Неокупаемое шоу, или как КБ “Южное” прожигает деньги налогоплательщиков

18.09.2019 16:18 | Укррудпром

Игорь ГЛОДОВ 15:55 18 сентября 2019 года 23 и 30 августа в КБ “Южное” провели огневые испытания третьей ступени ракеты-носителя “Циклон-4”, финансирование разработок которой было прекращено в 2015 году.

Под финал лета, а заодно и в преддверие 28-й годовщины Независимости, в КБ “Южное” решили порадовать украинцев праздничным шоу. Вспомнили, что у них есть недостроенная с 2015 года ракета-носитель “Циклон-4” и решили ее, что называется, обкатать. А точнее, как сообщается на официальном сайте “КБ “Южное” — провести стендовые испытания третьей ступени. Причем, в два этапа. 23 августа и 30 августа. События показаны на видео с нескольких ракурсов, в том числе, с использованием аэросъемки. Видно, как из сопла вырывается огонь, из пусковой шахты валят клубы дыма и стелятся по близлежащему лесочку. В общем, смотрится эффектно. Но, если с эффектностью у КБ “Южное” порядок, с эффективностью — все наоборот.

Предприятие является государственным, а это значит, что его деятельность финансируется за счет налогоплательщиков, то есть, нас с вами. Другими словами, за шоу, которое было показано КБ “Южное” 23 и 30 августа, мы щедро заплатили из своего кармана, желая того или нет. На счет шоу некоторые наверняка возразят. Ведь были проведены испытания ракеты-носителя, которая в будущем сможет использоваться на рынке пусковых услуг и выводить на орбиты сотни спутников, скажут они. А это не только имидж страны, но и немалая статья доходов. Теоретически, все так и есть. Но, как учит жизнь, теория часто расходится с практикой, особенно, если дело касается КБ “Южное”.

Итак, попробуем разобраться, что за чудо-ракету испытали на днепровском предприятии,  а главное, зачем.

“Циклон-4” vs. “Циклон-4М”

“Циклон-4” — модификация ракет-носителей семейства “Циклон”, разрабатываемая КБ “Южное” с 2004 года по 2015 год в рамках одноименного украино-бразильского проекта. Это трехступенчатая ракета легкого класса для высокоточного выведения космических аппаратов максимальной массой 5 тонн на круговые, геостационарные и солнечно-синхронные орбиты.

Запуски “Циклон-4” должны были осуществляться с космодрома Алкантара в Бразилии, но в 2015 году проект был заморожен. Бразильцы фактически разорвали контракт с Государственным Космическим Агентством Украины (ГКАУ) из-за КБ “Южное”. Украинский флагман откровенно затягивал с разработкой и предоставлением чертежной документации, в результате чего запуск “Циклон-4” откладывался 4 раза, а фактические расходы по проекту многократно превысили плановые. Бразилия покинула проект ввиду его призрачных перспектив, а Украина, подсчитав убытки в сумме 800 млн. долларов, прослезилась.

На руководство КБ “Южное” открыли дело о нецелевом расходовании бюджетных средств, генерального директора предприятия Александра Дегтярева отстранили от занимаемой должности, но доказательств на него найти так и не смогли. То ли, должной мотивации у прокуроров не было, то ли влиятельные друзья Александра Дегтярева способствовали. В общем, дело до сих пор ведется и, возможно, с приходом нового генпрокурора, виновные, наконец, будут наказаны.

В 2016 году отстранивший Дегтярева глава ГКАУ Любомир Сабадош внезапно покинул свой пост без объяснения причин, а на его место пришел бывший сотрудник КБЮ Павел Дегтяренко. Спустя несколько месяцев решением суда был восстановлен и сам Дегтярев.

В 2017 году ГКАУ и канадская компания Maritime Launch Services заключили контракт на запуски “Циклон-4М” — новой модификации ракет КБ “Южное”. Несмотря на разницу всего в одну букву в названии, “Циклон-4М” кардинально отличается от своей предшественницы. Это двухступенчатая ракета-носитель среднего класса, использующая более современное и экологичное топливо на основе керосина и жидкого кислорода, тогда как “Циклон-4” работает на довольно токсичном топливе — смеси несимметричного диметилгидразина и азотного тетраоксида. Такое наследство ей досталось от советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-36орб (по классификации НАТО SS-9 Scarp), созданной Кб “Южное” еще в середине 60-х и фактически ставшей прототипом “Циклона”.

Первая “Циклон” увидела свет в 1969-м, так что в этом году семейство отпраздновало свой 50-й юбилей. “Циклон-2” использовалась для выведения спутников-перехватчиков по программе противоракетной обороны. “Циклон-3”, созданная в 1977 году, применялась уже исключительно в мирных целях и показала высочайшую надежность  — 115 успешных запусков из 122. В 2009 году ракету вывели из эксплуатации, и должны были заменить 4-м поколением, но судьбу “Циклон-4” вы уже знаете.

Канадская инъекция

С момента Независимости украинское ракетостроение переживало непростые времена и без провальных проектов. Слабое финансирование, основной вектор на партнерство с Россией, “проедание” еще советского ресурса разработок, нежелание создавать новые и идти в ногу со временем ослабили украинский космос и сделали его неконкурентоспособным. Первые серьезные симптомы болезни, поразившей ракетно-космическую отрасль Украины, проявились после разрыва сотрудничества с РФ в 2014 году. Вследствие аннексии Крыма и военного конфликта на Донбассе Украина вынуждена была распрощаться с ключевым в космической и оборонной сфере партнером, а участия в проектах “Вега” Европейского космического агентства и “Антарес” американской компании “Orbital” было недостаточно для восполнения пробела. Выход бразильцев из “Циклон-4” (не исключено, что не без давления России) только усугубил ситуацию, поэтому совместный проект с канадской Maritime Launch Services в буквальном смысле стал инъекцией спасительного лекарства умирающему.

Согласно контракту, КБ “Южное” в течение двух лет обязалось разработать ракету-носитель “Циклон-4М” и провести все необходимые испытания, а Maritime Launch Services — построить на территории Канады стартовую площадку. Но уже сейчас первый запуск “Циклон-4М”, изначально намеченный на конец текущего года, перенесен. Причина отсрочки — якобы бюрократическая волокита, из-за которой затянулись сроки получения разрешения от канадских властей на строительство космодрома. Но выдача разрешения подразумевает проведение экологической экспертизы, все необходимые документы для которой предоставляет именно украинская сторона, как разработчик. То есть, Maritime смогла начать процесс получения лицензии только после того, как КБ “Южное” предоставило ей для этого всю необходимую документацию.

Кроме того, процедура получения разрешения на строительство космодрома никак не влияет на сроки исполнения обязательств КБ “Южное” по разработке самой ракеты. Тем не менее, по состоянию на начало сентября испытан только носовой обтекатель, а намеченные на август испытания первой ступени не состоялись. Вместо них в КБ “Южное” зачем-то провели прожиг третьей ступени “Циклон-4”, проект которой заморожен.

Возникает логичный вопрос в целесообразности такого шага. Зачем расходовать и без того мизерные бюджетные дотации на испытания ракеты, к которой не проявляет интерес ни один международный заказчик? Ведь в Украине нет даже собственного космодрома для запусков, чтобы обойтись без постороннего участия.

Неокупаемое шоу КБ “Южное”

Логику в испытаниях “Циклон-4” все же можно усмотреть. Дело в том, что в третьей ступени ракеты применяется тот же маршевый двигатель, что и во второй ступени “Циклон-4М” — РД861К. С другой стороны, испытания “Циклон-4” вместо “4М” только подтверждают, что последняя к ним не готова, а значит, что КБ “Южное” снова “валит” сроки по международному проекту.

Ну и сам факт того, что у “Циклон 4М” нет третьей ступени, говорит о том, что с практической точки зрения испытания, прошедшие 23 и 30 августа, никак не связаны с ракетой, разрабатываемой по канадскому проекту. То есть, КБ “Южное” зачем-то решило достать со склада припавшую пылью третью ступень так и незавершенной “Циклон-4” и гордо сообщить на всю Украину о ее прожиге! Мол, поздравляем тебя, страна, с 28-й Годовщиной Независимости! Смотри, как мы прожигаем твои деньги!

А для усиления эффекта, спустя неделю снять вторую серию шоу, но уже с высоты птичьего полета, чтобы лучше было видно всю грандиозность и масштабность картины.

А пока КБ “Южное” снимает эпики вместо того, чтобы строить новые ракеты, украинская ракетно-космическая отрасль продолжает терять международных партнеров.

В начале 2019 года владелец программы “Морской старт” компания S7 объявила о прекращении использования украинских ракет-носителей “Зенит-3SL”. В 2022 году их заменят на новые российские “Союз-5”.

Такая же участь ждет и украинский двигатель РД 843, применяемый в 4 ступени европейской ракеты-носителя “Вега”. В 2020 году планируется выпуск обновленной модификации “Вега-С” с двигателем 4 ступени немецкого производства.

Конечно, остается еще участие Украины в проекте “Антарес”, но компоненты первой ступени, разработанные КБ “Южное” и изготавливаемые на Южмаше, вряд ли можно считать весомым аргументом в пользу возрождения украинского космоса и завоевания прочных позиций на мировом рынке пусковых услуг.

И все же, надежда умирает последней. С приходом в Украине новых политических сил есть шанс на принятие закона, разрешающего строить здесь ракеты частным компаниям. В США это сделали еще в миллениум, получив таких новаторов, как Илон Маск (SpaceX), и Джефф Безос (Blue Origin), в разы ускоривших развитие космических технологий. В Украине подобные энтузиасты тоже есть, а это значит, что с их приходом на рынок “КБ “Южное” придется покончить с постановками неокупаемых шоу и начать писать такие ракетные “сценарии”, которые бы приносили Украине прибыль, а не убытки. А иначе, рано или поздно сработает неизбежное в природе и бизнесе правило — выживает сильнейший.

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 


Коментарі (1)

26.09 00:25:05 от ingener11

новость взяли с сайта КБ “Южное” но никак не отметили это
https://yuzhnoye.com.ua





Новини

11:24 - Запорожская АЭС вывела из резерва энергоблок №1
11:24 - Ставки по депозитам в гривне резко упали
11:17 - КИЇВСТАР ПЕРЕДАВ МАЙЖЕ 7 ТИСЯЧ ЗАХИСНИХ КОСТЮМІВ ДО ЛІКАРЕНЬ ПО ВСІЙ УКРАЇНІ
10:42 - Оперативна інформація про поширення коронавірусної інфекції 2019-nCoV
10:42 - Показники для послаблення протиепідемічних заходів станом на 10.08.2020
10:42 - Спекотні результати служби прикордонників
10:30 - Анализ маржинальных уровней - Эксперты Freshforex: EURUSD: среднесрочные продажи в приоритете.
10:30 - Анализ маржинальных уровней - Эксперты Freshforex: GBPUSD: среднесрочные покупки в приоритете.
10:30 - Анализ маржинальных уровней - Эксперты Freshforex: USDJPY: среднесрочные покупки в приоритете.
10:30 - Фундаментальный анализ рынка Forex - Эксперты Freshforex: Открываем позиции Buy по двум причинам
10:30 - Фундаментальный анализ рынка Forex - Эксперты Freshforex: На сегодня формируется смешанный фон
10:30 - Фундаментальный анализ рынка Forex - Эксперты Freshforex: Ход торгов будет определяться динамикой фондовых рынков
10:30 - Недельная аналитика- Фундаментальный анализ рынка Forex - Ралли на американском рынке акций
10:30 - НБУ может заблокировать дело об отмене ликвидации “Златобанка”
10:30 - На 40% украинских предприятий не заметили карантина
10:30 - Украина сократила импорт кокса на 80%
10:00 - Британский фунт (GBP) начал 'восстанавливаться' после глубокой коррекции...
09:45 - Удосконалено функціонування електронного кабінету та спрощено роботу ФОПів, – підписано Закон № 786-ІХ
09:45 - Удосконалено деякі процедури обліку платників податків у контролюючих органах
09:44 - Про процедуру опису майна після виникнення податкового боргу
09:44 - Про обчислення та сплату транспортного податку фізичною особою
09:43 - Останній день строку сплати єдиного внеску припадає на вихідний або святковий день: коли платити єдиний внесок
09:43 - Затверджено новий Державний реєстр реєстраторів розрахункових операцій
09:42 - Закон України № 674: коди товарів згідно з УКТ ЗЕД (версії 2017 року) застосовуються, починаючи з 03.07.2020
09:41 - Закон України № 674: особливості складання податкової накладної з 03.07.2020
09:40 - Договір купівлі-продажу нерухомого майна між юрсобою та фізособою: хто сплачує до бюджету ПДФО
09:36 - Избитая в поезде телеведущая телеканала Фирташа подаст иск к “Укрзализныце”
09:36 - Рост количества официальных безработных в Украине остановился
08:42 - В Украине стали на 16% чаще использовать платежные карточки
08:42 - Для восстановления Донбасса необходимо около 10 млрд долларов


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар19.9236
Канадський долар20.716
Юань Женьміньбі3.9727
Куна4.381
Чеська крона1.2439
Данська крона4.3884
Гонконгівський долар3.5674
Форинт0.094483
Індійська рупія0.36899
Рупія0.0018899
Новий ізраїльський шекель8.1167
Єна0.26163
Теньге0.065883
Вона0.023335
Мексиканське песо1.2309
Молдовський лей1.664
Новозеландський долар18.3753
Норвезька крона3.0708
Російський рубль0.37553
Саудівський ріял7.3724
Сінгапурський долар20.1653
Ренд1.5775
Шведська крона3.1699
Швейцарський франк30.2518
Єгипетський фунт1.7314
Фунт стерлінгів36.1658
Долар США27.6486
Білоруський рубль11.2953
Азербайджанський манат16.2209
Румунський лей6.7548
Турецька ліра3.8407
СПЗ (спеціальні права запозичення)39.0089
Болгарський лев16.7172
Євро32.6848
Злотий7.4187
Алжирський динар0.21575
Така0.32641
Вірменський драм0.057033
Іранський ріал0.00065904
Іракський динар0.02326
Сом0.36062
Ліванський фунт0.018361
Лівійський динар20.1425
Малайзійський ринггіт6.5293
Марокканський дирхам2.9747
Донг0.0011948
Бат0.88726
Дирхам ОАЕ7.536
Туніський динар10.1321
Узбецький сум0.0027117
Новий тайванський долар0.94229
Туркменський новий манат7.9085
Ганське седі4.804
Сербський динар0.27874
Сомоні2.6845
Ларі8.9986
Бразильський реал5.3502
Золото56693.18
Срібло774.03
Платина26732.6
Паладій59488.45

Курси валют, встановлені НБУ на: 10.08.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
AAPL1340713407123951239579430.00
CEEN5.25.2557600.00

Дані за 06.08.2020