“Открытое небо” с ЕС. Ждать ли дешевых авиабилетов

12.04.2021 18:06 | Укррудпром

dsnews.ua, 12 апреля 2021. Опубликовано 17:13 12 апреля 2021 года На гармонизацию украинского законодательства с европейским уйдет несколько лет, а после этого наши компании получат лучший доступ к небу стран Евросоюза.

“Открытое небо” немного приоткрылось

8 апреля Европейская комиссия одобрила обновленный проект решения Совета Европейского союза о подписании между Украиной, ЕС и его государствами-членами соглашения о Совместной авиационном пространстве. Коротко его называют Соглашением об “открытом небе”. После этого проект будет рассмотрен Советом ЕС и, скорее всего, окончательно одобрен.

Представительство Украины в ЕС, которое сообщило об этом событии, отметило, что соглашение будет содействовать созданию совместного авиационного пространства между Украиной и ЕС на основе европейских стандартов в сфере безопасности полетов, управления воздушным движением, защиты прав потребителей, а также позволит увеличить количество рейсов, расширить географию, создаст новые коммерческие возможности для украинских и европейских авиакомпаний, будет способствовать привлечению инвестиций в украинскую авиационную сферу, откроет новые возможности для граждан и бизнеса.

Кстати, соглашение об “открытом небе” должны были подписать 11 февраля, но тогда событие сорвалось.

Продвигаемся и так

Учредитель и партнер компании Aviaplan LLC Евгений Трескунов отметил, что пока работа над соглашением об “открытом небе” между Украиной и ЕС была заблокирована, вопрос о либерализации авиационного сообщения все равно двигался вперед — Госавиаслужба договаривалась о этом с отдельными странами Евросоюза, и за 8 лет примерно с половиной из них удалось достичь договоренностей.

Основной плюс соглашения с ЕС в том, что это будет комплексное решение, которое гармонизирует украинское законодательство с европейским. Но этот процесс займет еще несколько лет, поскольку Украине нужно будет принять или адаптировать около 200 документов.

Кто в чьем небе будет хозяином

Основной вопрос — какую выгоду получат украинские авиакомпании и наши сограждане.

После гармонизации указанных выше норм украинские компании получат безоговорочное право подавать заявки на полеты между любой парой стран на любом маршруте в ЕС, указывает Евгений Трескунов. И если украинские игроки почувствуют дискриминацию, то смогут наравне с любой европейской компаний подавать жалобу в европейские институции.

По словам эксперта, Соглашение предусматривает, что европейские компании помимо полетов в Украину, получают право летать и внутри нашей страны. Однако это преимущество сомнительное, поскольку у нас нет платежеспособного спроса. А украинские авиакомпании, по его мнению, получат право летать напрямую между странами ЕС (но не между аэропортами одной страны). Поэтому у наших авиакомпаний есть шанс составить конкуренцию европейским на рейсах внутри ЕС.

А вот эксперт авиационной отрасли Александр Ланецкий считает по-другому. По его словам, данное соглашение еще при его подготовке было невыгодно для Украины, а сейчас, когда авиаперевозки резко упали из-за коронавируса, оно вообще не имеет никакого значения. “Это как если бы вы, когда еще были пионером в СССР, мечтали попасть в пионерский лагерь “Артек”, но не получилось. И тут, спустя много лет, когда вы уже выросли, вдруг приходит письмо: “Артек” приглашает вас на отдых”, — пояснил он.

“Открытое небо”, уверен эксперт, не дает украинской авиации никаких преимуществ, поскольку наши авиакомпании смогут летать только из украинского города в европейский, но вот между двумя европейскими городами напрямую — нет. Если бы соглашение было зеркальным (т.е. наши авиакомпании смогли бы напрямую перевозить пассажиров, например, между Варшавой и Берлином), оно стало бы своеобразным “костылем” для украинских авиакомпаний — сейчас они не могут заработать у себя на родине, но могли бы попробовать на внутриевропейских перевозках. Но этого, по словам Ланецкого, в соглашении нет — Европа всегда добивается открытия других рынков для себя, но на свой рынок не пускает. “А планы о том, что к нам придет Ryanair и будет летать из Киева в Одессу — это сказки Венского леса. У нас нет внутреннего платежеспособного потока, который готов платить $100-150 за полеты между украинскими городами”, — сказал он.

Таким образом, наши эксперты разошлись в оценках возможного соглашения об “открытом небе”, в частности, на основании того, что по-разному оценивают возможность участия украинских компаний в перевозках на маршрутах внутри ЕС.

Пилоты и “серые” компании улетят?

В свою очередь Алексей Бурчевский, специалист по авиационному праву, отметил, что в результате действия соглашения, например, в Европе будут признаваться свидетельства пилотов, выданные в Украине, и наши пилоты смогут пойти работать в европейские компании.

Однако соглашение может серьезно повлиять на “серые” и “черные” авиакомпании, которые зарегистрированы в Украине, но летают в странах Африки, Азии и Латинской Америки. “У них старая техника, множество нарушений и они не сильно заботятся о том, чтобы соответствовать стандартам летной годности. И если Украина перейдет на стандарты безопасности EASA, им придется сменить регистрацию. Для всех остальных авиакомпаний во многом украинские стандарты уже давно приблизились к европейским”, — сказал он.

Трудовые мигранты помогли авиации

Мировой авиационный рынок вследствие пандемии изменился кардинально. Например, в Европе пассажиропоток в феврале этого года по сравнению с мартом прошлого года упал в пять раз, а статистика полетов компаний Ryanair и Wizzair в феврале этого года по сравнению с февралем прошлого — минус 95% и 98%.

На этом фоне украинский авиарынок — один из самых живых. Однако живой он только благодаря тому, что в Европу и обратно летят заробитчане. Так, 2 марта из Львова было отправлено 30 рейсов, тогда как в этот же день из всех семи аэропортов Прибалтики — только 29, привел пример Александр Ланецкий и подытожил: “Мир уже изменился, и авиационный рынок также изменился. Но Украина этого почти не заметила, потому что у нас очень большой процент путешествий — это заробитчане”.

Выгода иностранных компаний и пассажиров

Поэтому даже если в ближайшее время вернется ситуация 2019 г. и украинские туристы смогут свободно поехать в Европу, то благодаря соглашению об “открытом небе” лоукостеры Ryanair или Wizzair, может быть, откроют рейсы на Париж или Голландию. Но украинские авиакомпании не смогут конкурировать с ними. “У европейских лоукостеров — огромная финансовая мощь и нерыночные преимущества: дешевые самолеты и дотации. Прямой конкуренции с западным лоукостером не выдержит на одна украинская авиакомпания”, — считает Ланецкий.

В свою очередь Алексей Бурчевский считает, что даже если в результате возросшей конкуренции на украинском рынке европейские компании будут более активны, чем украинские — на европейском, выгода от соглашения для страны все равно будет. Иностранные авиакомпании смогут зайти в небольшие аэропорты (что раньше было проблематично в условиях действия двусторонних соглашений с другими странами), они будут создавать здесь свои базы, платить налоги и, самое главное — платить за обслуживание аэропортам, которые сегодня остро нуждаются в деньгах. А чем большим будет поток авиаперевозчиков в Украину, тем выше станет конкуренция и тем ниже будут цены на билеты.

Александр СУКОВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Держава і гроші,
Ринок кришталевий замок
Вільна історія

- Fin.Org.UA

Новини

21:50 - Новини 18 березня: Кабмін виділив додаткові 5 мільярдів на дрони, ЄС дасть кошти на військову підтримку України
21:41 - Родичів екс-глави метро Брагінського знайшли в тендерах на сотні мільйонів: Кличко відреагував
21:08 - Офіцерське звання за 40 днів: Міноборони запроваджує нову систему навчання для мобілізованих медиків
20:47 - З початку року банки видали іпотек "єОселя" на 3 мільярди
20:29 - Українське транзитне зерно заповнює лише 10% потужностей польських портів — аналітик
20:13 - Звіт про повторне відстеження результативності наказу Міністерства економіки України від 28.07.2022 № 2362 "Про внесення змін до визначень та позначень основних одиниць SI", зареєстрованого в Міністерстві юстиції України 15.08.2022 за № 915/38251
20:08 - Наказ Мінекономіки від 14.03.2024 № 6757 «Про затвердження плану розроблення технічних регламентів на 2024 рік»
20:07 - Через доступ ігроманів до азартних ігор КРАІЛ оштрафувала 4 онлайн-казино на 14 мільйонів
19:57 - ОГТСУ та оператор ГТС Молдови розроблятимуть спільні послуги для замовників з ЄС
19:46 - STICKER_CMYK
19:44 - Коментар МЗС України щодо доповіді Незалежної міжнародної комісії ООН з розслідування порушень в Україні
19:41 - STICKER_RGB
19:35 - Міноборони пояснило, що таке реєстр «Оберіг» і для чого він потрібен
19:33 - Sony призупиняє виробництво PlayStation VR2 через слабкий попит
19:01 - Світові ціни на какао досягли рекорду, також дорожчають кава та цукор
19:00 - За тиждень мережі АЗС збільшили ціни на бензин та дизпальне на понад гривню
18:41 - Одній небанківській фінансовій установі анульовано ліцензію, двом – змінено обсяг ліцензій
18:40 - Міністри країн ЄС погодили 5 мільярдів євро для допомоги Україні зброєю на 2024 рік
18:20 - Клієнти ПриватБанку зможуть отримувати SWIFT-перекази в польських злотих та євро без комісії
17:57 - SkyUp отримала реєстрацію у світовій системи оцінки безпеки IOSA
17:57 - Укрзалізниця запускає новий міжнародний маршрут Прага – Чоп
17:55 - Делегація ОГТСУ обговорила створення спільного продукту з представниками Vestmoldtransgaz та Міненерго Молдови
17:50 - "Укрзалізниця" запускає новий маршрут до Праги
17:48 - Мінінфраструктури: 170 фахівців пройшли навчання, як виявляти та запобігати ризикам корупції
17:48 - До 11 небанківських фінансових установ застосовано заходи впливу
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 18.03.2024
17:20 - Власник брендів Reserved і Sinsay відкидає обвинувачення у фіктивному виході з московія
16:59 - Національний банк оскаржить судові рішення стосовно застосування заходу впливу до ТОВ "ФК ЛЕО"
16:55 - Аукціони на Prozorro цьогоріч поповнили бюджети на майже 700 мільйонів
16:50 - Затримки швидкопсувних товарів на кордоні сягнули 7 діб - ЕВА


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5984
Канадський долар28.7921
Юань Женьміньбі5.4145
Чеська крона1.6852
Данська крона5.6921
Гонконгівський долар4.9844
Форинт0.107456
Індійська рупія0.47006
Рупія0.0024831
Новий ізраїльський шекель10.6735
Єна0.26126
Теньге0.086648
Вона0.029222
Мексиканське песо2.3308
Молдовський лей2.203
Новозеландський долар23.7354
Норвезька крона3.6727
московський рубль0.42352
Сінгапурський долар29.1267
Ренд2.0618
Шведська крона3.7515
Швейцарський франк44.0987
Єгипетський фунт0.8261
Фунт стерлінгів49.63
Долар США38.9744
Білоруський рубль14.1663
Азербайджанський манат22.9356
Румунський лей8.5382
Турецька ліра1.2065
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.8788
Болгарський лев21.7043
Євро42.447
Злотий9.8443
Алжирський динар0.28321
Така0.3459
Вірменський драм0.094144
Домініканське песо0.65004
Іранський ріал0.00090593
Іракський динар0.029045
Сом0.42551
Ліванський фунт0.000425
Лівійський динар7.8762
Малайзійський ринггіт8.022
Марокканський дирхам3.7715
Пакистанська рупія0.13675
Саудівський ріял10.1456
Донг0.0015437
Бат1.05901
Дирхам ОАЕ10.3594
Туніський динар12.1956
Узбецький сум0.0030447
Новий тайванський долар1.20401
Туркменський новий манат10.8712
Сербський динар0.3516
Сомоні3.4733
Ларі14.3241
Бразильський реал7.6217
Золото84151.19
Срібло983.4
Платина36071.2
Паладій41305.07

Курси валют, встановлені НБУ на 19.03.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
227763982.82982.82982.82982.82529739.98
CRSR061041.421041.421041.421041.4244781.06

Дані за 18.03.2024