Бойся, коррупционер: как разоблачители помогут Украине

23.08.2019 08:18 | Укррудпром

Апостроф, 22 августа 2019. Опубликовано 07:40 23 августа 2019 года Руслан Рябошапка о разоблачителях коррупции и их защите.

Законодательные инициативы Офиса президента Украины по разоблачителям коррупции являются комплексными, всесторонними и направленными на создание и обеспечение эффективной и действенной системы привлечения разоблачителей для предотвращения и противодействия коррупции. Для практического воплощения такой системы потребуется еще ряд мероприятий по разработке и утверждению соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов, соответствующих методических рекомендаций и обучения. Но это все нужно реализовывать постепенно, с реальными сроками, задачами и надлежащим контролем. Такое мнение высказал “Апострофу” замглавы Офиса президента Руслан Рябошапка.

Сейчас в общественной и экспертной среде продолжаются оживленные дискуссии о последних законодательных инициативах относительно правового регулирования деятельности, связанной с сообщениями разоблачителей и обеспечением гарантий и действенных механизмов их защиты от преследований и других негативных последствий добросовестного сообщения о коррупционных деяниях и связанных с коррупцией правонарушениях.

Хотелось бы выразить собственное мнение и видение наиболее важных положений законодательных инициатив по разоблачителям — введение материального поощрения и гарантий защиты разоблачителей. Перед этим следует заметить, что предложенные Офисом президента законодательные инициативы по защите разоблачителей коррупции основываются на рекомендациях европейских институтов относительно механизмов и процедур получения и проверки сообщений разоблачителей и обеспечение гарантий государственной защиты разоблачителей информации об угрозе или ущербе публичным интересам.

Внедрение действенного механизма материального поощрения касается разоблачителей наиболее тяжелых коррупционных преступлений (топ-коррупции) и является наиболее революционным изменением в систему предотвращения коррупции в целом и использования помощи разоблачителей в частности. Наибольшее количество дискуссий ведется именно вокруг этого вопроса. Такие механизмы поощрения разоблачителей существуют во многих странах мира и они доказали свою эффективность именно в коррупционных делах.

Во-первых, материальное поощрение является мощным стимулом для сообщений серьезных угроз или ущерба публичному интересу, причиненного вследствие коррупционных деяний.

Во-вторых, для разоблачителя это своего рода страховка на случай возможных негативных мер со стороны работодателя, например, увольнение, и добавляет уверенности на момент принятия решения о сообщении соответствующей информации.

В-третьих, сообщение от разоблачителей существенно упрощают и повышают эффективность деятельности правоохранительных органов в сфере выявления и расследования коррупционных преступлений.

Следует заметить, что механизмы материального стимулирования в некоторых странах существуют не только для разоблачителей, но и для сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, когда определенный процент от конфискованных или возвращенных государству средств или выделяется на дополнительные потребности определенных подразделений, или идет на премирование отдельных сотрудников. То есть система материального стимулирования лиц, способствуют предотвращению и противодействию коррупции, в мировой практике имеет несколько форм и измерений.

В законодательных инициативах Офиса президента материальное поощрение предусмотрено для ограниченной категории разоблачителей, которые сообщают о наиболее тяжких коррупционных преступлениях. Тяжесть коррупционных преступлений, за сообщение о которых разоблачитель может получить вознаграждение, определяется размером предмета преступления, например, полученной неправомерной выгоды (по сути, взятки) и размером убытков, нанесенных государству в результате совершения коррупционного преступления.

В частности, размер неправомерной выгоды или убытки, нанесенные государству, должны в пять тысяч и более раз превышать размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленный законом на момент совершения преступления, то есть составлять или быть больше около 10 миллионов гривен ($ 360 тыс. долларов США). Размер вознаграждения рассчитывается в процентах от суммы предмета преступления (например, взятки) и должен быть в пределах 10%.

В то же время, установлен лимит максимальной суммы, которая может быть выплачена разоблачителю, который составляет размер трех тысяч минимальных заработных плат, установленных в момент совершения преступления, это около 12,5 миллионов гривен (около полумиллиона долларов США). То есть если, например, 10% от размера неправомерной выгоды (взятки) или размера убытков составляет 20 миллионов гривен, то разоблачитель получит не более 12,5 миллионов гривен. Если об одном и том же преступлении сообщили несколько разоблачителей, то размер вознаграждения распределяется между ними, в зависимости от значимости информации для результатов расследования преступления, предоставленной каждым разоблачителем.

Вознаграждение разоблачителю выплачивается за средства государственного бюджета на основании приговора суда по делу о соответствующем коррупционном преступлении органами государственного казначейства по процедуре бесспорного списания средств.

Поскольку процент вознаграждения не является фиксированным и остается на усмотрение суда (т.е. может быть и меньше 10%, например, 5%), законом предусмотрены критерии, которые помогут определить конкретный размер вознаграждения. В частности, суд, принимая решение о размере вознаграждения разоблачителю, должен учитывать два фактора: оригинальность информации и значимость информации. То есть информация, которую предоставляет разоблачитель, во-первых, должна быть эксклюзивной, то есть происходит по его личной осведомленности, не быть опубликованной в общедоступных публичных источниках и быть такой, которую правоохранительные органы не получали из других источников, и во-вторых, такая информация должна содержать фактические данные, которые способствовали доказыванию обстоятельств совершенного преступления.

Такой перечень условий выплаты разоблачителям вознаграждения и установленные ограничения обусловлены тем фактором, что для эффективного функционирования системы материального поощрения разоблачителей необходимы существенные бюджетные ресурсы. Конечно, было бы очень хорошо, если бы вознаграждение предусматривалось бы для всех обличителей, независимо от размеров предмета коррупционного преступления, и даже для разоблачителей, которые сообщают о правонарушениях, связанных с коррупцией, за которые установлена административная ответственность. Однако пока государство имеет ограниченные ресурсы и четко определенные приоритеты. И потом — надо с чего-то начинать. В дальнейшем, в зависимости от успешности внедрения описанной выше системы материального поощрения разоблачителей, возможно, законодатель вернется к этому вопросу и расширит круг случаев, в которых разоблачители будут иметь право на получение материального вознаграждения.

Введение новых действенных гарантий и средств защиты разоблачителей коррупции является необходимым условием обеспечения надлежащего функционирования системы использования помощи обличителей в предотвращении и противодействии коррупции. Зарубежная и национальная практика деятельности разоблачителей свидетельствует о наличии реальных и существенных негативных последствий для разоблачителей, в первую очередь в отношениях с работодателями. Как правило, разоблачители подвергаются преследованиям, негативному и / или дискриминационному отношению со стороны руководства и своих коллег. С целью предотвращения таких негативных последствий законодательными инициативами предусмотрен ряд гарантий для разоблачителей в трудовых отношениях. К примеру, за незаконное увольнение разоблачителя в связи с сообщением им информации о коррупции предусмотрена уголовная ответственность. Кроме этого, запрещается применять к разоблачителю и его близким лицам любые негативные меры воздействия со стороны работодателя (отказ в приеме на работу, уменьшение зарплаты, понижение в должности, привлечение к дисциплинарной ответственности, дискриминационное отношение и т.д.). Если разоблачитель был уволен, он должен быть немедленно восстановлен на работе и имеет право на получение компенсации за вынужденный прогул. В трудовых спорах между разоблачителем и работодателем в суде обязанность доказывания возлагается на работодателя.

Известны также случаи давления на разоблачителей с помощью попыток привлечения их к юридической (уголовной, административной, гражданской) ответственности, как правило, за нарушение неприкосновенности частной жизни, за разглашение служебной, банковской или коммерческой тайны, соответствующих положений трудовых договоров, контрактов, касающихся обязанности работника сохранять конфиденциальность. Законодательные инициативы устанавливают защиту для разоблачителей от такого давления и предусматривают освобождение разоблачителей от ответственности при условии, что такие действия были совершены с целью донесения информации о коррупции соответствующими каналами сообщений информации для разоблачителей.

Также в результате незаконных увольнений и / или исков к ним со стороны работодателей, разоблачители вынуждены тратить свои ресурсы на длительные судебные процессы. В некоторых случаях создавалась реальная угроза здоровью и / или жизни разоблачителей, их близких лиц, их собственности. В таких случаях для разоблачителей предусмотрена государственная поддержка. В частности, Национальное агентство по предотвращению коррупции может осуществлять представительство интересов разоблачителя в суде и оказывать иную поддержку разоблачителям во время судебных процессов. Разоблачители имеют право пользоваться всеми услугами бесплатной вторичной правовой помощи, то есть имеют право на бесплатные услуги адвоката. При наличии реальных угроз разоблачителю и / или его близким лицам обеспечиваются такие же меры безопасности, как и к свидетелям по уголовным делам независимо от того, о каком именно правонарушении сообщил разоблачитель.

В общем необходимо отметить, что законодательные инициативы Офиса президента Украины по обличителей являются комплексными и всесторонними и направленными на создание и обеспечение эффективной и действенной системы привлечения обличителей к предотвращению и противодействию коррупции. Конечно, для практического воплощения такой системы требуется еще ряд мероприятий по разработке и утверждению соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов, разработка соответствующих методических рекомендаций, проведение обучения, коммуникационно-информационной кампании. Но это все потом, постепенно, с реальными сроками и задачами и надлежащим контролем.

Руслан РЯБОШАПКА, замглавы Офиса президента Украины, специально для “Апострофа”

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

19:42 - Мировые нефтяные котировки возобновили падение на новостях о неибежности пандемии коронавируса
18:48 - В половине проверок в 2019 году ГНС выявила выплату зарплат в конвертах
18:48 - Из-за угрозы санкций США РЖД выйдут из проекта в Иране стоимостью 1,2 млрд. евро
18:48 - НБУ советует Кабмину, как снизить зависимость наполнение госбюджета от колебаний курса гривни
18:47 - Міжбанківські платежі через СЕП будуть доступні у режимі 23/7 з 01 квітня 2020 року
18:42 - Олексій Гончарук: Уряд дав старт «Великому будівництву»
18:42 - Олексій Гончарук: Всі медичні служби держави знаходяться у підвищеній готовності
18:42 - Результати тестів на новий коронавірус у Нових Санжарах: усі 48 громадян здорові
18:42 - Віктор Ляшко: МОЗ запровадив новий алгоритм дій на кордоні, щоб запобігти коронавірусу (COVID-19)
18:42 - На 68 об’єктах у 17 областях вже розпочато дорожні роботи, - Владислав Криклій
18:42 - Оперативна інформація про поширення коронавірусної інфекції COVID-19
18:42 - 2,5 тис інспекторів та 27,6 тис навчальних закладів візьмуть участь у масштабній інформаційній кампанії з протидії коронавірусу
18:42 - Укравтодор та Укрзалізниця координуватимуть логістику під час ремонтів
18:36 - На Луганщині відбувся семінар для підприємців
17:54 - Алексей Гончарук потребовал сменить всех региональных руководителей ГФС
17:54 - Кабмин готовит полный перезапуск ГАСИ
17:54 - Ведомство Тимофея Милованова назвало, сколько будет стоить развитие промышленности в ближайшие три года
17:45 - Декларування 2020: податківці Західно-Донбаського управління проводять виїзні зустрічі
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 26.02.2020
17:00 - Норникель первым в российском сырьевом секторе займется токенизацией своих промышленных активов
17:00 - Кабмин избавился от лояльного Игорю Коломойскому руководства “Центрэнерго”
17:00 - “Укртелеком” оценил свою чистую прибыль в минвшем году в 500 млн. гривен
17:00 - Кабмин распределил 5,2 млрд. гривен из Госфонда регионального развития на 402 инвестпроекта
16:56 - Про неефективність в Кабміні
16:36 - 5 березня 2020 р. Голова Держлісагентства презентує публічний звіт діяльності відомства за 2019 рік
16:36 - Олексій Гончарук: Корупцію треба “мочити” системно
16:36 - Уряд запровадив соціальні стипендії студентам, які проживають на лінії зіткнення
16:36 - Понад 200 Героїв України, або члени їх сімей отримають грошову винагороду, – Юлія Соколовська
16:36 - Україна підтримує Декларацію Комітету внутрішнього транспорту Європейської економічної комісії ООН , – Дмитро Абрамович
16:36 - Мінсоцполітики буде здійснювати грошову компенсацію об’єднаним територіальним громадам за виконання функцій фронт-офісу у сфері соціального захисту населення


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар16.1907
Канадський долар18.5373
Юань Женьмiньбi3.5117
Куна3.5928
Чеська крона1.0575
Данська крона3.5874
Гонконгівський долар3.1631
Форинт0.078993
Індійська рупія0.34404
Рупія0.001768
Новий ізраїльський шекель7.1619
Єна0.22318
Теньге0.065094
Вона0.020256
Мексиканське песо1.2894
Молдовський лей1.3802
Новозеландський долар15.5227
Норвезька крона2.6253
Російський рубль0.37686
Саудівський рiял6.569
Сінгапурський долар17.6341
Ренд1.6313
Шведська крона2.5326
Швейцарський франк25.259
Єгипетський фунт1.5811
Фунт стерлінгів31.8786
Долар США24.649
Бiлоруський рубль11.0301
Азербайджанський манат14.5551
Румунський лей5.5781
Турецька ліра4.0051
СПЗ (спеціальні права запозичення)33.6916
Болгарський лев13.7015
Євро26.8021
Злотий6.2181
Алжирський динар0.20865
Така0.29481
Вірменський драм0.052297
Іранський ріал0.00059594
Іракський динар0.021033
Сом0.35833
Ліванський фунт0.016603
Лівійський динар17.8297
Малайзійський ринггіт6.1079
Марокканський дирхам2.6026
Філіппінське песо0.49181
Донг0.0010798
Бат0.80289
Дирхам ОАЕ6.8144
Туніський динар8.8804
Узбецький сум0.0026172
Новий тайванський долар0.82769
Туркменський новий манат7.1513
Ганське седі4.5488
Сербський динар0.23519
Сомоні2.5824
Ларі8.6712
Бразильський реал5.8635
Золото40468.48
Срiбло442.69
Платина22757.19
Паладiй67779.57

Курси валют, встановлені НБУ на: 27.02.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
KVBZ20.512420.5121.1183420.00

Дані за 26.02.2020