Бойся, коррупционер: как разоблачители помогут Украине

23.08 08:18 | Укррудпром

Апостроф, 22 августа 2019. Опубликовано 07:40 23 августа 2019 года Руслан Рябошапка о разоблачителях коррупции и их защите.

Законодательные инициативы Офиса президента Украины по разоблачителям коррупции являются комплексными, всесторонними и направленными на создание и обеспечение эффективной и действенной системы привлечения разоблачителей для предотвращения и противодействия коррупции. Для практического воплощения такой системы потребуется еще ряд мероприятий по разработке и утверждению соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов, соответствующих методических рекомендаций и обучения. Но это все нужно реализовывать постепенно, с реальными сроками, задачами и надлежащим контролем. Такое мнение высказал “Апострофу” замглавы Офиса президента Руслан Рябошапка.

Сейчас в общественной и экспертной среде продолжаются оживленные дискуссии о последних законодательных инициативах относительно правового регулирования деятельности, связанной с сообщениями разоблачителей и обеспечением гарантий и действенных механизмов их защиты от преследований и других негативных последствий добросовестного сообщения о коррупционных деяниях и связанных с коррупцией правонарушениях.

Хотелось бы выразить собственное мнение и видение наиболее важных положений законодательных инициатив по разоблачителям — введение материального поощрения и гарантий защиты разоблачителей. Перед этим следует заметить, что предложенные Офисом президента законодательные инициативы по защите разоблачителей коррупции основываются на рекомендациях европейских институтов относительно механизмов и процедур получения и проверки сообщений разоблачителей и обеспечение гарантий государственной защиты разоблачителей информации об угрозе или ущербе публичным интересам.

Внедрение действенного механизма материального поощрения касается разоблачителей наиболее тяжелых коррупционных преступлений (топ-коррупции) и является наиболее революционным изменением в систему предотвращения коррупции в целом и использования помощи разоблачителей в частности. Наибольшее количество дискуссий ведется именно вокруг этого вопроса. Такие механизмы поощрения разоблачителей существуют во многих странах мира и они доказали свою эффективность именно в коррупционных делах.

Во-первых, материальное поощрение является мощным стимулом для сообщений серьезных угроз или ущерба публичному интересу, причиненного вследствие коррупционных деяний.

Во-вторых, для разоблачителя это своего рода страховка на случай возможных негативных мер со стороны работодателя, например, увольнение, и добавляет уверенности на момент принятия решения о сообщении соответствующей информации.

В-третьих, сообщение от разоблачителей существенно упрощают и повышают эффективность деятельности правоохранительных органов в сфере выявления и расследования коррупционных преступлений.

Следует заметить, что механизмы материального стимулирования в некоторых странах существуют не только для разоблачителей, но и для сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, когда определенный процент от конфискованных или возвращенных государству средств или выделяется на дополнительные потребности определенных подразделений, или идет на премирование отдельных сотрудников. То есть система материального стимулирования лиц, способствуют предотвращению и противодействию коррупции, в мировой практике имеет несколько форм и измерений.

В законодательных инициативах Офиса президента материальное поощрение предусмотрено для ограниченной категории разоблачителей, которые сообщают о наиболее тяжких коррупционных преступлениях. Тяжесть коррупционных преступлений, за сообщение о которых разоблачитель может получить вознаграждение, определяется размером предмета преступления, например, полученной неправомерной выгоды (по сути, взятки) и размером убытков, нанесенных государству в результате совершения коррупционного преступления.

В частности, размер неправомерной выгоды или убытки, нанесенные государству, должны в пять тысяч и более раз превышать размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленный законом на момент совершения преступления, то есть составлять или быть больше около 10 миллионов гривен ($ 360 тыс. долларов США). Размер вознаграждения рассчитывается в процентах от суммы предмета преступления (например, взятки) и должен быть в пределах 10%.

В то же время, установлен лимит максимальной суммы, которая может быть выплачена разоблачителю, который составляет размер трех тысяч минимальных заработных плат, установленных в момент совершения преступления, это около 12,5 миллионов гривен (около полумиллиона долларов США). То есть если, например, 10% от размера неправомерной выгоды (взятки) или размера убытков составляет 20 миллионов гривен, то разоблачитель получит не более 12,5 миллионов гривен. Если об одном и том же преступлении сообщили несколько разоблачителей, то размер вознаграждения распределяется между ними, в зависимости от значимости информации для результатов расследования преступления, предоставленной каждым разоблачителем.

Вознаграждение разоблачителю выплачивается за средства государственного бюджета на основании приговора суда по делу о соответствующем коррупционном преступлении органами государственного казначейства по процедуре бесспорного списания средств.

Поскольку процент вознаграждения не является фиксированным и остается на усмотрение суда (т.е. может быть и меньше 10%, например, 5%), законом предусмотрены критерии, которые помогут определить конкретный размер вознаграждения. В частности, суд, принимая решение о размере вознаграждения разоблачителю, должен учитывать два фактора: оригинальность информации и значимость информации. То есть информация, которую предоставляет разоблачитель, во-первых, должна быть эксклюзивной, то есть происходит по его личной осведомленности, не быть опубликованной в общедоступных публичных источниках и быть такой, которую правоохранительные органы не получали из других источников, и во-вторых, такая информация должна содержать фактические данные, которые способствовали доказыванию обстоятельств совершенного преступления.

Такой перечень условий выплаты разоблачителям вознаграждения и установленные ограничения обусловлены тем фактором, что для эффективного функционирования системы материального поощрения разоблачителей необходимы существенные бюджетные ресурсы. Конечно, было бы очень хорошо, если бы вознаграждение предусматривалось бы для всех обличителей, независимо от размеров предмета коррупционного преступления, и даже для разоблачителей, которые сообщают о правонарушениях, связанных с коррупцией, за которые установлена административная ответственность. Однако пока государство имеет ограниченные ресурсы и четко определенные приоритеты. И потом — надо с чего-то начинать. В дальнейшем, в зависимости от успешности внедрения описанной выше системы материального поощрения разоблачителей, возможно, законодатель вернется к этому вопросу и расширит круг случаев, в которых разоблачители будут иметь право на получение материального вознаграждения.

Введение новых действенных гарантий и средств защиты разоблачителей коррупции является необходимым условием обеспечения надлежащего функционирования системы использования помощи обличителей в предотвращении и противодействии коррупции. Зарубежная и национальная практика деятельности разоблачителей свидетельствует о наличии реальных и существенных негативных последствий для разоблачителей, в первую очередь в отношениях с работодателями. Как правило, разоблачители подвергаются преследованиям, негативному и / или дискриминационному отношению со стороны руководства и своих коллег. С целью предотвращения таких негативных последствий законодательными инициативами предусмотрен ряд гарантий для разоблачителей в трудовых отношениях. К примеру, за незаконное увольнение разоблачителя в связи с сообщением им информации о коррупции предусмотрена уголовная ответственность. Кроме этого, запрещается применять к разоблачителю и его близким лицам любые негативные меры воздействия со стороны работодателя (отказ в приеме на работу, уменьшение зарплаты, понижение в должности, привлечение к дисциплинарной ответственности, дискриминационное отношение и т.д.). Если разоблачитель был уволен, он должен быть немедленно восстановлен на работе и имеет право на получение компенсации за вынужденный прогул. В трудовых спорах между разоблачителем и работодателем в суде обязанность доказывания возлагается на работодателя.

Известны также случаи давления на разоблачителей с помощью попыток привлечения их к юридической (уголовной, административной, гражданской) ответственности, как правило, за нарушение неприкосновенности частной жизни, за разглашение служебной, банковской или коммерческой тайны, соответствующих положений трудовых договоров, контрактов, касающихся обязанности работника сохранять конфиденциальность. Законодательные инициативы устанавливают защиту для разоблачителей от такого давления и предусматривают освобождение разоблачителей от ответственности при условии, что такие действия были совершены с целью донесения информации о коррупции соответствующими каналами сообщений информации для разоблачителей.

Также в результате незаконных увольнений и / или исков к ним со стороны работодателей, разоблачители вынуждены тратить свои ресурсы на длительные судебные процессы. В некоторых случаях создавалась реальная угроза здоровью и / или жизни разоблачителей, их близких лиц, их собственности. В таких случаях для разоблачителей предусмотрена государственная поддержка. В частности, Национальное агентство по предотвращению коррупции может осуществлять представительство интересов разоблачителя в суде и оказывать иную поддержку разоблачителям во время судебных процессов. Разоблачители имеют право пользоваться всеми услугами бесплатной вторичной правовой помощи, то есть имеют право на бесплатные услуги адвоката. При наличии реальных угроз разоблачителю и / или его близким лицам обеспечиваются такие же меры безопасности, как и к свидетелям по уголовным делам независимо от того, о каком именно правонарушении сообщил разоблачитель.

В общем необходимо отметить, что законодательные инициативы Офиса президента Украины по обличителей являются комплексными и всесторонними и направленными на создание и обеспечение эффективной и действенной системы привлечения обличителей к предотвращению и противодействию коррупции. Конечно, для практического воплощения такой системы требуется еще ряд мероприятий по разработке и утверждению соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов, разработка соответствующих методических рекомендаций, проведение обучения, коммуникационно-информационной кампании. Но это все потом, постепенно, с реальными сроками и задачами и надлежащим контролем.

Руслан РЯБОШАПКА, замглавы Офиса президента Украины, специально для “Апострофа”

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

21:48 - Урядом призначено заступників Міністра інфраструктури України
21:48 - Підвищення безпеки на дорогах України є одним із пріоритетів Міністерства інфраструктури, - Юрій Лавренюк
21:48 - Першочерговим завданням реформування залізничного транспорту є прийняття нового закону - Владислав Криклій
20:18 - Захист прав громадян України, які працюють за кордоном, – один із пріоритетів діяльності Мінсоцполітики
19:54 - “Укрзализныця” разрешила портам останавливать отгрузку в свой адрес из-за скопления вагонов
19:00 - Межбанк закрылся долларом по 24,67
19:00 - Украина будет договариваться о продлении транзита газа на 10 лет
19:00 - Нефтеперевалка в порту “Пивденный” может остановить работу,
19:00 - Официально гривня обновила трехлетний максимум
19:00 - Рада поддержала переход на европейские требования к защите от радиоактивного излучения
19:00 - НБУ пошел на мировую с очередной компанией Игоря Коломойского
18:12 - Жнива-2019: В Україні розпочато збирання цукрових буряків
18:12 - Відбулася зустріч Міністра оборони України з Надзвичайним та Повноважним Послом Литовської Республіки
18:06 - Кабмин назначил топ-менеджера НБУ замминистра экономики
18:06 - В Киеве неизвестный с пистолетом угрожает взорвать мост Метро
18:06 - Британский суд рассмотрит жалобу Украины по делу о захвате “Укртатнафты” Коломойским 20 декабря
18:06 - Госстат подтвердил ускорение роста украинской экономики во втором квартале
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 18.09.2019
17:42 - Ушёл из жизни Фидель Прушанский – грамотный профессионал, воспитавший плеяду специалистов страхового рынка Украины
17:30 - Курси валют, встановлені НБУ на: 19.09.2019
17:12 - Разведение в одну сторону. Почему отвод ВСУ ставит под удар Мариуполь и Харьков
17:12 - Рада отменила двойное налогообложение с Турцией и Швейцарией
17:12 - Подозреваемые в убийстве директора “Caparol Украина” причастны к расправе над главным рекламщиком метро Киева
17:12 - У Владимира Путина не верят в успех трехсторонних переговоров по газу
17:12 - Запорожский железорудный комбинат увеличил добычу почти на 5%
17:12 - Кабмин назначил руководителя “Центрэнерго”
16:18 - Топ-менеджер Рината Ахметова во главе “Укрпочты” возглавит “Укрзализныцю”
16:18 - Фонд государственного имущества выручил от продажи Первомайской гидроэлектростанции 107 млн гривен
16:18 - Чому Україні потрібен безмитний експорт сталі в США
16:18 - Кабмин одобрил план разделения “Нафтогаза”


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар16.885001
Канадський долар18.619043
Юань Женьмiньбi3.480273
Куна3.685805
Чеська крона1.053128
Данська крона3.651599
Гонконгівський долар3.15112
Форинт0.0819117
Індійська рупія0.3464443
Рупія0.00175453
Іранський ріал0.0005874
Новий ізраїльський шекель6.97827
Єна0.2281043
Теньге0.063784
Вона0.0207166
Мексіканський песо1.276399
Молдовський лей1.394967
Новозеландський долар15.645851
Норвезька крона2.756947
Російський рубль0.3829
Саудівський рiял6.578627
Сінгапурський долар17.960472
Ренд1.687601
Шведська крона2.541295
Швейцарський франк24.790971
Єгипетський фунт1.516978
Фунт стерлінгів30.734433
Бiлоруський рубль11.98729
Азербайджанський манат14.511678
Румунський лей5.756785
Турецька ліра4.351466
СПЗ(спеціальні права запозичення)33.805572
Болгарський лев13.94191
Євро27.267589
Злотий6.2872
Алжирський динар0.209864
Така0.297599
Вiрменський драм0.05281267
Іракський динар0.021193
Сом0.360197
Ліванський фунт0.0167182
Лівійський динар17.875808
Малайзійський ринггіт5.97885
Марокканський дирхам2.617106
Пакистанська рупія0.160154
Донг0.00108403
Бат0.822096
Дирхам ОАЕ6.846033
Туніський динар8.775385
Узбецький сум0.002682
Новий тайванський долар0.803147
Туркменський новий манат7.184032
Ганських седі4.613598
Сербський динар0.236784
Сомонi2.596996
Ларi8.53587
Золото37059.053
Срiбло440.11
Платина23140.322
Паладiй39348.416

Курси валют, встановлені НБУ на: 19.09.2019

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
UNAF153.5153.5153.5153.57675.00
UTLM0.1350.1350.1350.13513500.00

Дані за 18.09.2019