Конфедерация или продолжение торга. О чем подписали соглашение Минск и Москва

16.09.2019 16:36 | Укррудпром

Деловая столица, 16 сентября 2019. Опубликовано 16:06 16 сентября 2019 года Если Лукашенко вновь не “взбрыкнет”, уже в 2022 г. Россия и Беларусь могут создать конфедеративное государство. Именно об этом говорится в программе экономической интеграции двух стран, тайно подписанной 10 дней назад.

Программа экономической интеграции России и Беларуси — тот самый документ, на подписании которого с осени прошлого года настаивала Москва, рассчитана на полтора года и предполагает частичное объединение двух экономических систем с января 2021 г. С момента его парафирования прошло уже больше 10 дней, однако до сих пор документ под громоздким названием “Программа действий Беларуси и России по реализации положений договора о создании Союзного государства” так и не была публично раскрыта, как обещал белорусский премьер Сергей Румас. Однако с его содержанием смогли ознакомиться российские СМИ — и они нарисовали свою собственную картинку происходящего.

Частичное слияние экономик

Напомним, речь идет о программе экономической интеграции России и Беларуси, парафированной сторонами в начале сентября, но публично не раскрывавшейся. Она рассчитана на полтора года и предполагает частичное объединение двух экономических систем с января 2021 г. Речь идет как минимум о едином Налоговом кодексе, внешнеторговом режиме и Гражданском кодексе, унифицированном учете собственности и сходных соцгарантиях, почти объединенном банковском надзоре, но с двумя центробанками, едином регуляторе рынков нефти, газа и электроэнергии и гармонизированном госрегулировании отраслей.

Такая степень интеграции — выше, чем сегодня есть в ЕС, по сути на уровне экономик с 2022-го будет действовать конфедеративное государство. Правда, на практике сложно представить себе равноправный (это особое требование Минска) союз двух стран, когда экономика одной (РФ) в 29 раз больше, чем у другой.

По сути, мы видим реанимацию плана создания Союзного Государства (СГ) России и Беларуси (идея 1996 г., договор 1999-го). Только без явно выраженных политических моментов — на внешние атрибуты белорусской государственности Москва пока не посягает. Зато российская экономика поглотит белорусскую уже к 2022-му, что поможет сформировать конфедеративное государство. Появится общая таможенная и энергополитика, единый налоговый кодекс, гражданский кодекс, а также российские и белорусские предприятия получат единый доступ к госзакупкам.

Последний момент, к слову, особо примечателен: до сих пор белорусы начисто блокировали (неофициально, на уровне чиновников) доступ российских производителей к белорусским госзаказам. Зато сами охотно принимали участие в российских тендерах. Вот только допускали их туда все менее охотно — например, в 2015-м из-за военно-технического сотрудничества Минска с Киевом белорусские предприятия отрезали от российского оборонного заказа.

“По большому счету то, что написано в рамочном соглашении, не имеет особого значения. Такие документы Минск и Москва подписывали пачками, но не исполняли. Теперь основная лоббистская работа развернется вокруг “дорожных карт” — пошагового плана углубления союза, — сказал в комментарии для “Деловой столицы” белорусский политолог Антон Платов. — Интересы Москвы и Минска были понятны и раньше, а теперь только подтвердилось: белорусы хотят подвижек по вопросам ТЭК, россияне — по финансам и таможне. Все остальное по большому счету бантики. От того, как уступки по нефтегазу будут сопровождаться уступками по финансово-таможенным вопросам и будет зависеть реальный уровень отношений. Если этот алгоритм не будет четко прописан, то договор “Медведева-Румаса” ждет судьба договора о “Союзном государстве” от 1999 г.”

Быть или казаться?

Нашумевшее раскрытие положений Программы экономической интеграции — о том, как Беларусь с Россией вот-вот сольется в конфедерацию, — лучший пример того, как СМИ тасуют реальность. Российские журналисты сперва пишут о радикальном документе, интеграции теснее, чем в ЕС, а потом сам же признаются, что большинство формулировок в документе — весьма туманны.

Например, договоренность о едином налоговом кодексе к 2021 г. При этом каждая страна сохраняет свой бюджет и свои налоговые службы. То есть речь идет просто о переписывании национальных законов под одну модель. На практике, скорее всего, дело опять закончится едиными подходами к налогообложению или какой-то такой абстракцией.

Дальше, говорится о единой таможенной политике. Но неясно, чем она будет отличаться от того, что есть сегодня в Таможенном союзе. Непонятно, кто будет руководить единым регулятором газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии. Если Беларусь и Россия на равных, это не примет Москва. Если пропорционально весу стран, этого не примет Минск.

Все остальное — это простые переговоры столиц, то есть то же самое, что есть и сегодня.
В остальных сферах — макроэкономической политике, банковском надзоре, валютном контроле, хозяйственном законодательстве, промышленной политике, экономических санкциях против третьих стран — стороны лишь договорились о единых принципах работы. “Это не объединение, не интеграция, а простое бла-бла, которым они занимаются уже 20 лет”, — говорит белорусский политолог Артем Шрайбман.

Действительно, если посмотреть спокойным взглядом, то все описанное в документе — не интеграция. Там нет никакого политического контроля, это лишь набор технических мер, опубликованных для сохранения лица, чтобы создавалась видимость “продолжения интеграции братских стран”. Более того, это тупиковый вариант.

Ведь Беларуси за те публичные интеграционные меры не причитается никаких компенсаций, и нефтяной и газовый маневры продолжатся в 2020-м. Скорее всего, как и постепенное закрытие российского рынка для белорусских производителей. А это будет означать обвал белорусской экономики, распад отношений и саботаж выполнения даже этих публичных шагов.

Возможно, что подписанный премьерами двух стран документ — это лишь прелюдия перед договоренностями, которые должны подписать в ноябре в Омске Лукашенко и Путин. Там большая часть пока секретна, и политические положения могут оказаться именно в ней.

Между тем Лукашенко 6 сентября в “Брестской речи” после приезда в Минск Джона Болтона явно дал понять, что не подпишет пакт с Путиным. Соответственно, вполне возможно, что Россия не поддержит Лукашенко на выборах лета 2020-го.

Да, для российской публики Программа экономической интеграции выглядит как победа РФ и начало медленного отступления Лукашенко, особенно в связи с тем, что за эти уступки Беларуси не обещано ничего — ни новых кредитов, ни отмены “нефтяного маневра”. А это значит, что все экономические инструменты давления остались, и Россия будет требовать углубления интеграции.

Но. Планы “углубленной интеграции” подтвердили в очередной раз главный принцип этой самой интеграции, которого все 25 лет придерживается белорусская сторона: принципа быстрой обратимости. За многие годы было создано немало наднациональных структур и по линии СГ, и по линии ЕАЭС, и по линии ОДКБ. Но ни одна не имеет какой либо реальной власти в Беларуси, и только дает Лукашенко поводы обращаться к России за поддержкой.

Например, совместная региональная военная группировка. Это соглашение, которое в час большой войны даст доступ армиям двух стран к инфраструктуре друг друга, а в мирное время эта инфраструктура используется для согласованных учений. При этом российскими войсками командуют российские командиры, а белорусскими — белорусские. Нет и не может быть никакого единого штаба, где российский командир получил бы в подчинение белорусское подразделение. В случае конфликта РБ и РФ это соглашение перестанет существовать за одну секунду, а в спокойное время им можно пользоваться чтобы просить поставки вооружений по льготным ценам.

Другой пример — единый Налоговый кодекс, о котором сейчас все говорят. Налоговая нагрузка в двух странах примерно одинакова, подходы к администрированию похожи, поэтому просто изменение принципов взимания налогов не изменит для Беларуси ничего. Зато это можно продать как огромный шаг вперед на пути интеграции.

Деньги по-прежнему будут собираться в белорусский бюджет с белорусов, в российский — с россиян. Не будет никакого общего бюджета или общего Минфина. Но счет за такую “интеграцию” белорусская сторона выставит. И, разумеется, в любой момент можно переписать кодекс как угодно вновь.

По факту можно говорить что никаких существенных договоренностей о решении ключевых вопросов (газ, нефть) нет, аппарат правительств обоих стран красиво решил поставленную задачу и подготовил документы, продемонстрировав формальный прогресс с громкими на слух шагами. Но даже эти документы вряд ли будут подписаны, если ключевые вопросы по дешевой нефти и газу не будут решены.

А Лукашенко уже заявил: Минск и Москва в ближайшее время вернутся к вопросу компенсации издержек белорусской стороне в связи с реализацией в РФ нефтяного налогового маневра. Да и по ценам на газ надо договориться. Иначе — интеграция так на бумаге и останется.

Впрочем, она, скорее всего, и так там останется.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Додати коментар

Користувач:
email:





Ринок розвивається,
Україна – майбутнє світу,
Відкрий йому двері.

- Fin.Org.UA

Новини

18:15 - Слабость внутреннего спроса придавливает евро, поддерживает DAX
18:10 - Оштрафовано об’єкти оверсайту платіжної інфраструктури
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 28.03.2024
17:27 - Оновлено порядок виконання міжбанківських платіжних операцій через СЕП
17:26 - Держмитслужба спільно з Американською торговельною палатою працюватимуть над посиленням діалогу між бізнесом і митними органами
17:07 - УОП оновлює систему закупівель: тендери повертають на Prozorro 
17:05 - Денис Шмигаль: Україна та Польща спільно працюють над питанням збільшення зброї для нашої держави
16:55 - "Зелена" генерація допомагає уникнути відключень світла в Одеській області
16:44 - Уряди України та Польщі реалізовують спільні кроки для розблокування кордону, — Прем’єр-міністр
16:27 - Україна звернулася до Польщі з проханням про вільний пропуск пального через кордон
16:12 - Втрати від виходу іноземних компаній з московія оцінюються у понад 100 мільярдів доларів - Reuters
16:10 - Олександр Порхун: Перші поховання на Національному військовому меморіальному кладовищі можуть відбутися наприкінці літа – на початку осені 2024 року
16:07 - Туск після переговорів зі Шмигалем: Ми близькі до того, щоб знайти рішення
16:06 - Майже 170 тисяч документацій із землеустрою та оцінки земель оцифрували землевпорядники Львівщини
16:00 - Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024
15:57 - Порядок документування страхових виплат фізичним особам для цілей оподаткування буде оновлено
15:55 - Голова Фонду держмайна України Віталій Коваль зустрівся з Надзвичайним і Повноважним Послом Королівства Нідерландів в Україні Єннесом де Молом
15:44 - Експорт 4 видів агрокультур: ліцензії видаватимуться з погодженням з Польщею
15:39 - Україна та Польща підписали меморандум про взаєморозуміння у сфері охорони здоров’я
15:32 - Ігор Клименко зустрівся із Міністром внутрішніх справ та адміністрації Польщі Марціном Кєрвінським
15:30 - "Укрнафта" розпочала ребрендинг мережі АЗС Glusco
15:24 - Новий міжнародний залізничний маршрут Київ — Кошице планується запустити цього року, - Мінінфраструктури
15:20 - Понад ₴21,6 мільярда податків і зборів сплатив Київстар за 2 останніх роки
15:18 - Цього року планується запустити залізничний маршрут з Києва до Словаччини
15:04 - Україна і Польща домовилися спільно шукати українські родини у Польщі для дітей, евакуйованих з інтернатів через війну
14:52 - Міністр агрополітики: Питання розблокування кордону з Польщею потребує додаткового часу
14:51 - 1 млрд грн передбачено на підтримку розвитку бізнесу Сумщини у 2024 році, – Юлія Свириденко
14:45 - Житло під пільговий кредит. Як реально працює державна програма "єОселя"
14:39 - Обговорено актуальні питання співпраці з польською стороною щодо інфраструктурних напрямів
14:35 - 1 млрд грн передбачено на підтримку розвитку бізнесу Сумщини у 2024 році, – Юлія Свириденко


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5135
Канадський долар28.8988
Юань Женьміньбі5.4258
Чеська крона1.6737
Данська крона5.6807
Гонконгівський долар5.0125
Форинт0.107262
Індійська рупія0.47027
Рупія0.0024708
Новий ізраїльський шекель10.6496
Єна0.25938
Теньге0.087503
Вона0.029136
Мексиканське песо2.3679
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4191
Норвезька крона3.6239
московський рубль0.42382
Сінгапурський долар29.055
Ренд2.0662
Шведська крона3.6744
Швейцарський франк43.3865
Єгипетський фунт0.8279
Фунт стерлінгів49.5641
Долар США39.2214
Білоруський рубль14.2561
Азербайджанський манат23.0755
Румунський лей8.5194
Турецька ліра1.2132
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9734
Болгарський лев21.6657
Євро42.367
Злотий9.8289
Алжирський динар0.28321
Така0.3459
Вірменський драм0.094144
Домініканське песо0.65004
Іранський ріал0.00090593
Іракський динар0.029045
Сом0.42551
Ліванський фунт0.000425
Лівійський динар7.8762
Малайзійський ринггіт8.022
Марокканський дирхам3.7715
Пакистанська рупія0.13675
Саудівський ріял10.1456
Донг0.0015437
Бат1.05901
Дирхам ОАЕ10.3594
Туніський динар12.1956
Узбецький сум0.0030447
Новий тайванський долар1.20401
Туркменський новий манат10.8712
Сербський динар0.3516
Сомоні3.4733
Ларі14.3241
Бразильський реал7.6217
Золото86820.49
Срібло968.09
Платина35516.55
Паладій39860.32

Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2041501006.631006.631006.631006.63145961.35
2262861032.451032.451032.451032.451073748.00
2288111122.611122.611122.611122.6122452.20
229025972.87972.87972.87972.872043027.00
BAVL0.240.240.240.24129600.00
CRSR061003.071003.071002.961003.07358088.07

Дані за 28.03.2024