Во временное пользование. Не дешево ли Украина сдала грузинам со швейцарцами Херсонский порт

24.01.2020 08:54 | Укррудпром

Деловая столица, 23 января 2020. Опубликовано 08:30 24 января 2020 года В Украине заключена первая сделка по новому законодательству о концессиях. Государство отдало в пользование частной компании морской торговый порт.

Стали известны результаты конкурса на заключение концессионного договора, который проходил с 12 сентября 2019-го: определялся концессионер принадлежащего государству Херсонского морского торгового порта. О результатах конкурса на своей странице в Facebook сообщил лично премьер-министр Алексей Гончарук.

Кто получил порт в концессию

По его словам, победителем стала швейцарская компания “Рисоил-Херсон”. Условия, на которых она получила в концессию Херсонский порт, следующие: компания обязалась инвестировать в развитие порта около 300 млн грн; помимо этого, договор предполагает ставку концессионного платежа, сумма которого составит 12 млн грн единовременно и 7% от дохода порта ежегодно; также компания-концессионер обязуется вложить более 18 млн грн в местную инфраструктуру. Срок действия договора — 30 лет.

“Рисойл-Херсон” — консорциум компании “Петро ойл энд кэмикалс” (Georgian Industrial Group) и RISOIL S.A. (Швейцария). Доля грузинской группы составляет 60%, швейцарской компании — 40%. Терминалы компании работают в порту Черноморск, осуществляя перевалку зерновых культур и масла. Georgian industrial Group — крупнейшая холдинговая компания в Грузии со штаб-квартирой в Тбилиси. Ее сферы интересов — горнодобывающая промышленность, топливо и энергетика, инвестиции. А  Risoil S.A. была зарегистрирована в Женеве в 2000 г. Ее основная деятельность — обеспечение логистики масла, насыпных и генеральных грузов в портах Черного моря, продажа и производство растительных масел, торговля зерновыми и масличными культурами в контейнерах, хранение и переработка агропромышленных продуктов. Сооснователь и директор RISOIL S.A. — бизнесмен грузинского происхождения Шота Хаджишвили. 

Что получит Украина

Это, по сути, первый концессионер в Украине, потому данная сделка поднимает много вопросов. Например, он обязался инвестировать в развитие порта около 300 млн грн за 30 лет, в течение которых порт будет в его распоряжении. Много это или мало? Не продешевило ли государство? Или, может, наоборот, сдать в концессию все равно выгоднее, чем сохранять текущее положение дел?

“Здесь выгода государства в привлечении грузопотоков в Херсонский порт. Это не сиюминутные доходы, которые государство получает от того, что компания-концессионер использует данный порт. Компания обязана инвестировать в этот порт, развивать инфраструктуру, что способствует привлечению новых грузопотоков, — пояснил “ДС” директор программы “Инфраструктура будущего” аналитического центра “Украинский институт будущего”, экс-замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер. — Соответственно, увеличиваются портовые сборы, растут доходы “Укрзалізниці”, других компаний. Поэтому не надо узко смотреть на те доходы, которые называются “концессионные платежи”.

Действительно, в результате активизации портового бизнеса в Херсоне резко возрастает объем собранных налогов, будут созданы новые рабочие места в этом не самом экономически благополучном регионе, да и в целом Херсонщина станет более привлекательной для инвесторов.

К тому же в данном случае сложно определить, много или мало получит государство в виде концессионных платежей. Просто не с чем сравнивать — это первая сделка такого рода. И одна из ее задач — как раз определить границу между выгодностью и невыгодностью подобных контрактов.

“Ситуация в нашей стране, мягко говоря, не идеальная для привлечения внешних инвесторов. Особенно если учесть, что это был первый “взрослый” концессионный конкурс. Наша страна долго к нему готовилась, пыталась использовать другие объекты и с другими целями, и я рад, что первый объект — именно этот, а не порт “Южный”, к примеру”, — также отметил Владимир Шульмейстер.

Зачем отдавать порт в концессию

Украинские морские порты, часть которых планируют передать в концессию, — очень привлекательные инвестиционные объекты, приватизация которых, однако, крайне затруднена. В прошлом году морские порты впервые за 10 лет рекордно нарастили перевалку грузов. Ее объем преодолел отметку в 150 млн т.

Однако конкретно у Херсонского порта дела обстоят плохо. У него есть серьезные ограничения, прежде всего связанные с глубинами. К тому же этот порт всегда был нацелен на перевалку грузов, поступающих из восточных регионов. В результате спада грузооборота Херсонский порт более не считается стратегическим, и именно поэтому он попал в первый перечень объектов, отдаваемых в концессию.

До того, как в начале октября прошлого года Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект №1046 о концессии, эти вопросы регулировались четырьмя различными законами, противоречащими друг другу, что не позволяло государству получать значительную долю дохода от распоряжения своим имуществом. И вот теперь — результат, первая сделка, заключенная в рамках нового закона.

Когда закон готовился, концессионный проект в порту Херсон рассматривался в качестве пилотного. Предполагалось, что он позволит привлечь инвестиции в размере около 1,37 млрд грн и увеличить поступления в бюджеты разных уровней до 14,3 млрд грн за весь период действия договора концессии, в том числе поступлений от концессионных платежей — до 2,8 млрд грн. Такие цифры называли в Мининфраструктуры. Предполагалось, что сумма обязательных инвестиций в первые пять лет составит $8,2 млн с перспективой их увеличения до $25,8 млн. Тогда же замминистра инфраструктуры Юрий Лавренюк рассказывал журналистам, что концессионными проектами ГП “Стивидорная компания “Ольвия” и ГП “Херсонский морской торговый порт” заинтересовались 46 компаний, в том числе 11 иностранных.

Однако, похоже, радужные цифры прямых доходов от концессии — это скорее были хотелки министерских чиновников, которые не выдержали проверки суровой реальностью первой концессионной сделки.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Додати коментар

Користувач:
email:





In Basel they meet
BIS, the central bank's bank
Regulating all

- Fin.Org.UA

Новини

00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 18 квітня: покриття дефіциту бюджету, Raiffeisen Bank просять пришвидшити вихід з московія
20:45 - Meta представила ранні версії своєї нової моделі ШІ LLaMA 3
20:33 - Мексика під тиском США припиняє стимулювання китайських виробників електромобілів
20:04 - Україна отримала від німецьких партнерів енергетичне обладнання на майже мільйон євро
19:47 - У І кварталі до бюджету від приватизації надійшло понад 650 мільйонів
19:47 - Катерина Павліченко: За допомогою 38 машин, отриманих ДСНС від міжнародних партнерів, було розміновано понад 700 га територій
19:22 - У І кварталі Мінфін залучив понад $3 мільярди внутрішніх запозичень для покриття дефіциту бюджету
19:13 - московіянам почнуть відключати вхід в акаунти через Apple чи Google ID
19:06 - У Мінфіні відбулося третє засідання Міжвідомчої робочої групи з питань застосування програмних реєстраторів розрахункових операцій
18:56 - "Схеми": Портнов з Іспанії переписав віллу під Києвом на дітей
18:44 - Виробники "Шахедів", металургія та автопромисловість: США та Британія ввели санкції проти Ірану
18:41 - Делегація МОЗ взяла участь у пояснювальній сесії Єврокомісії з питань захисту прав споживачів та охорони здоров’я
18:35 - "Укрнафта" змешить споживання електроенергії на АЗС
18:25 - Мінфін та Держфінмоніторинг працюють з міжнародними партнерами, щоб внести росію до «чорних» списків FATF та ЄС, – Денис Улютін
18:18 - Замість декларативних пільг — дієві інструменти для самореалізації ветеранів у цивільному житті, — Максим Кушнір
18:12 - "Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов’язаних осіб
18:07 - УЗ цьогоріч планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій
17:56 - Підписано Угоду про співробітництво в рамках проекту «Спільна архівна спадщина» з керівниками архівних служб країн Балтії, України та Польщі
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 18.04.2024
17:32 - "Укренерго" попереджає про можливі обмеження електроенергії для промислових споживачів
17:30 - Держаудитори перевірять ефективність роботи ДП «Укрдіпроважмаш»
17:28 - Посібник "Створення індустріальних парків та включення їх до Реєстру індустріальних парків"
17:21 - Німецький бізнес зацікавлений збільшувати інвестиції в ключові галузі української економіки, - Юлія Свириденко
17:20 - ФДМУ не зміг із першої спроби продати конфісковані квартири Сальдо і Шелкова
17:17 - Зустріч фінансового блоку G7: Сергій Марченко закликав пришвидшити розробку механізмів для спрямування активів рф на потреби України
17:00 - З 22 квітня в Києві відновиться платне паркування
16:48 - Німецький бізнес зацікавлений збільшувати інвестиції в ключові галузі української економіки, - Юлія Свириденко
16:38 - План США з випуску боргових зобов'язань під активи московія має юридичні ризики – ЄЦБ
16:35 - З початку року аграрії отримали кредитів на розвиток на 36 мільярдів


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5305
Канадський долар28.7995
Юань Женьміньбі5.4716
Чеська крона1.6729
Данська крона5.6663
Гонконгівський долар5.0568
Форинт0.107167
Індійська рупія0.47405
Рупія0.0024469
Новий ізраїльський шекель10.4752
Єна0.25658
Теньге0.088619
Вона0.028832
Мексиканське песо2.3361
Молдовський лей2.2125
Новозеландський долар23.4771
Норвезька крона3.6023
московський рубль0.42078
Сінгапурський долар29.1268
Ренд2.0799
Шведська крона3.6351
Швейцарський франк43.5804
Єгипетський фунт0.8193
Фунт стерлінгів49.3858
Долар США39.6037
Білоруський рубль14.3951
Азербайджанський манат23.2936
Румунський лей8.497
Турецька ліра1.2187
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.1599
Болгарський лев21.6154
Євро42.2789
Злотий9.769
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94309.87
Срібло1126.34
Платина37223.12
Паладій40714.98

Курси валют, встановлені НБУ на 19.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.451041.451041.451041.45312435.00
227763995.04995.04995.04995.04221893.92
229025981.29981.29981.29981.29490645.00
229470917.22917.22917.22917.2291722.00
2302621049.581049.581049.581049.58209916.00
BAVL0.2250.2250.2250.22567500.00
CRSR061018.491019.181018.491019.1820373.25
USGK78454845484548454822740000.00

Дані за 18.04.2024