Новая глобальная стратегия. Как США будут бить Россию в 2020 году

16.12.2019 07:42 | Укррудпром

Деловая столица, 15 декабря 2019. Опубликовано 07:20 16 декабря 2019 года США обратили внимание на действия российских “ихтамнетов” в Африке и турок — на юге Средиземного моря.

Палата представителей США 11 декабря одобрила оборонный бюджет на следующий фискальный год. Помимо решения ввести санкции в отношении, в первую очередь, европейских компаний, участвующих в строительстве газопровода “Северный поток-2”, сам по себе закон дает комплексное представление о глобальной стратегии Соединенных Штатов: об их зонах интереса в контексте нацбезопасности своей и союзников, и о ключевых оппонентах на мировой арене, которым будет оказываться противодействие различными способами.

Конгрессмены обязали Пентагон на регулярной основе формировать инструментарий для сдерживания стратегических конкурентов от прямого вооруженного конфликта посредством проекции силы и одновременно пребывания США в состоянии готовности к такому конфликту. Это своего рода надконцепция, а та же проекция силы имеет свои категории, направленные, в частности, на дальнейшее развитие оборонного потенциала в рамках ВМС, ВВС, Космических войск, Киберкома и т.д.

Если оценивать прописанную в бюджете глобальную стратегию географически, то ключевые зоны, представляющие интерес США в 2020 г. будут Европа, в особенности Балтия и Средиземноморье, а также Индо-Тихоокеанский регион, Ближний Восток (уже в меньшей степени, чем в 2019 г.) и Африка. В плане “стратегических конкурентов”, то это ожидаемо Россия, Китай и Иран.

Россия

Взаимодействие США можно разделить на отношения непосредственно с Москвой, и на противодействие агрессии России и ее действиям по всему миру с помощью активной поддержки тех или иных стран — в зависимости от региона.

Так, конгрессмены выступают категорически против выхода из Договора об открытом небе, несмотря на то что РФ его постоянно нарушает, к примеру, своей практикой полетов с выключенными транспондерами, воздушных провокаций и т.д. Штатам данный договор нужен для совершения наблюдательных полетов, которые дополняют и подтверждают полученные разведданные, в том числе о действиях РФ военного характера, потенциально направленных против Вашингтона. И потому в бюджете прописана необходимость модернизировать самолеты 1960-х годов, участвующие в миссиях по наблюдению, поскольку очень часто “экстремальные условия” в России приводят к поломкам или вовсе отмене таких полетов.

К слову о воздушных и морских провокациях, в бюджете предусмотрено изменение Соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море с целью снизить риск возникновения таких инцидентов, а также Конгресс хочет добиться полноценного участия наблюдателей во время военных учений.

Очень много внимания конгрессмены уделили выходу России из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) и Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). От Минобороны США ждут детальнейшей проработки вопроса — оценки угроз для США и Европы в случае, если Россия развернет крылатые и баллистические ракеты средней дальности, подготовить план ядерного сдерживания РФ, а вдобавок проанализировать, каким же гиперзвуковым оружием та располагает, его характеристики и насколько оно потенциально опасно для США. Но, по возможности, законодатели хотели бы заключения нового СНВ с более жесткими правилами.

Но не только российские ракеты тревожат Капитолий, но хакеры и пропагандисты также. Законодатели хотят поставить на поток анализ кибератак, совершенных за года Россией, Китаем, Ираном, КНДР. Что касается вмешательства РФ в американские выборы, то, во-первых, предлагается продление запрета на операции с суверенным долгом России, а, во-вторых, Нацразведка и ФБР должны предоставлять список лиц и организаций, которые вмешались в выборы, если таковое будет иметь место. Вмешательство, согласно законопроекту, имеет следующие формы: деятельность иностранных агентов, взлом избирательной системы, оплата рекламы в соцсетях, использование пропагандистских ресурсов.

Из, в принципе, новенького в международной стратегии США — это реагирование на деятельность России в странах Африки. Конгресс хочет знать, что и как именно РФ или частные военных компаний с регистрацией в России себя ведут в зоне ответственности Африканского командования США. Поставляет ли Россия оружие в Южный Судан, ДР Конго, ЦАР в нарушение эмбарго ООН и т.д. На основании полученных данных Пентагон и другие ведомства должны будут подготовить масштабный план противодействия России в Африке.

Европа. Здесь Штаты намерены проводить российскую политику, как и прежде — финансированием и поддержкой НАТО и ЕС, в частности Литвы, Латвии, Эстонии, Польши. Так, в бюджете на сдерживание агрессии Кремля заложены $125 млн, а Европейскому центру по противодействию гибридным угрозам перепадет $2 млн. Непосредственно в Балтии же Штаты подумывают развернуть дополнительные системы ПВО и ПРО. Ну и, конечно же, продолжится военная поддержка Украины и Грузии с целью интегрировать страны в общую структуру обороны.

Средиземноморье

Заметно увеличится присутствие американцев и в этом регионе. И та же Россия, чьи корабли курсируют к берегам Сирии, могут поблагодарить за это Турцию, которая обеспечивает рост напряжения угрозами с применением силы прекратить разведку газа на кипрском шельфе, часть которого она считает своим; а также направить вооруженные силы в Ливию в поддержку сотрудничающего с Анкарой Правительства национального согласия. В купе с недавним турецко-ливийским меморандумом о демаркации морских зон, вызвавших возмущение в Греции, Израиле, Египте и на Кипре, эти шаги Турции сильно меняют баланс сил в Южном Средиземноморье.

Чем же Конгресс решил ответить Анкаре? Первое: в бюджете прописан запрет на продажу и передачу Турции истребителей F-35, пока Анкара не одумается и не откажется от российских ЗРК С-400. Второе: при этом Штаты готовы рассмотреть поставку Patriot туркам, если это поможет подтолкнуть их к отказу от С-400, что в дальнейшем открывает дорогу для продажи американских “птичек” пятого поколения. Третье: Конгресс дает добро на снятие запрета на поставки оружия Кипру при условии, что Никосия будет и в дальнейшем “прессовать” оффшоры и не пускать российские корабли в свои порты. Четвертое: Трамп и его администрация должны представить законодателям свою стратегию по Ливии, в которой, среди прочего, его обязали изучить расклад сил в Ливии, включая действия России, Турции, Саудовской Аравии, Франции, Египта, ОАЭ. И опять-таки на основании полученной информации администрация должна разработать план мер в ответ на вероятные нарушения эмбарго и подрыв стабильности в Ливии с детальным указанием необходимых военных, дипломатических и разведресурсов.

Индо-Тихоокеанский регион

Северная Корея по-прежнему в списке угроз, поскольку, как отмечается в законе, продолжает нарушать резолюции ООН, т.е. развивает свои ядерную и ракетную программу, и отмывает деньги в международном масштабе. Потому США вводят санкции — запрет или ужесточение условий открытия корреспондентских счетов в американских финучреждениях. Нарушителям в зависимости от тяжести проступка светят штрафы от $250 тыс. до $1 млн или до 20 лет в тюрьме. Черный список будет формировать Минфин и передавать Конгрессу каждые три месяца. Ограничительные меры снимут, когда президент убедит законодателей в том, что Пхеньян действительно отказался от своих программ и не будет к ним возвращаться в будущем. Пока же Вашингтон продолжает политику сдерживания, включающую в себя невозможность сокращения контингента в Южной Корее — меньше 28,5 тыс. военных быть не может; а также интенсивное взаимодействие с Японией и Южной Кореей.

Главной же угрозой для интересов США и их союзников в регионе все же остается Китай. Конгресс интересуют деятельность КНР в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, инвестиции Поднебесной за рубежом и, особенно, в страны Арктического региона в цифровой, промышленный секторы, и то, как эти инвестиции могут способствовать реализации военных и разведывательных целей Пекина, в том числе направленных против Штатов. Пентагон также должен будет выяснить масштабы военного сотрудничества между Китаем и Россией.

Одним из направлений китайской политики США, к примеру, отмечены действия китайских военных по соседству с американскими силами на базе в Джибути, где фиксируются случаи ослепления лазерами авиации США. Законодатели поручили правительству установить степень уязвимости Джибути перед Китаем, владеющим частью госдолга (кстати, еще предстоит выяснить, о какой сумме идет речь), и шанс того, что Пекин приберет к рукам порт Джибути и другие ключевые инфраструктурные объекты.

Ставить же палки в колеса Поднебесной в Вашингтоне предлагают и за счет других региональных игроков. Об этом свидетельствуют пункты бюджета об продолжении и укрепления сотрудничества с Тайванем (включая поставки оружия), Филиппинами, Сингапуром, а также микрогосударствами, торгующими суверенитетом и голосом в международных организациях: Папуа-Новой Гвинеей, Вануату, Соломоновыми Островами, Фиджи, Микронезией, Палау, Кирибати, Маршалловыми островами, Науру, Тонга.

И, естественно, конгрессмены не обошли вниманием Индию. Правда, в отношениях с Нью-Дели не все так просто из-за большого интереса к этой стране со стороны России, но это не мешает Штатам двигаться в сторону улучшения взаимодействия с Индией хотя бы в западной части Индийского океана и до восточного побережья Африки, где, как известно, проходит главный нефтетранспортный маршрут, проходящий вдоль берегов Ирана, создающего угрозу безопасности судоходства в Ормузском проливе.

Ближний и Средний Восток

Иран. Конгресс признает и констатирует, что Иран, будучи спонсором терроризма, и его ракетная программа по-прежнему являются актуальным вызовом для американской нацбезопасности. Но все же настаивает на проработке дипломатического урегулирования конфликта, а Трампу, между тем, запрещают применять вооруженные силы против Тегерана без разрешения Конгресса.

Параллельно сохраняется мощная поддержка Израиля и искоренение группировки “Хезбола”, являющейся прокси Ирана в Сирии. Бороться с “Хезболлой” законодатели предлагают снижением ее влияния в Ливане — поставить на карандаш всех военных офицеров, командиров и чиновников, влияющих на процессы в армии, которые подвержены влиянию “Хезболлы”. Очевидно, что в их отношении после будут введены некие санкции.

Что занятно, Саудовскую Аравию, горячо любимую Трампом, конгрессмены фактически вычеркивают из уравнения сопротивления экспансии Ирана. К примеру, согласно закону, возглавляемая СА коалиция лишится поддержки Штатов в Йемене, вплоть до отказа в воздушной дозаправке не американским самолетам, участвующим в бомбардировках в Йемене. Ко всему прочему конгрессмены не оставляют в покое убийство колумниста Джемала Хашогги, дав добро на подготовку отчетов по этому инциденту и по нарушению прав человека в целом.

Оправданы ли такие шаги? Скажем так, они, как ни странно, входят в противоречие с отношением Трампа к Эр-Рияду, но и соответствуют его решению снижения присутствия Штатов на Ближнем Востоке. Хотя тот же Трамп объявлял о разгроме “Исламского государства”, однако Конгресс с ним в этом явно не согласен. Борьба с ИГ не сворачивается, правда финансирование этой статьи расходов снижается с $850 млн до $663 млн. Потому-то пешмерга иракского Курдистана могут рассчитывать на помощь из Вашингтона, ведь боевики ИГ никуда не делись, а лишь ушли в подполье. А вот процесс выделения средств силам сирийской оппозиции, сражающимся с группировкой, подвергнется жесткому аудиту. Помощь будут получать только “проверенные” силы оппозиции и на основании детально расписанным плана с аргументацией оказания такой поддержки.

Ирак. Сотрудничество с Багдадом, в последнее время все теснее работающим с Ираном, сохраняется при условии, что в Управлении по сотрудничеству в области безопасности в Ираке будет назначен атташе по надзору, подготовлен план реорганизации самого Управления, согласно которому иностранные офицеры займут руководящие посты, а дублирующие друг друга отделы будут закрыты. Конгресс также хочет создания Совместной военной комиссии, которая в свою очередь сформирует дорожную карту на пять лет относительно развития оборонного потенциала Ирака, в том числе реформирования иракского ОПК и сектора безопасности в контексте снижения коррупции и оптимизации закупок.

В отличие от Ирака, к Афганистану Конгресс не был так строг. Напротив, финансирование Международных сил содействия безопасности — международной коалиции, в которую входят США и их союзники по НАТО и партнеры, продлевается до 31 декабря 2020 г. и вырастет с $300 млн до $450 млн. Аналогично продлевается программа специальных иммиграционных виз для жителей Афганистана.

Кроме того, Конгресс направляет $5 млрд на компенсацию ущерба и выплаты пострадавшим и погибшим в результате боевых действий США в Афганистане, Ираке, Сирии, Сомали, Ливии, Йемене.

Так по мелочи

Таким образом, можно обрисовать глобальную оборонную стратегию Соединенных Штатов в следующем году. Хотя в сферу интересов США входят тоже Сомали, где американцы намерены сильно наступить на карман местному филиалу “Аль-Каиды” — “Аш-Шабаб”, но при этом законодатели запрещают Пентагону строить военную базу. Еще об Африке, а именно о Нигерии и районе озера Чад, где орудует группировка “Боко Харам”: Конгресс обязал Минобороны оказать военную поддержку Абудже в ее борьбе с исламистами. Также в бюджете прописано укрепление сотрудничества с Монголией и проведение совместных военных учений, что явно не понравится ни Китаю, ни России; а также призыв увеличить число наблюдателей ОБСЕ по линии соприкосновения в Нагорном Карабахе.

Ключевые же зоны и соперники США на международной арене практически не изменились. В список просто были добавлены Африка в контексте деятельности там российских “ихтамнетов” и Южное Средиземноморье, где уже Турция все чаще заявляет о себе как региональном лидере. В любом случае тот факт, что в Вашингтоне обратили на это внимание и подготовят свою ответную стратегию, лишь на руку Украине, поскольку соизмеримо снижает влияние России.

Владислав ГИРМАН

Додати коментар

Користувач:
email:





Germany's engine
Exports drive the economy
But growth starts to slow

- Fin.Org.UA

Новини

17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 25.04.2024
17:00 - Nasdaq100 может откатиться до 15800
16:35 - Минулого року було краще: серед компаній України значно підвищився дефіцит кадрів
16:27 - Рішення про накладення штрафу на ТОВ "ФК "ХАНТЕР" за порушення у сфері фінмоніторингу залишається в силі
16:06 - UniCredit попередив про обмеження на перекази для росіян
15:59 - Мін’юст: Презентовано програму PACE.UA щодо реформування пенітенціарної системи України
15:57 - Потрібно використати всі інструменти для оздоровлення дітей із вразливих категорій, - Мінреінтеграції
15:56 - НБУ розглядає зняття обмежень на виведення валюти для обслуговування старих боргів - Пишний
15:50 - Активи колишніх “дочок” росбанків вже продано на 5 млрд гривень на державних онлайн-аукціонах Прозорро.Продажі
15:43 - У Києві відбулося офіційне відкриття та перше засідання Керівного комітету проекту Ради Європи DECOPRIS
15:37 - Ситуація в енергосистемі стабільна, – Руслан Слободян
15:35 - Meta втратила 200 мільярдів доларів капіталізації після квартального звіту
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024
15:30 - В Брюсселі розпочалися роз’яснювальні зустрічі Єврокомісії та України по темі сільського господарства
15:16 - Морський експорт бензину з московії впав до піврічного мінімуму: яка причина
15:07 - Микола Колісник: Поглиблення українсько-болгарської співпраці посилить енергетичну безпеку регіону
15:04 - Як змінилися терміни бюджетного відшкодування ПДВ у зв’язку з прийняттям Закону України № 3603?
15:03 - Як заповнюється податкова декларація платника єдиного податку – ФОПа у разі виправлення самостійно виявлених помилок з податкового зобов’язання?
15:01 - Юридичні особи поповнили місцеві скарбниці Дніпропетровщини транспортним податком майже на 2 млн гривень
15:00 - Щодо вимог законодавства до суб’єктів господарювання, які здійснюють розрахункові операції
15:00 - Активи колишніх «дочок» росбанків вже продано на 5 млрд гривень на державних онлайн-аукціонах Прозорро.Продажі
14:58 - Листування з контролюючими органами через Електронний кабінет
14:57 - До уваги ФОПів – платнків єдиного податку першої – третьої груп!
14:56 - До уваги платників, які мають можливість своєчасно виконувати свої податкові обов’язки!
14:54 - Дніпропетровщина: від фізичних осіб місцеві бюджети отримали понад 2 млн грн туристичного збору
14:53 - В які строки фізична особа має право на проведення звірки даних, використаних контролюючим органом для розрахунку загального МПЗ?
14:49 - Польща за два роки повномасштабного вторгнення передала Україні допомоги на 9 мільярдів доларів
14:45 - Україна може отримати 38 мільярдів доларів зовнішньої допомоги у 2024 році - НБУ
14:43 - Рустем Умєров провів зустріч з помічником Генсека НАТО Скоттом Бреєм
14:37 - Україна впроваджує всі необхідні інструменти для залучення міжнародних інвестицій в економіку, – Юлія Свириденко


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.9066
Канадський долар29.0135
Юань Женьміньбі5.4745
Чеська крона1.6915
Данська крона5.7007
Гонконгівський долар5.0675
Форинт0.108258
Індійська рупія0.4761
Рупія0.0024507
Новий ізраїльський шекель10.4698
Єна0.25503
Теньге0.089231
Вона0.028856
Мексиканське песо2.3263
Молдовський лей2.2218
Новозеландський долар23.6434
Норвезька крона3.6249
московський рубль0.43016
Сінгапурський долар29.1693
Ренд2.0917
Шведська крона3.6517
Швейцарський франк43.4266
Єгипетський фунт0.8282
Фунт стерлінгів49.6274
Долар США39.6702
Білоруський рубль14.4192
Азербайджанський манат23.3327
Румунський лей8.5448
Турецька ліра1.2201
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.2905
Болгарський лев21.7407
Євро42.5205
Злотий9.8591
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92395.86
Срібло1087.83
Платина35955.09
Паладій39903.06

Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861044.281044.281044.281044.282331877.24
2276561078.061078.061078.061078.06324496.06
227763997.7997.7997.7997.7997.70
2289101070.431070.431070.431070.4364225.80
229025983.97983.97983.97983.97983970.00
229470919.69919.69919.69919.69962915.43
2302621056.261056.261056.261056.26637981.04
AZRF011041.421049.861041.421049.8612547.68
CRSR061024.551024.551024.551024.5517417.35
FSTF021014.051021.481014.051021.4861968.50
IFZEMA110011001100110022000.00
TATM4.54.54.54.5450.00
XS47781550015500155001550062000.00

Дані за 25.04.2024