Уставшие крылья. Стоит ли платить Израилю за модернизацию наших МиГов

07.08.2020 15:42 | Укррудпром

dsnews.ua, 7 августа 2020. Опубликовано 14:43 07 августа 2020 года Информацию о том, что израильтяне начнут программу модернизации парка украинских фронтовых истребителей, уже назвали “прорывом” в сфере оборонного сотрудничества.

Ситуация с попытками модернизации самолетного парка Воздушных сил Украины на этой неделе получила крайне неожиданное продолжение. Ряд СМИ, близких к военно-промышленному комплексу, сообщил, что израильская компания Elbit Systems получила все разрешительные документы от своего правительства на участие в программе модернизации парка украинских фронтовых истребителей МиГ-29.

После чего к стройному хору журналистов присоединились и политические эксперты, часть из которых заявила, что это — ни больше ни меньше — “прорыв” в сфере сотрудничества в оборонной сфере с Израилем. Вспомнили даже, что этот проект лично лоббировал пятый президент Петр Порошенко в свою бытность во главе государства.

Сколько стоит модернизация

 

Однако, как всегда, “дьявол кроится в деталях” — поражают озвученная цена и количество машин. Согласно данным издания Defense Express, модернизация 11 истребителей будет стоить нашей стране $440 млн — то есть примерно по $40 млн за один борт. Для самолета, у которого прогнозированный срок службы в 40 лет истекает в 2031 году и которого военные просто не видят на вооружении в 2035 году, эта сумма выглядит весьма солидной и явно неадекватной.

Стоимость нового американского F-16D Block 52 на сегодня составляет $34 млн. Это, конечно, без запасных частей, переобучения летно-технического состава и подвесного вооружения, которое надо будет покупать с “нуля”. Но цена “бэушной” машины на порядок ниже. А тут за $40 млн всего лишь модернизация самолета, который прослужит еще лет 10. 

Правда, утверждают, что возможности израильской модернизации будут “значительно” превышать показатели отечественной модернизации в версии МиГ-29МУ2. “Фишкой” нашей модификации (которая неизвестно когда будет реализована) является возможность использования не только неуправляемого авиационного вооружения, но и управляемого оружия — причем как управляемых ракет класса “воздух—поверхность”, так и корректируемых бомб. Для этого планируют в числе прочего усовершенствовать систему управления оружием 20ПM, установить бортовую интегрированную аппаратуру навигации и посадки “Курс-93М” и заменить навигационную систему РСБН A-323.

Каким образом будет это же реализовано в израильской модификации при отсутствии отечественных образцов управляемого вооружения совершенно непонятно. Если только Elbit Systems не будет интегрировать западные образцы, но об этом упоминаний пока не было. Ведь тогда речь будет идти о других деньгах и других проблемах — ведь продажа такого высокотехнологичного оружия, как показывает опыт последних лет, достаточно большая проблема, требующая совместных усилий и политиков, и военных.

Говорить о том, что Израиль “возник на горизонте” с программой модернизации МиГов совершенно неожиданно, не приходится. Израильские конторы предлагают свои услуги уже как минимум 20 лет.

Из истории украино-израильского сотрудничества

 

Еще в 2000 году вопрос глубокой модернизации самолета МиГ-29 прорабатывался нашими военными, ГП “Укроборонсервис” и компанией ІАІ. В Израиль даже летала делегация, куда входили представители не только штаба ВВС, но “Укроборонсервиса” и ЦНИИ авиации. После многодневных консультаций и показов были выработаны предложения по модернизации, отработаны технические и финансовые вопросы.

По воспоминаниям генералов от ВВС, которые входили в состав делегации, уже тогда израильтяне предлагали установку нового прицельно-навигационного комплекса, который позволял обнаруживать и сопровождать воздушные и наземные (надводные, при волнении моря до трех баллов) цели. Отображение производилось в радиолокационном режиме по воздушным целям и в режиме цветной картинки на фоне рельефа местности — по наземным целям, плюс телевизионный, ИК и лазерный канал.

При этом управляемые ракеты класса “воздух-воздух”, “воздух-поверхность”, “воздух-РЛС” по желанию заказчика могли применяться как советского, так и западного образца. В информационное поле кабины вводились два больших жидко-кристаллических дисплея, на одном отображалась информация в режиме картографирования местности, на другом — информация о работе систем самолета и силовых установок.

Навигационная часть комплекса использовала спутниковые навигационные системы (тип по желанию заказчика), вводилось полное программирование полета с возможностью корректировки программы в воздухе пилотом. При этом все аналоговые вычислители в прицельных и навигационных блоках заменялись на цифровые, расширялся диапазон фиксированных частот самолетной радиостанции, система связи приводилась к международным нормам.

Алгоритм действий сторон по претворению в жизнь этого проекта был отработан следующий: израильская фирма, ввиду своей крайней заинтересованности, выделяет на модернизацию первого самолета $10 млн, Украина перегоняет один МиГ-29 на завод в аэропорту “Бен-Гурион” и отправляет бригаду специалистов со Львовского авиаремонтного завода, которые совместно с израильскими проводят модернизацию первого самолета и одновременно приобретают навыки в установке израильского оборудования, его испытаниях и доводке. Затем, в июне 2001 года, модернизированный МиГ-29 показывают на 44-м международном авиасалоне в Ле-Бурже.

В случае успеха проекта Львовский авиаремонтный завод получал возможность проводить модернизацию МиГ-29 стран Восточной Европы — на тот момент этот самолет был основным в целом ряде стран (сегодня МиГи заменили F-16 и “Гриппен”).

Вернувшись домой, рабочая группа представила подробный доклад с выводами о том, что этот вариант работы по модернизации наиболее целесообразен и экономически выгоден, поэтому надо приступать к его реализации, не затягивая время.

Министерство обороны Украины подало соответствующие доклады в Совбез, Кабмин и Президенту. Но сотрудничество в этой области с Израилем на тот момент было признано нецелесообразным. Политики настойчиво предлагали российский путь модернизации, хотя этот вариант был значительно дороже израильского. После компания “МиГ” вообще разорвала всяческие контакты с Украиной, и чтобы хоть как-то поддерживать парк МиГов в строю, пришлось разрабатывать отечественные варианты модернизации МиГ-29МУ1 и МиГ-29МУ2.

Многоцелевой истребитель МиГ-29МУ1. Инфографика 2017 года

Сегодня же совершенно непонятно стремление любым путем модернизировать имеющиеся советские машины, расходуя для этого огромные средства. Деньги можно было бы начать вкладывать в модернизацию инфраструктуры и подготовку летного состава под будущие закупки самолетов западного образца. Ведь другого пути пока не видят ни военные, ни политики. 

Михаил ЖИРОХОВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Market correction,
Stocks fall and investors fret,
Value seekers pounce.

- Fin.Org.UA

Новини

00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 18 квітня: покриття дефіциту бюджету, Raiffeisen Bank просять пришвидшити вихід з московія
20:45 - Meta представила ранні версії своєї нової моделі ШІ LLaMA 3
20:33 - Мексика під тиском США припиняє стимулювання китайських виробників електромобілів
20:04 - Україна отримала від німецьких партнерів енергетичне обладнання на майже мільйон євро
19:47 - У І кварталі до бюджету від приватизації надійшло понад 650 мільйонів
19:47 - Катерина Павліченко: За допомогою 38 машин, отриманих ДСНС від міжнародних партнерів, було розміновано понад 700 га територій
19:22 - У І кварталі Мінфін залучив понад $3 мільярди внутрішніх запозичень для покриття дефіциту бюджету
19:13 - московіянам почнуть відключати вхід в акаунти через Apple чи Google ID
19:06 - У Мінфіні відбулося третє засідання Міжвідомчої робочої групи з питань застосування програмних реєстраторів розрахункових операцій
18:56 - "Схеми": Портнов з Іспанії переписав віллу під Києвом на дітей
18:44 - Виробники "Шахедів", металургія та автопромисловість: США та Британія ввели санкції проти Ірану
18:41 - Делегація МОЗ взяла участь у пояснювальній сесії Єврокомісії з питань захисту прав споживачів та охорони здоров’я
18:35 - "Укрнафта" змешить споживання електроенергії на АЗС
18:25 - Мінфін та Держфінмоніторинг працюють з міжнародними партнерами, щоб внести росію до «чорних» списків FATF та ЄС, – Денис Улютін
18:18 - Замість декларативних пільг — дієві інструменти для самореалізації ветеранів у цивільному житті, — Максим Кушнір
18:12 - "Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов’язаних осіб
18:07 - УЗ цьогоріч планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій
17:56 - Підписано Угоду про співробітництво в рамках проекту «Спільна архівна спадщина» з керівниками архівних служб країн Балтії, України та Польщі
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 18.04.2024
17:32 - "Укренерго" попереджає про можливі обмеження електроенергії для промислових споживачів
17:30 - Держаудитори перевірять ефективність роботи ДП «Укрдіпроважмаш»
17:28 - Посібник "Створення індустріальних парків та включення їх до Реєстру індустріальних парків"
17:21 - Німецький бізнес зацікавлений збільшувати інвестиції в ключові галузі української економіки, - Юлія Свириденко
17:20 - ФДМУ не зміг із першої спроби продати конфісковані квартири Сальдо і Шелкова
17:17 - Зустріч фінансового блоку G7: Сергій Марченко закликав пришвидшити розробку механізмів для спрямування активів рф на потреби України
17:00 - З 22 квітня в Києві відновиться платне паркування
16:48 - Німецький бізнес зацікавлений збільшувати інвестиції в ключові галузі української економіки, - Юлія Свириденко
16:38 - План США з випуску боргових зобов'язань під активи московія має юридичні ризики – ЄЦБ
16:35 - З початку року аграрії отримали кредитів на розвиток на 36 мільярдів


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5305
Канадський долар28.7995
Юань Женьміньбі5.4716
Чеська крона1.6729
Данська крона5.6663
Гонконгівський долар5.0568
Форинт0.107167
Індійська рупія0.47405
Рупія0.0024469
Новий ізраїльський шекель10.4752
Єна0.25658
Теньге0.088619
Вона0.028832
Мексиканське песо2.3361
Молдовський лей2.2125
Новозеландський долар23.4771
Норвезька крона3.6023
московський рубль0.42078
Сінгапурський долар29.1268
Ренд2.0799
Шведська крона3.6351
Швейцарський франк43.5804
Єгипетський фунт0.8193
Фунт стерлінгів49.3858
Долар США39.6037
Білоруський рубль14.3951
Азербайджанський манат23.2936
Румунський лей8.497
Турецька ліра1.2187
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.1599
Болгарський лев21.6154
Євро42.2789
Злотий9.769
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94309.87
Срібло1126.34
Платина37223.12
Паладій40714.98

Курси валют, встановлені НБУ на 19.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.451041.451041.451041.45312435.00
227763995.04995.04995.04995.04221893.92
229025981.29981.29981.29981.29490645.00
229470917.22917.22917.22917.2291722.00
2302621049.581049.581049.581049.58209916.00
BAVL0.2250.2250.2250.22567500.00
CRSR061018.491019.181018.491019.1820373.25
USGK78454845484548454822740000.00

Дані за 18.04.2024