Помогите, мы убогие: будут ли немцы спасать “Укрзализныцю”

24.01.2020 08:00 | Укррудпром

Апостроф, 23 января 2020. Опубликовано 07:20 24 января 2020 года Пока есть только политическое решение о сотрудничестве Deutsche Bahn.

Премьер-министр Украины Алексей Гончарук сообщил, что немецкая компания Deutsche Bahn возьмет под свое шефство оператора украинских железных дорог “Укрзализныцю”. При этом пока подписан только соответствующий меморандум о взаимопонимании, а детали соглашения еще дорабатываются. “Апостроф” выяснял, какой будет роль Deutsche Bahn в управлении отечественной госкомпанией и смогут ли немцы решить проблемы украинского монополиста.

Государственная компания “Укрзализныця” будет передана в управление немецкому железнодорожному перевозчику Deutsche Bahn сроком на 10 лет. Об этом заявил премьер-министр Украины Алексей Гончарук в ходе выступления на всемирном экономическом форуме в Давосе. Он сообщил, что 22 января там же, в Давосе, между Deutsche Bahn и Министерством инфраструктуры Украины был подписан соответствующий меморандум о взаимопонимании.

“Это — экосистемное решение, которое должно показать, что Украина беспрецедентно открыта к инвестициям и новым стандартам”, — заявил премьер. Он добавил, что на сегодня есть политическое решение о сотрудничестве, тогда как детали соглашения еще дорабатываются.

При этом Гончарук заверил, что ни о продаже, ни даже об аренде такого стратегического объекта, как “Укрзализныця”, речь не идет. “Немецкие специалисты будут работать над реформированием управленческих механизмов предприятия”, — написал премьер в Facebook.

На заявление украинского премьера уже отреагировала немецкая компания, которая хоть и не опровергла полностью его слова, но все же изрядно их смягчила. Deutsche Bahn сообщила, что через свою дочернюю компанию DB Engineering & Consulting она будет не руководить “Укрзализныцей”, а консультировать ее менеджмент по техническим вопросам и вопросам ведения бизнеса.

Вместе с тем один из телеграмм-каналов, который комментирует политические процессы в Украине, утверждает, что стороны пришли к договоренности о том, что “Укрзализныця” фактически перейдет под контроль немецкой компании. Так, якобы, от Deutsche Bahn будут назначены более десятка руководителей различных направлений в украинской госкомпании, при этом глава “Укрзализныци” будет утверждаться немцами.

В самой “Укрзализныци” “Апострофу” оперативно не смогли ответить на вопрос о том, какие конкретно полномочия в компании будут иметь представители Deutsche Bahn, но пообещали предоставить соответствующую информацию в скором будущем.

Меморандум ни о чем

Мнения экспертов по поводу сотрудничества “Укрзализныци” с немецким перевозчиком разделились. Так, инвестиционный банкир и колумнист Сергей Фурса приветствовал подписание меморандума с Deutsche Bahn. “Это — лучшее, что могло случится с украинскими железными дорогами”, — написал он в Facebook. При этом он подчеркнул, что “Укрзализныце” нужно именно управление со стороны немецкой компании, а не просто консультационные услуги по проведению реформы.

В свою очередь, директор инфраструктурного направления в “Украинском институте будущего”, бывший первый замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер высказался резко против того, чтобы Deutsche Bahn, равно как и любая другая иностранная компания, получила контроль над украинскими железными дорогами, которые, между прочим, относятся к стратегической инфраструктуре государства. Он пояснил, что Deutsche Bahn как немецкая компания будет, в первую очередь, отстаивать интересы, Германии, а не Украины.

 

При этом, по его словам, люди, которые сегодня контролируют “Укрзализныцю”, также не защищают интересы Украины. “Но у нас хотя бы есть на них управа”, — отмечает Шульмейстер.

Владимир Шульмейстер отметил, что меморандум, как правило, представляет собой ничего не значащий документ, который подписывается для пиара. “И я очень надеюсь, что это — как раз тот случай. Что все этим ограничится”, — сказал специалист.

Если же исходить из текста упомянутого меморандума, то, по словам бывшего заместителя министра инфраструктуры Александра Кавы, из него абсолютно ничего конкретного не следует. “Подписанный документ никого ни к чему не обязывает, и пока очень рано делать выводы о предмете возможного сотрудничества”, — сказал он в комментарии “Апострофу”.

Эксперт отметил, что само предложение о возможной передаче контроля над ключевой госкомпанией иностранцам означает неспособность или нежелание правительства эффективно управлять государственным имуществом и, соответственно, исполнять свои обязанности. “Давайте тогда предложим Ангеле Меркель взять под контроль правительство Украины — думаю, с этими функциями она бесспорно будет справляться гораздо лучше. Тем более, у нее скоро завершается срок работы в правительстве Германии”, — сказал специалист, добавив, что финансовый вопрос также, скорее всего, можно будет утрясти, так как зарплаты некоторых чиновников Украины в разы больше, чем у федерального канцлера Германии.

“Варяги” не помогут

Но, даже если бы Deutsche Bahn получила полный контроль над “Укрзализныцей”, это не решило бы проблем отечественной госкомпании.

Владимир Шульмейстер не исключил, что на первых порах представители немецкой компании уберут из “Укрзализныци” коррупцию или, по крайней мере, существенно ее уменьшат. “Но потом там должны быть люди, которые принимают решения в пользу Украины. Спасти себя можем только мы сами — ни немцы, ни польский менеджер, ни латвийский”, — сказал он.

Александр Кава также убежден, что привлечение иностранного партнера, даже самого эффективного, не поможет решить фундаментальные проблемы компании. “Ключ от решения проблем “Укрзализныци” находится на улице Грушевского в Киеве (на этой улице расположены Кабинет министров и Верховная Рада, — “Апостроф”), и ни один внешний фактор эти проблемы не решит. Тем более, Deutsche Bahn — это дотационная компания, которая ежегодно получает дотации на 16 миллиардов евро, а потому вкладывать деньги в развитие иностранной компании она точно не будет. Если вкладывать опыт и технологии, то, опять-таки, есть вопрос: кто за это будет платить?” — пояснил он.

Но главный момент состоит в том, что в Украине есть специалисты, которые могли бы эффективно управлять отечественными железными дорогами. “Но почему-то правительство назначает неквалифицированных людей, а потом удивляются, почему у них ничего не получается. То есть это не проблема госкомпании, это — проблема правительства”, — резюмировал Александр Кава.

Виктор АВДЕЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





Politics affect
Financial markets respond fast
World events matter

- Fin.Org.UA

Новини

23:31 - Оновлюються норми, що регулюють процедуру надання окремих дозволів НБУ на проведення валютних операцій за надходження клопотань від КМУ
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:40 - Україна отримає можливість залучати кредитні ресурси загальним обсягом до $2,1 млрд від Південної Кореї: уряди країн підписали відповідну угоду
21:08 - Мінінфраструктури: Ракетний удар зруйнував ємності з агропродукцією, яка мала йти на експорт до країн Азії та Африки
21:00 - Новини 19 квітня: удар по порту "Південний", неплатників аліментів тепер зможуть мобілізувати
20:51 - "Роттердам+": ВАКС звільнив двох фігурантів від відповідальності через строки давності
20:44 - Мінцифри розробило технічні вимоги для системи "еАкцизу"
20:26 - Компанії в московія почали платити податки в борг через проблеми з експортною виручкою
20:17 - ВАКС дозволив конфіскувати активи російської компанії, яка виготовляє військову техніку 
19:45 - ФДМУ за тиждень провів 8 успішних аукціонів з приватизації на 28,5 мільйонів
19:20 - "Під виглядом співробітників Бюро видурювали у людей гроші": ДБР викрило шахрайську схему
19:05 - Понад 55% мережі системно важливих банків здатні працювати під час блекауту – НБУ
18:45 - Для розблокування експорту вітчизняної зброї немає політичної підтримки – Камишін
18:35 - московіяни завдали удару по морському порту "Південний" – Зеленський
18:25 - Іноземні інвестори можуть диверсифікувати ризики за рахунок інвестицій в малий і середній бізнес, - Надія Бігун
18:08 - Які українські товари найбільше цікавлять іноземних покупців?
17:58 - Харківські "Укренергомашини" створять філії на заході України
17:58 - Україна залучила близько $72 млрд бюджетної підтримки від країн G7 та ЄС з лютого 2022 року: Сергій Марченко зустрівся з міністрами фінансів G7
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 19.04.2024
17:37 - У першому кварталі 2024 року експорт українського меду зріс на 93%
17:25 - Ощадбанк торік отримав рекордні 6 мільярдів чистого прибутку
17:15 - Іноземні інвестори можуть диверсифікувати ризики за рахунок інвестицій в малий і середній бізнес, - Надія Бігун
16:54 - Людмила Сугак зустрілася з представниками Генерального директорату з питань сусідства та переговорів про розширення Єврокомісії
16:50 - Неплатників аліментів тепер зможуть мобілізувати – Мін'юст
16:49 - Мінцифри радить використовувати безоплатні можливості від Дія.Бізнес для розвитку підприємницьких навичок
16:41 - У Киргизстані заблокували TikTok: що стало причиною
16:23 - Україна отримала 18 модульних мостів від іноземних партнерів
16:18 - Мін’юст: Санкції створюють величезні проблеми для підсанкційних осіб
16:17 - Tesla відкликає майже 4 тисячі електромобілів Cybertruck через несправність
16:11 - московіяни атакували Одещину ракетами, пошкоджена припортова інфраструктура


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.504
Канадський долар28.9062
Юань Женьміньбі5.4947
Чеська крона1.678
Данська крона5.6797
Гонконгівський долар5.0796
Форинт0.107271
Індійська рупія0.47667
Рупія0.002444
Новий ізраїльський шекель10.5315
Єна0.25735
Теньге0.089175
Вона0.028793
Мексиканське песо2.2909
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4152
Норвезька крона3.6029
московський рубль0.42645
Сінгапурський долар29.2107
Ренд2.0712
Шведська крона3.6331
Швейцарський франк43.7663
Єгипетський фунт0.8232
Фунт стерлінгів49.4922
Долар США39.7879
Білоруський рубль14.462
Азербайджанський манат23.4019
Румунський лей8.5166
Турецька ліра1.2205
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.3493
Болгарський лев21.6698
Євро42.3821
Злотий9.7865
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94602.1
Срібло1122.93
Платина37071.98
Паладій40053.68

Курси валют, встановлені НБУ на 22.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.861041.861041.861041.8652093.00
227763995.42995.42995.42995.42597252.00
2280431098.651098.651098.651098.6535156.80
229025981.67981.67981.67981.67490835.00
229470917.58917.58917.58917.58275274.00
CRSR061019.951019.951019.951019.9512239.40
USXT22464946494649464932529053.00

Дані за 19.04.2024