Торговать нельзя блокировать: Может ли свободная часть Донбасса развиваться без Донецка и Луганска?

18.09.2020 10:00 | Укррудпром

Новости Донбасса, 14 сентября 2020. Опубликовано 07:20 18 сентября 2020 года Линия фронта протяженностью более 420 километров разделяет не только территорию, людей и политические режимы, но и единую экономическую систему, которая была элементом украинской экономики.

Война на Донбассе длится седьмой год. Конфликт продолжает превращать некогда самый густонаселенный промышленный регион страны в руины. Линия фронта протяженностью более 420 километров разделяет не только территорию, людей и политические режимы, но и единую экономическую систему, которая была элементом украинской экономики.

С введением блокады в 2017 году и “национализацией” предприятий сепаратистскими группировками были окончательно разрушены экономические связи неподконтрольного региона с остальной частью страны. Большинство крупных и малых предприятий вынуждены были либо адаптироваться к новым условиям, либо переехать или просто-напросто закрыться.

Подконтрольная территория Донбасса

Глава правления “Института экономических исследований и политических консультаций” Игорь Бураковский констатирует, что после этих событий экономическое положение региона резко ухудшилась.

“Если мы будем сравнивать изготовление валового регионального внутреннего продукта (ВРВП) в Донецкой и Луганской областях до разделения и после разделения, то мы можем говорить о том, что мы утратили по Донецкойобласти фактически треть и мы потеряли приблизительно около 40% Луганской области. Эти потери связаны с тем, что часть украинской промышленных предприятий осталась на оккупированной территории”.

Результатом стал разрушенный и раздробленный Донбасс, одна треть которого контролируется так называемыми “Л-ДНР”, управляемыми из Кремля. Эта часть находится в международной политической и экономической изоляции. Остальную территорию региона контролирует украинское правительство.

“На сегодня украинская экономика — часть мировой экономики, активно интегрируется в ЕС... Что касается части Донбасса, которая не под контролем Украины. С одной стороны, там работают предприятия, есть малый и средний бизнес, но в целом мы видим, что без вливания денег из РФ, без разного рода криминальных и теневых схем эта система является нежизнеспособной”, — отмечает Бураковский.

В 2013 году вклад Донецкой области международную торговлю Украины составлял 19 %, Луганской — 5,6%. В сумме — это четверть всего украинского экспорта.

Стоит отметить, что по объему субвенций, дотаций и субсидий из центрального бюджета в расчете на душу населения, например в 2013 году, Донетчина находилась в первой десятке — на 7 месте.

На сегодняшний день подконтрольная часть Донетчины все же смогла выйти на прежний уровень валового регионального продукта и обеспечить 8% общеукраинского экспорта. В Луганской области дела обстоят по-хуже — там доля всего 0,5%.

Но несмотря на такую адаптацию — экономический потенциал региона не может быть полностью реализован из-за продолжающегося вооруженного конфликта.

Чтобы не допустить его еще более глубокой деградации власти должны разрабатывать особые концепции и программы. Игорь Бураковский отмечает, что потребность в таком документе назрела уже давно. И несмотря на отсутствие доступа в отдельные районы Донбасса, позаботиться о подконтрольной территории украинские власти в состоянии.

“Только сейчас мы подошли к подготовке этой стратегии... Поэтому сегодня вопрос стоит в том, чтобы помочь восстановить экономическую деятельность на подконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей. Ну а все дальше будет зависеть от политических и вопросов безопасности”, — подчеркивает Бураковский.

На данный момент стратегии развития существуют отдельно для Донецкой и Луганской облестей. Также при участии Европейского Союза разрабатывается региональная программа поддержки малого и среднего бизнеса.

Основная часть существующих документов — это ориентиры и общие фразы: улучшение жизни, восстановление инфраструктуры, развитие малого и среднего бизнеса, трансформация угольных регионов и так далее. Почти каждая глава имеет отсылку к вооруженному конфликту и прогнозам относительно его разрешения. В зависимости от этих прогнозов, может измениться и сама стратегия экономического развития. Кроме двух локальных программ в разработке находится и более глобальная. Вице-премьер, министр реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников анонсировал амбициозный по его словам план:

“Этот подход, возможно, лучше всего описать как украинский подход к понятию “особый статус” для региона с целью трансформации инвестиционного климата и реализации новой экономической модели на региональном уровне. Это не вопрос облегчения кризиса на Донбассе, а стремление создать передовую и инновационную экономическую зону, которая может оказать положительное влияние на всю Европу”.

По мнению вице-премьера, Донбасс может навязать конкуренцию китайской металлургии и к тому же обладает высококачественными производственными мощностями вблизи стран ЕС. Резников также считает, что для начала важно создать особый инвестиционный режим на подконтрольной части Донбасса.

“Неотъемлемой частью этих планов власть рассматривает распространение правил международного коммерческого арбитража на регион. Кроме того, украинское государство должно взять на себя хотя бы часть страхового бремени от тех политических и военных рисков, которые инвесторам сложно предугадать. Для этого необходимо создать целевой фонд для поощрения и содействия инвестициям”, — сказал он.

На запрос “Новостей Донбасса” относительно разрабатывающейся стратегии развития Донбасса в Миниреинтеграции на момент написания статьи не ответили.

Неподконтрольная территория Донбасса

Территории, находящиеся под контролем самопровозглашенных властей, страдают от нехватки инвестиций.

“Понятно, что внутренние инвесторы, , я имею ввиду российские, по понятным причинам туда не идут. Но без инвестиций очень тяжело развивать эти регионы. Как раз инвесторы — и приватные, и государственные — могли бы сформировать новое лицо этих регионов, как это происходит в других частях Украины”, — убежден эксперт.

Представить дорожную карту экономического развития Донбасса Кабмину планируют в сентябре. Потом потребуется примерно полгода, чтобы подготовить необходимые расчеты при участии экспертов.

Экономические связи с ОРДЛО

Восстановление экономических связей с неподконтрольной территорией — в Украине вопрос дискуссионный. Например, высказывание главы Луганщины Сергея Гайдая о необходимости их возобновления спровоцировало волну негодования в украинском политикуме и части общества.

“Я за то, чтобы восстановить экономические связи. Мы от этого получим сплошную выгоду <...> Мы ежегодно теряли порядка двух миллиардов гривен. Сколько мы за эти годы потеряли? Допустим, 8 миллиардов гривен. Сколько бы дорог мы могли сделать? <...> Например, 5 миллиардов гривен стоит строительство областной больницы”, — подчеркнул он.

А вот депутат от “Слуги народа” Юрий Камельчук увидел в таких действиях “ловушку”:

“Мы понимаем, что это ловушка. Если мы поддержим экономику тех людей, которые руководят там территорией и которые руководят боевиками, то мы фактически поспособствуем их усилению. Что, в принципе, без нас успешно делает Россия. И в данном случае мы должны искать какой-то другой демократический путь”, — сказал парламентарий.

Сам Гайдай позже открестился от своих слов, ссылаясь на неверную их трактовку журналистами.

“Никакого экономического сотрудничества с оккупированными территориями не может быть, пока существует, например, запрет тушить пожар самолетами [из-за отсутствия гарантий безопасности на линии конфликта]. Пока мы получаем вот такие справки... вот я каждое утро получаю их — и сегодня, к сожалению, мы уже имеем одного погибшего военного, которого застрелил снайпер российско-оккупационных войск”, — сказал он.

Совсем другой вывод озвучен в докладе “Международной кризисной группы”. Там написано, что Киев должен уже сейчас работать над снятием блокады, восстановлением экономических связей и разработкой программ, рассчитанных на всю территорию Донбасса, в том числе и неподконтрольную.

“Мы предлагаем такие мелкие шаги, как возобновление доступа к пенсиям для всех Граждан Украины, проживающих на неподконтрольной территории — это базовый элемент. Мы предлагаем шаги для возобновления мелкой торговли через линию соприкосновения. Мы предлагаем, чтобы Киев помогал жителям с обеих сторон линии соприкосновения... Простые мелкие первые шаги, которые могут как-то восстановить связи и это сможет создать фундамент для дальнейшей реинтеграции”, — сказала Катерин Квинн-Джадж, аналитик-исследователь МКГ.

В организации негативно оценивают идею изменить всю старопромышленную экономику региона на новую:

“С одной стороны, есть некоторые отрасли, которые никогда не возобновятся, но с другой стороны нужно понять, что есть люди, которые отдали много лет своей жизни этим предприятиям, есть навыки, которые можно использовать в экономике. Нужно отойти от стереотипа, что все, что было — это плохо и надо все заново создать”, — подчеркнула она.

Все мнения сходятся в одном — дальнейшая судьба экономики региона зависит от вариантов разрешения конфликта, в частности от готовности Кремля уйти с востока Украины, а также от инвестиций и подхода украинской власти к решению этой проблемы.

Василий ПАНАСЮК

Додати коментар

Користувач:
email:





Greece, Spain, and more
Debt crises are still alive
Can Europe revive?

- Fin.Org.UA

Новини

10:43 - Ситуація в енергосистемі станом на 25 квітня
10:21 - Руслан Стрілець: Німеччина – надійний партнер України
10:07 - Мінфін: У березні підприємці отримали 1 037 кредитів на 3,9 млрд гривень за державними гарантіями на портфельній основі
09:31 - До уваги платників, які мають можливість своєчасно виконувати свої податкові обов’язки!
09:30 - Як заповнюється податкова декларація платника єдиного податку – ФОПа у разі виправлення самостійно виявлених помилок з податкового зобов’язання?
09:28 - Порядок внесення змін до деяких облікових даних юридичних осіб та їх відокремлених підрозділів, відомості щодо яких містяться в ЄДР
09:27 - Як змінилися терміни бюджетного відшкодування ПДВ у зв’язку з прийняттям Закону України № 3603?
09:26 - В які строки фізична особа має право на проведення звірки даних, використаних контролюючим органом для розрахунку загального МПЗ?
09:24 - Юридичні особи поповнили місцеві скарбниці Дніпропетровщини транспортним податком майже на 2 млн гривень
09:24 - Дніпропетровщина: від фізичних осіб місцеві бюджети отримали понад 2 млн грн туристичного збору
09:22 - Щодо сплати ПДВ при продажу товарів/послуг через закордонні маркетплейси
09:21 - Інформаційний лист № 4/2024: 30+ питань платників податків щодо звітності в режимі Дія Сіті. Частина ІІ
09:18 - Міндовкілля: Україна та Німеччина розпочинають розробку нового проекту для лісового сектору
09:07 - Оперативна інформація ДСНС щодо наслідків ведення бойових дій російською федерацією та роботи піротехнічних підрозділів
09:00 - московіяни обстріляли Нікопольщину: пошкодили будинки, газогін і ЛЕП
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 25.04.2024
07:22 - Коментар пресслужби МЗС щодо запитів, які стосуються обслуговування громадян в ДП «Документ»
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 24 квітня: справа Сольського, ТРЦ "Гулівер" хочуть передати в управління АРМА
20:49 - Усіх абонентів у Києві, Одесі та Хмельницькому заживили, у Харкові діють обмеження – Міненерго 
20:47 - Єврокомісія пропонує запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до московія – Reuters
20:35 - Ситуація в енергосистемі. Оперативна інформація на 19:00
20:15 - Apple вимагає від Telegram заблокувати низку каналів для користувачів з українськими SIM-картками
20:08 - Банки готові збільшити кредитування бізнесу та населення – НБУ
20:02 - Найдорожча технокомпанія Європи ASML офційно змінила гендиректора
20:00 - СИТУАЦІЯ В ЕНЕРГОСИСТЕМІ. Оперативна інформація на 19:00
19:29 - Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів в Україні – дослідження
19:17 - Патроне став віцепрезидентом ЄБРР. Хто очолив банк по Україні та Молдові
18:59 - Аналітична записка про стан роботи зі зверненнями громадян у І кварталі 2024 року
18:50 - Експерти Консультативної Ради при Міністерстві економіки України вітають прогрес щодо запуску програми Ukraine Facility


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.6704
Канадський долар28.8388
Юань Женьміньбі5.4473
Чеська крона1.6715
Данська крона5.6565
Гонконгівський долар5.0393
Форинт0.107269
Індійська рупія0.47372
Рупія0.0024433
Новий ізраїльський шекель10.4525
Єна0.25477
Теньге0.08896
Вона0.028811
Мексиканське песо2.3308
Молдовський лей2.2073
Новозеландський долар23.4185
Норвезька крона3.5966
московський рубль0.42673
Сінгапурський долар28.9955
Ренд2.057
Шведська крона3.6294
Швейцарський франк43.1667
Єгипетський фунт0.824
Фунт стерлінгів49.075
Долар США39.4716
Білоруський рубль14.347
Азербайджанський манат23.2159
Румунський лей8.4785
Турецька ліра1.2137
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9715
Болгарський лев21.5692
Євро42.1833
Злотий9.7656
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото91400.04
Срібло1070.47
Платина36045.86
Паладій40324.58

Курси валют, встановлені НБУ на 25.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861043.871043.871043.871043.872233881.80
2280431077.331077.331077.331077.33104501.01
2289101069.981069.981069.981069.9853499.00
229025983.59983.59983.59983.591827510.22
229470919.34919.34919.34919.34367736.00
2302621055.81055.81055.81055.8221718.00
CRSR061023.781023.781023.781023.785118.90
FSTF021014.051014.051014.051014.051014.05
USGK78454545454545454522725000.00
XS12141600016000160001600016000.00

Дані за 24.04.2024