Украина — кандидат в члены Евросоюза: пять вещей, которые стоит знать

25.06.2022 09:40 | Укррудпром

zn.ua, 24 июня 2022. Опубликовано 09:25 25 июня 2022 года От чего зависит наше дальнейшее движение к членству в ЕС?

Исторически важное решение Европейского Совета об открытии европейской перспективы и предоставлении Украине статуса кандидата на членство в Европейском Союзе подвело черту под первым формальным этапом процесса вступления нашего государства в ЕС. Украина стала рекордсменом в политике расширения, добившись уникального результата в сверхсложных условиях войны, — преодолела путь от заявки до статуса кандидата за 116 дней!

В чем же заключались основные причины этого “украинского феномена”?

 

Во-первых, турборежим первого этапа и собственно результат стоит рассматривать как символ и четкий сигнал всему миру о мощной солидарности и единстве западного демократического сообщества с украинским народом в его борьбе с российским агрессором за независимость, суверенитет и территориальную целостность.

Ибо что отличает Украину образца 23 февраля и Украину 23 июня, с точки зрения соответствия Копенгагенским критериям членства — состояния демократических институтов, рыночной экономики и приближения к законодательству ЕС? Это практически та же Украина. Решающим фактором, который изменил все и создал формулу успеха, стала самоотверженная борьба украинского народа за свою государственность и европейские демократические ценности.

А решение Евросовета стало логичным, справедливым и абсолютно искренним проявлением глубокого уважения со стороны лидеров Евросоюза к жертвенности и преданности украинских военных, волонтеров, добровольцев, рядовых граждан, а также данью памяти десяткам тысяч украинцев, погибших вследствие российского вторжения и военных преступлений путинского режима.

Во-вторых, глубокая эмпатия к украинской борьбе со стороны граждан абсолютно всех стран ЕС, которая нашла подтверждение во многих опросах общественного мнения, побуждала руководство государств к адекватному ответу в поддержку украинских устремлений и стала мощным аргументом для украинской дипломатии в работе с европейскими правительствами.

В-третьих, важное значение для успешного быстрого прохождения “украинского файла” по бюрократическим коридорам Брюсселя имели личная политическая воля и позиция лидеров институций Евросоюза — президента Европейского Совета Шарля Мишеля, президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, президента Европейского парламента Роберты Мецолы, Высокого представителя ЕС по иностранным делам и безопасностной политике Жозепа Борреля. Вопрос заявки Украины на членство объединил все институции ЕС и стал делом чести и принципа для его руководства. Фактически для Украины применили уникальную ускоренную процедуру рассмотрения заявки и предоставления статуса кандидата, которая для других стран длилась годами (например, для Албании пять лет, для Сербии и Черногории два года). Особенно важную роль такая политическая позиция сыграла именно на завершающем этапе согласования решения Европейского Совета с отдельными лидерами государств — членов ЕС, которые традиционно скептически относятся к расширению Союза.

В этом контексте стоит высоко отметить вклад президента Франции Эмманюэля Макрона и канцлера ФРГ Олафа Шольца, фактически изменивших ход этой сложной для Украины игры.

В-четвертых, следует отметить правильное и смелое решение украинской власти максимально использовать окно возможностей и формально подать заявку на членство в ЕС уже через несколько дней после начала полномасштабного вторжения россии в Украину. Важной стала и дальнейшая ускоренная работа правительственной команды по заполнению опросника Еврокомиссии, что способствовало сохранению темпа положительного решения вопроса.

В-пятых, бесспорно, благоприятную основу для конструктивной позиции Еврокомиссии создала фундаментальная подготовительная работа Украины, продолжавшаяся с 2014 года, и прогресс, достигнутый в процессах политической ассоциации, экономической интеграции и правового сближения с Евросоюзом в рамках Соглашения об ассоциации, безвизового режима, углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли и секторальной интеграции. Нужно напомнить, что сейчас Украина уже достигла существенного уровня интеграции в отдельных секторальных политиках ЕС — авиационной, энергетической, цифровой, транспортной, “зеленой” и т.п.

Что меняет статус кандидата

Если скептикам вообще сложно объяснить добавочную стоимость статуса кандидата для Украины, потому что в таких кругах риторически вопрошают: “а где обещанное ускоренное членство в ЕС?”, то для рациональной и патриотичной аудитории следует выделить такие преимущества Украины со статусом по сравнению с Украиной без статуса.

Во-первых, решение Европейского Совета от 23 июня существенно меняет геополитическую карту Европейского континента.

Это решение в первую очередь стало ломкой стереотипов для старой Европы, которая до последнего момента рассматривала ситуацию в нашем регионе сквозь призму российских интересов и перспектив.

И это — едва ли не самое главное — первое зафиксированное поражение путинского режима. Не секрет, что развязанная война имела целью заставить нашу страну отказаться от прозападного курса, а применение силы против Украины — стать уроком для других стран региона. В итоге россия получила обратный результат, что, безусловно, ударит по путинскому режиму, какой бы позитив он ни излучал. российские элиты заплатили слишком высокую цену за путинскую ошибку, а выстроенная авторитарная система таких ошибок не прощает.

Украина, Молдова и Грузия получают от Евросоюза четкую европейскую перспективу и обоюдный консенсус по долгосрочной стратегической цели развития отношений — обретении полноправного членства в ЕС согласно статье 49 Договора о ЕС.

Учитывая общий безопасностный и геополитический контекст, есть все основания считать, что такой консенсус поддерживается и освящен и странами “группы семи”, и НАТО. А значит, будет получать всестороннее содействие в реализации поставленных задач.

В понимании европейской бюрократии и политической элиты Украина больше не является “серой зоной” между развитым Западом и “диким российским полем”.

Это решение также является индикатором того, что западные элиты меняют свое восприятие Украины, Молдовы и Грузии, а в дальнейшем и всех участников “Восточного партнерства” и готовы углублять отношения вплоть до интеграции региона без “страха перед Кремлем”.

Само российское вторжение в Украину 24 февраля 2022 года нивелировало те силы в Европе, которые старались сохранить баланс сил и интересов в регионе.

Очевидно, статус кандидата на членство в ЕС создает также более благоприятный фон на Западе для продвижения евроатлантической интеграции Украины.

Еще с 2014 года постоянно повторял, что Европейский Союз является гарантией национальной безопасности Украины, поскольку последовательная реализация европейского курса, с одной стороны, усилит устойчивость нашего государства, а с другой — поддержка ЕС была бы гарантией, что Украина выстоит в войне на истощение, которую россия развязала еще в 2014 году.

Во-вторых, статус кандидата значительно повышает уровень ответственности, которую на себя берет Европейский Союз, за поддержку Украины в политической, безопасностной, финансово-экономической, социальной и гуманитарной плоскостях. Фактически, открывая перед Украиной европейскую перспективу и предоставляя статус кандидата, Евросоюз берет наше государство под своеобразную опеку, помогая стране восстановить экономику после войны и достичь высоких критериев членства.

Под этим углом зрения новое дыхание должен получить и Фонд солидарности с Украиной, запущенный под патронатом президента Европейского Совета и президента Европейской комиссии. Кроме содействия в послевоенном восстановлении Украины, фонд может быть эффективно использован и для достижения целей предвступительных переговоров.

Также европейская перспектива и статус кандидата на членство в ЕС — это и мощный потенциальный сигнал для международных инвесторов о целесообразности увеличить инвестиции в экономическое и технологическое развитие Украины, по крайней мере в регионы, которые не страдают от активной фазы боевых действий.

В-третьих, статус кандидата значительно повышает уровень ответственности украинской власти и ее подотчетность украинскому обществу. В украинской внутриполитической плоскости будет происходить существенное улучшение динамики и целенаправленности правительственной деятельности, законотворческой работы и внедрения законов. Отныне скорость движения Украины в ЕС будет зависеть большей частью от скорости и качества внедрения реформ и достижения стандартов и критериев членства. Соответственно будет усиливаться и бремя ответственности власти перед обществом по реализации европейской повестки дня.

Кроме этого, отныне политическая дискуссия в Украине, и в первую очередь во время выборов, будет сосредоточиваться вокруг членства в Евросоюзе. Основная борьба будет разворачиваться вокруг проевропейских идей и программ, как быстрее и качественнее выполнить евроинтеграционные задачи и обрести членство.

Статус кандидата также положительно повлияет на возвращение украинцев из-за рубежа в Украину.

В-четвертых, следует ожидать усиления противодействия россии динамике вступления Украины в ЕС с задействованием всех рычагов влияния, в том числе в европейских странах.

Несомненно, что этот первый раунд режим Путина проиграл. Не стоит верить словам российского диктатора, что россия ничего не имеет против вступления Украины в Евросоюз. Путин не может позволить признать, что он проиграл борьбу за кандидатство, и потому просто лукавит. Целью Кремля остается уничтожение украинской независимости и восстановление российского контроля над нашими землями.

В-пятых, предоставление Украине статуса кандидата открывает перед нами новый пласт задач — выполнение определенных Еврокомиссией предпосылок и начало предвступительных переговоров по 35 разделам правовых наработок ЕС.

Факторы, которые будут определять скорость движения к членству в Евросоюзе

Уже сейчас из многих европейских столиц и европейских институций все чаще звучат сигналы, что не стоит рассчитывать на турборежим и ускоренную процедуру при вступлении Украины в ЕС. Говорят о долгих годах переговоров и реформ, приводя в пример другие страны, в частности Черногорию, Сербию и Северную Македонию, которые десятилетиями прокладывают свой путь в Евросоюз.

Первоочередная задача для Украины — быстрое и надлежащее выполнение семи предпосылок, которые определены в Выводе Европейской комиссии от 17 июня и подтверждены решением Европейского Совета от 23 июня. При этом в случае их выполнения до конца 2022 года Еврокомиссия подтверждает формальную готовность рассмотрения возможности дальнейших действий на пути к членству в ЕС. Это будет означать рекомендацию начать переговоры о вступлении.

В то же время вполне очевидно, что для таких переговоров необходимо понимание исходных позиций Украины: состояния экономики и инфраструктуры, численности населения, уровня восстановления территориальной целостности. Поэтому прекращение войны и установление продолжительного мира — обязательное условие дальнейшего движения к членству. Соответственно, понимая это, Кремль будет пытаться максимально затягивать военные действия, используя стратегию контролируемой войны на истощение и дестабилизацию ситуации в Украине. При таких условиях и Киеву, и нашим лоббистам в Евросоюзе будет очень сложно обеспечить консенсус или квалифицированное большинство (в случае реформирования системы принятия решений) при рассмотрении государствами — членами ЕС перспективы перехода на следующие этапы обретения членства.

Отдельным проблемным вопросом и значимым фактором при определении длительности процесса интеграции Украины в ЕС являются внутренние реформы и абсорбционная способность самого Евросоюза, о чем говорили в последнее время и президент Франции, и канцлер Германии.

Проблемных рифов с потенциальным присоединением Украины возникает много: это и огромные нагрузки на Общую сельскохозяйственную политику Евросоюза, в частности размеры выплат украинским фермерам, это и объем выделенных Украине средств из структурных фондов ЕС, учитывая самый низкий уровень ВВП на одного человека в Украине среди потенциальных государств — членов ЕС, это и представительское участие Украины в институциях ЕС, в частности в Еврокомиссии и Европарламенте (при нынешних условиях наше государство могло бы рассчитывать на 50—60 депутатских мандатов). Речь идет и о необходимости отказаться от принципа единогласности при принятии внешнеполитических решений и перейти к принципу квалифицированного большинства. А самым чувствительным вопросом для многих стран Западной Европы, возникающим в контексте потенциального членства Украины в ЕС, является дальнейшее усиление позиций центрально- и восточноевропейского блока государств новой Европы в процессе формирования и принятия решений в ЕС.

Четвертый фактор, который следует учитывать Украине при планировании последующих действий, — избирательные периоды и смена руководящего состава в Евросоюзе.

Очевидно, действующее руководство учреждений Евросоюза — и Шарль Мишель, и Урсула фон дер Ляйен, и Роберта Мецола — искренне преданны поддержке нашего государства и в борьбе с российским агрессором, и в сближении с Евросоюзом. Также максимально конструктивен сейчас и действующий состав Европарламента.

Следующий избирательный цикл в Евросоюзе запланирован на 2024 год. Аналогичные процессы будут происходить и в Украине. Поэтому представляется логичным приложить все силы и Киеву, и Брюсселю, чтобы своевременно сделать еще один стратегически важный шаг в обретении членства в ЕС и одобрить решение о начале предвступительных переговоров к следующему избирательному циклу в Украине и ЕС в 2024 году.

Также при стратегическом планировании следует учитывать и возможность финансового обеспечения процесса расширения со стороны ЕС. Речь идет о рамках многолетней макрофинансовой перспективы Евросоюза. Сейчас действует семилетняя перспектива 2021—2027 годов, не предусматривающая достаточных финансовых ресурсов для ускоренного решения вопроса вступления Украины в ЕС.

И последним ключевым фактором, который будет влиять на динамику сближения Украины и ЕС, станет способность украинской власти продолжать эффективную реализацию Соглашения об ассоциации, включая углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли. С локализацией боевых действий и постепенным возвращением к мирной жизни важной задачей для власти будет обеспечение верховенства права и предотвращение возврата к старым политическим закулисным играм. Внутренний раздор — именно то, чего ожидают друзья Кремля для дискредитации и торможения нашего европейского выбора.

Принципы и механизмы, заложенные в Соглашении, уже позволяют при наличии политической воли в Украине и Еврокомиссии двигаться к достижению критериев членства и приближению украинского законодательства к европейским правовым наработкам.

В связи с этим нужно максимально эффективно использовать продолжающийся процесс пересмотра Соглашения и его обновления для осуществления “квазискрининга” украинского законодательства. Это значительно сократит продолжительность соответствующих процедур в рамках предвступительных переговоров.

Получение статуса кандидата стало исторической стратегической победой Украины, что начало формальный процесс вступления нашего государства в Евросоюз. Скорость и темпы нашего движения зависят не только от способности обойти внешние рифы, но и в первую очередь от способности украинской власти и общества сохранить национальное единство, победить в войне с путинским режимом и внедрять системные целенаправленные реформы. Окно возможностей для украинской евроинтеграции будет оставаться открытым как минимум до 2024 года. Поэтому наша общая задача — максимально использовать для эффективности украинской государственности.

Константин ЕЛИСЕЕВ, председатель ОО “Центр новых решений”

Додати коментар

Користувач:
email:





Ринок акційний,
Що день росте, а день падає.
Не віщують птахи.

- Fin.Org.UA

Новини

19:40 - Экономика США: замедление роста и ускорение инфляции
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 25.04.2024
17:27 - До обговорення пропонується порядок підготовки та оновлення планів безперервної діяльності, відновлення, фінансування страховика
17:23 - Мінветеранів залучатиме нотаріусів до удосконалення законодавства у сфері ветеранської політики
17:15 - Мінветеранів разом з великим бізнесом розвиватимуть можливості працевлаштування ветеранів й ветеранок, – Олександр Порхун
17:11 - Парламент прийняв у першому читанні закон, що започатковує створення системи обліку осіб, життя та здоров’я яких зазнало шкоди внаслідок збройної агресії рф
17:01 - Україна передала Європейській Комісії перший Звіт у межах Пакета розширення ЄС 2024 року
17:00 - Nasdaq100 может откатиться до 15800
16:35 - Минулого року було краще: серед компаній України значно підвищився дефіцит кадрів
16:27 - Рішення про накладення штрафу на ТОВ "ФК "ХАНТЕР" за порушення у сфері фінмоніторингу залишається в силі
16:06 - UniCredit попередив про обмеження на перекази для росіян
15:59 - Мін’юст: Презентовано програму PACE.UA щодо реформування пенітенціарної системи України
15:57 - Потрібно використати всі інструменти для оздоровлення дітей із вразливих категорій, - Мінреінтеграції
15:56 - НБУ розглядає зняття обмежень на виведення валюти для обслуговування старих боргів - Пишний
15:50 - Активи колишніх “дочок” росбанків вже продано на 5 млрд гривень на державних онлайн-аукціонах Прозорро.Продажі
15:43 - У Києві відбулося офіційне відкриття та перше засідання Керівного комітету проекту Ради Європи DECOPRIS
15:37 - Ситуація в енергосистемі стабільна, – Руслан Слободян
15:35 - Meta втратила 200 мільярдів доларів капіталізації після квартального звіту
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024
15:30 - В Брюсселі розпочалися роз’яснювальні зустрічі Єврокомісії та України по темі сільського господарства
15:16 - Морський експорт бензину з московії впав до піврічного мінімуму: яка причина
15:07 - Микола Колісник: Поглиблення українсько-болгарської співпраці посилить енергетичну безпеку регіону
15:04 - Як змінилися терміни бюджетного відшкодування ПДВ у зв’язку з прийняттям Закону України № 3603?
15:03 - Як заповнюється податкова декларація платника єдиного податку – ФОПа у разі виправлення самостійно виявлених помилок з податкового зобов’язання?
15:01 - Юридичні особи поповнили місцеві скарбниці Дніпропетровщини транспортним податком майже на 2 млн гривень
15:00 - Щодо вимог законодавства до суб’єктів господарювання, які здійснюють розрахункові операції
15:00 - Активи колишніх «дочок» росбанків вже продано на 5 млрд гривень на державних онлайн-аукціонах Прозорро.Продажі
14:58 - Листування з контролюючими органами через Електронний кабінет
14:57 - До уваги ФОПів – платнків єдиного податку першої – третьої груп!
14:56 - До уваги платників, які мають можливість своєчасно виконувати свої податкові обов’язки!


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.9066
Канадський долар29.0135
Юань Женьміньбі5.4745
Чеська крона1.6915
Данська крона5.7007
Гонконгівський долар5.0675
Форинт0.108258
Індійська рупія0.4761
Рупія0.0024507
Новий ізраїльський шекель10.4698
Єна0.25503
Теньге0.089231
Вона0.028856
Мексиканське песо2.3263
Молдовський лей2.2218
Новозеландський долар23.6434
Норвезька крона3.6249
московський рубль0.43016
Сінгапурський долар29.1693
Ренд2.0917
Шведська крона3.6517
Швейцарський франк43.4266
Єгипетський фунт0.8282
Фунт стерлінгів49.6274
Долар США39.6702
Білоруський рубль14.4192
Азербайджанський манат23.3327
Румунський лей8.5448
Турецька ліра1.2201
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.2905
Болгарський лев21.7407
Євро42.5205
Злотий9.8591
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92395.86
Срібло1087.83
Платина35955.09
Паладій39903.06

Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861044.281044.281044.281044.282331877.24
2276561078.061078.061078.061078.06324496.06
227763997.7997.7997.7997.7997.70
2289101070.431070.431070.431070.4364225.80
229025983.97983.97983.97983.97983970.00
229470919.69919.69919.69919.69962915.43
2302621056.261056.261056.261056.26637981.04
AZRF011041.421049.861041.421049.8612547.68
CRSR061024.551024.551024.551024.5517417.35
FSTF021014.051021.481014.051021.4861968.50
IFZEMA110011001100110022000.00
TATM4.54.54.54.5450.00
XS47781550015500155001550062000.00

Дані за 25.04.2024