“Открытое небо” с ЕС. Ждать ли дешевых авиабилетов

12.04.2021 18:06 | Укррудпром

dsnews.ua, 12 апреля 2021. Опубликовано 17:13 12 апреля 2021 года На гармонизацию украинского законодательства с европейским уйдет несколько лет, а после этого наши компании получат лучший доступ к небу стран Евросоюза.

“Открытое небо” немного приоткрылось

8 апреля Европейская комиссия одобрила обновленный проект решения Совета Европейского союза о подписании между Украиной, ЕС и его государствами-членами соглашения о Совместной авиационном пространстве. Коротко его называют Соглашением об “открытом небе”. После этого проект будет рассмотрен Советом ЕС и, скорее всего, окончательно одобрен.

Представительство Украины в ЕС, которое сообщило об этом событии, отметило, что соглашение будет содействовать созданию совместного авиационного пространства между Украиной и ЕС на основе европейских стандартов в сфере безопасности полетов, управления воздушным движением, защиты прав потребителей, а также позволит увеличить количество рейсов, расширить географию, создаст новые коммерческие возможности для украинских и европейских авиакомпаний, будет способствовать привлечению инвестиций в украинскую авиационную сферу, откроет новые возможности для граждан и бизнеса.

Кстати, соглашение об “открытом небе” должны были подписать 11 февраля, но тогда событие сорвалось.

Продвигаемся и так

Учредитель и партнер компании Aviaplan LLC Евгений Трескунов отметил, что пока работа над соглашением об “открытом небе” между Украиной и ЕС была заблокирована, вопрос о либерализации авиационного сообщения все равно двигался вперед — Госавиаслужба договаривалась о этом с отдельными странами Евросоюза, и за 8 лет примерно с половиной из них удалось достичь договоренностей.

Основной плюс соглашения с ЕС в том, что это будет комплексное решение, которое гармонизирует украинское законодательство с европейским. Но этот процесс займет еще несколько лет, поскольку Украине нужно будет принять или адаптировать около 200 документов.

Кто в чьем небе будет хозяином

Основной вопрос — какую выгоду получат украинские авиакомпании и наши сограждане.

После гармонизации указанных выше норм украинские компании получат безоговорочное право подавать заявки на полеты между любой парой стран на любом маршруте в ЕС, указывает Евгений Трескунов. И если украинские игроки почувствуют дискриминацию, то смогут наравне с любой европейской компаний подавать жалобу в европейские институции.

По словам эксперта, Соглашение предусматривает, что европейские компании помимо полетов в Украину, получают право летать и внутри нашей страны. Однако это преимущество сомнительное, поскольку у нас нет платежеспособного спроса. А украинские авиакомпании, по его мнению, получат право летать напрямую между странами ЕС (но не между аэропортами одной страны). Поэтому у наших авиакомпаний есть шанс составить конкуренцию европейским на рейсах внутри ЕС.

А вот эксперт авиационной отрасли Александр Ланецкий считает по-другому. По его словам, данное соглашение еще при его подготовке было невыгодно для Украины, а сейчас, когда авиаперевозки резко упали из-за коронавируса, оно вообще не имеет никакого значения. “Это как если бы вы, когда еще были пионером в СССР, мечтали попасть в пионерский лагерь “Артек”, но не получилось. И тут, спустя много лет, когда вы уже выросли, вдруг приходит письмо: “Артек” приглашает вас на отдых”, — пояснил он.

“Открытое небо”, уверен эксперт, не дает украинской авиации никаких преимуществ, поскольку наши авиакомпании смогут летать только из украинского города в европейский, но вот между двумя европейскими городами напрямую — нет. Если бы соглашение было зеркальным (т.е. наши авиакомпании смогли бы напрямую перевозить пассажиров, например, между Варшавой и Берлином), оно стало бы своеобразным “костылем” для украинских авиакомпаний — сейчас они не могут заработать у себя на родине, но могли бы попробовать на внутриевропейских перевозках. Но этого, по словам Ланецкого, в соглашении нет — Европа всегда добивается открытия других рынков для себя, но на свой рынок не пускает. “А планы о том, что к нам придет Ryanair и будет летать из Киева в Одессу — это сказки Венского леса. У нас нет внутреннего платежеспособного потока, который готов платить $100-150 за полеты между украинскими городами”, — сказал он.

Таким образом, наши эксперты разошлись в оценках возможного соглашения об “открытом небе”, в частности, на основании того, что по-разному оценивают возможность участия украинских компаний в перевозках на маршрутах внутри ЕС.

Пилоты и “серые” компании улетят?

В свою очередь Алексей Бурчевский, специалист по авиационному праву, отметил, что в результате действия соглашения, например, в Европе будут признаваться свидетельства пилотов, выданные в Украине, и наши пилоты смогут пойти работать в европейские компании.

Однако соглашение может серьезно повлиять на “серые” и “черные” авиакомпании, которые зарегистрированы в Украине, но летают в странах Африки, Азии и Латинской Америки. “У них старая техника, множество нарушений и они не сильно заботятся о том, чтобы соответствовать стандартам летной годности. И если Украина перейдет на стандарты безопасности EASA, им придется сменить регистрацию. Для всех остальных авиакомпаний во многом украинские стандарты уже давно приблизились к европейским”, — сказал он.

Трудовые мигранты помогли авиации

Мировой авиационный рынок вследствие пандемии изменился кардинально. Например, в Европе пассажиропоток в феврале этого года по сравнению с мартом прошлого года упал в пять раз, а статистика полетов компаний Ryanair и Wizzair в феврале этого года по сравнению с февралем прошлого — минус 95% и 98%.

На этом фоне украинский авиарынок — один из самых живых. Однако живой он только благодаря тому, что в Европу и обратно летят заробитчане. Так, 2 марта из Львова было отправлено 30 рейсов, тогда как в этот же день из всех семи аэропортов Прибалтики — только 29, привел пример Александр Ланецкий и подытожил: “Мир уже изменился, и авиационный рынок также изменился. Но Украина этого почти не заметила, потому что у нас очень большой процент путешествий — это заробитчане”.

Выгода иностранных компаний и пассажиров

Поэтому даже если в ближайшее время вернется ситуация 2019 г. и украинские туристы смогут свободно поехать в Европу, то благодаря соглашению об “открытом небе” лоукостеры Ryanair или Wizzair, может быть, откроют рейсы на Париж или Голландию. Но украинские авиакомпании не смогут конкурировать с ними. “У европейских лоукостеров — огромная финансовая мощь и нерыночные преимущества: дешевые самолеты и дотации. Прямой конкуренции с западным лоукостером не выдержит на одна украинская авиакомпания”, — считает Ланецкий.

В свою очередь Алексей Бурчевский считает, что даже если в результате возросшей конкуренции на украинском рынке европейские компании будут более активны, чем украинские — на европейском, выгода от соглашения для страны все равно будет. Иностранные авиакомпании смогут зайти в небольшие аэропорты (что раньше было проблематично в условиях действия двусторонних соглашений с другими странами), они будут создавать здесь свои базы, платить налоги и, самое главное — платить за обслуживание аэропортам, которые сегодня остро нуждаются в деньгах. А чем большим будет поток авиаперевозчиков в Украину, тем выше станет конкуренция и тем ниже будут цены на билеты.

Александр СУКОВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Український ринок,
Шукає нових інвесторів,
Заробіть на ньому.

- Fin.Org.UA

Новини

16:27 - Україна звернулася до Польщі з проханням про вільний пропуск пального через кордон
16:12 - Втрати від виходу іноземних компаній з московія оцінюються у понад 100 мільярдів доларів - Reuters
16:07 - Туск після переговорів зі Шмигалем: Ми близькі до того, щоб знайти рішення
16:00 - Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024
15:44 - Експорт 4 видів агрокультур: ліцензії видаватимуться з погодженням з Польщею
15:30 - "Укрнафта" розпочала ребрендинг мережі АЗС Glusco
15:20 - Понад ₴21,6 мільярда податків і зборів сплатив Київстар за 2 останніх роки
15:18 - Цього року планується запустити залізничний маршрут з Києва до Словаччини
14:52 - Міністр агрополітики: Питання розблокування кордону з Польщею потребує додаткового часу
14:51 - 1 млрд грн передбачено на підтримку розвитку бізнесу Сумщини у 2024 році, – Юлія Свириденко
14:45 - Житло під пільговий кредит. Як реально працює державна програма "єОселя"
14:39 - Обговорено актуальні питання співпраці з польською стороною щодо інфраструктурних напрямів
14:35 - 1 млрд грн передбачено на підтримку розвитку бізнесу Сумщини у 2024 році, – Юлія Свириденко
14:27 - Габон став "найбільшим" постачальником запчастин для російських літаків
14:13 - Сервіс доставки Meest Shopping почав партнерство з криптобіржею Binance
14:12 - Польща є прикладом для України у реформі місцевого самоврядування, - Ірина Верещук
14:05 - У Польщі тривають переговори між аграрними відомствами двох країн
13:52 - У Варшаві відбулися українсько-польські урядові консультації
13:51 - На пункті пропуску "Угринів" тимчасово завершилося блокування руху вантажівок
13:32 - Насірова залишили під вартою ще на 2 місяці, але заставу вкотре зменшили
13:28 - Колонка Володимира Лепушинського про фактор війни у визначенні облікової ставки НБУ
13:27 - Графіки відключень діють лише на Харківщині, можливе застосування ще у двох областях
13:17 - Виявляти міни з БПЛА: українські розробники випробували сенсорні технології в польових умовах
12:58 - Енергетична ситуація в регіонах станом на 28 березня
12:57 - З цього тижня Одещина поступово завершуватиме опалювальний сезон
12:56 - Виявляти міни з БПЛА: українські розробники випробували сенсорні технології в польових умовах
12:52 - Понад 254 тисячі доз омікрон-специфічної вакцини проти COVID-19 доставлено в Україну для безоплатних щеплень, – МОЗ
12:39 - Потяг між Прагою та Чопом розпочав курсування
12:31 - Найбільший світовий виробник цегли продав бізнес у московії
12:14 - П'ята частина світових нафтопереробних потужностей під загрозою закриття


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5135
Канадський долар28.8988
Юань Женьміньбі5.4258
Чеська крона1.6737
Данська крона5.6807
Гонконгівський долар5.0125
Форинт0.107262
Індійська рупія0.47027
Рупія0.0024708
Новий ізраїльський шекель10.6496
Єна0.25938
Теньге0.087503
Вона0.029136
Мексиканське песо2.3679
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4191
Норвезька крона3.6239
московський рубль0.42382
Сінгапурський долар29.055
Ренд2.0662
Шведська крона3.6744
Швейцарський франк43.3865
Єгипетський фунт0.8279
Фунт стерлінгів49.5641
Долар США39.2214
Білоруський рубль14.2561
Азербайджанський манат23.0755
Румунський лей8.5194
Турецька ліра1.2132
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9734
Болгарський лев21.6657
Євро42.367
Злотий9.8289
Алжирський динар0.28321
Така0.3459
Вірменський драм0.094144
Домініканське песо0.65004
Іранський ріал0.00090593
Іракський динар0.029045
Сом0.42551
Ліванський фунт0.000425
Лівійський динар7.8762
Малайзійський ринггіт8.022
Марокканський дирхам3.7715
Пакистанська рупія0.13675
Саудівський ріял10.1456
Донг0.0015437
Бат1.05901
Дирхам ОАЕ10.3594
Туніський динар12.1956
Узбецький сум0.0030447
Новий тайванський долар1.20401
Туркменський новий манат10.8712
Сербський динар0.3516
Сомоні3.4733
Ларі14.3241
Бразильський реал7.6217
Золото86820.49
Срібло968.09
Платина35516.55
Паладій39860.32

Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2041501006.631006.631006.631006.63145961.35
2262861032.451032.451032.451032.451073748.00
2288111122.611122.611122.611122.6122452.20
229025972.87972.87972.87972.872043027.00
BAVL0.240.240.240.24129600.00
CRSR061003.071003.071002.961003.07358088.07

Дані за 28.03.2024