Услышать и быть услышанным

21.07.2019 09:42 | Укррудпром

Зеркало недели, 19 июля 2019. Опубликовано 09:41 21 июля 2019 года Важным участником управления бюджетом территориальной громады и ключевым субъектом оценивания качества бюджетного планирования является непосредственно сама территориальная громада.

От ее участия в процессе планирования бюджета и оценок этого процесса зависят не только результаты выборов в органы местного самоуправления, но и общественно-политическая активность, экономическое поведение членов громады и мотивация уплаты налогов и других платежей в местный бюджет. Но на практике с коммуникациями при бюджетировании возникают большие проблемы.

В Украине уровень участия общественности в управлении бюджетом в целом и в процессе его планирования, в частности, довольно низок, в связи с чем для оценки влияния граждан на формирование местного бюджета следует остановиться на небольшом количестве градаций форм участия. По нашему мнению, базой для группирования целесообразно выбрать типологию, закрепленную в документах Совета Европы и охватывающую четыре формы участия: информирование, консультирование, диалог и партнерство.

Информирование

Информирование граждан о бюджетной политике органа местного самоуправления — основа построения эффективных отношений властных институтов и населения. Уровень обнародования официальной информации о местных бюджетах довольно высок, основная часть такой информации о бюджетах ОТГ находится в свободном для всех граждан доступе. В 2017—2018 гг. почти 90% ОТГ на своих официальных сайтах размещали решения о бюджетах. Но обнародование других важных документов, касающихся планирования бюджета, находится на значительно более низком уровне. Так, проекты решений о бюджете обнародованы в 34% ОТГ, а бюджетные запросы — только в 8,5%.

Для достижения высокого уровня бюджетной прозрачности недостаточно ограничиваться только размещением официальной информации, которая часто непонятна и, как следствие, неинтересна и малополезна для жителей громад. Заметное влияние на улучшение информирования в сфере местных бюджетов в течение 2017—2018 гг. оказала активная деятельность коалиции общественных организаций “За прозрачные бюджеты”. Важным направлением ее деятельности является развитие инновационной формы подачи информации о бюджете, предполагающей упрощенную подачу важнейших составляющих местного бюджета с элементами инфографики и популярными объяснениями. В процессе реализации проекта во всех громадах, принимавших в нем участие, такая информация была разработана и размещена в свободном доступе. Были и единичные случаи, когда органы местного самоуправления самостоятельно заказывали услуги по изготовлению информационной продукции в формате “Бюджета для граждан”. Примером может служить сотрудничество Смыжской поселковой рады и Тернопольского национального экономического университета, в рамках которого в 2018 г. был разработан буклет “Смыжская ОТГ: бюджет для граждан. 2018”. Но в целом в Украине практика популярного информирования населения о бюджете мало распространена. А значит, низкий уровень коммуникации власти с общественностью до сих пор является проблемой.

Консультирование

У консультирования есть значительный потенциал обеспечения планирования местного бюджета согласно общественным приоритетам. Для этого могут применяться универсальные способы участия общественности в управлении — присутствие в работе коллегиальных органов управления (депутатских комиссиях, исполнительных комитетах и т.п.). Впрочем, обсуждение проекта бюджета на заседаниях бюджетных комиссий проходило только в 19 ОТГ из 47 исследованных (40,4%).

Это свидетельствует о крайне низком уровне взаимодействия исполнительных органов власти значительной части ОТГ не только с общественностью, но также с депутатами. Особое место при взаимодействии территориальной громады и органа местного самоуправления в сфере бюджетного планирования принадлежит общественному обсуждению подготовленного проекта бюджета, а именно — бюджетным слушаниям. Обычно проведение бюджетных слушаний позволяет органам местного самоуправления информировать общественность об основных положениях проекта бюджета, отвечать на вопросы и замечания, а также фиксировать критические оценки и предложения к проекту бюджета.

Властные институты ОТГ, несмотря на короткий срок своего функционирования, все же достаточно активно используют консультирование как форму взаимодействия с населением. Впрочем, такая форма применяется обычно для отчета руководства громады об итогах своей работы. Значительно реже общественные обсуждения касаются проектов бюджетов и приоритетов бюджетной политики. Из 47 исследованных нами ОТГ только в 20 (42,6%) были разработаны процедуры консультаций с общественностью, закрепленные соответствующими нормативно-правовыми актами. Но всего в трех ОТГ (6,4%) проводились консультации с общественностью по проекту решений о бюджете.

Диалог

Тема бюджета обычно сложная для понимания рядовыми жителями. Следовательно, диалог между властью и органами местного самоуправления в процессе бюджетного планирования можно обеспечить в том случае, если участие в нем принимают эксперты, ученые, специалисты и другие участники, способные на равных взаимодействовать со специалистами и руководителями властных институтов. Необходимым свойством диалога в сфере бюджетного планирования является также соблюдение четких процедур.

В практике бюджетного планирования на уровне ОТГ сегодня довольно сложно обеспечить настоящий диалог между органами местного самоуправления и членами территориальной громады как из-за неготовности общественности к профессиональному обсуждению бюджетной политики, так и ввиду невозможности органов местного самоуправления реализовывать меры по достижению такого диалога. К этому следует также добавить полное отсутствие опыта продуктивного диалога в подавляющем большинстве территориальных громад. Конструктивное взаимодействие между органами власти и общественностью на уровне ОТГ в сфере планирования бюджета встречается довольно редко. В процессе исследования прозрачности бюджетного процесса в 47 ОТГ был выявлен только один случай, когда в органе местного самоуправления функционировала рабочая группа, в которую входят представители разных заинтересованных сторон (представители исполнительных органов местного самоуправления, депутаты, представители организаций гражданского общества, ученые, бизнес) и которая привлекалась к разработке проекта бюджета.

Партнерство

У партнерства общественности и органов местного самоуправления в сфере бюджетного планирования есть много форм. Признаки партнерства могут быть присущи таким инструментам, как конкурс общественных инициатив, бюджет участия, социальный заказ, совместная реализация проектов, в том числе с применением софинансирования. Из всех перечисленных форм в объединенных территориальных громадах чаще всего практикуют бюджет участия, — в начале 2018 г. бюджет участия применяли в 24 из 47 исследованных ОТГ (51,1%).

Внедрение бюджетов участия является важным каналом коммуникации с общественностью в сфере бюджетного планирования, но острые проблемы на уровнях консультирования и диалога снижают потенциал применения бюджетов участия на практике.

* * *

Поскольку процесс планирования бюджетов ОТГ происходит преимущественно без системного участия общественности, это не может не сказаться на оценках людьми процесса децентрализации, создания ОТГ, использования ресурсов местных бюджетов. Результаты социологического исследования, проведенного в 2018—2019 гг. КМИС и посвященного, в частности, выяснению позиции респондентов о результатах использования в их населенном пункте доходов местных бюджетов, выросших в процессе децентрализации, подтверждают, что 45% жителей ОТГ заметили положительные результаты, еще 23% их не заметили, но слышали о них. При этом 20,3% респондентов ответили, что изменений нет, и никто их не планирует, а 5,6% считают, что стало даже хуже.

И даже высокая оценка децентрализации жителями ОТГ довольно специфично сочетается с их пониманием ожидаемых результатов. Люди ждут положительных последствий в виде уменьшения коррупции, улучшения качества и доступности услуг, а также повышения благосостояния. При этом значительно меньше респондентов причисляют к ожидаемым результатам увеличение возможностей для простых граждан влиять на решения власти. Следовательно, наблюдается тенденция сокращения и так небольшой доли людей, заявляющих о том, что ожидают от децентрализации увеличения возможностей для простых граждан влиять на решения власти. Доля респондентов, первым приоритетом выбравших расширение возможностей для граждан влиять на решения власти, сократилась с 8,5% в 2016 г. до 6,4% в 2018 г., а доля граждан, включавших этот вариант в первую тройку приоритетов, уменьшилась с 45,2 до 29,8%. 

Низкая готовность жителей принимать участие в управлении бюджетом формирует необоснованные ожидания положительных результатов, которые должны обеспечить другие субъекты бюджетного процесса. Эти результаты также являются следствием неразвитости коммуникаций с общественностью и низкого уровня ее участия в бюджетном планировании.

Следует учитывать, что эффективные коммуникации — это двусторонний процесс взаимоотношений органов власти и общественности. Поэтому важно развивать способность обеих сторон к результативному взаимодействию. Органам власти надо формировать институциональную инфраструктуру для обеспечения коммуникаций с гражданами. Активизация же роли общественности в процессе бюджетного планирования, поощрение ее к генерированию идей и предложений по развитию громады, контролю над деятельностью власти в бюджетном процессе возможны при условии проведения действенных просветительских кампаний и успешном опыте учета предложений гражданского общества властными институтами.

Богдан МАЛЫНЯК, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов им. С.И.Юрия (ТНЭУ), глава ОО “ЭАГ “Акцент”

Додати коментар

Користувач:
email:





Market forces move
Creating endless ripples
Capital's flow.

- Fin.Org.UA

Новини

11:53 - Представники Мінмолодьспорту розповіли про російські гібридні загрози
11:25 - Ситуація в енергосистемі станом на 28 березня
11:20 - Ціни на нафту зросли після переоцінки запасів нафти у США
11:17 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - СОБОРНИЙ ТА ШЕВЧЕНКІВСЬКИЙ РАЙОНИ М. ДНІПРА) ІНФОРМУЄ!
10:49 - УДП спустило на воду третю великотоннажну SLG-баржу
10:39 - Проект Демографічної стратегії України до 2040 року: Міністерство соціальної політики розпочинає процес публічних консультацій
10:29 - Відновлювальні роботи на енергетичних об'єктах тривають, – Руслан Слободян
10:16 - Удари по російських НПЗ: Росстат зафіксував обвал виробництва бензину
10:04 - ДТЕК інвестуватиме у проєкт систем зберігання електроенергії в Польщі
09:58 - Розвиток навичок проведення багаторівневого діалогу в процесі публічних консультацій для державних службовців
09:37 - Dell за рік звільнила 13 тисяч співробітників
09:30 - Платники єдиного податку (крім І групи) зобов’язані у разі здійснення розрахунків застосовувати РРО/ПРРО
09:29 - До уваги платників!
09:28 - У Німеччині розслідують причетність співробітників Siemens до порушення кримських санкцій
09:28 - Особливості декларування податку на прибуток підприємств банками у разі Отримання у звітному періоді збитків
09:27 - Мальовничі стежки в заповідниках більше не будуть трасами для джиперів: парламентський комітет підтримав урядовий законопроект
09:19 - ПФУ: Фінансування пенсій за березень завершено
09:18 - Порядок заповнення заяви про повернення суми бюджетного відшкодування
09:15 - Чи може платник податків отримати відповідь в Контакт-центрі ДПС на запитання щодо конкретної ситуації, яка стосується виключно даного платника податків в частині податкового законодавства та єдиного внеску?
09:15 - Оперативна інформація щодо наслідків ведення бойових дій російською федерацією та роботи піротехнічних підрозділів ДСНС України
09:07 - Податковий календар на 29 березня 2024 року
09:06 - Понад 5,8 млрд грн спрямували до загального фонду держбюджету платники Дніпропетровщини
09:05 - Працюємо разом на ефективний результат
09:00 - Податківці Дніпропетровщини продовжують комунікувати з ТОП-асоціаціями та бізнесом
09:00 - США ввели санкції проти компанії з московія за фінансування програми озброєнь КНДР
08:57 - Безкоштовні кваліфіковані сертифікати відкритих ключів від ДПС у січні – лютому отримали 179,6 тис. користувачів
08:35 - Питання підвищення тарифів на електроенергію наразі не розглядається, – Герман Галущенко
08:35 - EUR/USD. Сильный уровень сопротивления 1.0826 в центре внимания форекс трейдеров...
08:30 - Як оскаржити рішення МСЕК
08:10 - Питання підвищення тарифів на електроенергію наразі не розглядається – Герман Галущенко


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5684
Канадський долар28.8383
Юань Женьміньбі5.4275
Чеська крона1.676
Данська крона5.6909
Гонконгівський долар5.0143
Форинт0.10739
Індійська рупія0.47047
Рупія0.0024729
Новий ізраїльський шекель10.7184
Єна0.25935
Теньге0.087203
Вона0.029084
Мексиканське песо2.3648
Молдовський лей2.2208
Новозеландський долар23.5207
Норвезька крона3.6331
московський рубль0.42512
Сінгапурський долар29.0982
Ренд2.0728
Шведська крона3.6884
Швейцарський франк43.2662
Єгипетський фунт0.8298
Фунт стерлінгів49.5049
Долар США39.2273
Білоруський рубль14.2583
Азербайджанський манат23.079
Румунський лей8.5371
Турецька ліра1.2156
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.0016
Болгарський лев21.7001
Євро42.442
Злотий9.8329
Алжирський динар0.28321
Така0.3459
Вірменський драм0.094144
Домініканське песо0.65004
Іранський ріал0.00090593
Іракський динар0.029045
Сом0.42551
Ліванський фунт0.000425
Лівійський динар7.8762
Малайзійський ринггіт8.022
Марокканський дирхам3.7715
Пакистанська рупія0.13675
Саудівський ріял10.1456
Донг0.0015437
Бат1.05901
Дирхам ОАЕ10.3594
Туніський динар12.1956
Узбецький сум0.0030447
Новий тайванський долар1.20401
Туркменський новий манат10.8712
Сербський динар0.3516
Сомоні3.4733
Ларі14.3241
Бразильський реал7.6217
Золото85790.11
Срібло960.14
Платина34973.49
Паладій38086.57

Курси валют, встановлені НБУ на 28.03.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
1872071075.071075.071075.071075.07290268.90
2041501004.31004.31004.31004.335150.50
2262861032.051032.051032.051032.051204402.35
2288111122.081122.081122.081122.08224416.00
CRSR061001.481002.31001.481002.2250112.96

Дані за 27.03.2024