Новая авантюра. Как “Нафтогазу” компенсируют “убытки” от продажи газа населению

18.02.2020 08:18 | Укррудпром

Деловая столица, 17 февраля 2020. Опубликовано 08:15 18 февраля 2020 года “Нафтогаз” таки получит свою компенсацию из госбюджета за выполнение функций ПСО в части поставок природного газа населению и предприятиям теплокоммунэнерго. Сколько это будет стоить для страны?

“Технический” вопрос на миллиарды

Прежние годы ознаменовались эпичной битвой хозяина и его слуги. В роли хозяина выступал Кабмин, хотя на самом деле настоящим собственником в теории является народ. В роли слуги выступал “Нафтогаз”, который, работая “на поле хозяина”, то есть распоряжаясь природными ресурсами всей страны, требовал возместить ему плату за это “использование”. Ситуация напоминала дешевый водевиль. Дело дошло даже до исков, которые “Нафтогаз” подал на правительство в суд, требуя взыскать из бюджета миллиарды гривень за выполнение функций ПСО (Public Service Obligation) — специальных обязательств по продаже газа населению и предприятиям теплокоммунэнерго, возложенных на компанию. Так, только за четвертый квартал 2015-го, по мнению НАК, правительство задолжало ему 6,6 млрд грн. А общая сумма претензий к правительству, выдвинутая “Нафтогазом” и его “дочкой” “Укргаздобычей”, достигает 111 млрд грн, исходя из объема газа, поставленного в рамках режима ПСО льготным потребителям, в размере 40,7 млрд куб. м (ценовая компенсация за газ — 74,8 млрд грн, недополученная прибыль — 12,1 млрд грн, сомнительная задолженность, возникшая у льготных поставщиков, которым Кабмин “заставил” НАК поставлять газ, — 24,1 млрд грн).

Предыдущее правительство, к слову, так и не сумело обуздать ценовые аппетиты “Нафтогаза”. На закате своей каденции Кабмин Владимира Гройсмана утвердил новый порядок ценообразования, согласно которому цена на газ для населения должна была определяться как наименьшая из следующих ценовых индикаторов: коммерческая цена на внутреннем рынке; средняя цена растаможенного газа на энергетической таможне; средневзвешенная цена, зафиксированная на торгах Украинской энергетической биржи (УЭБ); цена газа в режиме ПСО, рассчитанная согласно постановления КМУ №867 от 19.10.2018.

Не успело остыть кресло предыдущего премьера, как “Нафтогаз” тут же попытался оспорить указанный выше алгоритм определения продажной цены газа и подал иск в Окружной административный суд Киева опять-таки на своего единственного собственника — правительство.

Но новый Кабмин и профильный министр оказались куда сговорчивее. В частности, они согласились на “гибридную” форму анбандлинга. Напомним, правительство Гройсмана настаивало на так называемом полном анбандлинге Ownership unbundling, когда транзитные активы выделяются в структуру отдельного оператора ГТС. Эту же модель поддерживали европейцы и Всемирный банк. “Нафтогаз” же настаивал на иной модели разделения функций по транзиту газа — ISO (Independent System Operator), которая предполагала, что новый оператор по транзиту будет создан, но транзитные активы останутся у НАК. Как известно, в результате “компромисса” появился новый транзитный оператор с переданными ему активами, но сам транзитный договор с “Газпромом” заключил именно “Нафтогаз”. И уже НАК заключит соглашение по транзиту с независимым оператором, исполняя роль гигантской “прокладки”. И теперь у нас может быть две ситуации с получением платы за транзит: 1) “Газпром” будет платить больше, чем тариф, определенный национальным регулятором для оператора ГТС, тогда “Нафтогаз” сможет снять разницу в свою пользу; 2) “Газпром” будет платить меньше, и тогда “Нафтогаз” наверняка потребует выплату компенсации, а если ему не заплатят, по старой доброй традиции подаст в суд. На правительство.

Ситуация с анбандлингом важна для нас в свете реинкарнированной темы с компенсацией “Нафтогазу” за выполнение оным режима ПСО.

12 февраля, выступая на брифинге по итогам заседания правительства, премьер-министр Алексей Гончарук заявил: “Речь о методике расчета. О том, каким образом должна рассчитываться эта компенсация, которая должна быть выплачена компании, для которой были установлены специальные обязанности на рынке. Эта методика разрабатывается, она сейчас согласовывается между Министерством энергетики и Министерством финансов. Это вопрос, какую формулу применить, много сложных, технических в том числе вопросов. К концу месяца я ожидаю, что документ поступит правительству и мы его примем. Это вопрос чисто технический”.

Зафиксируем: для премьера является “техническим” вопрос, сколько миллиардов государство заплатит “Нафтогазу” за продажу газа населению в разы дороже его реальной себестоимости. Но для страны это вопрос не технический, а принципиальный, поскольку речь идет, повторимся, о миллиардах гривень бюджетных средств.

Сам факт, что тема ПСО вынырнула именно сейчас, вызывает удивление. С 1 мая 2020 г. режим выполнения “Нафтогазом” специальных обязательств по продаже газа населению и предприятиям ТКЭ должен быть отменен. Во всяком случае, это обязательство было заложено в предыдущем меморандуме с МВФ и наверняка попадет в новое соглашение о сотрудничестве. Кроме того, правительство, не дожидаясь, пока “Нафтогаз” разберется с ним в суде по поводу “незаконности” ценовой формулы, утвержденной летом 2019-го, само изменило этот невыгодный для НАК ценовой механизм на более удобоваримый.

Отныне, до отмены режима ПСО в мае, цена на газ будет определяться, исходя из средневзвешенных котировок на хабе TTF в Нидерландах по данным биржи Powernext/EEX. Затем к этой цене добавят стоимость транспортировки с хаба NCG в Германии по маршруту ФРГ — Австрия — Словакия, то есть прямиком к Вельке-Капушаны, где и находится знаменитый “газовый коллайдер”, то есть “кольцо”, в котором накручиваются показания счетчиков учета транзита газа для формирования цены по импорту ресурса в Украину из ЕС. Нетрудно заметить, что TTF дальше, чем NCG, и эти логистические затраты будут учитываться при сравнении ценовых спредов между котировками этих двух хабов. Затем к цене газа будет добавлена плата за вход в украинскую ГТС на западной границе, торговая наценка “Нафтогаза” (1,917%), тариф на транспортировку и распределение, наценка облгазов (2,5%). Финальная сумма увеличивается на величину НДС (20%).

Странное ПСО по ценам выше рыночных

В прошлом году средневзвешенная цена газа, зафиксированная по результатам электронных биржевых торгов на УЭБ, постоянно снижалась. Если в январе она составила с НДС 9,82 тыс. грн за тысячу кубов, то уже к началу лета снизилась до 6,66 тыс. В октябре ценовой индикатор находился на уникальном ценовом минимуме — всего 5,14 тыс. грн, что нехарактерно для периода перед началом отопительного сезона. Основные причины: цены на газ на европейском рынке легли на 12-летние минимумы вследствие теплой осени; значительные запасы газа в подземных хранилищах; увеличение поставок СПГ морским путем. Кроме того, сырьевые энергетические товары, такие как нефть, ушли в “боковой” ценовой тренд, предчувствуя замедление мировой экономики, хотя корреляция цен на газ и нефтепродукты в последнее время несколько ослабла.

Та же ситуация на европейских хабах, а ведь у нас работает привязка к импортному паритету, который был установлен еще прошлой властью, так называемый принцип “Дюссельдорф+”, то есть снижение цен на газ на европейском рынке должно коррелировать с динамикой внутренних ценовых параметров в Украине.

На хабе NCG, который ранее являлся нашим ценовым бенчмарком, приведенная цена (с учетом транспортировки к западной границе Украины) 12 февраля 2020-го в пересчете на гривню составила примерно 4,48 тыс. за 1 тыс. куб. м с учетом НДС. На хабе TTF, который теперь используется как база для определения цены в режиме ПСО, — 4,27 тыс. грн. Самая высокая цена была на хабе Gaspool — 4.49 тыс. грн.

Ситуация с хабовой привязкой цены вызывает удивление, ведь в отношении угля принцип “Роттердам+” был заклеймен, а в отношении газа система “Дюссельдорф+” получила максимальное развитие. Причем хаб TTF был выбран вовсе не случайно. “Нафтогаз” планирует закупать импортный газ для покрытия дефицита, и продавец уже выбран — это, скорее всего, будет СПГ из США (преимущественно). А нидерландский хаб TTF как раз и специализируется на котировках сжиженного природного газа. При этом рыночность хабовых котировок является весьма условной, так как многие трейдеры закупают газ на основании долгосрочных контрактов с существенными скидками, а на хабах зачастую покрываются сезонные дефициты и фиксируются спотовые поставки. Именно поэтому ценовые колебания на хабах в октябре-январе по экстремумам составляли 8,01-16,94 EUR/MWH

Если сравнить цены “Нафтогаза” для населения (без транспортировки и НДС) с ценами приведенного хаба, а также минимальные котировки на самих хабах (если оценивать предельную полезность газа как товара для потребителя, то нужно брать именно минимальные, а не средневзвешенные цены), то мы увидим, что без учета платы за вход в ГТС цены на газ, установленные НАК, примерно соответствуют ценовому показателю хаба и значительно выше котировок на самих европейских хабах за счет фиктивной транспортировки, которой на самом деле физически не существует. Кстати, если для определения внутренних цен взять не нидерландский хаб TTF, а британский NBP, то затраты на транспортировку будут еще выше, что позволит дополнительно взвинтить цену на газ для украинских потребителей. В сравнении со средневзвешенными котировками на газ на УЭБ (коммерческие потребители) цены в рамках ПСО “Нафтогаза” отличаются от них на 11-150 грн за 1 тыс. куб. м (превышение) либо даже на 50 грн ниже.

В таком случае о какой компенсации режима ПСО идет речь? Ведь компенсировать практически нечего, и сам режим ПСО близок к завершению. Тут может быть несколько вариантов.

Вариант №1 (ужасный). Если режим ПСО определен как цена приведенного хаба, то, учитывая раздутую себестоимость добычи газа, куда включили и технологические потери, и так называемую инвестиционную составляющую, и амортизацию оценки природных запасов, нынешняя цена будет существенно ниже, чем плановый показатель. А бурить надо. В таком случае компенсировать будут не выполнение режима ПСО, а “убыточность” для компании “рыночного” тарифа. На самом деле, никакой убыточности по факту нет, но если применить творческий подход и “амортизировать” недра, а также включить в тариф “инвестиционную” составляющую, то убыточность появится. Данный вариант пока из разряда “очевидное невероятное”, но у нас все может быть.

Вариант №2 (циничный). “Нафтогаз” получил от “Газпрома” компенсацию в размере $2,9 млрд, и президент Зеленский уже запланировал потратить эти деньги на приемные отделения в поликлиниках и дороги. Но мы живем в мире комедии Гольдони “Слуга двух господ”. Один господин — как бы народ, второй — трудно определяемый Некто, который и управляет “Нафтогазом”, в том числе с помощью загадочного лондонского клуба, точнее, наблюдательного совета.

Некто не даст просто так взять и забрать у “Нафтогаза” $2,9 млрд. Но оставить их НАКу на фоне бонусных истерик тамошних топ-менеджеров означает для Зеленского ущерб политического имиджа. Поэтому деньги сперва заберут “на больницы”, а затем незаметно вернут в счет погашения задолженности государства за поставки газа в режиме ПСО в прежние годы. Помните сумму в 74,8 млрд грн в начале статьи как недополученную от потребителей стоимость поставленного газа в рамках режима ПСО? Если поделить на 25, получаем $2,99 млрд...

“Нафтогаз” в этой системе координат — гигантская “прокладка”, которая будет снимать маржу и на транзите, и на разнице цен. А финансировать эти платежи будет государственный бюджет, который, кстати, теперь хронически недовыполняется. А сама компания вместо финансового донора государства постепенно начнет превращаться в реципиента. Но у правительства всегда есть возможность увеличить свои долговые заимствования, в том числе и для выплаты компенсаций НАКу.

Получается удачная схема — хайпануть на больницах, показать “кто в доме хозяин”, а затем потихоньку все до копейки вернуть настоящему хозяину компании, тому самому Некто. А что же народ? А ничего. У потребителей газа в режиме ПСО слуг нет.

Алексей КУЩ

Додати коментар

Користувач:
email:





Greece, Spain, and more
Debt crises are still alive
Can Europe revive?

- Fin.Org.UA

Новини

07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 25.04.2024
07:22 - Коментар пресслужби МЗС щодо запитів, які стосуються обслуговування громадян в ДП «Документ»
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 24 квітня: справа Сольського, ТРЦ "Гулівер" хочуть передати в управління АРМА
20:49 - Усіх абонентів у Києві, Одесі та Хмельницькому заживили, у Харкові діють обмеження – Міненерго 
20:47 - Єврокомісія пропонує запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до московія – Reuters
20:35 - Ситуація в енергосистемі. Оперативна інформація на 19:00
20:15 - Apple вимагає від Telegram заблокувати низку каналів для користувачів з українськими SIM-картками
20:08 - Банки готові збільшити кредитування бізнесу та населення – НБУ
20:02 - Найдорожча технокомпанія Європи ASML офційно змінила гендиректора
20:00 - СИТУАЦІЯ В ЕНЕРГОСИСТЕМІ. Оперативна інформація на 19:00
19:29 - Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів в Україні – дослідження
19:17 - Патроне став віцепрезидентом ЄБРР. Хто очолив банк по Україні та Молдові
18:59 - Аналітична записка про стан роботи зі зверненнями громадян у І кварталі 2024 року
18:50 - Експерти Консультативної Ради при Міністерстві економіки України вітають прогрес щодо запуску програми Ukraine Facility
18:48 - Литва майже припинила імпорт зерна з московії та Білорусі
18:47 - Mercedes-Benz презентувала електричний G-Wagen
18:23 - Туреччина наростила закупівлі російської нафти до історичного рекорду
18:21 - Оновлено порядок здійснення безвиїзного нагляду та виїзних перевірок  фінансових установ з питань фінансового моніторингу, валютного та санкційного законодавства
18:10 - Байден підписав закон з 61 млрд доларів на підтримку України
18:07 - У Харкові запровадили нові проєкти для підтримки місцевого бізнесу
17:54 - Коли запрацює еАкциз в Україні
17:52 - Інформація щодо проведення Міжнародної весільної виставки “SHANGHAI WEDDING EXPO 2024” (07 – 09 серпня 2024 р., м. Шанхай, Китай)
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 24.04.2024
17:18 - Україна підписала Меморандуми про взаємне визнання Дипломів / Свідоцтв фахівця моряків з Португалією та Грузією
17:04 - Мазепа про свою справу: проблема в "сірих зонах" законів, а не в вертикалі Зеленського
17:00 - Офіс генпрокурора після аудиту закрив п'яту частину справ проти бізнесу
16:47 - Boeing звітує про падіння доходів через скорочення поставок
16:35 - Центр розмінування ДССТ отримав 10 позашляховиків, закуплених німецькими партнерами за ініціативи Мінекономіки
16:31 - Автобуси тепер можуть обирати в "єЧерзі" час перетину кордону з Молдовою


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.6704
Канадський долар28.8388
Юань Женьміньбі5.4473
Чеська крона1.6715
Данська крона5.6565
Гонконгівський долар5.0393
Форинт0.107269
Індійська рупія0.47372
Рупія0.0024433
Новий ізраїльський шекель10.4525
Єна0.25477
Теньге0.08896
Вона0.028811
Мексиканське песо2.3308
Молдовський лей2.2073
Новозеландський долар23.4185
Норвезька крона3.5966
московський рубль0.42673
Сінгапурський долар28.9955
Ренд2.057
Шведська крона3.6294
Швейцарський франк43.1667
Єгипетський фунт0.824
Фунт стерлінгів49.075
Долар США39.4716
Білоруський рубль14.347
Азербайджанський манат23.2159
Румунський лей8.4785
Турецька ліра1.2137
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9715
Болгарський лев21.5692
Євро42.1833
Злотий9.7656
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото91400.04
Срібло1070.47
Платина36045.86
Паладій40324.58

Курси валют, встановлені НБУ на 25.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861043.871043.871043.871043.872233881.80
2280431077.331077.331077.331077.33104501.01
2289101069.981069.981069.981069.9853499.00
229025983.59983.59983.59983.591827510.22
229470919.34919.34919.34919.34367736.00
2302621055.81055.81055.81055.8221718.00
CRSR061023.781023.781023.781023.785118.90
FSTF021014.051014.051014.051014.051014.05
USGK78454545454545454522725000.00
XS12141600016000160001600016000.00

Дані за 24.04.2024