Неокупаемое шоу, или как КБ “Южное” прожигает деньги налогоплательщиков

18.09.2019 16:18 | Укррудпром

Игорь ГЛОДОВ 15:55 18 сентября 2019 года 23 и 30 августа в КБ “Южное” провели огневые испытания третьей ступени ракеты-носителя “Циклон-4”, финансирование разработок которой было прекращено в 2015 году.

Под финал лета, а заодно и в преддверие 28-й годовщины Независимости, в КБ “Южное” решили порадовать украинцев праздничным шоу. Вспомнили, что у них есть недостроенная с 2015 года ракета-носитель “Циклон-4” и решили ее, что называется, обкатать. А точнее, как сообщается на официальном сайте “КБ “Южное” — провести стендовые испытания третьей ступени. Причем, в два этапа. 23 августа и 30 августа. События показаны на видео с нескольких ракурсов, в том числе, с использованием аэросъемки. Видно, как из сопла вырывается огонь, из пусковой шахты валят клубы дыма и стелятся по близлежащему лесочку. В общем, смотрится эффектно. Но, если с эффектностью у КБ “Южное” порядок, с эффективностью — все наоборот.

Предприятие является государственным, а это значит, что его деятельность финансируется за счет налогоплательщиков, то есть, нас с вами. Другими словами, за шоу, которое было показано КБ “Южное” 23 и 30 августа, мы щедро заплатили из своего кармана, желая того или нет. На счет шоу некоторые наверняка возразят. Ведь были проведены испытания ракеты-носителя, которая в будущем сможет использоваться на рынке пусковых услуг и выводить на орбиты сотни спутников, скажут они. А это не только имидж страны, но и немалая статья доходов. Теоретически, все так и есть. Но, как учит жизнь, теория часто расходится с практикой, особенно, если дело касается КБ “Южное”.

Итак, попробуем разобраться, что за чудо-ракету испытали на днепровском предприятии,  а главное, зачем.

“Циклон-4” vs. “Циклон-4М”

“Циклон-4” — модификация ракет-носителей семейства “Циклон”, разрабатываемая КБ “Южное” с 2004 года по 2015 год в рамках одноименного украино-бразильского проекта. Это трехступенчатая ракета легкого класса для высокоточного выведения космических аппаратов максимальной массой 5 тонн на круговые, геостационарные и солнечно-синхронные орбиты.

Запуски “Циклон-4” должны были осуществляться с космодрома Алкантара в Бразилии, но в 2015 году проект был заморожен. Бразильцы фактически разорвали контракт с Государственным Космическим Агентством Украины (ГКАУ) из-за КБ “Южное”. Украинский флагман откровенно затягивал с разработкой и предоставлением чертежной документации, в результате чего запуск “Циклон-4” откладывался 4 раза, а фактические расходы по проекту многократно превысили плановые. Бразилия покинула проект ввиду его призрачных перспектив, а Украина, подсчитав убытки в сумме 800 млн. долларов, прослезилась.

На руководство КБ “Южное” открыли дело о нецелевом расходовании бюджетных средств, генерального директора предприятия Александра Дегтярева отстранили от занимаемой должности, но доказательств на него найти так и не смогли. То ли, должной мотивации у прокуроров не было, то ли влиятельные друзья Александра Дегтярева способствовали. В общем, дело до сих пор ведется и, возможно, с приходом нового генпрокурора, виновные, наконец, будут наказаны.

В 2016 году отстранивший Дегтярева глава ГКАУ Любомир Сабадош внезапно покинул свой пост без объяснения причин, а на его место пришел бывший сотрудник КБЮ Павел Дегтяренко. Спустя несколько месяцев решением суда был восстановлен и сам Дегтярев.

В 2017 году ГКАУ и канадская компания Maritime Launch Services заключили контракт на запуски “Циклон-4М” — новой модификации ракет КБ “Южное”. Несмотря на разницу всего в одну букву в названии, “Циклон-4М” кардинально отличается от своей предшественницы. Это двухступенчатая ракета-носитель среднего класса, использующая более современное и экологичное топливо на основе керосина и жидкого кислорода, тогда как “Циклон-4” работает на довольно токсичном топливе — смеси несимметричного диметилгидразина и азотного тетраоксида. Такое наследство ей досталось от советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-36орб (по классификации НАТО SS-9 Scarp), созданной Кб “Южное” еще в середине 60-х и фактически ставшей прототипом “Циклона”.

Первая “Циклон” увидела свет в 1969-м, так что в этом году семейство отпраздновало свой 50-й юбилей. “Циклон-2” использовалась для выведения спутников-перехватчиков по программе противоракетной обороны. “Циклон-3”, созданная в 1977 году, применялась уже исключительно в мирных целях и показала высочайшую надежность  — 115 успешных запусков из 122. В 2009 году ракету вывели из эксплуатации, и должны были заменить 4-м поколением, но судьбу “Циклон-4” вы уже знаете.

Канадская инъекция

С момента Независимости украинское ракетостроение переживало непростые времена и без провальных проектов. Слабое финансирование, основной вектор на партнерство с Россией, “проедание” еще советского ресурса разработок, нежелание создавать новые и идти в ногу со временем ослабили украинский космос и сделали его неконкурентоспособным. Первые серьезные симптомы болезни, поразившей ракетно-космическую отрасль Украины, проявились после разрыва сотрудничества с РФ в 2014 году. Вследствие аннексии Крыма и военного конфликта на Донбассе Украина вынуждена была распрощаться с ключевым в космической и оборонной сфере партнером, а участия в проектах “Вега” Европейского космического агентства и “Антарес” американской компании “Orbital” было недостаточно для восполнения пробела. Выход бразильцев из “Циклон-4” (не исключено, что не без давления России) только усугубил ситуацию, поэтому совместный проект с канадской Maritime Launch Services в буквальном смысле стал инъекцией спасительного лекарства умирающему.

Согласно контракту, КБ “Южное” в течение двух лет обязалось разработать ракету-носитель “Циклон-4М” и провести все необходимые испытания, а Maritime Launch Services — построить на территории Канады стартовую площадку. Но уже сейчас первый запуск “Циклон-4М”, изначально намеченный на конец текущего года, перенесен. Причина отсрочки — якобы бюрократическая волокита, из-за которой затянулись сроки получения разрешения от канадских властей на строительство космодрома. Но выдача разрешения подразумевает проведение экологической экспертизы, все необходимые документы для которой предоставляет именно украинская сторона, как разработчик. То есть, Maritime смогла начать процесс получения лицензии только после того, как КБ “Южное” предоставило ей для этого всю необходимую документацию.

Кроме того, процедура получения разрешения на строительство космодрома никак не влияет на сроки исполнения обязательств КБ “Южное” по разработке самой ракеты. Тем не менее, по состоянию на начало сентября испытан только носовой обтекатель, а намеченные на август испытания первой ступени не состоялись. Вместо них в КБ “Южное” зачем-то провели прожиг третьей ступени “Циклон-4”, проект которой заморожен.

Возникает логичный вопрос в целесообразности такого шага. Зачем расходовать и без того мизерные бюджетные дотации на испытания ракеты, к которой не проявляет интерес ни один международный заказчик? Ведь в Украине нет даже собственного космодрома для запусков, чтобы обойтись без постороннего участия.

Неокупаемое шоу КБ “Южное”

Логику в испытаниях “Циклон-4” все же можно усмотреть. Дело в том, что в третьей ступени ракеты применяется тот же маршевый двигатель, что и во второй ступени “Циклон-4М” — РД861К. С другой стороны, испытания “Циклон-4” вместо “4М” только подтверждают, что последняя к ним не готова, а значит, что КБ “Южное” снова “валит” сроки по международному проекту.

Ну и сам факт того, что у “Циклон 4М” нет третьей ступени, говорит о том, что с практической точки зрения испытания, прошедшие 23 и 30 августа, никак не связаны с ракетой, разрабатываемой по канадскому проекту. То есть, КБ “Южное” зачем-то решило достать со склада припавшую пылью третью ступень так и незавершенной “Циклон-4” и гордо сообщить на всю Украину о ее прожиге! Мол, поздравляем тебя, страна, с 28-й Годовщиной Независимости! Смотри, как мы прожигаем твои деньги!

А для усиления эффекта, спустя неделю снять вторую серию шоу, но уже с высоты птичьего полета, чтобы лучше было видно всю грандиозность и масштабность картины.

А пока КБ “Южное” снимает эпики вместо того, чтобы строить новые ракеты, украинская ракетно-космическая отрасль продолжает терять международных партнеров.

В начале 2019 года владелец программы “Морской старт” компания S7 объявила о прекращении использования украинских ракет-носителей “Зенит-3SL”. В 2022 году их заменят на новые российские “Союз-5”.

Такая же участь ждет и украинский двигатель РД 843, применяемый в 4 ступени европейской ракеты-носителя “Вега”. В 2020 году планируется выпуск обновленной модификации “Вега-С” с двигателем 4 ступени немецкого производства.

Конечно, остается еще участие Украины в проекте “Антарес”, но компоненты первой ступени, разработанные КБ “Южное” и изготавливаемые на Южмаше, вряд ли можно считать весомым аргументом в пользу возрождения украинского космоса и завоевания прочных позиций на мировом рынке пусковых услуг.

И все же, надежда умирает последней. С приходом в Украине новых политических сил есть шанс на принятие закона, разрешающего строить здесь ракеты частным компаниям. В США это сделали еще в миллениум, получив таких новаторов, как Илон Маск (SpaceX), и Джефф Безос (Blue Origin), в разы ускоривших развитие космических технологий. В Украине подобные энтузиасты тоже есть, а это значит, что с их приходом на рынок “КБ “Южное” придется покончить с постановками неокупаемых шоу и начать писать такие ракетные “сценарии”, которые бы приносили Украине прибыль, а не убытки. А иначе, рано или поздно сработает неизбежное в природе и бизнесе правило — выживает сильнейший.

Додати коментар

Користувач:
email:



Коментарі (1)

26.09.2019 00:25:05 от ingener11

новость взяли с сайта КБ “Южное” но никак не отметили это
https://yuzhnoye.com.ua





Stock prices fluctuate,
Anxiety and hope alike,
Gamble on the trade.

- Fin.Org.UA

Новини

00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 9 липня: масштабні обшуки на митницях, чат-бот Маска прославляє Гітлера
20:29 - "Укрпошта" повідомила, які пільги вводить для мешканців сіл
20:00 - На рік перекриють пішохідний міст у Голосіївському районі Києва
19:30 - ЄС та Україна поглиблюють бізнес-партнерство: ключові домовленості у Римі напередодні URC-2025
19:24 - Україні потрібно понад $40 мільярдів зовнішнього фінансування у 2026 році – Шмигаль
19:19 - Родичі полковника Нацполіції Олексія Єлхіна орендують дороге майно в сумнівних фірм – hromadske
18:55 - Електроенергетика та великий проєкт CCHP: "Укрнафта" озвучила масштабні плани
18:23 - У московія відновить роботу аеропорт на березі Чорного моря: його закрили після початку великої війни
18:21 - Nvidia першою у світі досягла капіталізації у 4 трильйони доларів
17:46 - Нацбанк показав курс долара та євро на четвер 10 липня
17:44 - Українська зернова асоціація збільшила прогноз урожаю
17:33 - До семи небанківських фінансових установ застосовано заходи впливу
17:30 - Можливості для кредитування малих фермерів
17:27 - Злочинні схеми на митницях: правоохоронці розкрили деталі масштабних обшуків
17:13 - Індія планує виробляти рідкісноземельні елементи
16:55 - З можливістю бронювання: які професії найчастіше шукають та де можна найбільше заробити
16:37 - Кваліфіковані кадри – ключ до сталого розвитку енергетики України
16:25 - В Україні сповільнилась інфляція – Держстат
16:15 - У Мінрозвитку попередили про зміни для автобусних маршрутів на кордоні з Польщею
16:00 - У травні майже 400 українців вивели свою діяльність з тіні після роз'яснень податкової
15:42 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - МІСТО ДНІПРО) ІНФОРМУЄ!
15:39 - У видавництві "Наш Формат" оцінили збитки від удару московія: до $100 мільйонів
15:38 - Наказ від 04.07.25 № 130 «Про надання грантів на створення або розвиток виробництв переробної промисловості»
15:31 - Повідомлення про керуючу компанію індустріального парку "Вестерн Індастріал"
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 10.07.2025
15:26 - Наглядову раду "Оператора ГТС України" сформовано
15:26 - До п’яти фінансових компаній застосовано заходи впливу
15:23 - Інформація щодо участі України в роботі засідання Комітету СОТ з питань сільського господарства (23 – 24 червня 2025 року)
15:15 - Інформація щодо участі в роботі засідання Комітету СОТ з питань санітарних і фітосанітарних заходів (17 – 19 червня 2025 року)


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32226
Австралійський долар27.2286
Така0.34284
Канадський долар30.4823
Юань Женьміньбі5.8171
Чеська крона1.9829
Данська крона6.5464
Гонконгівський долар5.3216
Форинт0.122012
Індійська рупія0.48761
Рупія0.0025701
Новий ізраїльський шекель12.5351
Єна0.28466
Теньге0.080546
Вона0.030342
Ліванський фунт0.000467
Малайзійський ринггіт9.8272
Мексиканське песо2.2466
Молдовський лей2.4771
Новозеландський долар24.9979
Норвезька крона4.1298
Саудівський ріял11.1378
Сінгапурський долар32.5905
Донг0.0015986
Ренд2.3394
Шведська крона4.3744
Швейцарський франк52.395
Бат1.27595
Дирхам ОАЕ11.3734
Туніський динар14.4244
Єгипетський фунт0.8419
Фунт стерлінгів56.7131
Долар США41.7745
Сербський динар0.41684
Азербайджанський манат24.5689
Румунський лей9.6199
Турецька ліра1.0431
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.2184
Болгарський лев24.9862
Євро48.8427
Ларі15.3752
Злотий11.5189
Золото137202.08
Срібло1524.88
Платина56791.6
Паладій45375.04

Курси валют, встановлені НБУ на 10.07.2025