В рекламе не нуждаются

20.10.2008 17:57 | Укррудпром

Отечественные компании массово сокращают расходы на продвижение

Шансы рекламного рынка на очередной рекорд тают с каждым днем. Углубляющийся финансовый кризис вынуждает компании тратить на окучивание потребителей все меньше. Причем сокращают бюджеты не только финансисты и девелоперы, бизнес которых находится в зоне особого риска, но и, на первый взгляд, вполне благополучные фирмы, торгующие товарами повседневного спроса. Эксперты не исключают, что массовый уход рекламодателей уже в следующем году приведет к снижению цен на размещение и “очищению” рядов издателей.

Нечем хвастаться
Кризис на рекламном рынке, первые признаки которого эксперты заметили еще весной, набирает обороты. Представители агентств утверждают, что сейчас большинство их клиентов урезают расходы на продвижение. Причем сэкономить на рекламе хотят не только те, чей бизнес переживает нелегкие времена (банки, строительные организации, продавцы автомобилей), но и, на первый взгляд, менее пострадавшие от кризисных явлений в экономике компании, в частности, работающие в сегменте FMCG. Но и там снижение платежеспособности большинства украинцев привело к падению объемов продаж, от которых напрямую зависят рекламные бюджеты фирм, торгующих товарами повседневного спроса (как правило, затраты на продвижение составляют определенный процент от прибыли). Руководитель исследовательской компании Cortex Андрей Колесник утверждает, что многие рекламодатели, вне зависимости от сегмента рынка, в котором они работают, урезали затраты на привлечение потребителей на 10—15%.

Директор РА “Колибри” Сергей Мозговой считает данную оценку слишком оптимистичной, отмечая, что уменьшение бюджетов составило не менее 30%, а некоторые компании урезали их вполовину. Растет и число клиентов, которые вообще замораживают кампании до конца года, несмотря на то что им грозят штрафные санкции от владельцев рекламных площадок за несоблюдение условий контракта. Участились также случаи, когда клиенты не спешат платить за уже проведенные кампании.

Паникуют прежде всего банки, продавцы недвижимости и авто. Но эксперты уверены, что с каждым днем список отказников будет только увеличиваться. Генеральный директор агентства “Медиа Эксперт” Татьяна Попова прогнозирует сокращение расходов на рекламу туристическими фирмами, для которых грядущий сезон может оказаться менее радужным, чем ожидалось. По мнению Андрея Колесника, меньше, чем обычно, будут рекламироваться продавцы лекарств и мобильные операторы, продажи которых в последнее время и так сложно назвать рекордными.

В то же время даже в самых депрессивных сегментах рынка есть отдельные компании, которые, наоборот, наращивают затраты на продвижение, рассчитывая увеличить свою рыночную долю. “Но подобных примеров не так много, к тому же прибавка к бюджету у них не превышает 5%, так что в любом случае они не в состоянии перекрыть всеобщий спад на рынке”, — резюмирует г-н Колесник.
Повод поторговаться
Последний раз эксперты пересматривали свои прогнозы развития рекламной отрасли на 2008 г. в конце лета. Тогда Всеукраинская рекламная коалиция уменьшила цифры, обещанные телевидению (с $570 до $550 млн) и радио (с $40 до $39 млн). Но даже с учетом этой коррекции рынок имел все шансы закончить год с 25%-ным приростом. И хотя пока аналитики не спешат вносить очередные коррективы в официальные прогнозы, в Cortex считают, что последние события снизят динамику рынка еще как минимум на 5%. Причем уже в следующем году нынешние показатели будут казаться рекламистам почти рекордом, ведь компании формируют бюджеты на сезон-2009 не в лучшем расположении духа, что обязательно скажется на их размерах.

Андрей Колесник полагает, что в следующем году емкость рекламного рынка, скорее всего, останется неизменной и не превысит нынешнего 1 млрд. долларов. Он допускает, что при оптимистическом сценарии развития отечественной экономики расходы компаний на продвижение могут вырасти на 10%. Но есть и пессимистический вариант, при котором рекламисты рискуют выйти в минус.

Впрочем, кризис ударит по основным рекламным площадкам с разной силой. “Он снижает ожидания. Вместо роста компании сейчас мечтают хотя бы об удержании существующих позиций. Поэтому они не только урезают бюджеты, но и более осознанно подходят к выбору площадок, а также жестко контролируют результаты кампании. В такой ситуации нарастить обороты могут сегментированные носители, гарантирующие качественный контакт с определенной целевой аудиторией”, — уверена партнер экспертной группы KWENDI Светлана Калинина.

Телевидение рискует пострадать меньше других, поскольку стоимость контакта там остается наиболее дешевой и, кроме того, бал на рынке опять будут править продавцы массового товара, которые традиционно предпочитают именно этот носитель. Андрей Колесник прогнозирует потери наружной рекламе. Даже неожиданное подспорье — политические бюджеты в размере 100 млн. долларов, которые рекламисты надеются заработать на выборах, — вряд ли сумеют нивелировать негативные тенденции, наметившиеся в этом сегменте. С 1 января следующего года с внешних плоскостей уйдут продавцы алкоголя и табака, доля которых на сегодняшний день составляет не менее 10—15%. Ранее компании рассчитывали компенсировать эти потери за счет банкиров, девелоперов и продавцов авто, однако сейчас претендентов на вакантные щиты становится все меньше.

Хотя, как считает глава Союза предприятий внешней рекламы Богдан Дубовик, тенденция спада рекламной активности в наружке коснется не всех. “Несмотря на перенасыщение крупных городов носителями, существует дефицит на современные конструкции и качественный сервис. Поэтому ведущие операторы, которые в 2008 году вложили значительную часть прибыли в эти направления, наверняка сумеют полностью распродать свои плоскости даже с учетом их недавнего подорожания на 30%. В то же время локальным агентствам будет сложно найти клиентов, что вынудит их выставлять свои сети на продажу”, — говорит эксперт.

Андрей Колесник не исключает, что недополучат ожидаемую прибыль от рекламы пресса и радио. По его оценкам, сокращение бюджетов может составить 30—50%, что приведет к массовому закрытию откровенно слабых проектов, в свое время запущенных только для того, чтобы собрать с рынка “лишние” деньги. Под угрозой оказалось и благосостояние продавцов PR- и BTL-услуг, от которых рекламодатели традиционно отказываются в первую очередь в сложные для бизнеса времена. Интернету же прочат невиданный подъем. По мнению г-на Колесника, динамика роста уже в этом году достигнет 70—80%. Правда, сами интернетчики пока констатируют уменьшение бюджетов банкирами и продавцами автомобилей. То есть этот сегмент, несомненно, увеличится, но не факт, что динамика совпадет с ожиданиями аналитиков.

Снижение активности рекламодателей может кардинально изменить и ценовую политику медиа. Если в прежние годы основные площадки дорожали на 25—30% за сезон, то сегодня расценки должны как минимум заморозиться. В обвал эксперты пока не верят: продавцы слишком разбалованы высокими ценами и будут держать их из последних сил. Татьяна Попова рассчитывает, что торг будет все же возможен, хотя и признает, что пока владельцы рекламных площадок обсуждают возможность скидок крайне неохотно.

Людмила КСЕНЗ


Додати коментар

Користувач:
email:





Inter-American
Development Bank
Building prosperity
For the Americas

- Fin.Org.UA

Новини

20:35 - Ситуація в енергосистемі. Оперативна інформація на 19:00
20:15 - Apple вимагає від Telegram заблокувати низку каналів для користувачів з українськими SIM-картками
20:08 - Банки готові збільшити кредитування бізнесу та населення – НБУ
20:02 - Найдорожча технокомпанія Європи ASML офційно змінила гендиректора
19:29 - Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів в Україні – дослідження
19:17 - Патроне став віцепрезидентом ЄБРР. Хто очолив банк по Україні та Молдові
18:48 - Литва майже припинила імпорт зерна з московії та Білорусі
18:47 - Mercedes-Benz презентувала електричний G-Wagen
18:23 - Туреччина наростила закупівлі російської нафти до історичного рекорду
18:21 - Оновлено порядок здійснення безвиїзного нагляду та виїзних перевірок  фінансових установ з питань фінансового моніторингу, валютного та санкційного законодавства
18:10 - Байден підписав закон з 61 млрд доларів на підтримку України
18:07 - У Харкові запровадили нові проєкти для підтримки місцевого бізнесу
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 24.04.2024
17:18 - Україна підписала Меморандуми про взаємне визнання Дипломів / Свідоцтв фахівця моряків з Португалією та Грузією
17:04 - Мазепа про свою справу: проблема в "сірих зонах" законів, а не в вертикалі Зеленського
17:00 - Офіс генпрокурора після аудиту закрив п'яту частину справ проти бізнесу
16:47 - Boeing звітує про падіння доходів через скорочення поставок
16:35 - Центр розмінування ДССТ отримав 10 позашляховиків, закуплених німецькими партнерами за ініціативи Мінекономіки
16:31 - Автобуси тепер можуть обирати в "єЧерзі" час перетину кордону з Молдовою
16:24 - Держаудитслужба розпочала аудит Науково-дослідного інституту вогнетривів
16:14 - Мінветеранів обговорило з представниками ОВА та територіальних громад законопроєкт щодо засад ветеранської політики
16:06 - ДТЕК відновив електропостачання споживачів Святошинського району Києва
15:48 - Банкіри очікують зниження Нацбанком облікової ставки до 14%
15:48 - Справа про оборудки із землею: крім Сольського, підозру отримав його заступник
15:43 - Мін’юст: Урядовий законопроект про звернення ухвалений в першому читанні
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 25.04.2024
15:27 - Як заробити на землі, маючи 1000 грн
15:27 - Данія – Україна: працюємо над розширенням співпраці з бізнесом у сферах експортної логістики, відновлення критичної інфраструктури та розвитком децентралізованої енергетики
15:25 - Енергетики обмежуватимуть ввечері енергопостачання для промисловості в усіх регіонах
15:22 - Ратифікація Угоди з Великою Британією про цифрову торгівлю сприятиме поглибленню участі України у глобальній економіці, - Юлія Свириденко


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.6704
Канадський долар28.8388
Юань Женьміньбі5.4473
Чеська крона1.6715
Данська крона5.6565
Гонконгівський долар5.0393
Форинт0.107269
Індійська рупія0.47372
Рупія0.0024433
Новий ізраїльський шекель10.4525
Єна0.25477
Теньге0.08896
Вона0.028811
Мексиканське песо2.3308
Молдовський лей2.2073
Новозеландський долар23.4185
Норвезька крона3.5966
московський рубль0.42673
Сінгапурський долар28.9955
Ренд2.057
Шведська крона3.6294
Швейцарський франк43.1667
Єгипетський фунт0.824
Фунт стерлінгів49.075
Долар США39.4716
Білоруський рубль14.347
Азербайджанський манат23.2159
Румунський лей8.4785
Турецька ліра1.2137
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9715
Болгарський лев21.5692
Євро42.1833
Злотий9.7656
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото91400.04
Срібло1070.47
Платина36045.86
Паладій40324.58

Курси валют, встановлені НБУ на 25.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861043.871043.871043.871043.872233881.80
2280431077.331077.331077.331077.33104501.01
2289101069.981069.981069.981069.9853499.00
229025983.59983.59983.59983.591827510.22
229470919.34919.34919.34919.34367736.00
2302621055.81055.81055.81055.8221718.00
CRSR061023.781023.781023.781023.785118.90
FSTF021014.051014.051014.051014.051014.05
USGK78454545454545454522725000.00
XS12141600016000160001600016000.00

Дані за 24.04.2024