Бойся, коррупционер: как разоблачители помогут Украине

23.08.2019 08:18 | Укррудпром

Апостроф, 22 августа 2019. Опубликовано 07:40 23 августа 2019 года Руслан Рябошапка о разоблачителях коррупции и их защите.

Законодательные инициативы Офиса президента Украины по разоблачителям коррупции являются комплексными, всесторонними и направленными на создание и обеспечение эффективной и действенной системы привлечения разоблачителей для предотвращения и противодействия коррупции. Для практического воплощения такой системы потребуется еще ряд мероприятий по разработке и утверждению соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов, соответствующих методических рекомендаций и обучения. Но это все нужно реализовывать постепенно, с реальными сроками, задачами и надлежащим контролем. Такое мнение высказал “Апострофу” замглавы Офиса президента Руслан Рябошапка.

Сейчас в общественной и экспертной среде продолжаются оживленные дискуссии о последних законодательных инициативах относительно правового регулирования деятельности, связанной с сообщениями разоблачителей и обеспечением гарантий и действенных механизмов их защиты от преследований и других негативных последствий добросовестного сообщения о коррупционных деяниях и связанных с коррупцией правонарушениях.

Хотелось бы выразить собственное мнение и видение наиболее важных положений законодательных инициатив по разоблачителям — введение материального поощрения и гарантий защиты разоблачителей. Перед этим следует заметить, что предложенные Офисом президента законодательные инициативы по защите разоблачителей коррупции основываются на рекомендациях европейских институтов относительно механизмов и процедур получения и проверки сообщений разоблачителей и обеспечение гарантий государственной защиты разоблачителей информации об угрозе или ущербе публичным интересам.

Внедрение действенного механизма материального поощрения касается разоблачителей наиболее тяжелых коррупционных преступлений (топ-коррупции) и является наиболее революционным изменением в систему предотвращения коррупции в целом и использования помощи разоблачителей в частности. Наибольшее количество дискуссий ведется именно вокруг этого вопроса. Такие механизмы поощрения разоблачителей существуют во многих странах мира и они доказали свою эффективность именно в коррупционных делах.

Во-первых, материальное поощрение является мощным стимулом для сообщений серьезных угроз или ущерба публичному интересу, причиненного вследствие коррупционных деяний.

Во-вторых, для разоблачителя это своего рода страховка на случай возможных негативных мер со стороны работодателя, например, увольнение, и добавляет уверенности на момент принятия решения о сообщении соответствующей информации.

В-третьих, сообщение от разоблачителей существенно упрощают и повышают эффективность деятельности правоохранительных органов в сфере выявления и расследования коррупционных преступлений.

Следует заметить, что механизмы материального стимулирования в некоторых странах существуют не только для разоблачителей, но и для сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, когда определенный процент от конфискованных или возвращенных государству средств или выделяется на дополнительные потребности определенных подразделений, или идет на премирование отдельных сотрудников. То есть система материального стимулирования лиц, способствуют предотвращению и противодействию коррупции, в мировой практике имеет несколько форм и измерений.

В законодательных инициативах Офиса президента материальное поощрение предусмотрено для ограниченной категории разоблачителей, которые сообщают о наиболее тяжких коррупционных преступлениях. Тяжесть коррупционных преступлений, за сообщение о которых разоблачитель может получить вознаграждение, определяется размером предмета преступления, например, полученной неправомерной выгоды (по сути, взятки) и размером убытков, нанесенных государству в результате совершения коррупционного преступления.

В частности, размер неправомерной выгоды или убытки, нанесенные государству, должны в пять тысяч и более раз превышать размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленный законом на момент совершения преступления, то есть составлять или быть больше около 10 миллионов гривен ($ 360 тыс. долларов США). Размер вознаграждения рассчитывается в процентах от суммы предмета преступления (например, взятки) и должен быть в пределах 10%.

В то же время, установлен лимит максимальной суммы, которая может быть выплачена разоблачителю, который составляет размер трех тысяч минимальных заработных плат, установленных в момент совершения преступления, это около 12,5 миллионов гривен (около полумиллиона долларов США). То есть если, например, 10% от размера неправомерной выгоды (взятки) или размера убытков составляет 20 миллионов гривен, то разоблачитель получит не более 12,5 миллионов гривен. Если об одном и том же преступлении сообщили несколько разоблачителей, то размер вознаграждения распределяется между ними, в зависимости от значимости информации для результатов расследования преступления, предоставленной каждым разоблачителем.

Вознаграждение разоблачителю выплачивается за средства государственного бюджета на основании приговора суда по делу о соответствующем коррупционном преступлении органами государственного казначейства по процедуре бесспорного списания средств.

Поскольку процент вознаграждения не является фиксированным и остается на усмотрение суда (т.е. может быть и меньше 10%, например, 5%), законом предусмотрены критерии, которые помогут определить конкретный размер вознаграждения. В частности, суд, принимая решение о размере вознаграждения разоблачителю, должен учитывать два фактора: оригинальность информации и значимость информации. То есть информация, которую предоставляет разоблачитель, во-первых, должна быть эксклюзивной, то есть происходит по его личной осведомленности, не быть опубликованной в общедоступных публичных источниках и быть такой, которую правоохранительные органы не получали из других источников, и во-вторых, такая информация должна содержать фактические данные, которые способствовали доказыванию обстоятельств совершенного преступления.

Такой перечень условий выплаты разоблачителям вознаграждения и установленные ограничения обусловлены тем фактором, что для эффективного функционирования системы материального поощрения разоблачителей необходимы существенные бюджетные ресурсы. Конечно, было бы очень хорошо, если бы вознаграждение предусматривалось бы для всех обличителей, независимо от размеров предмета коррупционного преступления, и даже для разоблачителей, которые сообщают о правонарушениях, связанных с коррупцией, за которые установлена административная ответственность. Однако пока государство имеет ограниченные ресурсы и четко определенные приоритеты. И потом — надо с чего-то начинать. В дальнейшем, в зависимости от успешности внедрения описанной выше системы материального поощрения разоблачителей, возможно, законодатель вернется к этому вопросу и расширит круг случаев, в которых разоблачители будут иметь право на получение материального вознаграждения.

Введение новых действенных гарантий и средств защиты разоблачителей коррупции является необходимым условием обеспечения надлежащего функционирования системы использования помощи обличителей в предотвращении и противодействии коррупции. Зарубежная и национальная практика деятельности разоблачителей свидетельствует о наличии реальных и существенных негативных последствий для разоблачителей, в первую очередь в отношениях с работодателями. Как правило, разоблачители подвергаются преследованиям, негативному и / или дискриминационному отношению со стороны руководства и своих коллег. С целью предотвращения таких негативных последствий законодательными инициативами предусмотрен ряд гарантий для разоблачителей в трудовых отношениях. К примеру, за незаконное увольнение разоблачителя в связи с сообщением им информации о коррупции предусмотрена уголовная ответственность. Кроме этого, запрещается применять к разоблачителю и его близким лицам любые негативные меры воздействия со стороны работодателя (отказ в приеме на работу, уменьшение зарплаты, понижение в должности, привлечение к дисциплинарной ответственности, дискриминационное отношение и т.д.). Если разоблачитель был уволен, он должен быть немедленно восстановлен на работе и имеет право на получение компенсации за вынужденный прогул. В трудовых спорах между разоблачителем и работодателем в суде обязанность доказывания возлагается на работодателя.

Известны также случаи давления на разоблачителей с помощью попыток привлечения их к юридической (уголовной, административной, гражданской) ответственности, как правило, за нарушение неприкосновенности частной жизни, за разглашение служебной, банковской или коммерческой тайны, соответствующих положений трудовых договоров, контрактов, касающихся обязанности работника сохранять конфиденциальность. Законодательные инициативы устанавливают защиту для разоблачителей от такого давления и предусматривают освобождение разоблачителей от ответственности при условии, что такие действия были совершены с целью донесения информации о коррупции соответствующими каналами сообщений информации для разоблачителей.

Также в результате незаконных увольнений и / или исков к ним со стороны работодателей, разоблачители вынуждены тратить свои ресурсы на длительные судебные процессы. В некоторых случаях создавалась реальная угроза здоровью и / или жизни разоблачителей, их близких лиц, их собственности. В таких случаях для разоблачителей предусмотрена государственная поддержка. В частности, Национальное агентство по предотвращению коррупции может осуществлять представительство интересов разоблачителя в суде и оказывать иную поддержку разоблачителям во время судебных процессов. Разоблачители имеют право пользоваться всеми услугами бесплатной вторичной правовой помощи, то есть имеют право на бесплатные услуги адвоката. При наличии реальных угроз разоблачителю и / или его близким лицам обеспечиваются такие же меры безопасности, как и к свидетелям по уголовным делам независимо от того, о каком именно правонарушении сообщил разоблачитель.

В общем необходимо отметить, что законодательные инициативы Офиса президента Украины по обличителей являются комплексными и всесторонними и направленными на создание и обеспечение эффективной и действенной системы привлечения обличителей к предотвращению и противодействию коррупции. Конечно, для практического воплощения такой системы требуется еще ряд мероприятий по разработке и утверждению соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов, разработка соответствующих методических рекомендаций, проведение обучения, коммуникационно-информационной кампании. Но это все потом, постепенно, с реальными сроками и задачами и надлежащим контролем.

Руслан РЯБОШАПКА, замглавы Офиса президента Украины, специально для “Апострофа”

Додати коментар

Користувач:
email:





Bulls and bears tussle
Market ebbs, flows, unbridled
Chaos in motion.

- Fin.Org.UA

Новини

23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 16 грудня: Маск збагатів, офіційний курс євро до гривні встановив новий рекорд
20:45 - Американська нафта впала нижче 55 доларів уперше з 2021 року
20:24 - Німеччина повідомила Україні, чи тікає бізнес
19:56 - Українські АЗС почали обмежувати використання зарядних пристроїв
19:50 - Shell шукає покупців на частку в німецькому НПЗ з російським слідом
19:25 - Вимоги до організації внутрішнього аудиту та перелік ризиків для фінансових компаній будуть оновлені
19:25 - Саудити стали фаворитами на купівлю міжнародних активів "Лукойла"
19:05 - Перегляд об’єктів із пріоритетним електропостачанням: для потреб побутових споживачів і промисловості може бути вивільнено понад 800 МВт потужності
19:05 - Авторинок України: які авто за типом пального найпопулярніші
18:54 - Глибока трансформація: окупаційна влада закрила 90% підприємств
18:33 - Венесуела змушена "скидати" нафту після арешту танкера Сполученими Штатами
18:25 - У більшості областей України 17 грудня відключатимуть світло
18:20 - Мінекономіки та MAN Truck & Bus SE підписали Меморандум про співпрацю у відбудові України та сфері інвестицій
18:04 - Путін підписав закон про вилучення житла в тимчасово окупованих регіонах України
17:55 - "Знайшлися 800 МВт потужності". В Україні скоротяться відключення світла – Свириденко
17:40 - Мінекономіки презентувало проєкт Стратегії зайнятості 2030 — основу масштабної реформи ринку праці України
17:35 - Курс євро до гривні втретє за місяць оновив історичний максимум
17:31 - Підсумки ринку нерухомості у 2025 році
17:21 - Графіки відключень: в Україні переглянули список споживачів, яким заборонено вимикати світло
17:05 - Російський уряд очікує збереження дефіциту бюджету до 2042 року
17:00 - Мінекономіки виплатило понад 9 млн компенсації 15% вартості української промислової техніки за жовтневими заявками
16:50 - Українці вже оформили понад 24 тисяч квитків в рамках "3000 км Україною": популярні напрямки
16:45 - Уряд планує завершити концесію терміналу у Чорноморську в І кварталі 2026 року
16:39 - Запрошення до висловлення зацікавленості (консультаційні послуги – відбір індивідуального консультанта) «Стратегічний консультант з комунікацій для ДУ «ЮКРЕЙНІНВЕСТ»»
16:39 - Перша в Україні органічна горілка, якій можна довіряти
16:37 - Ціни на російську нафту впали до найнижчого рівня з початку великої війни
16:34 - Запрошення до висловлення зацікавленості (консультаційні послуги – відбір індивідуального консультанта) «Консультант-аналітик з підтримки проєктів ДУ «ЮКРЕЙНІНВЕСТ»»
16:31 - Запрошення до висловлення зацікавленості (консультаційні послуги – відбір індивідуального консультанта) «Консультант із взаємодії з міжнародними фінансовими організаціями та банками розвитку для ДУ «ЮКРЕЙНІНВЕСТ»»
16:25 - Українці ще можуть отримати податкову знижку за 2024 рік – ДПСУ


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32569
Австралійський долар27.9959
Така0.34515
Канадський долар30.6531
Юань Женьміньбі5.9899
Чеська крона2.0421
Данська крона6.6482
Гонконгівський долар5.4228
Форинт0.12912
Індійська рупія0.46341
Рупія0.0025275
Новий ізраїльський шекель13.096
Єна0.27283
Теньге0.081817
Вона0.028628
Ліванський фунт0.000471
Малайзійський ринггіт10.323
Мексиканське песо2.3495
Молдовський лей2.5013
Новозеландський долар24.3997
Норвезька крона4.1452
Саудівський ріял11.2472
Сінгапурський долар32.7293
Донг0.0016015
Ренд2.5149
Шведська крона4.5388
Швейцарський франк53.1161
Бат1.33984
Дирхам ОАЕ11.486
Туніський динар14.4965
Єгипетський фунт0.8897
Фунт стерлінгів56.6753
Долар США42.1848
Сербський динар0.42261
Азербайджанський манат24.8117
Румунський лей9.7524
Турецька ліра0.9876
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.792
Болгарський лев25.3881
Євро49.6684
Ларі15.6582
Злотий11.7687
Золото181130.14
Срібло2662.1
Платина76910.48
Паладій66184.58

Курси валют, встановлені НБУ на 17.12.2025