друзья Александра Дегтярева способствовали. В общем, дело до сих пор ведется и, возможно, с приходом нового генпрокурора, виновные, наконец, будут наказаны.

В 2016 году отстранивший Дегтярева глава ГКАУ Любомир Сабадош внезапно покинул свой пост без объяснения причин, а на его место пришел бывший сотрудник КБЮ Павел Дегтяренко. Спустя несколько месяцев решением суда был восстановлен и сам Дегтярев.

В 2017 году ГКАУ и канадская компания Maritime Launch Services заключили контракт на запуски “Циклон-4М” — новой модификации ракет КБ “Южное”. Несмотря на разницу всего в одну букву в названии, “Циклон-4М” кардинально отличается от своей предшественницы. Это двухступенчатая ракета-носитель среднего класса, использующая более современное и экологичное топливо на основе керосина и жидкого кислорода, тогда как “Циклон-4” работает на довольно токсичном топливе — смеси несимметричного диметилгидразина и азотного тетраоксида. Такое наследство ей досталось от советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-36орб (по классификации НАТО SS-9 Scarp), созданной Кб “Южное” еще в середине 60-х и фактически ставшей прототипом “Циклона”.

Первая “Циклон” увидела свет в 1969-м, так что в этом году семейство отпраздновало свой 50-й юбилей. “Циклон-2” использовалась для выведения спутников-перехватчиков по программе противоракетной обороны. “Циклон-3”, созданная в 1977 году, применялась уже исключительно в мирных целях и показала высочайшую надежность  — 115 успешных запусков из 122. В 2009 году ракету вывели из эксплуатации, и должны были заменить 4-м поколением, но судьбу “Циклон-4” вы уже знаете.

Канадская инъекция

С момента Независимости украинское ракетостроение переживало непростые времена и без провальных проектов. Слабое финансирование, основной вектор на партнерство с Россией, “проедание” еще советского ресурса разработок, нежелание создавать новые и идти в ногу со временем ослабили украинский космос и сделали его неконкурентоспособным. Первые серьезные симптомы болезни, поразившей ракетно-космическую отрасль Украины, проявились после разрыва сотрудничества с РФ в 2014 году. Вследствие аннексии Крыма и военного конфликта на Донбассе Украина вынуждена была распрощаться с ключевым в космической и оборонной сфере партнером, а участия в проектах “Вега” Европейского космического агентства и “Антарес” американской компании “Orbital” было недостаточно для восполнения пробела. Выход бразильцев из “Циклон-4” (не исключено, что не без давления России) только усугубил ситуацию, поэтому совместный проект с канадской Maritime Launch Services в буквальном смысле стал инъекцией спасительного лекарства умирающему.

Согласно контракту, КБ “Южное” в течение двух лет обязалось разработать ракету-носитель “Циклон-4М” и провести все необходимые испытания, а Maritime Launch Services — построить на территории Канады стартовую площадку. Но уже сейчас первый запуск “Циклон-4М”, изначально намеченный на конец текущего года, перенесен. Причина отсрочки — якобы бюрократическая волокита, из-за которой затянулись сроки получения разрешения от канадских властей на строительство космодрома. Но выдача разрешения подразумевает проведение экологической экспертизы, все необходимые документы для которой предоставляет именно украинская сторона, как разработчик. То есть, Maritime смогла начать процесс получения лицензии только после того, как КБ “Южное” предоставило ей для этого всю необходимую документацию.

Кроме того, процедура получения разрешения на строительство космодрома никак не влияет на сроки исполнения обязательств КБ “Южное” по разработке самой ракеты. Тем не менее, по состоянию на начало сентября испытан только носовой обтекатель, а намеченные на август испытания первой ступени не состоялись. Вместо них в КБ “Южное” зачем-то провели прожиг третьей ступени “Циклон-4”, проект которой заморожен.

Возникает логичный вопрос в целесообразности такого шага. Зачем расходовать и без того мизерные бюджетные дотации на испытания ракеты, к которой не проявляет интерес ни один международный заказчик? Ведь в Украине нет даже собственного космодрома для запусков, чтобы обойтись без постороннего участия.

Неокупаемое шоу КБ “Южное”

Логику в испытаниях “Циклон-4” все же можно усмотреть. Дело в том, что в третьей ступени ракеты применяется тот же маршевый двигатель, что и во второй ступени “Циклон-4М” — РД861К. С другой стороны, испытания “Циклон-4” вместо “4М” только подтверждают, что последняя к ним не готова, а значит, что КБ “Южное” снова “валит” сроки по международному проекту.

Ну и сам факт того, что у “Циклон 4М” нет третьей ступени, говорит о том, что с практической точки зрения испытания, прошедшие 23 и 30 августа, никак не связаны с ракетой, разрабатываемой по канадскому проекту. То есть, КБ “Южное” зачем-то решило достать со склада припавшую пылью третью ступень так и незавершенной “Циклон-4” и гордо сообщить на всю Украину о ее прожиге! Мол, поздравляем тебя, страна, с 28-й Годовщиной Независимости! Смотри, как мы прожигаем твои деньги!

А для усиления эффекта, спустя неделю снять вторую серию шоу, но уже с высоты птичьего полета, чтобы лучше было видно всю грандиозность и масштабность картины.

А пока КБ “Южное” снимает эпики вместо того, чтобы строить новые ракеты, украинская ракетно-космическая отрасль продолжает терять международных партнеров.

В начале 2019 года владелец программы “Морской старт” компания S7 объявила о прекращении использования украинских ракет-носителей “Зенит-3SL”. В 2022 году их заменят на новые российские “Союз-5”.

Такая же участь ждет и украинский двигатель РД 843, применяемый в 4 ступени европейской ракеты-носителя “Вега”. В 2020 году планируется выпуск обновленной модификации “Вега-С” с двигателем 4 ступени немецкого производства.

Конечно, остается еще участие Украины в проекте “Антарес”, но компоненты первой ступени, разработанные КБ “Южное” и изготавливаемые на Южмаше, вряд ли можно считать весомым аргументом в пользу возрождения украинского космоса и завоевания прочных позиций на мировом рынке пусковых услуг.

И все же, надежда умирает последней. С приходом в Украине новых политических сил есть шанс на принятие закона, разрешающего строить здесь ракеты частным компаниям. В США это сделали еще в миллениум, получив таких новаторов, как Илон Маск (SpaceX), и Джефф Безос (Blue Origin), в разы ускоривших развитие космических технологий. В Украине подобные энтузиасты тоже есть, а это значит, что с их приходом на рынок “КБ “Южное” придется покончить с постановками неокупаемых шоу и начать писать такие ракетные “сценарии”, которые бы приносили Украине прибыль, а не убытки. А иначе, рано или поздно сработает неизбежное в природе и бизнесе правило — выживает сильнейший.

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 


Коментарі (1)

26.09 00:25:05 от ingener11

новость взяли с сайта КБ “Южное” но никак не отметили это
https://yuzhnoye.com.ua





Новини

09:14 - До уваги суб’єктів господарювання, які здійснюють роздрібну торгівлю виключно столовими винами!
09:13 - Індексація заробітної плати звільненому працівнику за минулі періоди: визначення бази нарахування єдиного внеску
09:13 - В Електронному кабінеті можливо отримати інформацію про стан розрахунків з бюджетом
09:12 - Законом про запобігання корупції обмежено спільну роботу близьких осіб
09:12 - Під час зустрічі з керівництвом Державної податкової адміністрації КНР очільник податкової служби України презентував дорожню карту реформування ДПС України
09:11 - Понад 13 мільярдів гривень єдиного внеску надійшло від платників Дніпропетровщини
08:42 - Окружение экс-нардепа завладело 41 гектара земли в Конча-Заспе
08:42 - Конструкторское бюро “Южное” презентовало лунный посадочный аппарат в Дубае
08:42 - “Мы изначально вели переговоры о кадрах с Коломойским”. Что стоит за конфликтом Зе с Тимошенко и при чем здесь Ахметов и Яценюк
08:42 - Алексей Гончарук пригласил бизнес на сегодняшнее заседание Кабмина
08:42 - Право­охранители не контролируют преступность в Украине или “крышуют” ее — основатель УБОП
08:42 - Петр Порошенко сдал в аренду остатки кондитерской фабрики в Мариуполе
08:42 - Телега осенью. Как агросектор забывает слово “межсезонье”
08:42 - На мариупольских меткомбинатах “Метинвеста” работников отправляют в простой и на короткую неделю
08:42 - У Бориса Ложкина считают обвинения в адрес главы Укрэксимбанка свежим подходом к пониманию работы банков
07:48 - Андрей против Богдана. Как вражда Ермака и главы Офиса президента меняет политику Зеленского
07:48 - Cadogan Petroleum назначила двух новых членов совета директоров
07:48 - Закон об анбандлинге открыл путь к созданию нового оператора газотранспортной системы
07:48 - “Очень хотела стать замминистра”. Что известно об Александре Клитиной, которая попала в “постельный” скандал
06:30 - Волновой анализ - Эксперты Freshforex: EUR/USD. Боковик продолжится.
06:30 - Волновой анализ - Эксперты Freshforex: GBP/USD. Покупатели сделали вынужденную остановку.
06:30 - Волновой анализ - Эксперты Freshforex: USD/JPY. Цена к снижению готова.
06:30 - Анализ маржинальных уровней - Эксперты Freshforex: EURUSD: среднесрочные покупки в приоритете.
06:30 - Анализ маржинальных уровней - Эксперты Freshforex: GBPUSD: среднесрочные продажи в приоритете.
06:30 - Анализ маржинальных уровней - Эксперты Freshforex: USDJPY: среднесрочные покупки в приоритете.
21:42 - Олексій Гончарук: Виведення Північного потоку-2 з-під дії Європейської газової директиви – неприпустиме
21:18 - Разом з новим керівником Укравтодору маємо забезпечити відновлення 4000 км доріг у 2020 році, - Владислав Криклій
19:36 - Відповіді на запитання про нову систему виплати пільг на ЖКП
19:36 - Держархбудінспекція бере активну участь у створенні електронного кабінету
19:36 - Держенергоефективності та Данський інвестиційний фонд «IFU» розглянули перспективи реалізації біоенергетичних проектів в Україні


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар16.515148
Канадський долар18.322074
Юань Женьмiньбi3.44482
Куна3.602183
Чеська крона1.048726
Данська крона3.588107
Гонконгівський долар3.092031
Форинт0.0800486
Індійська рупія0.3376768
Рупія0.00171781
Іранський ріал0.0005763
Новий ізраїльський шекель6.997805
Єна0.2225692
Теньге0.062517
Вона0.0207511
Мексіканський песо1.256535
Молдовський лей1.382758
Новозеландський долар15.534325
Норвезька крона2.658393
Російський рубль0.37953
Саудівський рiял6.454381
Сінгапурський долар17.79077
Ренд1.642701
Шведська крона2.518027
Швейцарський франк24.419975
Єгипетський фунт1.509509
Фунт стерлінгів31.330783
Бiлоруський рубль11.83161
Азербайджанський манат14.237605
Румунський лей5.613276
Турецька ліра4.234827
СПЗ(спеціальні права запозичення)33.313048
Болгарський лев13.708299
Євро26.810691
Злотий6.252931
Алжирський динар0.208231
Така0.293717
Вiрменський драм0.05212999
Іракський динар0.020874
Сом0.355528
Ліванський фунт0.0164856
Лівійський динар17.721592
Малайзійський ринггіт5.939711
Марокканський дирхам2.580215
Пакистанська рупія0.160227
Донг0.00106979
Бат0.822241
Дирхам ОАЕ6.757723
Туніський динар8.774027
Узбецький сум0.002623
Новий тайванський долар0.817062
Туркменський новий манат7.091168
Ганських седі4.583396
Сербський динар0.236013
Сомонi2.560887
Ларi8.385677
Золото35456.334
Срiбло406.505
Платина21468.884
Паладiй41533.94

Курси валют, встановлені НБУ на: 20.11.2019

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.320.320.320.323200.00

Дані за 19.11.2019