Молдавский пример Украине

25.06.2009 08:16 | Укррудпром

Для Украины же молдавский пример поучителен, тем, что показывает — парламентская модель государственного устройства в умелых руках может стать прекрасным механизмом концентрации власти.

Но одновременно несет в себе и серьезные угрозы.

Вместе с крушением планов по созданию “ширки” отодвинулось и воплощение планов по переходу от парламентско-президентской к парламентской форме правления. Впрочем, это не означает, что умерла сама идея. Формат парламентской республики подкупает своей простотой. Исчезает дуализм в исполнительной власти, которая сосредотачивается в руках правительства, сформированного коалицией парламентских фракций и т. д. и т.п.

Впрочем, идеальных моделей не бывает. Практически одновременно с событиями в Украине разразился парламентский кризис в Молдове, когда парламент со второй попытки так и не смог избрать президента, в результате чего были назначены досрочные парламентские выборы.

Собственно говоря, выборов президента, как таковых, не было. В голосовании приняли участие только 60 депутатов от Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), в то время, как депутаты от оппозиции бойкотировали процедуру.

Внешне все выглядит так, словно антикоммунистическая оппозиция проявила невиданную доселе стойкость и единодушие, а коммунисты — неспособность договариваться. По Конституции Молдовы для избрания президента необходимо большинство в 61 голос из 101. По идее, найти один голос не так уж и трудно. И большинство экспертов сходилось в том, что коммунисты найдут в среде оппозиционеров одного желающего поддержать их кандидата. Их возможным партнером мог стать Альянс “Наша Молдова” (АНМ). Лидер АНМ Серафим Урекян мотивировал готовность пойти на компромисс тем, что якобы именно коммунисты хотят снова провести выборы, чтобы получить в парламенте конституционное большинство и превратить Молдову в “заложницу Тирасполя”.

Однако, имея 60 мандатов, коммунисты заняли жесткую позицию в кадровых вопросах. Президент Владимир Воронин был избран спикером парламента. Посты обоих спикеров коммунисты также оставили за собой. Что, в таком случае, ПКРМ могла предложить оппозиции?

Впрочем, не исключено, что на самом деле досрочные выборы —отрежессированная, хотя и рискованная, игра со стороны коммунистов. Об этом свидетельствуют уже предпринятые коммунистами предвыборные маневры.

Прежде всего, ПКРМ прибегла к привычному приему — изменениям в избирательном законодательстве. 12 июня парламент республики голосами 58 депутатов-коммунистов снизил порог для прохождения партий в парламент с 6% до 5%, а также снизил минимальный порог явки на выборах с 50% до одной трети избирателей.

На первый взгляд правящая партия выполнила требования Совета Европы, настаивавшего на снижении избирательного порога. Но не все так просто. Стоит вспомнить историю последних лет.

Молдова стала парламентской республикой в 2000 году. И уже на парламентских выборах в феврале 2001 года Партия коммунистов сорвала “Джек-пот”, получив 71 мандат из 101, квалифицированное большинство и возможность менять правила игры в свою пользу. Президентом Молдовы был избран Владимир Воронин. И уже в январе 2002 года голосами депутатов-коммунистов были внесены изменения в Кодекс о выборах. Установлен 6% избирательный ценз для политических партий, 9% — для избирательного блока, состоящего из двух формирований, и 12% — для избирательного блока, включающего три и более формирования. Подобная система гарантировала прохождение в парламент коммунистов и одновременно ограничивала число конкурентов в лице мелких партий.

Результат не замедлил сказаться. В марте 2005 года в парламент смогли пройти лишь три силы — коммунисты, центристский избирательный блок “Демократическая Молдова” (БДМ) и известная своими прорумынскими симпатиями Христианско-демократическая народная партия (ХДНП). Несмотря на то, что коммунисты потеряли на выборах часть голосов и получили лишь 56 мандатов, Владимир Воронин вновь стал Президентом, благодаря альянсу с ХДНП.

Местные выборы в июне 2007 года показали что, несмотря на все еще высокий рейтинг, популярность правящей партии снижается. И вновь избранная тактика — законодательный запрет на формирование избирательных блоков. Столь жесткие меры, как известно, позволили коммунистам одержать победу на выборах в апреле 2009, однако не обеспечили им безоблачной жизни. Прежний партнер — Христианско-демократическая народная партия, которая была представлена в парламенте начиная с 1990 года (тогда она носила название Народный Фронт Молдовы), не сумела преодолеть 6-процентный барьер.

На руках у коммунистов — бесспорный козырь. Переросшие в погромы протесты оппозиции 6-7 апреля нанесли серьезный удар по имиджу их противников. Заявления оппозиционеров о том, что беспорядки были инспирированы ПКРМ, рискуют разбиться о стену страха русскоязычного населения перед возможной румынизацией Молдовы.

Но коммунисты могут победить не только за счет симпатий или страхов электората. По подсчетам лидера Либеральной партии Молдовы Михаила Гимпу, за счет оппозиционных партий, которые не попали в парламент на выборах 5 апреля, ПКРМ получила дополнительно 11 мандатов. Лидеры оппозиционных формирований уже предложили “малым” непарламентским оппозиционным партиям отказаться от участия в досрочных парламентских выборах, чтобы не дробить оппозиционный электорат, обещая в обмен на неучастие должности в новом демократическом правительстве.

Соответственно, задача коммунистов выглядит абсолютно противоположной — привлечь на свою сторону малые партии или запустить “технологические” проекты, которые сделают невозможной победу оппозиции. Правда, они вынуждены действовать в условиях цейтнота — времени у них мало, выборы назначены на 29 июля. К тому же внутри самой ПКРМ разразился скандал — ее ряды покинул экс-спикер Марьян Лупу. Внешне опять же все выглядит как недовольство одного из лидеров партии партийной линией. Но не исключено, что Лупу может оказаться “троянским конем”, который разрушит оборону оппозиции.

Ведь изменения в избирательное законодательство создают качественно иную ситуацию. Трем оппозиционным партиям удалось договориться между собой. Но смогут ли договориться между собой четыре или пять партий? Не исключено, что в парламент могут пройти и недавние союзники коммунистов — ХДНП, которые используют ту же прорумынскую и прозападную риторику, что и ряд оппозиционеров.

Скорее всего, коммунисты всерьез рассчитывают на повторение сценария 2005 года. Об этом свидетельствует и факт назначения лидера ХДНП Юрия Рошки вице-премьер-министром Молдовы, ответственным за силовой блок в правительстве: министерство внутренних дел, министерство обороны, Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, Таможенную и Пограничную службы, Агентство материальных ресурсов, государственных закупок и гуманитарной помощи.

Так что у коммунистов есть еще шанс выиграть.

Для Украины же молдавский пример поучителен, тем, что показывает — парламентская модель государственного устройства в умелых руках может стать прекрасным механизмом концентрации власти. Но одновременно несет в себе и серьезные угрозы.

Артем ФИЛИПЕНКО




Додати коментар

Користувач:
email:





Bullish run, green gain
Stocks rise, wealth accumulates
Hopeful investors

- Fin.Org.UA

Новини

17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 25.04.2024
17:27 - До обговорення пропонується порядок підготовки та оновлення планів безперервної діяльності, відновлення, фінансування страховика
17:23 - Мінветеранів залучатиме нотаріусів до удосконалення законодавства у сфері ветеранської політики
17:15 - Мінветеранів разом з великим бізнесом розвиватимуть можливості працевлаштування ветеранів й ветеранок, – Олександр Порхун
17:11 - Парламент прийняв у першому читанні закон, що започатковує створення системи обліку осіб, життя та здоров’я яких зазнало шкоди внаслідок збройної агресії рф
17:01 - Україна передала Європейській Комісії перший Звіт у межах Пакета розширення ЄС 2024 року
17:00 - Nasdaq100 может откатиться до 15800
16:35 - Минулого року було краще: серед компаній України значно підвищився дефіцит кадрів
16:27 - Рішення про накладення штрафу на ТОВ "ФК "ХАНТЕР" за порушення у сфері фінмоніторингу залишається в силі
16:06 - UniCredit попередив про обмеження на перекази для росіян
15:59 - Мін’юст: Презентовано програму PACE.UA щодо реформування пенітенціарної системи України
15:57 - Потрібно використати всі інструменти для оздоровлення дітей із вразливих категорій, - Мінреінтеграції
15:56 - НБУ розглядає зняття обмежень на виведення валюти для обслуговування старих боргів - Пишний
15:50 - Активи колишніх “дочок” росбанків вже продано на 5 млрд гривень на державних онлайн-аукціонах Прозорро.Продажі
15:43 - У Києві відбулося офіційне відкриття та перше засідання Керівного комітету проекту Ради Європи DECOPRIS
15:37 - Ситуація в енергосистемі стабільна, – Руслан Слободян
15:35 - Meta втратила 200 мільярдів доларів капіталізації після квартального звіту
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024
15:30 - В Брюсселі розпочалися роз’яснювальні зустрічі Єврокомісії та України по темі сільського господарства
15:16 - Морський експорт бензину з московії впав до піврічного мінімуму: яка причина
15:07 - Микола Колісник: Поглиблення українсько-болгарської співпраці посилить енергетичну безпеку регіону
15:04 - Як змінилися терміни бюджетного відшкодування ПДВ у зв’язку з прийняттям Закону України № 3603?
15:03 - Як заповнюється податкова декларація платника єдиного податку – ФОПа у разі виправлення самостійно виявлених помилок з податкового зобов’язання?
15:01 - Юридичні особи поповнили місцеві скарбниці Дніпропетровщини транспортним податком майже на 2 млн гривень
15:00 - Щодо вимог законодавства до суб’єктів господарювання, які здійснюють розрахункові операції
15:00 - Активи колишніх «дочок» росбанків вже продано на 5 млрд гривень на державних онлайн-аукціонах Прозорро.Продажі
14:58 - Листування з контролюючими органами через Електронний кабінет
14:57 - До уваги ФОПів – платнків єдиного податку першої – третьої груп!
14:56 - До уваги платників, які мають можливість своєчасно виконувати свої податкові обов’язки!
14:54 - Дніпропетровщина: від фізичних осіб місцеві бюджети отримали понад 2 млн грн туристичного збору


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.9066
Канадський долар29.0135
Юань Женьміньбі5.4745
Чеська крона1.6915
Данська крона5.7007
Гонконгівський долар5.0675
Форинт0.108258
Індійська рупія0.4761
Рупія0.0024507
Новий ізраїльський шекель10.4698
Єна0.25503
Теньге0.089231
Вона0.028856
Мексиканське песо2.3263
Молдовський лей2.2218
Новозеландський долар23.6434
Норвезька крона3.6249
московський рубль0.43016
Сінгапурський долар29.1693
Ренд2.0917
Шведська крона3.6517
Швейцарський франк43.4266
Єгипетський фунт0.8282
Фунт стерлінгів49.6274
Долар США39.6702
Білоруський рубль14.4192
Азербайджанський манат23.3327
Румунський лей8.5448
Турецька ліра1.2201
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.2905
Болгарський лев21.7407
Євро42.5205
Злотий9.8591
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92395.86
Срібло1087.83
Платина35955.09
Паладій39903.06

Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861044.281044.281044.281044.282331877.24
2276561078.061078.061078.061078.06324496.06
227763997.7997.7997.7997.7997.70
2289101070.431070.431070.431070.4364225.80
229025983.97983.97983.97983.97983970.00
229470919.69919.69919.69919.69962915.43
2302621056.261056.261056.261056.26637981.04
AZRF011041.421049.861041.421049.8612547.68
CRSR061024.551024.551024.551024.5517417.35
FSTF021014.051021.481014.051021.4861968.50
IFZEMA110011001100110022000.00
TATM4.54.54.54.5450.00
XS47781550015500155001550062000.00

Дані за 25.04.2024