Ловушка для президента, или Реформа рынка электроэнергии “в овечьей шкуре”

19.05.2019 08:54 | Укррудпром

Зеркало недели, 18 мая 2019. Опубликовано 08:01 19 мая 2019 года До внедрения новой модели энергорынка 1 июля текущего года, как предусмотрено Законом “О рынке электрической энергии”, осталось несколько недель.

Хотя не факт, что внедрение новой модели не отсрочат. Готовы ли участники рынка работать в рыночных условиях? Как это повлияет на цену электроэнергии для бытовых потребителей и промышленных предприятий, и где скрыты ловушки для каждого участника рынка электроэнергии? Попытаемся разобраться с самыми болезненными аспектами.

То ли с надеждой вернуться на Банковую/Грушевского, то ли из соображений личной мести власть Порошенко заложила несколько мин замедленного действия для народа Украины и нового президента.

Во внешней политике это искусственно спровоцированные потенциальные трения с администрацией Трампа и заведенные в тупик переговоры по урегулированию ситуации в Донбассе.

Внутри страны — отложенные на ближайшие месяцы рост цен на газ и возможная дестабилизация ситуации на рынке электрической энергии.

И если к росту стоимости газа население хотя бы психологически готовили предыдущими решениями правительства, то ситуация на рынке электроэнергии может стать сюрпризом. Сюрпризом неприятным и опасным.

Что предполагает реформа рынка электроэнергетики

Реформа энергорынка началась не сегодня и не вчера. Еще в 2017 г. был принят довольно противоречивый Закон “О рынке электрической энергии”, предусматривающий фактически полный отход от государственного регулирования (прежде всего цен) для небытовых потребителей и определенную либерализацию рынка для бытовых потребителей (домохозяйств). Нам говорили, что свободный выбор поставщиков, свободное ценообразование будут стимулировать конкуренцию. А конкуренция со стороны поставщиков за потребителя будет способствовать снижению цен и повышению качества как электроэнергии, так и услуг по ее поставкам (см. рис. 1).

 

 

Вот только никто не говорил, что на протяжении следующих лет рынок производства и поставок электроэнергии будет монополизирован при активном участии компании ДТЭК Рината Ахметова. А государство в лице назначенных фактически Порошенко АМКУ и НКРЭКУ будет максимально содействовать усилению “рыночной” власти одной частной компании.

На сегодняшний день общая доля в производстве электроэнергии двух структур — ДТЭК и ГП “НАЭК “Энергоатом” (крупнейшие производители электрической энергии) — колеблется между 75 и 90% (см. рис. 2). При этом тепловая генерация Украины, играющая ключевую роль в ключевых сегментах будущего рынка — рынка “на сутки вперед” и внутрисуточного рынка, контролируется Ринатом Леонидовичем приблизительно на 80%. Кто будет конкурировать с ДТЭК в таких условиях?

 

 

Конкуренция возможна при условии наличия импортированной электроэнергии. Но ее объем на рынке должен составлять как минимум 20%, чтобы импорт стал весомым рычагом конкуренции. Сугубо теоретические 10% импорта, о которых говорит глава ДТЭК Максим Тимченко, на ситуацию почти не повлияют.

По расчетам оператора энергосистемы НЭК “Укрэнерго”, говорит его глава Всеволод Ковальчук, только наличие открытого доступа, в частности для импортной электроэнергии, которая часто дешевле произведенной генерирующими компаниями Украины, является залогом появления реальной конкуренции на внутреннем рынке электроэнергетики.

Кто будет диктовать цены на электроэнергию — рынок или монополии?

Новый рынок электрической энергии будет предусматривать несколько сегментов.

1. Рынок двусторонних договоров. На этом рынке будет продаваться самая дешевая электроэнергия по долгосрочным контрактам. Здесь основным игроком будет “Энергоатом”, мощности которого не могут гибко реагировать на изменения объема потребления.

2. Рынок “на сутки вперед”. Предполагается, что цены на этом рынке будут несколько выше (по крайней мере, на 10—20%), чем на рынке двусторонних договоров. Поставщики и потребители, не имеющие желания или возможности заранее спланировать объемы своего потребления, будут вынуждены покупать электроэнергию дороже. На этом сегменте рынка появляются генерации, способные гибко реагировать на изменение спроса. Основным игроком здесь будет, очевидно, тепловая генерация. Но останется ниша и для гидрогенерации.

3. Внутрисуточный рынок. Это рынок для тех, кто не смог точно спланировать свое потребление даже на сутки вперед. Понятно, что эта электроэнергия будет еще дороже. Процентов приблизительно на 5—10. Здесь также ожидается значительная роль ТЭС, ТЭЦ, а также гидроэнергетики, которая должна была бы стать самым мощным субъектом, который будет балансировать рынок.

4. И, наконец, последний, так называемый штрафной, балансирующий рынок. На этом рынке закрываются разбалансы, не урегулированные в рамках других сегментов. Понятно, что эта электроэнергия будет самой дорогой.

Как видим, наиболее дорогие сегменты рынка будут находиться фактически под монопольным влиянием ДТЭК.

Следует ли лишний раз напоминать, как Ахметов умеет пользоваться монопольным положением своих компаний? Кто забыл, вспомните веерные отключения, спровоцированные ДТЭК в 2014—2015 гг., и план дестабилизации страны “Крепость”, которые были бы невозможны, если бы не существовало монополии ДТЭК в тепловой энергетике. А еще лучше посчитайте, сколько сотен гривен ваша семья ежегодно платит Ахметову в виде коррупционного налога по схеме “Роттердам+”.

Поэтому мало у кого вызывает сомнение первое и однозначное следствие внедрения “рынка” электроэнергии в условиях монополизации отрасли и отсутствия действительно независимых антимонопольных институтов — стремительный рост цен на электроэнергию в течение первых месяцев после либерализации. Приходилось слышать прогнозы об усредненном скачке цен для потребителей на 30, а то и на 50%. Хотя объективных расчетов никто с момента принятия закона не делал.

В связи с этим логичны следующие вопросы.

Как будут себя чувствовать украинские производители, конкурируя в условиях существенно повышенных цен с производителями соседних стран, где электроэнергия будет значительно дешевле? Кому в мире понадобится дорогая украинская продукция? Как подорожают товары на внутреннем рынке, и как упадет внутренний спрос со стороны неимущего украинского населения? Как опосредованно увеличится доля затрат среднего украинского домохозяйства на электроэнергию, цена которой заложена в каждом товаре и услуге? На сколько уменьшится зарплата врачей и учителей, откорректированная на размер повышения стоимости электроэнергии для больниц и школ?

И контрольный вопрос: выдержат ли украинские экономика и социальная сфера стремительный рост цен на электроэнергию, и не станет ли этот рост лебединой песней популярности нового президента, спетой под аплодисменты Рината Ахметова?

Ответы на эти вопросы мы вряд ли услышим от сторонников немедленного внедрения рынка электроэнергии. Как и ответ на вопрос, настолько дополнительно обогатится Ринат Леонидович, если его монополия бесконтрольно развернется в Украине уже через полтора месяца.

Коммерческий учет электроэнергии: закон и порядок

Усилят монопольное давление ДТЭК на рост цены электроэнергии еще несколько факторов неготовности оптового рынка к полной либерализации.

На сегодняшний день в Украине отсутствует цивилизованная система коммерческого учета электрической энергии. Невозможно вести почасовой учет электроэнергии, если отсутствует почасовая передача информации оператору системы распределения от каждого небытового потребителя, а сами ОСРы (операторы системы распределения, облэнерго) фактически не несут никакой ответственности за точность отображения объема потребленной электроэнергии. Какой смысл вести серьезный разговор об эффективном энергопотреблении и управлении спросом, о котором все якобы так заботятся, если потребитель и поставщик электроэнергии не могут понять, как реально выглядит конкретный график потребления?

Например, представьте ситуацию, когда поставленную потребителю в ночное время дешевую электроэнергию облэнерго отображает в отчетности как дорогую энергию, потребленную в пиковые часы. Поскольку часто, кроме облэнерго, данные почасового потребления больше никому не доступны, вырисовывается целый букет возможностей для коррупции в пределах ОСР. Начиная с манипулирования временем и ценой электроэнергии и заканчивая сравнительно легким “выталкиванием” из “своего” региона энергопоставщика-конкурента.

Если честно, уже один фактор отсутствия коммерческого учета — существенная причина задуматься над качеством внедрения в Украине новой модели рынка электрической энергии.

Пока же можем констатировать: снижение энергоэффективности и увеличение коррупции в отрасли — это повышение затрат на электроэнергию небытовых потребителей, а следовательно, рост стоимости произведенных товаров и услуг.

Невключающийся аппарат

Следующий блок проблем нового рынка электроэнергии связан с неэффективностью украинского государственного аппарата. Рынок невозможно запустить без полноценных правил игры. Сегодня эти правила хромают на обе ноги.

Во-первых, так и не запущено полноценное тестирование торговых платформ, которые должны обслуживать основные сегменты будущего рынка. Трейдеры жалуются, что программные комплексы “Укрэнерго” и “Энергорынка” работают непонятно и некорректно. “Укрэнерго” ропщет, что Минэнергоугольпром не согласовывает платежи за выполненные программистами работы. Зато приветливо разводит руками министр энергетики Игорь Насалик, уверенно убеждая участников рынка, что с 1 июля все заработает, как надо. У участников рынка другое мнение.

Во-вторых, Кабинет министров до сих пор не утвердил нормативные акты, без которых запуск конкурентного рынка принципиально невозможен. Отсутствует документ, который будет регулировать продажу электроэнергии на аукционах государственными “Энергоатомом”, “Укргидроэнерго” и “Центрэнерго”. А это, на секунду, около двух третей общеукраинской генерации.

1 июля аукционы уже не стартуют, это понятно.

Госкомпаниям дружно идти на рынок “на сутки вперед”? Каким образом это будет делать “Энергоатом”, например, с его ровным базовым графиком генерации?

И до сих пор отсутствует принципиальное решение, как именно будут реализованы специальные обязательства для обеспечения общественных интересов на рынке. Говоря проще, как будет дотироваться цена для населения. Речь идет об объеме дотаций в 50—60 млрд грн в год. Вопрос серьезный. В Кабмине обсуждается идея “повесить” этот объем на “Энергоатом”. Мол, он станет самым крупным выгодополучателем нового рынка, он и должен нести дополнительные затраты.

Сомнительный вывод.

Давайте прибавим к объему дополнительных затрат “Энергоатома” на ПСО еще обязанность поддерживать “зеленых” в соответствии с Переходными положениями Закона “О рынке электрической энергии” и получим дополнительную ежегодную финансовую нагрузку на крупнейшую государственную генерацию объемом до 80 млрд грн.

Сумма фантастическая. А вот источник покрытия сомнителен.

Интересно, кто-то возьмет на себя ответственность утверждать, что финансовый поток “Энергоатома” обеспечит все эти “хотелки” других участников рынка? А если не обеспечит? Будете банкротить “Энергоатом”, компанию, обеспечивающую 55% производства электроэнергии (самой дешевой в стране, кстати)? Кому это выгодно? Тому, кто хочет “Энергоатом” дешевле купить или хотя бы заменить на рынке его дешевую электроэнергию своей дорогой, произведенной по схеме “Роттердам+”?

По моему мнению, логичнее было бы не возлагать дополнительное бремя именно на “Энергоатом”. Это и опасно, и несправедливо.

Наконец, пока что виртуальная дополнительная маржа “Энергоатома” после внедрения нового рынка будет не больше, чем сегодняшняя реальная маржа ДТЭК. Так давайте сделаем по-честному — пусть все участники рынка несут бремя ПСО пропорционально объемам генерации. А регулятор ограничивает и жестко контролирует цены монополий (см. рис. 3).

 

 

Кстати, о “Роттердам+”. Мы помним, что сейчас его отмена привязана НКРЭКУ именно к моменту полноценного внедрения новой модели рынка электроэнергии. Следовательно, на первый взгляд, ДТЭК должен был бы пугать новый рынок. Ведь сегодня самая коррупционная схема в стране приносит детищу Ахметова свыше 10 млрд грн сверхприбылей в год. Но представители ДТЭК публично поддерживают внедрение рынка. По моему мнению, это еще раз подтверждает, что новый рынок даст ДТЭК новые монопольные возможности. И, что самое вероятное, сверхприбыли ДТЭК вследствие внедрения нового рынка электроэнергии будут как минимум не меньше сверхприбылей, принесенных “Роттердам+”.

Следует ли откладывать внедрение новой модели рынка электрической энергии?

Как видим, то, что нам пытаются “продать” как сладкую европейскую реформу полной либерализации рынка электрической энергии и усиления конкуренции, в действительности рискует превратиться в замаскированную спецоперацию монополиста по дальнейшему усилению рыночной власти, повышению тарифов и увеличению сверхприбылей владельца ДТЭК. А вишенкой на торте должен стать приятный для монополистов политический результат в виде падения популярности новой власти.

Сегодня мы можем услышать много разговоров о частичной или полной отсрочке внедрения с 1 июля новой модели рынка электрической энергии. Например, руководитель НЭК “Укрэнерго” Всеволод Ковальчук сформулировал основные предложения по внедрению новой модели энергорынка как три варианта. И уточнил: “Вариант 1: не трогать закон, регулятор сам разберется. Вариант 2: изменить часть норм, обязать императивно относительно мер по повышению конкуренции, установлению ценовых ограничений и коммерческому учету. И не переносить сроки — июль будет напряженный, потом подойдут документы регулятора... Вариант 3: то же, что и вариант 2, но дать два-три месяца, чтобы тесты комплексно провели с учетом этих изменений. И как кардинальное решение — перенести внедрение новой модели на 2020 г. За это время доработать все, сделать переходный режим под контролем регулятора”.

 

 

 

 

 

 

Все так, но акценты я бы немного уточнила. Дело не только во временных рамках.

Сегодня реформа рынка электрической энергии явно сырая, она требует предварительных изменений именно принципов работы (а возможно, и персонального состава) регуляторных учреждений (АМКУ и НКРЭКУ), и параллельно — принятия целого ряда нормативных актов. Без комплекса этих мер история с либерализацией рынка электроэнергии будет выглядеть опасной профанацией в пользу одного-единственного участника рынка. На сколько бы эту либерализацию ни откладывали — хоть на день, хоть на три года. 

Виктория ВОЙЦИЦКАЯ, народный депутат Украины (“Самопоміч”)

Додати коментар

Користувач:
email:





Crypto boom or bust,
Digital coins in demand,
Bitcoin mania.

- Fin.Org.UA

Новини

18:52 - Наближаємося до членства ЄС: Україна вперше взяла участь у пояснювальній сесії Європейської комісії, присвяченій цифровізації
18:36 - Укріплюємо фронт та кордони: Уряд виділив на будівництво фортифікацій ще понад 8 млрд грн
18:30 - Страхового брокера включено до реєстру
18:20 - За координації Міненерго миколаївські енергетики отримали автовишки для ремонтних робіт
18:18 - Уряд перерозподілив 5,5 млрд грн для ліквідації наслідків надзвичайних ситуацій, спричинених рф, та зміцнення обороноздатності держави
18:16 - Уряд затвердив план перетворення держпідприємства «Гарантований покупець» в акціонерне товариство
18:11 - Уряд затвердив проведення оглядів витрат держбюджету в окремих сферах у 2024 році
18:10 - Прем’єр-міністр закликав українців до заощадження електроенергії: Усі разом маємо допомогти енергетиці вистояти
18:06 - Уряд схвалив ратифікацію міждержавної українсько-японської Конвенції про усунення подвійного оподаткування
18:00 - Київстар ТБ надає безоплатний доступ до платформи для жителів Харкова та області
17:55 - Чотирьом небанківським фінансовим установам змінено обсяг ліцензій
17:52 - Уряд виділив понад 8 мільярдів на будівництво фортифікацій
17:52 - «Зроблено в Україні»: новий індустріальний парк «BORSCHIV» спеціалізуватиметься на глибокій переробці сільгосппродукції
17:51 - Прем’єр-міністр: Україна залучить додатково 100 млн євро від Ради Європи для відновлення медицини
17:49 - Коштом UNITED24 відновлять лікарню на Харківщині, – рішення Уряду
17:46 - Уряд України схвалив звіт про виконання Державного бюджету на 2023 рік: видатки на оборону та безпеку становили 2,65 трлн гривень
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 23.04.2024
17:44 - Уряд виділив ще понад 8 млрд грн на будівництво фортифікацій, — Денис Шмигаль
17:39 - Рада ухвалила закон про бавовник: потрібен для виробництва пороху
17:33 - Японія збільшить інвестиції в спільні проекти з українським бізнесом, - Тарас Качка
17:31 - Промова Прем’єр-міністра України Дениса Шмигаля на засіданні Уряду
17:28 - Tesla скоротить 400 співробітників на своєму єдиному європейському заводі
17:20 - Flash PMI еврозоны оживили интерес к Евро
17:15 - Міжнародне медичне партнерство в дії: понад 200 українських медиків пройшли навчання за кордоном
17:10 - Європарламент підтримав продовження пільгової торгівлі з Україною із запобіжниками
17:02 - У квітні в Україні різко зріс попит на перереєстрацію авто – дані МВС
16:59 - Алла Басалаєва: Україна потребує від європейських партнерів технічних засобів для оцінки якості відновлення зруйнованого житла
16:51 - Україна та Данія уклали Меморандум про взаєморозуміння щодо довгострокової співпраці та відбудови нашої країни
16:45 - За добу українці інвестували в облігації у "Дії" понад 30 мільйонів – Федоров
16:34 - Фонд держмайна продав майновий комплекс ДП "Інжексбуд" за 27,5 мільйона


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5508
Канадський долар28.8843
Юань Женьміньбі5.4625
Чеська крона1.6736
Данська крона5.6645
Гонконгівський долар5.0519
Форинт0.107419
Індійська рупія0.47496
Рупія0.0024406
Новий ізраїльський шекель10.4725
Єна0.25572
Теньге0.089218
Вона0.028726
Мексиканське песо2.3137
Молдовський лей2.2177
Новозеландський долар23.4072
Норвезька крона3.6031
московський рубль0.42478
Сінгапурський долар29.0539
Ренд2.0586
Шведська крона3.642
Швейцарський франк43.4438
Єгипетський фунт0.8239
Фунт стерлінгів49.0668
Долар США39.586
Білоруський рубль14.3886
Азербайджанський манат23.2831
Румунський лей8.4927
Турецька ліра1.2149
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.0959
Болгарський лев21.6045
Євро42.262
Злотий9.7956
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото91151.91
Срібло1067.34
Платина35958.34
Паладій39599.46

Курси валют, встановлені НБУ на 24.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861043.471043.471043.471043.47968340.16
227763996.94996.94996.94996.94249235.00
229025983.2983.2983.2983.2294960.00
229470918.98918.98918.98918.98275694.00
CRSR061023.011023.011023.011023.012046.02
TATM4.644.644.644.641392.00

Дані за 23.04.2024