Как обезвредить черных пиарщиков

17.09.2008 09:09 | Укррудпром

Как отражать атаки противника.

“К вам в офис вдруг заходит группа женщин неприличного вида. Охрана их выставляет, но они приходят на следующий день. И вместо того чтобы уйти, начинают гулять рядом с вашим офисом. И тут, выходя из офиса, вы обнаруживаете, что толпу неприличных женщин сменила группа бабушек, пикетирующих ваш офис. Они уверены, что у вас тут бордель или что-то в этом роде. Вы явно мешаете им жить. Приезжает телевидение и делает репортаж о борделе, который вы организовали под видом приличного предприятия, и о бабушках, которые возмущены этим. Вы пытаетесь разобраться в этом недоразумении. Но тут вам в волосы вцепляется полуобнаженная женщина и утверждает, что вы ее кинули и не заплатили за ее услуги. Вас на всякий случай забирают в милицию. Потом вы обнаруживаете, что ваш офис опечатан, а там работает какая-нибудь проверка. В результате цепочки подобных действий можно полностью потерять имидж и всех клиентов. При этом все будет похоже на какую-то фантасмагорию. Все как бы случайно. Какое-то недоразумение”. Вот такой пример мастерски спланированной информационной атаки посредством черной PR-кампании описал российский эксперт по коммуникациям Антон Вуйма в своей книге “О черном PR”.

Компания IDS, официальный дистрибьютор “Боржоми” в Украине, надолго запомнила информационную атаку, устроенную Госпотребстандартом Украины. Конечно, выглядела она не столь эффекно, но из-за нее “Боржоми” несла немало убытков, прямых и косвенных. Началось с того, что глава Госпотребстандарта Украины Николай Негрич заявил, что вся минеральная вода “Боржоми” — поддельная. Мол, ее не везут из Грузии (как указано на этикетке), а разливают в Украине, в Миргороде. Далее последовала череда проверок и объяснения, что на самом деле утверждение Негрича нужно трактовать как “распространяется из” вместо “разливается в Миргороде”. Вся эта полемика была подхвачена и растиражирована СМИ. С помощью PR- и GR-инструментария IDS смогла разрешить данную ситуацию с минимально возможными для себя потерями.

Главной причиной корпоративных информационных войн является низкий уровень менеджмента, считает Ирина Харченко, председатель совета директоров коммуникационной группы “Новая концепция”. “Неспособность к разумным компромиссам, а самое главное — пикантная история первоначального накопления капитала, делают крупные украинские компании легкой жертвой информационных атак, — говорит она. — Наш корпоративный сектор пока еще не считает, что он обязан отвечать перед обществом за то, какими методами он ведет свой бизнес, и это делает его репутацию весьма уязвимой для информационных агрессоров”. Поводом для начала “боевых действий” между компаниями, как правило, является передел собственности и рынков. Как писал Макиавелли, “люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества”. И здесь информационная кампания выступает в качестве вспомогательного инструмента ведения бизнес-конфликта.

Обороняясь атакуй

Стратегии противостояния “агрессору” эксперты коммуникативной группы “Новая концепция” подразделяют на три типа: проактивные (наступательные), реактивные (оборонительные) и, наконец, пассивные (игнорирующие). Причем пассивные стратегии, по наблюдениям Ирины Харченко, в информационных войнах практически не применяются. Инструментарий информационного противостояния достаточно стандартный: системная работа со СМИ, специальные события (пресс-конференции, пикеты, пресс-туры) с последующим появлением новостей, публикаций и телесюжетов, интервью первых лиц и комментарии экспертов, публикации писем и обращений, проекты парламентских постановлений. Существенно расширило этот инструментарий появление интернет-медиа — от проведения баннерной кампании до распространения информации в блогосфере. “В корпоративной информационной войне нет фиксированных тактик и стратегий. Есть дьявольская интуиция и есть мини-стратегии, из которых конфигурируется практика отражения атаки”, — констатирует Елена Деревянко, управляющий партнер агентства PR-Service, вице-президент Украинской лиги по связям с общественностью. Однако ни одна атака не может быть отражена исключительно методами PR. Роль первой скрипки здесь всецело принадлежит GR (government relations, то есть связь с органами власти). Как ни крути, в нашей стране определяющее значение имеют отношения собственников с лицами, принимающими решения в органах государственной власти.

Боевая готовность

Если проявились сразу несколько предвестников информационной войны (см. блок “Враг у ворот”), то стоит немедленно определиться, необходим ли для отражения атаки дополнительный интеллектуальный и организационный ресурс, и принять решение о привлечении внешних консультантов. В агентстве PR-Service рекомендуют поручить службе безопасности (внутренней или внешним консультантам) проверить потенциального партнера на предмет добропорядочности. Но при этом предупреждают, что часто бывает так: к одному и тому же агентству приходят сразу обе стороны. “И далеко не всегда тапки достаются тому, кто встал первым, — иногда их просто продают подороже, а иногда пытаются распаровать пару, чтобы обуть (в прямом и переносном смысле) обоих покупателей”, — говорит Елена Деревянко.

Далее стоит выбрать из заранее заготовленного плана антикризисного реагирования вариант действий. Одновременно определить круг уполномоченных спикеров, обязать юристов, силовиков, финансистов-экономистов оперативно информировать об изменениях ситуации, поставить на поток подготовку PR-материалов и перейти на ежечасовой медиамониторинг. “Если же необходимая профилактическая подготовительная работа не была проведена, то выйти из конфликта можно по меньшей мере тремя путями, — рекомендует Елена Деревянко. — Срочно найти специалиста, который имеет опыт информационных сражений. Удвоить гонорары своим юристам и силовикам. Взять отступные и сдаваться, потому что выживает сильнейший, а в данной ситуации сильнейший — не вы”.

“Враг у ворот”

Признаки готовящейся информационной войны:

компрометирующая информация в СМИ;

судебные иски, инициируемые нападающей стороной под надуманными предлогами;

враждебные действия на рынке: агрессивный демпинг, переманивание ключевых сотрудников, запугивание партнеров;

необъяснимая пропажа документов или сбой в компьютерной системе;

странный разговор с близким знакомым, часто другом детства или родственником, в ходе которого собеседника зондируют на предмет готовности расстаться с активами и о цене вопроса.

Источник: PR-Service

Какие информационные войны в Украине вам запомнились больше всего? Какие действия вы предпринимали в случае таких атак?

Евгения Панкратьева

генеральный директор Noblet Media CIS

Один из самых интересных для меня случаев был связан с судебным иском от Налоговой инспекции к компании “Немирофф” по поводу неуплаты налогов. Компания отреагировала совершенно верно: как результат материалы в СМИ содержали информацию об иске, но полностью передавали аргументацию компании и плавно подводили читателя к мысли о том, что, возможно, иск безоснователен.

Второй случай связан с судебным иском “Галактона” к “Билосвиту” о том, что снятый “Билосвитом” рекламный ролик подрывает продажи “Галактона”. Как результат контратаки — была проведена пресс-конфренция, на которой журналистам объяснили, что такое рыночная конкуренция. В результате: положительные отзывы о “Билосвите” в СМИ, освещение последующего судебного решения в пользу “Билосвита”. Что самое интересное, “Галактон” отреагировал на информационную атаку “Билосвита” только через две недели — и, естественно, на их голос никто не обратил внимания.

Третий пример связан со мной лично. Мои оппоненты-конкуренты прислали журналистам пресс-релиз о том, что они подали иск против меня, что я якобы воспользовалась конфиденциальной информацией при организации своего нового бизнеса. Так как иск конкурентов был составлен абсолютно неграмотно, моему юристу — представителю компании “Дубинский и Ошарова” — было достаточно просто представить журналистам материалы дела и объяснить прогнозы. После этого ни один журналист не отнесся к словам оппонентов серьезно и ничего не написал. Соответственно, когда в трех инстанциях было подтверждено решение снять с меня все исковые требования оппонентов, мы разослали об этом пресс-релиз — СМИ его опубликовали и закрыли тему.

Владимир Дегтярев

директор по работе с клиентами Nords PR Ukraine

Классический кейс — конфликт табачной компании Brown & Williamson с программой CBS 60 minutes в 1995 году. Тогда юристы Brown & Williamson пытались предотвратить выход программы о вреде курения с интервью бывшего вице-президента Джефри Виганда. CBS, в свою очередь, стала на защиту экс-табачника, наняла для него телохранителей и согласилась оплатить расходы на адвокатов. Конфликт разросся до такой степени, что еще до выхода программы в эфир вышли статьи в The Wall Street Journal. Через десять лет эта история легла в основу фильма “Инсайдер” с Расселом Кроу в главной роли. В конце концов табачная компания сдалась, и программа вышла в эфир.
Пример информационного конфликта в Украине — трехсторонний обмен информационными выпадами между игроками рекламного рынка, оператором связи (People.net.) и бывшим руководством этой компании. Конфликт в публичном информационном поле начался с открытого письма альянса рекламных агентств, в котором сообщалось о больших задержках оплаты мобильным оператором за рекламно-коммуникационные услуги. Компания ответила массированной информационной кампанией в деловых СМИ, в которой обвиняла предыдущего топ-менеджера в несанкционированном распределении рекламных бюджетов. В свою очередь бывший руководитель компании на следующий же день после выхода первых обвинений в прессе встретился с журналистами деловых и специализированных изданий и изложил свою точку зрения, отрицая обвинения в превышении полномочий.




Додати коментар

Користувач:
email:





Метушня в банку
Гроші пливуть як ріки
Доходи ллються

- Fin.Org.UA

Новини

00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 18 квітня: покриття дефіциту бюджету, Raiffeisen Bank просять пришвидшити вихід з московія
20:45 - Meta представила ранні версії своєї нової моделі ШІ LLaMA 3
20:33 - Мексика під тиском США припиняє стимулювання китайських виробників електромобілів
20:04 - Україна отримала від німецьких партнерів енергетичне обладнання на майже мільйон євро
19:47 - У І кварталі до бюджету від приватизації надійшло понад 650 мільйонів
19:47 - Катерина Павліченко: За допомогою 38 машин, отриманих ДСНС від міжнародних партнерів, було розміновано понад 700 га територій
19:22 - У І кварталі Мінфін залучив понад $3 мільярди внутрішніх запозичень для покриття дефіциту бюджету
19:13 - московіянам почнуть відключати вхід в акаунти через Apple чи Google ID
19:06 - У Мінфіні відбулося третє засідання Міжвідомчої робочої групи з питань застосування програмних реєстраторів розрахункових операцій
18:56 - "Схеми": Портнов з Іспанії переписав віллу під Києвом на дітей
18:44 - Виробники "Шахедів", металургія та автопромисловість: США та Британія ввели санкції проти Ірану
18:41 - Делегація МОЗ взяла участь у пояснювальній сесії Єврокомісії з питань захисту прав споживачів та охорони здоров’я
18:35 - "Укрнафта" змешить споживання електроенергії на АЗС
18:25 - Мінфін та Держфінмоніторинг працюють з міжнародними партнерами, щоб внести росію до «чорних» списків FATF та ЄС, – Денис Улютін
18:18 - Замість декларативних пільг — дієві інструменти для самореалізації ветеранів у цивільному житті, — Максим Кушнір
18:12 - "Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов’язаних осіб
18:07 - УЗ цьогоріч планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій
17:56 - Підписано Угоду про співробітництво в рамках проекту «Спільна архівна спадщина» з керівниками архівних служб країн Балтії, України та Польщі
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 18.04.2024
17:32 - "Укренерго" попереджає про можливі обмеження електроенергії для промислових споживачів
17:30 - Держаудитори перевірять ефективність роботи ДП «Укрдіпроважмаш»
17:28 - Посібник "Створення індустріальних парків та включення їх до Реєстру індустріальних парків"
17:21 - Німецький бізнес зацікавлений збільшувати інвестиції в ключові галузі української економіки, - Юлія Свириденко
17:20 - ФДМУ не зміг із першої спроби продати конфісковані квартири Сальдо і Шелкова
17:17 - Зустріч фінансового блоку G7: Сергій Марченко закликав пришвидшити розробку механізмів для спрямування активів рф на потреби України
17:00 - З 22 квітня в Києві відновиться платне паркування
16:48 - Німецький бізнес зацікавлений збільшувати інвестиції в ключові галузі української економіки, - Юлія Свириденко
16:38 - План США з випуску боргових зобов'язань під активи московія має юридичні ризики – ЄЦБ
16:35 - З початку року аграрії отримали кредитів на розвиток на 36 мільярдів


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5305
Канадський долар28.7995
Юань Женьміньбі5.4716
Чеська крона1.6729
Данська крона5.6663
Гонконгівський долар5.0568
Форинт0.107167
Індійська рупія0.47405
Рупія0.0024469
Новий ізраїльський шекель10.4752
Єна0.25658
Теньге0.088619
Вона0.028832
Мексиканське песо2.3361
Молдовський лей2.2125
Новозеландський долар23.4771
Норвезька крона3.6023
московський рубль0.42078
Сінгапурський долар29.1268
Ренд2.0799
Шведська крона3.6351
Швейцарський франк43.5804
Єгипетський фунт0.8193
Фунт стерлінгів49.3858
Долар США39.6037
Білоруський рубль14.3951
Азербайджанський манат23.2936
Румунський лей8.497
Турецька ліра1.2187
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.1599
Болгарський лев21.6154
Євро42.2789
Злотий9.769
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94309.87
Срібло1126.34
Платина37223.12
Паладій40714.98

Курси валют, встановлені НБУ на 19.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.451041.451041.451041.45312435.00
227763995.04995.04995.04995.04221893.92
229025981.29981.29981.29981.29490645.00
229470917.22917.22917.22917.2291722.00
2302621049.581049.581049.581049.58209916.00
BAVL0.2250.2250.2250.22567500.00
CRSR061018.491019.181018.491019.1820373.25
USGK78454845484548454822740000.00

Дані за 18.04.2024