“Грузовик Гладковского”. Что из себя представляет скандальный “Богдан-МАЗ”

21.10.2019 16:36 | Укррудпром

Деловая столица, 21 октября 2019. Опубликовано 16:11 21 октября 2019 года На фоне событий вокруг компании “Богдан Моторс” и ее руководителя Олега Гладковского хотелось бы сказать несколько слов об автомобилях “Богдан-6317”, которые поставлялись в рамках оборонного государственного заказа в 2016-2019 гг.

Война на Донбассе поставила перед нашим военно-политическим руководством задачу срочного наполнения армии армейскими грузовиками. Ведь старая советская техника находилась в ужасном состоянии, да и ее просто не было. Мобилизация гражданских машин фактически провалилась — каждый руководитель старался отдать на фронт машину в самом худшем состоянии, не решили вопрос и волонтерские поставки — слишком уж это дорогое удовольствие.

Причем речь шла о сотнях машин самого ходового класса 6х6, ведь в среднесрочной перспективе требовалось заменить в ВСУ советские “Урал-375”, “Урал-4320”, “ЗИЛ-131” а также военные модификации КамАЗа, серийное производство которых осталось на территории страны-агрессора.

Вариантов относительно быстрого и дешевого решения вопроса было несколько. Первый и самый очевидный — разработать и запустить в производство собственную платформу. Тем более что в стране на тот момент был полный цикл производства в виде Кременчугского автомобильного завода. Второй путь — купить необходимое количество грузовиков за рубежом.

После того как посчитали финансы, от зарубежных закупок отказались сразу. Наиболее доступный на рынке IVECO достаточно дорогое удовольствие, к тому же продавать их нам в 2015 г. никто не спешил. И сейчас еще ощущается негласное эмбарго на поставку как летального, так и нелетального вооружения из Европы.

Отказались и от создания грузовика, а тем более армейского, с нуля — это оказалось очень дорого и, что самое главное, — долго. Хотя у того же КрАЗа был один вариант — КрАЗ 6322, который на тот момент в целом был еще недоведенной конструкцией.

Взяли за основу третий путь — крупноузловая сборка необходимого количества машин на имеющихся производственных мощностях. Причем так как европейский рынок был закрыт, то выбор был небольшой — либо что-то из восточной Европы, либо китайское.

В итоге военные рассматривали два варианта — КрАЗ со своим В12.2МЕХ — версия китайского автомобиля F2000 по лицензии MAN F2000 и “Богдан Моторс” с белорусским МАЗ-6317. После долгих сомнений выбор был сделан в пользу последнего. Ведь к тому времени КрАЗ не мог обеспечить необходимого темпа выпуска, так как его мощности были полностью заняты.

После того как были проведены все подготовительные работы, в 2016 г. Черкасский автомобильный завод компании “Богдан Моторс” начал сборку армейских грузовиков под маркой “Богдан 6317”.

Отметим, что грузовик был создан в конце 1980-х гг. по достаточно жестким техническим условиям Министерства обороны СССР. Его опытные образцы прошли во всех природно-климатических зонах приемочные испытания, по результатам которых автомобиль был рекомендован к принятию на вооружение и даже включен в госзаказ на 1991 г. Однако после распада Советского союза про машину как бы забыли.

Лишь через пять лет автомобилем заинтересовались белорусские военные. Проведя серию испытаний, они пришли к выводу, что МАЗ-6317 может быть использован в белорусской армии в качестве замены отслуживших свой срок автомобилей-вездеходов советского производства типа КрАЗ, КамАЗ и “Урал”. Запущенный в серию автомобиль поступил на вооружение не только белорусской, но также российской и азербайджанской армий.

На первом этапе в Украине организовали крупноузловое производство, включая сборку шасси, сварку, покраску и установку грузовой платформы. В дальнейшем произошла локализация производства с привлечением украинских производителей комплектующих. В числе поставщиков выступают Кременчугский колесный завод (КрКЗ), шинный завод “Росава” (Белая Церковь), а также производитель аккумуляторов “Иста” (Днепр).

Интересно отметить, что первые партии грузовиков имели двигатели российского производства ЯМЗ — такие же, как и на КрАЗах и только с 2017 г. начали ставить китайские Weichai Power.

Причем компания продолжала развивать военное направление, и с 2018 г. армия стала получать также машины “Богдан 63172” с тем же китайским двигателем, коробкой передач Fast Gear и сцеплением Hummer Kupplungen турецкого производства.

По оценкам производителя, за это время армии поставлены 1200 автомобилей, которые серьезно усилили возможности нашей армии. Стоит также отметить, что в рамках унификации именно “Богдан-МАЗ” стали основой для создания специальных машин.

Так, частная “Практика” освоила бронированный вариант грузовика. Причем кроме новой бронированной кабины на белорусское шасси устанавливается или бронебудка (для перевозки личного состава или для мобильного штаба), или грузовая платформа с подъемником Hiab Multilift. Создан также целый ряд машин вспомогательного назначения, таких как, например, топливозаправщик.

Как и любая техника грузовики имеют свои “плюсы” и “минусы”. Так, машина разрабатывалась как шасси для РСЗО (что, кстати, реализовали в Беларуси, получив на выходе “БелГрад”), а не грузовик для перевозки личного состава. Поэтому кузов достаточно высокий (около полутора метров), и попасть в него можно только через откинутый задний борт по специальным, также откидывающимся, подножкам. Для этого солдаты, несущие на себе снаряжение и оружие, должны проявить соответствующую ловкость, ведь никаких поручней конструкция не предусматривает. Точно так же и покидать машину приходится, буквально десантируясь со “сверхмалой высоты”.

С другой стороны, по опыту белорусских военных, проходимость машины ничуть не хуже, чем у гусеничной техники, а скорость, соответственно, намного выше. На пересеченной местности МАЗ преодолевает подъемы и спуски до 30°, уверенно движется по зыбким грунтам, способен самостоятельно преодолевать броды. При этом машина остается хорошо управляемой и не теряет устойчивости.

Другое дело, что, учитывая конфликт интересов, производство таких грузовиков не стоило начинать исключительно на “Богдан Моторс”. А стоило бы, например, распределить по разным заводам, оставив на “Богдане”, например, только установку двигателей и трансмиссий. Почему не сделали этого, совершенно непонятно, — то ли посчитали, что это осложнит производственный процесс и будет потерян необходимый для армии темп производства или все-таки возобладали финансовые интересы.

К какому бы выводу ни пришло следствие по делу о завышенной цене на белорусско-украинский грузовик, с точки зрения снабжения ВСУ особенной альтернативы для армейских грузовиков “Богдан-МАЗ” как не было в 2016 г., так нет и сейчас.

Михаил ЖИРОХОВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Акції впали,
Спад хоче зіпсувати всіх
Але не зупинить.

- Fin.Org.UA

Новини

16:00 - Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024
14:51 - 1 млрд грн передбачено на підтримку розвитку бізнесу Сумщини у 2024 році, – Юлія Свириденко
14:39 - Обговорено актуальні питання співпраці з польською стороною щодо інфраструктурних напрямів
14:35 - 1 млрд грн передбачено на підтримку розвитку бізнесу Сумщини у 2024 році, – Юлія Свириденко
14:12 - Польща є прикладом для України у реформі місцевого самоврядування, - Ірина Верещук
14:05 - У Польщі тривають переговори між аграрними відомствами двох країн
13:52 - У Варшаві відбулися українсько-польські урядові консультації
13:51 - На пункті пропуску "Угринів" тимчасово завершилося блокування руху вантажівок
13:32 - Насірова залишили під вартою ще на 2 місяці, але заставу вкотре зменшили
13:28 - Колонка Володимира Лепушинського про фактор війни у визначенні облікової ставки НБУ
13:27 - Графіки відключень діють лише на Харківщині, можливе застосування ще у двох областях
13:17 - Виявляти міни з БПЛА: українські розробники випробували сенсорні технології в польових умовах
12:58 - Енергетична ситуація в регіонах станом на 28 березня
12:57 - З цього тижня Одещина поступово завершуватиме опалювальний сезон
12:56 - Виявляти міни з БПЛА: українські розробники випробували сенсорні технології в польових умовах
12:52 - Понад 254 тисячі доз омікрон-специфічної вакцини проти COVID-19 доставлено в Україну для безоплатних щеплень, – МОЗ
12:39 - Потяг між Прагою та Чопом розпочав курсування
12:31 - Найбільший світовий виробник цегли продав бізнес у московії
12:14 - П'ята частина світових нафтопереробних потужностей під загрозою закриття
11:53 - Представники Мінмолодьспорту розповіли про російські гібридні загрози
11:46 - московія збільшила імпорт пального з Білорусі через ризик дефіциту після атак на НПЗ
11:25 - Ситуація в енергосистемі станом на 28 березня
11:22 - Курс валют на 28 березня: обвал гривні призупинився
11:20 - Ціни на нафту зросли після переоцінки запасів нафти у США
11:17 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - СОБОРНИЙ ТА ШЕВЧЕНКІВСЬКИЙ РАЙОНИ М. ДНІПРА) ІНФОРМУЄ!
10:49 - УДП спустило на воду третю великотоннажну SLG-баржу
10:39 - Проект Демографічної стратегії України до 2040 року: Міністерство соціальної політики розпочинає процес публічних консультацій
10:29 - Відновлювальні роботи на енергетичних об'єктах тривають, – Руслан Слободян
10:16 - Удари по російських НПЗ: Росстат зафіксував обвал виробництва бензину
10:04 - ДТЕК інвестуватиме у проєкт систем зберігання електроенергії в Польщі


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5135
Канадський долар28.8988
Юань Женьміньбі5.4258
Чеська крона1.6737
Данська крона5.6807
Гонконгівський долар5.0125
Форинт0.107262
Індійська рупія0.47027
Рупія0.0024708
Новий ізраїльський шекель10.6496
Єна0.25938
Теньге0.087503
Вона0.029136
Мексиканське песо2.3679
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4191
Норвезька крона3.6239
московський рубль0.42382
Сінгапурський долар29.055
Ренд2.0662
Шведська крона3.6744
Швейцарський франк43.3865
Єгипетський фунт0.8279
Фунт стерлінгів49.5641
Долар США39.2214
Білоруський рубль14.2561
Азербайджанський манат23.0755
Румунський лей8.5194
Турецька ліра1.2132
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9734
Болгарський лев21.6657
Євро42.367
Злотий9.8289
Алжирський динар0.28321
Така0.3459
Вірменський драм0.094144
Домініканське песо0.65004
Іранський ріал0.00090593
Іракський динар0.029045
Сом0.42551
Ліванський фунт0.000425
Лівійський динар7.8762
Малайзійський ринггіт8.022
Марокканський дирхам3.7715
Пакистанська рупія0.13675
Саудівський ріял10.1456
Донг0.0015437
Бат1.05901
Дирхам ОАЕ10.3594
Туніський динар12.1956
Узбецький сум0.0030447
Новий тайванський долар1.20401
Туркменський новий манат10.8712
Сербський динар0.3516
Сомоні3.4733
Ларі14.3241
Бразильський реал7.6217
Золото86820.49
Срібло968.09
Платина35516.55
Паладій39860.32

Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
1872071075.071075.071075.071075.07290268.90
2041501004.31004.31004.31004.335150.50
2262861032.051032.051032.051032.051204402.35
2288111122.081122.081122.081122.08224416.00
CRSR061001.481002.31001.481002.2250112.96

Дані за 27.03.2024